Педагогическая поддержка личностного роста студента средствами разноуровневого обучения
А. Н. Руденко (Дальневосточный государственный аграрный университет)*
Предлагается педагогическая трактовка понятия «личностный рост» и рассматриваются основные подходы к организации педагогической поддержки личностного роста студента в образовательном процессе вуза средствами разноуровневого обучения.
Ключевые слова: личностный рост, педагогическая поддержка, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве.
Предметы гуманитарного цикла в технических вузах играют особую роль. Они реализуют основной приоритет в образовательном процессе — личностный рост студента, когда развитие механизмов личностного существования человека (рефлексия, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность) выступают целью образования. В процессе изучения гуманитарных предметов создается среда становления и проявления личностного опыта студента.
Личностный рост мы понимаем как прогрессивный вектор развития личности, процесс самосовершенствования, происходящий через сознательное самоизменение и самодостраивание себя по собственному масштабу, целенаправленное самодвижение от представления образа Я-реального — к образу Я-идеального. В этом процессе происходит наращивание характеристик личностных функций, результатом которого становится переход на более высокий уровень личностной зрелости. Этот уровень, в свою очередь, становится новой отправной точкой для дальнейшего самосовершенствования. В основе процесса лежит механизм саморазвития личности.
Личностный рост студента в образовательном процессе вуза требует педагогической поддержки. В результате теоретических изысканий мы пришли к пониманию
педагогической поддержки как системы и стратегии педагогической деятельности, особого способа взаимодействия преподавателя и студентов, способствующего актуализации личностного потенциала человека, включая помощь субъектам образовательного процесса в преодолении социальных (включая учебные) и личностных трудностей и нацеленного на их личностный рост. Педагогика поддержки направлена на то, чтобы помочь студенту познать самого себя, уловить свою уникальность и неповторимость, реализовать собственную индивидуальность, построить присущую ему одному траекторию образования и жизненного пути.
В задачу преподавателя входит создание условий, стимулирующих активное участие студента в качестве со-творца процесса собственного образования. Таким образом, цель образования становится продуктом совместных усилий преподавателя и студента, отношения между ними приобретают подлинно субъект-субъектный характер и формируется «совместная траектория движения по жизни в рамках образовательного процесса» (Корнетов, 2001: 99) Возможное рассогласование целей преподавателя и студента практически исключается, что повышает эффективность образовательного процесса.
Разноуровневое обучение (при определенных педагогических условиях) представ-
* Руденко Анжелика Николаевна — доцент кафедры иностранных языков Дальневосточного государственного аграрного университета (г. Благовещенск). Тел.: +7 (4162) 51-32-26. Эл. адрес: [email protected]
ляется адекватным средством поддержки личностного роста студента в образовательном процессе: учитывая личностный опыт студента, обретенный им в предшествующей образовательной деятельности, оно обеспечивает превентивную и оперативную помощь субъектам образовательного процесса в преодолении учебных и личностных трудностей, препятствующих личностному росту; создает ситуации, требующие проявления и наращивания личностных функций, активизируя процессы личностного роста.
Педагогическая поддержка личностного роста студента в образовательном процессе средствами разноуровневого обучения будет наиболее результативной, если разноуровневое обучение в разноуровневой группе будет организовано на принципах учения в сотрудничестве (cooperative learning); взаимодействие субъектов образовательного процесса будет обогащать их субъектный опыт гуманистического общения; разноуровневое обучение, построенное на принципах учения в сотрудничестве (cooperative learning), будет предлагать сту-ден-ту персональный вызов и помогать достичь прогресса в персональных конкретных ус-ловиях, тем самым создавая ситуации успеха, повышая мотивацию и психологическую комфортность образовательного процесса.
Это предполагает смещение акцентов в повседневной учебной деятельности и создание контекста, в котором каждый студент ощущает свою ценность и достаточную уверенность в том, что в конечном итоге у него все получится.
