будущего учителя, то вариативность его техники - способность к изменению различных параметров движения в соответствии с условиями выполнения.
В процессе формирования рациональной стабильной техники движений использовались разнообразные формы, средства, приемы и методы обучения, соответствующие функциональным возможностям обучающихся. В случае возникновения ошибок своевременно устанавливались причины, подбирались эффективные методические приемы и средства их устранения, что способствовало техническому совершенствованию в избранном виде спорта [6].
На практических занятиях по дисциплинам «Повышение спортивного мастерства», «Теория и методика избранного вида спорта» студенты разрабатывали модели двигательного действия с выделением и характеристикой фаз, количественных показателей, условий (стандартных, вариативных, усложненных) практического применения.
Мы разделяем мнение В. Озерова по поводу того, что психомоторные методы обучения способствуют более совершенному овладению техникой двигательных упражнений, чем традиционные. Поэтому на практических занятиях по специальным дисциплинам будущие учителя осваивали психомоторные подвижные игры, игры-задания и упражнения-тесты [6].
Для достижения высокого уровня управления движениями применялись следующие методы: метод многократного выполнения упражнения с последующим измерением точности во времени, пространстве и мышечном усилии, запоминание показателей, дальнейшее воспроизведение их по памяти; метод «контрастных заданий»; метод «сближенных заданий».
Так, метод «контрастных заданий» развивает относительно грубую точность дифференцировки и заключается в чередовании движений, резко отличающихся по каким-либо параметрам, например, пространственным - это могут быть прыжки в длину с места на максимальное расстояние и в половину силы. Тогда как метод «сближенных заданий» отличается тонким дифференцированием, например, прыжки в длину с места с открытыми и закрытыми глазами на определенное расстояние [5].
Рекреационно-творческий компонент технологии обеспечивает подготовку будущего учителя физической культуры к творческой организации рекреационного досуга с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Реализация данного компонента осуществлялась с помощью технологии коллективного способа обучения, которая обеспечивает ориентацию на высокий конечный результат; сотрудничество и взаимопомощь в процессе интеграции знаний по двигательной рекреации; взаимообучение в соответствии с личностными качествами и уровнем подготовленности обучающихся; овладение навыками организации рекреационного досуга [3].
На практических занятиях по дисциплинам «Адаптивная физическая рекреация», «Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий»,
Библиографический список
«Профессиональная деятельность в сфере физической культуры» преимущество отдавалось одной из методик коллективного способа обучения - взаимообмену заданиями. Будущие учителя разделялись на статические, динамические и вариационные пары. В статических парах по очереди два студента обучали друг друга основным средствам двигательной рекреации. В динамических парах четыре партнера выполняли одну задачу. Каждый готовил свой фрагмент рекреационного досуга и трижды обсуждал его с другими. В вариационных парах будущие учителя получали индивидуальное задание, находили и обсуждали с преподавателем инновационные способы его решения в соответствии с состоянием, возрастом и полом обучающихся, после чего проводили взаимообучение. Формой контроля была самостоятельная организация рекреационного досуга обучающихся в период прохождения педагогической практики [5].
Таким образом, разработанная технология основывается на активных, интерактивных и психомоторных методах обучения, состоит из мотивацион-но-рефлексивного, педагогического, тренерского, рекреационно-творческого компонентов на начальном, основном и завершающем этапах, обеспечивает формирование готовности будущего учителя физической культуры к инновационной деятельности.
Эффективность экспериментальной технологии (табл. 2) отражает её динамика на начало и конец эксперимента.
