Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
164
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ / ЭТАПЫ / СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ОБЩЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киричук А.А.

В статье анализируются научно-теоретические основы исследования самоконтроля в структуре саморегулирующихся механизмов общей произвольной и речевой деятельности. На основе анализа логопедических, психолого-педагогических, нейропсихологических, психолингвистических, нейрофизиологических позиций осуществлено многоаспектное рассмотрение самоконтроля общей произвольной и речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SELF-CONTROL OF SPEECH ACTIVITY IN PRESCHOOLERS WITH DYSARTRIA

The article analyzes the scientific and theoretical foundations of the study of self-control in the structure of self-regulating mechanisms of general voluntary and speech activity. Based on the analysis of speech therapy, psychological-pedagogical, neuropsychological, psycholinguistic, neurophysiological positions, a multifaceted consideration of self-control of general voluntary and speech activity was carried out.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

УДК 376. 37

Киричук А.А. студент магистратуры Южный Федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону

ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У

ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация: В статье анализируются научно-теоретические основы исследования самоконтроля в структуре саморегулирующихся механизмов общей произвольной и речевой деятельности. На основе анализа логопедических, психолого-педагогических, нейропсихологических, психолингвистических, нейрофизиологических позиций осуществлено многоаспектное рассмотрение самоконтроля общей произвольной и речевой деятельности.

Ключевые слова: самоконтроль речевой деятельности у дошкольников с дизартрией, этапы, содержание и условия формирования самоконтроля общей произвольной и речевой деятельности.

Kirichuk A.A. graduate student South Federal University Russia, Rostov-on-Don

FORMATION OF SELF-CONTROL OF SPEECH ACTIVITY IN PRESCHOOLERS WITH DYSARTRIA

Annotation: The article analyzes the scientific and theoretical foundations of the study of self-control in the structure of self-regulating mechanisms of general voluntary and speech activity. Based on the analysis of speech therapy, psychological-pedagogical, neuropsychological, psycholingu istic,

neurophysiological positions, a multifaceted consideration of self-control of general voluntary and speech activity was carried out.

Key words: self-control of speech activity in preschoolers with dysarthria, stages, content and conditions for the formation of self-control of general voluntary and speech activity.

Анализ статистических данных в области коррекционного дошкольного образования позволили сделать вывод об увеличении количества детей с речевыми нарушениями, в частности детей с дизартрическими расстройствами. Очевидно, что у детей данной категории наблюдаются нарушения на уровне формирования произвольной деятельности. С точки зрения ведущих педагогов и психологов, специалистов в области изучения

детей с ограниченными возможностями здоровья, самоконтроль - имеет решающее значение для формирования самостоятельной речевой деятельности, языковой и речевой компетентности у детей дошкольного возраста (С.Н.Карпова, С.Л. Кобылицкая, Г.М. Криницина, В.И. Кузнецов, М.И. Лисина и др.).

Особые трудности в усвоении школьной программы испытывают дети с нарушениями речи, количество которых в настоящее время неуклонно возрастает (Т. Б. Филичева, Т. А. Фотекова, Г. В. Чиркина, Д. Б. Эльконин).

В современной психолого-педагогической литературе одной из причин школьной неуспеваемости называется несформированность произвольных видов деятельности и поведения, внимания, регуляции действий, функций планирования, самоконтроля речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) (О. Е. Грибова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Т. А. Фотекова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова).

Вопросы изучения основных закономерностей, последовательности и этапов становления самоконтроля речевой деятельности в онтогенезе отражены в исследованиях нейрофизиологов, психологов, нейропсихологов, психолингвистов, педагогов. Операции самоконтроля речевой деятельности являются включенными в структуру всех речевых действий, играют существенную роль в осознанном усвоении языковых и речевых средств, формировании языковой компетентности и речевой коммуникации (П. К. Анохин, Т. В. Ахутина, П. Я. Гальперин, Ж. М. Глозман, С. Н. Карпова, А. Р. Лурия, М. И. Лисина, Л. С. Цветкова).

Данное обстоятельство вызывает необходимость в разработке и внедрении педагогической технологии формирования самоконтроля речевой деятельности как одного из средств преодоления ОНР у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и в качественной подготовке их к обучению в школе.

В трудах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Н. И. Жинкина, А. В. Запорожца, Р. Е. Левиной, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина и других авторов описаны этапы, содержание и условия формирования самоконтроля общей произвольной и речевой деятельности.

Базовыми условиями являются:

1. Целенаправленное и квалифицированное педагогическое управление в процессе взаимодействия ребенка со взрослым (Л. С. Выготский, М. И. Лисина).

2. Наличие мотивов и возможности действовать по образцу (П. Я. Гальперин, Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).

3. Ощущение, осознание, осмысление действий (А. В. Запорожец, М. И. Лисина).

4. Наличие тесной межанализаторной связи речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов (П. К. Анохин, А. Р. Лурия, И. П. Павлов).

5. Взаимодействие кинестетической (проприоцептивной) и слуховой обратной связи в схеме общего механизма речевой деятельности (П. К. Анохин, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. Р. Лурия). В структуре обратной (афферентной) связи выделяются три этапа. На каждом из них в тесной взаимосвязи функционируют специфические для каждого этапа компоненты контроля:

- на этапе планирования и программирования действий в соответствии с эталоном функционирует мотивационно-потребностный компонент;

- на этапе сличения программированного и реализуемого действия функционирует сенсорно-перцептивный компонент;

- на этапе принятия решения о совпадении или рассогласовании действий с эталоном функционирует вербализационно-коммуникативный компонент (П. К. Анохин, П. Я. Гальперин, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. Р. Лурия).

6. Взаимосвязь и взаимообусловленность умственной работоспособности, внимания и самоконтроля общей произвольной деятельности и речевой деятельности (Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова).

Анализ литературных данных позволил определить круг нерешенных вопросов, касающихся проблемы исследования и имеющих большое значение для формирования самоконтроля речевой деятельности у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в структуре преодоления ОНР.

Использованные источники:

1.Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка / С. Н. Карпова, Э. И. Труве. - Ростов - на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 1987. - 94с.

2.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М.: АльнС, 2013. - 367с.

3.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении /М. И. Лисина. -С-П: Питер, 2009. - 318 с.

4.Струнина Е. М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду Текст.: Дис. канд. пед. наук /Е. М. Струнина. -М., 1984. - 132с.

5.Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. - М.: Сфера, 2014. - 287 с.

6.Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2004. -161 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.