Научная статья на тему 'Преподавание курса химии в специализированных медико-биологических классах - важный этап медицинского довузовского образования и реализации программы обучения «Школа-вуз»'

Преподавание курса химии в специализированных медико-биологических классах - важный этап медицинского довузовского образования и реализации программы обучения «Школа-вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАССЫ / БАЗОВЫЙ МИНИМУМ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ / ЭКСПЕРИМЕНТЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ХИМИЯ / ШКОЛЬНИКИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / SPECIALIZED CLASSES BASIC MINIMUM EDUCATIONAL PROCESS BIOMEDICAL / TEACHER-SKY WORK / RESEARCH / EXPERIMENTS / TEACHING / CHEMISTRY / PUPILS / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головина Н.В., Доброхотов Д.А., Филиппова А.А., Гарнова Н.Ю.

В последние годы уделяется большое внимание проблеме модернизации образования, где важнейшим направлением является совершенствование содержания и технологий обучения. Научно-педагогической общественности России хорошо известна огромная работа, которая проводится Первым МГМУ им. И.М. Сеченова по совершенствованию образовательной системы в медицинском вузе, сохраняя преемственность между традиционными методами и инновационными технологиями. К числу первоочередных задач относится обновление образовательных программ разных уровней с использованием различных методологий обучения. В международном образовательном пространстве нельзя прекращать поиск научнопедагогических идей и образовательно -воспитательных стратегий, поэтому необходимо реформировать категории, принципы и закономерности в обучении; формировать у учащихся определенное мировоззрение; создавать новые педагогические технологии, которые позволят вести обучение на уровне международного образовательного пространства. Поэтому возникла идея создания комплекса «школа -вуз», с открытием в средних школах профильных медицинских классов. Первостепенной задачей создания данных специализированных классов является углубленное и всестороннее изучение предмета, чтобы подготовить выпускников данных классов не только к успешной сдаче выпускного экзамена по химии, но и формированию тех знаний, которые помогут им в вузе. Одной из основных задач обучения стоит задача формирования у выпускников уровня остаточных знаний. Важными вопросами являются: проблема отбора содержания базового минимума, связь между школьной химией и химией, которая направлена на профильную медико-биологическую ориентацию, а также последний этап в курсе обучения сдача Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головина Н.В., Доброхотов Д.А., Филиппова А.А., Гарнова Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CHEMISTRY IN SPECIALIZED MEDICAL AND BIOLOGICAL CLASSES IS AN IMPORTANT STAGE OF MEDICAL PRE-UNIVERSITY EDUCATION AND THE IMPLEMENTATION OF THE "SCHOOL-HIGHER EDUCATION"

In recent years, much attention has been paid to the problem of modernization of education, where the main direction is the improvement of the content and technology of education. The scientific and pedagogical community of Russia is well aware of the tremendous work carried out by the First Moscow State Medical University. IM Sechenov on improving the educational system in a medical college, preserving continuity between traditional methods and innovative technologies. Among the priority tasks is the renewal of educational programs at different levels using different teaching methodologies. In the international educational space it is impossible to stop searching for scientific and pedagogical ideas and educational and educational strategies, therefore, it is necessary to reform the categories, principles and patterns in teaching; form a certain worldview in students; to create new pedagogical technologies that will allow to conduct training at the level of the international educational space. Therefore, the idea arose for the creation of a "school-university" complex, with the opening of specialized medical classes in secondary schools. The paramount task of creating these specialized classes is in-depth and comprehensive study of the subject in order to prepare graduates of these classes not only to successfully pass the final examination in chemistry, but also to develop the knowledge that will help them in the university. One of the main tasks of education is the task of forming graduates with a level of residual knowledge. Important issues are: the problem of selecting the content of the basic minimum, the relationship between school chemistry and chemistry, which is aimed at a profile biomedical orientation, as well as the final stage in the training course the delivery of the Unified State Exam (USE).

Текст научной работы на тему «Преподавание курса химии в специализированных медико-биологических классах - важный этап медицинского довузовского образования и реализации программы обучения «Школа-вуз»»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-1-233-237

УДК 378.4 577.1 372.8

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ХИМИИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ - ВАЖНЫЙ ЭТАП МЕДИЦИНСКОГО ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ «ШКОЛА-ВУЗ»

Головина Н.В., Доброхотов Д.А., Филиппова А.А., Гарнова Н.Ю.

