Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSIVENESS / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / AGGRESSIVE BEHAVIOR / ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ / PERSONAL DETERMINATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / ТРЕНИНГ / TRAINING / КОНФЛИКТ / CONFLICT / СТРЕСС / STRESS / ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА Л. СОНДИ / PROJECTIVE METHOD OF L. SONDHI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Елена Алексеевна, Пономарева Диана Игоревна, Афонская Татьяна Алексеевна

В статье представлено исследование структуры побуждений подростков для уточнения содержания проблем и оценки эффективности психологической коррекции различных форм агрессии подростков. Целями представленного исследования являлись: 1) выявление побудительных детерминант агрессивного поведения подростков, родители которых неоднократно обращались к клиническому психологу за консультацией; 2) анализ полученных результатов на основе проективного теста Л. Сонди, а также методики «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева - до и после психологической коррекции личности несовершеннолетних. Приводится содержание авторской методики проведения тренинга по формированию конструктивного (неагрессивного) поведения и комплекса психотехнических упражнений по коррекции поведения в стрессовых ситуациях. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в целевой группе на значимом уровне выражены следующие модели агрессивного поведения: - негативная, обусловленная заниженной самооценкой как специфической формой самоотрицания (вектор «Я-концепции»); - аффективная (пароксизмальный вектор). В ходе коррекционных занятий наиболее успешно удалось проработать крайние варианты негативного и сексуального векторов; обнаружилась положительная динамика снижения показателей по шкалам: «нетерпимость к мнению других», «наступательность», «неуступчивость», «вспыльчивость», - а также суммарному показателю негативной агрессивности. Следует отметить, что после применения психокоррекционных методов воздействия в целевой группе уровень подозрительности, мстительности, а также суммарный показатель позитивной агрессивности значимо не изменились. Данные итоговой психодиагностики демонстрируют необходимость разработки и применения дополнительных мер психологической коррекции с учетом полученных результатов. Возможности использования проективной методики Л. Сонди в работе практического психолога с трудными подростками позволяют детально оценить актуальное состояние сферы влечений, а также выявить побуждения как реактивной природы, возникшие в ответ на потребности и фрустрации подростка в социальной среде, так и эндогенной природы, имеющие внутреннюю причину, генетический или иной источник, не связанный с текущей ситуацией. Методы психокоррекционного воздействия, примененные в ходе исследования, могут способствовать формированию у подростков навыков эффективного поведения в сложных жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пономарева Елена Алексеевна, Пономарева Диана Игоревна, Афонская Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF PERSONAL DETERMINATION AND CORRECTION OF THE AGGRESSIVENESS IN ADOLESCENTS

This article presents a study of the structure of adolescent impulses to clarify the content of the problems and evaluate the effectiveness of psychological treatment of various forms of teenage aggression. The objectives of the present study were: 1) the identification of incentive determinants of aggressive behavior of teenagers whose parents have repeatedly appealed to the clinical psychologist for advice; 2) analysis of the results on the basis of a projective test of L. Sondhi, as well as methods of «personal aggression and conflict» of E.P. Ilin - P.A. Kovalev - before and after the correction of psychological identity of minors. It is the contents the author’s methodology of training for the formation of a constructive (non-aggressive) behavior and the complex psycho-technical exercises for the correction of behavior in stressful situations. The study suggests that the target group at the significant level expressed by the following models of aggressive behavior: negative due to low self-esteem as a specific form of self-denial (vector «self-concept»); affective (paroxysmal vector). In the course of correctional training the most successfully managed to work through extreme variants of negative sexual and vectors; A positive dynamics of decrease on the scale of «intolerance of the opinions of others», «offensive», «obstinacy», «temper», «negative aggressiveness». It is noted that after the application of psycho methods exposure level in the target group of suspicion, vindictiveness, and totals of positive aggressiveness is not significantly changed. These final psychological diagnosis demonstrate the need to develop and apply additional measures of psychological adjustment for the results obtained. The possibility of using projective techniques L. Sondhi the practical psychologist with difficult teenagers allow a detailed assessment of the current state of the sphere of instincts, and to identify motivation - as a reactive nature, arising in response to the needs and frustrations of a teenager in a social environment, and the endogenous nature of having an internal cause genetic or other source that is not associated with the current situation. Methods of psychological correction impact applied during the study may contribute to the formation of teenagers the skills of effective behavior in difficult situations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Е. А. Пономарева, МГПУ Москва, Д. И. Пономарева, Т. А. Афонская, МАИ, Москва

В статье представлено исследование структуры побуждений подростков для уточнения содержания проблем и оценки эффективности психологической коррекции различных форм агрессии подростков. Целями представленного исследования являлись: 1) выявление побудительных детерминант агрессивного поведения подростков, родители которых неоднократно обращались к клиническому психологу за консультацией; 2) анализ полученных результатов на основе проективного теста Л. Сонди, а также методики «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева — до и после психологической коррекции личности несовершеннолетних. Приводится содержание авторской методики проведения тренинга по формированию конструктивного (неагрессивного) поведения и комплекса психотехнических упражнений по коррекции поведения в стрессовых ситуациях. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в целевой группе на значимом уровне выражены следующие модели агрессивного поведения:

- негативная, обусловленная заниженной самооценкой как специфической формой самоотрицания (вектор «Я-концепции»);

- аффективная (пароксизмальный вектор).

