В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
УДК 373
А.В. Колоколов
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ИМИДЖ-КОМПОЗИЦИЙ»
КАК СРЕДСТВО ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере географии)
Цель данного исследования — выявить и обосновать педагогические условия и соответствующую им технологию применения Имидж-композиций (на примере географии).
Ключевые слова: интеграция, естественнонаучное и гуманитарное образование, технология, подростки, универсальная ценность объекта.
В педагогической деятельности интеграция (различные ее виды) используется часто. В сфере географических наук интегрируются гуманитарные и естественные знания (гуманитарная география, разработки литературной географии и музыкальной географии). Но в педагогике использование интеграции как взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного образования нуждается в дальнейшей разработке, есть возможности ее развитии.
По данным исследования, проведенного нами выборочно в образовательных учреждениях г. Петрозаводска, была выявлена тенденция к усвоению учениками только научных представлений об изучаемом природном объекте без осознания его универсальной ценности, включающей эстетическую, рекреационную, экономическую, нравственную значимости и т.п. То есть, интеграция естественнонаучных и эстетических знаний и представлений почти не предусматривается (редко предусматривается) в процессе обучения естественным дисциплинам, таких как география, биология и др. Решением вышеуказанной проблемы может послужить педагогическая технология «Имидж-композиций» как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного аспектов экологического образования в процессе обучения географии. Названная технология разработана автором данной статьи. Школа должна выработать такую систему обучения детей, которая бы предусматривала получение не только предметных естественнонаучных знаний, но и формирование эстетических, этических и др. представления о предмете изучения, а также предполагала бы приобщение к самообразованию. В поэзии, музыке, изобразительном искусстве
и литературе существует множество ярких описаний географических объектов, которые можно с успехом интегрировать в систему обучения географии. Такая интеграция также будет являться фактором, влияющим на становление у подростков экологических ценностных ориентаций, формирование у них отношения к природе родного края как к универсальной ценности.
Имидж-композиция - это целостный, привлекательный образ объекта, который создается посредством интеграции представлений из различных сфер науки, культуры и жизни. Цель Имидж-композиций - создание (проектирование) аттрактивного (привлекательного) интегрального образа изучаемого объекта для формирования всестороннего представления о нем у школьников.
Такая интеграция важна не только для учащихся городских, но и сельских школ, которые, таким образом, получат возможность разносторонне охарактеризовать известные географические объекты, а затем те, которые имеют местную известность и потенциальную ценность, в том числе и для развития туризма (эта деятельность будет способствовать развитию имиджа родного края, поселения).
В технологии создания и применения «Имидж-композиций» существует определенная этапность.
На первом этапе создания композиции учителю необходимо мотивировать детей к предлагаемой деятельности, что достигается беседами на уроках географии и классных часах на соответствующую тематику и внедрением элементов Имидж-композиций в процесс обучения географии.
Следующий этап подразумевает выбор объекта или темы исследования вместе с учениками (сначала выбирается известный объект, материа-
лы о котором будет проще найти) и решение организационных вопросов. Класс делится на две группы - «Организаторов» и «Поисковиков», которые, в свою очередь, подразделяются на малые группы. В первом случае из числа учеников назначаются режиссеры, а также ответственные за систематизацию полученной информации, то есть - сценаристы, кроме этого назначается группа ребят, работающих с техническими средствами. Учащиеся, осуществляющие поиск информации - «поисковики» - распределяются на географов, биологов, химиков, литераторов, фольклористов, историков, музыкантов, фотографов, операторов, художников, мифологов.
Третий этап - сбор информации об изучаемом объекте группой «Поисковиков».
Далее в алгоритме деятельности преподавателя и учеников на конкретных практических этапах образовательного процесса после сбора всей необходимой информации (включая полученную посредством интервьюирования местного населения) интегрируется познавательный материал и художественный образ объекта, определяется последовательность взаимосвязи научного, эстетического и других представлений о нем, а также создается сценарий Имидж-композиции. Здесь предполагается художественная деятельность обучающихся, включающая создание фото презентаций и видео роликов, клипов, изобразительное детское творчество, создание театральных сценариев и постановок, мифов и сказок и т.д.
Пятый этап - окончательная обработка композиции и подготовка чтецов (актеров) к выступлению на уроке, либо внеклассном мероприятии. Композиция может быть оформлена в виде презентации с использованием ПК (видео-, аудиоматериалы, слайды), рекламных клипов, роликов, сайтов.
