УДК 37
КОЛОКОЛОВ Антон Валерьевич, преподаватель географии Петрозаводского филиала Петровского колледжа, преподаватель Карельского института туризма - филиала Российской международной академии туризма. Автор 11 научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИМИДЖ-КОМПОЗИЦИЙ КАК СРЕДСТВО ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере географии)
В настоящее время в системе обучения почти не предусматривается интеграция как взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных знаний. Возникает проблема узкой направленности восприятия и усвоения учениками строго научных знаний и непонимания универсальной ценности изучаемого объекта.
Интеграция, естественнонаучное и гуманитарное образование, технология, подростки, универсальная ценность объекта
В педагогической деятельности интеграция (различные ее виды) используется часто. В сфере географических наук интегрируются гуманитарные и естественные знания (гуманитарная география, разработки литературной географии и музыкальной географии). Но в педагогике использование интеграции как взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного образования нуждается в дальнейшей разработке, есть возможности ее развитии.
По данным исследования, проведенного нами выборочно в образовательных учреждениях г. Петрозаводска, была выявлена тенденция к усвоению учениками только научных представлений об изучаемом природном объекте без осознания его универсальной ценности, включающей эстетическую, рекреационную,
© Колоколов А.В., 2011
экономическую, нравственную значимости и т.п. Это значит, что интеграция естественнонаучных и эстетических знаний и представлений почти не предусматривается (редко предусматривается) в процессе обучения естественным дисциплинам, таким как география, биология и др. Решением вышеуказанной проблемы может послужить педагогическая технология имидж-композиций как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного аспектов экологического образования в процессе обучения географии. Названная технология разработана автором данной статьи. В поэзии, музыке, изобразительном искусстве и литературе существует множество ярких описаний географических объектов, которые можно с успехом интегрировать в систему обучения географии. Такая
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
интеграция также будет являться фактором, влияющим на становление у подростков экологических ценностных ориентаций, формирование у них отношения к природе родного края как к универсальной ценности.
Имидж-композиция - это целостный, привлекательный образ объекта, который создается посредством интеграции представлений из различных сфер науки, культуры и жизни. Цель имидж-композиции - создание (проектирование) аттрактивного (привлекательного) интегрального образа изучаемого объекта для формирования всестороннего представления о нем у школьников.
Такая интеграция важна для учащихся не только городских, но и сельских школ, которые таким образом получат возможность разносторонне характеризовать известные географические объекты, а затем те, которые имеют местную известность и потенциальную ценность, в т.ч. и для развития туризма (эта деятельность будет способствовать развитию имиджа родного края, поселения).
В технологии создания и применения имидж-композиции существует определенная этапность.
На первом этапе создания композиции учителю необходимо мотивировать детей к предлагаемой деятельности, что достигается беседами на уроках географии и классных часах на соответствующую тематику и внедрением элементов имидж-композиции в процесс обучения географии.
Следующий этап подразумевает выбор объекта или темы исследования вместе с учениками (сначала выбирается известный объект, материалы о котором будет проще найти) и решение организационных вопросов. Класс делится на две группы - «организаторов» и «поисковиков», которые, в свою очередь, подразделяются на малые группы. В первом случае из числа учеников назначаются режиссеры, а также ответственные за систематизацию полученной информации, т.е. сценаристы, кроме этого назначается группа ребят, работающих с техническими средствами. Учащиеся, осуществляющие поиск информации, - «поисковики»
- распределяются на географов, биологов, химиков, литераторов, фольклористов, историков, музыкантов, фотографов, операторов, художников, мифологов. Третий этап - сбор информации об изучаемом объекте группой «поисковиков».
Далее в алгоритме деятельности преподавателя и учеников на конкретных практических этапах образовательного процесса после сбора всей необходимой информации (включая полученную посредством интервьюирования местного населения) интегрируется познавательный материал и художественный образ объекта, определяется последовательность взаимосвязи научного, эстетического и других представлений о нем, а также создается сценарий имидж-композиции. Здесь предполагается художественная деятельность обучающихся, включающая создание фотопрезентаций и видеороликов, клипов, изобразительное детское творчество, создание театральных сценариев и постановок, мифов и сказок и т.д.
