Научная статья на тему 'Актуализации физического самовоспитания учащейся молодежи'

Актуализации физического самовоспитания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ / TECHNOLOGY OF PHYSICAL TRAINING / A HUMANIZATION OF PROCESS OF EDUCATION / ACTUALIZATION OF PHYSICAL SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков В. С.

Рассмотрены положения системы физического воспитания, гуманизация образовательной области «Физическая культура», уровни морфофункциональной подготовленности учащейся молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быков В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualizations of physical selfeducation of pupils of youth

In work are presented: positions of system of physical training, a humanization of educational area "Physical training", levels morfo-functional readiness of studying youth

Текст научной работы на тему «Актуализации физического самовоспитания учащейся молодежи»

УДК 796

АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В.С. Быков

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Рассмотрены положения системы физического воспитания, гуманизация образовательной области «Физическая культура», уровни морфофункциональной подготовленности учащейся молодежи.

Ключевые слова: технология физического воспитания, гуманизация процесса воспитания, актуализация физического самовоспитания.

Несоответствие содержания системы физического воспитания современным установкам на признание приоритета самоценности человека социальному заказу на формирование человеческой индивидуальности в сфере физической культуры требует пройти путь от механистического, мани-пулятивного понимания этого процесса к осознанию его гуманистической сущности [1, 2].

Преодоление создавшегося противоречия нам видится в кардинальном преобразовании системы физического воспитания, создании новой педагогической парадигмы в системе представлений о целях и задачах, формах и методах становления и развития человека, формирования и совершенствования здорового стиля жизнедеятельности.

Наиболее сложными для решения проблемами гуманизации образования является формирование у учащейся молодежи ценностных ориентации высшего порядка.

Построение системы физического воспитания в университете учитывает ряд основополагающих концептуальных положений [3]:

- требование к гуманизации процесса воспитания, которое ориентирует педагогическую систему на подход к человеку как высшей социальной ценности, на обязательный учет потребностей, интересов человека и их всемерное развитие;

- развитие демократических начал и либерализации учебного процесса, превращение абсолютного характера самоценности человека из потенции в реальность предоставлением каждому человеку свободы реализации свойственных ему потребностей, свободы избрания им видов физкультурноспортивной деятельности, условий и способов приобщения к здоровому стилю жизнедеятельности;

- создание целостной гармоничной образовательной среды, обеспечивающей адекватное взаимодействие внутреннего мира человека с внешним на основе применения гибких методов обучения и воспитания, стимулирующих творческий поиск и новаторство преподавателей, развитие самостоятельности и инициативы занимающихся;

- необходимость непрерывного развития содержания физического воспитания, которая пред-

полагает рациональный отбор и динамическое преобразование в каждый момент времени, а также постоянное совершенствование многовариантного и многовариативного педагогического процесса в соответствии со структурой и динамикой физического потенциала человека;

- ориентация на формирование мотивацион-но-потребностной сферы человека в области усвоения ценностей физической культуры на основе интериоризации знаний, достаточного объема разноплановой информации и возвышающего чувства удовольствия от занятий биологически оправданными и личностно предпочитаемыми видами физической активности;

- признание связи духовного, чувственного и физического развития человека с формированием его мировоззрения, отношений к себе и окружающему миру, с осознанием приоритета физической культуры, содержания, форм и методов физической активности в процессах самоопределения и самоорганизации здорового стиля жизни.

Система физического воспитания в учебных заведениях построена на принципиально иной, потребностной основе. Потребностный подход к воспитанию способен обеспечить самореализацию личности во всем многообразии ее способностей и индивидуализации ее развития (в том числе физического). И он не совместим с искусственной и принудительной подготовкой личности человека к каким-либо обязательным усредненным нормативам и требованиям. Принуждение - сильнейший фактор деформации личности, а свобода выбора средств удовлетворения потребностей - важнейшее условие ее индивидуального гармонического развития и воспитания. Этот тезис является основой руководства при разработке концепции физического воспитания. Гуманизация обучения (выявление потребностей, создание условий для их воспитания и развития) осуществляется через следующие взаимообусловленные направления: отбор содержания учебного материала, методы и приемы обучения.

