Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Мастер спорта международного класса по спортивной акробатике Д.К. КАРИМОВ1
1 Ферганский государственный университет город Фергана, Узбекистан
Информация для связи с автором:
d.karimov@pf.fdu.uz
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В АКРОБАТИКЕ
Аннотация
Annotation
В статье рассматриваются вопросы внедрения педагогических технологий в учебно-тренировочный процесс основанных на разработанной авторской программы тестирования двигательной и технической подготовки юных акробатов на начальном этапе спортивного совершенствования
Ключевые слова: педагогическая технология, учебно-тренировочный процесс, критерий, тестирование, двигательные качества, сложно-координированные двигательные акты, интуитивный метод, макроцикл.
Маколада спортни такомиллаштиришнинг дастлабки боскичида ёш акробатикачилар-нинг мотор ва техник тайёргарлигини синаш буйича ишлаб чикилган муаллифлик дастури асосида укув-машгулот жараёнига педагогик технологияларни жорий этиш масалалари мух,окама килинади.
Калит сузлар: педагогик технология, укув-машгулот жараёни, мезон, тест, царакат сифатлари, комплекс мувофиклаштирилган царакатлар комплекси, интуитив усул, ма-кротцикл
The article discusses the issues of introducing pedagogical technologies into the educational and training process based on the developed author's program for testing the motor and technical training of young acrobats at the initial stage of sports improvement
Key words: pedagogical technology, educational-training process, criterion, testing, motor qualities, complex-coordinated motor acts, intuitive method, macrocycle.
CM О CM
to та t
0 d w
1
с to
Введение. Непрерывно растущей сложностью выполняемых упражнений современный этап развития спортивной акробатики, характеризующийся прогрессивной тенденцией к ранней специализации, ставит перед спортивной наукой вопрос о необходимости дальнейшего поиска инновационных педагогических технологий для повышения эффективности системы отбора юных перспективных акробатов.
Мониторинговый анализ научно-методической литературы по проблеме поиска одаренных детей для занятий спортивной акробатикой выявил недостаточную разработанность современных критериев отбора и методов внедрения педагогических инновационных технологий по контролю за овладеваем сложно координированных двигательных актов присущих данному виду спорта, что и определило актуальность данного исследования [1,3,5].
Мониторинг тренировочного процесса детских спортивных школ, расположенных на территории Ферганской области, позволяет успешно прогнозировать дальнейшее спортивное совершенствование в спортивной акробатике на основе внедрения в учебно-тренировочный процесс разработанной авторской программы.
Актуальность настоящего исследования заключалась в том, что многолетний мониторинг спортивного совершенствования, осуществляемый бригадным методом, осуществлялось внедрение современных методик по оценке перспективности юных акробатов на основе специально разработанных тестов двигательной подготовленности, направленных на выявление специфических для данного вида спорта способностей при различных тренировочных режимах.
К сожалению, несмотря на определенные успехи в спортивном совершенствовании юных акробатов, авторская методика, позволяющая определить пер-
спективных детей, не получила научного обоснования и не нашла своего широкого применения в практике тренерской деятельности, что и определило ее актуальность [4].
Объектом исследования явился учебно-тренировочный процесс, направленный на совершенствование специализированной подготовки юных акробатов на начальном этапе их совершенствования.
Предметом научного исследования явилось определение содержания, базирующееся на разработанных и внедренных в практику работы инновационные технологии в процессе учебно-тренировочной работы, анализ системы подготовки высоко квалифицированных акробатов ведущих специалистов, организации и комплектование групп специализированной подготовки на основе проведенного педагогического тестирования двигательных способностей.
Многолетний мониторинг работы тренерского коллектива с юными акробатами в отделениях групп начальной подготовки, имел направленность на выявление эффективных методик по определению одаренных детей в группу специализированной подготовки, что позволит сократить сроки формирования сложно-координированных двигательных актов присущих данному виду спорта и успешности подготовки юных акробатов высокой спортивной квалификации.
Анализ специальной научно-методической литературы и социологические исследования, проведенные на контингенте тренеров работающих в системе ДЮСШ по данному направлению, комплекс проведенных многолетних педагогических наблюдений за тренировочным процессом, позволил выявить специфические особенности содержания и организации профессиональной деятельности тренерского коллектива.
30
www.fansports.uz
№8-2021
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
По окончании полугодового макроцикла тренировочных занятий с юными акробатами, были проведены отборочные квалификационные соревнования, на основе проведенного заключения группы экспертов совместно с тренерским коллективом, по результатам тестирования по разработанной программе провела профессиональную группировку детей на первоначальном этапе спортивной подготовки методом разделения их на два отделения.
