Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировоззренческие ориентиры / обучение математическим дисциплинам / педагогические принципы / будущий учитель математики / worldview guidelines / teaching mathematical disciplines / pedagogical principles / future teacher of mathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цапов Вадим Александрович

Статья посвящена проблеме формирования мировоззрения будущих учителей математики. Определяются педагогические принципы, на которые должно опираться мировоззренчески ориентированное обучение математическим дисциплинам будущих учителей математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цапов Вадим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE FORMATION OF A WORLDVIEW IN THE DIGITAL GENERATION OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS

The article is devoted to the problem of forming the worldview of future teachers of mathematics. The pedagogical principles are determined on which the ideologically oriented teaching of mathematical disciplines to future mathematics teachers should be based.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ»

УДК 378.147

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-57-62

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Цапов Вадим Александрович,

кандидат физико-математических наук, доцент

e-mail: tsapva@mail.ru

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования мировоззрения будущих учителей математики. Определяются педагогические принципы, на которые должно опираться мировоззренчески ориентированное обучение математическим дисциплинам будущих учителей математики.

Ключевые слова: мировоззренческие ориентиры, обучение математическим дисциплинам, педагогические принципы, будущий учитель математики.

Для цитирования: Цапов В.А. Принципы формирования мировоззрения у цифрового поколения будущих учителей математики / В.А. Цапов // Дидактика математики: проблемы и исследования: международный сборник научных работ. - 2021. - № 53. - С. 57-62.

%.......&

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-57-62

%.......&

Постановка проблемы. Цифровые трансформации всех сфер социальной жизнедеятельности в современном мире являются как фактором общественного прогресса, так и фактором угрозы информационной безопасности человеческого сообщества. В этот период вопросы становления мировоззрения личности становятся определяющим фактором в формировании общественных отношений. Перед научно-педагогическим сообществом возникла острая проблема поиска новых подходов к проектированию образовательно-воспитательных технологий с учетом новых личностных параметров цифрового поколения, для которых Интернет-пространство становится объективной реальностью.

учебной литературы, диссертационных исследований, нормативных документов позволил установить, что важнейшим аспектом современного проектирования высшего педагогического образования становится направленность его содержания на формирование мировоззренческих ориентиров и установок личности. Именно мировоззренческие ориентиры учителя являются направляющим фактором в развитии общества, своеобразным индикатором благополучия или неблагополучия социальной жизни. Мировоззренческие ориентиры и установки не только определяют параметры жизнедеятельности педагога, актуализируют главную линию его профессиональной деятельности, но и регулируют его отношения и особенности взаимодействия с объектами его профессиональной деятельности, де-

Проведенный анализ психолого-педагогической, научно-методической,

терминируют и регулируют процессы саморазвития и самосовершенствования.

Анализ актуальных исследований.

Исходя из анализа задач личностно ориентированного профессионального образования, ряд ученых исследуют принципы позволяющие реализовать процесс формирования мировоззрения у цифрового поколения будущих учителей математики. По мнению Л.П. Илларионовой важнейшими принципами формирования духовно-нравственной культуры будущего учителя в структуре непрерывного педагогического образования будут: лич-ностно-деятельностный, аксиологический, культурологический подходы к подключению субъектов педагогического процесса в креативное, творческое саморазвитие, упорядоченное высшими духовными ценностями существования человека; актуализация духовно-нравственного потенциала в будущей профессиональной педагогической деятельности; принцип целостности, направленный на комплексное изучение процесса духовно-нравственного развития личности учителя во время его профессиональной подготовки [7].

И.А. Савельева придерживается мнения, что принципами развития интеллектуально-познавательного потенциала студентов цифрового поколения в процессе профессиональной подготовки являются: принципы интеграции, индивидуализации, диалогичности, проблемности [9].

По мнению С.Н. Щегловой принципами формирования творческого потенциала современных студентов педагогического вуза выступают: реорганизация и сочетани качеств личности и природных особенностей человека под влиянием условий жизнедеятельности; индивидуализация; принцип противоречивости; компенсаторный принцип; «креативных вспышек»; нравственной опосредованно-сти [11].

Исследование процесса формирования мировоззрения обучающихся позволили И.Е. Карелиной определить специфику изложения геометрии в профильных классах естественнонаучного напра-

вления. Для этого ею были определены следующие принципы: учет состояния основы личности обучающихся на момент проведения исследования, что особенно важно для развития подростков в переходные периоды; учет математической культуры обучающегося; необходимость создания учебных мировоззренческих ситуаций в процессе обучения математике; нацеленность на успех в урегулировании учебных ситуаций [8].

