мощностей. Это объясняется установленной нами кор -реляционной связью между обеспеченностью койками и количеством госпитализаций, т. е. необходимость заполнить имеющиеся коечные мощности способствует необоснованным госпитализациям.
В ходе исследования показано, что уровень финансирования регионального здравоохранения имеет устойчивую отрицательную умеренную связь с показателями смертности, которая более выражена относительно уровня смертности от причин, связанных с кровообращением. При этом более существенно выражены связи с показателями стоимости единицы объема МП в сравнении с показателями подушевого финансирования. В ходе анализа связей показателей финансирования выявлено отсутствие этих связей с общей заболеваемостью при наличии умеренной связи с ЗВПЕР, ко -торая более устойчива в отношении уровня стоимости единицы АПУ и СТАЦ.
Корреляционный анализ показателя СК продемонстрировал отрицательную умеренную связь со стоимостью единицы объема вызовов скорой медицинской помощи (-0,35) (подушевой показатель 03 составляет -0,34), единицы объема АПУ (-0,37) (подушевой показатель АПУ -0,38), единицы стационарной помощи (-0,37) (подушевой показатель СТАЦ -0,32), ДС (-0,38) (подушевой показатель ДСТАЦ -0,18), а также уровнем подушевого финансирования (-0,36), в том числе ОМС (-0,3). Установлена слабая связь показателей финансирования с заболеваемостью, ассоциированной с системой кровообращения (0,22). Нами получены данные о приоритетных направлениях в принятии управленческих решений, касающихся профилактики смертности от заболеваний системы кровообращения. Отмечено отсутствие необходимости увеличения численности медицинского персонала, количества коек либо амбулаторных приемов. При этом необходимо повышать доступность современных технологий лечения пациентов данной группы, расширять применение современных лекарственных средств на всех этапах оказания МП. Это достигается путем увеличения финансовых вложений в имеющиеся медицин-
ские мощности. Установлена тесная связь показателей финансирования с заболеваемостью злокачественными новообразованиями (0,73), умеренная — с заболеваемостью новообразованиями (0,4) на фоне выраженной связи со смертностью от новообразований (0,79), отмечена тесная связь со смертностью от причин, ассоциированных со здравоохранением (0,8).
Таким образом, настоящее исследование свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения взаимосвязей между ресурсами системы здравоохранения и количественными характеристиками результатов деятельности этой системы — показателями смертности и заболеваемости. Полученные результаты послужат основой построения эффективных систем регионального здравоохранения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева О. В., Флек В. О., Соковикова Н. Ф. Аудит эффективности использования государственных ресурсов в здравоохранении Российской Федерации: анализ и результаты. — М.: ГЭОТАР-Медиа; 2006.
2. Дуганов М. Д., Шабунова А. А., Калашников К. Н. Регион: экономика и социология. 2010; № 3: 201—18.
3. Калашников К. Н., Колинько А. А., Дуганов М. Д., Петухов Р. В. Финансы 2008; 12: 14—26.
4. Карякин Н. Н. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2009; 8 (2): 294—7.
5. Карякин Н. Н., Алексеев С. Н. Поликлиника 2008; 11: 16—8.
6. Концевая А. В., Калинина А. М. Заместитель главного врача 2008; 2: 90—4.
7. Кораблев В. Н. Использование инновационных технологий управления для повышения эффективности здравоохранения региона. Хабаровск: Изд-во ГОУ ВПО ДВГМУ; 2009.
8. Мак-Ки М. Сокращение больничных коек: какие уроки следует вынести? М.; 2006: 23.
9. Орлов Е. М., Соколова О. Н. Успехи современного естествознания 2010; 4: 70—75.