Пятый этап - окончательная обработка композиции и подготовка чтецов (актеров) к выступлению на уроке, либо внеклассном мероприятии. Композиция может быть оформлена в виде презентации с использованием ПК (видео-, аудиоматериалы, слайды), рекламных клипов, роликов, сайтов.
Представив имидж-композицию об известном географическом объекте, учащиеся начинают работу над созданием имиджа малоизвестного, но перспективного и интересного объекта. Данный объект выбирается также педагогом и учащимися совместно, при этом возможна новая разбивка на группы. Подготовка и презентация нового объекта изучения проводится по этапам, описанным выше.
Процесс создания имидж-композиций предполагает также деятельность по организации конкурсов лучших рисунков, стихов и фотографий, посвященных объектам изучения (такие конкурсы должны проводится и в процессе создания композиции для отбора лучших работ, которые будут использованы в презентации имиджа), беседу педагогического коллектива и учеников или обсуждение общего мнения
о проведенной работе, контрольную проверку знаний по изучаемым темам, представление финальной обобщающей имидж-композиции и др.
Подготовленная имидж-композиция может предлагаться вниманию школьников на эколо-го-географических учебных и внеклассных мероприятиях, в т.ч. в совокупности с викторинами, играми, конкурсами на географическую тематику.
В 2009 году нами проводилась опытно-экспериментальная работа с учениками 6-х и 8-х классов МОУ «Гимназия № 30 имени Д.Н. Музале-ва» (8 «А» - 24 ученика, 6 «А» - 24 ученика) и МОУ СОШ № 10 (8 «А» - 22 ученика, 6 «Б» -23 ученика) по внедрению вышеописанной технологии. Всего в исследовании принимали участие 93 школьника.
В ходе проведенных нами исследований по внедрению технологии имидж-композиций школьники подготовили несколько имидж-композиций, которые были представлены в форме урока, открытого урока и внеклассного мероприятия («Шуми, шуми! О, водопад!», «Бесконечная песнь Кивача», «Батюшко Онего», «Губернаторский сад»).
Учителя естественных и гуманитарных предметов заинтересовались данной технологией, активно участвовали в исследовательской деятельности и дали ей положительную оценку.
Проводя исследования мы также выяснили, что технология имидж-композиций универсальна. Создание подростками имидж-композиций
переходит на уровень проектирования имиджа географического и даже туристического объекта своего края, т.е. объектом исследования и познания могут быть любые рекреационные ресурсы (не только природные, но и историкокультурные). Это подразумевает понимание эстетической ценности объекта школьниками на первичных этапах изучения географии, а также получение географических, историко-краеведческих, экономических знаний на дальнейших этапах (старшие классы). Технология имидж-композиций может использоваться в учреждениях среднего и высшего образования. В петрозаводском филиале Петровского колледжа автором статьи в 2009 году был внедрен пробный интегративный курс «Проектирование имиджа туристского объекта», основывающийся на вышеуказанной технологии. Студенты, в отличие от школьников, наряду с основными эколого-краеведческими, географическими и туристическими знаниями, получали знания и умения проектной и рекламной деятельности (основы социального проектирования, технология написания программ, проектов, основы рек-ламоведения). В процессе обучения студентами были подготовлены имидж-композиции «Чертов стул» и «Здесь озера кругом, озера...». Имидж-композиции могут использоваться работниками туристских фирм как рекламный продукт и результат совместной деятельности с местными жителями, как одно из средств экскурсионно-познавательного туризма.
Kolokolov Anton
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF IMAGE-COMPOSITIONS AS A MEANS OF HUMANITARIZING THE NATURAL SCIENCE EDUCATION (Illustrated by the Geography Lessons)
Nowadays integration as interaction of natural and humanitarian science is almost not considered as an important factor of education. As a result a problem of narrow, strictly directed perception and receiving strictly scientific knowledge, as well as not appreciating the universal value of the studied object comes up.
Контактная информация: е-таіі: [email protected]
Рецензент - Луговская И.Р., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики, ректор Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова