Научная статья на тему 'Модели подготовки будущих учителей начальных классов к применению ИКТ в профессиональной деятельности'

Модели подготовки будущих учителей начальных классов к применению ИКТ в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / информационно-коммуникационные технологии / профессиональная деятельность / учитель начальных классов / подготовка. / model / information and communication technologies / professional activity / primary school teacher.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э. А. Рамазанова

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка будущего педагога является целостным процессом усвоения и закрепления общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков. Обоснована и представлена модель подготовки будущих учителей начальных классов к применению ИКТ в профессиональной деятельности, реализуемая в рамках следующих подходов: ценностно-ориентированных, междисциплинарных, личностно-деятельностных, системных и информатических.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF PREPARATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR THE USE OF ICT IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article presents the actual problem of training of future primary school teachers in professional activity. Professional training of the future teacher is a holistic process of assimilation and consolidation of general pedagogical and special knowledge, skills and abilities. The model of preparation of future primary school teachers for the use of ICT in professional activities, implemented in the framework of the following approaches: value-oriented, interdisciplinary, personal-activity, system and information.

Текст научной работы на тему «Модели подготовки будущих учителей начальных классов к применению ИКТ в профессиональной деятельности»

10. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya doshkol'nikov i mladshih Shkolnikov k izobrazitel'noj deyatel'nosti. Mahachkala, 2014.

11. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova G.N., Alibekova Z.N. i dr. Sovremennyepsihologo-pedagogicheskieissledovaniya-rezul'taty, problemy, prognozy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

12. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Izobrazitel'naya deyatel'nost detej 6 - 7 let v razvitii 'emocional'no-cennostnyh otnoshenij. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010; № 11: 115 - 118.

Статья поступила в редакцию 31.10.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10014

Ramazanova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Preschool Education and Pedagogy,

Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia), E-mail: ramazanova-elmira@mail.ru

MODELS OF PREPARATION OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR THE USE OF ICT IN PROFESSIONAL ACTIVITIES. The article presents the actual problem of training of future primary school teachers in professional activity. Professional training of the future teacher is a holistic process of assimilation and consolidation of general pedagogical and special knowledge, skills and abilities. The model of preparation of future primary school teachers for the use of ICT in professional activities, implemented in the framework of the following approaches: value-oriented, interdisciplinary, personal-activity, system and information.

Key words: model, information and communication technologies, professional activity, primary school teacher.

Э.А. Рамазанова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. дошкольного образования и педагогики, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-

педагогический университет», г. Симферополь, E-mail: ramazanova-elmira@mail.ru

МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка будущего педагога является целостным процессом усвоения и закрепления общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков. Обоснована и представлена модель подготовки будущих учителей начальных классов к применению ИКТ в профессиональной деятельности, реализуемая в рамках следующих подходов: ценностно-ориентированных, междисциплинарных, личностно-деятельностных, системных и инфор-матических.

Ключевые слова: модель, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная деятельность, учитель начальных классов, подготовка.

В современном мире происходит объективный процесс проникновения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человечества, средства информатизации все интенсивнее входят в учебно-воспитательный процесс образования. Процессы информатизации общества и образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как показал анализ научных источников, на современном этапе существуют различные подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов: контекстный (А. Вербицкий) [3], субъек-тно-деятельностный (И. Бех) [2], технологический (А. Пехота) [5], информатиче-ский (Н. Фоминых) [6].

Считаем, что подготовка будущих учителей начальных классов к применению ИКТ должна базироваться на ценностно-ориентированном, междисциплинарном, личностно-деятельностном, системном и информатическом подходах. Согласно ценностно-ориентированному подходу у студентов формируются умения и навыки саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самоактуализации и самоконтроля, для чего преподавателю необходимо всесторонне способствовать формированию мотивов и ценностей будущих педагогов.

Основное значение личностно-деятельностного подхода для образовательной практики предполагает, что в центре учебного процесса находится обучающийся - его профессиональные мотивы, цели, уникальное психическое состояние, то есть студент как личность. Вторая составляющая указанного подхода (деятельностная) базируется на теории деятельности А. Леонтьева [4], согласно которой любая деятельность имеет предмет, потребности, мотивы. Итак, лич-ностно-деятельностный подход к подготовке будущих воспитателей к применению ИКТ означает переориентацию этого процесса с традиционной передачи знаний на постановку и самостоятельное решение конкретных профессиональных задач с применением аппаратных и программных средств ИКТ.

Следующим подходом к подготовке будущих учителей к применению ИКТ считаем информатический. В современной научной литературе встречаются термины «информационный», «информативный», но вслед за Н. Фоминых [6] считаем целесообразным и правомерным употребление именно термина «информати-ческий», поскольку он по своему лексическому значению значительно шире, чем указанные выше. Этот подход заключается в применении ИКТ в учебно-воспитательном процессе, организации обучения и получения студентами знаний, умений и навыков, которые обеспечивают дальнейшее применение специалистом аппаратных и программных средств в будущей профессиональной деятельности.

