Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка ценностных ориентаций студентов средних профессиональных учреждений на начальном этапе обучения'

Педагогическая поддержка ценностных ориентаций студентов средних профессиональных учреждений на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / PEDAGOGICAL SUPPORT / AGE CRISES / VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокорина Мария Анатольевна, Розенфельд Александр Семенович

В статье рассмотрены теоретические предпосылки педагогической поддержки ценностных ориентаций студентов, испытывающих трудности самоопределения, обусловленные кризисом возрастного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокорина Мария Анатольевна, Розенфельд Александр Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF AVERAGE PROFESSIONAL ESTABLISHMENTS AT THE TRAINING INITIAL STAGE

In article theoretical preconditions of pedagogical support of valuable orientations of the students experiencing difficulties of self-determination caused crisis of age development are considered.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка ценностных ориентаций студентов средних профессиональных учреждений на начальном этапе обучения»

М.А. Кокорина, А.С. Розенфельд

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: педагогическая поддержка, возрастные кризисы, ценностные ориентации.

Аннотация: В статье рассмотрены теоретические предпосылки педагогической поддержки ценностных ориентаций студентов, испытывающих трудности самоопределения, обусловленные кризисом возрастного развития.

Осуществляемая в стране реформа образования требует новаторских подходов к воспитанию студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО). Процесс адаптации студента на начальном этапе обучения часто носит проблемный характер: молодой человек попадает в новую социальную среду, где складывается студенческий коллектив, создаются навыки и умения рациональной организации учебной деятельности, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, формируются навыки самообразования и самовоспитания качеств личности, позволяющие самоопределиться в новых жизненных условиях. Все указанные аспекты определяют необходимость пристального внимания к проблеме педагогической поддержки - одной из востребованных в современной науке и образовательной практике. Понятие «поддержка» было введено в отечественную педагогику относительно недавно О.С. Газманом и получило развитие в работах А.Т. Анона,

А.Г. Асмолова, Н.А. Галагузовой, И.Ф. Дементьевой, И.В. Дубровий, Н.Н. Загрядской, Н.Б. Крылова, Л.Я. Олиференко, Л.А. Петровской и других ученых, которые определили основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки. В зарубежных и отечественных исследованиях педагогическая поддержка рассматривается как неотъемлемая составляющая процессов гуманизации образования, как процесс педагогического взаимодействия, как деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на оказание помощи человеку в его развитии. Ее психологическое содержание - соучастие в жизненном самоопределении, в подготовке к осуществлению выборов в кризисных ситуациях, в самораскрытии и устранении субъективных препятствий развитию, а также в оказании помощи в конкретной психотравмирующей ситуации.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» педагогическая поддержка трактуется как особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия обучающегося и педагога и предполагает самоопределение учащегося в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы [8]. В интерпретации М.Ю. Бабанского, педагогическая поддержка

отличается от других педагогических направлений тем, что активизирует собственные личностные качества человека, способствующие самостоятельно решать возникающие проблемы [1]. Аналогичного мнения придерживались и представители гуманистической педагогики, отводя особую роль личной инициативе, доказывая необходимость перехода от традиционного обучения, направляемого «извне», к обучению, направляемому «изнутри» (которое только и может обеспечить самореализующаяся личность). Особое внимание гуманистические педагоги уделяли развитию индивидуальной идентичности. О.С. Газман в своих изысканиях считал предметом педагогической поддержки процесс совместной деятельности («педагог - обучающийся»), где цель - определение собственных интересов учащегося, путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в самоопределении, общении, образе жизни [3]. По данным исследований Л.С. Выготского, самоопределение и образ жизни человека во многом зависят от особенностей его ценностно-потребностной сферы. По данным исследований О.Г Дробницкого, потребности являются «побудительной силой любых действий людей» [4]. В энциклопедическом словаре понятие «потребность» трактуется как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности формирующий определенный вид деятельности [12]. По мнению А. Маслоу, высшая потребность человека реализовать свои таланты и способности - самореализация, стремление проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны [5]. Он считал, что личность является уникальной ценностью, обладающей значительным потенциалом, в полной мере способствующим ее саморазвитию и важно создать условия, при которых удовлетворяются развивающиеся потребности человека. В разработанной им концепции иерархии человеческих потребностей высшее место отводится стремлению к самоактуализации (раскрытию потенциальных возможностей личности). Дополняя концепцию А. Маслоу, К. Роджерс утверждал: «личность - это уникальность и ценность, в ней заложен потенциал к самореализации», «главное - это укрепление веры и доверия к себе, повышение самоуважения путем формирования адекватных представлений и отношений к себе и окружающим». При этом сам процесс самореализации, по К. Роджерсу, также является одной из основных, базовых потребностей личности: «существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека к стремлению становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, деятельным» [9].

В нашем исследовании для достижения положительных результатов при оказании педагогической поддержки было необходимо выявить имеющиеся особенности ценностно-потребностной сферы студентов СПО и использовать их для формирования необходимых ценностей и ценностных ориентаций, самоопределения и социализации в новых жизненных условиях. По результатам нашего исследования, у рассматриваемой группы студентов СПО наблюдается следующая иерархия видов деятельности (табл.1).

