Научная статья на тему 'Педагогическая рефлексия: факторы, условия, средства формирования'

Педагогическая рефлексия: факторы, условия, средства формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ФАКТОРЫ / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АЛГОРИТМ РЕФЛЕКСИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ / REFLECTION / REFLEXIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL REFLECTION / PEDAGOGICAL REFLECTION / FACTORS / MEANS OF FORMATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / DIDACTIC CONDITIONS / METHODICAL CONDITIONS / ALGORITHM OF REFLEXIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

Статья посвящена анализу феномена рефлексии. В работе обосновываются позиции ученых разных отраслей относительно определения сущности понятия «рефлексия». В работе раскрыто значение понятия «профессиональная рефлексия» и проанализирован такой ее вид, как педагогическая рефлексия. В исследовании обозначены факторы и средства формирования профессиональной рефлексии будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки в высшей школе, указаны организационно-педагогические, дидактические и методические условия реализации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL REFLECTION: FACTORS, CONDITIONS, MEANS FORMING

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of reflection. The paper substantiates the positions of scientists in different fields regarding the definition of the essence of the concept of "reflection". The paper reveals the meaning of the concept of "professional reflection" and analyzes its kind as a pedagogical reflection. The study identifies the factors and means of formation of professional reflection of future teachers in the system of their professional training in higher education, the organizational and pedagogical, didactic and methodological conditions for the implementation of this process.

Текст научной работы на тему «Педагогическая рефлексия: факторы, условия, средства формирования»

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ: ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ, СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу феномена рефлексии. В работе обосновываются позиции ученых разных отраслей относительно определения сущности понятия «рефлексия». В работе раскрыто значение понятия «профессиональная рефлексия» и проанализирован такой ее вид, как педагогическая рефлексия. В исследовании обозначены факторы и средства формирования профессиональной рефлексии будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки в высшей школе, указаны организационно-педагогические, дидактические и методические условия реализации данного процесса.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная деятельность, профессиональная рефлексия, педагогическая рефлексия, факторы, средства формирования, организационно-педагогические условия, дидактические условия, методические условия, алгоритм рефлексивных действий.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the phenomenon of reflection. The paper substantiates the positions of scientists in different fields regarding the definition of the essence of the concept of "reflection". The paper reveals the meaning of the concept of "professional reflection" and analyzes its kind as a pedagogical reflection. The study identifies the factors and means of formation of professional reflection of future teachers in the system of their professional training in higher education, the organizational and pedagogical, didactic and methodological conditions for the implementation of this process.

Keywords: reflection, reflexive activity, professional reflection, pedagogical reflection, factors, means of formation, organizational and pedagogical conditions, didactic conditions, methodical conditions, algorithm of reflexive actions.

Введение. Проблема рефлексии привлекает внимание исследователей не одного поколения. Не менее актуальна данная проблема в современной педагогике, психологии, философии, социологии.

В контексте развития педагогической психологии интерес с рефлексии возрастает ввиду того, что основной задачей современного высшего образования становится не столько усвоение студентами научно-предметных знаний, сколько их понимание и владение способами применения этих умений. Данное утверждение актуализирует изучение аспектов, связанных с формированием рефлексии.

В системе профессиональной подготовки будущих педагогов важным условием на современном этапе развития высшего профессионального образования является формирование у будущих педагогов способности и готовности к реализации педагогической рефлексии, что актуализирует изучение особенностей ее формирования.

Изложение основного материала статьи. Рефлексия является предметом познания ряда наук. В частности, в исследованиях современных философов рефлексия рассматривается не только в традиционных онтологическом и гносеологическом аспектах, но и в аксиологическом, философско-антропологическом, а также в контексте проблематики сознания и деятельности [1].

Согласно концепции М.К. Мамардашвили, смысл и основная функция философии заключается в рефлексивном осмыслении человеком опыта своего индивидуального бытия с помощью системы категорий и по законам движения мысли, разработанных в философии. В таком контексте рефлексия антропологизуется, становится средством понимания субъектом собственного бытия и мышления, его отношения к мышлению и к миру внешних объектов [7].

С 20-х гг. ХХ века рефлексия стала предметом собственно психологических исследований. В психологии данная категория анализировалась с различных позиций и подходов:

- с точки зрения деятельностного подхода рефлексия рассматривается как компонент структуры деятельности [4; 6];

- рассмотрение рефлексии как единицы умственных действий в контексте проблематики психологии мышления [8];

- с точки зрения теорий коллективной деятельности, в которых рефлексия рассматривается как феномен группового взаимодействия;

- рассмотрение рефлексии как инструмента организации деятельности учения [2] и др.

По мнению В.И. Слободчикова, рефлексия является центральным феноменом субъектности [9].

Е.И. Кузьмина считает, что «рефлексия обеспечивает поиск личностного смысла как средства преодоления препятствий в системе деятельности. Этот поиск осуществляется с помощью анализа многих ценностей. Каждая ценность соотносится с «Я» и конкретной ситуацией, переживается в этом соотношении и завершается выбором одного из них» [5, с. 186].

