Научная статья на тему 'Педагогическая работа над дикцией младших школьников в начальном образовании'

Педагогическая работа над дикцией младших школьников в начальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1927
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕТКАЯ ДИКЦИЯ / ДИКЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ / ARTICULATORY TRAINING / СКОРОГОВОРКА / ИГРЫ-ПРИЕМЫ И ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СКОРОГОВОРКОЙ / GAME METHODS AND TONGUE TWISTER WORK STEPS / DISTINCT ARTICULATION / TONGUE TWISTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Елена Владиславовна

В данной статье обоснована необходимость работы над дикцией в начальной школе. Она посвящена совершенствованию дикции детей младшего школьного возраста на этапе работы со скороговоркой. В статье проведен анализ скороговорок русского языка, который позволил их классифицировать. В ней доказано, что важным средством совершенствования дикции младших школьников в начальном образовании является скороговорка. В содержательной части предлагаются авторские игры-приемы, рекомендации для работы со скороговорками, которые можно использовать в процессе развития дикции у детей младшего школьного возраста. Далее автором рассматривается работа над скороговорками по совершенствованию дикции у младших школьников, которая проводится в четыре этапа. Статья предназначена для учителей начальной школы, воспитателей группы продленного дня, руководителей детских театральных кружков, педагогов курсов по технике речи младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Work on the Articulation of younger schoolchildren in Primary Education

The article substantiates the need for work on articulation in primary school. It is dedicated to improving articulation of primary school children by working with tongue twisters. The article gives analysis of tongue twisters in the Russian language and classifies them on the basis of this analysis. It proves that a tongue twister is an important tool in improving the articulation of primary schoolchildren. The content part of the article consists of the author''s game methods and recommendations for working with tongue twisters, which may be used in the course of articulation development for primary schoolchildren. Further, the author gives a review of work with tongue twisters to improve articulation of primary schoolchildren and might be useful for primary school teachers, afterschool teachers, heads of children''s drama groups, and teachers of training courses on the articulation of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Педагогическая работа над дикцией младших школьников в начальном образовании»

1УДК 373.3.016:808.5

ББК 74.268.19=411.2,15+74.57

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е. В. Максимова

В данной статье обоснована необходимость работы над дикцией в начальной школе. Она посвящена совершенствованию дикции детей младшего школьного возраста на этапе работы со скороговоркой. В статье проведен анализ скороговорок русского языка, который позволил их классифицировать. В ней доказано, что важным средством совершенствования дикции младших школьников в начальном образовании является скороговорка. В содержательной части предлагаются авторские игры-приемы, рекомендации для работы со скороговорками, которые можно использовать в процессе развития дикции у детей младшего школьного возраста. Далее автором рассматривается работа над скороговорками по совершенствованию дикции у младших школьников, которая проводится в четыре этапа. Статья предназначена для учителей начальной школы, воспитателей группы продленного дня, руководителей детских театральных кружков, педагогов курсов по технике речи младших школьников.

Ключевые слова: четкая дикция, дикционный тренинг, скороговорка, игры-приемы и этапы работы над скороговоркой.

PEDAGOGICAL WORK ON THE ARTICULATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN PRIMARY EDUCATION

E. V. Maximova

The article substantiates the need for work on articulation in primary school. It is dedicated to improving articulation of primary school children by working with tongue twisters. The article gives analysis of tongue twisters in the Russian language and classifies them on the basis of this analysis. It proves that a tongue twister is an important tool in improving the articulation of primary schoolchildren. The content part of the article consists of the author's game methods and recommendations for working with tongue twisters, which may be used in the course of articulation development for primary schoolchildren. Further, the author gives a review of work with tongue twisters to improve articulation of primary schoolchildren and might be useful for primary school teachers, afterschool teachers, heads of children's drama groups, and teachers of training courses on the articulation of younger schoolchildren.

Keywords: distinct articulation, articulatory training, tongue twister, game methods and tongue twister work steps.

Грамотная и четкая речь - это признак образованного человека, его весомое преимущество, которое можно использовать во многих жизненных ситуациях. Умение включает несколько составляющих - это и поставленная дикция, и выразительность речи, и богатый словарный запас, и грамотная структуризация речи [1].

