Научная статья на тему 'К вопросу о педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля'

К вопросу о педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / TEACHING ORIENTATION / TRAINING MIDDLE-LEVEL TECHNICAL PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Т. А.

В статье показана необходимость развития у будущих специалистов среднего звена технического профиля педагогической направленности в процессе их профессиональной подготовки, оказывающей действенную ориентацию на саморазвитие и развитие личности, преодоление препятствий и трудностей в производственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PREPARATION PEDAGOGICAL ORIENTATION OF MID-LEVEL TECHNICAL PROFILES

The paper shows the need for development of future mid-level technical profile pedagogical orientation in their training that would effectively focus on self-development and personal development, overcoming obstacles and difficulties in production activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля»

Толерантность основывается на понимающем сопереживании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту. Его мнение принимается как данность, объективно существующая реальность. Толерантность не предусматривает снисхождение, потворство, уступку, не предполагает отказ от критики, а проявляется в активном поиске точек соприкосновения и возможности выбора. Для воспитателя толерантность выступает регулятором его профессиональной и внепрофессиональной деятельности.

Воспитывающая деятельность взрослых часто носит запрещающий характер и тем самым тормозит активность ребенка. При этом воспитание ребенка выступает не столько целью, сколько средством выражения собственной активности педагога. Педагог действует не ради ребенка, а ради себя, своего собственного спокойствия. Это происходит из-за отсутствия терпения, терпимости, эмоциональной устойчивости, сдержанности к проявлениям личности другого человека -ребенка.

Воспитатели должны предоставлять детям возможность проявлять себя, реализовать свои возможности и способности в повседневной жизни. Определяя приоритеты профессиональной деятельности, воспитатель, как правило, на первое место ставит заботу о безопасности детей, затем о дисципли-

Библиографический список

нированности, организации обучения, освоении инноваций в сфере образования и многое другое. Заботы о понимании детских переживаний, связанных с проявлениями субъектных качеств, в этом списке может и не оказаться. Между тем профессионализм педагога не в том, чтобы запрещать действовать по-своему, не в возмущении по поводу неумения и нерасторопности ребенка, а в предоставлении возможности приобрести субъектный опыт. Собственный, самостоятельно достигнутый результат в той или иной деятельности сам по себе является эффективным воспитывающим фактором.

Необходимо отметить и такие профессиональные качества, как терпение, тактичность и открытость.

Условия труда педагога часто меняются. Условия для развития субъектности у детей не всегда оптимальны. Тактичность, выдержка, умение держать себя в руках пригодится воспитателям, исправляющим ошибки домашнего воспитания. Главный принцип компетентной помощи ребенку - вместе с ребенком, а не вместо него.

Педагог, работающий с дошкольниками, должен понимать, что, сделав выбор в пользу того или иного воспитательного акта, он берет на себя ответственность за формирование личности ребенка, его дальнейшую жизнь. Профессиональное поведение, основанное на профессиональных качествах, помогает в ситуациях морального выбора и призвано помочь сделать этот выбор осознанно.

1. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое развитие. - М., 1997.

2. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.

3. Ибрагимов, Г.И. Качество среднего профессионального образования в современных условиях // Педагогика. - 2006. - № 6.

4. Ибрагимов, Г.И. Принципы управления качеством среднего профессионального образования // Педагогика. - 2006. - № 6.

5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001.

Статья поступила в редакцию 04.05.10

УДК 371: 373.63

Т.А. Малахова, преп. ГОУ СПО «Вологодский строительный колледж», г. Вологда, Е-mail: larina-tanya@list.ru

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье показана необходимость развития у будущих специалистов среднего звена технического профиля педагогической направленности в процессе их профессиональной подготовки, оказывающей действенную ориентацию на саморазвитие и развитие личности, преодоление препятствий и трудностей в производственной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная направленность, педагогическая направленность, подготовка специалиста среднего звена технического профиля.

В современном обществе в системе образования особую актуальность приобретает проблема конкурентоспособности, которая для специалистов среднего звена технического профиля определяется профессионализмом и мастерством, включающими способность проектировать деятельность в профессиональной сфере, быть методически и психологически готовыми к своей работе, понимать значимость профессии. Уровень подготовки специалиста, его отношение к будущей деятельности во многом зависят от степени развития профессиональной направленности, являющейся ведущим структурным элементом личности, определяющим ее целеустремленность, характер деятельности, ориентацию в ценностях.

Специфика работы мастера производства такова, что в своей профессиональной деятельности ему обязательно придется столкнуться с ситуациями, выходящими за рамки только узко профессиональных знаний. Это связанно и с ограниченной численностью рабочей бригады (каждый человек - «рабочая единица» - выполняет конкретную производственную задачу; даже временное отсутствие работника может затормозить или полностью остановить производственный процесс); и с тяжелыми условиями труда (удаленность от населенных пунктов, отсутствие специальных служб, таких как милиция, скорая медицинская помощь и т.д.). Кроме того, каждый мастер - это наставник и на производстве ему необходимо владеть навыками, как проведение собраний бригады, консультаций,

инструктажа, уметь определять первостепенные задачи и вести контроль за их выполнением. Таким образом, мастеру часто приходится выполнять функции педагога, а значит и педагогические знания необходимы ему в своей профессиональной деятельности. Развитие и формирование этих знаний, умений, навыков и определяют необходимость введения педагогического направления в подготовку специалистов среднего звена технического профиля.

