Научная статья на тему 'АГРЕССИЯ КАК ДЕСТРУКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

АГРЕССИЯ КАК ДЕСТРУКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филипенко Е.В.

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения несовершеннолетних, раскрываются сущностные характеристики агрессии, ее проявления в межличностных отношениях, описываются социально-психологические и иные факторы побуждающие состояния агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSION AS A DESTRUCTIVE FORM OF JUVENILE BEHAVIOR

The article deals with the problem of aggressive behavior of minors, revealed the essential characteristics of aggression, its manifestation in interpersonal relationships, describes the socio-psychological and other factors motivating the state to aggressive behavior.

Текст научной работы на тему «АГРЕССИЯ КАК ДЕСТРУКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

2013 г., Прага. - Прага: Социосфера, 2013. - С. 12-16.

2. Мархинин В.В, Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур (по материалам социологического исследования в районах традиционного северного природопользования коренного населения ХМАО). - Новосибирск: «Наука», 1996. - 191 с.

3. Опыт органа местного самоуправления по взаимодействию с национально-культурными автономиями, этническими и религиозными организациями. Сборник материалов межмуниципального семинара 30 сентября 2011 года, город Сургут / Практическое пособие / Под редакцией Т.Д. Чибизовой, - Сургут: Рекламное агентство «ОЖК», 2011. - 132 с.

4. Этносы и конфессии Сургута: десять лет спустя. Материалы сравнительного социологического исследования проблем гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Сургуте. Под общей редакцией Лопаткина Р.А. и Гуренковой Т.Д. - Москва-Сургут: Издательство ООО «Сургутская типография», 2007. - 251 с.

Филипенко Е.В., к.пед.н.

доцент

кафедра психолого-педагогического образования Стерлитамакский филиал Баш ГУ Россия, Башкортостан, г. Стерлитамак АГРЕССИЯ КАК ДЕСТРУКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Аннотация: В статье рассматривается проблема агрессивного поведения несовершеннолетних, раскрываются сущностные характеристики агрессии, ее проявления в межличностных отношениях, описываются социально-психологические и иные факторы побуждающие состояния агрессии.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, деструктивное поведение, психоэмоциональное состояние несовершеннолетних.

Filipenko E.V. - Ph.D., associate professor of Psycho-pedagogical education, Sterlitamak branch BashGU Russia, Bashkortostan, Sterlitamak city AGGRESSION AS A DESTRUCTIVE FORM OF JUVENILE

BEHAVIOR

Abstract: the article deals with the problem of aggressive behavior of minors, revealed the essential characteristics of aggression, its manifestation in interpersonal relationships, describes the socio-psychological and other factors motivating the state to aggressive behavior.

Keywords: aggression, aggressive behavior, destructive behavior, psycho-emotional condition of the minor.

В настоящее время проблема агрессивности среди несовершеннолетних приобретает особую актуальность, поскольку происходящие в современном обществе кризисные процессы, самым негативным образом отражаются на социальном становлении современной молодежи, ее духовно-нравственном и психоэмоциональном состоянии. Неуверенность в завтрашнем дне, социальная незащищенность и несправедливость, порождают естественные в этой ситуации чувства напряженности, тревожности и безвыходности, следствием которых все чаще становятся деструктивные формы поведения - алкоголизм, преступность, жестокость, насилие, конфликтность, агрессия и т.д.

В отечественной психологии агрессивность обычно связывают с проблемами социальной адаптации молодого человека, рассматривая ее как форму протеста против непонимания взрослых и как средство эмансипации от их подавляющего влияния, а причины повышенной агрессивности и изначальной конфликтности видят в ошибках и упущениях воспитательной работы, в недостатке заботы, внимания со стороны близких и родителей (В.В. Белокопытов, Д.И. Знаков, Л.М. Семенюк, В.В. Фельдштейн и др.). «Нередко возникающее давление со стороны взрослых и отсутствие адекватных каналов для самореализации провоцируют молодых людей на агрессивные действия, способствуют формированию таких черт характера, как повышенная конфликтность, вспыльчивость и раздражительность» -пишет известный российский психолог И.С Кон [2, с. 77].

