Научная статья на тему 'Педагогическая система формирования социально- экологической готовности будущего педагога: структурные компоненты'

Педагогическая система формирования социально- экологической готовности будущего педагога: структурные компоненты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / SYSTEM / SYSTEM COMPONENTS / PEDAGOGICAL SYSTEM / STRUCTURE / SOCIAL-AND-ECOLOGICAL READINESS / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева В. В.

В статье представлена актуальность разработки и авторский взгляд на содержательное наполнение термина «социально-экологическая готовность будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста». Значимое место отводится рассмотрению компонентного состава представленного вида готовности: мотивационно-ценностного, когнитивного и технологического. В раках каждого заявленного компонента социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей подробно представлено его содержательное наполнение, включающее в себя систему мотивов, ценностей, знаний различного порядка, а также совокупности умений, которые должны быть присущи педагогу с обозначенным видом готовности к решению задач оздоровления детей дошкольного возраста. Отражен авторский взгляд на структурный состав педагогической системы формирования социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. Особое внимание отводится рассмотрению сущности структурных компонентов системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толмачева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical system of social and ecological readiness of the future teacher: structural components

The article presents the relevance of the development and author 's view of the content of the term "social and environmental readiness of the future teacher to the health care of children of pre-school age". A significant place is given to the consideration of the component composition of the presented type of readiness: motivation-value, cognitive and technological. The content is presented in details, including a system of motives, values, knowledge of various order, as well as a set of skills that should be inherent to the teacher with a marked type of readiness to solve the tasks of improving the health of children of pre-school age in the cancers of each declared component of social and ecological readiness of the future teacher to the health care of children. The author's view on the structural composition of the pedagogical system of formation of social and ecological readiness of the future teacher to the health care of children of pre-school age is presented in the article. Special attention is paid to the consideration of the essence of structural components of the system.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система формирования социально- экологической готовности будущего педагога: структурные компоненты»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

В.В. Толмачева

Аннотация. В статье представлена актуальность разработки и авторский взгляд на содержательное наполнение термина «социально-экологическая готовность будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста». Значимое место отводится рассмотрению компонентного состава представленного вида готовности: мотивационно-ценностного, когнитивного и технологического.

В раках каждого заявленного компонента социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей подробно представлено его содержательное наполнение, включающее в себя систему мотивов, ценностей, знаний различного порядка, а также совокупности умений, которые должны быть присущи педагогу с обозначенным видом готовности к решению задач оздоровления детей дошкольного возраста.

Отражен авторский взгляд на структурный состав педагогической системы формирования социально -экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. Особое внимание отводится рассмотрению сущности структурных компонентов системы.

Ключевые слова: система, компоненты системы, педагогическая система, структура, социально-экологическая готовность, будущий педагог.

PEDAGOGICAL SYSTEM OF SOCIAL AND ECOLOGICAL READINESS OF THE FUTURE TEACHER: STRUCTURAL COMPONENTS

V. Tolmacheva

Abstract. The article presents the relevance of the development and author 's view of the content of the term "social and environmental readiness of the future teacher to the health care of children of pre-school age". A significant place is given to the consideration of the component composition of the presented type of readiness: motivation-value, cognitive and technological.

The content is presented in details, including a system of motives, values, knowledge of various order, as well as a set of skills that should be inherent to the teacher with a marked type of readiness to solve the tasks of improving the health of children of pre-school age in the cancers of each declared component of social and ecological readiness of the future teacher to the health care of children.

The author's view on the structural composition of the pedagogical system of formation of social and ecological readiness of the future teacher to the health care of children of pre-school age is presented in the article. Special attention is paid to the consideration of the essence of structural components of the system.

Keywords: system, system components, pedagogical system, structure, social-and-ecological readiness, future teacher.

Современные реалии весьма наглядно демонстрируют ряд факторов, определяющих высокий рост социально-экономического развития общества. Одно из ключевых мест отводится системе высшего образования, которую отличает высокий уровень профессиональной подготовки выпускников и единение с передовой практикой.

