Pedagogical technology of training students in organic chemistry at preparatory courses
Komkova Olga Gennadievna, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Glushkova Tatiana Gennadievna, PhD of Biological sciences, Associate Professor
Pomytkina Tatiana Yuryevna, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia, Izhevsk, Udmurt Republic
The purpose of the study is to substantiate the structure and content of the pedagogical technology of training students in the subject "Organic Chemistry" for those entering medical and biological universities. Scientific novelty lies in the development of author's methodological methods of teaching and control, aimed at shaping the need of students for independent work and focused on increasing interest in learning the factual material, developing logical and creative thinking, monitoring the formation of the structure of knowledge in the subject among future students. As a result, it was revealed that the use of pedagogical technology allows students to show the result of the Unified State Examination in chemistry above the average: 62.73% scored from 55 to 100 points, and, as a result, a high percentage of admission to medical and biological universities - 90.3%, in including 71.1% in IGMA. This proves the effectiveness of the presented technology.
Keywords: pedagogical technology; author's pedagogical techniques; knowledge structure; testing; medical and biological profile of training.
Цитировать: Комкова О.Г., Глушкова Т.Г., Помыткина Т.Ю. Педагогическая технология подготовки обучающихся по органической химии на подготовительных курсах // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 267-276. EDN: JYJLUX. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.48
Комкова Ольга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Глушкова Татьяна Геннадьевна, кандидат биологических наук, доцент
Помыткина Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент
Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения России, Ижевск, Удмуртская Республика
Цель исследования – обосновать структуру и содержание педагогической технологии подготовки обучающихся по предмету «Органическая химия» для поступающих в вузы медико-биологического профиля. Научная новизна заключается в разработке авторских методических приемов обучения и контроля, направленных на формирование потребности обучающихся к самостоятельной работе и ориентированных на повышение интереса к усвоению фактического материала, развитие логического и креативного мышления реализацию мониторинга формирования структуры знаний по предмету у будущих студентов. В результате выявлено, что применение педагогической технологии позволяет обучавшимся показывать результат ЕГЭ по химии выше среднего: 62,73% набрали от 55 до 100 баллов, и, как следствие, высокий процент поступления в вузы медико-биологического профиля – 90,3%, в том числе в ИГМА 71,1%. Это доказывает эффективность представленной технологии.
Ключевые слова: педагогическая технология; авторские педагогические приемы; структура знаний; тестирование; медико-биологический профиль обучения.
УДК 378.147.373.57;547 (470.51-25)
5.8.2
Комкова О.Г., Глушкова Т.Г., Помыткина Т.Ю.
Педагогическая технология подготовки обучающихся по органической химии на подготовительных курсах
Введение
За два последних десятилетия образование в России в качестве важнейшей составляющей развития общества претерпела множество преобразований, как глобальных, так и локальных. Особенно заметные изменения произошли в системе высшего профессионального образования, которые закономерно затронули и сферу предпрофессионального, или профильного обучения. На этом уровне в процесс преподавания вошли такие формы, методы обучения и контроля, как портфолио, кейс-технологии, геймметодики, дистанционное обучение, фронтальное тестирование и много других [20]. Но, разрабатывая и внедряя все новые подходы и методы, педагоги не должны забывать об исторических традициях российского образования, которые приносили и приносят несомненный успех нашей стране на мировом рынке специалистов.
В нашей стране образование, особенно медицинского направления, всегда отличалось своей фундаментальностью, которая заключается в реализации расширенного спектра целей и задач, значительных объемах учебного материала, включающего большое количество элементов содержания и высокой степени его структурированности; в возможности усвоения передаваемой информации на различных уровнях [8, 10]; в реализации классических методов преподавания, - лекций, практических занятий, семинаров; в использовании традиционных видов контроля, - письменных контрольных работ, устного опроса. Эти характеристики процесса образования в нашей стране относятся к его несомненным достоинствам. В то же время, эволюционирование общества неизбежно приводит к необходимости разработки педагогических технологий, отвечающим современным условиям.
Сообразно цели исследования определены следующие задачи: 1) раскрыть противоречия, возникающие при подготовке обучающихся к поступлению в вузы медико-биологического профиля на базе программы по дисциплине «Химия» средней общеобразовательной школы и предпосылки разработки технологии; 2) представить авторские приемы, составляющие основу педагогической технологии и помогающие преодолеть указанные противоречия; 3) осуществить экспериментальную проверку результативности и эффективности разработанной технологии по полученным статистическим данным за четыре учебных года с 2018 – 2022 гг.