Общеизвестно, что именно подростковый и юношеский возраст представляют собой остропротекающий период, сопровождающийся не только внутренними переживаниями, но и высоким уровнем конфликтности и агрессивности. Агрессивное поведение в этом возрасте становится одним из самых распространенных типов реакции на окружающий мир, ибо многие молодые люди видят в нем действенный способ разрешения конфликтов и проблем, обуславливающих психическую напряженность и внутреннюю противоречивость, которые так свойственны именно подростковому возрасту.

Агрессивные действия несовершеннолетних могут выступать в качестве средства достижения значимой цели, способа психологической разрядки и удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Естественно, любое агрессивное поведение одного из субъектов, практически во всех случаях, способно спровоцировать конфликт, который практически всегда сопровождается большим психологическим напряжением. В условиях конфликта проблемы жизненного самоопределения, утверждения ценностных приоритетов и целей несовершеннолетних еще более усугубляются, детерминируя фрустрационные состояния, включающие механизмы замещения, когда агрессия выступает попыткой разрядки, «выпускания пара», компенсацией нереализованности личностно - волевого, жизнеутверждающего начала.

Важное значение для понимания сущности агрессивного поведения

подростков имеет проблема типологической классификации агрессии. В научной литературе особой популярностью пользуются классификации А. Басса, Р. Бэрона, К. Лоренца, Д. Ричардсона, Э. Фромма и др. На основании их анализа и систематизации основных типологических подходов, мы выявили и разработали единую классификацию, которая в обобщенном виде включает в себя все классификационные характеристики агрессии.

Во-первых, виды агрессии разделяются исходя из направленности на объект. Здесь можно выделить:

• гетероагрессию, проявляющуюся в направленности на окружающих (убийства, побои, изнасилования, угрозы, драки, оскорбления, употребление ненормативной лексики, негативная стигматизация и т.д.);

• аутоагрессию, направленную на самого себя, что может проявляться в саморазрушающем поведении, психосоматических заболеваниях, нанесении себе телесных повреждений и прочих актах самоуничижения, вплоть до суицидальных действий.

Во-вторых, виды агрессии разводят по причине их появления:

• реактивная агрессия, представляющая собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт, провокация, оборонительное поведение и т.п.);

• спонтанная агрессия, появляющаяся без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление негативных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях, многие виды вандализма и пр.).

В-третьих, выделяют виды агрессивности по целенаправленности:

• инструментальная агрессия, совершаемая как средство достижения результата, не преследующая вредоносных целей (спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий у матери новую игрушку, и т.д.);

• целемотивационная агрессия, выступающая как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту (школьник, обидевшийся на одноклассника и избивший его; мужчина, специально нецензурно оскорбляющий женщину, и т.п.).

В-четвертых, агрессия дифференцируется по открытости проявлений:

• прямая агрессия, направляемая непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение (открытое хамство, угроза расправы, применение физической силы и проч.);

• косвенная агрессия, обращаемая на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение или раздражение, но более удобные для выброса агрессивных эмоций в силу их доступности и безопасно для самого агрессора (отец, придя с работы не в духе, срывает злость на членах семьи; мать, после конфликта с соседкой, без повода кричащая на ребенка, и т.д.).

В-пятых, по форме проявлений различают:

• вербальную агрессию, выражаемую в словесной форме (угрозы,

оскорбления, негативная стигматизация, перебранка, сплетни, упреки, обвинения, проклятия, шантаж, использование ненормативной лексики, отрицательные отзывы и пр.). Вербальная агрессия демонстрирует наличие отрицательных эмоций и возможность нанесения материального и морального ущерба противнику;

• экспрессивная агрессия, проявляющаяся через невербальные средства (обидные и угрожающие жесты, мимика, интонация голоса и т.п.);

• физическая агрессия - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба кому-либо.

Опираясь на указанные выше виды агрессии, задающие характер направленности личности, можно условно выделить и описать группы учащихся предрасположенных к агрессивному поведению. Так, например, Л.М. Семенюк дает следующие характеристики:

Первую группу старшеклассников характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Вторую группу составляют старшеклассники с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети апатичны, они не стремятся к достижениям, успеху. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность.

В четвертую группу входят старшеклассники, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладает преимущественно вербальная агрессия [3, с. 52-53].