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В последние годы уделяется большое внимание проблеме модернизации образования, где важнейшим направлением является совершенствование содержания и технологий обучения. Научно-педагогической общественности России хорошо известна огромная работа, которая проводится Первым МГМУ им. И.М. Сеченова по совершенствованию образовательной системы в медицинском вузе, сохраняя преемственность между традиционными методами и инновационными технологиями. К числу первоочередных задач относится обновление образовательных программ разных уровней с использованием различных методологий обучения.

В международном образовательном пространстве нельзя прекращать поиск научно- педагогических идей и образовательно -воспитательных стратегий, поэтому необходимо реформировать категории, принципы и закономерности в обучении; формировать у учащихся определенное мировоззрение; создавать новые педагогические технологии, которые позволят вести обучение на уровне международного образовательного пространства. Поэтому возникла идея создания комплекса «школа -вуз», с открытием в средних школах профильных медицинских классов.

Первостепенной задачей создания данных специализированных классов является углубленное и всестороннее изучение предмета, чтобы подготовить выпускников данных классов не только к успешной сдаче выпускного экзамена по химии, но и формированию тех знаний, которые помогут им в вузе. Одной из основных задач обучения стоит задача формирования у выпускников уровня остаточных знаний. Важными вопросами являются: проблема отбора содержания базового минимума, связь между школьной химией и химией, которая направлена на профильную медико-биологическую ориентацию, а также последний этап в курсе обучения - сдача Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ).

Ключевые слова: специализированные классы, базовый минимум, учебный процесс, медико-биологические, преподавательская работа, научно-исследовательская, эксперименты, преподавание, химия, школьники, методы обучения.

Много научных работ посвящено актуальным вопросам эффективности преподавания. К этой деятельности привлекаются научные работники, учителя, которые на практике совершенствуют учебный процесс. Можно спорить со многими предлагаемыми методиками обучения, т.к. постоянно наблюдаются педагогические эксперименты, надуманность которых несколько настораживает. Развитием методик обучения школьников в нашей стране занимается большое количество всевозможных организаций и людей. К этой деятельности привлекаются научные работники, учителя, которые на практике совершенствуют учебный процесс. Поэтому, мы в данной статье хотим поделиться многолетним опытом (около 30-ти лет) преподавания нашего предмета в специализированных медико-биологических классах. Наши принципы и методы обучения представляют собой не «революцион-

ные», а эволюционные процессы, основанные на квалификации специалистов, глубоком знании предмета и огромном опыте преподавания курса не только в школе, но и в вузе. Первостепенной задачей создания данных специализированных классов является углубленное и всестороннее изучение предмета, чтобы подготовить выпускников данных классов не только к успешной сдаче выпускного экзамена по химии, но и формированию тех знаний, которые помогут им в вузе. Одной из основных задач обучения стоит задача формирования у выпускников уровня остаточных знаний. Каким он должен быть? Как он меняется со временем? Вторым важным вопросом является проблема отбора содержания базового минимума. Следующую задачу, которую мы ставим при обучении данного курса - это связь между школьной химией и химией, которая направлена на профильную медико-биологическую ориентацию (комплекс «школа - вуз»).

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 1

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-20-l —--—

Остановимся на наиболее важных аспектах в наших методах обучения для выполнения задач, которые были сформулированы выше. Чтобы успешно реализовать поставленные задачи надо выполнять следующие условия:

1. Разработка программы углубленного изучения химии в средней школе, которая обеспечивает большой интерес учащихся к предмету и хорошие знания его основ. Программа должна формировать глубокие знания предмета у школьников, быть доступной, современной, но не пересекаться с программой вуза. В

ней должен быть изложен материал, который позволит учащимся получить достойную химическую подготовку для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. То есть, идея создания комплекса «школа - вуз» должна претворяться в жизнь.

В данной статье мы не можем предоставить всю программу целиком, т.к. это очень большой материал, и он не является полностью предметом нашего разговора, но представить в таблицах 1-2 тематические планы лекций и семинарских занятий для общего представления, мы имеем возможность.

Таблица 1

Тематический план лекций и семинарских занятий для 10-го класса.

№ Дата Тема

1. неделя Атомно-молекулярная теория. Основные законы химии.Газы. Закон Авогадро, его следствия. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газов. Относительная плотность газов. Смеси газов. Объемная доля

2. неделя Строение атома. Периодический закон. Периодическая система элементов. Химическая связь. Валентность и степень окисления.

3. неделя Растворы. Состав растворов: растворитель, растворенное вещество. Выражение состава раствора: массовая доля, молярная концентрация, объемная доля. Кристаллогидраты .

