> и неформаль-ские методы гзгтгм. Желание —измерении : математи-:то к необ-н жесткой) '■:с *гнию суще-сг-чаемого явле-зс-первых тем, -;ля сущест-лппарат, то ему, с вы-
4 простой рых, отсут-"ов измере-
5 дидактике средование
-:нх методов принципом го подобия три внедре-и: при этом •готических гно исполь-ибернетике ы решения задач.
действенность иожтрнрованы в ра-
таметрическое автоматизи-~?авления. Ка-
- - 7-6 С.
Иванов Ю.С.
~ения в системе : "зование учеб-;сса с помощью Лнкора-Пресс»,
Чарданов Д.Р. :ме автоматизи-Казань: Изд-во с.
Шайхелисламов процесса управле-хванных образова-_агяь: Изд-во КГУ,
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАШИТОАОГИЯ ИЛИ НУЖНЫ АИ НАМ ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ?
ИЖ Мухаметзянов, доктор медицинских наук
Статистические данные позволяют говорить о том, что если в первый класс школы поступает только 40% здоровых детей, то к моменту ее окончания их число не превышает 10%. Часть из них продолжает образование в профессиональной и высшей школах. Число здоровых учащихся при окончании этих учебных заведений неизвестно. Таким образом, можно говорить об инвалидизации учащихся в процессе обучения. Необходимы неотложные меры по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. Они обусловлены и сохраняющимся низким уровнем рождаемости, что придает особую медико-социальную значимость данной проблеме. Это связано и с тем, что современные дети и подростки в ближайшем будущем станут определять кадровые и интеллектуальные возможности, обороноспособность государства.
В настоящее время на качество здоровья подростков влияет целый ряд факторов -медицинских, экономических, социальных и педагогических. Например, общая заболеваемость детей подросткового возраста (15-18 лет) увеличилась за последние пять лет на 31,4%. В среднем у каждого подростка регистрируется уже не менее 3-х заболеваний. Наиболее выраженный рост заболеваемости отмечается в возрастной группе 7-18 лет (совпадающий с периодом обучения), когда число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,5 раза. Представленные данные свидетельствуют о крайне неблагоприятных сдвигах в здоровье детей всех возрастов. Это имеет значительные медико-социальные последствия - ограничение в выборе профессии по состоянию здоровья, снижение годности к военной службе, ограничение возможности реализации в будущем подростками репродуктивной функции.
К сожалению, прогрессивное ухудшение здоровья учащихся - отчасти процесс неизбежный и обусловлен комплексом факторов, в числе которых:
• биологические - пол, наследственность, конституция;
• природно-климатические;
• социальные: уровень образования, соционально-экономические условия в стране, уровень медико-социальной активности;
• гигиенические: условия трудовой деятельности, проживание, питание, радио-
логические, биологические, химические факторы.
В условиях социально-экономической нестабильности возрастает роль психодеста-билизирующих и экономических факторов во всех сферах общества и жизни отдельного человека, приводящих к ухудшению социального здоровья общества и психофизического здоровья его граждан. Все это обусловливает необходимость внедрения и применения активных процессов оздоровления и перехода от здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) к здоровьеукрепляющим технологиям (ЗУТ), а фактически — к педагогическойреабгтито.чогии.
Каковы предполагаемые пути разрешения проблемы?
Применительно к системе образования подразумеваются технологии, используемые в образовательном процессе и направленные на укрепление как здоровья учащихся, так и их преподавателей и родителей, т.е. совокупность медицинских и педагогических приемов, технологий, мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов среды учебного заведения, прописанных в действующих СанПиН и способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов. В том числе это возможно и в рамках территориальных оздоровительно-образовательных комплексов (поликпиника-школа-спортивная школа), в рамках государственной и индивидуальной программ (по приказу об инвалидах)
Ряд авторов связывают ЗСТ с решением более узкой здоровьеохранительной зада-
чи, с применением педагогических приемов, методов, технологий, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивая им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении (Смирнов Н.К., 2001). Но при этом зачастую упускается из виду, что кроме охраны здоровья от потенциального вреда в процессе преподавания в задачу учителя включается и формирование у учащегося культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни, формирование соответствующих навыков и привитие приемов здо-ровьесбережения, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.
Представленные выше материалы позволяют определить приоритетность программы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в рамках единой системы охраны здоровья детей. Кроме исключительно медицинских аспектов данной программы (например, Всероссийской диспансеризации детей до 18 лет), немаловажное значение придается и мероприятиям, направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику и снижение заболеваемости, детской инвалидности (в т.ч. мероприятия по приказу №2715/227/166/19 от 16.07.02 г. Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, Российской академии образования "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации").
В основу знаний об организации управления процессами оздоровления и развития должны быть положены научные исследования по формированию здоровь-еукрепляющего мировоззрения.
Реализация программы педагогической реабилитологаи невозможна только в рамках образовательных технологий и включает в себя комплекс методик и технологий, направленных на формирование отношения личности к самой себе, к окружающим, формирование общественного и общечеловеческого сознания. Таким образом, речь может идти только о комплексном развитии личности, целостного мировоззрения, возможности самореализации человека в окружающем мире, формирования его
здоровья на психофизиологическом, эмоционально-чувственном, ментальном и социально-психологическом уровнях.
