Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования у студентов педагогических колледжей умения использовать игру в профессиональной деятельности'

Педагогическая технология формирования у студентов педагогических колледжей умения использовать игру в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИГРА / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИГРУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / THE GAME / THE FORMATION OF THE ABILITY TO USE THE GAME IN PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Н. П.

В статье раскрываются основные аспекты педагогической технологии формирования у студентов педагогических колледжей умения организовывать игровую деятельность детей. Рассматривается структура и содержание спецкурса «Игропрактикум» как реализации данной педагогической технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGY IS THE FORMATION OF STUDENTS OF TEACHER TRAINING COLLEGES THE ABILITY TO USE THE GAME IN A PROFESSIONAL ACTIVITY

The article describes the main aspects of the formation of educational technology in teaching college students’ ability to organize play activities of children. We consider the structure and content of the course «Igropraktikum» as the implementation of this educational technology.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования у студентов педагогических колледжей умения использовать игру в профессиональной деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИГРУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дмитриева Н.П., преподаватель педагогического колледжа № 4

В статье раскрываются основные аспекты педагогической технологии формирования у студентов педагогических колледжей умения организовывать игровую деятельность детей. Рассматривается структура и содержание спецкурса «Игропрактикум» как реализации данной педагогической технологии.

Ключевые слова: педагогическая технология, игра, формирование умения использовать игру в педагогической деятельности.

EDUCATIONAL TECHNOLOGY IS THE FORMATION OF STUDENTS OF TEACHER TRAINING COLLEGES THE ABILITY TO USE THE GAME IN A PROFESSIONAL ACTIVITY

Dmitriyeva N., lecturer, pedagogical College № 4

The article describes the main aspects of the formation of educational technology in teaching college students’ ability to organize play activities of children. We consider the structure and content of the course «Igropraktikum» as the implementation of this educational technology.

Keywords: pedagogical technology, the game, the formation of the ability to use the game in pedagogical activity.

Анализ педагогических исследований последних лет подтверждает одну из актуальных тенденций развития образовательных систем

- технологизацию образовательной деятельности, которая рассматривается как один из показателей качества и оценки функционирования образовательного учреждения и образования в целом, обеспечивающих его эффективность и гуманистическую направленность.

Среди педагогических терминов ЮНЕСКО технология обучения определяется как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Вслед за В.В. Гузеевым, М.Е. Бершадским, А. Кушнир, В.В. Юдиным [1, 3, 4] мы придерживаемся следующей интерпретации рассматриваемого понятия:

- технологический подход может быть применён к любой составляющей системы образования;

- технология, являясь составляющей методики как результата обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний, проектируется на основе конкретных условий и ориентируется на заданный результат.

Однако критерии выбора оптимальной модели обучения, во многом связанной с компетентностью и профессионализмом преподающего, не предполагают алгоритм и обусловливают неопре-делённость некоторых элементов технологии, тем более если речь идет о гуманитарном образовании. В этом смысле рассматриваемая технология формирования у студентов педагогических колледжей умения использовать игру в профессиональной деятельности полностью соотносится со сказанным выше.

Следует отметить, что игра как объект рассмотрения включена в рабочие программы педагогических колледжей, что соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, предполагая изучение теории игры и различные её классификаций. Однако отрыв игры от практической стороны её использования в контексте определенной ситуации воспитательной работы с детьми и с конкретной целью делает знания и представления об игре и играх в целом бесполезными. Отсутствие методического подхода к использованию игры в работе с детьми и подростками в лучшем случае никак не отражается на играющих, а в худшем случае может привести к травматизму как физическому, так и психическому; к боязни игровых мероприятий, нежеланию играть и т.д.

Компенсировать отсутствие необходимых умений, связанных с организацией игры в детском коллективе, позволяет, на наш взгляд, спецкурс, в основе которого находится разработанная нами педагогическая технология, направленная на подготовку будущих воспитателей к использованию игр в диагностических, корректирующих, развивающих, обучающих и др. целях [2].