Изменение учебного процесса предполагает, во-первых, изменение подходов к анализу изучае-

мых явлений, событий и введение в программы новых тем и вопросов (теоретической подготовки в физкультурно-спортивных занятиях); во-вторых, диалектическую оценку изучаемых явлений и событий через аргументацию фактами, документами, текстами и т. д.

Гуманизация обучения через формы, методы, приемы и виды деятельности учащихся предусматривает разнообразие форм и методов, научноисследовательскую, внеучебную работу по предмету, активацию познавательной деятельности учащихся, стимулирующую развитие способностей, индивидуализацию обучения с учетом выявленных спортивных интересов и способностей учащихся, осуществление в каждом педагогическом действии соучастия учащихся на основе учета гармонии человека с природой и культурой, с людьми и с самим собой.

Предполагалось, что гуманизация образовательной области «Физическая культура», обращение к мотивационно-потребностной сфере физического воспитания и самооздоровления позволяют значительно увеличить двигательные возможности индивида, сформировать установки и устойчивые интересы к физическому самосовершенствованию и сохранению здоровья, если:

а) усилить внимание к формированию потребностей в здоровом образе (стиле) жизни у всех участников (возрастных и социальных групп) образовательного процесса;

б) обеспечить доступность необходимого минимума спортивно-оздоровительных услуг;

в) осуществить дифференциацию физической нагрузки в зависимости от подготовленности индивида;

г) создать условия для введения элементов соревновательности в спортивно-оздоровительные программы подготовки учащихся и преподавателей;

д) обратить серьезное внимание на психологическое обеспечение и приобретение конкретных навыков осуществления процесса физического самосовершенствования и самооздоровления.

Пути реализации программы

1. Изучение состояния вопроса в условиях образовательного учреждения:

а) создание системы взаимодействия подразделений по изучаемой проблеме;

б) разработка критериев оценки состояния здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности учащихся (включая экспресс-оценку);

в) проведение необходимых социологических исследований по проблеме среди учащихся и преподавателей;

г) проведение комплексных исследований и анализ состояния здоровья, двигательной и функциональной подготовленности обследуемого контингента.

2. Разработка и обоснование эффективных форм, средств и методов работы с учащимися раз-

личного возраста и уровня подготовленности, с преподавателями:

а) внедрение и оценка эффективности новых тренажерных устройств, спортивного оборудования и инвентаря;

б) разработка индивидуальных программ для самооздоровления и повышения физических кондиций участников экспериментальных исследований (включая такие, как стретчинг, шейпинг и др.).

3. Оценка эффективности внедрения интегративной педагогической системы формирования потребностей сохранения здоровья и физического самосовершенствования учащихся и преподавателей.

4. Издательская деятельность по выпуску пособий, методических разработок, памяток для учащихся и преподавателей.

5. Проведение областных и региональных конференций, семинаров по сохранению здоровья учащейся молодежи [3].

Самовоспитание можно рассматривать как систему взаимосвязанных и соподчинённых мотивов деятельности, сознательно определяющих линию поведения, показатель существующих потребностей учащихся или того, в чём личность испытывает недостаток.

Такое разделение стало возможным потому, что сочетание различных составляющих как двигательных, так и интеллектуальных, информационных, мировоззренческих и других позволяет для каждого учащегося в отдельности установить связь между потребностью человека в здоровье целенаправленно [4].

Для объективной оценки уровня физического развития учащихся с различной ориентацией на физическое самовоспитание были проведены измерения экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) представленные в таблице.

