References
1. Dernei Z. Demotivaciya v izuchenii inostrannyh yazykov. Doklad predstavlen na kongresse TESOL '98. Si'etl, shtat Vashington, 1998: 117.
2. Uil'yams M., Berden R. Psihologiya dlya prepodavatelej inostrannyh yazykov. Kembridzh, iya: Izdatel'stvo Kembridzhskogo universiteta, 1997.
3. Gardner R.K. Social'naya psihologiya i izuchenie vtorogo yazyka: Rol'otnosheniya i motivacii. London, 1985. Available at: https://www.researchgate.net/publication/288153221_ Motivation_and_Attitudes_in_Second_Language_Learning
4. Sheldon K.M., Rajan R.M. Pozitivnaya psihologiya i teoriya samoopredeleniya: Estestvennyj interfejs. Chelovecheskaya avtonomiya v mezhkul'turnom kontekste: Perspektivy psihologii agentstva, svobody i blagopoluchiya, 2016: 33 - 44.
5. Abbas Ya.H. Formirovanie motivacii v processe izucheniya russkogo yazyka. Problemy i perspektivy sovremennoj metodiki RKI. Mirrusskogoslova. 2006: 92.
6. Lukina Ya.V. Zavisimost'motivaciipri vybore inostrannogo yazyka ot obraza strany izuchaemogo yazyka, 2008. Available at: https://www.zlatedu.ru/CatalogImages/File/lukina.doc
7. Shepelevich L. Povyshenie motivacii studentov-filologov pri obuchenii russkomu yazyku s ispol'zovaniem seti internet. Rusistika i sovremennost': materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 17 - 18 sentyabrya. Sankt-Peterburg: 325 - 330; T. 2.
Статья поступила в редакцию 04.11.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10013
Zotova I.V., senior lecturer, Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia), Е-mail: vip.zotova.irina@mail.ru
PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE OLDER PRESCHOOLER IN THE PROCESS OF FORMATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE IN CONSTRUCTION ACTIVITY. The article is dedicated to an actual problem of pedagogical support of the senior preschool child in the process of formation of cognitive independence in constructive activity. The article deals with various methods and techniques of management of various forms of construction, analyzed classes for each type of construction, marked its role in the formation of cognitive independent activity with the pedagogical support of older preschoolers. In the process of organizing the constructive activities of preschoolers, it is proposed to adhere to the most important principle: as children acquire constructive skills, they should be offered more and more complex tasks for independent solution. The article presents specific techniques of this process. The author concludes that the rational planning of classes in various forms and types of construction-paper, natural, construction, waste materials, as well as the guidance of independent constructive activity of children by the teacher contributes to the formation of their qualities, which in unity characterize cognitive independence.
Key words: preschooler, constructive activity, senior preschooler, pedagogical support, formation of cognitive independence.
И.В. Зотова, доц., ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь, Е-mail: vip.zotova.irina@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме педагогической поддержки старшего дошкольника в процессе формирования познавательной самостоятельности в конструктивной деятельности. В статье рассмотрены методы и приемы руководства различными формами конструирования, проанализированы занятия по каждому виду конструирования, обозначена его роль в формировании познавательной самостоятельной деятельности при педагогической поддержке старших дошкольников. В процессе организации конструктивной деятельности дошкольников предлагается придерживаться важнейшего принципа: по мере овладения детьми конструктивными умениями предлагать им для самостоятельного решения все более сложные задачи. В статье приводятся конкретные приёмы этого процесса. Автор делает вывод о том, что рациональное планирование занятий по различным формам и видам конструирования - бумага, природный, строительный, бросовый материалы, а также руководство самостоятельной конструктивной деятельностью детей со стороны педагога способствуют формированию у них качеств, которые в единстве формируют познавательную самостоятельность.
Ключевые слова: дошкольник, конструктивная деятельность, старший дошкольник, педагогическая поддержка, формирование познавательной самостоятельности.
Сегодня особую актуальность приобретает проблема развития ребенка как индивидуальности, субъекта деятельности. Ориентация на самостоятельность, умение адаптироваться в конкретных жизненных обстоятельствах является методологической основой российского образования. Различные подходы к решению проблемы детской самостоятельности объединены общей идеей: формирование самостоятельности старших дошкольников осуществляется в продуктивной деятельности. Конструирование в этом плане имеет особое значение, поскольку в процессе его ребенок не только активно что-то создает, но и видит результат своего труда.
