УДК 378. 1. 013:178
Быков Виктор Степанович
Доктор педагогических наук профессор, заведующий кафедрой физического воспитания ЮУрГУ (НИУ), [email protected], Челябинск
Бондарчук Татьяна Васильевна
Доктор педагогических наук профессор ЮУрГУ (НИУ), [email protected], Челябинск
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ физической культуры И СПОРТА
Bykov Viktor Stepanovich
Doctor of pedagogical sciences, South Vral State University, [email protected], Chelyabinsk Bondarchuk Tatyana Vasilievna
Doctor of pedagogical sciences, South Vral State University, [email protected], Chelyabinsk
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PREVENTIVE MAINTENANCE OF THE NARCOTISM AMONG PUPILS PHYSICAL TRAINING AND
SPORTS MEANS
За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди учащихся, исключительно высока.
Построение системы физического воспитания в образовательном учреждении учитывает ряд основополагающих концептуальных положений [3; 4].
Во-первых, требование к гуманизации процесса воспитания, которое ориентирует педагогическую систему на подход к человеку как высшей социальной ценности, на обязательный учет потребностей, интересов человека и их всемерное развитие.
Во-вторых, развитие демократических начал и либерализации учебного процесса, превращение абсолютного характера самоценности человека из потенции в реальность предоставлением каждому человеку свободы реализации свойственных ему потребностей, свободы избрания им видов физкультурно-спортивной деятельности, условий и способов приобщения к здоровому стилю жизнедеятельности.
В-третьих, создание целостной гармоничной образовательной среды, обеспечивающей адекватное взаимодействие внутреннего мира человека с внешним на основе применения гибких методов обучения и воспитания, стимулирующих творческий поиск и новаторство преподавателей, развитие самостоятельности и инициативы занимающихся.
Четвертое положение, связанное с необходимостью непрерывного развития содержания физического воспитания, предполагает рациональный отбор и динамическое преобразование в каждый момент времени, а также постоянное совершенствование многовариантного и многовариативного педагогического процесса в соответствии со структурой и динамикой физического потенциала человека.
Пятое положение ориентирует на формирование мотивационно-по-требностной сферы человека в области усвоения ценностей физической культуры на основе интериоризации знаний, достаточного объема разноплановой информации и возвышающего чувства удовольствия от занятий биологически оправданными и личностно предпочитаемыми видами физической активности.
Шестое положение характеризует признание связи духовного, чувственного и физического развития человека с формированием его мировоззрения, отношений к себе и окружающему миру, с осознанием приоритета физической культуры, содержания, форм и методов физической активности в процессах самоопределения и самоорганизации здорового стиля жизни.
Изменение учебного процесса предполагает, во-первых, изменение подходов к анализу изучаемых явлений, событий и введение в программы новых тем и вопросов (теоретической подготовки в физкультурно-спортивных занятиях); во-вторых, диалектическую оценку изучаемых явлений и событий через аргументацию фактами, документами, текстами и т. д.
Гуманизация обучения через формы, методы, приемы и виды деятельности учащихся предусматривает разнообразие форм и методов, научно-исследовательскую, внеучебную работу по предмету, активацию познавательной деятельности учащихся, стимулирующую развитие способностей, индивидуализацию обучения с учетом выявленных спортивных интересов и способностей учащихся, осуществление в каждом педагогическом действии соучастия учащихся на основе учета гармонии человека с природой и культурой, с людьми и с самим собой.
педагогическая технология профилактики наркомании...
Предполагалось, что гуманизация образовательной области «Физическая культура», обращение к мотивационно-потребностной сфере физического воспитания и самооздоровления позволяют значительно увеличить двигательные возможности индивида, сформировать установки и устойчивые интересы к физическому самосовершенствованию и сохранению здоровья, если:
а) усилить внимание к формированию потребностей в здоровом образе (стиле) жизни у всех участников (возрастных и социальных групп) образовательного процесса;
б) обеспечить доступность необходимого минимума спортивно-оздоровительных услуг;
в) осуществить дифференциацию физической нагрузки в зависимости от подготовленности индивида;
г) создать условия для введения элементов соревновательности в спортивно-оздоровительные программы подготовки учащихся и преподавателей;
д) обратить серьезное внимание на психологическое обеспечение и приобретение конкретных навыков осуществления процесса физического самосовершенствования и самооздоровления.