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Известно, что блестящая по содержанию речь

во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. И наоборот - малосодержательная речь, произнесенная фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление.

Главное критерие хорошей речи - ясная, четкая дикция.

Анализ литературы показал [1], что существует ряд теоретических подходов к определению дикции, но все они не исключают таких

параметров, как чистота, четкость, разборчивость, внятность, отчетливость и выразительность. Специалисты называют при определении дикции общее: дикция - произношение -способ материальной реализации мыслительного объекта; манера выговаривать слова, действуя на слушателя; одна из важнейших сторон культуры звучащей речи.

Анализ специальных методик по отработке дикции показал, что в основном все они включают следующие части и в представленной последовательности [1]:

1. Артикуляционная гимнастика, или, по И. П. Козляниновой, «дикционная зарядка».

2. Отработка/постановка/тренировка гласных звуков.

3. Отработка/постановка/тренировка согласных звуков.

4. Усложненный дикционный тренинг для совершенствования речи или, как их называет Э. М. Чарели, комплексные таблицы для занятий по дикции.

5. Скороговорки, стихотворения.

Далее мы более подробно рассмотрим скороговорку как основное педагогическое средство совершенствования дикции младших школьников в начальном образовании.

В толковом словаре С. И. Ожегова [2] в раннем издании скороговорку определяли так: «... искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь». Но в новых изданиях скороговорку определяли следующим образом: «.специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». То есть словосочетание «ради забавы» заменили на «специально придуманное». Вероятно, потому, что логопеды, специалисты по технике речи, учителя начальных классов начали охотно использовать скороговорки как одно из основных средств совершенствования дикции. Следовательно, новые тексты специально придумывались для тренировки речевого аппарата в произношении трудно выговариваемых слов и словосочетаний.

В. Даль [3] давал определение скороговорки очень близкое современному: «скороговорка, чистоговорка слагается для упражнений в

скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющий быстрый говор.»

В. Лопатин, Л. Лопатина [4] дали определение термину «скороговорка» с точки зрения логопедии: «.специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь».

Анализ литературы показал, что скороговорки динамичны, ритмичны и в тоже время достаточно лаконичны и коротки. Скороговорки удерживают огромнейший интерес младших школьников к себе тем, что содержат в себе комические случаи, смешные нелепицы, а их конец всегда оригинален и непредсказуем.

Для нас при работе над дикцией важно, что скороговорка требует достаточной подвижности речевого аппарата, а также моментального осмысления длинных и запутанных слов.

Мы согласны с Т. С. Троицкой [5] в том, что: «.скороговорка безразлична к содержанию. в ней содержание не самое интересное. Самое главное в скороговорке - звуковая языколом-ка, точность/ошибочность воспроизведения звуковой оболочки скороговорочного текста при увеличении темпа говорения».

В отличие от любого другого произведения (как фольклорного, так и литературного), скороговорка стремится к звуковому минимуму. Чем меньше звуков использовано, тем «скоро-говорочней» звучит текст. «Купи кипу пик, / Кипу пик купи» - это, пожалуй, предел ограничения, здесь всего шесть разных звуков, причем четыре согласных образуют две пары звуков, различающихся по единственному признаку - твердости/мягкости. Для записи этой скороговорки требуется всего четыре буквы [5].

Можно сделать вывод, что для скороговорки важно ограничение звукового состава согласных, так как именно сочетание согласных способствуют затруднению артикуляции.

Нагнетание близких по артикуляции согласных звуков на крошечном пространстве скороговорки создает эффект «каши во рту», когда «язык заплетается» и артикуляционная ошибка почти неизбежна [7].

Анализ скороговорок русского языка показывает, что их можно классифицировать на:

• короткие и длинные;

• рифмованные и нерифмованные;

• сюжетные и бессюжетные;

• логичные и абсурдные;

• с повторами и без повторов;

• «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков;

• доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него;

• заключающие в себе пословицу и не заключающие в себе пословицу.