10. Kruijshaar M. E., Barendregt J. J., Hoeymans N. Bull. World Health Organ. 2002; 80 (8): 622—8.
11. Murray C. J. L., LopezA. D. Lancet 1997; 349 (9062): 1347—1352.
12. The World health report 2000: health systems: improving Performance. Geneva: World Health Organization; 2000: 110.
Поступила 22.08.12
© А. В. ЛЯХОВИЧ, А. С. ЛОЗОВСКАЯ, 2013 УДК 614.2:613.83-057.874-084
А. В. ЛЯХОВИЧ, А. С. ЛОЗОВСКАЯ
Методологические и идеологические подходы к гигиеническому обучению и антинаркотическому воспитанию в общеобразовательных школах
НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И. М. Сеченова
Повышение уровня распространенности употребления наркотиков в школьной среде диктует необходимость активизации антинаркотической политики в условиях образовательной школы. Показаны эффективные программы сохранения и укрепления здоровья учащихся, методологические и идеологические принципы осуществления данной работы в учебном процессе школы с использованием современных технологий обучения.
Ключевые слова: школьники, общеобразовательная школа, гигиеническое обучение и воспитание, ПАВ, методологические принципы, идеология профилактики, медико-педагогическая деятельность, типологизация аудиторий, здоровьесбе-регающие технологии, компьютерная обучающая с тестированием знаний программа профилактики ПАВ
Контактная информация: Ляхович Александр Владимирович, д-р мед. наук, проф.; e-mail: [email protected]
THE METHODOLOGICAL AND IDEOLOGICAL APPROACHES TO HYGIENIC TRAINING AND ANTINARCOTIC EDUCATION IN COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOLS
A.V. Lyakhovich, A.S. Lozovskaya
The Research Institute for Health Organization and Informatics of Minzdrav of Russia, Moscow
The increase of level of prevalence of drug abuse in school environment dictates the necessity of activation of counterdrug policy in the conditions of comprehensive secondary school. The effective programs of preservation and promotion of students ' health are demonstrated. The methodological and ideological principles of implementation of these activities in education process using modern educational technologies are considered.
Key words: students, comprehensive secondary school, ideology of prevention, hygienic training and education, methodological principles, medical pedagogical activity, typologization of auditorium, health-preserving technologies, computer educational program with prevention knowledge testing
Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ) подростками и молодежью в настоящее время является важнейшей задачей всех государственных структур, учреждений, общественных организаций и всего общества.
Проблема наркотизации в России приобретает все более угрожающие масштабы. Наркоситуация остается тяжелой не только в столице, а практически во всех регионах страны.
Определить точное число лиц в стране, употребляющих те или иные наркотические вещества, невозможно. В 2010 г. в России на учете состояло 550 тыс. человек (тех, кто добровольно обратился за помощью), а фактически в России 2—2,5 млн наркоманов. От общего числа наркоманов в России по статистике 20% — школьники, 60% — молодежь в возрасте 16—30 лет, 20% — люди старшего возраста. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15—17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9—13 лет. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6—7 лет: к наркомании их приобщают родители-наркоманы [5].
В Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 гг." были указаны задания всем министерствам и ведомствам, заинтересованным в здоровье подрастающего поколения и сроки реализации программы в 2009 г. Обозначены правильные мероприятия и слова: "сократить", "пресечь", "увеличить состояние ремиссии больных до 3" лет", "программы обучения в школах", "комплексный подход" и др. Программа нацелена в основном на лечение наркоманов. Скромно звучит проблема первичной профилактики [6].
Указом Президента России 9 июня 2010 г. утверждена "Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. Этот документ призван коренным образом переломить неблагоприятное до сих пор развитие ситуации, угрожающее нашему обществу, нашей стране, существенно снизить незаконное, немедицинское наркопотребление.
Вместе с тем с различных высоких трибун Минз-дравсоцразвития, Государственной Думы и Правительства России раздаются призывы, что следует больше внимания обращать на здоровье подрастающего поколения. Однако в выступлениях, к сожалению, не звучат конкретные мероприятия — как следует решать эту важнейшую проблему. К этому следует добавить, что и директорский корпус многих общеобразовательных школ правильно понимают важность проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, но должной мотивации к проведению этой работы не проявляет.
Сейчас очень остро ощущается необходимость проведения в школах эффективных программ сохранения и укрепления здоровья учащихся. Мировая общественность постепенно приходит к пониманию тесной связи между школьным образованием и уровнем здоровья населения, и это нашло свое отражение в провозглашенных ООН Целях развития тысячелетия (United Nations Millennium Development Goals), в которых признана важность школьного образования.