Спецкурс «Игропрактикум» носит модульный характер и предусматривает постепенное включение студентов в игровую профес-

сионально-ориентированную деятельность. Данный курс основан а) на обучении игре как средству будущей учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, б) игровой деятельности, на основе которой строится тренинговая работа и общение студентов для приобретения ими значимых личностно-профессиональных качеств, а также специфических методических умений и навыков, необходимых для уместного и эффективного использования игры в учебно-воспитательной работе с детьми.

Целью спецкурса является формирование и развитие профессиональной культуры студентов, составляющим компонентом которой является умение организовывать игровую деятельность детей.

Первый модуль игропрактикума «Теория игры» предполагают введение студента в спецкурс, где целью выступает ознакомление студентов с различными теориями игры (с конкретными учеными и предлагаемыми ими концепциями). Занятия дают возможность обучающимся получить теоретические знания по игре как на лекциях, так и в ходе самостоятельной работы, обеспечивая базовые педагогические знания по рассматриваемому вопросу. Данный модуль включает в себя лекции-практикумы, обсуждение, работу с литературным источником и направлен на рассмотрение истории игры, изучение ее теоретического осмысления в философской и педагогической литературе, анализ функций игры, её различных классификаций. Задания для домашней самостоятельной работы ориентированы на закрепление теоретического материала, изучение дополнительных источников по определенным вопросам, подготовку сообщений, например:

- самостоятельно изучите вопросы: игра и первоначальные формы искусства; социальная природа ролевой игры;

- сравните игры разных народов. Есть ли в них какие-либо отличия? Обоснуй свое мнение;

- сравните старинные и современные игры детей. Есть ли в них какие-либо отличия? Обоснуйте свое мнение;

- самостоятельно разработайте дидактическую игру, учитывая ее особенности, для одной из ситуаций: развитие интереса к чтению, развитие словарного запаса, формирование умения считать, развитие познавательных интересов и др.

В качестве зачетной работы по итогам изучения первого раздела проводится «Круглый стол» по различным темам: «Природа игры и ее педагогический потенциал», «Самостоятельная организация игровой деятельности», «Игра в обучении и воспитании», «Игра как метод диагностики» и т.п.

Второй модуль спецкурса «Минитренинговая работа в студенческой группе» направлен на включение студентов в игру и их раскрепощение. Основные задачи этого блока:

- создать условия, способствующие взаимодействию студентов друг с другом внутри группы, сформировать навыки сотрудничества, развивать рефлексию;

- обучить студентов активным формам обучения и взаимодействия в игре, игровой деятельности;

- развивать общую и профессиональную культуру;

- сформировать навыки конструктивного межличностного взаимодействия, чувство толерантности по отношению к участникам группы;

- развивать умения слушать и договариваться, открыто проявлять личностные качества; умение диагностировать взаимоотношения в микрогруппе;

- развивать умения в корректной форме выражать несогласие с какой-либо возникшей в процессе игрового взаимодействия ситуацией.

Данный модуль направлен на организацию тренинговой работы со студентами, состоящую из игровых упражнений, игр, соответствующих возрасту обучающихся. Цель данных занятий предполагает обучение участников активным формам общения в игре и игровой деятельности. Занятия второго модуля помогают студентам адаптироваться к новому коллективу, создавая условия для формирования элементарных и необходимых практических игровых умений, важных для взаимодействия студентов и свойственных их подростковому и юношескому возрасту. Несложные для обучающихся игры и упражнения позволяют снять имеющиеся психологические барьеры, напряженность, давая возможность студентам лучше узнать друг друга в игровых обстоятельствах. Модуль представлен восемью тренингами: «Игра на взаимодействие и взаимопонимание», «Игры на взаимовосприятие и понимание», «Игры на установление контакта и проявление творчества студентов», «Игры на взаимодействие и самооценку» и др.