Учащиеся КГ не осознают значимости физического воспитания для самовоспитания, вследствие чего имеют низкий уровень физической подготовленности. Они не занимаются физкультурнооздоровительной деятельностью самостоятельно, нерегулярно посещают занятия по физическому воспитанию. Педагогическое наблюдение за состоянием их здоровья позволило выявить более высокую частоту бактериальных инфекций.

Испытуемые ЭГ продемонстрировали явную убеждённость в том, что физическое совершенствование, как и сопутствующие им гигиенические, медицинские восстановительные мероприятия, могут оказать большую помощь в поддержании собственного здоровья. У таких студентов уровень физической подготовленности становится выше среднего и преобладает устойчивый интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Кроме того, учащиеся стремятся обогатить свои знания поиском и использованием дополнительной литературы. В беседах обозначалась ценность физкультурно-оздоровительной деятельности в укреплении и сохранении здоровья, улучшении

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

настроения, снятии усталости, подчёркивалось её социальное значение. Суждения подтверждаются примерами из своей жизни, имеются ссылки на личный опыт.

Обладая техническими навыками создания индивидуальных программ сохранения здоровья и физического самосовершенствования, студенты часто принимают на себя руководящую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Доминирующим мотивом в зависимости от характера ситуации выступают: посещение учащимися занятий, самостоятельные тренировки в клубах, спортивных секциях, интерес к информации по методике самостоятельных занятий, выход на индивидуальный оздоровительный проект, самостоятельность в нахождении необходимой информации, овладение диагностическими навыками самоконтроля, умение регулировать объем и интенсивность физкультурно-оздоровительной деятельности.

Личность человека создают ценностные ориентации, которые складываются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее. Поскольку ценностные ориентации личности - это призма восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира личности, они являются связующим элементом сознания и самосознания. Посредством изучения ценностных ориентации личности мы

подходим к саморегуляции, к вопросам устойчивости личности.

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии.

Ценность - это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом. Отношение индивида к ценности объекта социальной действительности и его оценка формирует особый вид отношения к нему - ценностное отношение. Наиболее значимыми для себя учащиеся определили следующие ценности: здоровье, любовь, наличие хороших друзей, счастливая семья, свобода, интересная работа, материальная обеспеченность.

Наименее значимыми ценностями у учащихся являются такие ценности, как: общественное признание, развлечения, благополучие Отечества, счастье других.

Потребностно-мотивационный подход к формированию личности учащихся позволяет рассмотреть физическое воспитание в университете по-новому, а именно, как процесс формирования у занимающихся такого набора и такой иерархии потребностей, которые наиболее благоприятны для его здоровья, физического развития и совершенствования.

Уровень физического развития двигательной и функциональной подготовленности с различной ориентацией на физическое самовоспитание (п = 270)

№ п/п Исследуемые показатели Группы испытуемых Достоверность различий (Р)