Процесс гуманитаризации общего математического образования (ГОМО) должен, по мнению Т.А. Ивановой, соответствовать принципам системности, целостности, комплексности, множественности, непрерывности, иерархичности, структурности, деятельности, открытости, личностной ориентации. Например, принцип целостности определяет, что ГОМО нельзя свести только к развитию абстрактного мышления или к внедрению элементов историзма в процесс обучения. ГОМО возможна только тогда, когда все ее нюансы целостно присутствуют во всех элементах системы. Вместе с тем, и указанные принципы функционирования структуры ГОМО не ограничиваются каким-то одним или определенной группой, а имеют целостный характер [6].

При этом основой моделирования процесса гуманитаризации являются следующие принципы: синтез дисциплин изученных студентами ранее (математика, дидактика, психология развития личности, методология научного познания, социология, культурология); формирование субъектной практики студентов по проектированию и разработке учебных технологий, опирающихся на принципы уровневой дифференциации, гуманизации и гуманитаризации; системный подход к анализу и оценке педагогических ситуаций, возникающих в процессе обучения математике; направленность профессиональной педагогической деятельности студента - будущего учителя на формирование личности обучающегося средствами математики.

В.Ф. Ефимовым разработаны понятийный аппарат и методологические под-

(58)

ходы исследования процесса гуманизации математического образования, в первую очередь, формирование методи-ко-математической культуры. При этом методико-математическое образование учителей опирается на принципы: нацеленности на формирование грамотного, подготовленного, компетентного профессионала; перспективности и преемственности, учета межпредметных связей; отражения гуманитарного компонента науки-математики в университетском курсе; структурности, нацеленности обучения на воплощение в жизнь развивающей функции, на субъект-субъектное, диалоговое взаимодействие участников процесса обучения; учета всесторонних возможностей применения языковых средств воспроизведения учебного материала; учета персонального опыта обучающихся в содержании и изложении учебного материала; учета ключевой модальности, многоуровневости, стадиальности и других характеристик процедуры усвоения учебного материала; романтизма, эстетики внешнего и внутреннего содержания учебного материала [5].

О.Б. Епишева предлагает систему педагогических принципов, направленных на формирование методов учебной деятельности обучающихся: принцип гуманизации и природосообразности; принцип саморазвития и открытости системы; принцип целостности и системности; принцип непрерывности; принцип дея-тельностного подхода в процессе обучения; принцип технологичности процедуры обучения [4].

Технология интерактивного обучения активно и успешно применяется О.В. Безгодковой на занятиях по курсу математического анализа: в процессе закрепления и повторения пройденного материала; во время решения сложных задач теоретического содержания; при поиске ответа на достаточно сложные и требующие объемных выкладок практические задачи. При этом используемые технологии обучения опираются на базовые принципы: принцип целеполагания; принцип оптимизации по времени процесса обучения; принцип обучения на

соответствующем уровне сложности и научности [1].

Цель статьи - обосновать принципы мировоззренческой направленности педагогического образования.

Изложение основного материала. Анализ научно-педагогической литературы, опыт нашей педагогической деятельности, поставленные цели и задачи позволили нам выделить принципы реализации процесса формирования мировоззрения у цифрового поколения будущих учителей математики, имеющие мировоззренческую направленность и личностную ориентацию педагогического образования [3, 10].

Принцип актуализации компонентов системы мировоззренческих ориентиров, направленных на формирование мировоззренческого потенциала в будущей профессиональной педагогической деятельности.

Принцип целостности, направленный на комплексное изучение процесса мировоззренческого развития личности учителя во время его профессиональной подготовки.

Принцип направленности обучения математическим дисциплинам студентов - будущих учителей на формирование личности обучающегося.

Принцип мировоззренческой направленности и личностной ориентации обучения математическим дисциплинам во всех его составляющих: в содержании, технологиях, средствах и формах организации учебной деятельности, в отдельных звеньях целостного процесса. (Последовательная реализация данного и предыдущего принципов в практике обучения математике требует открытой демонстрации учащимся целей обучения и воспитания в доступной для них форме).

Принцип учета специфики предмета математики как грани культуры и как учебного предмета. (Специфика предмета математики как грани культуры, и основные идеи мировоззренческой образовательной системы требуют формировать у учащихся в первую очередь положительное отношение к математике, к ее познанию и применению, представления о си-

®

стемности математических средств и способов познания мира человеком, умения их использовать в личном опыте, другие стороны математического мировоззрениям).

