дения; исследование этапов и условий становления направленности; анализ состояния и средств формирования педагогической направленности.
При этом можно выделить три направления, определяющие сущность педагогической направленности подготовки специалистов среднего звена технического профиля: эмоционально-ценностное отношение к профессии, склонность заниматься видами деятельности, воплощающими специфику данной профессии (С.А. Зимичева, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.А. Томилова, и др.); профессионально-значимое качество личности специалиста среднего звена технического профиля или компонент педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин, А. А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, В.П. Симонов, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.); рефлексивное управление развитием учащихся (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, Г.С. Сухобская, И.В. Фастовец и др.).
Педагогическая направленность подготовки специалистов среднего звена технического профиля способствует развитию у обучающегося мотивации учения, познанию им окружающего мира, людей, самого себя. Это действенная ориентация на саморазвитие и развитие личности, стремление стать, быть и оставаться мастером, преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности специалиста технического профиля проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие, логику поведения и оказывает влияние на весь облик человека [5].
Библиографический список
Профессиональная направленность личности будущего специалиста представляет собой комплексное образование, доминирующими компонентами которой являются направленность на профессиональную и педагогическую деятельность. При этом профессиональная направленность характеризуется стремлением личности к высоким профессиональным достижениям.
Таким образом, под педагогической направленностью мы понимаем профессионально-значимое качество, которое занимает важное место в структуре личности будущего специалиста среднего звена технического профиля; это система эмоционально-ценностных отношений, социально-профессиональных ориентаций, профессионально-педагогических интересов, мотивов профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональных позиций личности, целей и установок, стремлений, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношение к педагогическим аспектам профессиональной деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты.
В связи с этим педагогическая направленность, как важное качество будущих мастеров и бригадиров, должна найти отражение в образовательном процессе, в ходе изучения различных дисциплин, способствующих подготовке специалистов технического профиля; от уровня ее сформированности зависит качество профессиональной деятельности и эффективность производства.
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., Воронеж, 1995.
2. Никиреев, Е.М. Психологические особенности направленности личности: учеб. пособие. - М., 2007.
3. Бабушкин, Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности: монография. - Омск, 1998.
4. Митина, Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб. пос. / Л.М. Митина, Н.С. Ефимова. - М., 2003.
5. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пос. для студ. учр. сред. проф. образования / Н.Н. Никитина,
О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М., 2002.
Статья поступила в редакцию 14.05.10
УДК (159.923.2)
О.И. Лаптева, доц. СибАГС, г. Новосибирск, Е-mail: lapteva [email protected] НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
В работе характеризуются некоторые аспекты антикоррупционной устойчивости личности. Способность психики сохранять высокую функциональную активность в сложных ситуациях, определяет её устойчивость. При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать многие психологические феномены реальной жизни, в том числе и направленность личности.
Ключевые слова: антикоррупционная устойчивость личности, направленность личности качество, определяющее её психологический склад.
Эффективность борьбы с коррупцией находится в прямой зависимости от антикоррупционной устойчивости личности. Знание особенностей антикоррупционной устойчивости личности - важное условие успеха на пути формирования нравственного общества, а значит, и борьбы с коррупцией.
Устойчивость - особое свойство системы, характеризующее ее способность противостоять разрушающим факторам и самоорганизо-вываться. Системное качество человека, характеризующее его возможность успешно справляться с трудностями жизненных ситуаций, представляет собой общую устойчивость (жизнестойкость).
Общая устойчивость личности - одно из целостных проявлений ее внутреннего мира и не может быть сведено к какому-то отдельному элементу психики или к арифметической сумме нескольких. Чем сложнее дело, решаемая задача, обстановка, тем больше успех зависит от целостных характеристик личности, от их соответствия требованиям происходящего с ней и вокруг нее.
Устойчивость личности важно понимать и совершенствовать с позиций системного подхода. Общая теория систем связывает устойчивость любой системы с ее способностью к самоорганизации. Один из ее создателей, У. Р. Эшби, писал: «Каждая стабильная система обладает тем свойством,
что если ее вывести из состояния равновесия и представить самой себе, то ее последующее изменение окажется в таком соответствии с исходным отклонением, что система вернется к состоянию равновесия» [1, с. 96].