В качестве путей реализации программы предусматривалось:
1. Изучение состояния вопроса в условиях образовательного учреждения:
а) создание системы взаимодействия подразделений по изучаемой проблеме;
б) разработка критериев оценки состояния здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности учащихся;
в) проведение необходимых социологических исследований по проблеме среди учащихся и преподавателей;
г) проведение комплексных исследований и анализ состояния здоровья, двигательной и функциональной подготовленности обследуемого контингента.
2. Разработка и обоснование эффективных форм, средств и методов работы с учащимися различного возраста и уровня подготовленности:
а) внедрение и оценка эффективности новых тренажерных устройств, спортивного оборудования и инвентаря;
б) разработка индивидуальных программ для самооздоровления и повышения физических кондиций участников экспериментальных исследований (включая такие, как стретчинг, шейпинг и др.).
3. Оценка эффективности внедрения интегративной педагогической системы формирования потребностей сохранения здоровья и физического самосовершенствования учащихся и преподавателей.
4. Издательская деятельность по выпуску пособий, методических разработок, памяток для учащихся и преподавателей.
5. Проведение областных и региональных конференций, семинаров по сохранению здоровья учащихся. [4]
В целях успешной реализации основных направлений развития физической культуры и спорта в Уральском регионе руководствовались следующими принципами:
- целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства, интегративного воздействия на него физкультурно-спортивной деятельности и ее основного элемента - физических упражнений. При этом приоритетными компонентами в процессе физкультурной деятельности должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека;
- непрерывности физического воспитания и образования различных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности;
- консолидации действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том числе органов самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан, направленных на разработку и реализацию комплексных программ, развития физической культуры и спорта;
- дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта, с учетом специфики и целевой установки на развитие:
- массовой физической культуры (Спорт для всех);
- спорта высших достижений (Олимпийский спорт);
- профессионального спорта (зрелищно-коммерческий спорт);
- использование результатов научных исследований при разработке и реализации программ развития физической культуры и спорта и формирования здорового образа (стиля) жизни с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов, сдерживающих развитие физической культуры и спорта как в стране в целом и в отдельных регионах, так и среди различных категорий и групп населения;
- открытости системы физической культуры и спорта для свободного доступа различных физкультурно-оздоровительных технологий, видов спорта и упражнений в процессе физического воспитания и образования населения, в подготовке спортсменов высокого класса.
Организация научных исследований в области физической культуры и спорта должна предусматривать разработку наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта и внедрение результатов научных исследований в практику физкультурно-спортивного движения.
Приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта являются:
- разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа (стиля) жизни;
- научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации и подготовки спортивного резерва;
- организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта и спортивного туризма;
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ...
- теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы, именно на этот этап в ближайшие годы необходимо обратить первостепенное внимание.
В связи с этим основные усилия должны быть направлены на:
- повышение ответственности родителей за здоровье детей;
- совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания среди учащихся;
- создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой учащихся;
- массовое издание специальной литературы, компьютерных программ;
- создание при учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения, позволяющие обеспечить объем двигательной активности учащихся в объеме не менее 6-8 часов в неделю.
Механизм реализации программы профилактики наркомании осуществлялся через:
- урочные формы занятий по дисциплине «физическая культура» (физическое воспитание);
- дополнительные (факультативные) занятия физическими упражнениями и спортом;
- занятия физической культурой, ориентированное физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонение в состоянии здоровья;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
- внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия);
- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
В целях решения проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи, особое внимание обращено и на проведение детьми досуга совместно с родителями [2].