4. неделя Основные классы неорганических соединений. Оксиды. Гидроксиды. Кислоты. Соли. Гидролиз солей. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциацию Сильные и слабые электролиты. Ионные уравнения

5. неделя Типы химических реакций. Составление уравнений. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье .

6. неделя Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений. Влияние среды на ОВР. Электролиз.

7. неделя Водород, кислород, пероксид водорода,

8. неделя Галогены, сера

9. неделя Азот, фосфор

10. неделя Углерод, кремний

11. неделя Металлы IA, IIA, IIIA групп. 2

12. неделя Железо, хром, медь, марганец, цинк

13. неделя Контрольная работа №1

14 неделя Анализ КР №1

15. неделя Органическая химия. Строение органических соединений. Классификация. Номенклатура. гомологические ряды. Изомерия. Понятие о гибридизации. Степень окисления углерода в органических соединениях. Электронные эффекты и реакционная способность органических соединений

16. неделя Алканы. Циклоалканы. Номенклатура. Изомерия. Получение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции радикального замещения

17. неделя Алкены, алкадиены, алкины. Номенклатура. Изомерия. Получение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции электрофильного присоединения.

18. неделя Арены. Номенклатура. Изомерия. Получение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции электрофильного замещения. Ориентанты I и II рода. Взаимосвязь между различными классами углеводородов.

19. неделя Подготовка к контрольной работе.

20. неделя Контрольная работа №2

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 1

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-1 —--—

21. неделя Анализ КР №2

22. неделя Спирты. Общая характеристика. Классификация. Одноатомные спирты. Номенклатура. Изомерия. Получение. Физические свойства. Химические свойства,

23. неделя Многоатомные спирты. Простые эфиры. Общая характеристика. Номенклатура. Изомерия. Получение. Физические свойства. Химические свойства.

24. неделя Фенолы. Общая характеристика. Номенклатура. Изомерия. Получение. Физические свойства. Химические свойства.

25. неделя Альдегиды и кетоны. Общая характеристика. Номенклатура. Изомерия. Получение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции нуклеофильного присоединения.

26. неделя Карбоновые кислоты. Классификация. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Одноосновные непредельные карбоновые кислоты. Ароматические карбоновые кислоты. Номенклатура. Изомерия. Получение. Физические свойства. Химические свойства.

27. неделя Двухосновные карбоновые кислоты. Общая характеристика. Номенклатура. Изомерия. Получение. Физические свойства. Химические свойства.

28. неделя Сложные эфиры. Жиры. Мыла.

29. неделя Взаимосвязь между изученными классами органических соединений.

30. неделя Подготовка к переводному экзамену в 11 класс.

31. неделя Переводной экзамен.

Таблица 2

Тематический план лекций и семинарских занятий для 11-го класса

№ Дата Тема

1. неделя Повторение: основные классы органических соединений.

2. неделя Функциональные производные карбоновых кислот. Классификация. Ангидриды кар-боновых кислот. Галогенангидриды карбоновых кислот. Амиды карбоновых кислот.

3. неделя Взаимосвязь между различными классами углеводородов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот.

4. неделя Углеводы. Классификация углеводов. Альдозы и кетозы. Моносахариды. Глюкоза и фруктоза, рибоза и дезоксирибоза. Открытая и циклическая формы. Строение. Физические и химические свойства.

5. неделя Дисахариды. Строение. Физические и химические свойства. Образование гликозид-ной связи. Восстанавливающие и невостанавливающие дисахариды. Гидролиз диса-харидов.

6. неделя Полисахариды. Строение. Физические и химические свойства. Крахмал, целлюлоза, гликоген. Гидролиз полисахаридов.

7. неделя Подготовка к КР№3

8. неделя Контрольная работа №3

9. неделя Анализ КР №3 4

10. неделя Амины. Первичные, вторичные и третичные. Общая характеристика. Алифатические амины. Номенклатура. Изомерия. Физические свойства. Химические свойства. Получение.

11. неделя Ароматические амины. Номенклатура. Изомерия. Физические свойства. Химические свойства. Получение.

12. неделя Строение аминокислот. Изомерия и номенклатура. П-аминокислоты.

13. неделя Физические свойства. Химические свойства. Получение.

14. неделя Строение и свойства белков Образование пептидной (амидной связи). Первичная, вторичная и третичная структура белков. Гидролиз белков.

15. неделя Строение и свойства гетероциклических азотосодержащих соединений. Шестичлен-ные и пятичленные гетероциклические соединения.

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 1

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-20-l —--—

16. неделя Строение и свойства нуклеиновых кислот. Пуриновые и пиримидиновые основания. Нуклеотиды и нуклеозиды. Состав и строение. Гидролиз.