Таблица 2
Динамика готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности (количество студентов в %)
Уровни готовности к инновационной деятельности на начало эксперимента на конец эксперимента
КГ ЭГ КГ ЭГ
Недопустимый 77,0% 76,5% 67,8% 24,7%
Допустимый 18,4% 15,3% 24,2% 54,1%
Оптимальный 4,6% 8, г% 8,0% 21,2%
Из данных таблицы 2 видно, что в КГ недопустимый уровень готовности к инновационной деятельности существенно не изменился (77,0% в начале эксперимента и 67,8% в конце), тогда как в ЭГ он уменьшился почти втрое (с 76,5% до 24,7%). Сравнительная характеристика оптимального уровня в КГ (4,6% в начале эксперимента и 8,0% в конце) и ЭГ (соответственно 8,2% и 21,2%) позволяет утверждать, что обучающиеся ЭГ имеют более высокий уровень готовности к инновационной деятельности по всем критериям и показателям.
1. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей вуза. Нижний Новгород: Мининский университет, 2017.
2. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Под редакцией В.Д. Симоненко. Москва: Вентана-Граф, 2005.
3. Селевко ГК. Энциклопедия образовательных технологий. Москва: НИИ школьных технологий, 2006.
4. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: Магистр, 1997.
5. Антоненко О.В. Основы инновационной учебной деятельности учителя физического воспитания. Донецк: ДГИЗФВС, 2011.
6. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей человека. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2011.
References
1. Fil'chenkova I.F. Vovlechenie v innovacionnuyu deyatel'nost'prepodavatelej vuza. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2017.
2. Obschaya iprofessional'naya pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Pod redakciej V.D. Simonenko. Moskva: Ventana-Graf, 2005.
3. Selevko G.K. 'Enciklopediya obrazovatel'nyh tehnologij. Moskva: NII shkol'nyh tehnologij, 2006.
4. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: Magistr, 1997.
5. Antonenko O.V. Osnovy innovacionnoj uchebnoj deyatel'nosti uchitelya fizicheskogo vospitaniya. Doneck: DGIZFVS, 2011.
6. Ozerov V.P. Formirovanie psihomotornyh sposobnostejcheloveka. Stavropol': Stavropol'servisshkola, 2011.
Статья поступила в редакцию 30.09.19
УДК 371
Alexandrov A.P., graduate student, Humanitarian-pedagogical Academy (branch) in Yalta Federal state Autonomous educational institution of higher institution
"Crimean Federal University named after V.I. Vernadsk/', Postgraduate, E-mail: vnil@inbox.ru
THE ROLE OF PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN PREPARATION OF PEDAGOGICAL PERSONNEL IN RUSSIA XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY. The article considers the role of private educational organizations that have influenced the formation and development of institutions for the training of teachers in pre-revolutionary Russia. The significance of the topic is determined by the increased interest in society in the historical experience of reforming the education system. The search for new ways to modernize education cannot proceed without relying on the study of past practices, without taking into account its achievements and mistakes. Private education stimulated the opening of pedagogical educational institutions with the aim of crowding out foreign teachers, replacing them with Russian graduates who were supposed to carry out pedagogical activities aimed at educating and educating students so that in the future graduates could maintain and develop a strong state.
Key words: training of teachers, modernization of education, private educational organization.
А.П. Александров, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского» (г. Ялта) E-mail: vnil@inbox.ru
РОЛЬ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
В статье рассматривается роль частных образовательных организаций, оказавших влияние на становление и развитие учреждений по подготовке педагогических кадров в дореволюционной России. Значимость темы обусловливается возросшим интересом общества к историческому опыту реформирования системы образования. Поиск новых путей модернизации образования не может протекать без опоры на исследование практики прошлого, без учета его достижений и ошибок. Частное образование стимулировало открытие педагогических учебных заведений с целью вытеснить зарубежных учителей, заменив их русскими выпускниками, которые должны были осуществлять педагогическую деятельность, направленную на обучение и воспитание таким образом, чтобы в будущем выпускники могли сохранять и развивать сильное государство.
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, модернизация образования, частная образовательная организация.