Иерархия видов деятельности характерная для студентов СПО

Таблица 1

1. Общение с друзьями

2. Общение с любимым человеком

3. Общение в кругу семьи

4. Быт

5. Активная физкультурная деятельность

6. Самообразование

7. Досуг_________________________________

Из таблицы следует, что одной из важных форм деятельности для студентов СПО является общение, следовательно, потребность в нем, в новых социальных связях и межличностном взаимодействии - ценная потребность студентов. Говоря о потребностной сфере, необходимо подчеркнуть взаимосвязь потребностей и ценностей; по Р.С. Немову, ценность

- то, что значимо для человека в жизни, окружающем его мире, людях, материальной и духовной культуре людей, то, чем он особенно дорожит, ценности же человека - это его по-требностные убеждения, которые в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реально действующими мотивами [7]. Понятие ценности и ценностной ориентации неоднократно становилось объектом изучения российскими учеными, такими как О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, А.С. Запесоцкий, С.Н. Иконникова,

В.А. Ядов, И.С. Кон, Л.Н. Коган. Данные исследования убедительно свидетельствуют, что ценностные ориентации органично связаны с потребностями человека.

Существует множество разнообразных классификаций потребностей: разграничивают биогенные, первичные потребности, обусловленные природой человека как биологического существа, и социогенные, возникшие в результате социально-культурной эволюции человечества; выделяют потребности терминальные (высшие) и инструментальные, возникающие в ходе удовлетворения первичных потребностей. Отметим, что различаются и ценностные ориентации - ориентации на цели и на средства [6, 7]. Большинство исследователей приходят к согласию, что ценности - это понятия, выражающие положительную или отрицательную значимость предмета или явления для человека, и вместе с тем своего рода нравственный эталон, синтезирующий требования, предъявляемые человеком к самому себе и к другим. Производные же от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры.

По данным периодизации развития человека (международный симпозиум в Москве, 1965 год), студенты первых курсов СПО - молодые люди от 17 лет до 21 года (юношеский возраст). Данный период характеризуется многими исследователями как завершающий этап социализации, созревания и формирования личности, приобретения ею новых «взрослых» качеств; ему свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания [2, 6, 11]. Таким образом, юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой обусловлено процессами профессионального и личностного самоопределения, самореализации в социальном пространстве.

В энциклопедическом словаре кризис (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) определяется как резкий, крутой перелом или острое затруднение в чем-либо, тяжелое переходное состояние или тяжелое положение [10]. И.Г. Малкина-Пых в своей книге «Возрастные кризисы» характеризует кризис как внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами. При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта» [6]. Значимое место в психологии кризисов занимают работы Э. Эриксона, в которых показано, что юношескому возрасту свойственно становление личностного образования - идентичности личности. Ее развитие происходит благодаря включению в различные социальные общности и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность позволяет личности принимать себя в отношениях с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения [11]. Понятие юношеского кризиса, по Л.С. Выготскому, - время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса - это распад сложившейся ситуации развития и возникновение новой. Кризис юности, или «кризис семнадцати лет», раскрытый автором, свидетельствует о внутренних проблемах вхождения молодого человека в самостоятельную жизнь. Данный период сопровождается профессиональным самоопределением, формированием ответственности личности как способности контролировать себя, отвечать за свои поступки, предвидеть последствия своего поведения, отражать свои достоинства и недостатки [2].

Анализ научной литературы позволил нам выявить следующие кризисы, свойственные юношескому возрасту:

- кризис идентичности - важнейший психологический процесс юношеского возраста -становление самосознания и устойчивого образа «Я», открытие своего внутреннего мира, представлен значительными изменениями самосознания, а именно, когнитивной и эмоциональной сферы, а также системы саморегуляции личности;

- кризис юности - начало становления личности в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни;

- кризис «оторванности» (одиночества), когда юноша чувствует одиночество, считая, что «никому не нужен»; в этот период потребность в общении значительно возрастает;

- экзистенциальный кризис - поиск смысла жизни, своего места в обществе.

Опираясь на исследования вышеназванных авторов и собственный педагогический

опыт, нами обозначены следующие личностные проблемы студентов СПО на начальном этапе обучения, вызванные кризисами: затрудненная социальная адаптация к новым условиям среды; недостаточно сформированные навыки межличностных и групповых коммуникаций; недостаточные знания для освоения новых программ; плохая психо-эмоциональная устойчивость; низкий уровень самоорганизации; недостаточная социальная зрелость; выбор новых личностных ориентиров; несоответствие между возможностями и реальными потребностями. Решение кризисных проблем видится в использовании педагогической поддержки ценностных ориентаций студентов СПО - первостепенной является задача по созданию адекватной технологии формирования ценностных ориентаций студентов. В основе данного процесса - природа саморазвития личности, развития способностей к сотрудничеству в образовательной деятельности, к их индивидуальности, к осознанию перспектив личностного роста, профессиональному самоопределению. Соответственно, педагогическая поддержка должна осуществляться в образовательном пространстве учреждений СПО посредством субъект-субъектной коммуникации «преподаватель - студент» и создания благоприятного режима взаимодействия «коллектив - личность» [1], то есть педагогическая поддержка ценностных ориентаций, основанная на основных потребностях студентов СПО, будет способствовать становлению образовательной деятельности как ценностно-смысловой - ведущей, позволяющей разрешить кризисы возрастного развития.