По мнению многих ученых (В.Ф. Ждан [1], Е.Л. Кононко [2], Н.Н. Поддьяков [3], Л.А. Парамонова [5] и др.) именно в этой деятельности развиваются умственные способности, творческое воображение, инициатива, воля, самостоятельность, обостряется наблюдательность.
В течение всего дошкольного детства, как показывают исследования Е.Л. Кононко [2], Н.Н. Поддьякова [3], интенсивно развивается детское экспериментирование, которое является особой формой поисковой деятельности. По мнению ученых, в детском конструировании проявляется самостоятельность ребенка, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная функция), на получение продуктов деятельности (продуктивная функция).
Изучение психолого-педагогических исследований по проблеме конструктивной деятельности позволило выделить методы и приемы руководства различными формами конструирования. Используя различные приемы обучения детей старшего дошкольного возраста конструированию, автор предлагает придерживаться важнейшего принципа: по мере овладения детьми конструктивными умениями предлагать им для самостоятельного решения все более сложные задачи.
В зависимости от целей и задач обучения, а также с учетом индивидуального уровня развития мотивационного компонента проводились занятия по конструированию из бумаги, природного и строительного материалов. Важным именно на этом этапе было то, что обучение строилось по принципу достижения успеха, который всегда был эмоционально украшен. Наша задача состояла в том, чтобы каждый ребенок на каждом занятии достигал этого успеха.
Анализ занятий по каждому виду конструирования осуществлялся в соответствии со структурой конструктивной деятельности, где выделялись две содержательные функции: познавательная и продуктивная. Интеграция этих функций эффективно реализовывалась на занятиях, где стимулировалось желание детей создавать конструкции и формировалось умение использовать различные материалы, планировать и контролировать свои действия, объективно оценивать соответствие достигнутого результата запланированному Происходила трансформация познавательной деятельности в практическую, то есть менялся не только тип деятельности, но и цель, действия, операции и результат. Этот процесс наблюдался нами в течение всего экспериментального исследования.
В серии занятий по теме «Маленькие строители» в течение сентября дети мастерили «Крепкие башни» (конструирование по образцу), «Лесных школьников» (конструирование по теме), «Цветочную поляну» (конструирование по замыслу), «Деда Мазая и зайцев» (конструирование по схеме). В этом месяце значительное внимание уделялось формированию позитивного отношения к конструированию из природного материала; развитию интереса к работе с ним; поощрению и поддержанию интереса, возникновению удивления перед открытием (мотивационный компонент).
Одновременно осуществлялось ознакомление детей со свойствами влажного песка, обучение умению аккуратно пользоваться разнообразным оборудованием; подбирать природный материал для изготовления поделок в соответствии с замыслом; развивать аналитико-синтетическую деятельность; формировать умение соединять отдельные части различными способами (когнитивный компонент). То есть мы пытались формировать конструктивные умения в организованной познавательной деятельности, которая является неотъемлемой частью конструктивной деятельности.
Для конструктивной деятельности с песком детям предлагались мелкие игрушки и большое количество разнообразного дополнительного материала для создания завершенной конструкции (пенопласт, веревки, поролон, банки, различные по форме и размеру и т.д.). На занятии воспитатель объяснял, как из песка, с помощью лопатки или дощечки, можно сделать конкретные формы, советовал,
как лучше украсить конструкцию различными материалами и деталями, т.е., используя приемы педагогической поддержки, побуждал детей к познавательной деятельности.
Заслуживают внимания такие методические подходы к организации обучения детей творческому конструированию, как формирование у них обобщенных знаний, умений, способов деятельности на основании систематического подхода и четкой последовательности в выполнении познавательных задач; применение различных форм конструирования (по образцу, заданным условиям, по замыслу и т.д.) в разной последовательности в зависимости от вида конструирования; использования диалогической формы общения детей со взрослым и между собой, что поможет обсуждению различных вариантов выполнения задания; сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования, обеспечивающее организацию содержательного общения детей и способствующее осознанию способов деятельности и повышению ее производительности; введение конструирования в различные жизненные ситуации в качестве источника формирования у детей интереса, эстетических и нравственных качеств; организация целенаправленных наблюдений различных объектов, способствующая развитию детских замыслов; создание условий для экспериментирования с различными материалами на занятиях и в свободное время.
Педагогическая поддержка индивидуального выполнения конструкций в самостоятельной деятельности состояла в выяснении и конкретизации тематики. Было замечено, что большинство детей проявляли определенную активность и с удовольствием действовали самостоятельно. Это способствовало тому, что конструкции детей были оригинальными, не похожими друг на друга. Поддержание интереса в самостоятельной деятельности обеспечивалось подбадриванием детей, одобрением принятого решения, подчеркиванием необходимости использования дополнительного материала и т.д. Конструирование из песка проходило на площадке, в песочнице, поэтому по завершению деятельности в ней была организована выставка работ.
