Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОМПЕНСАЦИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ'

ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОМПЕНСАЦИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНИКИ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ / PHONETIC-PHONEMIC UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / PRESCHOOLERS WITH A MILD DEGREE OF PSEUDOBULBAR DYSARTHRIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моргунова Е.Л., Абашина Н.Н.

Анализ теоретико-методологических аспектов формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подчеркивает необходимость разработки более эффективной, по сравнению с традиционными методами коррекции, компенсаторной технологии по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, способствующей созданию комплекса психолого-педагогических условий формирования самокомпенсации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Моргунова Е.Л., Абашина Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF SELF-COMPENSATION FORMATION IN THE CORRECTION OF PHONETIC-PHONEMATIC UNDERFULMITTING OF SPEECH IN PRESCHOOLERS WITH AN EASY DEGREE OF PSEUDOBULAR DYSARTRY

An analysis of the theoretical and methodological aspects of the formation of self-compensation in the correction of phonetic-phonemic underdevelopment of speech in preschoolers with a mild degree of pseudobulbar dysarthria emphasizes the need to develop a more effective, in comparison with traditional methods of correction, compensatory technology to eliminate phonetic-phonemic underdevelopment of speech in preschoolers pseudobulbar dysarthria, contributing to the creation of a complex of psychological and pedagogical conditions for the formation of self-compensation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОМПЕНСАЦИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ»

УДК 376.44

Моргунова Е.Л. студент магистратуры Донской государственный технический университет

г. Ростов-на-Дону научный руководитель: Абашина Н.Н., к.п.н.

доцент

Донской государственный технический университет

г. Ростов-на-Дону

ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОМПЕНСАЦИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ

Аннотация: анализ теоретико-методологических аспектов формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подчеркивает необходимость разработки более эффективной, по сравнению с традиционными методами коррекции, компенсаторной технологии по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, способствующей созданию комплекса психолого -педагогических условий формирования самокомпенсации.

Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дошкольники с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Morgunova E.L. master's degree student Don state University technical University

Rostov-on-don

Supervisor: Abashina N.N., candidate of pedagogic Sciences

assistant Professor

Don state technical University Rostov-on-don

OF SELF-COMPENSATION FORMATION IN THE CORRECTION OF PHONETIC-PHONEMATIC UNDERFULMITTING OF SPEECH IN PRESCHOOLERS WITH AN EASY DEGREE OF PSEUDOBULAR

DYSARTRY

Abstract: An analysis of the theoretical and methodological aspects of the formation of self-compensation in the correction of phonetic-phonemic underdevelopment of speech in preschoolers with a mild degree ofpseudobulbar dysarthria emphasizes the need to develop a more effective, in comparison with traditional methods of correction, compensatory technology to eliminate phonetic-phonemic underdevelopment of speech in preschoolers pseudobulbar dysarthria, contributing to the creation of a complex of psychological and pedagogical conditions for the formation of self-compensation.

Key words: phonetic-phonemic underdevelopment of speech, preschoolers with a mild degree of pseudobulbar dysarthria.

В последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась демографическая ситуация, для которой характерно как общее снижение рождаемости, так и уменьшение доли рождения здоровых, физически зрелых детей. Уровень выраженности отклонений в психофизическом развитии детей различен - от неявно выраженных (стертых, латентных, с микросимптоматикой) и до выраженных случаев.

Статистические данные указывают на тенденцию к росту количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрическими расстройствами, что связано не только с реалиями современной жизни как следствия неблагополучия экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера, но и с недостаточной эффективностью, используемых в работе по устранению фонетико-фонематических расстройств речи у детей, традиционных технологий, следствием чего являются трудности в коммуникации, рост неадаптивного поведения, искажение личностного развития ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Необходимость пересмотра принципов, лежащих в основе работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, вызвана все возрастающими требованиями к социальному развитию ребенка, в котором наряду с другими составляющими одно из ведущих мест занимает чистая, правильная речь и коммуникативные навыки, позволяющие ему строить межличностные отношения с окружающими.

В исследованиях О. А. Токаревой, JI. В. Мелеховой, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольской, JI. Ф. Лопатиной, Н. В. Серебряковой и других легкая степень псевдобульбарной дизартрии представлена как сложная структура дефекта, в которой ведущими являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка, что отражается на формировании и развитии всей языковой личности (то есть человека в его способности совершать речевые действия), затрудняя его речевую коммуникацию и социальную адаптацию в обществе.

Рассмотрение современного состояния проблемы коммуникативного развития ребенка в аспекте его социального развития в научных трудах М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, О. Е. Грибовой, В. И. Гладышева, JI. Н. Галигузовой, О. Е. Смирновой и других позволило взглянуть на структуру изучаемого речевого дефекта, а также на возможные условия, позволяющие оптимизировать процесс его коррекции, по-новому. Конкретное речевое нарушение необходимо оценивать с позиций его влияния на становление целостной языковой личности ребенка, что ориентирует и дальнейшее построение коррекционной технологии на активизацию процессов коммуникации, основываясь на компенсаторных возможностях детского общения, которые традиционные технологии используют не в полной мере.

В связи с этим особую актуальность приобретает феномен компенсаторного общения, которое позволяет достроить, дополнить, гармонизировать «коммуникативное ядро» языковой личности ребенка с фонетико-фонематическими расстройствами речи, а также определить условия, способствующие формированию самокомпенсации у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

При определении актуальности проблемы мы исходили из следующих факторов:

-возрастающие требования к коммуникативному развитию ребенка в аспекте его социального развития (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, О. Е. Смирнова, Л. Н. Галигузова и другие);

-тенденция к увеличению рождаемости детей с отягощенным анамнезом (наличие вредностей пренатального, натального и раннего постнатального развития) (Е. Ф. Соботович, С. И. Маевская, Г. В. Гуровец, Л. В. Лопатина и другие);

-сложная структура речевого дефекта при легкой степени псевдобульбарной дизартрии, что требует создания комплекса психолого -педагогических условий, обеспечивающих ее максимальную коррекцию (О. А. Токарева, JI. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, К. А. Семенова, Р. И. Мартынова и другие);

-недостаточная разработанность вопросов, связанных с активизацией компенсаторного фонда общения ребенка с проблемами в речевом развитии, включения его в процесс самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи.

В процессе исследования теоретических основ формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии выявлено противоречие между своеобразием механизмов становления языковой личности у детей с данным речевым нарушением, требующего создания комплекса психолого-педагогических условий для формирования самокомпенсации, и недостаточной эффективностью традиционных технологий коррекции, не учитывающих современных

психолингвистических данных о механизмах самокомпенсации и роли активизации компенсаторных возможностей детского общения при их становлении.

Таким образом, анализ теоретико-методологических аспектов формирования самокомпенсации при коррекции фонетико -фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии позволил нам сделать вывод о необходимости разработке более эффективной, по сравнению с традиционными методами коррекции, компенсаторной технологии по устранению фонетико -фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, способствующей созданию комплекса психолого-педагогических условий формирования самокомпенсации.

Использованные источники: :

1. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М.: Просвещение. - 1982. - С. 67-78.

2. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. 2003. -№ 5. - с. 45-50.

3. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М. : Изд-во МГУ, 1995. —253 с.

4. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с различными видами отклоняющего развития. // Дефектология. 2000, №1, с. 66-75.

5. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии.: Автореф. дис. канд. пед. наук. С-Пб. - 1996. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.