Модернизация образования - процесс естественный, прогрессивный и постоянный. Он сопряжен с непрерывным формированием и обновлением жизни общества: его культуры, экономики, политики, общественных взаимоотношений и многим другим. Однако на определенных этапах развития общества, в условиях изменений данный процесс усиливается, становится общезначимым. Сегодняшнее обострение интереса общества на необходимости совершения действий по модернизации образования отображает резкую социальную необходимость в изменении сформировавшейся системы, которая перестает отвечать современным тенденциям развития человечества.
Как говорится в Концепции развития образования Российской Федерации до 2020 года, важным обстоятельством для формирования инновационной экономики является усовершенствование концепции образования, которая лежит в основе активного экономического роста и социального развития общества и является условием улучшения благосостояния людей и защищенности государства в целом. Конкуренция разных концепций образования стала основным компонентом глобального соперничества, требующего непрерывного обновления технологий, ускоренного изучения инноваций, стремительной адаптации к запросам и условиям активно изменяющегося мира. В то же время важность получения качественного образования не прекращает быть одной из более значимых жизненных ценностей граждан, главным условием социальной справедливости и общественно-политической стабильности [1].
Также в концепции отмечено, что следует обеспечить одинаковые условия доступа государственных и негосударственных учреждений, предоставляющих образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре, государственному и муниципальному финансированию.
В своей статье «Подготовка педагогических кадров в России в XIX - начале XX в.» М.А. Гончаров рассматривает ряд основных вопросов, касающихся подготовки педагогических кадров в дореволюционной России. Его исследование основывается на анализе нормативно-правовой базы, государственной политики в данной сфере, проводится анализ форм, методов, содержания учебного процесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой будущих педагогов [2, с. 131].
В статье «Подготовка народных учителей в России во второй половине XIX в.» М.Д. Масанова рассматривает основные вопросы, касающиеся подготовки учительских кадров в дореволюционной России второй половины XIX в., обусловивших открытие учебных заведений, осуществляющих обучение будущих педагогов. Также их целью было проведение курсов повышения квалификации работающих учителей, совершенствование существующих методик обучения, распространения инновационных методов образования [3, с. 178].
В работе «Становление профессиональной подготовки учителей в России в XIX веке» Е.Г Никулина рассматривает основные этапы развития профессиональной подготовки будущих педагогов в России в XIX веке с позиции становления профессионального образования. Проведен анализ материала и выделены социальные, политические и экономические предпосылки развития педагогического образования. Рассматриваются вопросы становления профессионального педагогического образования и его характеристика в историческом контексте [4, с. 79].
Как видно, тема становления и развития педагогического образования в дореволюционной России рассматривалась разными исследователями, но она не была раскрыта в контексте частного образования, оказавшего определенное влияние на процессы становления подготовки педагогических кадров.
Значимость темы обусловливается возросшим интересом общества к историческому опыту реформирования системы образования в целом и подготовке педагогических кадров в частности как важнейшего его условия. Поиск новых путей модернизации образования не может протекать без опоры на исследование практики прошлого, без учета его достижений и ошибок.
Вопрос подготовки отечественных педагогических кадров возник в начале XVIII века в связи с созданием светской школы, а также реформами образования. В этот период создавалось большое количество учебных заведений, и именно тогда стало ощутимо видна нехватка педагогических кадров. Для решения этой проблемы приходилось нанимать педагогов из-за границы, однако это было достаточно дорого, а также возникал ряд проблем в связи с незнанием на достаточном уровне русского языка и особенностей русской культуры. К концу XVIII века стали открываться учебные заведения, готовящие будущих педагогов, например, Учительская семинария при Московском университете. Подготовка пе-
дагогических кадров стала носить системный характер в начале XIX века, что было обусловлено созданием Министерства народного просвещения, на которое возлагалось руководство образовательный политикой страны, и существенным увеличением учебных заведений.
