Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКОМ ПИСЬМА / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ДОШКОЛЬНИКИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Байгузина И.Э.

В данной статье рассматривается работа по развитию мелкой моторики и тренировке движений пальцев и кисти рук, что способствует овладению навыком письма у детей 5-6 лет. Предложено содержание программы по подготовке руки к письму дошкольников старшего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Байгузина И.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА»

И.Э. Байгузина

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается работа по развитию мелкой моторики и тренировке движений пальцев и кисти рук, что способствует овладению навыком письма у детей 5-6 лет. Предложено содержание программы по подготовке руки к письму дошкольников старшего возраста.

Ключевые слова: овладение навыком письма, мелкая моторика, дошкольники старшего возраста.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет поставить руку, подготовить её к письму.

В настоящее время начало обучения детей начинается с шестилетнего возраста, в связи с этим внимание ученых в таких областях, как педагогика, психология, медицина приковано к детям 5-6 лет. По мнению Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др, этот возраст рассматривается как переходный от старшего дошкольного к младшему и представляет огромный интерес для специалистов, так как понимание психофизических особенностей ребенка в этом возрасте позволяет рационально строить учебно -воспитательный процесс. Подготовительные упражнения приобретают важное значение в овладении навыком письма. Основная цель таких упражнений - подготовить руку ребенка к письму, сформировать механизмы ручной умелости, помочь ребенку избавится от трудностей, которые возникают на начальном этапе овладения навыком письма.

Как показывает анализ проведенных исследований (Н.М. Красногорского, А.В. Запорожца, Е.В. Гурьянова, Д.Б. Эльконина и др.), ребёнок старшего дошкольного возраста, как в физиологическом, так и в психическом отношении готов к восприятию новых видов ориентировочно-исследовательской деятельности и на её основе к усвоению более сложных двигательных навыков, к которым относится и навык письма.

Проблема письма детей старшего дошкольного возраста: нестабильность, нервность, нечеткость штрихов, сильное мышечное напряжение, несовершенны механизмы регуляции позы, фактически каждое движение в серии выполняется отдельно, нет плавности и связности движений. Это тот этап, когда ребенок еще не может произвольно менять скорость письма, сохраняя качество (движения могут быть медленными и правильными или быстрыми, но неправильными). Все это свидетельствует о том, что моторная программа еще только формируется и необходима постоянная коррекция и оценка по ходу движения.

Целью данной программы является программы является создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.

К основным задачам программы относятся:

1.Формировать силу, точности движений, гибкости суставов посредством гимнастических мелко моторных упражнений;

2.Развивать зрительно - моторную координацию, зрительно-пространственного восприятия, анализа форм;

З.Знакомить с основными графическими элементами письменных букв, посредством использования их в качестве декорирующих элементов;

4.Развивать навыки конструирования через использование лекал, линейки.

В программе предусмотрены выполнение детьми силовых упражнений. Особое внимание уделяется играм для кистей рук и пальцев, пальчиковой гимнастике, занимательной штриховке с помощью трафаретов и линейки, а также штриховке с элементами письменных букв. Перед графической работой и вовремя ее дети выполняют комплекс гимнастики для глаз, кистей рук и пальцев.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год для детей старшего возраста.

Структура занятий программы:

1 часть - упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками;

2 часть - упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка;

© И.Э. Байгузина, 2022.

3 часть - упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

Содержание программы по подготовке руки к письму детей старшего возраста.

Месяц 1 часть 2 часть 3 часть Примечание

сентябрь П.Г: осень, мышка. Задание: Заштрихуй березовый листик. Задание: Поставь карандаш на точку и медленно веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги. Рисование точек. Рисование коротких вертикальных и горизонтальных линий. Гимнастика для глаз «Осень»

октябрь П.Г: лодочка, засолка капусты. Задание: Заштрихуй зонтик по образцу. Задание: Поставь карандаш на точку и медленно веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги. Рисование длинных вертикальных линий. Рисование длинных горизонтальных линий в чередовании с вертикальными. Гимнастика для глаз «Дождик»

ноябрь П.Г: налим; задание: выложи по образцу. Задание: Заштрихуй рыбку по образцу. Задание: Обведи морковку по трафарету и заштрихуй ее. Рисование уголков. Рисование квадратов. Гимнастика для глаз «Глазкам нужно отдохнуть»

