Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математические дисциплины / педагогический потенциал математических дисциплин / аксиологический потенциал математических дисциплин / ценностное отношение к профессиональной деятельности / будущие специалисты в сфере информационных технологий. / mathematical disciplines / pedagogical potential of mathematical disciplines / axiological potential of mathematical disciplines / value attitude to professional activity / future specialists in the field of information technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснянская Александра Викторовна

Статья посвящена анализу аксиологического потенциала математических дисциплин как средства формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих специалистов в сфере информационных технологий. В соответствии с целью статьи раскрыты понятия «педагогический потенциал математических дисциплин» и «аксиологический потенциал математических дисциплин». Опираясь на принятые в педагогической науке принципы и анализ публикаций, определены возможности математических дисциплин (развивающие, воспитательные, образовательные). Описаны свойства и особенности математики как науки, играющей особую роль в системе общечеловеческих знаний. В рамках профессиональной подготовки специалистов в сфере информационных технологий математические дисциплины призваны формировать интеллектуальную культуру будущего специалиста, а также систему его ценностные ориентации, в том числе, ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Выявлены направления актуализации аксиологического потенциала математики, обеспечивающие развитие ценностных ориентаций студентов направлений подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика, 01.03.03 Механика и математическое моделирование, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 09.03.03 Прикладная информатика, 09.03.04 Программная инженерия. Представленная в статье структура аксиологического потенциала математических дисциплин включает в себя четыре компонента (когнитивный, операциональный, мировоззренческий и рефлексивный). Дана характеристика содержания каждого из этих компонентов. Все компоненты аксиологического потенциала математических дисциплин образуют систему, направленную на развитие комплекса компетенций, необходимых будущему специалисту в его профессиональной деятельности. В контексте задач исследования выявлен педагогический и аксиологический потенциал математических дисциплин, включенных в учебные планы подготовки будущих специалистов в сфере информационных технологий. На основании результатов проведенного анализа сделан вывод о том, что математические дисциплины обладают значительным педагогическим и аксиологическим потенциалом как средством формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснянская Александра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MATHEMATICAL DISCIPLINES AS A MEANS OF FORMING A VALUE ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITY IN FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The article is devoted to the analysis of the axiological potential of mathematical disciplines as a means of forming a value attitude to professional activity among future specialists in the field of information technology. In accordance with the purpose of the article, the concepts of «pedagogical potential of mathematical disciplines» and «axiological potential of mathematical disciplines» are disclosed. Based on the principles adopted in pedagogical science and the analysis of publications, the possibilities of mathematical disciplines (developing, educational, educational) are determined. The properties and features of mathematics as a science that plays a special role in the system of universal knowledge are described. As part of the training of specialists in the field of information technology, mathematical disciplines are designed to form the intellectual culture of the future specialist, as well as the system of his value orientations, including the value attitude to future professional activity. The directions of actualization of the axiological potential of mathematics, which ensure the development of value orientations of students in these areas of training, are revealed. The structure of the axiological potential of mathematical disciplines presented in the article includes four components (cognitive, operational, ideological and reflexive). The content of each of these components is characterized. All components of the axiological potential of mathematical disciplines form a system aimed at developing a set of competencies necessary for a future specialist in his professional activities. In the context of the research objectives, the pedagogical and axiological potential of the mathematical disciplines included in the curricula for the training of future specialists in the field of information technology has been identified. Based on the results of the analysis, it was concluded that mathematical disciplines have significant pedagogical and axiological potential as a means of forming a value attitude to professional activity.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 378.1