В ходе коррекционных занятий наиболее успешно удалось проработать крайние варианты негативного и сексуального векторов; обнаружилась положительная динамика снижения показателей по шкалам: «нетерпимость к мнению других», «наступательность», «неуступчивость», «вспыльчивость», — а также суммарному показателю негативной агрессивности.

Следует отметить, что после применения психокоррекционных методов воздействия в целевой группе уровень подозрительности, мстительности, а также суммарный показатель позитивной агрессивности значимо не изменились. Данные итоговой психодиагностики демонстрируют необходимость разработки и применения дополнительных мер психологической коррекции с учетом полученных результатов.

Возможности использования проективной методики Л. Сонди в работе практического психолога с трудными подростками позволяют детально оценить актуальное состояние сферы влечений, а также выявить побуждения как реактивной природы, возникшие в ответ на потребности и фрустрации подростка в социальной среде, так и эндогенной природы, имеющие внутреннюю причину, генетический или иной источник, не связанный с текущей ситуацией. Методы психокоррекционного воздействия, примененные в ходе исследования, могут способствовать формированию у подростков навыков эффективного поведения в сложных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: подростки; агрессивность; агрессивное поведение; личностная детерминация; мотивация; психологическая коррекция; тренинг; конфликт; стресс; проективная методика Л. Сонди.

Для цитаты: Пономарева Е. А., Пономарева Д. И., Афонская Т. А. Особенности личностной детерминации и коррекция агрессивности подростков // Системная психология и социология. 2018. № 1 (25). С. 26-35.

Введение

В настоящее время тенденции ускорения технологического прогресса, сложности социализации, виртуализация личностного пространства, информационная перегруженность, социально-экономическая нестабильность — факторы, оказывающие серьезное воздействие на психику современных

подростков. На этом фоне у молодых людей может возникать чувство внутреннего дискомфорта, ощущение обезличенности, незащищенности, уязвимости. Вместе с тем у подростков возрастает потребность в самоидентификации, которая толкает их (часто неосознанно) на не одобряемые в социуме поступки и может провоцировать деструктивные формы поведения. Неадекватность

самооценки, «кризис идентичности», «кризис авторитета», наличие коммуникативных барьеров в межличностном взаимодействии могут существенно затруднять процесс социально-психологической адаптации. К тому же неблагоприятные микросоциальные факторы подчас не только обуславливают, но нередко и провоцируют подростков на агрессивные противоправные действия [4; 5; 14].

Негативизм современных подростков как специфическая форма агрессии направлен в большинстве случаев против общепринятых ценностей, традиций, норм и правил поведения, в том числе и правовых. Молодые граждане приобретают основные знания о требованиях закона, но право при этом не становится для них социальной ценностью. Возможно, это происходит потому, что молодежной субкультурой вырабатываются образцы поведения, направленные на избежание ответственности [5; 15]. В связи с этим актуальным является изучение специфики подростковой агрессивности и разработки индивидуальных и групповых мер психологической коррекции деструктивного поведения.

Целями представленного исследования являлись: 1) выявление побудительных детерминант агрессивного поведения подростков, родители которых неоднократно обращались к клиническому психологу за консультацией; 2) анализ полученных результатов до и после применения комплекса психокоррекционных методов воздействия.

Социально-психологическая характеристика агрессивности подростков

Научный интерес авторов обусловлен, прежде всего, тем, что подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека. Психологический мир подростка отличается сложностью и неуравновешенностью. По мнению многих исследователей, отсутствие баланса между нравственно-психологическим ростом и физическим развитием, статусно-ролевой диссонанс могут способствовать формированию повышенной психической напряженности, снижению стрессоустой-чивости, повышению уровня агрессивности

и конфликтности [2; 12]. Активное развитие самосознания побуждает тинейджера находить недостатки не только в окружающем мире, но и в себе самом. Инверсия эмоционально-ценностного отношения к себе может проявляться в сочетании таких полярных качеств, как эгоизм и застенчивость, жесткость и ранимость, дерзость и нерешительность. Современные подростки склонны воспринимать агрессивные действия как вполне допустимую форму реагирования не только на специфические обстоятельства жизни, но и на любые стрессовые ситуации. Немаловажную роль здесь играют ситуативные переменные: далекая от объективной реальности интерпретация намерений окружающих, невозможность получения адекватной обратной связи, негативное влияние родственников, педагогов и знакомых.

