9. Williams Richard, The Animator's Survival Kit: A Manual of Methods, Principles and Formulas for Classical, Computer, Games, Stop Motion and Internet Animators. Faber and Faber. 2009.
Сведения об авторах: Бахметьев Дмитрий Андреевич,
аспирант,
кафедра декоративного искусства и дизайна, Московский государственный педагогический университет, г. Москва.
&mail: [email protected]
Information about author: Bakhmetyev Dmitri Andreevich,
Postgraduate student. Moscow City Teacher's
Training University,
Moscow. Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 371.01 ББК 74.200
Е.В. Виноградова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье рассматривается ситуационный подход к организации воспитательного процесса. Роль педагогической ситуации в процессе воспитания эмоционально-волевой культуры старшеклассников, этапы ее моделирования.
Ключевые слова: педагогическая ситуация, моделирование, эмоционально-волевая культура, воспитательный процесс, старшеклассники.
Y.V. Vinogradova
EDUCATIONAL SITUATION AS A COMPONENT OF TRAINING THE EMOTIONAL AND VOLITIONAL CULTURE
OF SENIOR SCHOOL STUDENTS
Situational approach to the organization of educational process is discussed. The role of the educational situation in the upbringing of emotional and volitional culture of senior pupils and the stages of its modeling are described.
Key words: pedagogical situation, modeling, emotional and volitional culture, educational process, senior school students.
Воспитательный процесс можно рассматривать с разных точек зрения. Например, в аспекте ситуационного подхода его можно рассматривать как управление динамикой формирования и развития личности через организацию определенных ситуаций в жизни коллектива и отдельной личности. С точки зрения педагогики, ситуация рассматривается как педагогическая проблема, средство
и цель воспитания [2, с. 127]. Такой подход предполагает обучение и воспитание на основе реальных жизненных ситуаций. Основная роль здесь отводится анализу влияния ситуации на субъективное состояние личности, изменению ее в определенном направлении. При этом педагог встает перед решением проблем, выбором методов и приемов воспитания. Одним из таких приемов становится пе-
X
го I-
дагогическая ситуация, которая является объективным состоянием педагогического процесса в определенный момент времени. Педагогическая ситуация является составной частью воспитательного процесса. Это кратковременное взаимодействие педагога с учеником, группой на основе норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями [4, с. 87].
Организация воспитательного процесса, направленная на формирование человека, обладающего высоким уровнем культуры, предполагает использование в культурно-образовательном пространстве школы:
• основных тенденций современной культуры;
• особенностей современного понимания гуманизма;
• особенностей формирования представлений о единых общечеловеческих ценностях в индивидуальном сознании. Эмоционально-волевая культура является одной из основных составляющих содержания воспитания, отражающих свойства и качества личности как носителя и творца культуры. При этом воспитание может рассматриваться как целенаправленный способ овладения культурой, условие становления отношений сотрудничества, сотворчества в процессе освоения возможностей формируемого культурно-образовательного пространства школы.
В основе эмоционально-волевой культуры субъектов воспитания лежит совокупность общепризнанных норм и правил поведения, принятых и поддерживаемых в едином образовательном пространстве, и проявление их в отношениях и деятельности. Соответствие культуре отношений будет отвечать проявлению субъектами высокого качества признаков взаимодействия. Совокупностью норм и правил взаимодействия субъектов воспитания можно считать: направленность на т решение актуальных проблем, единство ч ценностей, целей и задач, стремление £ к интеграции ресурсов, направленность | на образование органов самоуправле-03 ния, взаимную заинтересованность, высокий уровень самоконтроля [5, с. 32].
Как правило, старшеклассники стремятся выработать у себя комплекс определенных качеств личности. «Самость» приобретает большое значение. В вопросах самовоспитания их интересует формирование определенного, морально-психологического облика, в основе которого лежит эмоционально-волевая культура. Поэтому большое значение имеет воспитание у старшеклассника правильного представления об этом облике, наличие эмоционально-волевого эталона, с которым они соотносят качества своей личности и свое поведение.
Для старшего школьного возраста характерны следующие особенности эмоциональной сферы:
• эмоциональная сфера старшеклассников становится более насыщенной и гибкой, растет ее управляемость и контролируемость;
• эмоциональная жизнь старшеклассника является интенсивной, более стабильной. Значительного уровня развития достигают высшие чувства и соответствующие им потребности: эстетические, интеллектуальные, социально-нравственные;
• индивидуально-типологические особенности эмоциональной сферы старшеклассника приобретают наибольшую выразительность;
• в волевой сфере растет уровень сознательного самоконтроля, связанного со стремлением соответствовать социальным требованиям;
• уровень самоконтроля еще неустойчивый и ситуативный.