Материалы и методы:
Общенаучные методы теоретического исследования (обобщение, систематизация, анализ); эмпирические методы (педагогический эксперимент, тестирование, метод групповых экспертных оценок); специальные математико-статистические методы обработки результатов полученных данных.
В 2017 г. на факультете довузовского образования (ФДО) ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации» (ИГМА) стартовал проект «Репетиторские курсы (двухгодичные) по химии, биологии и русскому языку», на которые зачисляют в основном учащихся 10 классов общеобразовательных школ [5]. Формируются группы численностью до 21 слушателя. Дисциплина «Химия» первый год обучения (10 класс) включает 103 часа по предмету «Органическая химия», второй год (11 класс) - еще 103 часа, по предметам «Общая химия» и «Химия элементов».
Эффективность технологии предполагается доказать результатами текущей успеваемости обучающихся четырех экспериментальных групп «А», «Б», «В», «Е», проходивших обучение по представленной педагогической технологии, а также баллами, полученными ими на ЕГЭ по дисциплине «Химия» за четыре учебных года с 2018 по 2022 г., в сравнении с двумя контрольными группами «Г» и «Д», проходивших обучение по традиционной технологии. Группы «В» и «Д» в 2022-2023 г. проходят второй год обучения на подготовительных курсах ИГМА и не сдавали ЕГЭ.
В научных источниках описано достаточное количество применяемых педагогами технологий преподавания химии. Преобладающее большинство предназначено для школьной ступени образования, далее по возрастанию, для среднего профессионального и высшего. Практически отсутствует описание технологий и результатов их применения на подготовительных курсах.
Обзор литературных источников показал, что основной критерий классификации педагогических технологий – их теоретическая или практическая ориентированность [2, 13, 14, 15]. Теоретически ориентированные в большинстве представляют собой перечисление форм и методов отбора содержания предмета. Практически направленные представляют собой два диаметрально противоположных подхода:
1) перечисление методов и форм в общем виде с одним-двумя конкретными примерами в рамках заявленной технологии (например, проблемного обучения), что мешает сформировать целостное представление о технологии. Кроме того, использование одних и тех же приемов и методов на каждом занятии неэффективно и неинтересно для обучающихся;
2) детально расписано каждая тема, занятие или урок, что перегружает восприятие технологии в целом и затрудняет ее воспроизведение в реальных условиях обучения.
Цель представляемой практически ориентированной педагогической технологии обучения по предмету «Органическая химия», – адаптация и рациональное применение традиционных форм, методов и техник преподавания, обучения, контроля и авторских приемов к проблемам подготовки абитуриентов медицинско-биологического профиля, которая приведет к формированию структуры знаний не только по предмету, но и по дисциплине «Химия» в целом.
Структура знаний – устойчивая и упорядоченная связь между знаниями определенного вида, соотнесенными с содержанием изучаемой учебной дисциплины, классификатором знаний в рамках выбранной модели обучения; характеризуется рядом параметров и определяется в зависимости от категорий обучаемых [8].
Представленная педагогическая технология универсальна, и отличается от преподавания предметов 2-го года обучения «Общая химия» и «Химия элементов» лишь по содержанию.
Задачи педагогической технологии:
1) сформировать базу углубленных структурированных знаний у обучающихся по данному предмету и связи со смежными предметами, входящими в двухгодичную программу обучения;
2) повысить успешность обучающегося в школе по предмету «Органическая химия»;
3) подготовить обучающихся сдаче ЕГЭ на высокий балл, который обеспечит их поступление на бюджетное место в профильный вуз;
4) подготовить будущих студентов к успешному освоению вузовских дисциплин «Химия», «Биохимия», «Фармакология», «Гистология» и других смежных с ними;
5) психологическая подготовка подростков к системе обучения в вузе, быстрой и комфортной адаптации в новой среде, созданию новых коммуникативных навыков и компетенций [3].
Учебно-методическое сопровождение обеспечивают:
1) программы - типовые [16, 17] и авторская программа по «Органической химии», включающей ведущие идеи курса, ключевые подходы, основные направления работы по курсу и структурированное содержание [9]. Реализация авторской программы в учебном процессе, способствует повышению качества формируемой структуры знаний обучаемых;
2) дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Репетиторские курсы» (двухгодичные) дисциплина «Химия», включающая календарно-тематический план [22];
3) учебники по предмету [1, 18, 21];
4) учебно-методические пособия [11, 12];
5) подборка учебных фильмов с демонстрациями качественных реакций на классы органических веществ [4];
6) контрольно-измерительные материалы ЕГЭ [6, 7];
7) страница в социальных сетях для общения обучающихся и преподавателя в группе.