По данным Минздравсоцразвития России, стоимость одного курса стационарного лечения больного наркоманией составляет 21 тыс. рублей. Ежегодно такое лечение проходят свыше 50 тыс. человек. Таким образом, только на стационарное лечение потребителей наркотиков в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в целом по стране тратится свыше 1 млрд рублей в год. Излечиваются при этом (состояние ремиссии) 10—20% пациентов. Это означает, что из каждых 100 больных, прошедших полный курс лечения, 80—90 человек вновь начинают употреблять наркотики. Можно утверждать, что средства, вложенные в борьбу с наркоманией и превентивные меры, окупятся сторицей по сравнению с теми суммами, которые требуются на преодоление последствий роста употребления наркотиков. [6].
Например, по данным Национального управления США по борьбе с наркотиками, профилактические антинаркотические программы оказались успешными — за последние 15 лет число лиц, употребляющих наркотики, снизилось на 50%. Исследования показали, что если молодого человека в возрасте 10—21 года удержать от курения, спиртного, наркотиков, вероятность, что этот человек окажется среди наркоманов, равна нулю [4].
Организация антинаркотической профилактической деятельности на местах — это создание нового социокультурного пространства, которое предполагает вовлечение в профилактику как социальный процесс всех здоровых интеллектуальных, нравственно-волевых, культурно-ценностных, мировоззренческих, профессиональных ресурсов.
Важной проблемой остается медико-педагогическая деятельность по профилактике наркоманий в школьных коллективах. В стране в 2010 г. число детей и подростков школьного возраста составит примерно 15 млн человек. С нашей точки зрения, эта деятельность должна решаться комплексно и быть направлена на формирование здорового стиля жизни учащихся. Гигиеническое обучение и воспитание по широкому спектру проблем здорового образа жизни (ЗО) в образовательной среде является важнейшей стратегией укрепления и сохранения здоровья школьников.
Гигиеническое обучение и воспитание — активная медико-педагогическая деятельность, направленная на
повышение знаний по вопросам поддержания и укрепления здоровья, создание мотивации для ведения ЗОЖ, формирование гигиенической культуры, идеологии здоровья и гигиенического поведения. Гигиеническое обучение и воспитание предусматривает активность со стороны как воспитателя (учителя, преподавателя), так и воспитуемого. Процесс воспитания в отличие от просвещения заключается в целеустремленном и систематическом воздействии на психологию индивидуума с целью привития ему желаемых качеств — гигиенических знаний и навыков. Гигиеническое обучение и воспитание осуществляется с использованием комплекса путей, методов и средств воздействия (одновременно через семью, школу, медицинские учреждения, учреждения культуры, церковь).
Проблема обучения здоровью и профилактики заболеваний в коллективе школьного комплекса остается актуальной задачей. Вместе с тем приходится констатировать, что общеобразовательные школы еще недостаточно осуществляют профилактическую деятельность, направленную как на повышение уровня здоровья, так и на предупреждение употребления ПАВ учащимися. Первичная профилактика — обучение здоровью — безальтернативное условие сопряжения здоровья и образования.
Разрабатываемая нами на протяжении двух десятилетий идея обучения здоровью непосредственно в учебном процессе образовательных учреждений была воплощена при введении в образовательные программы школ новой учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ).
Мы рассматриваем предмет ОБЖ с разделом по ЗОЖ в качестве методологической основы осуществляемого нами в настоящее время авторского проекта "Комплексная программа "Здоровье в общеобразовательной школе"1 [2].
Обучение здоровью осуществляется в ряде московских экспериментальных школ по программе в учебном процессе с 1-го по 11-й класс в рамках предмета ОБЖ. Тематика программы содержит широкий спектр ЗОЖ и основ медицинских знаний с акцентом (с 5-го по 11-й классы) на профилактику употребления ПАВ (курение, алкоголь, наркомания, а также инфекции, передающиеся половым путем, включая ВИЧ, гепатиты В, С и другие темы).
Цель исследования — предложить методологию, принципы (идеологию) гигиенического обучения и сформировать антинаркотическое мировоззрение у школьников.
Методы — социологический (количественный и качественные методы), компьютерно-ориентированный метод, медико-педагогический эксперимент.