В старшем школьном возрасте под влиянием целеноправлено организованной воспитательной работы развивается эмоционально-волевая культура старшеклассника, способность замечать, эмоционально воспринимать прекрасное в окружающей действительности. Использование в воспитательной работе педагогических ситуаций для решения комплексных задач воспитания эмоционально-волевой культуры, способностей саморегуляции, формирования общечеловеческих нравственных качеств дает возможность старшеклассникам понять и скорректировать свое
поведение, а также подготовить себя к самостоятельной жизни в обществе [1, с. 253].
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет классифицировать педагогические ситуации по нескольким типам и видам.
К первому виду отнесем деятельностно-ориентированные педагогические ситуации, которые направлены на осознание учащимися свободы действия и ответственности за свое поведение и поступки. Здесь можно выделить несколько типов педагогических ситуаций:
• практико-ориентированные ситуации, направленные на формирование эмоциональных состояний, когда в процессе общения и совместной деятельности разрешаются противоречия. Это ситуации, в которых осмысливается возможность использования знаний в реальной жизнедеятельности. Создаётся некая модель действительности (семейной, учебной), где необходимо принимать на себя условную роль;
• предметно-ориентированные ситуации стимулируют овладение знаниями и умениями, опытом свободного выбора поведения и деятельности. Они направлены на освоение старшеклассниками знаний и умений их применять. При этом формируется ценностно-смысловое отношение к знаниям, формируется внутренняя мотивация, личностный познавательный интерес. Возникает осознание необходимости межпредметной интеграции знаний;
• поисково-ориентированные ситуации, которые предполагают включение старшеклассников в поисковую, проектную, экспериментальную деятельность.
Второй вид - личностно ориентированные педагогические ситуации, среди которых можно выделить:
• ситуации, стимулирующие проявление общения, творческого сотрудничества в совместной деятельности. К ним можно отнести: ситуации самостоятельной творческой инициативы, ситуации независимости от мышления других, ситуации самоуправления;
• идейно-побудительные ситуации, раскрывающие мотивы поведения, фор-
мируют опыт социального общения. Это ситуации выбора, ситуации критической оценки и самооценки, ситуации свободного выражения своей позиции, ситуации успеха, ситуации проявления собственного видения и смысла, ситуации рефлексии [1, с. 381].
Нам представляется возможным при создании личностно ориентированной педагогической ситуации опираться на три её основные сущностные характеристики, которые должны способствовать:
• вхождению предлагаемого опыта в контекст жизненной сферы старшеклассников, решению личностно значимых для них задач;
• освоению личностного опыта посредством диалога;
• созданию личностно ориентированной ситуации в форме игры, так как личность развивается, «проигрывая» в нём свои роли и модели реальности.
При организации процесса воспитания эмоционально-волевой культуры старшеклассников через технологию педагогических ситуаций необходимо учитывать основные условия создания педагогической ситуации:
• не создавать условия для проявления негативных качеств личности, отношений;
• способствовать созданию позитивной атмосферы с ориентацией на старшеклассника;
• предоставлять старшекласснику право на самостоятельность при решении проблем.
Все ранее рассмотренные педагогические ситуации в той или иной степени способствуют развитию эмоционально-волевой культуры. Мы остановимся подробнее на тех типах педагогических ситуаций, которые направлены на целостную систему воспитания эмоционально-волевой культуры учащихся старших классов, а именно ситуации выбора и ситуации успеха.
Ситуация выбора - это ситуации, специально создаваемые педагогом или возникающие спонтанно, но сознательно используемые в целях воспитания, связанные с необходимостью выбора. Если выбор совершается осознанно, то
X
га
I-
^
с
о о
СО
го о
о ш Ф о
о ^ й! С о о 5 го
го г— ^
2
к ^
ш го I-
о о
о ^
го
К
N 2.2
го и ч о « :> С то
субъект выбора принимает на себя ответственность не только за последствия своего выбора, но и за факт отказа от нереализованных возможностей. Ситуации выбора, это ситуация выбора деятельности, общения, позиции, социальной роли. Ситуации выбора являются одним из механизмов «воспитания в свободе». О. Газман было введено понятие «свободоспособность человека», т.е. способность самостоятельно строить свою судьбу, реализовывать свои планы, осуществлять собственный индивидуальный выбор. А С.И.Гессен свободу назвал заданием воспитания, то есть основная задача это моделирование такого воспитания. Среди ситуаций выбора данные исследователи выделяют: ситуации выбора деятельности, ситуации выбора общения, ситуации выбора позиции, ситуации выбора поведения, ситуации выбора социальной роли [3, с. 119].
