Научная статья на тему ' педагогическая технология формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности'

педагогическая технология формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая технология / инновационная деятельность / формирование готовности учителя / физическая культура. / pedagogical technology / innovating process / forming of teacher readiness / physical culture.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. В. Зорина

В данной статье рассматривается проблема формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности. Цель статьи заключается в обосновании педагогической технологии и анализе её эффективности на основе критериев и показателей готовности к инновационной деятельности. В основу разработки педагогической технологии формирования готовности к инновационной деятельности положена Концепция целенаправленного развития психомоторных способностей В. Озерова. Автор дает обобщенную характеристику технологии, которая состоит из мотивационно-рефлексивного, педагогического, тренерского, рекреационно-творческого компонентов. В статье представлены результаты исследования, которые подтверждают эффективность разработанной экспериментальной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. В. Зорина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMING OF FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS READINESS FOR INNOVATING PROCESS

This article consider a problem of formation a preparedness among a future teachers of physical culture for innovative activity. The purpose of the article is to substantiate the pedagogical technology and analyze its effectiveness on the basis of criteria and indicators of readiness for innovation. The development of pedagogical technology about formation of readiness for innovative activity is based on the Concept of purposeful development of psychomotor abilities V. Ozerova. The author gives the generalized characteristic of technology which is based on using of active, interactive and psychomotor methods of training, which consists of motivational-reflexive, pedagogical, trainer’s, recreational-creative components at the beginning, main and final stages. This article presents the results of the researching, which confirm the effectiveness the developed experimental technology.

Текст научной работы на тему « педагогическая технология формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности»

Библиографический список

1. Мордовская AE. Основы профориентологии. Москва: Юрайт, 2013.

2. Захарова A.H. Прикладная психология профессиональной деятельности: практикум. Чебоксары, 2010.

3. Мутырова A.O. Профессиональное самоопределение: принципы и актуальность проблемы. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 3: 126 - 129.

4. Родионова JI.B. Региональный рынок труда: проблемы формирования и регулирования, Барнаул, 2008.

5. Ретивых М.В. Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях. Вестник Брянского государственного университета. 2013; № 1: 60 - 63.

6. Еманова С.В., Хомутникова E.A. Интегративный подход в системе подготовки специалистов дополнительного образования детей и молодежи в курганском госуниверситете. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5: 156 - 158.

У. Aзбель A.A., Грецов A.r. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. Санкт-Петербург: Питер, 200У. 8. Климов E.A. Психология профессионального самоопределения. Москва: Academia, 200У.

Reference

1. Mordovskaya A.V. Osnovy proforientologii. Moskva: Yurajt, 2013.

2. Zaharova A.N. Prikladnaya psihologiya professional'nojdeyatel'nosti: praktikum. Cheboksary, 2010.

3. Mutyrova A.S. Professional'noe samoopredelenie: principy i aktual'nost' problemy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2010; № 3: 126 - 129.

4. Rodionova JI.B. Regional'nyjrynok truda: problemy formirovaniya iregulirovaniya, Barnaul, 2008.

5. Retivyh M.V. Istoricheski slozhivshiesya koncepcii proforientacii i osobennosti ih razvitiya v sovremennyh usloviyah. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 1: 60 - 63.

6. Emanova S.V., Homutnikova E.A. Integrativnyj podhod v sisteme podgotovki specialistov dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i molodezhi v kurganskom gosuniversitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5: 156 - 158.

У. Azbel' A.A., Grecov A.G. Uznajsebya. Psihologicheskie testydlya podrostkov. Sankt-Peterburg: Piter, 200У. 8. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: Academia, 200У.

Статья поступила в редакцию 30.09.19

УДК 371.134:796:001.895

Zorina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Humanities and Education Science Academy (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University

(Yalta, Russia), E-mail: zorina.oksana2017@mail.ru

THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMING OF FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS READINESS FOR INNOVATING PROCESS. This article consider a problem of formation a preparedness among a future teachers of physical culture for innovative activity. The purpose of the article is to substantiate the pedagogical technology and analyze its effectiveness on the basis of criteria and indicators of readiness for innovation.