Для изучения аддиктивного поведения учащихся методом анкетирования по закрытой анкете на основе сплошной выборки был проведен опрос 378 старшеклассников возрастной группы 15—17 лет московских экспериментальных школ ЮЗАО. Для определения уровня информированности о ПАВ был использован качественный метод: сформирована фокус-группа, состоящая из 55 старшеклассников, обучающихся по программе ОБЖ, которая содержит тему "Профилактика наркоманий". С целью изучения первичных (фоновых) знаний проведен в устойчивой строго постоянной форме
1 "Комплексная программа..." (методология, условия реализации, критерии эффективности, модульный принцип, программы уроков для учащихся 5—11-х классов) опубликована в методической газете для учителей "Здоровье детей № 13, 1—15 июля 2005 г. — Издательский дом "Первое сентября".
персонифицированный, углубленный опрос с помощью тестовых утверждений на компьютере по препаратам конопли, опиатным наркотикам, психостимуляторам (эфе-дрон, экстази), галлюциногенам (ЛСД). Компьютер использовали в качестве беспристрастного и объективного модератора. Ответы каждого пользователя на тестовые утверждения оценивали по шкале балльных оценок на основе сложения и вычитания. Первичная профилактика — важнейший элемент в антинаркотической работе.
Для определения типов школьной аудитории руководствовались возрастной классификацией подростковой школьной аудитории, что определяет познавательные возможности школьников. Познавательные возможности складываются из первичных знаний о ПАВ, достигнутого уровня образования, особенностей восприятия и усвоения информации, а также классических компонентов-оценок, убеждений, иерархии ценностей, свойственной данной возрастной группе.
Антинаркотическая деятельность диктует необходимость эффективно управлять информационным потоком профилактики употребления ПАВ учащимися. Она имеет ряд взаимосвязанных структурных компонентов — содержание, субъект, объект, методы и средства воздействия. С целью управления информационным потоком в учебном процессе были изучены проявления аддиктивного поведения старшеклассников. По материалам анкетирования старшеклассников (378 человек) московских экспериментальных школ отмечено увеличение числа учащихся, приобщенных к употреблению ПАВ. Пробовали те или иные наркотические вещества 8,5% девушек и 19,6% юношей, 25,3% опрошенных сообщили, что наркотические вещества употребляют их друзья. Четверть школьников считают допустимым употребление "легких наркотиков", 58,1% юношей и 42,3% девушек употребляют алкогольные напитки, курят постоянно (полпачки сигарет и более) 32,1% юношей и 11,1% девушек.
Характеристика употребления ПАВ этими старшеклассниками укладывается в общие тенденции образа жизни подростков и молодежи.
Учитывая, что в экспериментальных московских школах ЮЗАО в рамках предмета ОБЖ освещается тема профилактики употребления ПАВ, изучали уровень знаний школьников старших классов.
При анализе компьютерных данных об информированности о ПАВ старшеклассников фокус-группы (55 человек) учитывался факт, что понятие "информированность" о проблеме наркомании включает не только научно достоверные сведения и представления, но и другие элементы, на основе которых личность выработала свои убеждения.
Знания о воздействии на организм препаратов конопли в полном объеме показали 17 школьников. Так, они набрали 50 баллов из 50 возможных. Была выявлена хорошая информированность еще у 19 учащихся, получивших 45 баллов из 50 максимальных. Относительно удовлетворительную оценку 40 баллов из 50 максимальных получили 6 подростков, что свидетельствует об отрывочных и ошибочных представлениях об этом виде наркомании. Набрали 30 баллов из 50 13 школьников — они имели отрывочные сведения. Было установлено, что 12 старшеклассников считают, что "травка" — безобидная забава и курить ее не опаснее, чем табак; 22 школьника утверждают, что синдром отмены при курении "травки" не формируется; 13 подростков не признают факт, что "травка" является пусковым механизмом перехода на другой более наркогенный наркотик.
