Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
агрессивное поведение / девиантное поведение / агрессивное поведение / педагогическая профилактика / правонарушитель / подросток / несовершеннолетний.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зорина Наталья Сергеевна

В данной статье рассмотрена профилактика агрессивного поведения у несовершеннолетних. Рассматриваются основные факторы, способствующие подростковой агрессии. Предлагается педагогическая профилактика агрессивного поведения у несовершеннолетних, которая включает в себя использование различных подходов, состоящая в использовании позитивных методов воспитания и обучения в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зорина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-389-391 NIION: 2018-0076-6/23-467 MOSURED: 77/27-023-2023-6-467

ЗОРИНА Наталья Сергеевна,

старший научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе ФКУ НИИ ФСИН России, e-mail: Natalya.natka2010@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. В данной статье рассмотрена профилактика агрессивного поведения у несовершеннолетних. Рассматриваются основные факторы, способствующие подростковой агрессии. Предлагается педагогическая профилактика агрессивного поведения у несовершеннолетних, которая включает в себя использование различных подходов, состоящая в использовании позитивных методов воспитания и обучения в образовательном учреждении.

Ключевые слова: агрессивное поведение, девиантное поведение, агрессивное поведение, педагогическая профилактика, правонарушитель, подросток, несовершеннолетний.

ZORINA Natalia Sergeevna,

senior Researcher of the Department for Improving Legal Regulation of the Penitentiary System of the Center for the Study of Problems of Management and Organization of the Execution of Sentences in the Penitentiary System of the Federal State Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service»

PEDAGOGICAL PREVENTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN MINORS

Annotation. This article discusses the prevention of aggressive behavior in minors. The main factors contributing to adolescent aggression are considered. The pedagogical prevention of aggressive behavior in minors is proposed, which includes the use of various approaches, consisting in the use of positive methods of education and training in an educational institution.

Key words: aggressive behavior, deviant behavior, aggressive behavior, pedagogical prevention, offender, teenager, minor.

Одной из форм девиантного поведения, наиболее часто встречающейся у несовершеннолетних сегодня, является агрессивное поведение. Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психологов и педагогов на современном этапе должно стать выявление детей, склонных к проявлению высокой степени агрессии, а также психокоррекционной работы с такими подростками [1].

Именно несовершеннолетние все чаще проявляют девиантное поведение в обществе, кото-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

рое выражается в антисоциальных поступках, таких как; алкоголизм, наркомания, воровство и разбой. Все больше стала проявляться жестокость к старшему поколению, где в дальнейшем перерастает в преступность среди несовершеннолетних [2].

Различия феноменов понятия «агрессивность» и «агрессия» было рассмотрено А. Ратино-вым, который считал, что агрессивность - это свойство личности, личностной позиции, которая проявляется в деструктивных тенденциях в сфере межличностных отношений. Агрессия по мнению

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

автора, понимается как проявление агрессивности в деструктивных действиях [3].

Целый ряд психологических и социальных факторов способствует агрессивному поведению несовершеннолетних. Одним из главных психологических факторов является неспособность регулировать эмоции. Несовершеннолетние часто с трудом контролируют свои эмоции, что может привести к импульсивному и агрессивному поведению. Низкая самооценка также может способствовать агрессивному поведению, поскольку несовершеннолетние могут прибегать к агрессии, чтобы почувствовать себя могущественными или контролирующими ситуацию.

Социальные факторы, способствующие подростковой агрессии, включают факторы окружающей среды, такие как подверженность насилию или жестокому обращению, а также семейные факторы, такие как пренебрежение родителями, жестокое обращение или конфликт. Несовершеннолетние правонарушители также могут находиться под влиянием своих сверстников, которые могут поощрять агрессивное поведение и формировать искаженное представление о приемлемом поведении.

Необходимо выделить определенные типы агрессивного поведения, которые чаще встречаются у несовершеннолетних. Например, инструментальная агрессия, которая включает агрессию с определенной целью, например, для достижения желаемого результата, более распространена у несовершеннолетних, чем враждебная агрессия, которая представляет собой агрессию без какой-либо четкой цели.

Кроме того, существуют гендерные различия в типах агрессивного поведения, проявляемого несовершеннолетними. Подростки мужского пола более расположены к физической агрессии, в то время как девушки склонны к агрессии в отношениях, которая включает в себя манипулирование личными отношениями или нанесение им ущерба.