Согласно Уставу 1804 года, каждая гимназия должна была иметь двух учителей французского и немецкого языков, учителя рисования и 5 учителей-предметников. В связи с тем, что учебные заведения не имели необходимого количества педагогических работников, для их подготовки были созданы педагогические институты при Московском, Харьковском и Казанском университетах, а также особый педагогический институт в Петербурге. Каждый институт ограничивал набор студентов в зависимости от потребности подведомственных ему учреждений, за исключением Петербургского [5, с. 83].
Еще одним из факторов, оказавших влияние на развитие педагогического образования в России, было стремление правительства к полному контролю системы образования и усиление давления на частные образовательные учреждения. В связи с тем, что их было достаточно много, и в основном педагогами в них работали иностранцы, правительство рассматривало их как рассадники католицизма и вольнодумства.
Доказательством этого может служить Устав от 5 ноября 1804 года, который ставил частные пансионы и другие частные образовательные заведения в полную зависимость от университетов и гимназий.
В качестве примера можно привести процедуру открытия частного учебного заведения. Для его создания учредителю необходимо было подать прошение руководителю гимназии и приложить к нему свидетельство о сдаче экзамена на право осуществлять преподавательскую деятельность, учебные планы, список педагогов и документы, подтверждающие их образование, а также указать литературу и планируемые методы обучения [6, с. 500].
Как видно, в политике России в области образования первой половины XIX века наблюдается тенденция к его унификации. Именно поэтому ключевым требованием к частным образовательным заведениям были идентичность учебной литературы и методов обучения с государственными заведениями.
Вопрос подготовки педагогических кадров для низших и уездных училищ, где обучались дети бедного и среднего дворянства, мещанства и купечества, стоял довольно остро [7, с. 135].
Для решения этих проблем в 1817 г. открывается специальное отделение 2-ого разряда в Главном педагогическом институте, преподавателями которого были студенты, вернувшиеся после стажировки за рубежом.
Однако и этих мер оказалось недостаточно. Проведенная ревизия частных образовательных заведений в 1827 году показала, что большое количество учреждений открыты с нарушением действующего законодательства, многие педагогические работники этих заведений не имеют соответствующего образования и разрешения на ведение преподавательской деятельности, большое количество дисциплин преподаются плохо и пр.
С целью решения данных вопросов Министерством народного просвещения был разработан и принят ряд мер. Так, в 1831 году попечителем Санкт-Петербургского учебного округа было издано распоряжение, запрещающее открытия любых частных пансионатов без согласия министра. А в 1935 году эта мера получила распространение на всей территории страны. Также в 1834 году были введены штрафы, применяемые к педагогическим работникам частных учебных учреждений, работающим без документов (свидетельств), подтверждающих их образование, и к содержателям данных заведений [8, с. 312].
В январе 1835 года издается положение о частных учебных заведениях, которое обязало учредителей данного типа организаций иметь не только документы об образовании педагогов, но и удостоверения об их нравственном поведении.
Помимо принятых мер по усилению контроля за частными образовательными учреждениями, Министерство народного просвещения ужесточило требования и к домашним учителям. Так, в 1834 году высочайшим указом Сенату строго запрещалось принимать на работу в дома дворян, чиновников, купцов-иностранцев любого пола, не имеющих документов об образовании русского образца.
В 1848 году в связи с недоверием и опасением, что иностранные педагоги могут внести опасный дух, на время им было запрещено работать в России. Иностранных гувернеров должны были заменить выпускники Главного педагогического института.
В это же время ограничивается обучение жителей России за рубежом. Молодежи с 10 до 18 лет рекомендовалось получать образование в российских заведениях либо дома под наблюдением родителей, а юношей младше 18 лет запрещено направлять на обучение в другие государства, в том числе и на практику.
