Научная статья на тему 'Педагогическая направленность профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля'

Педагогическая направленность профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / PEDAGOGICAL DIMENSION / TRAINING OF MIDLEVEL TECHNICAL SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Татьяна Александровна

Рассмотрена необходимость развития педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля; выделены три основные направления в формировании данного профессионального качества, даны характеристики этих направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical dimension of the professional training of mid-level technical specialists

This article emphasizes the need to develop the pedagogical dimension of training of mid-level technical specialists. The author identifies and characterizes the three basic directions in the formation of the given professional quality.

Текст научной работы на тему «Педагогическая направленность профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля»

УДК 371: 373.63

Т. А. Малахова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Рассмотрена необходимость развития педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля; выделены три основные направления в формировании данного профессионального качества, даны характеристики этих направлений.

This article emphasizes the need to develop the pedagogical dimension of training of mid-level technical specialists. The author identifies and characterizes the three basic directions in the formation of the given professional quality.

Ключевые слова: профессиональная направленность, педагогическая направленность, подготовка специалистов среднего звена технического профиля.

Key words: professional orientation, pedagogical dimension, training of midlevel technical specialists.

В образовательной системе России особое положение занимает профессиональное образование. Среди специалистов среднего звена технического профиля, подготавливаемых в системе профессионального образования, важное место занимает мастер производства. Именно от него во многом зависит выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед начальным и средним профессиональным образованием, по подготовке квалифицированных кадров, поскольку специалист среднего звена технического профиля — это главный учитель профес-

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 5. С. 146—149.

сии, организатор работы и жизнедеятельности. Мастер имеет двойной предмет труда: с одной стороны, его составляют взаимоотношения с людьми, а с другой — специальные знания, умения и навыки в определенной профессиональной области [1].

Важнейшими задачами образования, профессионального в том числе, становятся подготовка молодых людей к успешной жизни в обществе и вооружение их всеми необходимыми средствами для дальнейшего самосовершенствования. Необходимо, чтобы выпускники были конкурентоспособными, быстро адаптировались к новым условиям, а значит, стали эффективными в профессиональной деятельности. Поэтому в последнее время значительно повысилась роль педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля. Такая педагогическая направленность — это, прежде всего, процесс освоения будущими специалистами педагогических знаний, развитие на их основе коммуникативных умений, навыков и личностных качеств, наличие и степень сформированности которых обеспечивает специалисту результативность в работе с людьми.

Формирование педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля является задачей преподавателей, классных руководителей, воспитателей, мастеров производственного обучения и всего педагогического коллектива. Решение данной проблемы зависит от многих факторов и не может быть достигнуто в течение короткого времени. Процесс формирования педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля следует планировать на весь период их обучения по трем основным направлениям:

1) подготовительный период формирования педагогической направленности;

2) формирование педагогической направленности при изучении спецкурса «Педагогика для специалистов среднего звена технического профиля»;

3) формирование педагогической направленности во внеурочное время [2].

Рассмотрим их подробнее. Итак, первое из них — подготовительный период формирования педагогической направленности, который начинается с первого дня поступления в колледж. Начальные педагогические знания студенты получают в процессе изучения таких дисциплин, как литература, культура речи, социальная психология, общест-вознание, введение в специальность. Кроме того, специфика классноурочной системы косвенно создает возможность развивать такие педагогические качества, значимые в их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, как уверенность в себе, саморегуляция в процессе обучения и жизнедеятельности, коммуникабельность, сплоченность, самоанализ во время работы в микрогруппах на лабораторных и практических занятиях и т. д.

Второе направление — педагогическая направленность подготовки специалистов среднего звена технического профиля посредством ведения спецкурса. Это период обучения на втором и третьем курсах колледжа. Переходя на старшие курсы, учащиеся начинают углубленно заниматься специальными предметами. К сожалению, при подготовке

147

148

специалистов среднего звена технического профиля недостаточно широко изучаются гуманитарные науки. Так, отсутствие курсов «Педагогика», «Основы педагогических знаний» и других в учебном плане приводит к тому, что выпускники не готовы к решению ряда педагогических задач, возникающих в их профессиональной деятельности.