001: 10.24412/2079-9152-2022-55-66-75

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Статья посвящена анализу аксиологического потенциала математических дисциплин как средства формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих специалистов в сфере информационных технологий. В соответствии с целью статьи раскрыты понятия «педагогический потенциал математических дисциплин» и «аксиологический потенциал математических дисциплин». Опираясь на принятые в педагогической науке принципы и анализ публикаций, определены возможности математических дисциплин (развивающие, воспитательные, образовательные). Описаны свойства и особенности математики как науки, играющей особую роль в системе общечеловеческих знаний. В рамках профессиональной подготовки специалистов в сфере информационных технологий математические дисциплины призваны формировать интеллектуальную культуру будущего специалиста, а также систему его ценностные ориентации, в том числе, ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Выявлены направления актуализации аксиологического потенциала математики, обеспечивающие развитие ценностных ориен-таций студентов направлений подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика, 01.03.03 Механика и математическое моделирование, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 09.03.03 Прикладная информатика, 09.03.04 Программная инженерия. Представленная в статье структура аксиологического потенциала математических дисциплин включает в себя четыре компонента (когнитивный, операциональный, мировоззренческий и рефлексивный). Дана характеристика содержания каждого из этих компонентов. Все компоненты аксиологического потенциала математических дисциплин образуют систему, направленную на развитие комплекса компетенций, необходимых будущему специалисту в его профессиональной деятельности. В контексте задач исследования выявлен педагогический и аксиологический потенциал математических дисциплин, включенных в учебные планы подготовки будущих специалистов в сфере информационных технологий. На основании результатов проведенного анализа сделан вывод о том, что математические дисциплины обладают значительным педагогическим и аксиологическим потенциалом как средством формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: математические дисциплины, педагогический потенциал матема-

Краснянская Александра Викторовна,

аспирант

e-mail: krasnyanskaya9717@mail.ru ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет им. Владимира Даля», г. Луганск, ЛНР

%■.....

тических дисциплин, аксиологический потенциал математических дисциплин, ценностное отношение к профессиональной деятельности, будущие специалисты в сфере информационных технологий.

Для цитирования: Краснянская А.В. Педагогический потенциал математических дисциплин как средства формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих специалистов в сфере информационных технологий / А.В. Краснянская // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. -2022. - Вып. 55. - С. 66-75.

DOI: 10.24412/2079-9152-2022-55-66-75

Постановка проблемы. В контексте современных тенденций развития экономики, техники, технологий, общества в целом существенно трансформируются требования к профессиональной подготовке специалистов всех сфер деятельности. На рынке труда растет конкуренция -востребованными становятся специалисты, обладающие не только высоким уровнем профессиональных знаний и мастерства, но и высоким уровнем профессиональной ответственности, профессиональной компетентности, профессионализма как интегративного качества личности. Вследствие этого особую актуальность приобретает обеспечение высокого качества профессионального образования [9]. Современные исследователи подходят к этому вопросу с разных сторон, исследуя такие проблемы как формирование профессиональной культуры студентов (Е.И. Скафа) [34], развитие интереса у студентов во время их обучения (Е.И. Приходченко) [28], формирование профессиональной компетентности будущих специалистов (Ю.Н. Назарова, Ж.А. Пулатов) [25; 30], однако поиск средств формирования профессионально значимых качеств личности, развития эмоционально-мотивационной сферы как основы формирования профессионализма будущих специалистов остается одной из наиболее актуальных и дискуссионных проблем.

В качестве одного из эффективных средств формирования интеллектуальной

культуры студентов в теории и методике профессионального образования рассматриваются математические дисциплины, поскольку, по мнению исследователей, математика занимает особое место в науке, играет ведущую роль в естественнонаучных исследованиях, широко используется в инженерно-технической деятельности, способствует формированию у студентов логического, пространственного, алгоритмического, эвристического, мировоззренческого и других типов мышления, является основой для обучения другим дисциплинам [7; 19; 27; 29].

Анализ актуальных исследований.