Неуважение к личности несовершеннолетнего со стороны близких людей, отсутствие психологической поддержки, унижение его родителями перед другими людьми и тем более прямая вербальная или физическая агрессия, проявляемая в родительско-детских отношениях, приводят к тому, что подросток может стать агрессивным. В ряде случаев причиной демонстративно агрессивного поведения подростка может быть ревность к новому члену семьи: брату или сестре, появившимся в семье, отчиму или мачехе, сводным или приемным детям [7; 18].

Одной из причин проявления агрессивного поведения подростков является неблагоприятный социально-психологический климат в школьном коллективе, формированию которого способствуют авторитарный или попустительский стиль отношений педагогов и учащихся [6; 16; 17].

Следует также отметить низкий уровень информационно-психологической безопасности личности несовершеннолетних, психика которых не может адекватно обрабатывать большие объемы негатива, содержащиеся в СМИ. Определенную роль могут сыграть мультипликационные и художественные фильмы, компьютерные игры с откровенно агрессивно-насильственным сценарием, в зависимость от которых попадают дети [8: с. 63]. В ряде случаев участие тинейджеров в онлайн-играх можно рассматривать как способы психологической защиты,

например замещения или компенсации гиперстеснительности для преодоления своих социально-коммуникативных комплексов [19]. Подростки с деструктивной направленностью стремятся получить признание чаще всего в форме показной агрессии; это можно наблюдать по интонациям, специфическим манерам, демонстрации грубости, хамства, развязного поведения. Ведущими мотивами при этом выступают стремление преодолеть психологическую изоляцию в референтных группах, избавиться от контроля взрослых, попытка адаптироваться к новым социальным условиям, поиск выхода из конфликтной ситуации. Агрессивность — психологический показатель личности, выступающий одним из существенных факторов деструктивного поведения. Агрессивность как качество личности выражается в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей и может иметь различную степень выраженности — от низкого уровня до предельного развития (акцентуация). Немалая роль в формировании агрессивной акцентуации принадлежит Я-кон-цепции самого подростка: уровню самооценки, установкам, социогенным потребностям. Высокая, а тем более предельная степень агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности и тенденции ее поведения; агрессивность постепенно утрачивает рационально-избирательную направленность и выражается в неоправданной враждебности и насильственных действиях; в некоторых случаях подобные поведенческие паттерны будут выступать индикатором аутоагрессии несовершеннолетнего.

Организация и методы исследования

В исследовании приняли участие 60 человек — подростки мужского пола 14-15 лет, родители которых обращались за консультацией и оказанием психологической помощи по коррекции агрессивного поведения своих детей1. В ходе проведения коррекционных

1 Исследование проводилось в 2015-2017 годах на базе детских отделений многопрофильного центра «СМ-Клиника» (г. Москва).

мероприятий занятия с подростками проводились в четырех подгруппах по 15 человек. Социальный состав семей респондентов: полная семья — 48 %, неполная семья — 52 %. При этом 90 % подростков имеют братьев и/или сестер (старше себя — 52 %, младше — 48 % респондентов). В целевой группе преобладали подростки с выраженной внешней вербальной и физической агрессией (70 %); у 30 % агрессивные проявления были направлены на себя (самообвинение).

Для решения проблемы оптимизации отношений с трудными детьми авторами была разработана программа психологической коррекции агрессивности подростков, которая включает методы психологической диагностики, психотехнические упражнения в рамках тренинга, направленные на формирование навыков эффективных способов межличностного взаимодействия, а также саморегуляции и конструктивного неагрессивного поведения в стрессовых ситуациях. Программа может применяться в профессиональной деятельности школьного и клинического психолога. Программа составлена с учетом следующих факторов: поведенческих паттернов агрессивности подростков, выявленных в процессе исходной психодиагностики; значимости коммуникативных проблем несовершеннолетних в структуре возрастного развития; влияния социально-психологических условий на формирование деструктивной направленности личности [4; 7; 9; 22].

Первый этап — психодиагностическое обследование. Психологическая диагностика проводилась с целью изучения личности подростков и составления оптимального инструментария психологического воздействия, а также для определения эффективности кор-рекционной работы. Диагностическое интервью проводилось для получения объективных и субъективных данных о свойствах личности и особенностях психического развития подростков, для оценки их эмоционального состояния. План экспериментальной беседы был составлен с учетом необходимости наличия прямых и косвенных вопросов. Форматы диалога и интервью позволили зафиксировать не только сознательное объяснение подростками своих деструктивных действий, но и реальное отношение к выбору модели поведения. Психотерапевтические беседы

проводились преимущественно в рамках кор-рекционных мероприятий для осознания подростками скрытых проблем и связанных с ними негативных переживаний.

