Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка внедрения цифровых ресурсов в учебный процесс вуза'

Педагогическая поддержка внедрения цифровых ресурсов в учебный процесс вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / DIGITAL TECHNOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / EDUCATIONAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барахсанова Е.А., Николаев А.М.

Статья раскрывает необходимость педагогической поддержки при внедрении цифровых технологий в образовательный процесс; приведен опыт организации обучения с использованием цифровых ресурсов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барахсанова Е.А., Николаев А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article points out the necessity of pedagogical support to introduce digital technologies into educational process. It describes the experience of the organization of training with the use of digital resources in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка внедрения цифровых ресурсов в учебный процесс вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА

Е.А. Барахсанова, А.М. Николаев

Аннотация. Статья раскрывает необходимость педагогической поддержки при внедрении цифровых технологий в образовательный процесс; приведен опыт организации обучения с использованием цифровых ресурсов в вузе.

Ключевые слова: цифровая технология, педагогическая поддержка, учебная информация.

Summary. The article points out the necessity of pedagogical support to introduce digital technologies into educational process. It describes the experience of the organization of training with the use of digital resources in higher educational institutions.

Keywords: digital technology, pedagogical support, educational information.

74

Современный этап развития общества характеризуется непрерывным совершенствованием образовательных технологий, которые все шире охватывают различные области человеческой деятельности, что в свою очередь приводит к их большей интеллектуализации. Другим не менее значимым проявлением информатизации является повышение уровня информационного обслуживания, доступа людей к различным источникам информации.

Вопросы использования информационных технологий в образовании исследованы в трудах В.П. Беспалько, ГА. Бордовского, В.В. Лаптева, М.П. Лап-чика, В.М. Монахова, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др. Разработаны психологические и дидактические основы использования в образовании различных видов инфо-коммуникационных технологий. Однако в условиях перехода на

Преподаватель XX

ЕК

уровневое про фес сио нально-педаго-гическое образование, ориентированное на компетентностный подход, перед преподавателями стоит задача переосмысления своей деятельности, внедрения в нее элементов инновации, в том числе смены своей привычной позиции преподавателя на позицию «педагогической поддержки» обучающегося [1].

Вопросам педагогической поддержки обучающихся уделено достаточное внимание в педагогических исследованиях внедрения новых образовательных технологий, но проблема «цифровой поддержки» обучающихся требует более тщательного анализа, так как в условиях информационного общества становится крайне актуальной [2]. Проблемы современного педагогического образования в том числе порождены противоречием между объективной необходи-

-3 / 2012

мостью поддержки развития умении студентов решать профессионально-педагогические задачи, в том числе с использованием цифровых технологий, и нарастанием потока информации. Успешность обучения с использованием цифровых технологий зависит от организации педагогической поддержки студентов, основным назначением которой является создание такого образовательного поля, которое неизбежно приведет к изменению самой личности обучаемого. Педагогическая поддержка, являясь необходимым условием обучения с использованием цифровой технологии, выполняет прогностическую и обеспечивающую учебно-воспитательную, учебно-исследовательскую и учебно-познавательную деятельность.

Опыт реализации госстандартов в сфере профессионального образования с использованием новых образовательных технологий, в том числе цифровых ресурсов, показывает, что введение в процесс обучения (особенно по наиболее наукоемким разделам естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин) электронных учебников, виртуальных лабораторных работ, компьютерных обучающих комплексов и др. становится все более реальным.

В защищенных с 2000 по 2009 г. на базе кафедры компьютерных технологий обучения Педагогического института Северо-Восточного федерального университета работах диссертанты, ныне доценты, А.И. Данилова, Т.Н. Лукина, Ю.В. Корнилов, А.Э. Бурнашев, А.А. Слободчикова, О.Г Готовцева основывались на следующих подходах и определениях.

Обучение с использование информационно-коммуникационных техно-

логий (ИКТ) и электронных средств понимается как уникальный творческий процесс, обеспечивающий условия для самообразования, самовоспитания, саморазвития личности обучаемого, который требует специфических умений обучаемого, каковые не могут быть сформированы у него при традиционных способах обучения (О.Г. Готовцева). При целостном подходе к внедрению информационных технологий обучения необходимо рассматривать в единстве все компоненты педагогического процесса, то есть анализировать дидактическую систему взаимодействия субъектов образовательного процесса и дидактическую информационную среду, обеспечивающую условия для такого взаимодействия (Ю.В. Корнилов).