Между элементами системы, согласно положениям общей теории систем, существуют силы сцепления, взаимного притяжения и взаимного влияния, которые, как паутина, связывают их между собой. Системные свойства, возникнув как продукт действия этих сил, сами превращаются в системоукрепляющую силу, связывая такие элементы как характер, эмоции, воля, психофизиологические особенности, знания, навыки и пр., в единую прочную целостность.
В. Э. Чудновский пишет: «Являясь продуктом социального развития человека, устойчивость личности имеет ряд коренных отличий от биологической устойчивости. Укажем некоторые из них. На уровне биологической устойчивости эмансипирован-ность организма от внешней среды есть, по существу, результат приспособления к ней; в условиях социального развития возникает новый, качественно отличный уровень эмансипации человека от непосредственного воздействия среды, когда человек начинает господствовать над ситуацией, нейтрализуя и
преобразуя непосредственно действующие факторы» [2, с. 2829].
Многообразные отношения, взаимодействия с другими людьми обусловливают развитие личностных качеств.
Рассмотрим, каким образом влияет направленность на устойчивость личности.
В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад.
В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: «динамическая тенденция» (Рубинштейн С. Л.), «смыслообразующий мотив» (Леонтьев А. Н.), «основная жизненная направленность» (Ананьев Б. Г.), «динамическая организация «сущностных сил» человека» (Прангишвили А. С.) и т. д. Но как бы эта характеристика личности ни раскрывалась, во всех концепциях ей придается ведущее значение.
С. Л. Рубинштейн [3] под направленностью личности понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два взаимосвязанных момента: предметное содержание (содержательный момент), обозначающее определенный предмет направленности; напряжение (собственно-динамическая тенденция), определяющее источник направленности. Вопрос о динамических тенденциях и порождаемых ими направлениях как необходимом компоненте подлинного объяснения психических процессов первым поставил в современной психологи К. Левин [4]. Однако в отличие от С.Л. Рубинштейна, он отрывал динамический аспект направленности от смыслового, стремясь превратить динамический момент в универсальный механизм объяснения человеческой психики. 3. Фрейд [3, с. 133] рассматривал динамические тенденции как бессознательные влечения, направленность которых является механизмом, изначально заложенным в организме человека. С.Л. Рубинштейн, критикуя 3. Фрейда, отмечал, что всякая динамическая тенденция, выражая направленность, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то находящимся вне его. При этом он допускал возможность изменения акцентов динамической и смысловой сторон направленности.
А.Н. Леонтьев [6], развивая идеи С.Л. Рубинштейна, ядром личности называл систему относительно устойчивых, иерархизи-рованных мотивов как основных побудителей деятельности. Одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личностный смысл (смыслообразующие) и определенную направленность, другие играют роль побудительных факторов. Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, и увидеть иерархию мотивов.
Л.И. Божович и ее сотрудники направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности. В контексте данного подхода зрелая личность организует свое поведение в условиях действия нескольких мотивов; выбирает цели деятельности и с помощью специально организованной мотивационной сферы регулирует свое поведение таким образом, чтобы были подавлены нежелательные, хотя и более сильные мотивы.
Структуру направленности составляют три группы мотивов: гуманистические (общественные), личные, деловые. Гуманистическая (общественная) направленность формируется еще в раннем детстве. Личная (эгоистическая) является не возрастной характеристикой, а следствием воспитательных ошибок. Главным механизмом формирования общественной направленности является воспитание. Личная направленность человека не так однозначна: она имеет не только эгоистический, эгоцентрический контекст, но и стремление к самореализации, самосовершенствованию и саморазвитию в интересах других людей. И тогда следствием воспитательных ошибок будет не только центрированность на себе, но и отсутствие таких личностных характеристик, как самоценность и самопринятие.
Гуманистическая психология, в значительной степени определяющая современные подходы к пониманию личностного развития и реализации себя (самоосуществлению), основным источником человеческой деятельности признает непрерывное
движение человека к самоактуализации, стремление к самовыражению, самоосознанию.
А. Маслоу [7] выделил иерархическую структуру основных потребностей, которые составляют мотивационную сферу личности. На нижней ступени находятся физиологические потребности. Далее следуют потребности в безопасности, обеспеченности и устойчивости, в любви и чувстве принадлежности, в самоуважении и уважении других. При этом автор отмечает важную для нашего времени идею о том, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если базовые потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности в развитии, понимании своей жизни, в поиске смысла жизни), которая свидетельствует о психическом здоровье.