Уже на протяжении ряда десятилетий появляются все новые аспекты в подготовке будущих педагогов, следовательно, и необходимость в их разработке. В аспекте сказанного особую значимость приобретает эколого-валеологизация образования, имеющая целью сформировать у будущих педагогов

готовность взаимодействовать с окружающим социальным и природным миром, сохраняя акцент на здоровьесбережение и оздоровление субъектов образовательных отношений. Перед тем, как перейти к рассмотрению сущности педагогической системы формирования социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста, обратимся к рассмотрению сущности данного вида готовности.

Под социально-экологической готовностью будущих педагогов к оздоровлению детей дошкольного возраста мы понимаем интегративную профессионально значимую характеристику личности, проявляющуюся в

единстве социально-экологических мотивов, ценностей и способности выстраивать образовательную деятельность на основе интегрированного социально-экологического знания с целью восстановления, расширения адаптационных возможностей организма детей дошкольного возраста.

Социально-экологическая готовность

будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста в свою структуру включает мотивационно-ценностный, когнитивный и технологический компоненты.

Ценностно-мотивационный компонент

включает в себя систему мотивов и ценностей [4]. Среди групп мотивов мы выделяем профессионально-значимые: увлеченность

общением с детьми («любовь к детям»); социально-экологические: чувство

профессиональной и гражданской

ответственности за состояние окружающей среды; осознание значимости личности педагога в формировании рационального отношения субъектов образовательного процесса к природе; валеологические: сохранение здоровья как ценности первого порядка.

Помимо мотивов, выделяем следующую систему ценностей: социально-экологические ценности: значимость деятельности человека на благо общества и общественных ценностей; самоценность природной среды и ее объектов; валеологические ценности: здоровье человека и окружающая среда - ценности первого порядка; готовность брать на себя ответственность за состояние собственного здоровья; морально-этические ценности: ответственное отношение к собственной профессиональной деятельности, способствующей решению социально-экологических проблем; педагогические ценности: гуманистическая направленность труда педагога, любовь к детям, доброжелательность, справедливость,

ответственность, творческий характер труда.

Когнитивный компонент социально-экологической готовности будущих педагогов к оздоровлению детей дошкольного возраста предполагает овладение следующей

интегрированной системой знаний:

естественнонаучные и медицинские знания общего порядка: экосистема и биосфера; антропогенез; взаимодействие человека, общества и природы; возрастные особенности строения, развития и функционирования систем организма человека; принципы сохранения и укрепления здоровья человека; неотложные состояния и оказание первой помощи; психолого-

педагогические знания общего порядка: нормативно-правовое обеспечение в сфере образования РФ; образовательная среда и ее возможности в достижении образовательных результатов; средства обучения и воспитания; технологии обучения и воспитания; медико-психолого-педагогические знания специального порядка: педиатрия и дошкольная гигиена; гигиенические особенности воспитания детей раннего и дошкольного возраста; гигиена среды в дошкольных образовательных организациях; здоровьесберегающие и оздоровительные технологии, природные и социальные факторы оздоровления ребенка дошкольного возраста.

Технологический компонент включает в себя умения и навыки, необходимые будущим педагогам для решения реализации задач социально-экологического образования. В рамках технологического блока мы выделили следующие группы умений: аналитико-гностические: анализ нормативной, психолого-педагогической

литературы и иных источников с целью осмысления теоретических и практических подходов к экологическим и валеологическим проблемам системы образования; проективно-конструкторские: проектирование содержания социально-экологического образования в дошкольной образовательной организации; коммуникативные: установление целесообразных и эффективных отношений с участниками образовательных отношений и иными лицами, задействованными в образовательном процессе (социальные партнеры); организационно-оценочные: самостоятельное осуществление образовательной и оздоровительной

деятельности, оценивание деятельности обучающихся и собственной педагогической деятельности.