При этом следует признать, что определенная степень агрессивности в личности все же должна иметь место, так как полное ее отсутствие ведет к социальной пассивности, инертности, ведомости и конформности. Однако

чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик формирующейся личности, которая может стать крайне конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и плодотворное сотрудничество.

Сама по себе агрессивность, если, разумеется, она не связана с крайними формами насилия над личностью, не делает субъекта социально опасным, но, провоцируя конфликтное противостояние и противоборство сторон, она вполне имеет тенденцию обрести, безусловно, опасные и социально неодобряемые формы поведения, более того, иметь серьезные последствия для самого подростка, вплоть до уголовной ответственности.

Агрессивность находится в тесной взаимосвязи с конфликтностью, которая может выступать как причиной, так и следствием агрессивного поведения. В процессе проведенного нами эксперимента было установлено, что чем выше уровень агрессивности учащихся, тем более они склонны к конфронтации с окружающими и конфликтному поведению.

Если исходить из того, что конфликт представляет собой причину развития человека и мира в целом, движущую силу прогрессивной эволюции, то агрессия - есть способ самоопределения индивида в конфликтном мире и выражение личностной неудовлетворенности, как следствие отсутствующей искомой внешней и внутренней гармонии человека. Поскольку конфликт признается источником всякого развития и движения, то условием гармоничного развития человека является его сознательный отход от модели деструктивно-агрессивного поведения, в той или иной мере ущемляющего интересы и желания других людей. Несмотря на невозможность достижения абсолютно бесконфликтного существования, можно, тем не менее, остановить агрессивное противоборство и снять возникающие противоречия посредством мирного, конструктивного сотрудничества всех участников конфликта. Это возможно при условии реализации волевых усилий личности. Последнее не представляется затруднительным, поскольку как агрессивное поведение, так и повышенная конфликтность характеризуются, прежде всего, такими компонентами воли как целеустремленность, упорство, настойчивость и высокая активность. Именно через контроль и осознанное управление собственными эмоциями, последовательный отказ от насильственных, агрессивных методов урегулирования конфликта можно осуществить успешный переход от конфронтации к сотрудничеству и социальной солидарности.

Подводя итог вышесказанному, считаем необходимым сделать некоторые общие выводы. Так, анализ научной психолого-педагогической литературы показал наличие принципиально разных теоретических подходов к проблеме происхождения агрессивности. Вместе с тем наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках и поведении подростков не столько биологическими, сколько социально-психологическими причинами. Данное обстоятельство обнаруживается у детей старшего школьного возраста, когда особенно интенсивно идет

процесс их социального становления и оформления четкой жизненной позиции.

Однако, стремление несовершеннолетних к самостоятельности, к признанию окружающими его новой социальной роли, нередко наталкивается на противодействие и непонимание со стороны взрослых, что ведет к появлению «зоны отчуждения», психологическим барьерам, состоянию фрустрации, преодолевая которые многие подростки склонны прибегать к агрессивным формам поведения.

Поскольку мы имеем дело с подростковым возрастом, немаловажную роль играет школа и ближайшее окружение, способные оказать действенную помощь в определении стратегии и тактики личностного развития, содействующих успешной жизненной самореализации молодых людей. Несмотря на явно выраженное стремление молодежи обособиться от чрезмерного влияния и опеки взрослых, тем не менее, в силу недостаточности жизненного опыта и знаний, юношество все же нуждается в их мудром наставничестве, что позволит выбрать верную стратегию жизненного развития. Взрослые должны помочь школьникам осознать всю остроту социальной опасности излишне агрессивного поведения и для развития личности, и для успешного функционирования общества.

Если рассматривать агрессивность как результат социального научения (А.Бандура), то формирование неагрессивного поведения подростков обязательно должно быть связано с активным научением их конструктивным формам поведения и социально одобряемым способам разрешения противоречий. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в элементарном незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации и формирование неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность школьников адекватно реагировать на сложные ситуации относительно приемлемым образом.