Высшим проявлением человеческой актуализации А. Маслоу считает потребность в самоактуализации, которую он определяет как полное использование талантов, способностей, возможностей. Человек должен быть тем, чем он может быть. А. Маслоу подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.
Исходя из результатов исследований, А. Маслоу пришел к заключению, что побуждение к реализации потенциалов личности естественно и необходимо. Однако активное начало, стремление к самоосуществлению - явление врожденное, оно входит в основную природу человека. А. Маслоу считал, что человек от природы наделен огромным потенциалом, и роль среды лишь в том, чтобы помочь человеку актуализировать эти возможности. Даже самое идеальное общество не может создать самоактуализирующихся индивидов. Социокультурные условия, отмечал он, могут мешать процессу самоактуализации, но могут быть и «способствующими».
Процесс самоактуализации ограничивают социальноэкономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, внутренние защиты, которые отделяют личность от самой себя. П. Вайнцвайг высказывает: «Когда человек освободится настолько, чтобы стать самим собой, заняться любимым делом и ощутить себя одной из частиц в сложнейшей взаимосвязанности элементов природы, только тогда он сможет наиболее полно раскрыть свои способности... Невротическая потребность в признании и одобрении - серьезное препятствие на пути развития уникальности человеческой личности в работе, жизни и любви. Многим кажется, что они обретут покой и безопасность в толпе. Но если толпа мчится к пропасти, то чего стоит иллюзия подобного ощущения» [8].
Существенный вклад в разработку концепции самоактуализации внес К. Роджерс [9], который полагал, что все человечество обладает естественным стремлением двигаться вперед в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости.
К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации. Эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни - она присуща не только людям, но и всему живому. «Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком» [9, с. 30].
В контексте теории К. Роджерса тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. При этом автор исходил из идеи, что развиваться по направлению к самоактуализации человек может только самостоятельно, никто не может его в этом направлении двигать. Однако при этом принципиально важны условия, в которых происходит становление личности человека. В своей клинической практике К. Роджерс, исходя из данных теоретических предпосылок, выделяет главные принципы построения межличностных отношений, которые позволяют высвободить и
реализовать заложенные в каждом человеке ресурсы продуктивного личностного роста. К таким принципам относятся полное принятие или безусловное положительное отношение к клиенту как к личности; адекватное эмпатическое понимание чувств клиента и того смысла, который они имеют для него, а также конгруэнтность как степень соответствия между высказываниями и реальными переживаниями человека. В результате положительного отношения к другому человеку и активного эмоционального проявления этого отношения повышается самооценка, что способствует раскрытию творческого потенциала личности. Убежденность каждой личности в собственной ценности для значимого другого дает ей возможность более полной самореализации.
Мы разделяем точку зрения Д.И. Фельдштейна [10], который считает, что в данных исследованиях отсутствует понимание общественно-исторической природы становления человека как личности. В то время как процесс становления личности, возникновения и роста этого особого системного качества индивида осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей деятельностью, отрабатывая способность быть личностью, «делаясь» личностью, развиваясь как личность. Важнейшее значение в этом процессе имеет способность индивида к самовыражению, самоосуществ-лению, создающая условия, наряду с присвоением общественных норм и принципов, для претворения задач преобразования -себя и окружающих. Основой и сутью этого процесса становления личности является развитие деятельности, которая служит постоянным субстратом развития личности, обеспечивая ей выход за пределы своих возможностей.
По мнению В. Франкла [11], виднейшего психотерапевта, близкого по своей ориентации гуманистической психологии, реализация себя как жизненная цель крайне эгоцентрична. Необходимо обращение к другим смысловым категориям бытия, и тогда самоактуализация будет лишь средством достижения особых «смысловых», «надличностных» целей бытия. В. Франкл противопоставляет идее самоактуализации собственного «Я» концепцию реализации человеком трансцендентных ценностей и смысла жизни. Он рассматривает стремление к постижению смысла жизни как одно из ведущих человеческих стремлений. Отсутствие такого смысла порождает у человека так называемый экзистенциальный вакуум, депрессию и бездуховность. Именно этот вакуум ведет людей к суицидам, алкоголизму, наркотикам, преступности. В. Франкл показывает, что на вопрос о смысле жизни, если он поставлен перед индивидом в общей форме, ответить нельзя. У каждого человека свое призвание и миссия в жизни, каждый должен выносить в душе свое предназначение, требующее своей самореализации. Мы можем найти смысл жизни тремя путями: совершая дело, направленное на достижение социально значимых целей; переживая гуманистические ценности; путем страдания и его преодоления.