В 1862 году уже при Киевском институте на деньги общественности и частных лиц была открыта педагогическая школа, готовившая преподавательские кадры для народных училищ юго-западных губерний царской России. Кроме того, на частные деньги были открыты педагогическая школа в Ораниенбаумском уезде Санкт-Петербургской губернии, женские педагогические курсы при Новочеркасской гимназии в Харькове с целью подготовки преподавателей. Данные учебные заведения накопили определенный опыт в области профессиональной подготовки, на базе которого можно сделать заключение о потребности дальнейшего формирования специального педагогического образования.
Наряду с учительскими семинариями и школами, пребывающими в ведомстве Министерства просвещения, открывались земские и частные заведения [9, с. 251].
Так, например, частные Московские преподавательские курсы общества воспитательниц и учительниц (в дальнейшем «Тихомировские»), открытые по инициативе Д.И. Тихомирова, В.Я. Стоюнина, Ф.И. Егорова, получили обширную популярность. Московское общество воспитательниц и учительниц было организовано в 1870 году с целью поддержки педагогических работников в овладении способами преподавания и обучения, а кроме того, с целью обеспечения учительниц работой. В 1871 году при обществе были созданы направления с целью подготовки учительниц для начальных средних учебных заведений, позднее (с 1906 г.) курсы начали подготавливать учительниц-предметников.
Еще одним примером служат Московские высшие женские курсы В.Н. Герье которые были учреждены в Москве в 1871 году как частное образовательное учреждение в помещении Первой мужской гимназии. На протяжении длительного периода девушки не допускались в вузы и многие области социальной жизни. Курсы носили историко-филологическую направленность, главными дисциплинами были российская и всеобщая история, российская и мировая литература, история культуры и искусств. С 1879 года согласно сжатой программе преподавались физика, астрономия, математика и санитарная гигиена.
Изначально срок обучения был 2 года, а с 1879 г. - 3. Цена обучения в 1915 - 1916 учебном году была 30 руб. за полный курс, а для вольных слушателей - 10 руб. Данные курсы приобрели возможность выдавать дипломы о высшем образовании. К 1918 г. курсы содержали 8 300 обучающихся и по количеству уступали только МГУ Московские высшие женские курсы являлись одним из крупнейших институтов дореволюционной России [10, с. 175].
Библиографический список
К частным образовательным организациям того времени можно отнести и Педагогический институт имени П.Г. Шелапутина, который был учрежден в 1911 году. Учреждение предназначалось для профессиональной подготовки к учительской работе выпускников всех видов высших учебных учреждений. Главное внимание в программе преподавания уделялось педагогике, методологии обучения, практическим занятиям в реальном училище и традиционной гимназии. Институт являлся в то же время и консультативно-методическим центром для преподавателей средней школы. В учреждение принимались молодые люди, закончившие курс в одном из высших учебных учреждений; срок обучения в нем был 2 года. Подготовка в вузе выполнялась на 5 отделениях: русского языка и словесности; древних языков; русской и всеобщей истории; математики, физики и астрономии; естествознания; химии и географии. Обучение делилось на общее для всех слушателей и специальное - по отдельным дисциплинам средней школы. Частный Психоневрологический институт также был первым в России научно-исследовательским и высшим учебным учреждением, созданным с целью научной разработки психологии, психиатрии, неврологии и иных дисциплин, исследующих нервную систему человека. Ещё в начале 1903 года В.М. Бехтерев решил создать учреждение с целью изучения эмоциональных и неврологических исследований, была сформирована рабочая группа, разрабатывавшая устав будущего института. В 1907 году Николай II рассмотрел дело «Об учреждении в С.-Петербурге Психоневрологического Института» и дал согласие на его открытие.
В отличие от иностранных вузов, Психоневрологический институт формировался не только как учебно-экспериментальная и исследовательская организация, но и как высшее учебное учреждение.
Он был организован на частные пожертвования и хотя подчинялся Министерству Народного Просвещения, мог отступать от некоторых правил. Так, например, в него зачислились лица разных полов и любого вероисповедания по окончании не только гимназий, но и различных учебных заведений, в том числе и частных.