Социальное научение подростков конструктивным формам поведения может с успехом реализовываться в воспитательном процессе через разнообразные групповые занятия и психологические тренинги. Так, например, в ходе «тренинга устойчивости к негативным социальным влияниям» у детей изменяются установки на агрессивное поведение, формируются навыки распознавания поведенческих стратегий, развивается способность «видения» конфликтной ситуации в случае давления сверстников и т.д. «Тренинг ассертивности» основан на представлении о том, что агрессивное или конфликтное поведение чаще всего связано с психоэмоциональным состоянием человека. В связи с чем, подростков обучают распознавать эмоции, мимику, жесты, самим выражать их приемлемым образом, регулировать собственное поведение, быть

независимым от внешних влияний, оценок и т.д. В ходе такой работы у детей формируются навыки принятия решений, повышается самооценка, стимулируются процессы самопознания и развития позитивных ценностей. В процессе «тренинга формирования жизненных навыков» у подростков развиваются умения поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, принимать на себя ответственность за собственные слова и поступки, ставить цели, отстаивать свои позиции и интересы, кроме того формируются навыки самоконтроля и уверенного, обдуманного поведения в сложных жизненных ситуациях.

В целом же необходимо отметить, что любые формы воспитательной работы, которые организуются педагогом (будь то классные часы, беседы, диспуты и проч.) должны обязательно включать реализацию следующих взаимосвязанных этапов: когнитивный - предполагает вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями в области обсуждаемой проблемы; рефлексивный - направлен на выработку у школьников устойчивой потребности в самопознании, самоанализе, самоконтроле и т.д.; поведенческий - предусматривает целенаправленное формирование необходимых умений и навыков конструктивного поведения в условиях современного социума.

В результате такой работы, обучающиеся должны осознать, что современный мир полон противоречий и конфликтов, а потому здоровая агрессивность и конфликтность, как способы реализации человеком насущных потребностей собственного жизнеобеспечения, в определенной степени должны присутствовать в структуре личности. И если агрессивность находится в пределах нормы, то деструктивного воздействия на человека она не оказывает поскольку, именно «здоровая» агрессия делает его целеустремленным, конкурентоспособным и социально успешным.

В то же время чрезмерная агрессивность и конфликтность представляют несомненную опасность для общества. Осознавая важность подчинения узколичностных интересов общественным, старшеклассникам следует сознательно блокировать агрессивность как форму девиантного поведения, направляя свою энергию в русло просоциальной деятельности. Ведь через альтруистические формы организации собственной жизни можно преодолеть эгоцентризм, излишнюю агрессивность, конфликтность и встать на путь подлинно гармоничного и созидательного развития.

Взрослея и приобретая социальный опыт, юноши и девушки становятся все менее агрессивны, а при разрешении конфликтных ситуаций реже используют физическую силу и насильственные действия. В связи с чем, можно предположить, что смена социальной ситуации развития и нормативное давление со стороны общества приводят к тому, что молодое поколение постепенно пересматривает не только свое отношение к окружающей действительности, но и способы реагирования на негативные процессы и тенденции. В результате молодежь стремится отдавать предпочтение тем из них, которые не только помогут продуктивно

разрешить возникшие конфликты, но и тем, которые не вызовут порицания и критики со стороны взрослых.

В целом необходимо отметить, что исследуемая проблема настолько сложна и многоаспектна, что требует дальнейшей ее детальной разработки. В качестве перспектив последующего разворачивания темы мы видим изучение агрессивности-конфликтности подрастающего поколения на разных стадиях возрастного развития и с учетом гендерных различий; осуществление сравнительного анализа проявлений молодежной агрессивности у представителей разных социальных слоев населения (рабочих, служащих, интеллигенции, руководящих работников и т.п.); обеспечение педагогической защиты учащихся «группы риска», а также подготовка студентов педвузов к работе с агрессивными и конфликтными учащимися.

Использованные источники:

1. Белокопытов В.В. Агрессия как форма девиантного поведения: теоретический анализ / В.В. Белокопытов // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 6. - С. 350-356.

2. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НП «МОДЭК», 1996. - 96 с.

Филипенко Е.В., к.пед.н.

доцент

кафедра психолого-педагогического образования Стерлитамакский филиал Баш ГУ Россия, Башкортостан, г. Стерлитамак ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности социально-психологического климата и его влияние на эмоциональное состояние членов педагогического коллектива, описываются уровни и специфика конфликтов, способы и приемы их предупреждения и разрешения.

Ключевые слова: социально-психологический климат, психоэмоциональное состояние, психологическая напряженность, педагогический конфликт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.