По мнению Э. Фромма [12], взгляды которого близки гуманистической психологии, человека характеризует стремление к самотрансценденции, стремление утвердиться среди людей и позитивная специфически человеческая форма реализации этого стремления - творчество. Но если человек по той или иной причине оказывается неспособным самореализоваться позитивно, через творчество, то сохраняющаяся базовая способность реализуется другим образом - через разрушение. И здесь содержится момент выбора: пойдет ли человек человеческим путем или нет. Э. Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории.
«Подхлестываемый постоянно возрастающими техническими возможностями, человек сконцентрировал все свои усилия на производстве и потреблении вещей. В этом процессе он ощущает себя как вещь, которая манипулирует машинами, а те, в свою очередь, манипулируют ею. Если его не эксплуатируют другие, то он эксплуатирует себя сам, он использует свою человеческую сущность как средство для обслуживания собственного бытия; свои человеческие способности - как средство для удовлетворения постоянно растущих и во многом искусственных материальных потребностей. Существует, таким образом, опасность, что человек может забыть, что он человек»,
- пишет Э. Фромм.
Продолжая идеи Э. Фромма, американский психолог Э. Шо-стром [13] считает, что человек может действовать, либо актуализируя себя, либо манипулируя другими. Большинство людей - манипуляторы. Современный манипулятор развился из нашей ориентации на человека как на вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять. В качестве альтернативы манипуля-тивному поведению Э. Шостром предлагает поведение человека-актуализатора. Сравнивая основные характеристики манипулятора и актуализатора, Э. Шостром противопоставляет ложь, неосознанность, контроль и цинизм манипулятора честности, осознанности, свободе и доверию актуализатора. Манипуляторство не позволяет человеку быть самим собой, открыто и свободно выражать свои чувства, желания, мысли, расти и ощущать богатство, красоту и разнообразие реального мира. Актуализатор находится в большей безопасности, чем манипулятор, поскольку понимает, во-первых, то, что он уникален; во-вторых, то, что его уникальность - это ценность.
Истинная самореализация не эгоцентрична, она включает в свое определение содействие актуализации других. В этом заключается одно из наиболее важных различий между психологическими теориями самоактуализации и пониманием самореализации человека в отечественной психологии. Как отмечает В. С. Мерлин [14], человек - это система, сложно структурированная, саморегулируемая, самоактуализирующаяся, автономная, но также открытая другим системам, во взаимодействии с ними преобразующая эти системы в соответствии с логикой собственного бытия. Человек - это мир, взаимодействующий с другими мирами. Взаимодействие происходит в деятельности. Именно деятельность представляет собой основание культуры и становления человека как личности, способ подлинной самореализации личности. Таким образом, самореализация в отечественной традиции определяется как «... сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности» [15, с. 147]. Под сущностными силами понимаются интересы, потребности, мотивы, ценностные ориентации, т. е. направленность личности.
Направленность личности проявляет себя в различных сферах человеческой деятельности и, прежде всего, в профессиональной. Направленность на профессиональную деятельность появляется на определенном этапе развития личности (в юности) и становится в этот период жизни центральным личностным новообразованием, которое, с одной стороны, формируется в результате многомерного социально-нравственного, профессионального, личностного самоопределения и в процессе осуществления трудовой или учебной деятельности, а с другой стороны, само обусловливает и самоопределение, и деятельность.
Иерархическая структура направленности может быть представлена следующим образом:
- направленность на других людей, связанная с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству;
- направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере труда;
- направленность на предметную сторону профессии (содержание деятельности).