декабрь П.Г: десять котят; задание: придумай и скажи. Задание: Нарисуй на кошке полоски и раскрась её цветными карандашами. Задание: Выполни штриховку по образцу. Яблоко. Рисование прямоугольников. Рисование длинных и коротких наклонных линий. Гимнастика для глаз «Елка»

январь П.Г: шла кукушка; задание: найди, что изменилось. Задание: Обведи елочку по точкам и раскрась её. Задание: Обведи зайчика по трафарету и заштрихуй его. 1. Рисование ёлочек. 2. Графический диктант «Зигзаг» 1. Рисование ёлочек. 2. Графический диктант «Змейка» Гимнастика для глаз «А как долго мы писали»

февраль П.Г: пчелки; задание: выложи по образцу. Задание: Заштрихуй шарики по образцу. Задание: Обведи пунктирные линии, заштрихуй детали ракеты. 1 .Рисование кружков. 2. Графический диктант «Елочка» 1 .Рисование узоров из квадратов и кругов. 2. Графический диктант «Змея» Гимнастика для глаз «Кошка»

март П.Г: гроза; задание: придумай и сложи. Задание: Дорисуй цветы по пунктирным линиям и заштрихуй листочки. Задание: Обведи машину и дополни деталями. 1. Рисование овала. 2. Графический диктант «Цветок» 1 .Рисование узоров с использованием овала. 2.Графический диктант «Девочка» Гимнастика для глаз «Бабочка»

апрель П.Г: веселые пальчики; задание: найди, что изменилось. Задание: Поставь карандаш на точку и веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги. Задание: Дорисуй домик по пунктирным линиям и заштрихуй его. 1 .Рисование треугольников. 2.Графический диктант «Ракета» 1 .Рисование узоров из треугольников. 2.Графический диктант «Домик». Гимнастика для глаз «Буратино»

S П.Г: паучок; задание: выложи по образцу. Задание: Заштрихуй бабочку и цветок по пунктирным линиям. Задание: Обведи птицу по трафарету и заштрихуй ее. 1 .Рисование дуги. 2.Графический диктант «Бабочка». 1 .Рисование узоров из дуги. 2. Графический диктант «Кораблик» Гимнастика для глаз «Стрекоза»

Представим пример пальчиковых, зрительных гимнастик и графических диктантов, используемых в программе по подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика

Зрительная гимнастика

Графический диктант

«Осень»

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал: Вот дубовый, вот кленовый. Загибать по одному пальчику Вот рябиновый резной, Вот с березки - золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Спокойно уложить ладони на

Гимнастика для глаз «Осень»

Осень по опушке краски разводила, По листве тихонько кистью поводила. Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осинки, только дуб зеленый. Утешает осень: не жалейте лета, Посмотрите - осень в золото одета! Круговые движения глазами : налево - вверх -направо - вниз - вправо - вверх - влево — вниз Посмотреть влево - вправо. Посмотреть вверх - вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2раза)._

«Зигзаг»

Гроза

Закапали капли .Постучать двумя пальцами каждой руки по столу

Идет дождь. Постучать четырьмя пальцами Он льет как из ведра! Стучим сильнее

Пошел град .Косточками пальцев выбиваем дробь Сверкает молния. Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе

Гремит гром! Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки Все быстро убегают домой Прячем руки за спину А утром снова ярко светит солнце! Описываем руками большой круг_

Гимнастика для глаз Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться) И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

Больше спать не захотел, (поморгать глазами) Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх - вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

«Зонтик»

Данная программа позволит не только повысить уровень развития мелкой моторики у дошкольников, что способствует овладению навыком письма. Также повысится уровень развития зрительного восприятия и графических умений у детей.

Библиографический список:

1. Аксенова М. "Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи." //Дошкольное воспитание. 1990

- № 8.

2.Генденштейн Л., Мадышева Е. Энциклопедия развивающих игр «Арифметические игры для детей 6-7 лет».

3.Журнал «Дошкольное воспитание» №1-8 2012.

4.Каралашвили. Е.А. «Физкультурная минутка» Творческий центр Сфера Москва 2001.

5.Козлова С.А «Я хочу в школу»-2007 г.

6.Михайлова З. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» М. «Просвещение» 1990г.

7.Толбанова А." Пальцы помогают говорить" //Дошкольное воспитание. 1988-№9; 1989-№10.

8.Утехина К. "Развитие графических навыков у дошкольников" //Дошкольное воспитание №5 1998 г.

БАЙГУЗИНА ИЛОНА ЭЛЬМАРОВНА - бакалавр, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.