В рамках системы образования одним из путей решения проблемы служит и широкое внедрение в практику различных образовательных учреждений современных технологий, предусматривающих ряд мероприятий по расширению спектра профилактических и оздоровительных мероприятий; разработку и внедрение системы контроля за здоровьем, ростом и развитием детей; развитие системы медико-социальной реабилитации детей в социальных учреждениях; информационное обеспечение работы по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них устойчивых стереотипов безопасного для здоровья и жизни поведения.
Реализация реабилитации учащихся в процессе обучения ориентируется на достижение цели формирования у них отношения к здоровью как к ценности, представления о себе как о здоровом человеке, переживание и сопереживание по поводу утраты здоровья, реализацию своих опасений и знаний в практические действия по укреплению и сохранению здоровья. Существование культа здоровья в рамках учебного заведения обуславливается формированием чувства сопричастности к социально активной части населения, в том числе и преподавателям, с ориентацией на положительные примеры в спорте и общественной жизни (увлечение теннисом, горными лыжами, дзюдо и т.д.). При согласованном действии преподавателя и учащихся суммарный эффект возрастает и формируется потребность в здоровье, обуславливающая, в конечном счете, эмоциональную и психическую уравновешенность.
Результирующим итогом формирования (обновления) программы здоровьеук-репляющих технологий в рамках учебного заведения, наряду с согласованием содержания профессионального образования с потребностями рынка труда, должно быть культивирование способностей к конкурентной борьбе в условиях рынка. В данной ситуации для работодателя предпочтительны здоровые (физически и психически) кандидаты.
Активное внедрение здоровьеукреп-ляющих технологий невозможно без уча-
. пгческом, эмо-^ентальном и " внях. г ания одним жит и отличных об-зременных . л ряд меро-тра профи-_ пых меро-.хие системы ;1 развитием -социальной -к учрежде-:-ние работы доровья де-пчивых сте-зья и жизни
учащихся в ■ ;:ся на дости-: V них отноше-тг. представ-:ловеке, пело поводу -зоих опасе-;ействия по иоровья. Суще-= гамках учебно-формирова-х социально "ом числе и на положи-цественной . рными лы-ласованном учащихся сум-и формируется :_:жтивающая, в - "ЗНМО и пси-
формирова-здоровьеук-.¡х учебного чием содер-"¡зования с олжно быть лен:стен к конку-. рынка. В данной ¡ля предпочтитель-:снхичееки) кан-
здоровьеукреп-лможно без уча-
стия в этом самих преподавателей, чей положительный пример позволяет ученику перейти от абстрактного обсуждения вопросов качества жизни к обсуждению и реализации практических действий по достижению данной цели, повышает мотивацию учащихся на здоровый образ жизни. Невозможно это и при сохранении тенденции на здоровьеразрушающие принципы организации и ведения учебного процесса - перегруженность учебных групп и
помещении, отсутствие рационального подхода к формированию учебных программ и их перегруженность, низкая физическая активность учащихся в течение учебного дня, нерациональное питание, усредненный подход к особенностям учащихся, недооценка региональных и индивидуальных социально-экономических условий, учета образа и условий жизни учащихся.
КАК ЗАЩИТИТЬ ПОДРОСТКОВ ОТ НАРКОТИКОВ
РХ Шакуров, академик РАО
Оптимизация эмоциональной сферы
Общей внутренней основой, побуждающей или блокирующей наркопотребление, является стремление человека к оптимизации своей жизни. Если это стремление подавляется, подросток испытывает дефицит жизнеутверждающих ценностей. И когда ему говорят: попробуй вот это (наркотик) и почувствуешь райское наслаждение, настоящий «кайф», он может без особых раздумий принять предложение.
Стремление к оптимуму проявляется и в другой форме - в тенденции решать проблемы легчайшим путем с наименьшими затратами сил и энергии. Эта тенденция особенно рельефно проявляется у слабовольных подростков, они легко соблазняются наркотиками.
К услугам наркотиков прибегают не только под влиянием дефицита радости. Подросток иногда доволен жизнью, у него нормальное самочувствие. Но ему хочется чего-то большего. Когда появляется возможность, он не прочь «встряхнуться»: лучшее - это враг хорошего».
Наркопотребление мотивируется и статусными соображениями: подростку хочется сохранить или повысить престиж в социальной группе, среди друзей и знакомых. Этот мотив возникает тогда, когда общественное мнение в группе одобряет наркопотребление и высмеивает и принижает достоинство тех, кто этого избегает.
Нередки случаи, когда интерес к наркотикам пробуждается любопытством, познавательным интересом: хочется испытать те незнакомые ощущения, о которых так много говорят окружающие, удовлетворить интригу.
Во всех этих случаях проявляется одна и та же тенденция: стремление к легким радостям, достающимся без особого труда, то есть стремление к оптимуму.
Поэтому задача школы состоит в том, чтобы развить у учащихся «вкус» к здоровым радостям и способность их «заработать» самостоятельными усилиями. Это важное качество развивается постепенно. Ребенок должен двигаться от легкого к трудному, от близкого к дальнему, от малого к большому. Еще великий знаток детской психологии А.С.Макаренко говорил о важности создания в воспитательном учреждении перспективных линий для детей. Он считал, что ценные перспективы должны сочетаться определенным образом, а именно: среди них должны быть близкие, средние и дальние перспективы.
В конечном счете проблема создания перспективных линий в психологическом плане сводится к формированию у подростков разномасштабных распределенных во времени смыслообразую-щих целей с учетом субъективных и объективных возможностей их реализа-