Для наиболее продуктивной и интересной работы необходимо ввести детей в ситуацию помощи героям. Именно такой прием педагогической поддержки рассматривался нами как побуждение к активным действиям, проявление находчивости и инициативы. Поэтому на следующем занятии по теме «Лесные школьники» перед детьми была поставлена задача: расколдовать «лесных животных», которые собирались идти в школу. Программное содержание этого занятия предполагало развитие интереса к работе с природным материалом, а также обучение дошкольников умению подбирать разнообразный материал для изготовления игрушек.
В начале занятия с дошкольниками была проведена беседа о Дне знаний. В ходе ее педагог расспрашивал тех детей, чьи братья и сестры пошли в школу, интересовался, хотят ли сами дети пойти в школу. Работа детей на этом занятии осуществлялась по подгруппам в соответствии с уровнями сформированности компонентов познавательной самостоятельности, что позволило дифференцировать содержание задач. В первую подгруппу входили дети, которые по результатам констатирующего эксперимента были отнесены к низкому и частично среднему уровням познавательной самостоятельности. Этим детям предлагалась
Библиографический список
определенная тема, то есть отмечалось то, что они должны сделать за занятие. Детям, которые были отнесены к достаточному и среднему уровням (вторая подгруппа), предоставлялась самостоятельность в выборе темы. В свою очередь каждой подгруппе предлагалась коробка с одинаковым природным материалом (сосновые шишки (разных размеров), иглы сосны и семена клена (липы), пластилин).
На основании анализа первых проведенных занятий было выявлено, что под руководством взрослого, под влиянием специально организованных занятий по конструированию и реализации различных тактик педагогической поддержки у большинства детей можно проследить определенную заинтересованность, выражающуюся в вопросах: «Мы сегодня будем конструировать?», «А что можно сделать из этого?», «Посмотрите, из этого корня получится маленький гномик» и т.д.
Для поддержания дальнейшего интереса к конструктивной деятельности проводились экскурсии с детьми, на которых дошкольники собирали необычный по форме природный материал (ветви, корни, семена и т.д.) и закрепляли знания о свойствах живой и неживой природы.
Основным моментом в педагогической поддержке познавательного интереса была организация занятий в условиях дальнейшего усложнения. Так, на занятии «Дом для гномов» наряду с формированием у детей устойчивого интереса к конструированию мы пытались научить их из прямоугольника делать квадрат, из него делать треугольник для получения «дома», проявляя сосредоточенность при создании изделия по заданным условиям.
Для того чтобы дети учились действовать по указанию взрослого, начало конструирования «дома» осуществлялось по словесным инструкциям: «Сначала положите лист бумаги горизонтально, сложите пополам и еще раз пополам. Получаем четыре поперечные «дорожки». Дальнейшая деятельность детей проходила после показа действий: сложить пополам «дорожки», на первой и последней полосе отогнуть треугольники и спрятать их в середину, углы и стороны, которые образовались, соединить вместе. В процессе самостоятельной деятельности детей был использован такой прием педагогической поддержки как стимулирование, который обеспечивал формирование положительных мотивов. При этом значительное внимание уделялось созданию эмоционального комфорта и соответствующего микроклимата, способствовавшего развитию интеллектуальных чувств, а именно: увлеченности, заинтересованности, удивлению.
Как показал наш опыт, проводить эту работу с детьми крайне важно. Так как это создаёт предпосылки для преемственности в обучении детей на последующих ступенях образования, где будет осуществляться их дальнейшее развитие [6 - 12].
Таким образом, именно этот вид познавательно-продуктивной деятельности создает необходимые условия для проявления детьми личностных и волевых черт, а именно сочетание различных видов и форм конструирования, комбинирование детьми различных по форме деталей и др. Рациональное планирование занятий по формам и видам конструирования (бумага, природный, строительный, бросовый материалы), а также руководство самостоятельной конструктивной деятельностью детей со стороны педагога способствуют формированию у них качеств, которые в единстве характеризуют познавательную самостоятельность.
1. Ждан В.Ф. Аппликация, конструирование в детском саду: разработка занятий для студентов групп экспериментальных дошкольных учреждений. Киев: НИИП, 1982.
2. Кононко Е.Л. В мире раннего детства. Киев: Рад. шк., 1985.
3. Поддьяков С.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 1988.
4. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учебное пособие для вузов. Москва: Академия, 2002.
5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование: книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. Москва: Карапуз, 1999.
6. Горбунова Н.В. Развитие связной речи старших дошкольников в театрально-игровой деятельности. Актуальные вопросы развития речи дошкольников и младших школьников: коллективная монография. Ялта, 2019: 22 - 35.
7. Магомеддибирова З.А. Философский аспект сущности понятия преемственности. Наука и школа. 2004; № 1: 20.
8. Магомеддибирова З.А., Альбекхаджиева З. К вопросу о формировании информационной культуры младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 115 - 117.
9. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 48-1: 90 - 100.
10. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения дошкольников и младших школьников к изобразительной деятельности. Махачкала, 2014.
11. Абдулгалимов РМ., Абдулгалимова ГН., Алибекова З.Н. и др. Современные психолого-педагогические исследования - результаты, проблемы, прогнозы: коллективная монография. Москва, 2017.
12. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т. В. Изобразительная деятельность детей 6 - 7 лет в развитии эмоционально-ценностных отношений. Международный журнал экспериментального образования. 2010; № 11: 115 - 118.
References
1. Zhdan V.F. Applikaciya, konstruirovanie v detskom sadu: razrabotka zanyatij dlya studentov grupp 'eksperimental'nyh doshkol'nyh uchrezhdenij. Kiev: NIIP, 1982.
2. Kononko E.L. Vmirerannego detstva. Kiev: Rad. shk., 1985.
3. Podd'yakov S.N. Umstvennoe vospitanie detejdoshkol'nogo vozrasta. Moskva: Prosveschenie, 1988.
4. Paramonova L.A. Teoriya i metodika tvorcheskogo konstruirovaniya v detskom sadu: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademiya, 2002.
5. Paramonova L.A. Detskoe tvorcheskoe konstruirovanie: kniga dlya pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij, prepodavatelej i studentov pedagogicheskih universitetov i kolledzhej. Moskva: Karapuz, 1999.
6. Gorbunova N.V. Razvitie svyaznoj rechi starshih doshkol'nikov v teatral'no-igrovoj deyatel'nosti. Aktual'nye voprosy razvitiya rechi doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov: kollektivnaya monografiya. Yalta, 2019: 22 - 35.
7. Magomeddibirova Z.A. Filosofskij aspekt suschnosti ponyatiya preemstvennosti. Nauka i shkola. 2004; № 1: 20.
8. Magomeddibirova Z.A., Al'bekhadzhieva Z. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 115 - 117.
9. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Lichnost' uchitelya cherez prizmu tysyacheletij. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 48-1: 90 - 100.
10. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov k izobrazitel'noj deyatel'nosti. Mahachkala, 2014.
11. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova G.N., Alibekova Z.N. i dr. Sovremennyepsihologo-pedagogicheskieissledovaniya-rezul'taty, problemy, prognozy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
12. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Izobrazitel'naya deyatel'nosf detej 6 - 7 let v razvitii 'emocional'no-cennostnyh otnoshenij. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010; № 11: 115 - 118.
Статья поступила в редакцию 31.10.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10014
Ramazanova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Preschool Education and Pedagogy,
Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia), E-mail: ramazanova-elmira@mail.ru
MODELS OF PREPARATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR THE USE OF ICT IN PROFESSIONAL ACTIVITIES. The article presents the actual problem of training of future primary school teachers in professional activity. Professional training of the future teacher is a holistic process of assimilation and consolidation of general pedagogical and special knowledge, skills and abilities. The model of preparation of future primary school teachers for the use of ICT in professional activities, implemented in the framework of the following approaches: value-oriented, interdisciplinary, personal-activity, system and information.
Key words: model, information and communication technologies, professional activity, primary school teacher.
Э.А. Рамазанова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. дошкольного образования и педагогики, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-
педагогический университет», г. Симферополь, E-mail: ramazanova-elmira@mail.ru
МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка будущего педагога является целостным процессом усвоения и закрепления общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков. Обоснована и представлена модель подготовки будущих учителей начальных классов к применению ИКТ в профессиональной деятельности, реализуемая в рамках следующих подходов: ценностно-ориентированных, междисциплинарных, личностно-деятельностных, системных и инфор-матических.
Ключевые слова: модель, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная деятельность, учитель начальных классов, подготовка.