17. неделя Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Мономер, степень полимеризации, средняя молекулярная масса полимера. Строение: стереорегулярное и не-стереорегулярное. Реакции полимеризации и поликонденсации.

18. неделя Обобщающее занятие.

19. неделя Подготовка к КР №4

20. неделя Контрольная работа №4

21. неделя Анализ КР №4

22. неделя Органические и неорганические кислоты и основания.

23. неделя Окислительно-восстановительные реакции в органической и неорганической химии.

24. неделя Взаимосвязь органических и неорганических веществ.

25. неделя Подготовка к ЕГЭ.

26. неделя Подготовка к ЕГЭ.

27. неделя Подготовка к ЕГЭ.

Учащимся предлагаются учебники и учебные пособия, помогающие успешно освоить программу: «Пособие по химии для поступающих в ВУЗы», С.А. Пуза-ков, В.А. Попков; «Начала химии» Н.Е. Кузьменко,

B.В. Еремин, В.А. Попков. Новый учебник «Химия»

C.А. Пузаков, Н.В. Машнина, В.А. Попков. В этих пособиях собраны интересные и серьезные задачи и задания разного уровня сложности, которые охватывают весь школьный курс, а также представлены экзаменационные билеты прошлых лет на химический и биолого-почвенный факультет МГУ им. И.М. Ломоносова, а также в Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.

2. В специализированных классах должны работать высококвалифицированные специалисты. Может возникнуть вопрос: почему для работы в этих классах преподают не школьные учителя, а преподаватели вуза? Как показывает опыт, накопленный нами за долгие годы, увлечь учеников, сообщить им современные химические сведения, привить интерес к химии, к решению задач, уравнений могут те преподаватели, которые сочетают преподавательскую работу с научно-исследовательской, которые знакомы с современными достижениями и проблемами химии не только по материалам школьных учебников. Разумеется, работа таких преподавателей проходит в тесном контакте с учителями-химиками.

3. Как показывает многолетний опыт, школьники, поступающие в медико-биологические классы, имеют различную химическую подготовку, кроме того у детей разная математическая подготовка, что немало важно для изучения нашего предмета. Поэтому возникает проблема выравнивания знаний по химии у таких школьников. Наша задача, чтобы за первый год обучения вывести данных учащихся на требуемый уровень.

Построение нашего курса в специализированных классах следующее:

1й год обучения (10й класс) отведен повторению основ общей и неорганической химии (первое полугодие), а второе полугодие отведено основам органической химии и классам органических соединений, включая сложные эфиры.

Второй год обучения (11й класс) посвящен изучению природных классов соединений (углеводов, белков, нуклеиновых кислот), а также высокомолекулярным соединениям. Последняя четверть отведена для повторения курса и подготовки к ЕГЭ.

В 10-ом классе каждый ученик проходит 2 мониторинга и в конце года сдает переводной экзамен. В 11-ом классе также два мониторинга, а затем ученики пишут федеральный тест ЕГЭ. Для проведения занятий выбрана лекционно-семинарская система. Все занятия в спец. классах сдвоены (каждое лекционное и семинарское занятие продолжается 2 академических часа).

В заключении можно подвести некоторые итоги нашей работы. Классы работают много лет в различных московских школах и в школах Подмосковья. В среднем, в этих медико-биологических классах до 30-ти учеников. Если посмотреть статистику за последние три года, то можно сделать вывод, что, в среднем по школам, 10й класс перешел в 11й со следующими результатами: «отлично» - 18,0%, «хорошо» - 42,0%, «удовлетворительно» - 33,0%, «неудовлетворительно»- 7,0%. В 11-ом классе результаты за последний мониторинг: «отлично» - 17,0%, «хорошо» -45,0%, «удовлетворительно» - 31,0%, «неудовлетвори-тельно»-7,0%. Школьникам, которые сдали экзамен или мониторинг на неудовлетворительную оценку, предоставляется возможность пересдать работы. После каждого мониторинга, проводится анализ работ, разбор ошибок.

Если проследить результаты ЕГЭ учащихся специализированных классов, то надо отметить, что баллы, полученные при сдаче ЕГЭ достаточно высокие, что

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 1

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2018-20-1 —--—

позволяет многим из них поступить в высшие престижные учебные заведения. Многие выпускники медико-биологических классов отмечают то, что учеба в этих классах им дала очень большую фундаментальную базу для подготовки в вузы и сдачи выпускных экзаменов по химии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Лисичкин Г.В. Актуальные научно-методические задачи школьного химического образования. «Современные тенденции химического образования» - Душанбе, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Бердоносов С.С. Союз химического вуза и школы. «Современные тенденции химического образования» - Душанбе, 2006.