Проективный тест Л. Сонди применялся с целью выявления особенностей содержания и структуры побуждений и мотивацион-ной направленности личности агрессивных подростков [10; 11]. Данная методика, как и модифицированный вариант, разработанный С. Н. Собчик, базируется на концепции представленности разнонаправленных личностных компонентов в сочетании восьми доминантных влечений. В зависимости от структурных показателей эти импульсы отражают конкретную проблему обследуемой личности. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева позволила выявить склонности несовершеннолетних к различным видам агрессии [3]. Авторы методики считают, что агрессивное поведение является сложным психологическим феноменом. Позитивная агрессивность может рассматриваться как морально мотивированное поведение, которое способствует достижению цели в ситуации противостояния. К позитивной агрессивности относятся такие качества, как напористость, наступа-тельность, неуступчивость. Негативная агрессивность — это деструктивное поведение личности, противоречащее социальным нормам и наносящее моральный вред и физический ущерб другим людям и вызывает серьезный психологический дискомфорт. К негативной агрессивности относятся такие качества, как мстительность, нетерпимость к мнению других. В целом конфликтность личности — это комплексный показатель свойств и психических состояний личности, способствующих вступлению в ситуации противоборства.

У ребенка в подростковом возрасте на первый план выходит стремление занять новую статусно-ролевую позицию в соответствии с его ожиданиями и возможностями. Наряду с этим признание в обществе физического и социального «Я» становится для него важной ценностной ориентацией. Таким образом, предпосылки конфликтности несовершеннолетних следует искать, прежде всего, во внутрисемейных и межличностных отношениях (игнорирование интересов

ребенка, частые наказания, психологическое давление, насилие). Отдельные негативные реакции в поведении подростков, основанные на ответной агрессии, могут принимать устойчивый характер [18; 21]. В результате между взрослыми и подростками возникает психологический барьер, который приводит к выбору конфликтного поведения. При этом конфликтность и агрессивность выступают значимыми интегральными характеристиками личности. В связи с этим одной из наиболее востребованных форм психокоррекционной практики для этой категории является социально-психологический тренинг. В зависимости от целей применения такой тренинг может выполнять различные функции: психотерапии, коррекции личностных качеств, поведения, формирования социально полезных навыков и умений. В качестве инструментов обучения в рамках реализации программы психокоррекции применялись: деловые и ролевые игры, упражнения, групповые обсуждения, мини-лекции, тематические видеоматериалы. Метод моделирования реального поведения в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами давал подросткам возможность совершенствовать свой поведенческий репертуар, а также лучше распознавать мотивы социального поведения окружающих. Упражнения с отработкой психотехник применялись для решения поставленных психологических задач: концентрация группы на позитивных переживаниях, снижение эмоционального напряжения; их применение было направлено на то, чтобы подростки смогли проявить те индивидуальные качества, которые более всего нуждаются в психологической коррекции.

Тренинг по формированию конструктивного (неагрессивного) поведения проводился для развития и коррекции социогенных мотивов, лежащих в основе межличностных отношений: желания «быть, как все» и следовать принятым социальным нормам; чувства эмпа-тии, осознания ценности человеческой жизни. В ходе занятий прорабатывались базисные основы развития мотивации межличностных отношений подростков: осознание многовариантности и позитивное развитие мотивов социального поведения; формирование

представлений об уникальности другого человека и себя самого как личности; усвоение неагрессивных способов разрешения собственных проблем [5; 20]. В структуру тренинга были включены шесть занятий, в ходе которых решались следующие задачи: 1) создание доверительной атмосферы в тренинговой группе для эффективного усвоения навыков саморегуляции; 2) формирование социально-перцептивных навыков; 3) преодоление негативного опыта межличностного взаимодействия; 4) развитие чувства эмпатии; расширение круга знаний об эмоциональной сфере человека; 5) приобретение опыта осознания и вербализации мотивов; развитие социально востребованных качеств; 6) осознание наличия коммуникативных барьеров и поиск их устранения; 7) актуализация вербальных и невербальных индикаторов агрессивности (аудиальный, визуальный, кинестетический, дигитальный); 8) формирование навыков конструктивного поведения.

Комплекс психотехнических упражнений по коррекции поведения в стрессовых ситуациях был разработан с целью формирования у подростков навыков определения оптимальной тактики поведения в стрессовых ситуациях, а также обучения доступным для них приемам оказания психологической поддержки людей в сложной кризисной ситуации [1; 13]. В структуру комплекса были включены пять занятий, ориентированных на решение следующих задач: 1) улучшение навыков саморегуляции и преодоления стрессовых и агрессивных состояний и ситуаций; 2) осознание причин возникновения стресса и агрессии; 3) усвоение знаний об основных стадиях стресса и способах самодиагностики; 4) овладение доступными психотехниками работы со стрессом и агрессией; обучение способам профилактики стрессовых и агрессивных состояний.

Результаты

Направление тенденции позитивных и негативных выборов по проективной методике Л. Сонди отражает вектор внутрилич-ностной установки; количество выборов указывает на силу той или иной потребности (фактору) (см. рис. 1-2). Выбор испытуемых

в позитивном конструкте отражают тот факт, что практическому воплощению данной потребности мешают лишь внешние условия и подросток ждет подходящего случая для реализации. В свою очередь, негативный выбор показывает, что подросток не удовлетворен соответствующей тенденцией, противится ее проявлению у себя, а реализации данной потребности мешают внутриличностные барьеры.