В современном мире происходит объективный процесс проникновения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человечества, средства информатизации все интенсивнее входят в учебно-воспитательный процесс образования. Процессы информатизации общества и образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как показал анализ научных источников, на современном этапе существуют различные подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов: контекстный (А. Вербицкий) [3], субъек-тно-деятельностный (И. Бех) [2], технологический (А. Пехота) [5], информатиче-ский (Н. Фоминых) [6].
Считаем, что подготовка будущих учителей начальных классов к применению ИКТ должна базироваться на ценностно-ориентированном, междисциплинарном, личностно-деятельностном, системном и информатическом подходах. Согласно ценностно-ориентированному подходу у студентов формируются умения и навыки саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самоактуализации и самоконтроля, для чего преподавателю необходимо всесторонне способствовать формированию мотивов и ценностей будущих педагогов.
Основное значение личностно-деятельностного подхода для образовательной практики предполагает, что в центре учебного процесса находится обучающийся - его профессиональные мотивы, цели, уникальное психическое состояние, то есть студент как личность. Вторая составляющая указанного подхода (деятельностная) базируется на теории деятельности А. Леонтьева [4], согласно которой любая деятельность имеет предмет, потребности, мотивы. Итак, лич-ностно-деятельностный подход к подготовке будущих воспитателей к применению ИКТ означает переориентацию этого процесса с традиционной передачи знаний на постановку и самостоятельное решение конкретных профессиональных задач с применением аппаратных и программных средств ИКТ.
Следующим подходом к подготовке будущих учителей к применению ИКТ считаем информатический. В современной научной литературе встречаются термины «информационный», «информативный», но вслед за Н. Фоминых [6] считаем целесообразным и правомерным употребление именно термина «информати-ческий», поскольку он по своему лексическому значению значительно шире, чем указанные выше. Этот подход заключается в применении ИКТ в учебно-воспитательном процессе, организации обучения и получения студентами знаний, умений и навыков, которые обеспечивают дальнейшее применение специалистом аппаратных и программных средств в будущей профессиональной деятельности.
Модель педагогического процесса выглядит в виде структурно-логической схемы, на которой представлены отдельные его компоненты. Уровень детализации такой схемы может быть произвольным и зависит от степени учета различных факторов. Функциональность модели выражается взаимосвязями между отдельными ее компонентами и описанием хода педагогического процесса. Она позволяет избавиться от исследования маловлиятельных факторов и сосредоточить внимание на значимых. Это в свою очередь позволяет осуществлять
эффективный анализ выбранной составляющей и прогнозировать изменения ее результативности при изменении определенных условий.
При разработке модели подготовки будущих учителей начальных классов к применению ИКТ в профессиональной деятельности мы придерживаемся определения Абдулиной О.: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает или воспроизводит объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [1].
Работа с ИКТ проходит преимущественно в индивидуальном режиме. При этом различные программные средства ИКТ могут быть настроенными на определенные нужды того или иного пользователя. Одного и того же результата можно достичь, применяя не только различные подходы и методы, но даже различные программные средства. При планировании занятия с применением ИКТ учитель может самостоятельно выбирать интересующие его аппаратные и программные средства ИКТ, формы работы с ними, определять целесообразность их применения на отдельных этапах урока. То есть принцип индивидуализации и дифференциации в этом случае является одним из ведущих.
Определяя дидактические принципы подготовки будущих учителей начальных классов к применению ИКТ, нельзя не согласиться с Е. Блиновой, которая в качестве отдельного дидактического принципа оптимизации информатической подготовки будущих учителей начальных классов считает принцип соответствия учебно-научной материальной базы содержанию обучения. В модели будущие учителя начальных классов должны:
- иметь представление о процессе информатизации общества; влиянии информатизации на сферу образования; особенностях учебно-воспитательного процесса в условиях информатизации образования; социальном заказе общества на подготовку специалистов нового типа в соответствии с современным этапом его развития; путях повышения эффективности деятельности учителя начальных классов с помощью ИКТ; влиянии ИКТ на процесс профессионального взаимодействия;
- знать: сущность понятий «информатизация общества», «информатизация образования», «информационно-коммуникационные технологии», «информационно-коммуникационные технологии обучения», «технологии мультимедиа и гиперссылок», «информационно-образовательная среда», единое информационно-образовательное пространство; основные педагогические возможности сети Интернет; ключевые характеристики средств информационно-коммуникационных технологий, применяемых в учебном процессе; типы педагогических программных средств; требования к компьютерным тестам; формы организации обучения с применением ИКТ; методы, методики и технологии проведения обучения с широким применением информационно-коммуникационных технологий; дидактические и методические требования к педагогическим программным средствам для школьников; принципы построения занятия с применением ИКТ; воз-