Модель педагогического процесса выглядит в виде структурно-логической схемы, на которой представлены отдельные его компоненты. Уровень детализации такой схемы может быть произвольным и зависит от степени учета различных факторов. Функциональность модели выражается взаимосвязями между отдельными ее компонентами и описанием хода педагогического процесса. Она позволяет избавиться от исследования маловлиятельных факторов и сосредоточить внимание на значимых. Это в свою очередь позволяет осуществлять

эффективный анализ выбранной составляющей и прогнозировать изменения ее результативности при изменении определенных условий.

При разработке модели подготовки будущих учителей начальных классов к применению ИКТ в профессиональной деятельности мы придерживаемся определения Абдулиной О.: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает или воспроизводит объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [1].

Работа с ИКТ проходит преимущественно в индивидуальном режиме. При этом различные программные средства ИКТ могут быть настроенными на определенные нужды того или иного пользователя. Одного и того же результата можно достичь, применяя не только различные подходы и методы, но даже различные программные средства. При планировании занятия с применением ИКТ учитель может самостоятельно выбирать интересующие его аппаратные и программные средства ИКТ, формы работы с ними, определять целесообразность их применения на отдельных этапах урока. То есть принцип индивидуализации и дифференциации в этом случае является одним из ведущих.

Определяя дидактические принципы подготовки будущих учителей начальных классов к применению ИКТ, нельзя не согласиться с Е. Блиновой, которая в качестве отдельного дидактического принципа оптимизации информатической подготовки будущих учителей начальных классов считает принцип соответствия учебно-научной материальной базы содержанию обучения. В модели будущие учителя начальных классов должны:

- иметь представление о процессе информатизации общества; влиянии информатизации на сферу образования; особенностях учебно-воспитательного процесса в условиях информатизации образования; социальном заказе общества на подготовку специалистов нового типа в соответствии с современным этапом его развития; путях повышения эффективности деятельности учителя начальных классов с помощью ИКТ; влиянии ИКТ на процесс профессионального взаимодействия;

- знать: сущность понятий «информатизация общества», «информатизация образования», «информационно-коммуникационные технологии», «информационно-коммуникационные технологии обучения», «технологии мультимедиа и гиперссылок», «информационно-образовательная среда», единое информационно-образовательное пространство; основные педагогические возможности сети Интернет; ключевые характеристики средств информационно-коммуникационных технологий, применяемых в учебном процессе; типы педагогических программных средств; требования к компьютерным тестам; формы организации обучения с применением ИКТ; методы, методики и технологии проведения обучения с широким применением информационно-коммуникационных технологий; дидактические и методические требования к педагогическим программным средствам для школьников; принципы построения занятия с применением ИКТ; воз-

можные направления и пути применения универсальных программных средств ИКТ в работе учителя начальных классов; основные педагогические программные средства для школьников; санитарно-гигиенические требования по применению компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста;

- уметь: осуществлять различные виды информационной деятельности по сбору, обработке, хранению, отображению, систематизации информации; ориентироваться в современных условиях информатизации образования; осуществлять поиск и отбор нужной информации; применять средства ИКТ в процессе подготовки к занятию; применять ИКТ при проведении научных исследований и обработке результатов педагогического эксперимента; решать распространенные учебные задачи, стоящие перед учителем через применение ИКТ; самостоятельно выбирать средства информационно-коммуникационных технологий для достижения цели занятия, планирования и решения педагогических задач; характер взаимодействия; функциональные возможности; характер применения; дидактические цели; оценивать содержательно-методическую значимость педагогических программных средств для школьников.

В процессе подготовки будущих учителей начальных классов к применению ИКТ проводятся лекции, практические занятия, семинары и выполняется самостоятельная работа, во время проведения лекции «Образовательные возможности сети Интернет» даются знания по методике школьного мира: подходы к обучению детей младшего школьного возраста, информатики: сети, каналы связи; педагогике: формы и методы обучения.

Во избежание пассивности восприятия лекции необходимо придать ей проблемный характер. Например, проводя лекцию «Роль ИКТ в работе учителя» целесообразно ставить проблемные вопросы о роли педагога при применении ИКТ: «Могут ИКТ заменить педагога или даже удалить его из учебно-воспитательного процесса?». На лекции «Сущность понятия ИКТ и их роль на современном этапе информатизации образования» целесообразно поставить проблемы дискуссионного характера, например, «Положительные и отрицательные стороны информатизации образования». Это настраивает студентов на активное восприятие материала и желание получить ответ на интересующие их вопросы.

Библиографический список

Для наглядности учебного материала лекции, повышения информативности учебного процесса необходимо сопровождать ее компьютерной презентацией, которая имеет большой дидактический потенциал. На лекции это позволяет преподавателю оперативно, в выбранном временном режиме выводить на экран необходимую информацию. Кроме того, во время демонстрации презентации студентам предоставляется пример применения ИКТ на теоретических занятиях, развивается их информатическая культура, осуществляется эстетическое воспитание, формируется определенный эталон требований, которые будут выдвигаться перед студентами во время защиты своих работ Лекция «Сущность понятия ИКТ и их роль на современном этапе модернизации образования» сможет сориентировать студентов на самостоятельное изучение законодательной базы информатизации образования, а также ответить на вопросы, связанные с преимуществами и недостатками применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе с целью подготовки студентов к следующему семинарскому занятию «Положительные и отрицательные стороны информатизации образования». Учебный материал лекции необходимо дополнять яркими фактами и примерами из практики школьного учебного заведения.