Следует отметить, что термин «педагогическая система» достаточно хорошо разработан и активно используется в аппарате современной педагогики (С.И. Архангельский [1], В.С. Безрукова [2], В.С. Лазарев [6], Е.Ю. Никитина [7], В.А. Сластенин [8] и др.). Мы разделяем точку зрения В.А. Сластенина, который понимает под педагогической системой множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой

образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Комплексная методология создания эффективной педагогической системы является результатом обобщения исследований В.И. Загвязинского [5], Б.С. Гершунского [3], З.И. Тюмасевой [9] и др.

Разрабатываемая нами система задает образ результата, т.е. совокупность характеристик личности, определяющих достаточный уровень сформированности социально-экологической готовности к оздоровлению детей дошкольного возраста.

Структурными компонентами системы формирования социально-экологической

готовности к оздоровлению детей дошкольного возраста выступили: цель, содержание образовательной деятельности, формы, методы, средства, обучающиеся, преподаватели.

Целью разработанной педагогической системы является формирование интегративной профессионально значимой характеристики личности, проявляющейся в единстве социально-экологических мотивов, ценностей и способности выстраивать образовательную деятельность на основе интегрированного социально-

экологического знания с целью оздоровления детей дошкольного возраста.

Ключевыми субъектами разработанной нами педагогической системы выступают студенты, осваивающие образовательную программу 44.03.01 Педагогическое образование направленность «Дошкольное образование», а также педагоги высшей педагогической школы.

Содержательная составляющая системы формирования социально-экологической

готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста включает в себя медико-биологический, психолого-педагогический и ресурсно-технологический блоки.

Выделение медико-биологического блока в системе социально-экологической подготовки будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста обусловлено

социокультурной ситуацией, сложившейся в России, а также неудовлетворительными показателями состояния здоровья детей дошкольного возраста, приводимые в сводках Федеральной службы государственной статистики.

Медико-биологическое образование в вузе представляет собой специфическое направление, позволяющее формировать универсальную компетенцию готовности к укреплению здоровья, обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

Цель медико-биологического образования студентов - формирование основ культуры здоровья. Для ее реализации необходим определенный уровень знании, умении и навыков: знания о культуре здоровья, принципах, средствах, методах и способах профилактики различных заболевании; нейрофизиологические,

гигиенические и психологические основы процесса обучения; гигиенические нормы организации учебной деятельности учащихся, способствующие укреплению здоровья; навыки эффективной реализации распространения профилактических мероприятии среди учащихся и др.

Обучаясь в педагогическом вузе, будущие педагоги приобретают знания морфо-функциональных особенностей организма детей, которые осваиваются студентами при изучении дисциплин медико-биологической

направленности: «Основы медицинских знании», «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста», «Возрастная анатомия и физиология» и др. Кроме того, студенты педагогических направлений подготовки осваивают курс «Первая доврачебная помощь».

Психолого-педагогический компонент

системы социально-экологической подготовки будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста позволяет научно обосновать требования к современному процессу образования.

Раскрывая возможности дисциплин психолого-педагогического блока в подготовке педагога, считаем необходимым обратиться к исследованиям В.А. Сластенина, в которых отмечается, что общая цель дисциплин психолого-педагогического цикла заключается в освоении студентами научных представлений о становлении-развитии человека в

образовательных процессах. Общность предмета дисциплин этого цикла предполагает взаимообусловленность и своеобразие аспектов его рассмотрения: психическая природа человека и закономерности его развития; личность в учебно-воспитательных процессах различного типа; образовательные системы в социокультурном пространстве, принципы их конструирования и прогнозирования; технологии обучения и воспитания.

Блок психолого-педагогических дисциплин в образовательно-профессиональной программе бакалавра является системообразующим для всей подготовки студента в педагогическом вузе. Полученные знания позволяют студенту овладеть педагогикой и как областью человеческой культуры, и как гуманитарной наукой, и как практической деятельностью.