Содержание педагогической технологии:
При подготовке к поступлению в медицинские вузы профильными дисциплинами традиционно являются химия, биология и русский язык, из них наиболее консервативный по содержанию – химия.
Среди недостатков в подготовке абитуриентов по этой дисциплине, отмечаемых преподавателями вузов, можно сформулировать:
1) большой разрыв между содержанием школьных программ непрофильных классов и типовой программой для поступающих в медицинские вузы, следовательно,
2) большие временные затраты на освоение программы для поступающих;
3) низкое визуальное и практическое сопровождение предмета, - фактическое отсутствие лабораторных работ,
4) редкое применение методик разработки и выполнения проектов практического назначения;
6) в типовой программе очень мало внимания уделяется медико-биологическому аспекту явлений, процессов, веществ;
7) недостаточное внимание уделяется освоению абитуриентами методов сравнения, анализа, синтеза, оценки;
8) недостаточность стимулов и предпосылок к самостоятельному изучению материала с использованием нескольких рекомендованных и альтернативных источников;
9) низкая адаптированность реализуемых программ к быстроменяющимся возможностям и потребностям общества, например, дистанционному обучению и другие.
Учитывая перечисленные достоинства и недостатки, преподавателями ФДО ИГМА с 2005 по 2022 гг. для повышения эффективности подготовительных курсов по химии была разработана педагогическая технология, ориентированная на подготовку обучающихся к поступлению в вузы медико-биологического профиля, и представляющая собой структурированную совокупность последовательно применяемых традиционных форм и методов преподавания, обучения и контроля с авторскими приемами.
Авторские педагогические приемы нацелены на:
- формирование потребности обучающихся к самостоятельной работе с несколькими источниками информации, - учебниками, справочной, научной литературой, интернет ресурсами;
- повышение интереса к усвоению дополнительного фактического материала, следовательно, расширение кругозора обучающихся по предмету «Органическая химия», что способствует формированию естественнонаучного мировоззрения, а также общенаучных навыков и умений;
- развитие логического мышления;
- формирование креативного мышления - умения давать ответы на нетрадиционно поставленные вопросы, требующие навыков обобщения, систематизации, анализа, оценки, проектирования;
- реализацию мониторинга формирования структуры знаний по предмету у будущих студентов.
Реализация педагогической технологии осуществляется следующими методами:
1. Лекции
Авторские обучающие приемы:
• при составлении конспекта лекции одновременное обращение к нескольким печатным и электронным ресурсам, анализ, сравнение и оценка (по критериям) представленной информации;
• элементы интерактивного общения - в социальных сетях обучающиеся создают группу для обсуждения, где не только выкладывается и сверяется домашнее или творческое задание, но и, по необходимости, слушатели курсов учатся самостоятельно строить и корректировать план будущей лекции, выделять особо значимые на данный момент фрагменты, расширять количество элементов содержания или наоборот, а также общаться с преподавателем в режиме онлайн;
• демонстрация презентаций, на которых представлены схемы, модели молекул, показ учебных фильмов с обсуждением. Активное участие в подборе наглядных материалов принимают обучающиеся во время внеаудиторной работы, при подготовке к занятию и непосредственно на нем с помощью интернет ресурсов.
• обязательное обсуждение материала, акцентирование медико-биологического значения веществ и явлений.
2. Практические занятия.