Таким образом, скороговорка является уникальнейшим, благодатным материалом для совершенствования дикции у детей младшего школьного возраста. С помощью нее можно добиться чистоты, четкости произношения многих трудных сочетаний согласных звуков, которые встречаются в русском языке.

Анализ техник по речи, дикционных тренингов показал, что многие современные авторские методики в работе над скороговорками выделяют три этапа:

Этап I: замедленное, преувеличенно четкое произнесение слов в скороговорке.

Этап II: произнесение скороговорки в ином, нормальном темпе.

Этап III: произнесение скороговорки в быстром темпе.

Во многих методиках по совершенствованию дикции в работе над скороговорками специалисты отмечают, что:

• к работе над скороговорками следует приступать после того, как артикуляция каждого «дефектного» звука освоена и отработана на материале слогов и слов, содержащих корригируемый звук;

• саму работу над скороговорками следует начинать с усвоения содержания;

• при увеличении темпа, при скороговоре-нии желательно не терять смысл, заложенный в тексте;

• отрабатывая определенный звук на скороговорках, необходимо тщательно следить за произнесением и других, уже отработанных звуков, не допуская их «смазанности», нечеткости;

• дикционный тренинг необходимо проводить систематически.

Мы же, работая над скороговорками, придерживались методики М. Г. Ферман [6]. То есть работа над скороговорками проводилась в четыре этапа:

Этап I: «Речь на первой скорости».

На данном этапе ученики произносили скороговорку медленно, старательно выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова.

Для поддерживания интереса младших школьников к работе со скороговорками мы разработали зрительный символ для данного этапа. Это - «улитка». И ученикам мы объясняли, что сейчас будем говорить медленно, как ползет улитка, при этом нужно обязательно проговаривать каждый звук и останавливаться после каждого слова.

Этап II: «Речь на второй скорости».

Второй этап работы над скороговорками подразумевал произнесение скороговорки в темпе обычной жизни.

На данном этапе мы предлагали младшим школьниками проговорить скороговорку так, как мы разговариваем в обычной жизни. Зрительным символом II этапа мы взяли «девочку Машу».

Этап III: «Речь на третей скорости».

Зрительным символом данного этапа работы нами была выбрана «Сорока». Следовательно, ученикам предлагалось произнести речевой материал так быстро, как трещит сорока, но при этом не допускать «смазанности», нечеткости в произношении.

На третий этап мы переходили лишь тогда, когда добивались полной свободы, четкости и легкости произношения скороговорки на втором этапе.

Этап IV: «Речь на четвертой скорости».

На данном этапе младшим школьникам мы предлагали произнести речевой материал в очень быстром темпе, как из «пулемета». Зрительный символ для данного этапа мы выбрали «пулемет».

Для поддержки интереса младших школьников к работе над скороговорками нами были разработаны следующие игры-приемы.

«Тихо-громко» (данная игра также решает такие задачи, как усвоение и различение понятий: «тихо», «громко»; развитие восприятия на слух изменений силы голоса; развитие воспроизведения силы голоса и интенсивности, а также ее усиление и ослабление).

В самый первый раз учитель разъясняет ученикам, что речь можно произносить с раз-

личной громкостью: тихо, умеренной громкостью и громко. Учитель проговаривает речевой материал и просит учеников (ученика) повторит его с той же силой голоса. Если ученики (ученик) затрудняется в выполнении задания, учитель в процессе проговаривания речевого материала выкладывает фишки-опоры. Чем больше фишка, тем выше сила голоса.

Данную игру можно обыграть и в другом варианте: учитель демонстрирует выложенные фишки и просит повторить речевой материал с соответствующей силой голоса. Ученики сами, ориентируясь на размеры фишек, произносят речевой материал.

«Лесенка» (данная игра преследует те же задачи, что и игра «Тихо - громко», но в игре «Лесенка» усиление и ослабление голоса происходит постепенно).

Варианты игры «Лесенка»:

• учитель движениями руки имитирует передвижение со ступени на ступень вверх и параллельно этим движениям сила голоса усиливается в таком порядке: беззвучная артикуляция - тихо - громче - умеренная громкость -громко - очень громко;

• учитель движениями руки имитирует передвижение со ступени на ступень вниз и параллельно этим движениям сила голоса уменьшается в таком порядке: очень громко - громко - умеренная громкость - тихо - тише - беззвучная артикуляция.