Актуальность овладения психолого-педагогическими знаниями в аспекте социально-экологического образования определяется и осознанием тех требований, которые сегодня

предъявляются к педагогу. Современный педагог должен понимать основные теоретико-педагогические проблемы, владеть

категориальным аппаратом, ориентироваться в педагогических технологиях, основных составляющих педагогического процесса (цель, содержание, метод, средство, контроль и т.д.).

Теоретико-экспериментальное исследование показало, что психолого-педагогический компонент должен включать в себя знания о социально-философских проблемах

современного образования, о диалектическом и системном мышлении; методологии педагогики (учение о структуре, функциях педагогического знания, фундаментальных педагогических положениях, имеющих методологический смысл, методах педагогического исследования); научно-педагогических основах организации

образовательного процесса; целях, задачах, направлениях, формах организации психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса; проектировать результаты, отбирать виды деятельности и формы занятий в зависимости от цели и задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; методов, форм, средств организации сотрудничества обучающихся, поддержания активности и инициативности, самостоятельности, развития творческих способностей обучающихся и др.

Ресурсно-технологический компонент

социально-экологической подготовки будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста представляется весьма актуальным в контексте преодоления стихийной, слабо структурированной и потому малоэффективной подготовки в данной области.

Ресурсно-технологическая подготовка

будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста определяется знаниями принципов, правил, содержания, форм, методов, технологий социально-экологического

образования в изучаемом аспекте и представляет собой систему общепрофессиональных и профессиональных знаний и умений, построенных в логике решения задач социально-экологического образования детей дошкольного возраста.

В рамках данной подготовки будущий педагог должен овладеть умениями выстраивать

образовательный процесс с учетом принципов валеологического подхода; владеть комплексом информативных методик, позволяющих реализовывать социально-экологическое

образование; владеть техниками эффективного взаимодействия с субъектами образовательных отношений; владеть техниками оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОО, семьи и др.

Ключевыми формами, методами и средствами формирования социально-экологической

готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста выступают:

1. Формы работы: лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, круглые столы, мастер-классы, методические площадки, инструктивные сборы, проблемно-исследовательские группы и др.

2. Методы и приемы: кейс-стади, метод «Столкновение идей», метод взаимного развития предложений, прием «Пауза для накопления материала к дискуссии», прием совместного размышления и др.

3. Средства обучения: вербальные, визуальные (макеты, карты, презентации, видеоматериалы), ТСО (цифровые лаборатории, проекторы, интерактивные доски и др.).

Таким образом, представленная

педагогическая система органично встраивается в общую логику содержания и организации образовательного процесса высшей

педагогической школы и обеспечивает формирование социально-экологической

готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста.

Целенаправленность процесса обеспечивается ориентацией содержания педагогического образования, а также организации образовательного процесса и его осуществления на решение задачи формирования социально-экологической готовности будущего педагога к оздоровлению детей дошкольного возраста. Лонгитюдность проявляется в охвате педагогической системой всего времени получения педагогического образования студентом. Системность процесса означает такое взаимодействие отдельных структурных элементов педагогической системы, когда изменения одного из них влекут изменения всех других.

Литература:

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 369 с.

2. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова. - М.: Феникс, 2013. - 381 с.

3. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Аст, 2007. - 414 с.

4. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. - М., 2006. - 303 с.

5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р.К. Атаханов. - М.: Академия, 2005. -208 с.

6. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учебное пособие / В.С. Лазарев. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 352 с.

7. Никитина Е.Ю. Педагогическое проектирование цифровых образовательных ресурсов при обучении будущего учителя иностранного языка: теоретико-методологическое сопровождение: монография / Е.Ю. Никитина, А.Л. Тихонова. - М.: Владос, 2009. - 234 с.

8. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2007. - 480 с.

9. Тюмасева З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография / З.И. Тюмасева. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. - 322 с.

Сведения об авторе:

Толмачева Вера Владимировна (г. Сургут, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», e-mail: vvtolmacheva@yandex.ru

Data about the author:

V. Tolmacheva (Surgut, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecturer, senior lecturer of the Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Surgut State Pedagogical University, e-mail: vvtolmacheva@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2019 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.