Авторские обучающие приемы:
• при решении цепочек превращений каждый обучающиеся обязательно выходит к доске, предлагая свой вариант решения, группа обсуждает, дополняет, определяет ошибки, вносит коррективы, предлагает свои альтернативные подходы, алгоритмы и способы решения, делается акцент на медико-биологическое значение веществ;
• при решении расчетных задач осуществляется подход от сложному к простому; вырабатывается умение построить алгоритм решения, особенности физических и химических свойств веществ, их медико-биологическое значение;
• при решении тестовых заданий (ТЗ) обучающимся предлагается от 5 до 20 однотипных ТЗ на определенный промежуток времени, обсуждаются алгоритмы решения, акцентируются те фактические знания, которые требуется запомнить наизусть;
• блиц-консультации «30 секунд» для обучающихся до занятия, после и во время перерыва индивидуально, по любому вопросу;
• упражнение «Синтез витамина из кирпича», или «Необитаемый остров» - перед слушателями курсов ставится задача составить уравнения реакций, позволяющих теоретически, из любого неорганического вещества, очень распространенного в природе, синтезировать органическое вещество, имеющее медико-биологическое, пищевое или бытовое значение, причем количество стадий как можно меньше, процессы и условия максимально простые / 4 - 5 раз в учебном году;
• лепка из пластилина моделей молекул и их перестроения при химическом явлении (например, показать механизм реакций: этерификации; поликонденсации между фруктозой и глюкозой ит.д.) / 1 раз в учебном году;
• химические пантомимы (например, образование хелатных соединений многоатомных спиртов, реакция полимеризации и т.д.) / 2 -3 раза в учебном году;
• творческая мастерская по созданию украшений для класса, аудитории, комнаты на химическую тематику: например, коллаж «Органические вещества в быту и медицине», ленты длиной 1,5 - 2 м с красиво написанными формулами полисахаридов и полипептидов /2 раза в учебном году;
• химический баттл по определенным темам (например: уксусная кислота, глюкоза), где обучающиеся делятся на 2-3 команды, создается сценарий, выбираются номинации для соревнования, определяются победители / 1 раз в учебном году по желанию группы;
• экскурсии в анатомический музей ИГМА, на кафедры гистологии, микробиологии (демонстрация муляжей, макро- и микропрепаратов, иммунных препаратов, специального оборудования) для формирования межпредметных связей «Органической химии» с перечисленными дисциплинами / 2 раза в учебном году по желанию.
3. Самостоятельная внеаудиторная работа.
Авторские обучающие приемы:
• сравнить содержание из разных источников, по теме, которую планируется изучать на следующем занятии, разделить информацию на значимую и второстепенную;
• самостоятельно составить цепочку превращений, в результате которых должно получиться вещество, имеющее важное медицинское или биологическое значение (например, синтез ацетилсалициловой кислоты из природного газа);
• составить расчетную задачу на основе одного из химических свойств веществ или способов его получения;
• найти видеоролик, описывающий качественную реакцию вещества, представить на занятии, сделать его анализ.
4. Педагогический контроль
Авторские приемы контроля:
• входное (на первом занятии) и итоговое (на заключительном) тестирование одним специально разработанным тестом «Базовые знания» для диагностики структуры знаний обучаемых на двух ступенях изучения предмета «Органическая химия» в системе «школа – довузовское образование», чтобы определить изменения структуры знаний в процессе обучения [8];
• устный опрос (обсуждение, фронтальный опрос, беседа, индивидуальные сообщения) / на каждом занятии;
• после изучения 1-го – 2-х классов органических веществ обучающиеся выполняют тематические тесты (на бумажных носителях) / до 7 за учебный год [11]. После изучения 3 – 4-х классов органических веществ письменную контрольную работу (диктанты, контрольные работы из нескольких заданий, решение расчетных задач или цепочек превращений веществ за определенное время) / до 7 за учебный год, согласно утвержденного календарно-тематического плана.
Проверенные преподавателем работы обучающихся обязательно выдаются им на руки для просмотра ошибок, индивидуального или группового обсуждения (по желанию) и хранятся в личном портфолио;
• при выполнении заданий все обучающиеся могут получить консультацию преподавателя по содержанию задания, алгоритму его выполнения и оформлению (кроме входного и выходного тестирования);
• при контроле обучающимся разрешено использовать как справочные таблицы (Д.И. Менделеева, таблицу растворимости, ряд активности металлов), так и конспекты лекций, алгоритмы решения расчетных задач;
• все виды работ обучающихся оцениваются в первичных баллах, рассчитанных в процентах от максимального числа правильных ответов и переводятся по шкале в оценки по четырехбалльной шкале (таблица 1):
Таблица 1 - Шкала перевода индивидуальных первичных баллов в оценки.
где - число правильных ответов обучавшегося [8].
Результаты исследования и обсуждение:
Для проверки результативности и эффективности применяемой педагогической технологии были проанализированы журналы регистрации посещаемости и успеваемости обучавшихся на курсах ФДО за последние четыре года, обработанные данные приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты входного, текущего и итогового контроля структуры знаний обучающихся по предмету «Органическая химия» за 2018-2022 г.