Как видим, в отечественной психологии существуют различные подходы обоснованию сущности, природы и назначения рефлексии.

Анализ трудов по педагогической психологии дает право утверждать, что исследователи убедительно обосновывают значительное влияние рефлексии на развитие личности, раскрывающееся в том, что она дает целостное представление о содержании, способах и средствах своей деятельности, позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности, делает человека субъектом своей активности.

В данном исследовании интерес представляет такая категория, как «профессиональная рефлексия», а именно: один из ее видов «педагогическая рефлексия».

По мнению Е.В. Черного, профессиональная рефлексия - это вывод на когнитивный уровень субъективных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью. Профессиональная рефлексия, по мнению исследователя, предусматривает:

- осознание и понимание структуры своих взаимоотношений со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса;

- осознание особенностей взаимоотношений всех субъектов учебно-воспитательного процесса в учебном заведении как системы;

- осознание степени своей профессиональной компетентности, учитывая уровень знаний, а также коммуникативных, методических умений и навыков [10].

Одним из видов профессиональной рефлексии является педагогическая. Это свойство структуры личности обеспечивает поиск нового смысла и формирование новых ценностей, позволяет педагогу преодолевать профессиональные деформации, является фактором его профессионального развития.

Уровень развития педагогической рефлексии характеризуется ее рангом и определяется сформированность профессионального самосознания педагога. Ранг характеризует степень сформированности личности учителя как субъекта педагогической деятельности и субъекта собственного внутреннего мира [3].

Способность к профессиональной рефлексии формируется у субъекта постепенно и развита у людей неодинаково. По мнению Г.П. Щедровицкого, который понимает рефлексию в значении мыслительной деятельности, направленной с помощью языковых знаков на деятельность как на новый предмет самоанализа, рефлексия требует от субъекта дополнительных знаний и необходимых для понимания рефлексивной ситуации процедур, среди которых:

- остановка процесса мышления, благодаря чему происходит дифференциация субъектом себя и осуществляемой им деятельности;

- фиксация процесса в другом материале (речевые действия), что обеспечивает его объективации (осознание);

- обобщение содержания в виде закона, принципа, метода и отчуждение от него, что обеспечивает реализацию субъект-объектных отношений в познании [11].

Профессиональная рефлексия педагога реализуется путем осуществления типовых для всех видов рефлексии действий:

- выражения предположения о наличии у себя определенных качеств, мотивов, правильных и ошибочных действий и о том, что могут думать о них другие;

- сомнения;

- вопроса самому себе о собственной роли и смысле своей деятельности;

- установки на изменение поведения и отношений с обучающимися.

Процесс формирования профессиональной рефлексии будущих педагогов предполагает реализацию систематической многокомпонентной деятельности, а также обеспечения ряда организационно-педагогических условий. Среди основных организационно-педагогических условий формирования педагогической рефлексии исследователи выделяют:

- создание рефлексивно-инновационной среды;

- обеспечение возможности студенту для реализации рефлексивного анализа деятельности других педагогов.

Реализация первого организационного условия может быть достигнута такими путями и средствами, как:

- повышение уровня проблемности содержания обучения;

- обогащение содержания профессионального образования идеями и концепциями развития и саморазвития личности, развития познавательной активности;

- использование рефлексии как метода профессиональной деятельности;

- организация совместной деятельности студентов и преподавателей, в ходе которой реализуется анализ собственной деятельность, своей творческой индивидуальности;

- привлечение будущих специалистов к различным видам научно-исследовательской работы.

Второе организационно-педагогическое условие реализуется путем анализа студентами деятельности выдающихся педагогов прошлого и современности, посещения уроков, мероприятий других педагогов и коллег по обучению в рамках педагогической практики. В данном контексте эффективным приемом является мотивация студентов к ведению дневников рефлексивного анализа и самоанализа педагогической деятельности. Однако в данном ключе стоит подчеркнуть, что организатору педагогической практики и преподавателям цикла психологических дисциплин необходимо разработать план рефлексивного анализа урока и педагогической деятельности в целом.

Помимо указанных организационно-педагогических условий, эффективность формирования педагогической рефлексии будущих специалистов зависит также и от уровня обеспечения ряда дидактических и методических условий. Среди таких условий следует указать следующие:

- мотивация студентов к усвоению знаний о сущности и структуре профессиональной рефлексии педагога;

- обеспечение студентов знаниями и умениями об эффективных способах ее формирования, развития и осуществления;

- создание «рефлексивных ситуаций» в контексте учебно-воспитательного процесса;

- обучение студентов алгоритмам самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля и др.;

- создание условий для самоконтроля, самокоррекции студентами собственной деятельности и уровня своего профессионализма;

- обеспечение субъект-субъектного педагогического взаимодействия путем организации занятий на основе диалоговых форм работы, учета положений личностно-ориентированного и гуманистического подходов, применения методов индивидуализации обучения;

- обеспечение развивающего содержания форм контроля, обоснования его результатов, привлечение студентов к процессу оценивания, поощрение критики и самокритики;

- повышение уровня проблемности обучения с целью открытия для студентов «белых пятен» в собственных знаниях профессионального значения.

