7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, цети!: Пособие для учителе - М.: Просвещение. 1983.
8. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей - М. Дет. лит., 1987.
9. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: кн. для учителя -М.: Просвещение, 1986.
В.В. Смирнов
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДР0В01 О ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧ \ЩНХСЯ В ПЕРИОД ХРУЩЕВСКИХ РЕФОРМ (ИСТОРИкО-ПЕ ТДГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Преамбула. В статье проводится истори-ко-педагогичестй анализ становления системы педагогической профилактики направленной на формирование здорового образа жизни учащихся в 60-х годах XX века. Рассматриваются формы и методы педагогической профилактики преоставленного исторического периооа.
Общая практика школьного реформирования, показала, что идея связи обучения, труда и здоровья учащихся имеет прямую зависимость с профилактикой аддиктивного поведения. Синхронность обучения, труда и спортивных мероприятий нужны как профилактика формирования положительной направленности не только На здоровый образ жизни, но и на последующее трудовое и семейное поведение ребенка.
В истории отечественной педагогики советского периода «судьба» проведения профилактических мероприятий по здоровому образу жизни складывалась непросто. В послеоктябрьский период профилактикой долгое время не занимались, что привело к всплеску среди беспризорников эпидемии наркомании и алкоголизма. За тем начиная с середины 20-х годов XX века профилактика в виде спортивных, культурных мероприятий возвращается в школьную жизнь постановлениями ^сверху». В 30-х годах, партийные органы начинают обеспечивать теоретически, методически и кадрово, процессы, свлланные со здоровым образом жизни учащихся не только в городе, но и на селе, бороться с причинами массовой неуспеваемости и второгодничества. К середине 50-х годов на основе позитивно-критического использования наследства отечественной педагогической мысли и исторически сло-
жившихся форм организации учебного процесса, проведение профглактики стали практике вать на классных часах в виде информационных сообщений о вреде алкоголя и -абакокурения, а также приглашая специалистов из медицинских учреждений. Учеными интересующимися молодежными проблемами начали проводиться социально-педагогические и медико-психологические исследования в области профилактики наркомании и алкоголизма.
В своих многолетних исследованиях и обобщении передового опыта известными учеными по профилактике здорового образа жизни Е.Я. Голантом, М.А. Даниловым, Б.П. Есипо-вым, C.B. Ивановым. И.Н. Казанцевым и другими была обоснована исследовательская проблематика, определены ее методологические подходы, разработан понятийныи annapai, созданы и экспериментально опробованы разнообразные классификации профилактической деятельности и т. д. Формировавшаяся теория педагогич ес-кой профилактики имела ярко выраженный прикладной характер- для оказания конкретной помощи учащимся из группы «рискам рассматривались структурный анализ учебного материала по профилактики того или иного отклонения, планирование уроков с дополнительным, вспомогательным материалом, наглядными пособиями о вреде курения и алкоголизма, проведения системы внеклассных уроков по данной проблеме. Однако, хотя в методике профилактики была проведена серьезная работа, в школе доминировала практика общей информированности учащихся о том, что курить и употреблять алкоголь вредно без рассмотрения причин и последствий данного явления.
©В.В. Смирнов, 200"
217
Научное наследство
В изучаемый период в условиях «хрущевских» реформ проблема первичной профилактики вредных привычек у учащейся молодежи вновь приобрела «исключительную актуальность». Именно с принципиальными изменениями содержательно-процессуального характера профилактики связывалась задача ликвидации отрыва социализации школьников 01 жизни, чтобы готовить молодое поколение не только к труду и активному участию в государственной и общественной жизни, но и к соблазнам неформальных молодежных .рупп.
Надо отметить, что постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР с 1964 по 1966 год [1] выполнялись педагогами, которые смогли сформировать и утвердить за небольшой по историческим меркам период в подростковом сознании новые ценности: о здоровом образе жизни, о творческой работе школьников, о применение ими профилактических знаний после окончания школы в общественно полезной деятельности. а так же в значительном обогащении их жизненного опыта. Профилактическое знание о вреде табакокурения и алкоголя, благодаря исследовательской и опытно-экспериментальной работе, приросло пониманием основны; направлений, путей, форм, видов и приемов связи об> чения со здоровьесберегающем поведением и трудовой жизнью учащихся. На основе свя:и обучения с жизнью активизировались творческие искания учителей по повышению эффективности уроков связанных с профилактикой аддик-тивного поведения. Урок приобретал новый «облик», что, в свою очередь, явилось основой дальнейшего развития теории и практики в профилактики подростков из группы «риска».
«Социальный заказ», сформулированный решениями XX съезда КПСС 1956 г., законом о школе 1958 г. и скорректированный в связи с принятием третьей Программы партии 1*>61 г. [31 поставил задачу на формирование гармоничной и физически зцоровой личности будущих граждан советского общества, а так же приведения системы образования в соответствие с потребностями «коммунистического строительства» [2, с. 46].