В таблицу не вошли данные по группам «Г» и «Е», ввиду их архивирования.
В каждой ячейке показатель в процентах за «входное тестирование» рассчитан исходя из числа поступивших на курсы в начале учебного года, а «средний балл за текущий контроль» и «оценки за итоговый тест» - исходя из числа закончивших курс, без учета отчисленных. Сохранение контингента обучающихся – одна из важнейших задач, стоящих перед преподавателями и сотрудниками ФДО.
В 2021-2022 г. в контрольной группе обучающихся «Д», где преподавание предмета «Органическая химия» осуществлялось по традиционной педагогической технологии, из 12 слушателей зачисленных на 1-й год обучения выразили желание продолжить обучение на 2-й год 5 человек (менее 50%), в то время как в экспериментальной группе «В» продолжили обучение 100% обучавшихся.
По данным таблицы 2 составлены диаграммы 1 и 2, наглядно представляющие годовую динамику достижений обучающихся.
Диаграмма 1 - Распределение оценок в группах за «Входной тест»
В диаграмме 1 прослеживается четко выраженная динамика возрастания оценки «удовлетворительно» до 52%. Кроме того, ежегодно отмечается, что оценки за входной тест выше, чем средний балл за текущий контроль в течение учебного года. Это обусловлено тем, что первое тестирование базовых знаний проводится по программе средней общеобразовательной школы, а последующие тестирования в учебном году проверяют формирование углубленных знаний по предмету, приобретаемых на курсах.
Диаграмма 2 - Распределение оценок в группах за «Итоговый тест»
Сравнение результатов таблицы 2 и данных диаграмм 1, 2 показывает закономерное повышение оценок обучающихся на момент завершения курса, в частности, в группе «А» оценки повысили 9 обучающихся (52,9%), среди них на 1 и 2 балла – по 4 человека, и на 3 балла - 1 человек. В то же время, в этой же группе отмечено снижение оценки на 1 балл у 2 человек (11,8%). В группе «Б» повышение оценки зафиксировано у 10 обучающихся (55,6%), из них на 1 балл у 9 человек, и у 1 человека на 2 балла, снижения оценок не было. В группе «В» 7 обучающихся (50%) повысили оценку, - 6 человек на 1 балл, 1 человек на 2 балла, и снижение наблюдалось у 1 человека на 1 балл (7,1%). Снижение оценок, по мнению преподавателей, основанном на наблюдении за группой в целом и пристальнее за такими обучающимся, может быть объяснено снижением интереса к предмету «Органическая химия» и в целом к дисциплине «Химия», что в большинстве случаев, приводит к смене всех профильных предметов и выбору другой профессии.
Однако, в нашем исследовании группой преподавателей-экспертов с более чем 15-летним опытом преподавания на подготовительных курсах ИГМА, приоритетное значение отдано показателю «Средний балл за текущий контроль в течение учебного года» (далее «средний балл») как наиболее эффективному и стабильному показателю индивидуальных достижений обучающегося. При расчетах «среднего балла» были учтены все оценки, - от 7 (минимальное количество контрольных работ согласно учебно-календарного плана), до 14 и более (выполнение дополнительных заданий или исправление неудовлетворительных оценок) как среднее арифметическое без учета оценок за входной и итоговый тест.
По данным таблицы 2 была составлена диаграмма 3 распределения «средних баллов» в порядке их увеличения для трех групп обучавшихся.
Диаграмма 3 - Распределение «средних баллов» обучавшихся в группах «А», «Б» и «В».
При сравнении данных диаграммы 3 можно сделать предположение, что самые низкие показатели в группе «А», а самые высокие - в группе «В», группа «Б» занимает промежуточное значение по данному критерию. Для проверки был выбран непараметрический U-критерий Манна-Уитни, эффективность которого для несвязанных малых групп, которые не пересекаются, уже признана психологами, социологами и педагогами [19]. Полученные данные представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты сравнительного анализа успешности нескольких групп обучающихся по авторской технологии.