Выводы. Таким образом, исследовав сущность и специфику понятий «рефлексия», «профессиональная рефлексия», «педагогическая рефлексия», нами было обосновано суждение о том, что формирование профессиональной рефлексии педагога - это долгосрочный процесс, зависящий от многих факторов, основными из которых являются особенности личностного развития будущего специалиста и сущности содержания, технологий, методов и форм реализации профессиональной подготовки студентов в вузе.

Развитие педагогической рефлексии подразумевает обучение студентов алгоритмам и способам рефлексивной деятельности.

Формирование необходимого уровня педагогической рефлексии у будущих специалистов в процессе реализации их профессионального образования в высшей школе предусматривает обеспечения ряда организационно-педагогических, дидактических и методических условий. На основе этого можно прийти к выводу, что от уровня обеспечения указанных групп условий, а также от указанных выше факторов, зависит успешность процесса формирования профессиональной рефлексии будущих педагогов.

Литература:

1. Алексеев Н.Г. Направления изучения рефлексии / Н.Г.Алексеев, И.С. Ладенко // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. - Новосибирск, 1987. - С. 3-13.

2. Анисимов О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1994.

3. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - № 5. - С. 12-25.

4. Выготский Л.С. Собрание починений: в 6-ти т. - М., 1984. - Т. 4.

5. Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика / Е.И. Кузьмина. - СПб.: Питер, 2007. - 336 с.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. -392 с. - Т.2. - 320 с.

7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1992. - 412 с.

8. Семенов И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии / Н.И.Семенов, Ю.Н. Степанов // Исследование проблемы психологии творчества. - М., 1983. - С. 154-182.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

10. Черный Е.В. Инициирование профессиональной рефлексии у педагогов // Практическая психология и социальная работа. - 2002. - № 3. - С. 1-4.

11. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. - М.: Наследие ММК, 2005. - 800 с.

Психология

УДК 159.9:34.01

адъюнкт кафедры юридической психологии Попов Дмитрий Викторович

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИКА ОВД С

ГРАЖДАНАМИ

Аннотация. В статье отражены основные результаты эмпирического исследования феномена доверия в контексте авторской концепции деления на психотипы личности при построении доверительных отношений сотрудником полиции с гражданами.

Ключевые слова: доверие, модель доверительных отношений, психотип, психотип личности.

Annotation. The article outlines the main results of the empiric phenomenon of trust within the context of the author's concept to classify personal psychotypes when forming by policemen of trust-based relations with citizens.

Keywords: trust, model of trust-based relations, the psychotype, the psychotype of the individual.

Введение. Актуальность изучения феномена доверия продолжает возрастать. Особенно это наблюдается в правоохранительной сфере, где помимо уже общепризнанного факта необходимости увеличения уровня доверия к полиции со стороны населения, назрел запрос на конкретные технологии установления доверительных отношений, а, следовательно, и дифференциации граждан исходя из их принадлежности к конкретному психологическому типу. В предыдущих же работах был освещен вопрос их деления по юридическому критерию.

Изложение основного материала статьи. Данные четыре группы психотипов как граждан, так и сотрудников можно поделить на невротичный, нарцистичный, амбивалентный и негативисткий типы личности, которые мы рассматриваем как норму. С признаками невротизма- личность с поведением, отличающаяся повышенной эмоциональной и физической возбудимостью, импульсивностью и тревожностью; с признаками нарциссцизма- чрезмерная самовлюбленность или самолюбование человека; амбивалентный- противоречивость, двойственность, тенденция быстро менять чувства и установки; негативист- личность с преобладающей своеобразной жизненной философией всеобщего и абсолютно неразумного отрицания. Общая установка на реагирование на воздействия со стороны других людей, характеризующаяся постоянным сопротивлением воздействия или внушению со стороны других людей (пассивный Н.) Демонстративное отрицание человеком всего, что ему говорят другие люди, активное противодействие с его стороны любым, в том числе обоснованным и разумным, советам других людей (активный Н) [1].

Организация эмпирического исследования установления доверительных отношений сотрудника ОВД и граждан осуществлялась в соответствии с программой эмпирического исследования. Реализация программы осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап (2016 - 2017 г.) включал в себя анализ литературных источников по проблеме феномена доверия. Основное внимание было сосредоточено на изучении в том числе зарубежных подходов к исследованию доверия. Данный анализ повлек за собой составление программы эмпирического исследования, в которой нашли свое отражение замысел и методология исследования, цель, задачи, гипотеза, а также указаны основные техники и процедуры исследования. В соответствии с основной целью эмпирического исследования была определена выборка, включающая различные категории граждан и две категории сотрудников полиции: оперуполномоченные транспортной инфраструктуры и начальники (их заместители) подразделений территориальных органов, выступившие в качестве экспертов по исследуемой проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.