Принцип ведущей роли педагога во всех видах учебно-воспитательной деятельности. (Личный пример педагога является самым эффективным средством воспитательного воздействия. Поэтому к педагогу предъявляются повышенные профессиональные и личностные требования).

Принцип единства всех составляющих воспитательного процесса, взаимосвязи самовоспитания и воспитания.

Принцип активности, побуждающий будущего педагога к деятельности и определяющий верховенство творческого начала над началом репродуктивным.

Принцип историзма, как мировоззренческий принцип познания, реализует диалектику математического знания, раскрывает специфику математической деятельности, позволяет осмыслить целостность, обобщенность и системность математического знания.

Принцип гуманизма, базирующийся, в первую очередь, на вере в возможное достижение высоких показателей для каждого обучающегося. (Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на гуманном способе взаимодействия всех участников педагогического процесса).

Принцип самовоспитания определяет целенаправленную, самостоятельную деятельность, приводящую к наиболее эффективному развитию и совершенствованию личности.

Принцип практико-ориентирован-ности определяет настройку целей, методов и средств, содержания, технологий профессионального образования на перспективные и актуальные требования педагогической деятельности с использованием ИКТ: основой фундаментального обучения становятся не столько учебные и научные знания, умения, сколько комплекс общекультурных и профессиональ-

ных компетенций, в сочетании с умением их применения в педагогической практике.

Принцип включённого оценивания базируется на отказе от репрессивной роли оценки. Обучающийся имеет право допустить ошибку и её исправить, посредством необходимого числа закрепляющих повторений. Применение современных цифровых технологий обучения позволяет обеспечить моментальную обратную связь, прозрачность и объективность оценки, создает стабильную учебную мотивацию (благодаря встроенности текущего контроля в траекторию учебной деятельности), немедленность оценивания и корректирующую поддержку обучающегося. Этот принцип ученые относят к группе дидактических принципов цифрового обучения [2].

На наш взгляд, при реализации принципов мировоззренческой направленности педагогического образования исключительно важную роль играет использование мировоззренчески ориентированных учебных задач. В частности, развитию инициативности способствует вовлечение обучающихся в составление плана решения задачи и его реализации. Но, далеко не каждое самостоятельное выполнение той или иной работы способствует формированию инициативности, а только то, которое нуждается в полной самостоятельности, и в предварительном изучении условия задачи, формировании плана решения, сознательном подборе метода решения, и, наконец, проверке правильности решения.

Действия по команде, по приказанию не способствуют развитию инициативности, так как, они в большинстве случаев ограничены конкретными задачами и кратковременными операциями, направленными на их решение. Обучающийся, работающий по указке: «вычислить производную», «возведи в степень», «вычислите производную по определению», практически не получает опыта, требуемого для успешного развития инициативности. При формировании инициативности, для реализации принципа активно-

(60)

сти, мы предлагаем задачи, не имеющие стандартного образца решения, которые требуют от учащихся планирования своих возможных действий. Например, найти сумму

+ ... + 100-

1 о 1 J1Л 1 + 2 •- + 3 •

3

V 3 у

v3y

Приведем возможный вариант решения. Введем функцию g(x) = \ + 2x + 3x2 + ... + \00х" и найдем

ее сумму. Наше выражение является частным случаем данной функции при

х = 1. Для нахождения суммы функции

g (х) нам потребуется рассмотреть вспомогательную функцию

/(х) = х + х2 +... + Х100. Ясно, что

I'( х ) = g ( х ). Нужно заметить, что I (х) - сумма геометрической прогрессии. Легко подсчитать, что

х - х101

I (х ) = —- при х Ф1. Значит,

L-X

g (x ) = f'(x ) =

1 - 101x100 + 10Öx11

(1 - x )

1

Подставим х = —. Получим ответ:

9 (1 - 203 • 3-101).-

Комплексный анализ позволяет решать задачу на вычисление интеграла по

Г 4

замкнутому контуру I -

-dz,

(-2 + 4)2

С = |г : — /| = 2} не только с помощью

криволинейного интеграла, параметризовав кривую, но и используя интегральную формулу Коши для производных или с помощью вычетов. Это позволяет продемонстрировать красоту и элегантность теории аналитических функций, вспомнить взаимосвязь и взаимопроникновение различных разделов математики, что повышает познавательный интерес студентов и способствует реализации принципа учета специфики предмета математики как грани культуры и как учебного пред-

