Научная статья на тему 'Педагогическая реабилитология или нужны ли нам здоровые дети?'

Педагогическая реабилитология или нужны ли нам здоровые дети? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая реабилитология или нужны ли нам здоровые дети?»

> и неформаль-ские методы гзгтгм. Желание —измерении : математи-:то к необ-н жесткой) '■:с *гнию суще-сг-чаемого явле-зс-первых тем, -;ля сущест-лппарат, то ему, с вы-

4 простой рых, отсут-"ов измере-

5 дидактике средование

-:нх методов принципом го подобия три внедре-и: при этом •готических гно исполь-ибернетике ы решения задач.

действенность иожтрнрованы в ра-

таметрическое автоматизи-~?авления. Ка-

- - 7-6 С.

Иванов Ю.С.

~ения в системе : "зование учеб-;сса с помощью Лнкора-Пресс»,

Чарданов Д.Р. :ме автоматизи-Казань: Изд-во с.

Шайхелисламов процесса управле-хванных образова-_агяь: Изд-во КГУ,

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАШИТОАОГИЯ ИЛИ НУЖНЫ АИ НАМ ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ?

ИЖ Мухаметзянов, доктор медицинских наук

Статистические данные позволяют говорить о том, что если в первый класс школы поступает только 40% здоровых детей, то к моменту ее окончания их число не превышает 10%. Часть из них продолжает образование в профессиональной и высшей школах. Число здоровых учащихся при окончании этих учебных заведений неизвестно. Таким образом, можно говорить об инвалидизации учащихся в процессе обучения. Необходимы неотложные меры по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. Они обусловлены и сохраняющимся низким уровнем рождаемости, что придает особую медико-социальную значимость данной проблеме. Это связано и с тем, что современные дети и подростки в ближайшем будущем станут определять кадровые и интеллектуальные возможности, обороноспособность государства.

В настоящее время на качество здоровья подростков влияет целый ряд факторов -медицинских, экономических, социальных и педагогических. Например, общая заболеваемость детей подросткового возраста (15-18 лет) увеличилась за последние пять лет на 31,4%. В среднем у каждого подростка регистрируется уже не менее 3-х заболеваний. Наиболее выраженный рост заболеваемости отмечается в возрастной группе 7-18 лет (совпадающий с периодом обучения), когда число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,5 раза. Представленные данные свидетельствуют о крайне неблагоприятных сдвигах в здоровье детей всех возрастов. Это имеет значительные медико-социальные последствия - ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья, снижение годности к военной службе, ограничение возможности реализации в будущем подростками репродуктивной функции.

К сожалению, прогрессивное ухудшение здоровья учащихся - отчасти процесс неизбежный и обусловлен комплексом факторов, в числе которых:

• биологические - пол, наследственность, конституция;

• природно-климатические;

• социальные: уровень образования, соционально-экономические условия в стране, уровень медико-социальной активности;

• гигиенические: условия трудовой деятельности, проживание, питание, радио-

логические, биологические, химические факторы.

В условиях социально-экономической нестабильности возрастает роль психодеста-билизирующих и экономических факторов во всех сферах общества и жизни отдельного человека, приводящих к ухудшению социального здоровья общества и психофизического здоровья его граждан. Все это обусловливает необходимость внедрения и применения активных процессов оздоровления и перехода от здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) к здоровьеукрепляющим технологиям (ЗУТ), а фактически — к педагогическойреабгтито.чогии.

Каковы предполагаемые пути разрешения проблемы?

Применительно к системе образования подразумеваются технологии, используемые в образовательном процессе и направленные на укрепление как здоровья учащихся, так и их преподавателей и родителей, т.е. совокупность медицинских и педагогических приемов, технологий, мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов среды учебного заведения, прописанных в действующих СанПиН и способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов. В том числе это возможно и в рамках территориальных оздоровительно-образовательных комплексов (поликпиника-школа-спортивная школа), в рамках государственной и индивидуальной программ (по приказу об инвалидах)

Ряд авторов связывают ЗСТ с решением более узкой здоровьеохранительной зада-

чи, с применением педагогических приемов, методов, технологий, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивая им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении (Смирнов Н.К., 2001). Но при этом зачастую упускается из виду, что кроме охраны здоровья от потенциального вреда в процессе преподавания в задачу учителя включается и формирование у учащегося культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни, формирование соответствующих навыков и привитие приемов здо-ровьесбережения, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.

Представленные выше материалы позволяют определить приоритетность программы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в рамках единой системы охраны здоровья детей. Кроме исключительно медицинских аспектов данной программы (например, Всероссийской диспансеризации детей до 18 лет), немаловажное значение придается и мероприятиям, направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику и снижение заболеваемости, детской инвалидности (в т.ч. мероприятия по приказу №2715/227/166/19 от 16.07.02 г. Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации").

В основу знаний об организации управления процессами оздоровления и развития должны быть положены научные исследования по формированию здоровь-еукрепляющего мировоззрения.

Реализация программы педагогической реабилитологаи невозможна только в рамках образовательных технологий и включает в себя комплекс методик и технологий, направленных на формирование отношения личности к самой себе, к окружающим, формирование общественного и общечеловеческого сознания. Таким образом, речь может идти только о комплексном развитии личности, целостного мировоззрения, возможности самореализации человека в окружающем мире, формирования его

здоровья на психофизиологическом, эмоционально-чувственном, ментальном и социально-психологическом уровнях.