Исследуя особенности личностной детерминации агрессивности подростков на основе данной методики, можно обозначить следующие модели агрессивного поведения: модель агрессии, обусловленной скрытыми либидоносными стремлениями к удовольствию — сексуальный вектор; модель агрессивного аффективного поведения, отражающая результат перенасыщения психики отрицательными эмоциями с бессознательным стремлением к их разрядке; модель агрессии, вызванной установкой на глобальный негативизм (тенденция к самоотрицанию и разрушению на глубинном уровне); модель фрустрационного агрессивного поведения, базовой основой которого является внутренний протест в связи с отвержением подростка в социальной среде.

Обобщая данные первичного и вторичного психодиагностического обследования (все различия достоверны при p < 0,05), можно констатировать, что в целевой группе незначимо представлена модель фрустрационной агрессии как проекции ответных реакций на неприятие в референтных группах; вместе с тем после проведения психологической коррекции у испытуемых не было отмечено изменений показателя гиперфрустрированности.

Доминирующими оказались следующие модели агрессивного поведения: негативная (обусловленная заниженной самооценкой как специфической формой самоотрицания и неспособностью к принятию самостоятельных решений) — вектор Я-концепции; аффективная (пароксизмальный вектор), в частности, как отражение потребности в разрядке грубых эмоций. В обследуемой группе подростков значительно преобладают сексуальный вектор агрессивности, связанной с невозможностью реализации сексуальных инстинктов и потребностью в физической активности. В ходе осуществления коррекционной программы наиболее успешно

Рис. 1. Степень выраженности векторов агрессивного поведения испытуемых (%) до психокоррекционного воздействия (методика Л. Сонди)

Итоговая психодиагностика

■ Нг выражен [ИВыражгн □ Ярко выражен

74

I ■ Л п

I 36

П' П' ■ П I ■

я II 1|—I_I II 1г~1_МММ_I II 1|—I

Фрустрационный Негативный Аффективный Сексуальный

Рис. 2. Степень выраженности векторов агрессивного поведения испытуемых (%) после психокоррекционного воздействия (методика Л. Сонди)

20

Исходная пени диагностика

■ Не выражен □Выражен □ Ярко выражен

33 40

1

22

63

29

54

25

1

21

Фрустрационный Негативный Аффективный Сексуальный

удалось проработать крайние варианты негативного и сексуального векторов.

С целью выявления личностных особенностей агрессивности и конфликтности подростков по методике Е. П. Ильина - П. А. Ковалева в исследовании применялись следующие шкалы опросника (см. рис. 3): подозрительность; наступательность (напористость); неуступчивость; вспыльчивость; мстительность; нетерпимость к мнению других; позитивная (социально допустимая, конструктивная) агрессивность; негативная (социально неприемлемая, осуждаемая) агрессивность.

В зависимости от направленности личности на основе полученных данных можно выделить несколько доминантных форм деструктивного поведения подростков. Первый тип отличается крайне эгоцентричной позицией на фоне низкого уровня эмпатии или полного отсутствия сопереживания. Цинизм, показная грубость,

потребительское отношение, аморальные потребности проявляются через физическую агрессию. Для второго типа характерно стремление приобрести авторитет за счет унижения и притеснения тех, кто слабее или младше. Им свойственны частая резкая смена настроения, лживость, импульсивная агрессивность. Третий тип поведения подростков, как правило, продиктован внутриличностным противоречием между деформированными и позитивными установками, ценностями на фоне отсутствия мотивации достижения и успеха. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность. Четвертый тип — подростки с неадекватно низкой самооценкой; круг их интересов и общения весьма ограничен. Они легко внушаемы и ориентированы на модели поведения более сильных и уверенных в себе сверстников. В их поступках доминируют вербальная агрессивность и негативизм.

Рис. 3. Показатели высокой степени склонности к агрессивности и конфликтности испытуемых (%) по результатам исходной и итоговой диагностики (методика Е. П. Ильина - П. А. Ковалева)

Подо фШШВОСТЬ Напористость Н€0"СТ>"ГЧЕВОСТЬ Е ОТШТЬЧКЕОГТЬ МСТКТЗГЫ-ТОСГЪ Н "О! . И1 ПоЖТНЕК21 Нептоз-тг*

шкшаодрупп щжянссп щжянссп

Сравнительный анализ исходной и итоговой диагностики по методике Е. П. Ильина -П. А. Ковалева показывает, что после применения психокоррекционных методов воздействия обнаружилась положительная динамика значимого снижения высокого уровня следующих показателей: нетерпимости к мнению других, наступательности, неуступчивости, вспыльчивости, негативной агрессивности. Вместе с тем следует отметить, что в целевой группе уровень подозрительности, мстительности, а также суммарные показатели позитивной агрессивности значимо не изменились.