Демократизация страны и внимание к потребностям и интересам человека, принятие морального кодекса строителя коммунизма, содержавшего высокие нравственные ценности; потребности социума в высококвалифицированных
и физически здоровых кадрах в условиях НТР способствовали определенной свободе в творческих поисках в педагогике и в школьной практике. Стимулирующее влияние оказывал «социальны заказ» сформулированный третьей программой партии, в которую входили положения об охране и укрепления здоровья учащихся, о ликвидации многосменности занятий, об устранении перегру зки школоников, о создании школ-интернатов для детей, лишившихся попечения родителей и не имеющих условий для воспитания в семье, о развитии одаренных детей и др. «Социального заказу определял новое решение трех главных проблем:
1. Совершенствование содержания образования, методов и организационных форм обучения.
2. Расширение профилактических мероприятий направленных на здоровый образ жизни учащихся.
3. Введение в школьную программу большего числа дисциплин связанных со здоровьесберегающем поведением.
Изучение психолого-педагогических особенностей "'колышков, группы «риска» проявляющихся наиболее полно как в учебном процессе, таг и за пределами школы в дворовых компаниях, где сфера интересов и склонностей таких подростков, как правило, меняется и играет важную роль в возникновении девиантного поведения выражающегося в поиске и употреблении наркотиков или алкоголя. Позволили выявить неравномерность развития учащихся, неравномерность развития разных сторон психики у одного и того же ученика, нетожд^ственность процессов усвоения знаний и развития ребенка, что естественно влияет на склонности таких четей к отклоняющемуся поведению. Дискуссионное в начале периода положение о развивающем характере обучения и поофилактики вредных привычек, учащихся прочно утвердилось в педаго гическом сознании.
Таким образом, значительную роль в формировании здорового образа жизни среди школьников во времена хрущевских реформ с нашей точки зрения сыг[ али ряд ключевых моментов 1-аких как:
1. Заинтересованность педагогов в профилактике вредных привычек среди детей и подростков.
2. Постановления партии и правительства в
218
Вестник КГУ им. Н А. Некрасова 2007 том 13
К.Джерджен и американская образовательная практика
сфере здорового образа жизни учащейся молодежи.
3. «Социальный заказ» на формирование гармоничной и физически здоровой личности.
Проблема наркомании и алкоголизма среди детей и подростков остается актуальной и злободневной на современном этапе становления Российского общества, а педагогическая профилактика является основой формирования у учащихся направленности личности на здоровый обра; жизни.
На наш взгляд, современные педагоги в своей профилактической работе с учащимися мо-
гут использовать систему профилактических мероприятий, разработанную в 50-60-х годах XX века.
Библиографический список
1. Каиров И.А, Новая программа КПСС и задачи педагогической науки - М Изд-во АПН РСФСР, 1964.-95 с.
2. Каиров И.А. Программа КПСС и задачи учительства // И.А. Каиров НА РАО. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 3079. 44 л. 1964
3 Программа КПСС. - М.: Правда, 1961. -144 с.
А.В. Пашкова
К. ДЖЕРДЖЕН И АМЕРИКАНСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
В рамках американского образовательного процесса каждой конкретный студент ответственен за собственное обучение, «картрируется» его продвижение, жестко определены рамки его деятельности, шаблонно оценивается, и «наклеиваются ярлыки» на индивидуальную работу, «студенческое множество индивидов», по словам К. Цжерджена, иерархически выстраивается в целях удовлетворения требований работодателей. К. Джерджен, основоположник новейшего направления социальной психологии - социального констпукционизма, считает, что в гре-тьем тысячелетии психологами мучительно осознается несовершенство данных воззрений. Традиционные верования и методы организации образовательного процесса в США есть элементы иного времени, неподходящие к современным условиям глобальных изменений.
Основа этого несовершенства видится идеологу социального конструкционизма в акценте на индивидуальном сознании в процессе миропонимания. Рассмотрение «индивидуального мнения» как первичной действительности возводит, по Цжерджену, преграду между «Я» и «Другие» «Мы рассматриваем Я как проживающее в наших собственных изолированных мирах. Формула «Я - здесь, другие - там» иллюстрирует искусственность и вторичность видения мировых процессов, интерпретирует отношение в контексте собственной полезности» [5, р. 12].
По существу, традиционная концепция зна-
ния связана с идеологией самодостаточного или собственнического индивидуализма. Рассмотрение знания как собственности одного сознания соответствует пропозициям, обозначающим индивидов как обладателей мотивов, эмоций или сущностных свойств. В пределах ->той традиции люди начинают рассматривать себя как центр своих действий, как единственных, кто выбирает, ищет, чаходит в соответствии с задачей выживания и успеха. Люди и окружение рассматриваются традиционным американским обществом, прежде всего в терминах того, что они могут дать индивиду. Кроме того, в силу чувства изначальной изолированности, к которому приводит эта ориентация, человеческие отношения воспринимаются как искусственные изоорете-ния, фактически противостоящие естественному состоянию независимости. Но важнее всего, отмечает Джерджен, то. что ко!да люди во всем мире становятся все более взаимозависимыми и когда они получают возможность взаимного уничтожения (с помошью оружия или загрязнения), идеология самодостаточного индивидуализма ставит под угрозу само человеческое су шествование. В таких условиях больше невозможно думать в рамках формулы «Я - здесь, Другие - гам». Вера в первенство «индивидуальных сознаний», "аюпочает Джер джен, порож^ дает культуру одиночества, недоверия, эгоистичности и антагонизма, тем самым в некоторег отношении может нанести вред всеобщему бла-
©А.В Пашкова, 200'!
219