экспериментальная контрольная

М ± с М ± с

1 Рост, см 165,4 ± 5,6 165 ± 4,8 > 0,05

2 Вес, кг 57,0 ± 7,5 53,7 ± 5,8 > 0,05

3 Весоростовой индекс, г/см 246 ± 7,0 320,9 ± 33,6 < 0,05

4 Окружность грудной клетки, см 87,9 ± 7,3 82,9 ± 7,3 < 0,05

5 Окружность таза, см 94,8 ± 6,4 91,3 ± 6,1 > 0,05

6 Окружность бедра, см 53,8 ± 3,7 50,1 ± 4,9 . > 0,05

7 Окружность голени, см 34,4 ± 2,8 31,6 ± 3,9 > 0,05

8 Прыжок в длину с места 198,7 ± 15,6 173,0 ± 820,2 < 0,01

9 Прыжок спиной вперед 111,7 ± 11,8 96,6 ± 12,8 < 0,01

10 Сгибание-разгибание туловища за 1 мин, кол-во 47,4 ± 8,6 30,1 ± 11,9 < 0,01

11 Сгибание-разгибание туловища за 2 мин, кол-во 76,6 ± 14,3 50,9 ± 17,0 < 0,01

12 Сгибание разгибание рук в упоре лежа, кол-во 26,5 ± 11,1 11,4 ± 6,2 < 0,01

13 Вис на согнутых руках, с 50,8 ± 34,1 16,1 ± 12,1 < 0,01

14 Теппинг-тест за 5 с, кол-во 35,7 ± 4,5 36,9 ± 4,7 > 0,05

15 Бег 4^9 метров, с 10,18 ± 0,7 12,92 ± 1,1 < 0,01

16 Прыжки на скакалке за 1 мин, кол-во 132 ± 28,9 113,0 ± 28,4 > 0,05

17 Сила сгибания кисти, кг 27,2 ± 3,1 27,3 ± 2,7 > 0,05

18 Относительная сила кисти, отн. ед. 45,8 ± 6,8 46,2 ± 7,0 >0,05

20 Задержка дыхания на вдохе, с 61,3 ± 23,0 48,3 ± 23,3 > 0,05

21 Задержка дыхания на выдохе, с 34,6 ± 13,6 33,6 ± 10,4 > 0,05

22 Задержка дыхания после стандартной нагрузки, с 38,4 ± 12,2 23,7 ± 10,0 < 0,05

23 Наклон вперед сидя, см +17,7 ± 7,6 +11,1 ± 5,3 > 0,05

24 Коэффициент подвижности (шпагат-рост), см +13,3 ± 11,5 -5,1 ± 10,8 < 0,01

26 Коэффициент гибкости по Доленко, ед. 40,1 ± 5,1 33,1 ± 4,8 > 0,05

Потребность в построении педагогических систем актуализации физического самовоспитания учащихся задается обозначившимися тенденциями гуманизации, дифференциации и экологичности социальных процессов, возвышающими функцию воспитания в структуре образовательных процессов и вызывающими необходимость нового прочтения понятия об образовании как о синтезе процессов обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации индивида.

Концептуальная модель физического самовоспитания учащихся является моделью психологопедагогического взаимодействия преподавателя и учащегося; она построена на идее актуализации, определяемой отношением перехода принципиальной возможности самовоспитания в действительность физического самовоспитания подростка -в мотивированный, индивидуализированный и саморегулируемый процесс физического самоопределения, саморазвития, самосовершенствования.

В качестве исходных сущностных характеристик актуализации физического самовоспитания учащейся молодежи выступают представления:

- об актуализации как о переходе возможного в действительное - философский аспект;

- о самоопределении как о процессе и результате выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах социальной жизни; о самоопределении как основном механизме обретения и проявления человеком внутренней свободы - социологический аспект;

- о самовоспитании как о сознательной деятельности, направленной на возможно более полную реализацию собственных духовных и физических сил (потенций); о физическом самовос-

питании как процессе, в результате которого происходит осознание школьником собственных социально значимых интегральных физических способностей, адекватное и активное проявление их в учебно-познавательной деятельности, мышлении, общении, овладении опытом физической культуры с учетом требований, которые предъявляются к школьнику в процессе реализации программ общего образования - педагогический аспект;

- об актуализации физического самовоспитания как о субъект-субъектном взаимодействии в процессе решения проблемных ситуаций физического развития, имеющего форму принятой школьником педагогической поддержки и определяющем процесс физического самовоспитания в параметрах «зоны ближайшего развития» и «зоны риска» - психологический аспект.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1990. -№ 1. - С. 22-26.

2. Быков, В.С. Теория и практика физкультурного самовоспитания школьников: дис. ... д-ра пед. наук / В.С. Быков. - Челябинск, 1999. -364 с.

3. Быков, В.С. Теоретико-методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся // Теория и практика физической культуры / В. С. Быков, В.И. Олияр. - 2002. - № 3. -С. 11-14.

4. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. -М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 40 с.

Поступила в редакцию 17 мая 2011 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.