The development of pedagogical technology about formation of readiness for innovative activity is based on the Concept of purposeful development of psychomotor abilities V. Ozerova. The author gives the generalized characteristic of technology which is based on using of active, interactive and psychomotor methods of training, which consists of motivational-reflexive, pedagogical, trainer's, recreational-creative components at the beginning, main and final stages. This article presents the results of the researching, which confirm the effectiveness the developed experimental technology.

Key words: pedagogical technology, innovating process, forming of teacher readiness, physical culture.

О.В. Зорина, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Ялта,

Е-mail: zorina.oksana2017@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматривается проблема формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности. Цель статьи заключается в обосновании педагогической технологии и анализе её эффективности на основе критериев и показателей готовности к инновационной деятельности.

В основу разработки педагогической технологии формирования готовности к инновационной деятельности положена Концепция целенаправленного развития психомоторных способностей В. Озерова. Автор дает обобщенную характеристику технологии, которая состоит из мотивационно-рефлексивного, педагогического, тренерского, рекреационно-творческого компонентов. В статье представлены результаты исследования, которые подтверждают эффективность разработанной экспериментальной технологии.

Ключевые слова: педагогическая технология, инновационная деятельность, формирование готовности учителя, физическая культура.

Актуальность подготовки будущих учителей к инновационной деятельности обусловлена Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года, Государственным проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций» на 2018 - 2025 годы и др. [1]. Исходя из этого, государство должно создавать условия для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, способных к творческой деятельности, профессиональному саморазвитию; обеспечения инновационного характера учебно-воспитательной деятельности учителя; разработки и внедрения вариативных учебных программ, индивидуализации обучения и воспитания школьников; способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки учителей физической культуры в соответствии с требованиями современной системы образования. Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость обусловливают необходимость разработки технологии формирования их готовности к инновационной деятельности.

Организация исследования. Эксперимент проводился в течение 2016 -2019 гг на базе Севастопольского экономико-гуманитарного института. В нём принимали участие обучающиеся направления подготовки 49.03.01 Физическая культура.

Цель исследования была направлена на решение следующих задач:

1) обосновать педагогическую технологию формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности;

2) проанализировать эффективность разработанной технологии на основе критериев и показателей готовности к инновационной деятельности.

Совершенствование педагогической технологии занимает первое место среди многочисленных направлений развития высшей школы, в частности повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.

Существует обширная литература, посвященная трактовке педагогической технологии. В нашей статье мы представим только те, которые в большей степени соответствуют предмету и объекту нашего исследования.

Согласно учебнику по общей и профессиональной педагогике, педагогическая технология - это систематический метод планирования, использования и оценки всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета личностных и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наибольшей эффективности образования [2, с. 205].

С точки зрения Г. Селевко, педагогическая технология функционирует и как наука, исследующая рациональные пути обучения, и как система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и как реальный процесс обучения [3].

В аспекте инновационной деятельности Л. Подымова, В. Сластёнин выдвигают положение о том, что педагогическая технология представляет законо-

мерную педагогическую деятельность, реализует научно обоснованный проект дидактического процесса и обладает более высокой степенью эффективности, надежности, гарантированного результата, чем при использовании традиционных методик обучения [4].

Завершая рассуждения о сути педагогической технологии, подчеркнем, что мы придерживаемся позиции Л. Подымовой, В. Сластёнина, которая акцентирует внимание на высокой степени её эффективности, надежности, гарантированном результате.

Разработка педагогической технологии формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности основывалась на Концепции целенаправленного развития психомоторных способностей В. Озерова в системе высшего физкультурного образования. Её суть заключается в единстве психического и физического развития будущих учителей физической культуры, что сводится к легкости и открытости в овладении компетенциями педагогической, тренерской и рекреационной деятельности; активности и самостоятельности в овладении передовым практическим опытом проведения уроков, занятий и мероприятий; способности обеспечивать коррекцию разнообразных движений во времени, пространстве.

Данная технология (см. табл. 1) предполагает реализацию мотивацион-но-рефлексивного, педагогического, тренерского и рекреационно-творческого компонентов на начальном, основном и завершающем этапах.

своё мнение. Роль преподавателя при этом сводилась к коррекции действий обучающихся, совместной рефлексии и обсуждению итогов игры [5].

Применение метода игрового проектирования заключалось в постановке проблем инновационной деятельности в школе для небольших подгрупп, разработке вариантов их решения с последующим анализом занятия.