В условиях применения компетентност-ного подхода возможность формирования комплекса планируемых результатов обучения обеспечивается путем проектирования содержания учебных дисциплин таким образом, чтобы его освоение способствовало формированию у студентов предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего образования компетенций. Роль учебных дисциплин в процессе формирования компетенций изучали М.М. Гайсаева [5], Н.Б. Лумбунова [21], О.Г. Лысак [22], Н.А. Тимощук [35] и др. Исследователи считают, что в подготовку студентов должны включаться те учебные дисциплины, которые обладают максимальными возможностями для развития их компетенций. Возможности математических дисциплин для формирования професси-

онально важных качеств в подготовке студентов раскрываются в работах Т.Н. Кочетовой, Я.Г. Стельмах [20], А.Е. Поличка, М.А. Кисляковой [26], С.И. Тороповой [36] и др. В них отмечено, что обучение математическим дисциплинам способствует развитию мышления, развитию научного мировоззрения, повышению математической культуры и становлению личности будущего профессионала. Однако педагогический потенциал математических дисциплин как средства формирования ценностно-мотивационной сферы личности в процессе профессиональной подготовки требует дополнительного рассмотрения.

Цель статьи - проанализировать содержание понятий «педагогический потенциал математических дисциплин» и «аксиологический потенциал математических дисциплин», рассмотреть возможности математических дисциплин как средства формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих специалистов в сфере информационных технологий, представить структуру аксиологического потенциала математических дисциплин.

Изложение основного материала. Опираясь на государственные образовательные стандарты высшего образования Луганской Народной Республики по направлению подготовки 01.03.01 Математика [6], данное М. А. Кисляковой определение математических дисциплин [18, с. 34], а также результаты исследований, направленных на формирование определенных качеств обучающихся, совершенствование их знаний, учебных умений и т.д. [1; 8; 10; 13; 15], под математической дисциплиной мы будем понимать учебную дисциплину в программе подготовки студентов в образовательных организациях высшего образования, которая представляет собой адаптированную систему математических знаний и умений, и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений с целью формирования

предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего образования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов. К математическим дисциплинам, включенным в учебные планы подготовки будущих специалистов в сфере информационных технологий, относятся, например: «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Дифференциальные уравнения» (для направлений подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика и 01.03.03 Механика и математическое моделирование); «Теория вероятностей и математическая статистика» (для направлений подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 09.03.02 Информационные системы и технологии,

09.03.03 Прикладная информатика,

09.03.04 Программная инженерия).

Во всех математических дисциплинах можно выделить их педагогический потенциал, направленный на формирование предусмотренными государственными образовательными стандартами высшего образования компетенций, и формирование профессионально важных качеств будущего специалиста.

В ряде работ (Т.В. Ежова [11], В.Б. Моисеев [23], И.В. Сергеева [31] и др.) понятие «возможности учебных дисциплин» соотносится с понятиями «потенциал дисциплины», «дидактический потенциал дисциплины» и т.д. Анализ научной литературы показал, что словосочетание «педагогический потенциал дисциплины» часто используется в современной литературе, однако единого подхода к определению содержания этого понятия нет. Так, например, С.А. Арслан-бекова рассматривает развивающий потенциал математики как «совокупность структурных, содержательных и процедурных компонентов, обеспечивающих многомерное (познавательное, эмоционально-эстетическое, переживательное и оценочное) изучение математических

объектов, которое выполняется с опорой на иллюстративные и управляющие функции ориентировочных основ действий» [2]. М.Д. Боярский образовательный потенциал математического образования определяет как «совокупность педагогических возможностей дидактических методов и средств общего математического образования» [3, с. 9].

М.А. Кислякова определила педагогический потенциал математических дисциплин как «совокупность возможностей учебной математической дисциплины для реализации целей образования и формирования компетенций из государственных образовательных стандартов, соответствующих профессионально важным качествам личности будущего специалиста» [18, с. 36]. В его состав включаются развивающие, воспитательные и образовательные возможности математических дисциплин [18, с. 39]. Рассмотрим каждую из перечисленных возможностей.

Во-первых, развивающие возможности математических дисциплин заключаются в особенностях математической деятельности в процессе решения разнообразных задач. Занятия математической деятельностью способствуют развитию культуры мышления студента, развитию умений рационально мыслить, а также существенно влияют на процесс саморазвития. Способность к саморазвитию -объект формирования всех учебных дисциплин, поскольку это одна из главных задач образования [18, с. 43-44].