Ситуация успеха - это субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Успех является позитивным стимулом дальнейшего продвижения старшеклассника в той или иной деятельности. Говоря об успехе, мы имеем в виду хорошую результативность в достижении намеченного. Эффективность применения ситуации успеха заключается в положительных эмоциях в деятельности старшеклассника, в испытании чувства успеха, эмоции радости, интеллектуального подъёма, в удовлетворении, вызванном преодолением трудностей.
Педагогическое моделирование является разработкой целей педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения. Личность, деятельность, общение, поведение выступают моделирующими объектами в педагогике. Понятие «моделирование» имеет несколько значений: метод познания объектов через их модели, процесс т построения этих моделей, форма познало вательной деятельности, моделирование £ операций мышления [1, с. 206]. Модели-| рование, при создании определенной 03 проблемы, поощряет быстрое реагирование и решение ее, тем самым форми-
руя определенные личностные качества старшеклассника.
Моделирование педагогической ситуации для освоения и воспитания эмоционально-волевой культуры старшеклассников осуществляется поэтапно. Можно выделить следующие этапы:
Первый этап - актуализация знаний. Сюда включаются ситуации, которые базируются на ранее усвоенном материале, формируют новые понятия, обобщают выводы и суждения. На данном этапе ставится проблема и анализируются условия ее разрешения.
Второй этап - формирование новых понятий и способов действия. На этом этапе идет поиск источников и способов разрешения проблемы, происходит ее разрешение.
Третий этап - формирование умений и навыков, то есть происходит применение и обобщение знаний, обобщение способов взаимодействия. На третьем этапе получается результат и проводится анализ правильности разрешения проблемы.
Моделируя ситуацию, важно определить место, время, способ создания педагогической ситуации, определить участников взаимодействия, сформулировать проблему. При этом постановка и решение проблемы сливаются в один процесс. При моделировании педагогической ситуации нужна система. Создавать следует не отдельную ситуацию, а комплексы ситуаций.
При моделировании ситуации выбора необходимо придерживаться следующей структуры: представить старшеклассникам ситуацию выбора и теоретическое ее решение; практическое решение данной ситуации; проанализировать и оценить действия участников ситуации выбора, эмоционального их проявления, выявление мотивов их действий, применение ими способов волевой регуляции; закрепить формы поведения через анализ и решение новых ситуаций.
Ситуация успеха создается педагогом в деятельности. Моделируя ситуации успеха, необходимо учитывать, что решение любой задачи предполагает подготовку, исполнение и оценивание. В свя-
зи с этим можно выделить три основных этапа: мотивационный этап - установка на деятельность (эмоциональная подготовка подопечного к решению поставленной задачи); организационный этап -обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения); результативный этап - сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своей деятельности). Ситуация успеха, реализуя воспитательные задачи, на мо-тивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к
предстоящей деятельности, на операционном - обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для ребенка, на результативном - усиливает активное отношение к деятельности в лагере, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.
Таким образом, педагогическая ситуация имеет большое значение в процессе воспитания эмоционально-волевой культуры старшеклассников.
Библиографический список
1. Белухин, Д.А. Личностно ориентированная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Д.А. Белу-хин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 448 с.
2. Вульфов, Б.З. Педагогические ситуации [Текст]: учеб. пособие / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. - М.: Педагогика, 2003. - 257 с.
3. Изард, К. Психология эмоций [Текст]: учеб. пособие / К. Изард. - СПб.: Питер, 2000 - 386 с.
4. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) [Текст]: пособие / Л.Ф. Спирин. -М., 1997. - 174 с.
5. Сергеева, О.А. Особенности развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников [Текст]: монография / О.А. Сергеева. - Ярославль: Изд-во Канцлер, 2011. - 75 с.
References
1. Belukhin D.A . Personally oriented pedagogy. M .: Moscow Psychological and Social Institute, 2009. [in Russian].
2. Wolf B.Z., Potashnik M.M. Pedagogical situations. M.: Education, 2003. [in Russian].
3. Izard K. Psychology of emotions. SPb.: Peter, 2000. [in Russian].
4. Spirin L.F. Theory and technology solutions of pedagogical problems (developing vocational teacher training and self-education). M.: 1997. [in Russian].
5. Sergeeva O.A. Features of the development of emotional and sensual spheres of high school students. Yaroslavl: Publishing House of the Chancellor, 2011. [in Russian].
Сведения об авторе: Виноградова Елена Викторовна,
заместитель директора Ярославского филиала,
Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, г. Ярославль.
Е-тай: [email protected]
Information about author: Vinogradova Yelena Viktorovna,
Deputy Director,
Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow, Yaroslavl Branch, Yaroslavl. Russia. E-mail: [email protected]
x ro Is с о о
CQ
ГО О
О CQ Ф О
О s ai С О о 5 го го г—
2
к ç
m го I-
о о о
го
К
N 2.2
ГО J
ч о С m