В работах М.А. Котик показана существенная зависимость устойчивости личности от её нравственно-деловых качеств: чем больше человек способен подчинять личные интересы интересам общества, тем выше его устойчивость ко всякого рода трудностям. Самоуверенность, индивидуализм, эгоизм, равнодушие к требованиям дисциплины оборачиваются повышенной неустойчивостью, предрасположенностью к совершению нарушений и отказу от преодоления трудностей. Устойчивые в поведении работники отличаются серьезным отношением к вопросам поддержания порядка и организованности в работе, к соблюдению запретов; установками на следование социальным ценностям (честность, аккуратность, добросовестность, настойчивость, законность, порядочность, человечность и др.) [16, с. 97].
Одним из свойств коррупции является латентность, поэтому поступать нравственно в реальных условиях воздействия корруп-циогенных факторов бывает не просто. Чтобы выбраться из возникающих трудностей и кризисных положений, некоторые
люди становятся на путь обмана, мошенничества, лжи, измены, предательства, правонарушений.
Почему люди совершают те или иные поступки, даже сознавая, что поступают при этом неправильно? Дело в том, что люди стремятся к успеху, который у них обычно выражается в финансовых достижениях и высоком социальном статусе. Многие считают, что при этом им приходится выбирать между успехом и нравственной устойчивостью. Нравственная устойчивость, по их мнению, ограничивает выбор и возможности человека, ухудшает перспективы успеха в его деятельности. Когда человек может выбирать лишь одно из двух: либо добиться успеха любой ценой, чего бы это ни стоило, либо не отступать от позиции нравственности и потерпеть крах. В действительности немного людей желают быть безнравственными, однако потерпеть неудачу не хочет никто. В такой ситуации этической дилеммы, когда встает выбор между «правильным» и «неправильным», важна подготовленность, которая проявляется:
- в знании моральных норм (общих и специальных, профессиональных, в том числе нормативных положений, закрепленных в уставах, кодексах чести и др.);
- твердой решимости в любой ситуации, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга и ни при каких обстоятельствах не изменять им, не терять человеческого достоинства;
- привычке всегда быть на высоте моральных требований и делать это не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по нравственной потребности;
- обладании высокой нравственной устойчивости при действии факторов, подталкивающих к отступлению от моральных норм.
Как показывают наблюдения, одна из главных проблем для людей состоит в том, что нравственность не является ни экономическим, ни социальным, ни политическим вопросом. Это всегда вопрос личный. Люди говорят, что высоко ценят честность. Однако большинство не всегда поступают с такой же честностью, какую ожидают от других.
Обсуждать вопросы нравственности легко, труднее делать нравственный выбор в собственной жизни. Когда выбор предстоит нелегкий, хватит ли сил сделать его правильно? Выбор всегда во много раз труднее и драматичнее, когда делать его приходится лично.
Специалисты в теории человеческих отношений классифицируют людей в соответствии с их жизненными позициями: 1) Я всегда веду себя нравственно; 2) Я по большей части веду себя нравственно; 3) Иногда я веду себя нравственно; 4) Я редко веду себя нравственно; 5) Я никогда не веду себя нравственно.
Какую позицию выбирают будущие специалисты? Анализ опроса показал, что первая и пятая позиции не отмечены. Респонденты выбрали вторую (82,5 %), третью (13 %), четвертую (1,5 %) позиции. Часть студентов (3 %) не относит себя ни к какой позиции, объясняя это тем, что познавать себя можно всю
жизнь, а в нездоровой атмосфере конкуренции им сложно сделать выбор.
Избегая первую позицию, студенты руководствуются соображениями о личностной зрелости. Соблюдение нравственных норм - это высший показатель зрелой личности. Вторая группа опрашиваемых считает, что вести себя нравственно «большую часть времени» - вполне приемлемая позиция, но не всегда выгодная для достижения успеха. Они соглашаются с тем, что нравственные принципы и профессионализм - выигрышная формула. Профессионалы, пытающиеся исследовать грань, за которой заканчиваются нравственные устои, рано или поздно переступают эту грань. Какое-то время можно вводить людей в заблуждение, но правда рано или поздно выходит наружу. На первых порах соблюдение нравственных принципов может показаться не приносящим плодов, точно так же, как нарушение нравственных принципов может временно казаться выигрышным. Однако в отдаленной перспективе человек всегда остается в проигрыше, если живет без нравственных устоев. Слова мудрейшего Соломона актуальны и сегодня: «Пути беззаконных - как тьма, они не знают обо что споткнутся».