Таким образом, данные итоговой психодиагностики демонстрируют необходимость разработки и применения дополнительных мер психологической коррекции агрессивности несовершеннолетних с учетом полученных результатов.

Заключение

Агрессию современных подростков можно рассматривать с разных социально-психологических позиций: как стиль их жизни в современном обществе; как фактор социально-психологической дезадаптации; как защитную реакцию, имеющую внутреннюю и внешнюю направленность на негативное воздействие микросреды; как один из способов заявить о себе, отстоять свои права; как результат притеснения в семье, учебном заведении, референтной группе; как подражательную реакцию,

имитирующую деструктивное поведение окружающих. Цель физической агрессии — причинение объекту вреда, боли, ущерба. Она может быть направлена как на неодушевленные предметы, так и на людей и животных; вербальная агрессия проявляется в виде словесных оскорблений и унижения других людей, а также ненависти и угроз. Скрытая агрессия фиксируется как протестное поведение в виде демонстративного игнорирования мнений окружающих, критики, замечаний в свой адрес. Большинство авторов отмечают высокую вариативность протекания кризиса пубертатного периода и его зависимость от социально-психологических параметров: особенностей психолого-педагогического сопровождения, самоидентификации, микроклимата в семье, межличностных отношений.

Проведенное исследование позволило выявить значимые личностные детерминанты прямых и косвенных проявлений агрессивности у современных подростков. В результате психодиагностического обследования, включающего в себя применение бесед, интервью, проективного тестирования, были получены данные, необходимые для составления профиля личности проблемных подростков. Возможности комплексного применения проективной методики Л. Сонди и личностного опросника Е. П. Ильина - П. А. Ковалева в работе практического психолога с подростковой аудиторией позволяют детально оценить актуальное состояние сферы влечений, а также выявить побуждения как реактивной природы,

возникшие в ответ на потребности и фрустрации подростка в социальной среде, так и эндогенной природы, имеющие внутреннюю причину, генетический или иной источник, не связанный с текущей ситуацией. Наряду с этим примененные методы психокоррекцион-ного воздействия способствуют гармонизации личности подростка, формированию его отношения к своей жизни как ценности, помогают находить неагрессивные способы межличностного взаимодействия и преодоления конфликтных и стрессовых ситуаций. Владея навыками сублимирования деструктивной агрессии в социально приемлемые формы, подросток

становится более стабильным в эмоциональном плане, обретает уверенность в собственных силах. Получая психологические знания в доступном формате, несовершеннолетние учатся позитивно мыслить, что является важным условием для успешного решения коммуникативных проблем. Следует отметить, что психологическая коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних требует от современного специалиста высокого уровня профессионализма, поскольку результаты работы во многом зависят от его компетентности в сфере личного взаимодействия с подростками.

Литература

1. Афонская Т. А. Повышение стрессоустойчивости личности как результат принятия осознанных решений // Моделирование демографического развития и социально-экономическая эффективность реализации демографической политики России: материалы международной научно-практической конференции. М.: Экономическое образование, 2015. С. 166-169.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: пер. с англ. СПб.: Питер Пресс, 2017. 416 с.

3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: ТД «Питер», 2017. 592 с.

4. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Лань, 2014. 128 с.

5. Пономарева Д. И., Пономарева Е. А. Особенности социализации агрессии у несовершеннолетних правонарушителей // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. М.; Ростов н/Д.: Кредо, 2007. С. 62.

6. Пономарева Е. А., Пономарева Д. И. Исследование социально-психологических особенностей организационной культуры в образовательных системах // Социальное воспитание: системный подход: сб. научных статей / под ред. А. В. Иванова. М.: Перспектива, 2016. С. 58-65.

7. Раттер М. Помощь трудным детям: пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 431 с.

8. Романова Е. С., Шубин С. Б. Психологическое влияние компьютерных и консольных видеоигр на молодежь // Системная психология и социология. 2017. № 1 (21). С. 57-69.

9. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Московский психолого-социальный институт. М.: Флинта, 2014. 96 с.

10. Сонди Л. Учебник экспериментальной диагностики влечений: пер. с нем. М.: Когито-Центр, 2005. 557 с.

11. Собчик Л. Н Метод портретных выборов — адаптированный тест Сонди. СПб.: Речь, 2013. 125 с.

12. Atherton O. E., Tackett J. L., Ferrer E., Robins R. W. Bidirectional pathways between relational aggression and temperament from late childhood to adolescence // Journal of Research in Personality. April 2017. Vol. 67. P. 75-84. URL: https://doi.org/10.1016/jjrp.2016.04.005.

13. Bethune S. Teen stress rivals that of adults // Monitor on Psychology. April 2014. Vol. 45. № 4. P. 20. URL: http://www.apa.org/monitor/2014/04/teen-stress.aspx.

14. Chung J. M., Hutteman R., Aken Marcel A. G. , Denissen J. A. High, low, and in between: Self-esteem development from middle childhood to young adulthood // Journal of Research in Personality. October 2017. Vol. 70. P. 122-133. URL: https://doi.org/10.1016/jjrp.2017.07.001.