Агрессивное поведение у несовершеннолетних является серьезной проблемой в обществе. Оно может привести к негативным последствиям для здоровья и благополучия не только подростка, но и его окружения. Один из способов решения этой проблемы заключается в педагогической профилактике.

Педагогическая профилактика агрессивного поведения у несовершеннолетних включает в себя использование различных подходов. Один из подходов состоит в использовании позитивных методов воспитания и обучения в образовательном учреждении. Такие методы включают в себя установление отношений доверия между ребенком и педагогом, разъяснение правил поведения, применение поощрения за желанное поведение и

обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов.

Еще одним немаловажным педагогическим подходом является использование программ повышения социальной компетентности. Эти программы обучают подростков навыкам эмоционального регулирования, эффективной коммуникации и управления конфликтами. Они также помогают развить навыки социальной адаптации, что способствует уменьшению риска агрессивного поведения.

Одним из главных способов предотвращения агрессии у подростков является культура безопасности, которая базируется на развитии эмоциональной саморегуляции и эффективных навыков реакции на стрессовые ситуации. Несовершеннолетним должны быть разъяснены соответствующие навыки, которые позволят им контролировать свои эмоции и действовать конструктивно в условиях конфликта.

Несовершеннолетние, имеющие такие индивидуально - личностные особенности как повышенная агрессивность и возбудимость, склонны к межличностным и межгрупповым конфликтам. Грамотно осуществляемая профилактическая работа учреждениями уголовно-исполнительной системы имеет немалое значение для разрешения таких конфликтов среди содержащихся в них лиц [4].

На сегодняшний день государство создает конкретные меры по защите прав ребенка и профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также правонарушений, которые совершаются в отношении детей. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении Российской Федерации Десятилетия детства» [5]. Главной задачей государства является реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи, а также создать комплекс мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, тем самым обеспечить благополучное и безопасное детство.

В заключение, педагогическая профилактика агрессивного поведения у несовершеннолетних является составной частью работы с подростками. Она основана на использовании различных подходов, включая позитивные методы воспитания, программы повышения социальной компетентности и работу социальных служб. Однако, чтобы эффективно предотвращать агрессивное поведение у несовершеннолетних, необходимо в первую очередь обратить внимание на его коренные причины, включая социальные и психологические факторы. Важно помнить, что педагогическая профилактика агрессивного поведения явля-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

ется более эффективной, если она реализуется в рамках комплексного подхода и при поддержке общества.

Список литературы:

[1] Федосеева И.В. Проблема профилактики и коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних // . - 2010. - № 4-1. - С. 102-105.

[2] Зорина Н.С. Криминологические аспекты изучения криминальной агрессии несовершеннолетних // Закон и право. - 2023. - № 2. - С. 185187.

[3] Ратинов А.Р. К ядру личности преступника // актуальные проблемы углового права и криминологии. - М.: РН Всесоюз. ин-та по обучению причин и раб. мера предопределения правонарушений, 1981.- С. 67-86.

[4] Павлова Л.В. О некоторых аспектах деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы как субъектов защиты прав несовершеннолетних осуждённых // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 марта 2020 года. -Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. - С. 141-143.

[5] Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. №240 «Об объявлении в Россий-

ской Федерации Десятилетия детства» Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

Spisok literatury:

[1] Fedoseeva I.V. The problem of prevention and correction of aggressive behavior of minors // . -2010. - № 4-1. - Pp. 102-105.

[2] Zorina N.S. Criminological aspects of the study of juvenile criminal aggression // Law and law. - 2023. - No. 2. - pp. 185-187

[3] Ratinov A.R. To the core of the criminal's personality // actual problems of corner law and criminology. - M.: Ph. Vsesoyuz. in-ta for training reasons and slave. the measure of predestination of offenses, 1981. - pp. 67-86.

[4] Pavlova L.V. On some aspects of the activities of institutions of the penitentiary system as subjects of the protection of the rights of juvenile convicts // Actual problems of administrative and administrative procedural law: Collection of articles based on the materials of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, March 27, 2020. - St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020. -P. 141-143.

[5] Decree of the President of the Russian Federation dated 29.05.2017 No. 240 "On the announcement of the Decade of Childhood in the Russian Federation" Access from the reference. - legal system "ConsultantPlus".

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.