Реалии преподавания иностранного языка в техническом вузе на сегодняшний момент таковы, что проблема уровневой дифференциации обучения в одной из ее ипостасей, а именно разноуровневого обучения в составе разноуровневых групп, встает в полный рост. Несмотря на практику формирования особых групп студентов, не изучавших иностранный язык во время учебы в школе (реалии образовательной ситуации в районах Амурской области), преподава-
тель неизбежно получает разноуровневость лингвистических способностей или базовой подготовки студентов внутри группы.
Подходя ко всем с одинаковой меркой, мы рискуем создать ощущение непреодолимо провальной сложности учебной задачи. Мы можем и должны создавать ситуации успеха, чтобы каждый студент имел шанс проявить себя в совместной учебной деятельности на своем уровне и получить удовлетворение (что не менее важно) от выполненной учебной задачи.
Разноуровневое обучение в контексте нашего исследования представляет собой дифференциацию на микроуровне, то есть внутригрупповую дифференциацию, основанием которой является уровень усвоения нового учебного материала. Уровневые характеристики определяются после текущих контрольных процедур и являются не константными, а ситуативными. После очередной контрольной процедуры «расстановка сил» может быть уже иной. Организуя учебную деятельность студентов, мы используем метод малых групп. Микрогруппы (три-че-тыре студента) могут быть как одноуровневыми, так и разноуровневыми, в зависимости от цели их формирования.
Выстраивая типологию микрогрупп, мы имеем в виду, что в условиях обучения иностранному языку в неязыковом вузе в аудитории присутствуют одновременно студенты из четырех типологических множеств: Н — некомпетентные (не достигшие минимального уровня); М — минимальный уровень достигнут; О — общий уровень достигнут; П — вышедшие на продвинутый уровень и совершенствующиеся в нем.
Таким образом, основанием классификации групп может быть комбинация входящих в них обучаемых по актуально достигнутому уровню планируемых результатов на текущий момент учебного периода.
Предлагается следующая типология групп на системной основе (количество букв не коррелирует с количеством студентов в микрогруппе): 1) группы выравнивания (НМ, НМО, НМОП, НОП, НМП, НО, НП).
Их характерная особенность — присутствие некомпетентных студентов. Назначение — «подтянуть» их на минимальный уровень, выравнять стартовые условия, обеспечить достижение ими образовательного стандарта; 2) группы поддержки (Н, О, П). Основная характеристика — однородность. Назначение — закрепление и поддержка достигнутого успеха (работа с более трудными задачами своего уровня); 3) группы развития (МО, ОП, МОП, МП), где студенты, достигшие более высокого уровня, являются локомотивами для достигших более низкого уровня.
Группа, в которой каждый студент включен в общую работу на своем уровне, имеет, согласно нашим исследованиям, следующие характеристики: 1) общая разделяемая всеми цель занятия и дисциплина; студенты научились работать и вместе, и каждый на своем уровне; 2) ценятся как лингвистические, так и нелингвистические умения и навыки; каждый имеет возможность внести свой вклад в общую работу; 3) каждый студент имеет возможность выбрать задание, адекватное своему уровню, для чего разрабатывается широкий спектр различающихся по уровню сложности заданий внутри одной задачи. При этом задача остается общей, и студенты чувствуют, что они учатся вместе; 4) на занятии у каждого студента есть возможность и время подумать над ответом; 5) существует возможность постоянного движения вперед относительно персональной точки отсчета. Если помочь студенту научиться измерять свои успехи относительно персональной точки отсчета, то каждый студент, включая сильных, сможет сосредоточить свое внимание на совершенствовании собственных умений и навыков, т. е. акцент смещен на усилие, которое потребовалось для того, чтобы сделать шаг вперед.
Наличие спектра уровневых заданий позволяет каждому студенту включиться в общую работу на своем уровне и, кроме того, создает ситуацию ответственного выбора.
Методом организации работы в группах мы избрали элементы методики обучения
в сотрудничестве, которая обеспечивает личностное развитие студентов через коммуникативную активность и групповую динамику на основе кооперативной мотивации. Основные реализуемые принципы: общность цели и задач; одна балльная оценка на микрогруппу в зависимости от достижений каждого ее члена; персональная ответственность; равные возможности успеха.