Представив Имидж-композицию об известном географическом объекте, учащиеся начинают работу над созданием имиджа малоизвестного, но перспективного и интересного объекта. Данный объект выбирается также педагогом и учащимися совместно, при этом возможна новая разбивка на группы. Подготовка и презентация нового объекта изучения проводится по выше описанным этапам.
Процесс создания Имидж-композиций предполагает также деятельность по организации конкурсов лучших рисунков, стихов и фотографий, посвященных объектам изучения (такие конкурсы должны проводится и в процессе создания
композиции для отбора лучших работ, которые будут использованы в презентации Имиджа), беседу педагогического коллектива и учеников или обсуждение общего мнения о проведенной работе, контрольную проверку знаний по изучаемым темам, представление финальной обобщающей Имидж-композиции и др.
Подготовленная «Имидж-композиция» может предлагаться вниманию школьников на экологогеографических учебных и внеклассных мероприятиях, в том числе в совокупности с викторинами, играми, конкурсами на географическую тематику.
В 2009 году нами проводилась опытно-экспериментальная работа с учениками 6-х и 8-х классов МОУ «Гимназия .№30 имени Д.Н. Музалева» (8«А» - 24 ученика, 6«А» - 24 ученика) и МОУ СОШ №10 (8«А» - 22 ученика, 6«Б» - 23 ученика) по внедрению вышеописанной технологии. Всего в исследовании принимали участие 93 школьника.
В процессе опытно-экспериментальной работы в школах города были выполнены следующие задачи:
- разработаны и проведены ассоциативные тесты, анкеты для определения исходных ценностных ориентаций и отношения к предмету география;
- проведена мотивационная работа с учениками и преподавателями, посредством беседы и внедрения элементов Имидж-композиций в процесс обучения географии;
- организованы готовые Имидж-композиции на уроке;
- подготовлены ученики и преподаватели к созданию Имидж-композиций (объяснение цели, задач, этапов деятельности, выбор объекта и темы в соответствии с учебным школьным планом);
- осуществлены вышеперечисленные этапы создания и применения Имидж-композиций;
- проведены заключительные тесты, анкеты и интервьюирование для определения эффективности применяемой технологии, а также их анализ и графическая обработка.
В процессе исследования были проведены тесты и анкеты, выявляющие отношение учеников к предложенной технологии, начальные и приобретенные с помощью данной технологии знания по изучаемой теме. В ходе исследования выяснилось, что состав ценностных ориентаций учащихся, сформировавшийся еще до применения технологии, изменился к концу эксперимен-
та, а знания учеников об изучаемом объекте значительно обогатились.
Для оценивания эффективности технологии мы разработали ряд критериев, которые применяются в зависимости от «возможностей» учеников разных возрастов:
- естественнонаучные знания об объекте;
- отношение к объекту как к универсальной ценности (понимание эстетической ценности объекта, наличие нравственного отношения к объекту, понимание рекреационной значимости объекта, понимание экономического значения объекта);
- наличие и развитие необходимых компетенций (информационная, коммуникативная).
На первоначальном этапе исследования с детьми проводились ассоциативные тесты для оценки их знаний и представлений об изучаемом объекте. Подросткам необходимо было написать любые ассоциации, возникающие у них в связи со словом «Кивач». Кивач - один из трех самых знаменитых в Республике Карелия водопадов, находящийся на территории одноименного заповедника, имеющего свой музей и являющегося местным туристским объектом. Водопад расположен на реке Суна, которая также широко известна в кругах ученых, поэтов, писателей и других не только местных деятелей искусства. Результаты теста показали наличие у учеников некоторых научных знаний о данном объекте и утилитарного отношения к нему. Большинство опрошенных учеников выстраивали свой ассоциативный ряд таким образом: «Кафе-бар, водопад, вода, река...». То есть, понимание объекта как универсальной ценности, принимая во внимание эстетическую составляющую, не было сформировано у подростков.
В соответствии с результатами теста мы классифицировали ассоциации на группы:
- естественнонаучные - ассоциации, связанные с минимальными географо-краеведческие знаниями, уже полученными заранее;
- рекреационные - ассоциации, связанные с отдыхом и туризмом на объекте;
- экологические - ассоциации, связанные с экологическим состоянием объекта в понимании учеников;
- эстетические - ассоциации, связанные с пониманием красоты объекта;
- иные ассоциации, связанные с жизненным опытом.