Решение данной задачи видится в создании педагогических условий, а соответственно и педтехнологий, одним из элементов которых будет проектирование педагогической модели поддержки личностных ориентаций студентов СПО. При выборе метода моделирования мы обратились к общеизвестному определению моделирования как материальной или мысленной имитации реально существующей системы с сохранением принципов организации и функционирования данной системы. (В основу данного определения положена идея о том, что модель является средством познания, причем главным признаком такого познания является отображение; общим свойством всех моделей является их способность так или иначе отображать действительность.) Проектирование модели педагогической поддержки личностных ориентаций студентов СПО выполнялось на основе следующих принципов: связи теории с практикой; профессиональной направленности; активности и сознательности в обучении; доступности; эффективности при небольших затратах времени. В результате была создана теоретическая структурно-функциональная модель педагогической поддержки личностных ориентаций студентов СПО. При разработке данной модели и ее содержательном наполнении учитывались основные положения аксиологического и системнодеятельностного подходов; определение их статуса как методологических оснований разработки модели приводится далее.

Модель педагогической поддержки учитывает закономерности позитивного выхода из кризисов возрастного развития и формирования новой социальной ситуации на начальном этапе обучения, следовательно внедрение ее в образовательный процесс будет способствовать са-

моопределению студента в новом ведущем виде образовательно-профессиональной деятельности. Соответственно, педагогическая поддержка преобразует деятельность субъекта в целостную систему, преобразуя также потребности студента в системообразующий мотивационный компонент (ориентация на реализацию потребностей получит отражение в результативном компоненте). Все компоненты модели педагогической поддержки ценностных ориентаций направлены на то, чтобы студент СПО при реализации своих потребностей стремился к самоопределению и самоактуализации (самоизменению себя и внешних объективных жизненных условий), к новым позитивным личностным смыслам, включенности в общественную жизнь.

Предложенная модель состоит из четырех структурных компонентов: целевая подструктура, содержательная подструктура, организационная подструктура, оценочно-результативная подструктура. Содержательная подструктура, по мнению Ю.К Бабанского, во многом определяет педагогические условия, от которых зависит успех педагогической деятельности, она состоит из трех блоков - мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностно-практического. Мотивационно-ценностный блок характеризуется направленностью на овладение нормами поведенческой культуры, ориентирован на ценности межличностной коммуникации и выполняет адаптационную, организаторскую и практикоориентационную функции. Когнитивный блок содержит знание норм поведения и взаимодействия при межличностной коммуникации, выполняет аналитическую и познавательную функции. Деятельностнопрактический блок включает в себя практический опыт межличностной коммуникации и социального взаимодействия в образовательной деятельности; функции данного блока - познавательная, организаторская, контрольно-оценочная, аналитическая.

Проведенное исследование (и теоретический анализ работ Л.С. Выготского, А.Г. Маслоу, И.Г. Малкиной-Пых, К. Роджерса, Э. Эриксона) выявило в исследуемой группе индивидуальные цели, потребности, кризисы и вызванные этими кризисами личностные проблемы, во многом определяющие ценностно-потребностную сферу. Данные особенности позволяет с помощью моделирования педагогического процесса спроектировать технологию педагогической поддержки; реализация модели «Педагогическая поддержка ценностных ориентаций студентов СПО» создает необходимые условия самоопределения студентов в начальный период их профессионально-образовательной деятельности.

1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский ; Акад. пед. наук СССР; [сост. М.Ю. Бабанский]. - М. : Педагогика, 1989. - 560с.

2. Выготский, Л.О. Проблемы развития психики [Текст] // Л.С. Выготский. Собр. соч. : в 6 т. - Т.3. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.

3. Газман, О.О. Педагогическая свобода: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века [Текст] / О.С. Газман // Классный руководитель: науч.-метод. журн. - 2000. - №.93. - С. 6-33.

4. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: Избранные труды [Текст] / О.Г. Дробницкий ; [сост. Р.Г. Апресян].

- М. : Гардарики, 2002. - 523 с.

5. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] : [пер.с англ.] / А.Г. Маслоу - СПб. : Евразия, 1997. - 432 с.

6. Малкина-ПыхИ.Г. Возрастные кризисы : справочник практического психолога. [Текст] / И.Г. Малкина-Пых -М. : изд-во Эксмо, 2005 - 896 с.

7. Немов, Р.С. Психология : учеб. для высш. пед.учеб. заведений : в 3 кн. - 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1 : Общие основы психологии. - 688с.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : БРЭ,2002. - С.17.

9. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. - М. : ЭКСМО. - 2001. - 416с.

10. Советский энциклопедический соварь / под ред. А.М. Прохорова. - М. : изд-во «Сов. энциклопедия», 1987.

- 500с.

11. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. [Текст] / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М. : Издат. группа «Прогресс», 1996. - 344с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.