Именно сотрудничество, а не соревнование мы заложили в основу взаимодействия в микрогруппе. Индивидуальная ответственность означала, что успех всей команды (микрогруппы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривало помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности предполагали, что каждый студент совершенствует свои собственные достижения (трехуровневые задания внутри одной задачи), и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими (оценочная шкала разработана внутри каждого уровня). Если оцениваются усилия, затрачиваемые студентом для достижения общего результата, то мотивация гораздо выше, чем при традиционном обучении.
Педагогический потенциал разноуровневого обучения как средства педагогической поддержки заключается в создании атмосферы сотрудничества, ситуаций ответственного выбора и равных возможностей успеха, т. е. условий для личностного роста в ситуациях, актуализирующих такие личностные функции, как умение сделать выбор, рефлексия, смыслоопределение, построение образа «Я», принятие ответственности, творческая самореализация.
Выделяя критерии личностного роста, мы опирались на признаки самоактуализи-рующейся личности (по К. Роджерсу), теорию личностных черт Олпорта и представления о личностном способе существования индивида его личностных функциях (В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, Е. В. Бон-даревская).
Одним из показателей эффективности педагогической поддержки личностного роста студента средствами разноуровневого
обучения в условиях разноуровневой группы нами выбрана динамика мотивации учения, представленная отношением к изучению иностранного языка.
Студентам были предложены разработанные нами опросники, где предлагалось оценить по 10-балльной шкале степень важности для респондента каждого из 23 приведенных мотивов изучения иностранного языка. Опрос проводился в два этапа: перед формирующим экспериментом (начало обучения) и на конец эксперимента (завершение курса обучения иностранному языку). В эксперименте участвовали 93 студента Финансово-экономического института Дальневосточного государственного аграрного университета.
На начало эксперимента как мотивы первостепенной важности (10 баллов) были выбраны студентами 22 из 23 позиций. На высоком уровне представленности мотива (свыше 20%) оказались 9 позиций. Из них только 3 позиции отнесены нами к мотивам личностного роста.
Анализируя результаты опроса на завершающем этапе эксперимента, мы прослеживаем рост значимости мотива по 16 позициям, 13 из которых мы оцениваем как мотивы личностного роста. На первое место (39,1%) вышел мотив «я изучаю иностранный язык, потому что это интересно». Снижение значимости мотива наблюдается по 7 позициям, которые не рассматриваются нами как мотивы личностного роста (сдать зачеты и экзамены; выполнить требования программы, избежать конфликта с деканатом, угодить родителям и т. д.).
В контрольных группах прослеживается снижение значимости мотива практически по всем позициям с одновременным ростом
до 100% по 2 позициям (сдать зачеты и экзамены; выполнить требования программы обучения в университете). Последние не рассматриваются нами как мотивы личностного роста.
Сравнивая данные, полученные в экспериментальных и контрольных группах, нам представляется возможным интерпретировать результат как подтверждающий ожидаемую в экспериментальных группах положительную динамику по выбранному нами показателю личностного роста. Мы полагаем, что результат свидетельствует об эффективности разработанной тактики педагогической поддержки личностного роста студента средствами разноуровневого обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Корнетов, Г. Б. (2001) Педагогические парадигмы базовых моделей образования. М. : УРАО.
PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENT’S PERSONALITY GROWTH BY MEANS OF MULTILEVEL TEACHING
A. N. Rudenko (Far-Eastern State Agrarian University)
The author defines the term «personality growth» in a pedagogical interpretation and considers the main approaches to organization ofped-agogical support for student’s personality growth in the educational process of a higher education institution by means of multilevel teaching.
Keywords: personality growth, pedagogical support, multilevel teaching, cooperative learning.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Kornetov, G. B. (2001) Pedagogicheskie para-digmy bazovykh modelei obrazovaniia. M. : URAO.