Результаты проведенных исследований акцентированных на определение однородности исследуемых контингентов детей, принимавшие участие в педагогическом эксперименте, выявили, что различия между средними показателями уровня развития двигательной и технической подготовленности юных акробатов статистически недостоверны, что явилось основанием для проведения сравнительного анализа применяемых в учебно-тренировочном процессе методики подготовки юных акробатов (Табл.1).
Таблица 1
Результаты педагогического тестирования (баллах) двигательной подготовленности детей в ходе проведенного педагогического эксперимента
№ Физические компоненты Статистические показатели 1 Р
1 группа 2 группа
Х ±5 х $ Х ± Sх $
I Бег 20 м (с) 8,8 0,3 0,8 7,9 0,2 0,6 3,3 Р<0,01
II Прыжок в длину с места (см) 8,5 0,2 0,6 7,8 0,2 0,6 2,8 Р<0,05
III Подтягивание в висе (кол. раз). 8,6 0,6 1,2 7,9 0,1 0,4 3 Р<0,01
IV «Угол» в висе (кол. раз). 8,5 0,1 0,4 7,8 0,1 0,4 2,7 Р<0,05
V Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях (кол. раз). 8,5 0,3 0,8 7,8 0,4 1,0 3 Р<0,01
В первое отделение были отобраны юные акробаты, обладающие перспективными задатками для занятий спортивной акробатикой выявленных экспертной комиссией в процессе, которого осуществлялась тренерская работа, основанная на разработанной авторской программе и внедренные в практику специальные тесты.
Во второе отделение вошли юные акробаты имевшие существенные отклонения по данным экспертной группы и мнений тренерского коллектива, от предъявляемых к ним требований по результатам проведенного педагогического тестирования и были рекомендованы к занятиям другими видами спорта.
В начале педагогического эксперимента по результатам тестирования двигательной подготовленности у юных акробатов обеих экспериментальных групп достоверных различий не выявлено. После внедрения в учебно-тренировочный процесс разработанных мероприятий направленных на совершенствование двигательной и технической подготовленности акробатов экспериментальной группы, где на занятиях предлагались высокие объемы тренировочных нагрузок акцентированных на развитие силовых и скоростных возможностей оцениваемых по бальной системе, были выявлены достоверные различия между двумя экспериментальными группами опре-
деленных по результатам повторного тестирования.
Следует указать, что в ходе экспериментальных исследований выявлен факт отсутствия показателей превышающих девять баллов в опытной группе и дает основание для внесения определенных корректив в учебно-тренировочный процесс направленный на усилении силовой подготовки [2].
В экспериментальных группах юные акробаты занимались по единой программе, где разницу составляла дозировка, требования технического и методического характера предъявляемых со стороны тренерского коллектива:
- к юным акробатам входящих в экспериментальную группу были предъявлены более жесткие требования к технической подготовленности;
- к юным акробатам второй группы предъявлялись требования общего характера, как выполнение упражнения с некоторыми ошибками, обращая внимание только на отдельные детали техники исполнения.
Аналогичная картина наблюдалась и при тестировании технической подготовленности юных акробатов (Табл.2), где к концу педагогического эксперимента показатели экспериментальной группы достоверно превосходили результаты второй группы указывающий на существенный достоверный прирост показателей их технической подготовки ^ = 3.6)
Таблица 2
Результаты тестирования технической подготовленности юных акробатов
№ Технические компоненты Статистические показатели 1 Р
1 группа 2 группа
Х ± Sх $ Х ± Sх $
I Качество координационной подготовкой (баллы). 9,1 0,2 1,1 7,8 0,2 1,2 3,6 Р< 0,01
II Качество владения вращательной подготовкой (баллы). 8,4 0,3 1,3 7,7 0,1 0,7 2,3 Р<0,05
III Качество владения пируэтной подготовкой (баллы). 8,2 0,5 0,6 7,5 0,4 0,5 2,6 Р<0,05
Результаты педагогического тестирования двигательной и технической подготовки юных акробатов в конце эксперимента длительностью в годичных макроцикл, выявили статистически достоверный результат прироста средних значений по всем изучаемым показателям [3].
Проведенные педагогические исследования подтвердили первоначальную гипотезу о том, что тренеры, имеющие многолетний опыт работы с юными акробатами, интуитивно выявляют степень их одаренности и перспективности.
По результатам проведенного педагогического эксперимента было выявлено, что при комплектовании групп юных акробатов на начальном этапе спортивной подготовки осуществляемый по результатам проведенного эксперимента, позволил существенно сократить сроки подготовки высококвалифицированных юных акробатов, что позволит решению более узких профессиональных задач в процессе обучения сложно-координированным акробатическим упражнениям и методически грамотно распределять
см о см 00
го га
0 ^
ю
1
с го
№8-2021
www.fansports.uz
31
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
физические нагрузки с учетом их индивидуальных возможностей.