15. Clay Z., Ravaux L., Waal Frans B. M., Zuberbuhler K. Bonobos (Pan paniscus) Vocally Protest Against Violations of Social Expectations // Journal of Comparative Psychology. 2016. Vol. 130. № 1. P. 44-54. URL: http://www.apa.org/pubs/journals/features/com-coma0040088.pdf.

16. Konold T., Cornell D., Huang F., Meyer P., Lacey A., Nekvasil E., Shukla K. Multilevel multiinformant structure of the authoritative school climate survey// School Psychology Quarterly. Sept. 2014. Vol. 29. P. 238-255. URL: http://dx.doi.org/ 10.1037/spq0000062.

17. Nekvasil E. K., Cornell D. G. Student threat assessment associated with safety in middle schools // Journal of Threat Assessment and Management. 2015. Vol. 2. № 2. P. 98-113. URL: http://www.apa.org/pubs/ journals/features/tam-tam0000038.pdf.

18. Nielsen L. Re-examining the Research on Parental Conflict, Coparenting, and Custody Arrangements // Psychology, Public Policy, and Law. 2017. Vol. 23. № 2. P. 211-231. URL: http://www.apa.org/pubs/journals/ features/law-law0000109.pdf.

19. Shilpi P. Behavioral therapy for children with emotional disorders // SOJ Psychology. 2017. № 4 (2). P. 1-2. URL: https://symbiosisonlinepublishing.com/ psychology/ psychology41.pdf.

20. Shiner Rebecca L., Allen Timothy A., Masten Ann S. Adversity in adolescence predicts personality trait change from childhood to adulthood // Journal of Research in Personality. April 2017. Vol. 67. P. 171-182. URL: https:// doi.org/10.1016/j.jrp.2016.10.002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Tucker C. J., Van Gundy Karen T., Wiesen-Martin D., Sharp Erin H., Rebellon Cesar J., Stracuzzi Nena F. Proactive and reactive sibling aggression and adjustment in adolescence // Journal of Interpersonal Violence. Vol. 30. Issue 6. P. 965-987. URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0886260514539760.

22. Yalcin O., Erdogan A. Neurobiological, psychosocial and environmental causes of violence and aggression // Psikiyatride Guncel Yaklasimlar. 2013. № 5 (4). P. 388-419. DOI 10.5455/cap.20130526. URL: https: // doaj.org/article/ 6540147ec0fa4d55b9659a9047cf3481.

THE FEATURES OF PERSONAL DETERMINATION AND CORRECTION OF THE AGGRESSIVENESS IN ADOLESCENTS

Е. A Ponomareva, MCU, Moscow, D. I. Ponomareva, T. A. Afonskaya, MAI, Moscow

This article presents a study of the structure of adolescent impulses to clarify the content of the problems and evaluate the effectiveness of psychological treatment of various forms of teenage aggression. The objectives of the present study were: 1) the identification of incentive determinants of aggressive behavior of teenagers whose parents have repeatedly appealed to the clinical psychologist for advice; 2) analysis of the results on the basis of a projective test of L. Sondhi, as well as methods of «personal aggression and conflict» of E. P. Ilin - P. A. Kovalev — before and after the correction of psychological identity of minors. It is the contents the author's methodology of training for the formation of a constructive (non-aggressive) behavior and the complex psycho-technical exercises for the correction of behavior in stressful situations. The study suggests that the target group at the significant level expressed by the following models of aggressive behavior: negative due to low self-esteem as a specific form of self-denial (vector «self-concept»); affective (paroxysmal vector). In the course of correctional training the most successfully managed to work through extreme variants of negative sexual and vectors; A positive dynamics of decrease on the scale of «intolerance of the opinions of others», «offensive», «obstinacy», «temper», «negative aggressiveness». It is noted that after the application of psycho methods exposure level in the target group of suspicion, vindictiveness, and totals of positive aggressiveness is not significantly changed. These final psychological diagnosis demonstrate the need to develop and apply additional measures of psychological adjustment for the results obtained. The possibility of using projective techniques L. Sondhi the practical psychologist with difficult teenagers allow a detailed assessment of the current state of the sphere of instincts, and to identify motivation — as a reactive nature, arising in response to the needs and frustrations of a teenager in a social environment, and the endogenous nature of having an internal cause genetic or other source that is not associated with the current situation. Methods of psychological correction impact applied during the study may contribute to the formation of teenagers the skills of effective behavior in difficult situations.

Keywords: adolescents; aggressiveness; aggressive behavior; personal determination; motivation; psychological correction; training; conflict; stress; projective method of L. Sondhi.

For citation: Ponomareva E. A., Ponomareva D. I., Afonskaya T. A. The features of personal determination and correction of the aggressiveness in adolescents // Systems psychology and sociology. 2018. № 1 (25). P. 26-35.