мета При этом решение данной задачи предполагает знание теоремы о вычетах, нахождение комплексной производной, параметризации кривой, умение определять особые точки, вид уравнения окружности и как найти его центр и радиус, а также определять нахождение заданной точки относительно контура. Решение математических задач (данной задачи в частности) осуществляется на основании прошлого опыта. Принцип ведущей роли педагога во всех видах учебно-воспитательной деятельности, предполагает обсуждение плана решения во время беседы (дискуссии) преподавателя со студентами и создание специального рассуждения, которое ведет к цели именно этой задачи, т.е. является продуктивно-творческим актом. Принцип историзма реализуется через обсуждение интересных фактов из жизни великих математиков. Например, студенты готовят презентацию о роли Коши в судьбе русского математика М.В. Остроградского.

Выводы. Таким образом, приоритетным направлением гуманитаризации и гуманизации педагогического образования является актуализация личностного общекультурного развития будущего учителя, основанная на формировании устойчивой системы мировоззренческих ориентиров. Именно поэтому обучение математическим дисциплинам должно осуществляться не только согласно классическим дидактическим принципам, но и с ориентацией на принципы мировоззренческой направленности педагогического образования. Эти принципы позволяют актуализировать взаимосвязь учебной, научной и воспитательной работы; приоритетность нравственных установок и ценностных ориентаций личности, определяющих профессиональную и социальную компетентность специалиста.

1. Безгодкова О.В. Интерактивное обучение на уроках математики как средство формирования отношений личности / О.В. Безгодкова // Материалы форума выпускников ОГАПОУ «Валуйский колледж», посвященного 105-летию педагогического отделения, Валуйки 26 февраля 2016 г.; отв.

2

©

ред. Л.В. Аверьянова: в 2 ч. - Белгород : Эпицентр, 2016. - Ч 1. - С. 11 -16.

2. Блинов В.И. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, М.В. Дулинов, ЕЮ. Есенина, И.С. Сергеев. -Москва: «Перо», 2019. - 72 с.

3. Дзундза А.И. Мировоззренческий потенциал математики / А.И. Дзундза, В.А. Цапов // Дидактика математики: проблемы и исследования : междунар. сборник науч. работ. - 2016. - Вып. 43. - С. 7 -12.

4. Епишева О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: дис. ... док. пед. наук: 13.00.02 / О.Б. Епишева. - Москва, 1999. - 460 с.

5. Ефимов В. Ф. Гуманистическая направленность математического образования младших школьников: дис. ... док. пед. наук: 13.00.02 / В.Ф. Ефимов. - Москва, 2005. -411 с.

6. Иванова Т.А. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования: дис. ... док. пед. наук: 13.00.02 / Т. А. Иванова. - Москва, 1998. - 338 с.

7. Илларионова Л.П. Формирование духовно-нравственной культуры учителя в си-

стеме непрерывного педагогического образования: дис. ... док. пед. наук: 13.00.08 / Л.П. Илларионова. - Москва, 2002. - 408 с.

8. Карелина И.Е. Формирование мировоззрения учащихся при изучении геометрии в старших классах естественнонаучного профиля обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / И.Е. Карелина. - Москва, 2005. -201 с.

9. Савельева И.А. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А. Савельева. - Магнитогорск, 2007. -184 с.

10. Цапов В.А. Проблема проектирования математического образования с учетом личностных параметров современных студентов цифрового поколения / В.А. Цапов // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2018. - Вып. 47. - С. 20 -28.

11. Щеглова С.Н. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Н. Щеглова. - Москва : МГУ, 2006. - 223 с.

WORLDVIEW FORMATION PRINCIPLES IN THE DIGITAL GENERATION OF FUTURE MATHEMATICS TEACHERS

Tsapov Vadim,

Candidate of Physics and Mathematics Sciences, Associate Professor,

Donetsk National University, Donetsk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article is devoted to the problem of forming the worldview of future teachers of mathematics. The pedagogical principles are determined on which the ideologically oriented teaching of mathematical disciplines to future mathematics teachers should be based.

Keywords: worldview guidelines, teaching mathematical disciplines, pedagogical principles, future teacher of mathematics.

For citation: Tsapov V. (2021). Principles of the formation of a worldview in the digital generation of future mathematics teachers. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No 53, pp. 57-62. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: 10.24412/2079-9152-2021-53-57-62

Статья представлена профессором Н.В. Бровкой.

Поступила в редакцию 28.05.2021 г.

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.