Значения
n – число обучающихся в группе nА = 17 nБ = 18 nВ = 14
Tmax (максимальная ранговая сумма) TБ max (nА, nБ ) = 335,5 TБ max (nВ, nБ ) = 270,5
Uэмпир (эмпирическое значение критерия Манна-Уитни) Uэмпир (nА, nБ) = 141,5 Uэмпир (nВ, nБ) = 71,5
Р (уровень статистической значимости) 0,05 0,05
Uкрит (0,05) (критическое значение критерия Манна-Уитни) Uкритич (nА, nБ) = 93 Uкритич (nВ, nБ) = 74
Сравнение Uкритич и Uэмпирич Uэмпир > Uкрит, следовательно, «средние баллы» в группах «А» и «Б» различаются незначительно Uэмпир < Uкрит, следовательно, «средний балл» в группе «В» действительно выше, чем в группе «Б»
Опираясь на вычисления и следуя логике, предполагаем, что «средний балл» групп «А» и «В» тоже значительно отличаются.
По мнению преподавателей-экспертов, значительные успехи обучающихся в группе «В» обусловлены ее наименьшим составом, что дает преподавателю возможность реализации индивидуального подхода к обучающимся в удобном для них ритме и оптимальной частотой повтора материала.
По данным, представленным в таблице 2 «Среднеарифметическое значение среднего балла за текущий контроль в течение учебного года» была составлена диаграмма 4.
Диаграмма 4 - Значения «средних баллов» в экспериментальных группах обучавшихся
При анализе диаграмы 4 выявлено, что самый распространенный средный балл за учебный год от 3,5 до 4,0, что показывает стабильный результат применения представленной педагогической технологии во всех экспериментальных группах обучающихся.
Достижения совместной работы преподавателя и обучающихся с применением представленной педагогической технологии и включенных в нее авторских приемов, - экспериментальные группы «А», «Б», «Е», в сравнении с результатами контрольной группы «Г» представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Баллы ЕГЭ по химии выпускников ФДО и результаты зачисления их в вузы медико-биологического профиля.
В таблицу 4 не включены: персональные данные результатов ЕГЭ обучавшихся в экспериментальной группе «Е» за 2018/2019 г., ввиду их архивирования. Группы «В» экспериментальная и «Д» контрольная не сдавали ЕГЭ, так как продолжают обучение на подготовительных курсах ФДО ИГМА.
Из данных, приведенных в таблице 4, можно заключить, что от 58,81% до 66,65% обучавшихся по представленной педагогической технологии показали результаты ЕГЭ по химии выше среднего, набрав 55 и более баллов из 100 возможных, как следствие, высокий процент поступления выпускников ФДО в вузы медико-биологического профиля – до 94,4%, и в первую очередь в ИГМА – до 82,4%, в сравнении с группой «Г», обучавшейся по традиционной педагогической технологии, итоговые результаты которой намного ниже.
Заключение
1) Основное противоречие при подготовке обучающихся по дисциплине «Химия», – недостаточная адаптированность реализуемых программ к поступлению в вузы медико-биологического профиля, что в дальнейшем сказывается на успешности студентов по этой и другим смежным дисциплинам. Это противоречие, а также многолетний опыт преподавания дисциплины на подготовительных курсах ИГМА, мониторинг успешности обучающихся на этапах «школа – ФДО – вуз» послужили предпосылкой разработки представленной педагогической технологии.
2) Авторские приемы обучения и контроля в совокупности с традиционными позволяют осуществлять индивидуальный подход, а также непрерывное наблюдение за качеством подготовки обучающихся.
3) Результативность разработанной педагогической технологии заключается в ее прикладном значении, позволяющем эффективно подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ по дисциплине «Химия», что в свою очередь способствует поступлению в вузы медико-биологического профиля, а также успешной адаптации к обучению в вузе.
Кроме количественных показателей сформированной структуры знаний у обучавшихся по представленной методике, можно отметить и совершенствование их воспитательной и психологической составляющих, а именно:
• повышение мотивации к изучению предмета «Органическая химия» за счет авторских техник;
• подготовка обучающихся к получению высшего профессионального образования. Во время занятий обсуждаются проблемы адаптации студентов 1, 2-го курсов к обучению в медицинских, биологических и других вузах и способы их решения;
• создание комфортной психологической обстановки для каждого обучающегося в группе, например, преодоление «страха публичного выступления», «страха выхода к доске». За работу у доски оценки не выставляются, но инициатива обязательно поощряется устно;
• формирование новых коммуникаций внутри и между группами обучающихся. Для этого во внеучебное время проводятся неформальные встречи, на которых все могут рассказать о своих достижениях, хобби, увлечениях и талантах;
• воспитание гражданской ответственности, - традиционно выпускники ФДО, успешно сдавшие ЕГЭ и зачисленные на 1 курс ИГМА, назначаются ректором академии старостами групп, потоков, курсов на лечебном, педиатрическом и стоматологических факультетах.