Об эфедроновой наркомании старшеклассники хорошо информированы. Так, 28 школьников получили максимальную оценку — 35 баллов из 35 возможных и 14 школьников получили 30 баллов из 35. Тем не менее отрывочные и ошибочные сведения об эфедроне имели 13 учащихся. Они считают эфедрон безобидным для здоровья кустарным наркотиком; 11 школьников считали, что психическая зависимость не развивается при потреблении эфедрона; 10 подростков утверждали, что ВИЧ-инфекцией не заражаются при внутривенном введении данного наркотика. Видимо, в их сознании укоренились неправильные представления об эфедроновой наркомании.
Изучение данных об экстази показало, что 5 учащихся из всей фокус-группы имели сведения в полном объеме по этому виду наркотика и получили оценку 40 баллов из 40 возможных. Хорошую информированность продемонстрировали 22 школьника. Они получили 35 баллов из максимальных 40. Удовлетворительную информацию имели 5 подростков, которые получили 30 из 40 баллов. Неудовлетворительные знания были у 14 старшеклассников. Их оценка составила 20—25 из 40 возможных баллов. Практически не имели никаких сведений об экстази 9 человек. Персонифицированный анализ по тесту утверждения целевой фокус-группы учащихся, касающийся наркомании, обусловленной употреблением экстази, показал, что достаточно многие имели ошибочные и отрывочные представления об этом виде наркотика. Выявлены неверные суждения у 32 школьников, которые считали, что экстази — наркотик счастья и покоя, он совместим с алкоголем (11 человек), действие экстази можно снять водой (8 человек), экстази — безопасный наркотик (7 человек); 25 школьников считали, что экстази продается в чистом виде, хотя на "черном рынке" в дозу подмешивают чаще всего ЛСД, героин и другие суррогаты.
Большинство учащихся (39 человек) имели достаточно полные сведения о ЛСД, их оценка была 20 баллов из 20 максимальных. Удовлетворительная информированность была отмечена у 13 школьников, их оценка была 10 баллов. Практически не имели представления о ЛСД 3 подростка. Школьники всей фокус-группы ошибочно считали, что ЛСД пагубно влияет на организм только в больших дозах (13 человек); 3 школьника утверждали, что ЛСД не может привести к трагедии; 3 школьника указали, что ЛСД не является разрушителем психики и не поражает головной мозг.
Как свидетельствуют оценки теста утверждения о героиновой наркомании, старшеклассники имели сведения о героине как в полном, так и в достаточном объеме: у 8 учащихся оценка была 60 из 60 максимальных баллов, у 18 — 55 из 60. Удовлетворительная информация была выявлена у 12 подростков и их оценка была 45—50 из возможных 60 баллов. У 17 школьников знания о героиновой наркомании были низкими (от 10 до 40 баллов). Школьники не знали о развитии стремительной зависимости к героину (44 человека); 9 учащихся указали, что героиновая наркомания не является трудноизлечимой болезнью.
Уровень информированности о ПАВ оценивали как индикатор эффективности преподавания данной темы в программе предмета ОБЖ. Наряду с позитивными знаниями школьников о ПАВ выявлены и значительные пробелы. Это свидетельствует о том, что данная важная тема, возможно, была недостаточно раскрыта учителем — предметником школы, или учащиеся скорректировали объяснения о ПАВ на уроке исходя из собствен-
ной "информированности", которая далека от научного представления.
Особенность данной группы школьников заключается в том, что среди них есть как сторонники и противники, так и колеблющиеся по отношению к ПАВ. Доминирующим мотивом восприятия медицинской информации в этой группе в является единство интересов в получении новых сведении о ПАВ. В ранжированном ряду юноши на 2-е место поставили важность получения информации о наркомании, планировании семьи (контрацепции). Девушки отнесли проблемы наркомании, профилактику инфекций, передающихся половым путем, включая ВИЧ/СПИД, к 5—6-му месту.
Полученные результаты позволили произвести ти-пологизацию аудиторий в школьном комплексе: учащиеся средних классов (10—14 лет), старшеклассники (15—17 лет), учителя и родители. С учетом типов аудиторий определяется объем, содержание занятий и выбор обучающих средств по первичной профилактике наркоманий и проблемам ЗОЖ. На занятиях обсуждается степень новизны, детализация, понятийный аппарат, факты с нарастающим объемом доводимой до сознания слушателей информации в зависимости от аудиторий и их познавательных возможностей.