Третий модуль непосредственно связан с постижением студентами основных функций игры на практике. Его основные задачи:

- обучить студентов играм для старшего дошкольного и младшего школьного возраста, слушать объяснение преподавателем содержания игры, правил; научить анализировать, как прошла игра в студенческой группе, определять функции игры, педагогические возможности; прогнозировать, какие непредвиденные ситуации могут возникнуть в детской группе и как можно позитивно их разрешать, учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

- познакомить студентов с разными видами игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

- развить у студентов умение проводить детскую игру в условиях мастер-класса (беря на себя роль воспитателя, учителя, ребенка);

- развить двигательную активность, чувство соревнования;

- научить снимать невербальную агрессию, предоставив возможность легальным образом выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направив энергию в нужное русло;

- развить у студентов артистические навыки и интонационную речь;

- вовлечь студентов в игровое и речевое взаимодействие и т.д..

Кроме того, в ходе мастер-класса студенты учатся: 1) играть в

игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста; 2) отбирать игры в соответствии с различными педагогическими задачами и в соответствии с нестандартными учебно-воспитательными ситуациями; 3) достигать положительного результата в ходе и по окончании игровой деятельности детей; 4) в дальнейшем на практике эффективно и успешно реализовать свои знания, умения и навыки в воспитательных и обучающих целях в работе с детьми.

Мастер-классы проводятся по следующим направлениям:

- подвижные игры разных народов (в том числе считалочки, физкультминутки); игры-аттракционы, игры-эстафеты; дидактические игры на речевое развитие; театрализованная игра и игра-драматизация; игры и игровые упражнения на развитие психических процессов, а также социально-психологической и нравственно-этической направленности (в том числе игровые совместные двигательные упражнения, игры с залом, игры и игровые упражнения со специальной психологической направленностью, упражнения по арт-терапии и сказкотерапии).

Мастер-класс предлагает каждому студенту побывать как в роли педагога-воспитателя, так и в роли ребенка, играющего в группе ровесников. При этом заранее формулируется дидактическая задача: есть определенная ситуация в детском коллективе или есть на-

мерение педагога провести определенную воспитательную работу на основе игры; задача заключается в том, какую игру отобрать и предложить детям, чтобы она успешно разрешила сложившуюся ситуацию в детском коллективе и помогла педагогу достичь поставленной цели. Такая форма проведения занятий со студентами помогает им 1) посмотреть на игру глазами детей и проанализировать их ощущения, трудности и эмоции; 2) почувствовать себя в качестве воспитателя и увидеть свои промахи, ошибки и постараться объяснить их причину; 3) посмотреть со стороны на то, как происходит игра и насколько она соответствует разыгрываемой ситуации и задачам воспитателя.

Четвертый модуль «Практикум» связан с самостоятельной разработкой конспекта занятия с использованием какой-либо игры, которая была бы направлена на получение необходимой информации о детском коллективе и имела бы определенное назначение. Наиболее важные задачи практикума:

- познакомить студентов с играми, которые можно провести с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

- развивать коммуникативную сферу через игру в целях установления контактов с детьми;

- совершенствовать умения студентов играть в игры детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, ориентироваться в пространстве и развивать быструю реакцию;

- развивать психические процессы: мышление и речь, слуховое восприятие в целях адекватного восприятия речевого поведения детей;

- воспитывать нравственные чувства (дружеские взаимоотношения в коллективе, умение говорить комплименты, сплоченность) в целях достижения эффективных педагогических результатов в совместной работе с коллегами-педагогами; и т.д.

В ходе практикума студенты обучаются составлению конспекта игрового занятия, проводят запланированное игровое занятие и его обсуждение, учатся организовывать пространство для эффективной игры и т.д.

Подобная системная работа по практическому овладению игровой деятельностью, основанная на педагогической технологии формирования умения у студентов СПО организовывать игровую деятельность детей, помогает добиться требуемого результата -готовности студента к общению с детьми в реальных условиях профессионально-ориентированной деятельности, что подтверждается итогами педагогической практики.

Литература:

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2003. - С. 9.

2. Дмитриева Н.П. Спецкурс «Игропрактикум». - М. : Материк-Альфа, 2010.

3. Кушнир А.М. Новая Россия подрастает... // Народное образование. - 1997. - № 5.

4. Юдин В.В. Педагогическая технология : Учебное пособие. Ч. 1. - Ярославль : ЯрГПУ, 1997. - С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.