В рамках системы образования одним из путей решения проблемы служит и широкое внедрение в практику различных образовательных учреждений современных технологий, предусматривающих ряд мероприятий по расширению спектра профилактических и оздоровительных мероприятий; разработку и внедрение системы контроля за здоровьем, ростом и развитием детей; развитие системы медико-социальной реабилитации детей в социальных учреждениях; информационное обеспечение работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них устойчивых стереотипов безопасного для здоровья и жизни поведения.

Реализация реабилитации учащихся в процессе обучения ориентируется на достижение цели формирования у них отношения к здоровью как к ценности, представления о себе как о здоровом человеке, переживание и сопереживание по поводу утраты здоровья, реализацию своих опасений и знаний в практические действия по укреплению и сохранению здоровья. Существование культа здоровья в рамках учебного заведения обуславливается формированием чувства сопричастности к социально активной части населения, в том числе и преподавателям, с ориентацией на положительные примеры в спорте и общественной жизни (увлечение теннисом, горными лыжами, дзюдо и т.д.). При согласованном действии преподавателя и учащихся суммарный эффект возрастает и формируется потребность в здоровье, обуславливающая, в конечном счете, эмоциональную и психическую уравновешенность.

Результирующим итогом формирования (обновления) программы здоровьеук-репляющих технологий в рамках учебного заведения, наряду с согласованием содержания профессионального образования с потребностями рынка труда, должно быть культивирование способностей к конкурентной борьбе в условиях рынка. В данной ситуации для работодателя предпочтительны здоровые (физически и психически) кандидаты.

Активное внедрение здоровьеукреп-ляющих технологий невозможно без уча-

. пгческом, эмо-^ентальном и " внях. г ания одним жит и отличных об-зременных . л ряд меро-тра профи-_ пых меро-.хие системы ;1 развитием -социальной -к учрежде-:-ние работы доровья де-пчивых сте-зья и жизни

учащихся в ■ ;:ся на дости-: V них отноше-тг. представ-:ловеке, пело поводу -зоих опасе-;ействия по иоровья. Суще-= гамках учебно-формирова-х социально "ом числе и на положи-цественной . рными лы-ласованном учащихся сум-и формируется :_:жтивающая, в - "ЗНМО и пси-

формирова-здоровьеук-.¡х учебного чием содер-"¡зования с олжно быть лен:стен к конку-. рынка. В данной ¡ля предпочтитель-:снхичееки) кан-

здоровьеукреп-лможно без уча-

стия в этом самих преподавателей, чей положительный пример позволяет ученику перейти от абстрактного обсуждения вопросов качества жизни к обсуждению и реализации практических действий по достижению данной цели, повышает мотивацию учащихся на здоровый образ жизни. Невозможно это и при сохранении тенденции на здоровьеразрушающие принципы организации и ведения учебного процесса - перегруженность учебных групп и

помещении, отсутствие рационального подхода к формированию учебных программ и их перегруженность, низкая физическая активность учащихся в течение учебного дня, нерациональное питание, усредненный подход к особенностям учащихся, недооценка региональных и индивидуальных социально-экономических условий, учета образа и условий жизни учащихся.

КАК ЗАЩИТИТЬ ПОДРОСТКОВ ОТ НАРКОТИКОВ

РХ Шакуров, академик РАО

Оптимизация эмоциональной сферы

Общей внутренней основой, побуждающей или блокирующей наркопотребление, является стремление человека к оптимизации своей жизни. Если это стремление подавляется, подросток испытывает дефицит жизнеутверждающих ценностей. И когда ему говорят: попробуй вот это (наркотик) и почувствуешь райское наслаждение, настоящий «кайф», он может без особых раздумий принять предложение.

Стремление к оптимуму проявляется и в другой форме - в тенденции решать проблемы легчайшим путем с наименьшими затратами сил и энергии. Эта тенденция особенно рельефно проявляется у слабовольных подростков, они легко соблазняются наркотиками.

К услугам наркотиков прибегают не только под влиянием дефицита радости. Подросток иногда доволен жизнью, у него нормальное самочувствие. Но ему хочется чего-то большего. Когда появляется возможность, он не прочь «встряхнуться»: лучшее - это враг хорошего».

Наркопотребление мотивируется и статусными соображениями: подростку хочется сохранить или повысить престиж в социальной группе, среди друзей и знакомых. Этот мотив возникает тогда, когда общественное мнение в группе одобряет наркопотребление и высмеивает и принижает достоинство тех, кто этого избегает.

Нередки случаи, когда интерес к наркотикам пробуждается любопытством, познавательным интересом: хочется испытать те незнакомые ощущения, о которых так много говорят окружающие, удовлетворить интригу.

Во всех этих случаях проявляется одна и та же тенденция: стремление к легким радостям, достающимся без особого труда, то есть стремление к оптимуму.

Поэтому задача школы состоит в том, чтобы развить у учащихся «вкус» к здоровым радостям и способность их «заработать» самостоятельными усилиями. Это важное качество развивается постепенно. Ребенок должен двигаться от легкого к трудному, от близкого к дальнему, от малого к большому. Еще великий знаток детской психологии А.С.Макаренко говорил о важности создания в воспитательном учреждении перспективных линий для детей. Он считал, что ценные перспективы должны сочетаться определенным образом, а именно: среди них должны быть близкие, средние и дальние перспективы.

В конечном счете проблема создания перспективных линий в психологическом плане сводится к формированию у подростков разномасштабных распределенных во времени смыслообразую-щих целей с учетом субъективных и объективных возможностей их реализа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.