При отборе содержания о видах ПАВ учитывались данные анкетирования 1920 московских школьников в возрасте 15—16 лет. В исследовании было установлено, что наиболее часто употребляемым наркотиком оказались препараты конопли марихуана и гашиш, которые хотя бы 1 раз употребляли 22% школьников. Другие наркотики — амфетамин, героин, крэк, кокаин, ЛСД, экстази — употребляли 4% школьников (исследования ННЦ наркологии в период 1993—2003 гг.) [1]. Опыт преподавательской работы в школе и ВУЗе дает основание утверждать, что тематические информационно насыщенные компьютерные обучающие программы с тестированием знаний по проблемам ЗОЖ, направленные на выработку позитивных взглядов, приобретение знаний, способствующих сохранению и укреплению индивидуального здоровья, являются важным направлением гигиенического обучения и антинаркотического воспитания подрастающего поколения. Такой подход адекватен современным интересам подростков и молодежи, проявляемым к компьютерным технологиям.
Например, в 10—11-х классах на уроках информатики использовалась разработанная нами компьютерная обучающая программа с тестированием знаний по профилактике наркоманий: "Вооружен знаниями, значит, предупрежден... Ваш выбор" [3].
Работа с компьютером, если учесть индивидуальную форму подачи информации по различным видам употребления наркотиков, помогает преодолеть барьерную установку пользователя и эффективно донести до него конкретные научные сведения о героиновой наркомании, болезни, обусловленной психостимуляторами (эфедрон, экстази), приемом галлюциногена ЛСД, а также препаратов конопли.
Программа, включающая совокупность информационных, контролирующих и тестирующих кадров, обеспечивает опрос и обучение в диалоговой системе как индивидуума — пользователя, так и группы учащихся в компьютерном классе. Компьютерная обучающая программа работает в режиме как репетитора, так и экзаменатора и позволяет повысить уровень необходимых знаний школьников до 95—100%.
Можно утверждать, что данная компьютерная программа является действенным индивидуальным сред-
ством, соответствующим современным технологиям и стимулирующим активное участие пользователя в процессе обучения. Оценку уровня усвоения сведений о профилактике наркомании можно рассматривать как индикатор эффективности этого метода гигиенического обучения молодежи.
Данная компьютерная программа получила положительную оценку при использовании в учебном процессе целого ряда образовательных учреждений: в московских школах № 1205, 539, 523, 1726, В Казани в татарско-русской школе № 80, городском центре социальной помощи семье и детям "Гаилэ", в Академии социального образования (факультет педагогики и психологии), при подготовке врачей и курсантов на цикле "Психиатрия и наркология" на кафедре психиатрии, наркологии и психотерапии Казанской медицинской академии.
Следует подчеркнуть, что обучение не эквивалентно передаче информации, т. е. усвоения материала еще недостаточно, чтобы повлиять на поведение человека. Не стоит рассчитывать на механическую, прямую связь между количеством информации и ее воздействием на взгляды и поведение учащихся. С другой стороны, своевременная и достоверная информация по вопросам здоровья облегчает принятие учениками решений, касающихся здоровья, так как дает основания для принятия этих решений и формирования адекватных мотиваций.
Традиционно рассматривая в качестве важнейших компонентов охраны здоровья учащихся школьную медицинскую среду, мы высоко оцениваем значение здо-ровьесберегающих технологий обучения и образования в области здоровья как инструмента, обеспечивающего получение школьниками систематизированных знаний и навыков, которые усилят через мотивацию позитивное стремление к здоровому стилю жизни. Если философия образования отвечает на вопрос "зачем учить?", а содержание образования — "чему учить?", то технологии — это более качественный уровень и отвечают на вопрос "как учить?".
Вместе с тем известно, что всегда существует разрыв между уровнем гигиенических знаний и поведением индивидуума. Это становится понятным, если принять во внимание тот факт, что трансформация знаний в нормы поведения происходят не сразу, а постепенно, в несколько этапов:
— 1-й этап — получение какого-либо объема медицинской информации (в частности по наркомании);
— 2-й этап — формирование интереса к полученной информации относительно отказа от употребления наркотиков;
— 3-й этап — принятие решения — изменение поведения.