Выводы 1. Результаты тестирования технической подготовленности юных акробатов выявили, что внедрение в учебно-тренировочный процесс авторской программы направленной на поиск одаренных детей для занятий акробатикой, позволили значительно улучшить координационную подготовку 0=3,6), повышает качество вращательной подготовки 0=2,3) и качество пируэтной подготовки 0=2,6).
2. Выявлена высокая эффективность внедренной в учебно-тренировочный процесс авторской программы по результатам тестирования двигательной и технической подготовки юных акробатов и на их
основе дифференцировать комплектование групп на этапе начального совершенствования.
Литература:
1. Ханкельдиев Ш.Х. Ураимов С. Р. Теоретические основы физического статуса. Монография, Фергана - 2021 - 138с.
2. Ханкельдиев Ш.Х. Ураимов С. Р. Факторная структура моторики учащейся молодежи. Монография. Фергана - 2021 - 122 с.
3. Ханкельдиев Ш.Х. Каримов Д.К. Махсус машFулотлар бос^ичи-да жуфт акробатика буйича пастки шерикларнинг мотор фаоллигини та\лил ^илиш. «Фан спортга». 2021 № 4. С 24-26
4. Умаров М.Н., Эштаев А.К. Характерные особенности соревновательной деятельности гимнастов. // «Фан спортга». 2005. №1- С. 34-35.
5. Каримов Д. Мониторинг специально-физической и технической подготов - ленности юных гимнасток. FarDu ХаЬаНап 2018 №1. С110-112
Соискатель
Т.Г. ШАТУРСУНОВ1
1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан
Информация для связи с автором:
shtg1990@gmail.com
ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕДЕЛЬНОГО МИКРОЦИКЛА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ 11-12 ЛЕТ
Аннотация
Annotation
В настоящей статье рассматривается эффективность разработанной экспериментальной программы подготовки юных дзюдоистов 11 и 12-летнего возраста на недельный микроцикл. Автором в качестве физической подготовки юных дзюдоистов исследуются методы повторного упражнения для развития абсолютной силы, экстенсивного интервального упражнения для развития взрывной силы и длительного непрерывного упражнения для развития силовой выносливости.
Ключевые слова: дзюдо, юные дзюдоисты, этап начальной подготовки, методика спортивной тренировки.
Ушбу маколада муаллиф томонидан 11 ва 12 ёшдаги ёш дзюдочиларнинг хафталик микроцикл даврида экспериментал укув дастури самарадорлиги урганилган. Шунингдек, муаллиф ёш дзюдочиларнинг жисмоний тайёргарлиги сифатида кучли чидамлиликни ривожлантириш учун узок муддатли доимий машкларни, мутлок кучни ривожлантириш учун такрорий машк усулларини, портловчи кучни ривожлантириш учун кенг ораликли машкларни тахлил килган.
Калит сузлар: дзюдо, ёш дзюдочилар, бошлангич тайёргарлик боскичи, спорт машгу-лотлари услубияти.
This article reveals the effectiveness of the developed experimental training program for young judoists of 11 and 12 years of age for a week-long microcycle. The author studies methods of repeated exercises for the development of absolute strength, extensive interval exercises for the development of explosive strength and long-term continuous exercises for the development of strength endurance as physical training of young judoists.
Key words: judo, young judoists, initial training stage, sports training methodology.
CM О CM OD
ГО
га t
0 ü w
1
Введение. Востребованность разработки научно обоснованных инновационных рекомендаций по применению наиболее эффективных средств общей и специальной физической подготовки в учебно-тренировочном процессе начинающих дзюдоистов юного возраста основывается на известных в теории и методике физической культуры и спорта закономерностях по использованию средств и методов спортивной тренировки в зависимости от возраста, пола и квалификации обучающихся, а также методами повышения целесообразного воздействия различных по направленности и характеру физических упражнений для подготовки юных дзюдоистов.
В большинстве случаев основой для разработки этих рекомендаций является тщательный учет тре-
бований принципа единства общей и специальной подготовки спортсмена, сформулированного известным теоретиком физической культуры и спорта Л.П. Матвеевым [5], а также усовершенствованный им же принцип относительной избирательности и единства различных сторон подготовки спортсмена [6].
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что одной из очевидных тенденций современного спортивного движения является весьма интенсивное снижение возраста детей, приступающих к целенаправленной спортивной подготовке в большинстве видов спорта, включая все разновидности единоборств [1,2,3,7]. Особенно отчетливо эта тенденция начала проявляться в последние десятилетия, и в настоящее время в спортивных школах, где имеются отделения
32
www.fansports.uz
№8-2021