References

1. Afonskaya T. A. Resistance to stress as an outcome of taking possible informed decision-making by a person // Modeling of the demographic development and socio-economic efficiency of Russian demographic policy. The proceedings of the international scientific-practical conference. M.: Economic Education, 2015. P. 166-169.

2. Baron R, Richardson D. Aggression: translated from English. SPb.: Peter Press, 2017. 416 p.

3. Ilyin E. P. Psychology of communication and interpersonal relationships. SPb.: Piter, 2017. 592 p.

4. Mozhginsky Yu. B. Aggression in adolescents: emotional and crisis mechanism. SPb.: Lan, 2014. 128 p.

5. Ponomareva D. I., Ponomareva E. A. Specific features of aggression in young offenders // Proceedings of the IV All-Russian Congress of the RPO. M.; Rostov n/D.: Credo, 2007. P. 62.

6. Ponomareva E. A., Ponomareva D. I. Study of the socio-psychological characteristics of the organizational culture in the educational systems // Social education: a systematic approach collection of scientific articles / edited A. V. Ivanov. M.: Perspective, 2016. P. 58-65.

7. Rutter M. Helping troubled children: translated from English. M.: IOI, 2017. 431 p.

8. Romanova E. S., Shubin S. B. The psychological impact of computer and console video games on young people // Systems psychology and sociology. 2017. № 1 (21). P. 57-69.

9. Semenuk L. M. Psychological features of aggressive behavior in teenagers and terms of its correction / Moscow Psychological and Social Institute. M.: Flinta, 2014. 96 p.

10. Szondi L. Experimental diagnostics of drives: textbook: translated from German. M.: Cogito-Center, 2005. 557 p.

11. Sobchik L. N. The method of portrait selections — the Szondi test. SPb.: Rech, 2013. 125 p.

12. Atherton O. E., Tackett J. L., Ferrer E., Robins R W. Bidirectional pathways between relational aggression and temperament from late childhood to adolescence // Journal of Research in Personality. April 2017. Vol. 67. P. 75-84. URL: https://doi.org/10.1016/jjrp.2016.04.005.

13. Bethune S. Teen stress rivals that of adults // Monitor on Psychology. April 2014. Vol. 45. № 4. P. 20. URL: http://www.apa.org/monitor/2014/04/teen-stress.aspx.

14. Chung J. M., Hutteman R., Aken Marcel A. G. , Denissen J. A. High, low, and in between: Self-esteem development from middle childhood to young adulthood // Journal of Research in Personality. October 2017. Vol. 70. P. 122-133. URL: https://doi.org/10.1016/jjrp.2017.07.001.

15. Clay Z., Ravaux L., Waal Frans B. M., Zuberbuhler K. Bonobos (Pan paniscus) Vocally Protest Against Violations of Social Expectations // Journal of Comparative Psychology. 2016. Vol. 130. № 1. P. 44-54. URL: http://www.apa.org/pubs/journals/features/com-coma0040088.pdf.

16. Konold T., Cornell D., Huang F., Meyer P., Lacey A., Nekvasil E., Shukla K. Multilevel multiinformant structure of the authoritative school climate survey// School Psychology Quarterly. Sept. 2014. Vol. 29. P. 238-255. URL: http://dx.doi.org/ 10.1037/spq0000062.

17. Nekvasil E. K., Cornell D. G. Student threat assessment associated with safety in middle schools // Journal of Threat Assessment and Management. 2015. Vol. 2. № 2. P. 98-113. URL: http://www.apa.org/pubs/ journals/features/tam-tam0000038.pdf.

18. Nielsen L. Re-examining the Research on Parental Conflict, Coparenting, and Custody Arrangements // Psychology, Public Policy, and Law. 2017. Vol. 23. № 2. P. 211-231. URL: http://www.apa.org/pubs/journals/ features/law-law0000109.pdf.

19. Shilpi P. Behavioral therapy for children with emotional disorders // SOJ Psychology. 2017. № 4 (2). P. 1-2. URL: https://symbiosisonlinepublishing.com/ psychology/ psychology41.pdf.

20. Shiner Rebecca L., Allen Timothy A., Masten Ann S. Adversity in adolescence predicts personality trait change from childhood to adulthood // Journal of Research in Personality. April 2017. Vol. 67. P. 171-182. URL: https:// doi.org/10.1016/j.jrp.2016.10.002.

21. Tucker C. J., Van Gundy Karen T., Wiesen-Martin D., Sharp Erin H., Rebellon Cesar J., Stracuzzi Nena F. Proactive and reactive sibling aggression and adjustment in adolescence // Journal of Interpersonal Violence. Vol. 30. Issue 6. P. 965-987. URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0886260514539760.

22. Yalcin O., Erdogan A. Neurobiological, psychosocial and environmental causes of violence and aggression // Psikiyatride Guncel Yaklasimlar. 2013. № 5 (4). P. 388-419. DOI 10.5455/cap.20130526. URL: https: // doaj.org/article/ 6540147ec0fa4d55b9659a9047cf3481.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.