Обучение на основном факультете было обязательным, но по его окончании выпускники могли продолжить обучение на педагогическом или юридическом факультете.
Как видно из вышеизложенного, помимо многих факторов, оказавших влияние на подготовку педагогических кадров в России XVIII - XIX вв., следует назвать и частное образование. Оно стимулировало открытие педагогических учебных заведений с целью вытеснить зарубежных учителей, заменив их русскими выпускниками, которые должны были осуществлять педагогическую деятельность, направленную на обучение и воспитание обучающихся таким образом, чтобы в будущем выпускники могли сохранять и развивать сильное государство.
1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. Собрание законодательства РФ. Ст. 5489. 2008; № 47.
2. Гончаров М.А. Подготовка педагогических кадров в России в первой трети XIX - начале XX в. Преподаватель XXI век. 2011; № 1: 129 - 141.
3. Масанова М.Д. Подготовка народных учителей в России во второй половине XIX в. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013; № 2: 174 - 180.
4. Никулина Е.Г. Становление профессиональной подготовки учителей в России в XIX веке. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014; № 1 (2): 76 - 81.
5. Окушова Г.А. Подготовка учительских кадров в дореволюционной России. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010; № 11 (101): 80 - 85.
6. Баскова Л.Ю., Новикова В.Н. Частные учебные заведения в России первой половины XIX века: основы государственной политики. Молодой ученый. 2014; № 19: 499 - 501.
7. Гончаров М.А. Подготовка педагогических кадров в России в первой трети XIX -начале XX в. Преподаватель XXI век. 2011; № 1: 129 - 141.
8. Гриневич И.М. Развитие системы школьного образования до 90-х гг. XIX века. Молодой ученый. 2010; № 4: 311 - 314.
9. Мартьянов Е.Ю. Модернизация системы подготовки педагогических кадров в России начала XX века. Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург: Реноме, 2012: 64 - 67.
10. Гончаров М.А. Подготовка педагогических кадров в России в первой трети XIX - начале XX в. Преподаватель XXI век. 2011: № 1: 129 - 141.
References
1. O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 g.: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r. Sobranie zakonodatel'stva RF. St. 5489. 2008; № 47.
2. Goncharov M.A. Podgotovka pedagogicheskih kadrov v Rossii v pervoj treti XIX - nachale XX v. Prepodavatel'XXI vek. 2011; № 1: 129 - 141.
3. Masanova M.D. Podgotovka narodnyh uchitelej v Rossii vo vtoroj polovine XIX v. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2013; № 2: 174 - 180.
4. Nikulina E.G. Stanovlenie professional'noj podgotovki uchitelej v Rossii v XIX veke. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 1 (2): 76 - 81.
5. Okushova G.A. Podgotovka uchitel'skih kadrov v dorevolyucionnoj Rossii. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010; № 11 (101): 80 - 85.
6. Baskova L.Yu., Novikova V.N. Chastnye uchebnye zavedeniya v Rossii pervoj poloviny XIX veka: osnovy gosudarstvennoj politiki. Molodoj uchenyj. 2014; № 19: 499 - 501.
7. Goncharov M.A. Podgotovka pedagogicheskih kadrov v Rossii v pervoj treti XIX -nachale XX v. Prepodavatel' XXI vek. 2011; № 1: 129 - 141.
8. Grinevich I.M. Razvitie sistemy shkol'nogo obrazovaniya do 90-h gg. XIX veka. Molodoj uchenyj. 2010; № 4: 311 - 314.
9. Mart'yanov E.Yu. Modernizaciya sistemy podgotovki pedagogicheskih kadrov v Rossii nachala XX veka. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Renome, 2012: 64 - 67.
10. Goncharov M.A. Podgotovka pedagogicheskih kadrov v Rossii v pervoj treti XIX - nachale XX v. Prepodavatel' XXI vek. 2011: № 1: 129 - 141.
Статья поступила в редакцию 27.09.19