Среди так называемых «легких путей» можно выделить весьма распространенное явление мимикрии - коррекцию взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения и т. д. в соответствии со стандартами новых взаимоотношений. Нередко это приспособление выражается в амбивалентности моральных воззрений, т. е. в несогласованности между исповедуемыми принципами нравственности, с одной стороны, и реальным уровнем моральных требований к себе и окружающим - с другой. Можно отметить тенденцию к дальнейшему нивелированию в профессионально-этическом сознании личности, требуемых (заданных) установках и ориентирах и преобладание проявлений мимикрии, вызванных российскими реалиями.
Это приводит к так называемому синдрому привыкания к негативным явлениям. Так, например, при явно отрицательном отношении абсолютного большинства населения к сложившейся системе взяточничества значительное число предпочитает откупаться от чиновников для разрешения возникающих проблем с властью. Это обусловливает в свою очередь кардинальные изменения нравственных позиций чиновников: формируется принцип: «Если дают - надо брать». И ситуация воспринимается как сама собой разумеющаяся. Такие явления, как ловкачество, беспринципность, продажность и другие антиподы морали, все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений.
Живучесть коррупции определяют многие факторы, в том числе и нравственная устойчивость. И если мы стремимся к тому, чтобы наше государство процветало, мы должны в качестве фундамента иметь нравственные устои, и это будет одним из основных гарантов его прочности. Построить такой фундамент невозможно волевым решением руководства. Начинать следует с выбора, сделанного каждым отдельно взятым сознательным гражданином. Каждому необходима рефлексия результатов своих нравственных поступков, убеждений, направленных на антикоррупционную устойчивость.
Библиографический список
1. Эшби, У.Р. Конструкция мозга. - М., 1964.
2. Чудновский, В.Э. Нравственная устойчивость личности. - М., 1981.
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 тт. - М., 1976. - Т. 2.
4. Lewin, K. Dynamic theory of personality. - N.Y., Me Graw Hill, 1935.
5. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Изд-во Питер, 1997.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1976.
7. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Изд-во Евразия, 1997.
8. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности: Пер. англ. С.Л. Лойко. - М.: Прогресс,1990.
9. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994.
10. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности. - М., Воронеж, 1996.
11. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
12. Фромм, Э. Иметь или быть?. - М.: Прогресс, 1990.
13. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Минск: ТПЦ Полифакт, 1992.
14. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. - М., Воронеж, 1996.
15. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.
16. Котик, М.А. Психология и безопасность. - Таллин, 1981.
17. Сатаров, Г. А. Антикоррупционная политика: учеб. пособие для вузов / Г. А. Сатаров [и др.]; под ред. Г. А. Сатарова. - М.: РА «СПАС», 2004.
18. Добреньков, В.И. Коррупция: современные подходы к исследованию: учеб. пособие для вузов / В.И. Добреньков, Н.Р. Исправникова. - М.: Акад. проект: Альма Матер, 2009.
19. Охотский, Е.В. Коррупция: сущность, меры противодействия // Полит. социология. - 2009. - № 9.
20. Рогоу, А. А. Власть, коррупция и честность / А. А. Рогоу, Г. Д. Лассуэлл; пер. с англ. Т.Н. Самсоновой. - М., 2005.
Статья поступила в редакцию 02.04.10
УДК 378.02:372.8
А.А. Петров, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected] РОЛЬ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
В статье рассматривается роль пропедевтического курса в профессиональной подготовке учителя физики. Обоснована необходимость пропедевтических курсов в современных вузах и представлена структура и содержание таких курсов в приложении к профессиональной подготовке учителей физики в педагогических вузах.
Ключевые слова: пропедевтика, физика, профессиональная подготовка учителя физики, профессионализм и компетентность, программа пропедевтического курса, задачи пропедевтического курса, принцип преемственности.
В условиях перехода к рыночной экономике возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки всех кадров на новых началах; стало очевидным, что профессиональное образование должно ориентироваться на специализированную подготовку кадров, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности.
Под профессионализмом понимается высокое мастерство по приобретенной профессии, позволяющее выпускнику быть конкурентоспособным на рынке труда. Профессионализм обеспечивает высокую мобильность специалистов, их способность оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям в развивающемся обществе, способность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения.