Проведение отдельных интегрированных уроков не спасает положение, поэтому появилась необходимость разработки интегрированного курса «Педагогика для специалистов среднего звена технического профиля», апробация которого осуществлялась в БОУ СПО ВО «Вологодский строительный: колледж». Спецкурс нацелен на формирование педагогической направленности будущих специалистов, приобретение ими педагогических качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности, профилактику проблем и конфликтов, возникающих в ходе профессиональной деятельности и связанных с ее спецификой: дает представление о возможных трудностях будущей профессии, специфике профессиональной деятельности и карьерных притязаний. Тематика лекционных занятий раскрывает основное содержание дисциплины. Знания, получаемые при изучении курса, представляют собой основу профессионального мировоззрения. На занятиях применяются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы; например, проводя лекционные занятия, преподаватель помогает студентам ориентироваться в новом для них материале, постоянно задает наводящие вопросы, интересуется мнением учащихся по изучаемому материалу, выносит на общее обсуждение спорные моменты, пытается максимально включить студентов в мыслетехнический процесс [3; 4].

Третье направление — педагогическая направленность подготовки специалистов среднего звена технического профиля во внеурочное время. Работа на этом этапе предполагает педагогическую направленность внеклассной деятельности учащихся. Начиная с первого курса будущих специалистов необходимо привлекать к участию в общественных мероприятиях колледжа (творческие конкурсы, КВНы, конкурсы профмастерства, творческие вечера, концерты); к работе студенческого совета самоуправления, изданию ежемесячной газеты, оформлению стенгазет, проведению факультативных занятий; к работе в музее колледжа; к проведению олимпиад, конференций и т. д. Это поможет им сформировать, а после освоения спецкурса «Педагогика для специалистов среднего звена технического профиля» и творчески применять полученные знания и умения не только в профессиональной (во время прохождения технологической практики), но и в не связанной с будущей профессией деятельности. Участие в подобных мероприятиях дает студентам возможности для развития личности, получения нового опыта взаимоотношений, совершенствования навыков публичного выступления, осознания своего поведения, повышения уверенности в себе, выработки гибкости поведения [5].

Педагогическая направленность профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля реализуется за счет дидактического обеспечения профессиональной подготовки студентов, которое представлено на основе системного и аксиологического подходов в совокупности компонентов целостного педагогического процесса: целевого, содержательного и результативного. Кроме того,

----------------------------------------------------------------------

система целей профессиональной подготовки (дидактических, воспитательных, развивающих) обусловливает в качестве ведущей дидактическую направленность общетехнических знаний и умений, предусматривает воспитание профессиональных качеств личности и развитие профессионально важных способностей будущего специалиста. Также профессиональная подготовка студентов включает в себя следующие дидактически адаптированные составляющие: информационно-прикладную, исследовательскую, практическую, культурологическую — и реализуется на основе методов активного обучения, стимулирования и мотивации к учебно-познавательной деятельности. При этом необходимо учитывать такие педагогические условия, как поэтапность формирования педагогической направленности, которая целенаправленно реализует стратегии субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса подготовки специалистов среднего звена технического профиля; а также то, что доминантой содержания профессиональной подготовки является педагогическая направленность. Необходимо принимать во внимание и вариативность личностно-ориентированных технологий, актуализацию личностного роста студентов.

Сегодня учебным заведениям среднего звена особенно важно подготовить таких специалистов, которые были бы не только хорошими мастерами своего дела, но и способными передать полученные знания своим ученикам. Важно, чтобы выпускник умел объяснять своим будущим ученикам трудные задания, разрешать конфликтную ситуацию, предвидеть результаты той или иной деятельности и т. д. Поэтому формирование педагогической направленности в подготовке специалистов среднего звена технического профиля стало сегодня важной задачей, решение которой зависит от многих факторов. В связи с этим нужно организовать учебный процесс и создать необходимые условия для развития педагогических способностей у будущих специалистов.

Список литературы

1. Жуков Г. Н., Матросов П. Г., Каплин С. Л. Основы общей и профессиональной педагогики : учеб. пособие / под общ. ред. Г. П. Скамницкой. М., 2005.

2. Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика. М., 2005.

3. Коджаспирова Г. М. Педагогика : учебник. М., 2004.

4. Селеванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания : учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., испр. М., 2002.

5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г. И. Щукиной. М., 1984.

Об авторе

Татьяна Александровна Малахова — преп., Вологодский строительный колледж.

E-mail: Larina-tanya@list.ru

About author

149

Tatyana Malakhova, Lecturer, Vologda Construction College. E-mail: Larina-tanya@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.