Примечание: количество ступенек можно варьировать.

«Кубик эмоций» (данная игра также решает такие задачи как: знакомство с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, злость, обида, страх, удивление) и их отражением в голосе; выделение различных эмоциональных состояний в речи других людей; развитие воспроизведения эмоционального характера тембра).

Варианты игры «Кубик эмоций»:

• учитель бросает «Кубик эмоций» и например, выпадает эмоция «Удивление». Следовательно, учитель произносит речевой материал удивленно. После дети повторяют характерным тембром;

• учитель бросает «Кубик эмоций», а ученики сами произносят речевой материал нужным тембром;

• один из учеников бросает «Кубик эмоций» и произносит речевой материал характерным тембром той эмоции, которая выпала, а остальные повторяют.

«Скажи с различной интонацией» (данная игра также решает такие задачи, как знакомство с повествовательной, восклицательной, вопросительной интонациями и их отражением в голосе, а также способами их обозначения; развитие восприятия данных интонаций и дифференциация друг от друга; развитие воспроизведения различных интонаций).

Данную игру можно обыграть в нескольких вариантах:

Учитель произносит речевой материал с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией, а ученики повторяют.

Учитель демонстрирует карточку со знаком препинания («?», «!», «.»), а ученики сами произносят речевой материал с нужной интонацией.

Один из учеников произносит речевой материал с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией, а остальные повторяют.

Данную игру можно трансформировать в речевую игру «Диалог». Суть данной игры заключается в том, что класс делиться на две команды. Первая команда произносит речевой материал с вопросительной интонацией, а вторая отвечает с восклицательной интонацией. После чего команды меняются ролями.

Эту игру можно обыграть и в таком варианте: учитель произносит речевой материал с вопросительной интонацией, а ученики отвечают с восклицательной интонацией.

«Скажи как.» (данная игра также решает такие задачи как: развитие воспроизведения речевого материала необходимым тембром голоса).

Варианты игры «Скажи как.»:

• учитель демонстрирует картинку/муляж (например, медведя) и произносит речевой материал так, как произнес бы его медведь. После дети повторяют характерным тембром медведя;

• учитель демонстрирует картинку/муляж или загадывает загадку, а ученики сами произносят речевой материал нужным тембром;

• один из учеников произносит речевой материал характерным тембром, а остальные повторяют.

«Эхо»

Ученики друг за другом произносят за учителем отдельно каждое слово скороговорки. Непременное условие: каждый следующий ученик должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов речевого материала кем-либо из участников игра начинается заново.

«Мальчики-девочки»

Суть данной игры заключается в том, что команда мальчиков соревнуется с командой девочек в том, какая команда качественнее произнесет речевой материал.

Универсальность вышеперечисленных игр со скороговорками заключается в том, что они не только нацелены на совершенствование дикции, но и эффективно способствуют совершенствованию голоса.

Данные игры интересны тем, что их можно комбинировать между собой довольно-таки в различных комбинациях. Например, игру «Скажи как...» можно объединить с играми: «Тихо-громко», «Диалог», «Мальчики-девочки». То есть тембром «медведя» можно сказать «тихо» и «громко», можно вести «диалог» через вопросительную, восклицательную интонации, или же тембром «медведя» могут проговорить скороговорку по очереди команды «девочек» и «мальчиков».

Также важно, что данные игры можно использовать на любом из четырех этапов работы со скороговоркой.

Для нашей программы мы подбирали речевой материал (скороговорки), основываясь на следующих принципах:

1. Онтогенетический принцип, который предполагает учет данных становления дикции (звукопроизношения) в системе онтогенеза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Основной принцип формирования правильного произношения, который предполагает последовательную, поэтапную отработку всех звуков родного языка.

Следовательно, особенностью нашей программы является оригинальный подбор речевого материала, максимально исключающий использование в скороговорках, при отработке звуков раннего онтогенеза (например, губ-но-губных: [п], [п'], [б], [б'], [м], [м']) звуков позд-

него онтогенеза, а слова с вибрантами ([р], [р']) полностью исключены, что соответствует основному принципу формирования правильного произношения.