В психологической литературе направленность личности рассматривается в качестве специфически ориентированного личностного побудителя деятельности, входящего в структуру личности. Формами проявления направленности являются потребности, мотивы, интересы, идеалы, убеждения и мировоззрение, причем потребности являются основой направленности [1; 2; 3].

Л.М. Митиной выдвигается необходимость пересмотра понятия «личная направленность». Она считает, что направленность человека на себя не так однозначна: личная направленность имеет не только эгоистический, эгоцентрический контекст, но и стремление к самореализации, а стало быть, к самосовершенствованию и саморазвитию в интересах других людей [4].

Исследования по проблемам педагогической направленности ведутся по нескольким направлениям: определение ее сущности и структуры; изучение особенностей ее происхож-

дения; исследование этапов и условий становления направленности; анализ состояния и средств формирования педагогической направленности.

При этом можно выделить три направления, определяющие сущность педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля: эмоционально-ценностное отношение к профессии, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии (С.А. Зимичева, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.А. Томилова, и др.); профессионально-значимое качество личности специалиста среднего звена технического профиля или компонент педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин, А. А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, В.П. Симонов, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.); рефлексивное управление развитием учащихся (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, Г.С. Сухобская, И.В. Фастовец и др.).

Педагогическая направленность подготовки специалистов среднего звена технического профиля способствует развитию у обучающегося мотивации учения, познанию им окружающего мира, людей, самого себя. Это действенная ориентация на саморазвитие и развитие личности, стремление стать, быть и оставаться мастером, преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности специалиста технического профиля проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие, логику поведения и оказывает влияние на весь облик человека [5].

Библиографический список

Профессиональная направленность личности будущего специалиста представляет собой комплексное образование, доминирующими компонентами которой являются направленность на профессиональную и педагогическую деятельность. При этом профессиональная направленность характеризуется стремлением личности к высоким профессиональным достижениям.

Таким образом, под педагогической направленностью мы понимаем профессионально-значимое качество, которое занимает важное место в структуре личности будущего специалиста среднего звена технического профиля; это система эмоционально-ценностных отношений, социально-профессиональных ориентаций, профессионально-педагогических интересов, мотивов профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональных позиций личности, целей и установок, стремлений, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношение к педагогическим аспектам профессиональной деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты.

В связи с этим педагогическая направленность, как важное качество будущих мастеров и бригадиров, должна найти отражение в образовательном процессе, в ходе изучения различных дисциплин, способствующих подготовке специалистов технического профиля; от уровня ее сформированности зависит качество профессиональной деятельности и эффективность производства.

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., Воронеж, 1995.

2. Никиреев, Е.М. Психологические особенности направленности личности: учеб. пособие. - М., 2007.

3. Бабушкин, Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности: монография. - Омск, 1998.

4. Митина, Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб. пос. / Л.М. Митина, Н.С. Ефимова. - М., 2003.

5. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пос. для студ. учр. сред. проф. образования / Н. Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М., 2002.

Статья поступила в редакцию 14.05.10

УДК (159.923.2)

О.И. Лаптева, доц. СибАГС, г. Новосибирск, Е-mail: lapteva r@rambler.ru НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

В работе характеризуются некоторые аспекты антикоррупционной устойчивости личности. Способность психики сохранять высокую функциональную активность в сложных ситуациях, определяет её устойчивость. При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать многие психологические феномены реальной жизни, в том числе и направленность личности.

Ключевые слова: антикоррупционная устойчивость личности, направленность личности качество, определяющее её психологический склад.

Эффективность борьбы с коррупцией находится в прямой зависимости от антикоррупционной устойчивости личности. Знание особенностей антикоррупционной устойчивости личности - важное условие успеха на пути формирования нравственного общества, а значит, и борьбы с коррупцией.

Устойчивость - особое свойство системы, характеризующее ее способность противостоять разрушающим факторам и самоорганизо-вываться. Системное качество человека, характеризующее его возможность успешно справляться с трудностями жизненных ситуаций, представляет собой общ/ю устойчивость (жизнэсгойкость).

Общая устойчивость личности - одно из целостных проявлений ее внутреннего мира и не может быть сведено к какому-то отдельному элементу психики или к арифметической сумме нескольких. Чем сложнее дело, решаемая задача, обстановка, тем больше успех зависит от целостных характеристик личности, от их соответствия требованиям происходящего с ней и вокруг нее.

Устойчивость личности важно понимать и совершенствовать с позиций системного подхода. Общая теория систем связывает устойчивость любой системы с ее способностью к самоорганизации. Один из ее создателей, У. Р. Эшби, писал: «Каждая стабильная система обладает тем свойством,

что если ее вывести из состояния равновесия и представить самой себе, то ее последующее изменение окажется в таком соответствии с исходным отклонением, что система вернется к состоянию равновесия» [1, с. 96].

Между элементами системы, согласно положениям общей теории систем, существуют силы сцепления, взаимного притяжения и взаимного влияния, которые, как паутина, связывают их между собой. Системные свойства, возникнув как продукт действия этих сил, сами превращаются в системоукрепляющую силу, связывая такие элементы как характер, эмоции, воля, психофизиологические особенности, знания, навыки и пр., в единую прочную целостность. В. Э. Чудновский пишет: «Являясь продуктом социального развития человека, устойчивость личности имеет ряд коренных отличий от биологической устойчивости. Укажем некоторые из них. На уровне биологической устойчивости эмансипирован-ность организма от внешней среды есть, по существу, результат приспособления к ней; в условиях социального развития возникает новый, качественно отличный уровень эмансипации человека от непосредственного воздействия среды, когда человек начинает господствовать над ситуацией, нейтрализуя и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.