Профессионализм и компетентность — это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи. В работе речь идет о формировании учителей-профессионалов, для которых главное -не объем получаемой информации, а умение творчески находить, усваивать и пользоваться ею. Поэтому так важно сегодня создавать новое поколение учителей.
Чрезвычайно важно в связи с этим констатировать: система профессионального образования, с одной стороны, представляет собой вполне самостоятельную, автономную подсистему образования, а с другой - идеи и методы профессионального образования не могут быть изолированными от всех остальных подсистем образования, поскольку в каждой из них, начиная с семейного и дошкольного образования и кончая пролонгированным на всю жизнь образованием взрослых, имеются компоненты профессиональной направленности. Такие компоненты просматриваются практически на всех ступенях образования, независимо от того, идет ли речь о первоначальных трудовых навыках ребенка, профессиональной ориентации школьника, формировании всех необходимых содержательно-процессуальных блоках становления профессионала, специальных (профессиональных) компонентах широко понимаемой культуры или менталитета личности.
Иными словами, процессу образования (как реализующему этапу движения от цели к результату) должна предшествовать тщательная теоретическая и методическая разработка системы предстоящей образовательной деятельности. Именно системы, поскольку в ней должны быть представлены в своей взаимосвязи все компоненты «партитуры» будущей деятельности педагога-практика: соответствующие образовательные стандарты, цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения, воспитания и развития учащихся.
С учетом изложенного предмет профессиональной педагогики приобретает двухаспектный, двуединый характер: педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты такого формирования. Именно в этом аспекте мы рассматриваем включение пропедевтического курса в систему профессиональной подготовки будущих учителей физики в педвузе.
Необходимость пропедевтических курсов обусловлена тем, что в результате социально-экономических преобразований всех сфер общественной жизни и связанной с ними реформы образования возникли серьезные проблемы и противо-
речия в обучении студентов педагогических вузов дисциплинам естественного цикла, что привело к снижению уровня фундаментальной подготовки педагогов, например, по физике.
Высокие темпы научно-технического прогресса в настоящее время обеспечиваются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, на основе которых создаются новые продуктивные наукоемкие технологии и меняются условия труда в сфере материального производства. Поэтому, не случайно сегодня предъявляются столь жесткие требования к качеству естественнонаучной подготовки специалистов: их недостаточная профессиональная компетентность может привести к необратимым разрушительным процессам, затрагивающим природу и человека и ставящим под сомнение их дальнейшее существование. Эти требования обусловливают необходимость высокого качества естественнонаучного образования, основы которого закладываются в общеобразовательной школе. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Поэтому в проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации декларируется, что "система образования призвана обеспечить в том числе: а) непрерывность образования в течение всей жизни человека; б) преемственность уровней и ступеней образования".
Педагоги А.А. Андреев, И.П. Подласый, А.Н. Тихонов, Ю.Г. Татур и др., исследуя структуру непрерывного образования, выделили шесть уровней и одиннадцать ступеней этой целостной системы (начальное общее; основное общее; среднее (полное) общее; начальное профессиональное (на базе основного общего); начальное профессиональное (на базе среднего (полного) общего; среднее профессиональное (на базе основного общего); среднее профессиональное на базе среднего (полного) общего; высшее профессиональное образование (бакалавр); высшее профессиональное образование (специалист); высшее профессиональное образование (магистр); послевузовское профессиональное образование (аспирантура).
Казалось, если составить образовательные программы, которые предусматривают осуществление преемственных связей между отдельными ступенями непрерывной образовательной системы, то уже этого станет достаточно для того, чтобы решать сложные проблемы целостного образования. Однако изучение состояния непрерывного образования показало, что его отдельные ступени, осуществляемые в учреждениях типа: дошкольное, общеобразовательное; профессиональное (начальное, среднее, высшее, послевузовское), слабо связаны между собой (А.Б. Владиславлев, СМ. Годник, Г.П. Зинченко, М.В. Кларин, Г. Колтаж, Н.К. Сергеев и др.). Проведенное М.В. Потаповой исследование на примере курса физики средней (полной) школы и курса общей физики вуза убедило в том, что даже линейно-ступенчатое построение курсов физики в школе и вузе, предусмотренное образовательными программами, и концентрическое обучения физике в школе и вузе не решает в полной мере задач непрерывного физического образования. Поэтому ее исследования показали, что необходима целенаправленная специально организован-