Особую роль в развитии интеллектуальных умений занимают математические задачи, которые в процессе обучения математическим дисциплинам выполняют ряд функций. Обучающая функция задач - выработка у студентов определенных умений и навыков. Развивающая функция задач заключается в развитии определенных интеллектуальных умений студентов. Воспитывающая функция задач заключается в формировании у студентов усердия, целеустремленности, что проявляется в умении преодолевать по-

знавательные затруднения и находить решение [18, с. 42].

По мнению Е. М. Вечтомова, математика - самая честная и творческая из наук. Она воспитывает не только правдивость, критичность, самостоятельность, справедливость, благородство, трудолюбие и дисциплинированность, но и учит «свободному полету мысли», несмотря на заданность строгих логических правил [4, с. 235].

Во-вторых, воспитательная возможность математических дисциплин заключается в формировании у студентов системы мировоззренческих ориентиров, сложившихся в математике и имеющих культурное и практическое значение для понимания окружающего мира [18, с. 49].

В XXI веке приоритетной задачей системы образования является развитие индивидуальности личности, одним из проявлений которой является индивидуальное мировоззрение [16]. В связи с этим воспитательная возможность математических дисциплин в процессе подготовки студентов раскрывается в трех контекстах: в контексте значения математики в историческом развитии общества в прошлом, в общественно-культурном контексте в настоящем и в контексте будущей профессиональной деятельности.

Общественно-культурное значение математических дисциплин заключается в той возможности, которую предоставляет математика и ее развитый аппарат для решения современных мировоззренческих проблем. Под мировоззренческими проблемами понимаются любые, требующие решения затруднения, являющиеся для человека значимыми в рамках его представлений о мироздании, природе, обществе, о себе, выраженное в понятиях, образах, ощущениях, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему [12].

К этим проблемам можно отнести: мировоззренческие проблемы, связанные с экономической деятельностью человека (например, тарифы ЖКХ), со сферой раз-

влечений (выигрыш и проигрыш в лотерее, математические конкурсы), с последствиями аварий и катастроф (оценка вероятностей попасть в аварию), с политической жизнью и ее влиянием на жизнь каждого человека (понятие бюджета государства, инфляции, курса валют, прогнозы выборов) и т.д. [18, с. 50].

В-третьих, образовательные возможности математических дисциплин заключаются в той роли, которую играет математика в описании явлений и процессов окружающего мира, концентрируясь вокруг профессиональных задач специалиста, которые решаются с использованием математических методов.

Другими словами, математические дисциплины служат эффективным средством для формирования способности студента определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику для удовлетворения в настоящем и будущем потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Обобщая сказанное, можно отметить, что математические дисциплины направлены на формирование математической грамотности будущего специалиста.

Под математической грамотностью понимается способность студентов выполнять следующие действия:

- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать эти проблемы, используя математические знания и методы;

- анализировать использованные методы решения;

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать окончательные результаты решения постав-

ленной проблемы [18, с. 57].

В контексте задач нашего исследования, направленного на формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих специалистов в сфере информационных технологий в процессе изучения математических дисциплин, необходимо обратить особое внимание на выявление и анализ аксиологического потенциала математических дисциплин, включенных в учебные планы подготовки будущих специалистов в сфере информационных технологий.

Аксиологический потенциал рассматривается исследователями как:

- зависимость духовного богатства ценностных ориентаций человека и его творческой деятельности, жизненного пути (А.В. Кирьякова) [17];

- совокупность ценностных ориента-ций личности, которые существуют в определенной устойчивой иерархии (Р. А. Муртазин) [24].

М. С. Каган называет пять разновидностей потенциала, характеризующих личность, в числе которых выделяет аксиологический потенциал, определяемый системой ценностных ориентаций, т. е. идеалами, целями, убеждениями. Акцент делается на единстве психологических и педагогических моментов, самосознании личности, формируемых с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов [14].