Исходя из вышеописанной классификации, можно сделать следующие выводы:
1. У детей преобладает утилитарное отношение к окружающей природе. Дети показывают минимальные естественнонаучные знания (водопад, вода) и некоторые бытовые, непосредственно связанные с местом их проживания (бар «Ки-вач» или кафе, очень вкусный ресторан, столовая на проспекте Ленина).
2. Уровень естественнонаучных знаний и понимания объекта как универсальной ценности у детей одного возраста, но разных школ отличается. Например, 8 класс 10 школы на первые места поставил следующие ассоциации - «Водопад и бар (более 50%), вода, заповедник (30-50%)», а 8 класс 30 гимназии - «Водопад, вода (более 50%), красивый, природа, высокий, мощный (30-50%)». Более 50% из 6 класса 10 школы ответили «Водопад, вода» и от 30-50% - «красивый, природа». В 30 гимназии более 50% учеников того же возраста ответили «Водопад, вода» и 30-50% - «бар, природа». Это связанно с уровнем интереса к предмету, который чаще всего зависит от мастерства учителя и от отношения ученика к педагогу.
3. Экологические ассоциации были связаны в основном с минимальными познаниями детей в данной области. Ученики знают о знаменитом, одноименном заповеднике, включающем в свою территорию водопад. Несмотря на то, что у одного из классов данная ассоциация с заповедником находится не на последнем месте, в остальных трех классах она была представлена в единичных случаях (экологические ассоциации: «природа, чистый, воздух чистый, сосна, ель, лоси, заповедник «Кивач», потоп»).
4. Рекреационные ассоциации, связанные с отдыхом и туризмом, также были представлены в форме единичных ответов («место отдыха, музей, экскурсия, прогулка, путешествие, вино, шашлык, алкоголь»). Последние ассоциации («вино, шашлык, алкоголь») были обнаружены только в 6 классах обеих школ, что, скорее всего, связанно с тем, что подсознательно дети еще не понимают сути данной категории (алкоголь) и воспринимают ее как возможность показать свою зрелость, взрослость, т.е. самореализуются таким образом, в то время как восьмиклассники относятся к этим вопросам более серьезно.
5. Однако некое эстетическое восприятие детьми водопада в некоторых тестах все же прослеживается. Оно, в большинстве случаев, сводится
к словам «красивый, красота», хотя в единичных ответах присутствовали следующие ассоциации: «большой, высокий, мощный, интересный, шум падающей воды, скалы, красивый лес, камни, солнце, шорох, белый цвет, одушевленный, плеск и брызги воды и т.п.».
6. У некоторых детей иногда присутствует ошибочное представление об объекте, что доказывается наличием некоторых ассоциаций, таких как «остров», «старуха Лоухи», «клиника естественного оздоровления», «Марциальные воды», «рассказ», «друг из Америки». Эти ассоциации являются скорее бытовыми, связанными с какими-то жизненными ситуациями.
На заключительном этапе исследования нами проводился устный фронтальный опрос на тему «Ассоциации, связанные со словом КИВАЧ». В результате опроса было выявлено, что у 90% опрошенных учеников изменились ценностные ориентации. Эстетические ассоциации превалировали над всеми остальными. Ассоциации у учеников возникали быстро, дети проявляли активность, старались не повторяться, грамотно выстраивали ассоциативный ряд, при этом опрошены были все 4 класса. Итак, ответы были зафиксированы, в совокупности получился следующий ассоциативный ряд, который при обобщении показывает более полную картину усвоения учебного материала: красивый водопад, два потока, шум воды, ГЭС, падение воды, пение птиц, чистый, зеленые берега, животные, рыба, камень, снежная гора, Суна, Пор-Порог, Гирвас, белая гора, брызги воды, «Таков Кивач! Таков он днем!», красота берегов реки, «Алмазная гора», Державин, Глинка, Костин, Потиевский, Пришвин, Виннонен. Интересно то, что некоторые дети даже цитировали строки стихотворений, используемых в композициях.
Школьники проявили большой интерес к данным урокам, в ходе анкетирования было выяснено, что изменилось в лучшую сторону их отношение к предметам география, биология и некоторым другим. Проведенная в начале эксперимента анкета на выявление отношения к предмету показала следующие результаты:
- 90% учеников 8 класса 10 школы имели отрицательное отношение к географии, только 5% учеников написало, что география - их любимый предмет;
- ученики 6 класса той же школы географию в числе любимых предметов не упомянули, од-
нако отношение в целом к данной дисциплине показали положительное (80%);
- в 30 гимназии в обоих классах дети показали положительное отношение к предмету (95%), в 8 классе география любимый предмет у 60% учеников, а в 6 - у 30%.