Однако отсутствие специальных знаний и навыков ЗОЖ, а также современных адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения — родителей, педагогов — не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку.
В рамках проекта "Комплексная программа "Здоровье в общеобразовательной школе" в экспериментальных школах функционирует школьный университет здоровья, на базе которого проводится активная работа с учителями и родителями, нацеленная на совершенствование знаний по отдельным аспектам ЗОЖ, профилактике заболеваний и употреблению ПАВ школьниками. Методологические принципы программы:
— использование в процессе обучения деятельност-ного подхода, позволяющего реализовать новую обра-
зовательную парадигму через накопление учащимися научно обоснованных знаний и эмпирического опыта в вопросах сохранения и укрепления здоровья и формирования здорового стиля жизни;
— привлечение к формированию идеологии здоровья и наркологической бдительности всех членов школьного сообщества — педагогов, воспитателей, медицинских работников, родителей;
— участие медицинского персонала во всех направлениях учебно-воспитательной, профилактической и оздоровительной деятельности; — проведение социологических опросов школьников, педагогов и родителей для выявления потребностей в информации и наиболее приемлемых технологиях обучения.
Нами предложена идеология гигиенического обучения, которая предусматривает и формирование антинаркотического мировоззрения у школьников.
Антинаркотическое мировоззрение — это не простая осведомленность по проблемам наркомании, а более высокий качественный уровень сочетания социальной компетентности и конкретных умений и навыков здоровьесберегающего поведения с помощью методов мышления и способов действия профилактической направленности.
В учебном процессе используются активные методы обучения, включая видеофильмы и компьютерные обучающие программы с тестированием знаний по профилактике наркоманий и ВИЧ/СПИД-инфекции, а также учебные пособия, другие печатные методические и научно-популярные материалы.
Основные принципы антинаркотической политики в школьном комплексе:
• Необходима максимальная "наркотическая бдительность" администрации и учителей школы в отношении возможного распространения наркотиков в школьной среде.
• Информирование о негативных последствиях влияния наркотиков на организм целесообразно начинать с учащихся средних классов.
• Следует объяснять тему урока, используя правдивые научнообоснованные сведения о ПАВ.
• Тема урока должна быть посвящена профилактике употребления подростками одного вида наркотиков.
• Необходимо стимулировать интерес молодежи к проблеме в разумных пределах, создать у нее представление о пагубном влиянии ПАВ на здоровье.
• Пора развенчать миф о безопасности "легких" наркотиков и ошибочное мнение о возможности отказа от них в любое время.
• Следует сформировать у подростков "наркотическую стойкость", т. е. психологическую готовность к отказу от пробы любых одурманивающих веществ, даже единичной, в том числе в ситуациях с высоким риском вероятного приобщения.
• Надо освещать проблему путем комплексного раскрытия ее многосторонности на современном научном уровне.
• Необходимо использовать изменения в методике санитарного просвещения (назидательное, декларативное, "шоковое" воздействие сменилось разъяснительной работой среди молодежи с использованием новых технологий гигиенического воспитания).
• Следует применять разные формы подачи информации на основе ее детализации, учета социально-психологических и половых особенностей, типологи-зации объекта и познавательных возможностей для управления информационным процессом.
• Обучение здоровью подростков должно соответствовать принципу "обучения воздержанию", т. е. быть превентивным в отношении как употребления алкоголя и наркотиков, так и вступления в ранние половые связи.
• Гигиеническое обучение и воспитание подрастающего поколения выступает единственным и важным элементом во всей работе антинаркотической направленности, формируя философию осмысления здоровья.
• запоздалое обучение старшеклассников недостаточно эффективно и направлено уже не на воспитание, а на перевоспитание.
Выводы. 1. Здоровье, обучение и воспитание являются неотъемлемой частью единого процесса формирования полноценной личности ребенка и подростка.
2. Гигиеническое обучение и воспитание (первичная профилактика) подрастающего поколения — единственный и важный элемент во всей работе антинаркотической направленности, формирующий философию мировоззрения. Образовательно-воспитательный подход в настоящее время, с нашей точки зрения, более востребован и актуален, чем поголовное анонимное определение наркотиков в физиологических средах у школьников. С учетом правовой основы, без сформированной необходимой антинаркотической мотивации родителей и ребенка масштабное медицинское тестирование не даст желаемых результатов.