Например:

Гласные

Не по лесу, а около

Катилось «О» и охало.

«О» охало, «О» окало,

Не по лесу, а около.

Согласные:

• губно-губные

Бобы у бабы как баобабы.

• губно-зубные

В кафе к кофе всегда конфеты в фантиках.

• заднеязычные

Купи кипу пик!

Пик кипу купи!

Кипу пик купи!

• переднеязычные

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

У пеньков опять пять опят.

• носовые

Майке купили майку с каймой.

• свистящие

Кузов звуков, звуков кузов.

Слава съел салат капустный,

Был салат капустный вкусный.

• шипящие

Жалобно щенок пищит, тащит он тяжелый щит.

Как птичка - так пташка, как птичечка - так пташечка.

• сонорные

Полили ли лилию, видели ли Лидию, встретили ли Юлию и Илью?

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Таким образом, чрезвычайно благодатным материалом произносительных упражнений является скороговорка, богатая звуковыми повторами, с хорошо выраженным ритмом. Она доступна для понимания детьми младшего школьного возраста, легко ими запоминается. При подборе скороговорок важно руководствоваться их содержанием, наличием в них звуков, звукосочетаний особо трудных для детей младшего школьного возраста.

Использование скороговорок помогает формированию тонких мышц речедвигатель-

ного аппарата, совершенствованию скоорди-нированности его движений.

Это также позволяет нам утверждать, что использование скороговорок в специально организованной деятельности и самостоятельных играх младших школьников будет являться оптимальным и эффективным средством совершенствования дикции детей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безбородова, Л. А. Современное состояние проблемы развития дикции в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Л. А. Безбородова, Е. В. Максимова // Школа будущего. - 2015. - № 2. - С. 136-148.

2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд. доп. - М.: Аз-буковик, 1999 - 944 с.

3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. [Текст] / В.И. Даль. -М., 1995. - 2800 с.

4. Лопатин, В. В. Малый толковый словарь русского языка [Текст]: ок. 35 000 слов / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - 2-е изд., стер. - М. : Рус. яз., 1993. - 704 с.

5. Троицкая, Т. С. Народная художественная словесность в повседневной жизни и образовании [Текст] / Т. С. Троицкая. - Барнаул, 2003. - 142 с.

6. Смирнова, М. В. Скороговорки в речевом тренинге [Текст]: учеб. пособие / М. В. Смирнова; С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства, 2009. - 105 с.

7. Ферман, М. Г. Дикция и орфоэпия [Текст] / Заоч. нар. ун-т искусств. Театр. фак. Отд-ние худож. чтения. - М.: [б. и.], 1964. - 78 с.

REFERENCES

1. Bezborodova L. A., Maksimova E. V. Sovre-mennoe sostoyanie problemy razvitiya diktsii v psikhologo-pedagogicheskih issledovaniyakh. Shkola budushchego. 2015, No. 2, pp. 136-148.

2. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeo-logicheskikh vyrazheniy. Moscow: Azbukovik, 1999. (in Russian)

3. Dal V. I Tolkovyy slovar zhivogo velikorusskogo yazyka. Moscow, 1995. (in Russian)

4. Lopatin V. V., Lopatina L. EMalyy tolkovyy slovar russkogo yazyka ok. 35 000 slov. Moscow: Rus. yaz, 1993. (in Russian)

5. Troitskaya T. S. Narodnaya khudozhestvennaya slovesnost v povsednevnoy zhizni i obrazovanii. Barnaul, 2003. (in Russian)

6. Smirnova M. V. Skorogovorki v rechevom treninge: ucheb. posobie. St. Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. gos. akad. teatr. iskusstva, 2009. (in Russian)

7. Ferman M. G. Diktsiya i orfoepiya. Moscow, 1964. (in Russian)

Максимова Елена Владиславовна, аспирантка кафедры теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета e-mail: Elena.Maksimova.Logoped@ya.ru

Maksimova E. V., Post-graduate student, Theory and practice of elementary education Department, Moscow

State Pedagogical University

e-mail: Elena.Maksimova.Logoped@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.