По мнению С.А. Сероветниковой [32; 33], аксиологический потенциал математики состоит, во-первых, в возможности использования ее интеллектуальных составляющих в качестве методов описания окружающего мира; методов исследования в других науках и областях (техника, экономика, искусство, экология, производство, быт и др.); средств для построения формальных систем, абстрактных математических моделей, позволяющих описывать любые процессы (не обязательно математические, реальные и виртуальные). Во-вторых, в возможности

использования ее эмоциональной составляющей, которая включает обращение к историческим аспектам математического знания (знакомство с историей математических открытий, биографией ученых, происхождением терминов, старинными задачами); раскрытие связи математики и природы; раскрытие связи математики и искусства. В-третьих, в возможности использования педагогического сопровождения рефлексии студентов собственной системы ценностей и реализации ее в поведении (реализация ценностно-смыслового освоения математических понятий).

Указанные направления актуализации аксиологического потенциала математики опираются на ее свойства и особенности. Математике как науке свойственны абстрактность, оперирование идеализированными объектами, дедуктивный метод доказательства, широта приложения. Таким образом, математика, являясь, с одной стороны, системой отвлеченных, абстрактных понятий, с другой стороны, представляет собой систему идей, соотносящихся с данными материального мира.

Выявленные направления актуализации аксиологического потенциала математики показывают, что эта дисциплина обладает богатым арсеналом средств, обеспечивающих развитие ценностных ориентаций обучаемых. Следуя предложенным направлениям, можно транслировать знания об общечеловеческих ценностях и путях их реализации в профессиональной деятельности, формировать модели профессионального поведения, предусматривающие решение задач профессиональной деятельности с учетом их технологических и социально значимых последствий.

По нашему мнению, аксиологический потенциал математических дисциплин как средства формирования у будущих специалистов в сфере информационных технологий нацелен на:

1) формирование общематематиче-

ских знаний и компетенций будущих специалистов;

2) формирование и развитие алгоритмического мышления студентов как основы профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере информационных технологий;

3) формирование наглядно-образной структуры алгоритма;

4) создание формального математического описания построенного алгоритма как основы компьютерной программы;

5) осмысление многих жизненных и профессиональных проблем с точки зрения иерархии ценностей;

6) формирование способностей к творчеству и креативности, стремление к саморазвитию и самообразованию;

7) приобщение студентов к миру подлинных духовных ценностей;

8) поиск и постижение культурных и ценностных смыслов профессиональной деятельности;

9) освоение межличностной и профессиональной коммуникации;

10) формирование эмоционально-ценностного отношения к истории математики, отдельным событиям личностям и фактам.

Основываясь на разработанной М.А. Кисляковой структуре педагогического потенциала математических учебных дисциплин [18, с. 5, 58-60], представим их аксиологический потенциал в виде системы, состоящей из четырех компонентов (когнитивный, операциональный, мировоззренческий и рефлексивный). Данные компоненты направлены на развитие предусмотренного государственными образовательными стандартами высшего образования комплекса компетенций, обеспечивающего готовность выпускников к полноценной реализации задач профессиональной деятельности в контексте принятых в обществе культурных ценностей и моральных норм. Представим характеристику каждого из них:

- содержание когнитивного компонента заключается в возможностях мате-

матической дисциплины для развития культуры мышления и деятельности (умения рационально мыслить, пользоваться собственными интеллектуальными ресурсами, критически оценивать поступающую информацию, прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности и ее последствия для себя, профессионального сообщества, предприятия (учреждения), общества в целом и т. д.);

- операциональный компонент содержит непосредственно те инструменты, которыми математическая дисциплина обеспечивает студента (владение опытом применения математических методов к исследованию простейших объектов, навыками прогнозирования и т. д.);