Литература:
1. Артеменко А.И. Органическая химия: Теорет. основы: Углубл. курс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений с углубл. изучением предмета / А.И. Артеменко. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с.
2. Белова Л.В. Современные образовательные технологии и их применение на уроках химии. URL: https://gigabaza.ru/doc/75256.html (дата обращения 10.11.2022)
3. Ботникова Е.А., Галиахметова Н.П., Ермакова М.К. Психолого-физиологические основы стресса и особенности стрессоустойчивости первокурсников медицинского вуза / Е.А. Ботникова, Н.П. Галиахметова: сборник тезисов докладов. - Керчь, 2021. - 470-473С.
4. Видео опыты. Органическая химия / Режим доступа: https://chemege.ru/video-org/
5. Глушкова Т.Г., Шумихина Г.В., Титова И.В., Корепанова Ю.Б., Осетрова А.Ю. Из опыта преемственности Школа-вуз / Т.Г. Глушкова // Морфология. -2019. – Т. 155. - №2 – С. 162.
6. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Февралева В.А. Химия. Подготовка к ЕГЭ-2022. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2022 года: учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д. : Легион, 2021. – 624 с.
7. ЕГЭ 2022. Химия. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов / А. А. Каверина [и др.]; под ред. Д. Ю. Добротин: Национальное образование, 2022. – 368 с.
8. Комкова О.Г. Мониторинг формирования структуры знаний обучаемых в системе «школа – факультет довузовского образования – вуз»: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Комкова Ольга Геннадьевна; науч. рук. В.С. Черепанов; УдГУ. - Ижевск, 2007. – 146 с.
9. Комкова О.Г. Рабочая программа по органической химии: учеб. программа для слушателей ФДО ИГМА. – Ижевск: ИГМА, 2007. – 24 с.
10. Комкова О.Г. Структурирование как метод повышения качества формирования знаний студентов / О.Г. Комкова, Т.А. Снигирева // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2010. - Т. 6. - № 10. - С. 104-110.
11. Комкова О.Г., Трофимова С.Р. Тесты для диагностики структуры знаний по органической химии: учеб.-метод. пособ. для слушателей ФДО ИГМА. – Ижевск: Экспертиза, 2007. – 179 с.
12. Коровяков А.П., Комкова О.Г. Органическая химия в цепочках: учеб.-метод. руководство для старшеклассников, абитуриентов и слушателей ФДП. – Ижевск: Экспертиза, 2004. – 352 с.
13. Назимова Л.Г. Методическое пособие «Современные педагогипческие технологии на уроках химии» URL: https://infourok.ru/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-na-urokah-himii-4148643.html (дата обращения 09.11.2022).
14. Николайчук Л. Н. Современные образовательные технологии и их bспользование в преподавании химии. URL: https://videouroki.net/razrabotki/ sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-i-ikh-ispol-zovaniie-v-priepodava.html (дата обращения 10.11.2022)
15. Пименова Г.М. «Использование педагогических технологий при изучении раздела «Органическая химия»». URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-pedagogicheskih-tehnologiy-pri-izuchenii-razdela-organicheskaya-himiya-2889774.html (дата обращения 09.11.2022).
16. Попков В.А., Пузаков С.А. Программа по химии для вступительных испытаний в медицинские вузы / В.А. Попков, С.А. Пузаков. – М.: ММА им. И.М. Сеченова, 1995.
17. Попков В.А., Пузаков С.А. Программа для специализированных медицинских классов, работающих в комплексе с медицинскими вузами (10 – 11 классы) / В.А. Попков, С.А. Пузаков. – М.: ММА им. И.М. Сеченова, 1997.
18. Репетитор по химии / А.С. Егоров [и др.]. / под ред. А. С. Егорова. – Изд. 64-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2021. – 762, [1] с. : ил. – (Абитуриент).
19. Сидоренко Е.В., Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2002. – 350 с, ил.
20. Социально-психологические условия современной образовательной деятельности: конспекты лекций / Т.Ю. Помыткина, Н.В. Шишлина, Н.П. Галиахметова [и др.]; под общей ред. Т.Ю. Помыткиной. – Ижевск, 2018. – 104с.
21. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. - 318 [2] с. : ил.
22. www.igma.ru