Такая дифференциация, скорее всего, связана с уже сформировавшимся отношением к преподаванию географии.
В конце эксперимента была проведена заключительная обобщающая анкета, посредством которой выяснилось, что 90% детей узнали много нового об изучаемом географическом объекте, им понравился такой подход к ведению уроков географии; 95% - заинтересовались созданием Имидж-композиций и хотели бы продолжить эту деятельность; 80% - хотели бы, чтобы как можно чаще с ними проводили уроки именно так; 40% - проявили желание выполнять подобные групповые домашние задания по географии вместо привычных; у 10% опрошенных поменялось отношение к предмету география и другим дисциплинам.
Кроме того, с учениками 6, 8 классов был проведен анонимный тест, определяющий уровень их знаний по изучаемой теме (вдп. Кивач), составленный под руководством учителя географии. Для 6-х классов в тесте было запланировано 6 вопросов, определяющих географические знания и 3 вопроса выходящих за рамки географии. Для 8-х классов было подготовлено 8 географических вопросов и 3 расширенных. К чисто географическим мы отнесли вопросы, связанные с определением водопада, местонахождением, количеством потоков, антропогенным использованием, количеством водопадов в Карелии, названиями рек и водопадов, их величинами и т.д. К расширенным мы отнесли вопросы, связанные с переводом названий карельских водопадов, поэтикой Кивача. Дети должны были показать, что они усвоили географический материал успешно и, наряду с этим, получили некоторые гуманитарные представления об объекте. В 6-х классах 60% учеников справилось на отметку «отлично» и 30% - на отметку «хорошо». В 8-х классах: 50% - отметка «отлично», 20% - «хорошо». Результаты теста показали, что подростки прекрасно усвоили необходимый географический материал, а также получили дополнительные гуманитарные знания об изучаемом объекте.
Было выяснено, что технология будет реализована и даст положительный эффект при выполнении определенных условий интеграции:
- взаимодействие учеников и учителей при подготовке и представлении Имидж-композиций;
- взаимодействие между учителями разных предметов;
- сотрудничество и сотворчество детей, учителей и родителей;
- наличие у детей определенных компетенций;
- визуальное представление элементов или целых Имидж-композиций перед началом самостоятельной работы;
- предварительная мотивация учителей и учеников.
Посредством анкетирования также было выяснено, что использование технологии способствовало формированию у детей коммуникативной, информационной компетенций, а также умению работать в группе. Ученики отметили как плюсы наглядность композиций и возможность выхода на экскурсии (при описании местных объектов), общение с учителями других предметов для облегчения поиска информации об объекте.
В ходе проведенных нами исследований по внедрению технологии «Имидж-композиций» школьники подготовили несколько Имидж-композиций, которые были представлены в форме урока, открытого урока и внеклассного мероприятия («Шуми, шуми! О, водопад!», «Бесконечная песнь Кивача», «Батюшко Онего», «Губернаторский сад»).
Учителя естественных и гуманитарных предметов заинтересовались данной технологией, активно участвовали в исследовательской деятель-
ности и дали ей положительную оценку.
Проводя исследования мы также выяснили, что технология Имидж-композиций универсальна. Создание подростками Имидж-композиций переходит на уровень проектирования имиджа географического и даже туристического объекта своего края, т.е. объектом исследования и познания могут быть любые рекреационные ресурсы (не только природные, но и историко-культурные). Это подразумевает понимание эстетической ценности объекта школьниками на первичных этапах изучения географии, а также получение географических, историко-краеведческих, экономических знаний на дальнейших этапах (старшие классы). Технология «Имидж-композиций» может использоваться в учреждениях среднего и высшего образования. В петрозаводском филиале Петровского колледжа автором статьи в 2009 году был внедрен пробный интегративный курс «Проектирование имиджа туристского объекта», основывающийся на вышеуказанной технологии. Студенты, в отличие от школьников, наряду с основными эколого-краеведческими, географическими и туристическими знаниями, получали знания и умения проектной и рекламной деятельности (основы социального проектирования, технология написания программ, проектов, основы рекламоведения). В процессе обучения студентами были подготовлены Имидж-композиции «Чертов стул» и «Здесь озера кругом, озера.». Имидж-композиции могут использоваться работниками туристских фирм как рекламный продукт и результат совместной деятельности с местными жителями как одно из средств экскурсионно-познавательного туризма и др.