- содержанием мировоззренческого компонента является та роль, которую выполняет математическая дисциплина в построении индивидуальной картины мира («математические объекты (понятия, утверждения, язык, алгоритмы и др.) в условиях их воспроизводства позволяют человеку из определенной «начальной точки» (Р. Декарт), положения «отстранения» (В.Б. Шкловский) или «умолчания» (К. Кастанеда) «увидеть» и проанализировать мышление как форму деятельности, то есть помогают индивиду понимать, познавать и пристраивать самого себя в будущее» (В.А. Цапов) [7,

с. 9]);

- содержание рефлексивного компонента - возможности математической дисциплины для развития метакогнитив-ной компетентности студента (знание собственных интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, умение корректировать собственное мнение в зависимости от объективных фактов, умение анализировать собственные знания, понимать, принимать и объективно оценивать различные точки зрения на процессы исследования гуманитарных объектов и т.д.).

Исходя из этого, можно утверждать, что все компоненты аксиологического потенциала математических дисциплин,

взаимодействуя друг с другом, образуют систему, которая направлена на развитие комплекса компетенций, необходимых будущему специалисту в его профессиональной деятельности.

Выводы. Таким образом, в статье проанализирован педагогический потенциал математических дисциплин как средства формирования профессиональной и общей культуры студентов. В контексте задач исследования выявлен педагогический и аксиологический потенциал математических дисциплин «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Дифференциальные уравнения», включенных в учебные планы подготовки будущих специалистов в сфере информационных технологий. На основании результатов проведенного анализа психолого-педагогической литературы, требований государственных образовательных стандартов высшего образования Луганской Народной Республики по направлениям подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика, 01.03.03 Механика и математическое моделирование, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 09.03.03 Прикладная информатика, 09.03.04 Программная инженерия, и соответствующих рабочих учебных планов подготовки специалистов в сфере информационных технологий сделан вывод о том, что математические дисциплины как средство формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности обладают значительным педагогическим и аксиологическим потенциалом.

1. Айбазова А.К. Технологические подходы развития мышления у студентов в процессе изучения математических дисциплин / А. К. Айбазова //Мир науки, культуры, образования. - №1 (68). - 2018. - С. 195-196.

2. Арсланбекова С.А. Реализация развивающего потенциала естественно-математических дисциплин на основе проектно-техно-логического подхода (на примере математи-

ки) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /Арслан-бекова Светлана Анатольевна; [Место защиты: Башкирский гос. пед. ун-т]. - Уфа, 2003. - 202 с.

3. Боярский М.Д. Реализация педагогического потенциала общего математического образования в развитии познавательных интересов личности: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Боярский Михаил Дмитриевич; [Место защиты: Уральский гос. пед. ун-т]. -Екатеринбург, 1999. -196 с.

4. Вечтомов Е.М. Метафизика математики: монография / Е. М. Вечтомов. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - 508 с.

5. Гайсаева М.М. Формирование общих компетенций у студентов колледжа в процессе преподавания истории: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гайсаева Милана Магомедовна; [Место защиты: Дагестанский гос. пед. ун-т]. - Махачкала, 2018. - 272 с.

6. Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 01.03.01 Математика : утвержден приказом Министерства образования и науки ЛНР 09.08.2018, № 298/1942. - Текст: электронный. - URL: https://sovminlnr.ru/docs/ 2022/01/18/u887-od.pdf (дата обращения: 18.11.2020).

7. Дзундза А.И. Мировоззренческий потенциал математики / А.И. Дзундза, В.А. Ца-пов // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. - 2016. - Вып. 43. - С. 7-12.

8. Евелина Л.Н. Вопросы интеграции знаний в процессе изучения математических дисциплин будущими учителями математики / Л. Н. Евелина // Самарский научный вестник. -Вып. 7. - №4 (25). - 2018. - С. 321-326.

9. Евсеева Е.Г. Трансформация методических систем обучения математике в средней школе и классическом университете с целью обеспечения их преемственности / Е.Г. Евсеева, А.В. Должикова // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. - 2020. - Вып. 51. -С. 13-21.

10. Егорова И. С. О формировании опыта креативной деятельности бакалавра педагогического образования в процессе изучения математических дисциплин / И. С. Егорова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2015. - №11. - С. 124-125.

11. Ежова Т.В. Проектирование педагоги-

ческого дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя : дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08 / Ежова Татьяна Владимировна; [Место защиты : Оренбургский гос. пед. ун-т]. - Оренбург, 2009. - 449 с.

12. Жохов А.Л. Научные основы мировоззренческий направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе: дис. ... доктора пед. наук : 13.00.02 / Жохов Аркадий Львович; [Место защиты : Московский пед. гос. ун-т]. -Москва, 1999. - 420 с.

13. ИванюкМ.Е. Подготовка студентов педагогического вуза к реализации ФГОС ООО в процессе изучения математических дисциплин / М.Е. Иванюк, Ю.С. Шатрова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - №2 (11). - С. 46-49.

14. КаганМ.С. Опыт системного анализа человеческой деятельности / М.С. Каган // Философские науки. -1970. - №5. - С. 43-54.

15. КапкаеваЛ.С. Формирование методических умений у будущих учителей математики в процессе изучения математических дисциплин /Л.С. Капкаева //Проблемы современного образования. - 2013. - №4. - С. 162170.

16. Касьян А. А. Контекст образования : наука и мировоззрение: монография / А.А. Касьян. - Нижний Новгород: НГПУ, 1996. -184 с.

17. Кирьякова А.В. Педагогическая аксиология: учеб. пособие /А.В. Кирьякова, Г. А. Ме-лекесов, Л. В. Мосиенко и др. - Москва : ИН-ФРА-М, 2016. - 283 с.

18. Кислякова М.А. Педагогический потенциал математических дисциплин в подготовке студентов гуманитарных профилей: монография / М.А. Кислякова, А.Е. Поличка. -Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2019. - 240 с.

19. Королев М.А. Эффективность методики обучения прикладной математике студентов технических специальностей средствами игровых моделей на основе эвристического подхода / М.А. Королев // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. - 2020. -Вып. 51. - С. 53-60.

20. Кочетова Т.Н. Формирование творческого потенциала студентов технического вуза / Т.Н. Кочетова, Я.Г. Стельмах // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные,

медико-биологические науки. - 2020. - №74. -С. 36-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Лумбунова Н.Б. Формирование общих компетенций у студентов колледжа в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 /Лумбунова Наталья Баировна ; [Место защиты: Бурятский гос. ун-т имени Доржи Банзарова]. -Улан-Удэ, 2020. - 207 с.

22. Лысак О.Г. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров профессионального обучения средствами 1Т-технологий на материале математических дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/Лысак Оксана Григорьевна; [Место защиты : Орловский гос. ун-т имени И.С. Тургенева]. - Орел, 2019. -231 с.

23. Моисеев В.Б. Инновационные технологии обучения в высшем профессиональном образовании: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.08 / Моисеев Василий Борисович; [Место защиты : Московский пед. гос. ун-т]. -Москва, 2003. - 288 с.

24. Муртазин Р.А. Развитие аксиологического потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Муртазин Рустам Ахметрашидович; [Место защиты : Южно-Уральский гос. ун-т]. - Челябинск, 2011. - 225 с.

25. Назарова Ю.Н. Применение информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе как эффективный механизм формирования профессиональной компетентности будущих специалистов / Ю. Н. Назарова // Мир науки, культуры и образования. - 2019. - №5 (78). - С. 36-38.

26. Поличка А.Е. Принципы отбора содержания обучения бакалавров для реализации педагогического потенциала математических дисциплин / А.Е. Поличка, М.А. Кислякова // Сибирский педагогический журнал. - 2017. -№3. - С. 71-74.

27. Прач В. С. Формирование инженерного профессионального мышления студентов технического университета в процессе обучения высшей математике / В.С. Прач // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. -2016. - Вып. 43. - С. 58-65.

28. Приходченко Е.И. Интерес как мотивирующее качество в процессе подготовки специалистов / Е.А. Приходченко //Дидактика математики: проблемы и исследования:

Междунар. сборник научных работ. - 2020. -Вып. 52. - С. 13-16.

29. Прокопенко Н.А. Интегрированное учебное пособие как средство обучения математике студентов технического университета на основе интегративного и деятель-ностного подходов / Н.А. Прокопенко // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. -2017. - Вып. 45. - С. 55-65.

30. Пулатов Ж.А. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста как педагогическая проблема / Ж. А. Пулатов // Academy. - 2018. - №3 (30). -С. 65-69.

31. Сергеева И.В. Мультикультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Сергеева Ирина Витальевна; [Место защиты : Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева]. - Чебоксары, 2011. -181 с.

32. Сероветникова С.А. Педагогические условия и предпосылки воспитания ценностных ориентаций школьников средствами математики как учебного предмета / С.А. Сероветникова // Известия ВГПУ. Педагогические науки. - 2015. - №6 (101). - С. 1621.

33. Сероветникова С.А. Реализация аксиологического подхода в процессе обучения математике / С.А. Сероветникова // Вестник МГОУ. - 2016. - №3. - С. 33-42.

34. Скафа Е.И. Какую культуру формировать у студентов классического университета? / Е.И. Скафа // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. - 2019. - Вып. 50. - С. 24-29.

35. Тимощук Н.А. Роль гуманитарных дисциплин в формировании метапредметных компетенций будущих инженеров / Н.А. Тимощук // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2017. - №6. - С. 54-60.

36. Торопова С. И. Методика реализации профессиональной направленности обучения математике студентов экологических направлений подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Торопова Светлана Ивановна ; [Место защиты : Московский пед. гос. ун-т]. - Москва, 2019. - 26 с.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MATHEMATICAL DISCIPLINES AS A MEANS OF FORMING A VALUE ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITY IN FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Krasnyanskaya Alexandra,

Postgraduate Student Lugansk Vladimir Dahl State University, Lugansk, LPR

Abstract. The article is devoted to the analysis of the axiological potential of mathematical disciplines as a means of forming a value attitude to professional activity among future specialists in the field of information technology. In accordance with the purpose of the article, the concepts of «pedagogical potential of mathematical disciplines» and «axiological potential of mathematical disciplines» are disclosed. Based on the principles adopted in pedagogical science and the analysis of publications, the possibilities of mathematical disciplines (developing, educational, educational) are determined. The properties and features of mathematics as a science that plays a special role in the system of universal knowledge are described. As part of the training of specialists in the field of information technology, mathematical disciplines are designed to form the intellectual culture of the future specialist, as well as the system of his value orientations, including the value attitude to future professional activity. The directions of actualization of the axiological potential of mathematics, which ensure the development of value orientations of students in these areas of training, are revealed. The structure of the axiological potential of mathematical disciplines presented in the article includes four components (cognitive, operational, ideological and reflexive). The content of each of these components is characterized. All components of the axiological potential of mathematical disciplines form a system aimed at developing a set of competencies necessary for a future specialist in his professional activities. In the context of the research objectives, the pedagogical and axiological potential of the mathematical disciplines included in the curricula for the training of future specialists in the field of information technology has been identified. Based on the results of the analysis, it was concluded that mathematical disciplines have significant pedagogical and axiological potential as a means offorming a value attitude to professional activity.

Keywords: mathematical disciplines, pedagogical potential of mathematical disciplines, axiologi-cal potential of mathematical disciplines, value attitude to professional activity, future specialists in the field of information technology.

For citation: Krasnyanskaya A. (2022). Pedagogical potential of mathematical disciplines as a means of forming a value attitude to professional activity in future specialists in the sphere of information technologies. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 55, pp. 66-75. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: 10.24412/2079-9152-2022-55-66-75

Статья представлена профессором М.Г. Колядой.

Поступила в редакцию 02.03.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.