В нашей работе мы использовали также анализ двух видов ситуаций. Ситуация-оценка позволяла проводить критический анализ принятых решений, давать мотивированное заключение по поводу решения представленной ситуации. Ситуация-предупреждение, демонстрируя ту или иную проблему, носила тренировочный характер [2].

В рамках дисциплин «Педагогика», «Теория и методика физической культуры» использовались следующие приемы формирования положительного и активного отношения обучающихся к педагогическим инновациям: разнообразие способов выполнения познавательных и физических упражнений; нестандартные условия с установкой на достижение успеха; осознание студентом назначения и параметров двигательных действий, которые изучаются; применение игрового и соревновательного методов обучения; использование на занятиях оригинальных средств и методов обучения [5].

Педагогический компонент технологии обеспечивает накопление теоретических, практических и методических знаний о внедрении инноваций в практику физического воспитания школьников.

Таблица 1

Педагогическая технология формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности

Компоненты педагогической технологии формирования готовности к инновационной деятельности будущих учителей физической культуры

Мотивационно-рефлексивный Педагогический Тренерский Рекреационно-творческий

Этапы формирования готовности к инновационной деятельности

Начальный (2 курс) Основной (3 курс) Завершающий (4 курс)

Дисциплины: «Педагогика» (раздел «Инновационная педагогика»), «ТМФК» Дисциплины: «ТМОБВС (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры)», «Повышение спортивного мастерства», «Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий» Дисциплины: «Теория и методика избранного вида спорта», «Адаптивная физическая рекреация», «Профессиональная деятельность в сфере физической культуры» (раздел «Основы инновационной деятельности учителя»). Педагогическая практика

Активные методы обучения Интерактивные и психомоторные методы обучения Интерактивные и психомоторные методы обучения

Формы: лекции, практические и семинарские занятия Формы: практические занятия (проведение ОРУ и частей урока), СРС Формы: проведение уроков физической культуры, индивидуальные программы обучения, СРС

Рассмотрим и обоснуем каждый компонент технологии более детально. Так, мотиеационно-рефлексиеный компонент обеспечивает формирование образа «Я» личности будущего специалиста, его творческой активности к самообразовательной деятельности.

Всем известно, что познавательные мотивы, побуждающие к самообразованию, должны быть значимыми для формирования образа «Я» личности обучающегося. Следовательно, предпосылкой формирования его творческой активности является диалектическое единство репродуктивного и продуктивного типов деятельности на протяжении всего процесса профессиональной подготовки. Задача преподавателя сводится к оптимальному сочетанию типов деятельности в каждом конкретном случае. Важным фактором формирования личности является развитие самостоятельности и ответственности в решении познавательных проблем. Самостоятельность, ответственность, активность - это свойства жизненной позиции личности вообще и творческой в частности.

Творческая активность - самый высокий уровень активности. Она побуждает положительное эмоциональное состояние радости от проникновения в сущность инновационной деятельности, стимулирует интерес к поиску новых или нестандартных способов выполнения учебных задач [4, с. 72].

Использование активных методов обучения, в свою очередь, обеспечивает интенсивное развитие познавательных мотивов, способствует проявлению рефлексии и творчества в обучении. Активное обучение имеет ряд отличительных особенностей:

1. Принудительная активизация мышления обучающегося.

2. Стимулирование достаточно устойчивой и длительной активности.

3. Поощрение самостоятельности в процессе творческого принятия решений.

4. Создание условий для повышения уровня мотивации и эмоциональности.

5. Постоянное взаимодействие обучающихся и преподавателей на основе прямых и обратных связей [1].

В нашем исследовании мы применяли такие методы активного обучения, как ролевая игра, метод игрового проектирования и анализ конкретных ситуаций. Ролевая игра - имитационный игровой метод активного обучения. Она позволила нам организовать процесс обучения будущих учителей так, чтобы они взаимодействовали друг с другом в соответствии со своей ролью, открыто высказывали

В современном мире содержание знаний обновляется чрезвычайно быстро, поэтому главной задачей высшей школы является овладение будущим учителем физической культуры эффективными и рациональными методами самостоятельной работы. Это обусловлено тем, что знания, полученные в результате собственной активности, являются прочными, глубокими и действенными.

Исходя из этого, реализация педагогического компонента экспериментальной технологии заключалась в овладении программой самостоятельной работы «Основы инновационной деятельности учителя физического воспитания», разработанной в соответствии с учебным планом и учебной программой по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры)». Данная программа вооружала обучающихся новаторский опытом преподавания физической культуры в школе, инновационными технологиями обучения, научными основами анализа урока физической культуры [5].

Содержание программы СРС предполагало использование вариативных и творческих задач. Вариативные задачи основывались на выборе эффективного пути педагогического воздействия. Например, одной из задач самостоятельной работы было конструирование инвариантных и вариативных модулей с учетом мотивов и интересов школьников к занятиям физическими упражнениями. При решении вариативных задач будущие учителя выбирали вариант педагогического воздействия, соотносили его с требованиями к современному уроку физической культуры, обосновывали и доказывали его эффективность [2].

Творческие задачи требовали конструирования собственного варианта педагогического сотрудничества. К ним следует отнести: разработку программ обучения базовым видам спорта для детей различных медицинских групп; составление комплексов общеразвивающих и специальных упражнений в соответствии с индивидуальными потребностями школьников; достижение оптимальной двигательной активности всего класса за счет подбора инновационных технологий обучения. Проектирование фрагментов и конспектов урока физической культуры предусматривало использование нетрадиционных форм, средств и методов обучения [5].

Тренерский компонент технологии обусловлен необходимостью реали-зовывать в общеобразовательной школе систему отбора и спортивной ориентации, демонстрировать технику избранного вида спорта, выполнять двигательные задания различной сложности.

Если стабильность техники - это показатель правильного выполнения двигательных приемов и действий независимо от сложности условий и мотивации

будущего учителя, то вариативность его техники - способность к изменению различных параметров движения в соответствии с условиями выполнения.

В процессе формирования рациональной стабильной техники движений использовались разнообразные формы, средства, приемы и методы обучения, соответствующие функциональным возможностям обучающихся. В случае возникновения ошибок своевременно устанавливались причины, подбирались эффективные методические приемы и средства их устранения, что способствовало техническому совершенствованию в избранном виде спорта [6].

На практических занятиях по дисциплинам «Повышение спортивного мастерства», «Теория и методика избранного вида спорта» студенты разрабатывали модели двигательного действия с выделением и характеристикой фаз, количественных показателей, условий (стандартных, вариативных, усложненных) практического применения.

Мы разделяем мнение В. Озерова по поводу того, что психомоторные методы обучения способствуют более совершенному овладению техникой двигательных упражнений, чем традиционные. Поэтому на практических занятиях по специальным дисциплинам будущие учителя осваивали психомоторные подвижные игры, игры-задания и упражнения-тесты [6].

Для достижения высокого уровня управления движениями применялись следующие методы: метод многократного выполнения упражнения с последующим измерением точности во времени, пространстве и мышечном усилии, запоминание показателей, дальнейшее воспроизведение их по памяти; метод «контрастных заданий»; метод «сближенных заданий».

Так, метод «контрастных заданий» развивает относительно грубую точность дифференцировки и заключается в чередовании движений, резко отличающихся по каким-либо параметрам, например, пространственным - это могут быть прыжки в длину с места на максимальное расстояние и в половину силы. Тогда как метод «сближенных заданий» отличается тонким дифференцированием, например, прыжки в длину с места с открытыми и закрытыми глазами на определенное расстояние [5].

Рекреационно-творческий компонент технологии обеспечивает подготовку будущего учителя физической культуры к творческой организации рекреационного досуга с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

Реализация данного компонента осуществлялась с помощью технологии коллективного способа обучения, которая обеспечивает ориентацию на высокий конечный результат; сотрудничество и взаимопомощь в процессе интеграции знаний по двигательной рекреации; взаимообучение в соответствии с личностными качествами и уровнем подготовленности обучающихся; овладение навыками организации рекреационного досуга [3].

На практических занятиях по дисциплинам «Адаптивная физическая рекреация», «Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий»,

Библиографический список

«Профессиональная деятельность в сфере физической культуры» преимущество отдавалось одной из методик коллективного способа обучения - взаимообмену заданиями. Будущие учителя разделялись на статические, динамические и вариационные пары. В статических парах по очереди два студента обучали друг друга основным средствам двигательной рекреации. В динамических парах четыре партнера выполняли одну задачу. Каждый готовил свой фрагмент рекреационного досуга и трижды обсуждал его с другими. В вариационных парах будущие учителя получали индивидуальное задание, находили и обсуждали с преподавателем инновационные способы его решения в соответствии с состоянием, возрастом и полом обучающихся, после чего проводили взаимообучение. Формой контроля была самостоятельная организация рекреационного досуга обучающихся в период прохождения педагогической практики [5].

Таким образом, разработанная технология основывается на активных, интерактивных и психомоторных методах обучения, состоит из мотивацион-но-рефлексивного, педагогического, тренерского, рекреационно-творческого компонентов на начальном, основном и завершающем этапах, обеспечивает формирование готовности будущего учителя физической культуры к инновационной деятельности.

Эффективность экспериментальной технологии (табл. 2) отражает её динамика на начало и конец эксперимента.

Таблица 2

Динамика готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности (количество студентов в %)

Уровни готовности к инновационной деятельности на начало эксперимента на конец эксперимента

КГ ЭГ КГ ЭГ

Недопустимый 77,0% 76,5% 67,8% 24,7%

Допустимый 18,4% 15,3% 24,2% 54,1%

Оптимальный 4,6% 8, г% 8,0% 21,2%

Из данных таблицы 2 видно, что в КГ недопустимый уровень готовности к инновационной деятельности существенно не изменился (77,0% в начале эксперимента и 67,8% в конце), тогда как в ЭГ он уменьшился почти втрое (с 76,5% до 24,7%). Сравнительная характеристика оптимального уровня в КГ (4,6% в начале эксперимента и 8,0% в конце) и ЭГ (соответственно 8,2% и 21,2%) позволяет утверждать, что обучающиеся ЭГ имеют более высокий уровень готовности к инновационной деятельности по всем критериям и показателям.

1. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза. Нижний Новгород: Мининский университет:, 2017.

2. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Под редакцией В.Д. Симоненко. Москва: Вентана-Граф, 2005.

3. Селевко ГК. Энциклопедия образовательных технологий. Москва: НИИ школьных технологий, 2006.

4. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: Магистр, 1997.

5. Антоненко О.В. Основы инновационной учебной деятельности учителя физического воспитания. Донецк: ДГИЗФВС, 2011.

6. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей человека. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2011.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Fil'chenkova I.F. Vovlechenie v innovacionnuyu deyatel'nost'prepodavatelej vuza. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2017.

2. Obschaya iprofessional'naya pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Pod redakciej V.D. Simonenko. Moskva: Ventana-Graf, 2005.

3. Selevko G.K. 'Enciklopediya obrazovatel'nyh tehnologij. Moskva: NII shkol'nyh tehnologij, 2006.

4. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: Magistr, 1997.

5. Antonenko O.V. Osnovy innovacionnoj uchebnoj deyatel'nosti uchitelya fizicheskogo vospitaniya. Doneck: DGIZFVS, 2011.

6. Ozerov V.P. Formirovanie psihomotornyh sposobnostejcheloveka. Stavropol': Stavropol'servisshkola, 2011.

Статья поступила в редакцию 30.09.19

УДК 371

Alexandrov A.P., graduate student, Humanitarian-pedagogical Academy (branch) in Yalta Federal state Autonomous educational institution of higher institution

"Crimean Federal University named after V.I. Vernadsk/', Postgraduate, E-mail: vnil@inbox.ru

THE ROLE OF PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN PREPARATION OF PEDAGOGICAL PERSONNEL IN RUSSIA XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY. The article considers the role of private educational organizations that have influenced the formation and development of institutions for the training of teachers in pre-revolutionary Russia. The significance of the topic is determined by the increased interest in society in the historical experience of reforming the education system. The search for new ways to modernize education cannot proceed without relying on the study of past practices, without taking into account its achievements and mistakes. Private education stimulated the opening of pedagogical educational institutions with the aim of crowding out foreign teachers, replacing them with Russian graduates who were supposed to carry out pedagogical activities aimed at educating and educating students so that in the future graduates could maintain and develop a strong state.

Key words: training of teachers, modernization of education, private educational organization.

А.П. Александров, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского» (г. Ялта) E-mail: vnil@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.