Итак, по характеру познавательной деятельности среди других, по нашему мнению, должен преобладать частично-поисковый метод, применение которого предусматривает создание на занятии проблемной ситуации, решение которой требует применения ИКТ; отбор универсальных программных средств ИКТ, необходимых для ее решения; определения конкретного практического задания; решения его студентами с помощью ИКТ [7 - 11].

Информатизация образования осуществляется быстрыми темпами, появляются новые программные средства, информационные технологии, обновляются аппаратные средства ИКТ, предоставляя новые возможности в системе образования, поэтому одним из важнейших в процессе подготовки будущих учителей является ИКТ Принцип информатичности предусматривает широкое использование аппаратных и программных средств в процессе подготовки будущих учителей к применению ИКТ для развития личности студентов, организации самостоятельной работы; создание системы информационного обеспечения этого процесса.

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. Москва: Просвещение, 1990.

2. Бех И.Д. Компетентностный подход в современном образовании. Педагогика высшей школы: методология, теория, технология. Москва: Генезис, 2009: 21 - 24.

3. Вербицкий А.А. Школа контекстного обучения, как модель реализации компетентностного похода в общем образовании. Педагогика. 2009; № 2: 12 - 18.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: МГУ 1975.

5. Подготовка будущего учителя к внедрению педагогических технологий: учебное пособие. Под редакцией И.А. Зязюна, О.М. Пехоты. Москва: Изд-во А.С.К., 2003.

6. Фоминых Н.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании филологических дисциплин: учебно-методическое пособие. Севастополь: Рибест, 2011.

7. Магомеддибирова З.А., Альбекхаджиева З. К вопросу о формировании информационной культуры младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 115 - 117.

8. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 48-1: 90 - 100.

9. Абдулгалимов РМ., Абдулгалимова ГН., Алибекова З.Н. и др. Современные психолого-педагогические исследования - результаты, проблемы, прогнозы: коллективная монография. Москва, 2017.

10. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

11. Аббасова Л.И., Бажан З.И., Бузни В.А. и др. Современные тенденции дошкольного и начального образования: коллективная монография. Ялта, 2016.

References

1. Abdullina O.A. Obschepedagogicheskaya podgotovka uchitelej v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 1990.

2. Beh I.D. Kompetentnostnyj podhod v sovremennom obrazovanii. Pedagogika vysshej shkoly: metodologiya, teoriya, tehnologiya. Moskva: Genezis, 2009: 21 - 24.

3. Verbickij A.A. Shkola kontekstnogo obucheniya, kak model' realizacii kompetentnostnogo pohoda v obschem obrazovanii. Pedagogika. 2009; № 2: 12 - 18.

4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: MGU, 1975.

5. Podgotovka buduschego uchitelya k vnedreniyu pedagogicheskih tehnologij: uchebnoe posobie. Pod redakciej I.A. Zyazyuna, O.M. Pehoty. Moskva: Izd-vo A.S.K., 2003.

6. Fominyh N.Yu. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii vprepodavanii filologicheskih disciplin: uchebno-metodicheskoe posobie. Sevastopol': Ribest, 2011.

7. Magomeddibirova Z.A., Al'bekhadzhieva Z. K voprosu o formirovanii informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 115 - 117.

8. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Lichnost' uchitelya cherez prizmu tysyacheletij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 48-1: 90 - 100.

9. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova G.N., Alibekova Z.N. i dr. Sovremennyepsihologo-pedagogicheskieissledovaniya-rezul'taty, problemy, prognozy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

10. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

11. Abbasova L.I., Bazhan Z.I., Buzni V.A. i dr. Sovremennye tendencii doshkol'nogo inachal'nogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Yalta, 2016.

Статья поступила в редакцию 31.10.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10015

Aliyeva B.Sh, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru

Avshalumova L.Kh., Professor, Head of Department of History and Theory of Religion and Culture, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: albika62@mail.ru

ETHNO-CULTURAL COMPETENCE AS A CONDITION FOR PREVENTING EXTREMISM AND TERRORISM. The article reveals problems of ethnic identity formation. The appeal of the research view to the problem of using the educational resource of social institutions of education is aimed at the realization of the search for moral and cultural guidelines in the education of the younger generation. The use of the spiritual and moral potential of ethno-cultural traditions in the educational process of the school will contribute to the ethnopedagogization of educational institutions, the formation of national consciousness and civic identity among school students. The mechanisms of ethno-cultural competence formation are training, education, activity and communication. The solution of modern political, socio-economic and moral (spiritual) problems of Russian society depends largely on the correct understanding of the tasks of education of a culture of behavior, on the basis of universal values.

Key words: concept, ethno-cultural competence, social pedagogue, educational space, interethnic integration in ethno-cultural environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.