Основой программы являются общенаучные принципы системного и личностно-деятельного подходов [5] при исследовании процессов развития личности в сфере образования, включая дополнительное образование, использование принципа интеграции функций обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения, а также:
- философские, социологические и педагогические концепции обучения, воспитания, развития как сферы социальной жизни, создающие внешние и внутренние условия для развития индивидуума в процессе освоения ценностей культуры, включая физическую культуру;
- психологическая теория самоактуализации личности;
- психолого-педагогические концепции личности;
- концепции личностной ориентации в образовании;
- концепции интегральной индивидуальности и индивидуализации воспитания;
- концепции развития самобытной активной личности средствами физической культуры.
Основными принципами профилактической антинаркотической деятельности является:
1. Комплексность. Согласованное взаимодействие на межведомственном уровне, на профессиональном уровне, в системе образования.
2. Дифференцированность. Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом возраста, пола, степени вовлечения в наркогенную ситуацию.
3. Ценностная ориентация. Этот принцип включает формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе (стиле) жизни, уважении к человеку, окружающей среде, Отечеству, семье и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.
4. Многоаспектность. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются - социальный, психологический, валеологический и образовательный.
Многоаспектность профилактической деятельности включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объек-тивных взаимодействий и субъект-субъективных взаимоотношений (тренер-ученик).
5. Этапность. Этапность или последовательность предусматривает, что цели и задачи должны быть разделены на общие стратегические и частные, на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием. Для обеспечения алгоритма «шагов» в реализации системной профилактики в нее должны входить социально-психологический и педагогический мониторинг, ориентированный на оценку элементов системы сдерживания распространения асоциальных явлений и поведения детей и молодежи.
Организация досуговой деятельности среди различных категорий населения, включая совместные занятия детей и родителей: организация физкультурно-оздоровительных и спортивных кружков, секций, клубов, пробегов, походов, семейных клубов по интересам со спортивной направленностью, спортивных праздников, организация и проведение летнего отдыха детей в спортивно-оздоровительных лагерях, туристические походы и др.
Информационно-методическая работа: школа здорового образа жизни подготовка инструкторов по новым специальностям, связанным с методикой антинаркотической профилактической работы с детьми и подростками, разработка и выпуск специальных информационных вестников для детей, педагогов дополнительного образования, тренеров, родителей по основам сформирования здорового образа жизни, методике самоконтроля состояния здоровья, физической самоподготовке и т. д.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ...
Социально-профилактическая работа: организация смотров-конкурсов на самый спортивный класс, учебную группу, спортивный клуб по месту жительства, участие в проведении спортивно-оздоровительного проекта «Президентские состязания», социальная помощь детям и подросткам, испытывающим негативное воздействие по месту жительства, учебы.
Психологическая помощь молодежи: организация групп общения с ведущими спортсменами, тренерами, включая телефон доверия «Задай вопрос своему спортивному кумиру», организация тренингов.
Социально-реабилитационная работа: индивидуальная работа по предупреждению и избавлению от вредных привычек, малоподвижного образа жизни и т. д.
Организация курсов по основам безопасности жизнедеятельности, включая обеспечение безопасности жизни в экстремальных условиях с учетом возраста и уровня двигательной подготовленности: 1-я ступень «Спаси себя», 2-я ступень «Спаси друга», 3-я ступень «Спаси всех».
Анализ положительного опыта работы с наркоманией свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на антинаркотическую профилактику путем привлечения детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Следует развивать систему мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь, детей и учащейся молодежи. [1] Результаты мониторинга дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, физической подготовки учащихся.
Библиографический список
1. Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) [Текст] / В. К. Бальсевич // Теор. и практ. физ. культ. - 1990. - №1. -С.22-26.
2. Быков, В. С. Теория и практика физкультурного самовоспитания школьников. Дис. ...докт. пед. наук [Текст] / В. С. Быков. - Челябинск, 1999. - 364 с.
3. Зубанов, В. П. Социальное партнёрство в физическом воспитании в общеобразовательной школе [Текст] / В. П. Зубанов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 6. - С. 179-185.
4. Быков, В. С. Теоретико-методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся [Текст] / В. С. Быков, В. И. Олияр // Теория и практика физ. Культуры. - 2002. - № 3 - С. 11-14
5. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека [Текст] / Л. И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 40 с.