А.И. Данилова в своей диссертации отметила, что представление учебной информации может осуществляться с использованием различных технологий. К таковым следует отнести: учебно-методические комплексы, включающие основную литературу и задания самостоятельной работы студентов, которые выполнены на печатных носителях; разработанные учебно-методические материалы, рассылаемые по компьютерным сетям. В диссертационном исследовании А.А. Слободчиковой были дополнительно рассмотрены электронные учебники и электронные пособия по различным изучаемым дисциплинам. А.Э. Бурнашев дополнил этот ряд следующими технологиями: аудио- и видеопродукция, телевизионные передачи, в том числе с обратной связью по телефону, электронной почте. В опубликованной статье «Внедрение новых электронных разработок в образо-

75

76

вательный процесс в виде спецкурсов» Е.А. Барахсанова и А.А. Слобод-чикова отмечают, что эффективность процесса обучения с использованием информационных технологий и электронных образовательных ресурсов определяется программно-методическим сопровождением, представленным на различных носителях [3].

В представленном отчете по гранту АВЦП «Теоретическое обоснование и разработка кейс-технологии для...» за 2011 г. коллектив исследователей в составе профессоров Е.А. Ба-рахсановой, А.В. Мордовской, доцентов С.В. Паниной, Е.В. Никитиной, С.Н. Архиповой отмечает, что процесс эффективности обучения с использованием инфо-коммуника ци он-ных и цифровых технологий в определенной степени зависит от психолого-педагогического и программно-методического сопровождения учебного процесса. При этом содержание учебной информации должно отвечать целям и задачам образования и воспитания, требованиям образовательных стандартов высшего профессионального образования.

В содержании ФГОС 3-го поколения прослеживается идея о том, что успешное функционирование обучения с использованием новых образовательных технологий возможно при четко налаженном адекватном взаимодействии между тремя элементами: учебная и методическая литература; система контроля; организационные формы обучения. Определяющим элементом при обучении с использованием цифровых технологий является учебная литература, адаптированная к условиям такого обучения с учетом его специ-

фики. Мы считаем, что это должна быть учебная литература программированного типа. По своей структуре она должна издаваться в виде сборников обучающих программ.

Учебная литература для обучения с использованием цифровых технологий должна иметь информационную и управляющую части. Информационная часть строится в рамках оптимальной пошаговой структуры. Учебный материал должен излагаться в сжатом виде, простым, доступным для понимания языком, насыщенным профессиональной терминологией. Диалоговая форма более эффективна в дидактическом отношении, поэтому она предпочтительна. Методические указания должны составлять органическую часть излагаемого материала и располагаться непосредственно в нем. Контролирующая часть должна иметь только тестовую форму с промежуточным и итоговым контролем по каждой теме (разделу) и с итоговым контролем по всей дисциплине. Графический материал (рисунки, схемы, графики и др.) должен обладать необходимой информативностью и быть при этом легкочитаемым и легкоусвояемым.

Большой арсенал педагогических знаний, накопленный в настоящее время, охватывает самые разнообразные вопросы обучения. Однако это еще не обеспечивает соответствующих успехов в массовой практике. Само получение обоснованного знания и даже разработка конкретных рекомендаций не есть гарантия того, что они войдут в повседневную практику педагога, станут реальным средством его труда. Известно, что в условиях обилия научно-педагогической информации, вариантов программ и

Преподаватель |_

3 / 2012

пособий качество обучения у разных педагогов и учителей колеблется в очень широком диапазоне. Очевидно, преодолеть подобные недостатки нельзя лишь решением организационных вопросов. Необходимо в рамках самой дидактики изучить тот процесс, в котором педагогические знания из формы научного результата переходят в форму реального средства, повышающего эффективность учебно-воспитательного процесса.

В заключении следует отметить, что современная российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в появлении альтернативных типов учебных заведений, использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования, применении новых образовательных технологий и других инноваций. Подготовка современного педагога должна отвечать требованиям, предъявляемым к инновацион-

ной деятельности, моделирование структуры такой деятельности у будущего педагога, которая формирует готовность к восприятию, разработке или использованию новых образовательных технологий и требует научно-педагогической поддержки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гафурова Н.В., С.И. Осипова. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1.

2. Слободчикова А.А., Барахсанова Е.А., Данилова А.И. Научно-методические основы разработки электронных учебных средств: Монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 146 с.

3. БарахсановаЕ.А., СлободчиковаА.А. Внедрение новых электронных разработок в образовательный процесс в виде спецкурсов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - № 2. - С. 23-27. ■

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.