[3] Попков В.А., Макарова О.Г. Познавательные барьеры в школьном и вузовском обучении как психолого-педагогический феномен. «Современные тенденции химического образования» - Москва, 2006.

[4] Головина Н.В., Попков В.А., Филиппова А.А., Гарнова Н.Ю. Химия в школе. «Из опыта обучения химии в медико-биологических классах». - Москва, Центрхим-пресс, №4,2015.

[5] Орлова С.И., Лисичкин Г.В. Химия в школе. «Что помнят студенты гуманитарии из школьного курса химии», Москва, Центрхимпресс, №4,2015.

[6] Головина Н.В., Филиппова А.А., Доброхотов Д.А., Литвинова Т.М., Максимов М.Л. Химия. Учебное пособи-едля вступительных испытаний в классы медико-био-логичского профиля «Школа - Вуз», - М. Издательство Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2016.

TEACHING CHEMISTRY IN SPECIALIZED MEDICAL AND BIOLOGICAL CLASSES IS AN IMPORTANT STAGE OF MEDICAL PRE-UNIVERSITY EDUCATION AND THE IMPLEMENTATION OF THE "SCHOOL-HIGHER EDUCATION"

Golovina N. V., Dobrokhotov D.A., Filippova A.A., Garnova N. Yu.

Sechenov First Моscow State Medical University, Moscow, Russian Federation

Annotation. In recent years, much attention has been paid to the problem of modernization of education, where the main direction is the improvement of the content and technology of education. The scientific and pedagogical community of Russia is well aware of the tremendous work carried out by the First Moscow State Medical University. IM Sechenov on improving the educational system in a medical college, preserving continuity between traditional methods and innovative technologies. Among the priority tasks is the renewal of educational programs at different levels using different teaching methodologies.

In the international educational space it is impossible to stop searching for scientific and pedagogical ideas and educational and educational strategies, therefore, it is necessary to reform the categories, principles and patterns in teaching; form a certain worldview in students; to create new pedagogical technologies that will allow to conduct training at the level of the international educational space. Therefore, the idea arose for the creation of a "school-university" complex, with the opening of specialized medical classes in secondary schools.

The paramount task of creating these specialized classes is in-depth and comprehensive study of the subject in order to prepare graduates of these classes not only to successfully pass the final examination in chemistry, but also to develop the knowledge that will help them in the university. One of the main tasks of education is the task of forming graduates with a level of residual knowledge. Important issues are: the problem of selecting the content of the basic minimum, the relationship between school chemistry and chemistry, which is aimed at a profile biomedical orientation, as well as the final stage in the training course - the delivery of the Unified State Exam (USE).

Key words: specialized classes basic minimum educational process biomedical, teacher-sky work, research, experiments, teaching, chemistry, pupils, teaching methods.

REFERENCES

[1] Lisichkin G.V. Aktual'nyye nauchno-metodicheskiye zadachi shkol'nogo khimicheskogo obrazovaniya. «Sov-remennyye tendentsii khimicheskogo obrazovaniya» - Dushanbe, 2006.

[2] Berdonosov S.S. Soyuz khimicheskogo vuza i shkoly. «Sovremennyye tendentsii khimicheskogo obrazovaniya» -Dushanbe, 2006.

[3] Popkov V.A., Makarova O.G. Poznavatel'nyye bar'yery v shkol'nom i vuzovskom obuchenii kak psikhologo-peda-gogicheskiy fenomen. «Sovremennyye tendentsii khimich-eskogo obrazovaniya» - Moskva, 2006.

[4] Golovina N.V., Popkov V.A., Filippova A.A., Gamova N.YU. Khimiya v shkole. «Iz opyta obucheniya khimii v mediko-biologicheskikh klassakh».- Moskva, Tsentrkhim-press, №4,2015.

[5] Orlova S.I., Lisichkin G.V. Khimiya v shkole. « Chto pom-nyat studenty gumanitarii iz shkol'nogo kursa khimii», Moskva, Tsentrkhimpress, №4,2015.

[6] Golovina N.V., Filippova A.A., Dobrokhotov D.A., Litvi-nova T.M., Maksimov M.L. Khimiya. Uchebnoye posobiyedlya vstupitel'nykh ispytaniy v klassy mediko-bi-ologichskogo profilya « Shkola - Vuz »,- M. Izdatel'stvo Pervogo MGMU im. I.M.Sechenova, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.