3. Гигиеническое обучение и антинаркотическое воспитание школьников необходимо осуществлять в комплексе проблем здорового образа жизни.
4. В учебном процессе необходимо шире использовать современные технологии профилактики употребления ПАВ школьниками — компьютерные обучающие программы с тестированием знаний. Такой подход адекватен современным интересам подростков и молодежи, проявляемым компьютерным технологиям.
5. Финансовые средства, вложенные в борьбу с наркоманией, менее затратны в сравнении с теми суммами, которые требуются на преодоление последствий роста употребления наркотиков.
В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения приобретает актуальную социальную значимость. Здоровье ребенка и подростка обусловливает его активность и противостояние вероятному негативному воздействию извне, т. е. успешность его
адаптации к условиям среды. Профилактика наркотизации является одним из основных условий формирования здорового стиля жизни, достижения самореализации и выработки активной жизненной позиции современного школьника.
К системной и масштабной работе по первичной профилактике употребления ПАВ учащимися всех учебных заведений должен быть подключен огромный потенциал педагогов, преподавателей, психологов, медиков и других специалистов, общественных организаций, но, с нашей точки зрения, начало этой работы — медицинские, затем психолого-педагогические мероприятия, т. е. борьба всем миром. Очевидно, что возможности школ в деле сохранения и укрепления здоровья учащихся не ограничиваются введением в школьную программу уроков, посвященных здоровому образу жизни. Школы обладают огромным потенциалом, ко -торый нужно стремиться реализовать в полном объеме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кошкина Е. А., Киржанова В. В. Основные проблемы эпидемиологии наркоманий на современном этапе. В кн.: Материалы II Всероссийского форума "Здоровье нации — основа процветания России". ч. 2. М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН; 2006: 35—40.
2. Ляхович А. В., Медведь Л. М., Маркова А. И. Методическое и научное обоснование реализации проекта "Комплексная программа "Здоровье в общеобразовательной школе". Общественное здоровье и профилактика. 2004; 5: 26—35.
3. Ляхович А. В., Лозовская А. С. Методика разработки обучающей компьютерной программы с тестированием знаний по профилактике наркоманий. Проблемы управления здравоохранением. 2006; 4 (29): 63—70.
4. МенделевичВ., СадыковаР. Профилактика, коррекция и психотерапия алкогольной и наркотической зависимостей: Зарубежный опыт первичной антинаркотической профилактики. В кн.: Антинаркотическая энциклопедия "Общество против наркотиков". М.: "Локку-Санди"; 2007: 179—82.
5. Статистика распространения наркомании в России в 2000— 2010 гг. http://rian.ru/spravka/20100422/225438645.html/
6. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 гг.». Постановление Правительства РФ от 29.03.06 г, № 157, от 13.12.2006 г. № 758. В кн.: Антинаркотическая энциклопедия «Общество против наркотиков»: Нормативные акты Российской Федерации. М.: «Лок-ку-Санди»; 2007: 64—72.
Поступила 05.07.12
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.253.8:616.248]:374-053.2
Е. В. ЛЯПУНОВА, И. В. ПОПОВА, А. Н. ТОКАРЕВ, В. А. БЕЛЯКОВ
Оценка влияния обучения в Астма-школе на качество жизни
детей с бронхиальной астмой
ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России
Проведено исследование качества жизни у 40 детей в возрасте 12—16 лет, больных бронхиальной астмой (средний возраст составил 14,7 ± 0,55 года). Дети были разделены на 2 группы: 1-я (п = 40) прошла обучение в Астма-школе, 2-я (п = 40) наблюдалась в поликлинике. Качество жизни пациентов оценивали посредством анкетирования по адаптированному опроснику CAQ С до обучения в Астма-школе и через 3 мес после образовательного курса. Показано, что образование в Астма-школе
Контактная информация: Ляпунова Елена Вячеславовна, канд. мед. наук, ассистент каф.; e-mail: [email protected]