Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ: НАУЧНЫЙ АСПЕКТ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ: НАУЧНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киричук А.А.

В статье раскрывается научный аспект использования педагогической технологии формирования самоконтроля речевой деятельности в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF SELF-CONTROL OF SPEECH ACTIVITY AS ONE OF THE MEANS OF OVERCOMING GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN PRE-SCHOOLS WITH EASY PSEUDOBULBAR DYSARTHRIA: SCIENTIFIC

The article reveals the scientific aspect of using the pedagogical technology for the formation of self-control of speech activity in the process of overcoming the general underdevelopment of speech in preschoolers with a mild degree of pseudobulbar dysarthria:

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ: НАУЧНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 376. 37

Киричук А.А. студент магистратуры Южный Федеральный университет Россия, Ростов-на-Дону

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ: НАУЧНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация: В статье раскрывается научный аспект использования педагогической технологии формирования самоконтроля речевой деятельности в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии:

Ключевые слова: самоконтроль речевой деятельности, преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, педагогическая технология.

Kirichuk A.A. graduate student South Federal University Russia, Rostov-on-Don

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF SELF-CONTROL OF SPEECH ACTIVITY AS ONE OF THE MEANS OF OVERCOMING GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN PRE-SCHOOLS WITH EASY PSEUDOBULBAR DYSARTHRIA:

SCIENTIFIC

The article reveals the scientific aspect of using the pedagogical technology for the formation of self-control of speech activity in the process of overcoming the general underdevelopment of speech in preschoolers with a mild degree of pseudobulbar dysarthria:

Key words: self-control of speech activity, overcoming general speech underdevelopment in preschoolers, pedagogical technology.

В современном специальном образовании одним из ключевых направлений выступает процесс развития у детей дошкольного возраста языковых компетенций (языковые обобщения, осознание элементарных языковых явлений и норм, навыки самоконтроля за речью и т.п.), как правило формируемых в процессе систематического обучения. Педагоги в работе с детьми должны учитывать тот факт, что при стихийном

формировании языковых компетенций лишь немногие дети способны усвоить необходимые нормы языка, являющиеся обязательным условием успешного обучения в школе (Е.М. Струнина, О.С. Ушакова и др.) [4; 5].

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что одой из причин дезадаптации учащихся с общим недоразвитием речи является нарушения в уровне сформированности произвольной деятельности, а также отдельных психических процессов: внимания, восприятия, регуляции действий, самоконтроля за речевой деятельностью (Р.Е. Левина, Т.А. Фотекова, Г.В. Чиркина и др.) [2; 6].

С точки зрения педагогов и психологов, специалистов в области коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, самоконтроль речевой деятельности рассматривается как компонент процесса восприятия и порождения речевой деятельности. Самоконтроль имеет решающее значение для формирования самостоятельной речевой деятельности, языковой и речевой компетентности (С.Н.Карпова, М.И. Лисина и др.) [1; 3].

Данный анализ научных исследований, практики работы специальных образовательных учреждений подчеркивает актуальность проводимого нами исследования:

- нацеливает на систематизацию технологий самоконтроля речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи и с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;

- связана с потребностями современного общества и специального образования в гармоничном развитии детей с общим недоразвитием речи, готовностью их к успешной подготовке к обучению в школе, предупреждению школьной дезадаптации;

- обусловлена недостаточной научной базой, изучающей зависимость между уровнем развития самоконтроля и уровнем речевой деятельности, обосновывающей эффективные технологии формирования самоконтроля речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи, с дизартрией;

- связана с уже с накопленным в логопедии опытом коррекции произносительной стороны речи, лексико-грамматических нарушений, связной речи у детей с общим недоразвитием речи, дизартрией и недостаточным количеством публикаций касающихся изучению навыков самоконтроля у детей данной категории.

С учетом описанных выше положений была сформулирована проблема нашего исследования: изучить уровень сформированности самоконтроля речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи, с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, и на основе полученных данных апробировать педагогические технологии формирования самоконтроля речевой деятельности у дошкольников.

Актуальность данной проблемы позволила сформулировать цель исследования: теоретически обосновать, систематизировать и апробировать

педагогические технологии формирования самоконтроля речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Основными задачами исследования являются: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме формирования самоконтроля речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи и с дизартрией; выявление уровня сформированности самоконтроля речевой деятельностью у дошкольников экспериментальной группы (выделение критериев, показателей и уровней, подбор диагностических методик); разработка специальной программы для дошкольников «Самоконтроль речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи» (целевой, содержательный, технологический, результативный аспекты); выявление динамики в уровне сформированности самоконтроля речевой деятельностью у дошкольников экспериментальной группы.

Использованные источники:

1.Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка / С. Н. Карпова, Э. И. Труве. - Ростов - на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 1987. - 94с.

2.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: АльнС, 2013. - 367с.

3.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении /М. И. Лисина. - С-П: Питер, 2009. - 318 с.

4.Струнина Е. М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду Текст.: Дис. канд. пед. наук /Е. М. Струнина. -М., 1984. - 132с.

5.Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. - М.: Сфера, 2014. - 287 с.

6.Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2004. -161 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.