Научная статья на тему 'Педагогическая модель профессионального образования в ювелирном искусстве: основные параметры концепции'

Педагогическая модель профессионального образования в ювелирном искусстве: основные параметры концепции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ОБРАЗОВАНИЯ / ЮВЕЛИР / ИСКУССТВА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОЗИЦИЯ / УЧАЩИЕСЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИЗДЕЛИЯ / МЫШЛЕНИЯ / ИЗГОТОВЛЕНИЯ / PROFESSIONAL / EDUCATION / JEWELER / PRODUCT / ART / CREATIVE WORK / COMPOSITION / INTELLECTION / STUDENTS / PROJECTING / PRODUCING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадиев Ризамат Давранович, Камолов Ифтихор Бахтиёрович

В статье рассматривается процесс обучения художников-ювелиров, формирование у учащихся мировоззренческих установок на художественное проектирование и изготовление современных украшений с учетом требований потребителей, основ композиционного мышления, стремления творчески использовать весь арсенал имеющихся материалов для создания конкурентоспособного ювелирного изделия. Умений вести целенаправленный поиск нестандартных решений с использованием как традиционных, так и новаторских технологий и материалов. Формирование у будущего ювелира профессионального интереса к творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of professional education in jewelry art: basic parameters of the concept

In the article the process of education of jewelry designers, shaping in students established worldview on artisanal projecting and producing modern jewelry products considering the custom requirement. Abilities for goal oriented search of none standard solutions with use of as traditional, so novel technologies and materials. Shaping in future jewelers interest in creative work.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель профессионального образования в ювелирном искусстве: основные параметры концепции»

Pedagogical model of professional education in jewelry art: basic parameters of the concept

Список литературы:

1. Коробейников И. А., Инденбаум Е. Л., Бабкина Н. В. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития: проект/(Стан-дарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2013. - С. 3.

2. Овчарова О. В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1998. - С. 97.

3. Психодиагностика: коллекция лучших тестов/О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Изд. 9-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - с. 375: ил. - (Психологический практикум)

4. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие/Сост. Е. Е. Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - С. 38-40.

5. Черемискина И. И. Методические указания для практических занятий по курсу « Специальный практикум по психологии» Методики диагностики свойств мышления для студентов факультета психологии, специальности.- Владивосток, 2007. - С. 10.

6. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2012, - С. 11.

7. Электронный ресурс - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/01 /25/osobennosti-uchebnoy-deyatelnosti-u-detey-s-zaderzhkoy (Дата обращения: 06.11.2014).

Shadiev Rizamat Davranovich, Karshi state university Kamolov Iftixor Baxtiyorovich Karshi state university E-mail: r.d07@mail.ru

Pedagogical model of professional education in jewelry art: basic parameters of the concept

Annotation: In the article the process of education of jewelry designers, shaping in students established worldview on artisanal projecting and producing modern jewelry products considering the custom requirement. Abilities for goal oriented search of none standard solutions with use of as traditional, so novel technologies and materials. Shaping in future jewelers interest in creative work.

Keywords: Professional, education, jeweler, product, art, creative work, composition, intellection, students, projecting, producing.

Педагогическая модель профессионального образования в ювелирном искусстве: основные параметры концепции

Шадиев Ризамат Давранович, Каршинский Государственный университет Камолов Ифтихор Бахтиерович Каршинский Государственный университет E-mail: r.d07@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается процесс обучения художников-ювелиров, формирование у учащихся мировоззренческих установок на художественное проектирование и изготовление современных украшений с учетом требований потребителей, основ композиционного мышления, стремления творчески использовать весь арсенал имеющихся материалов для создания конкурентоспособного ювелирного изделия. Умений вести целенаправленный поиск нестандартных решений с использованием как традиционных, так и новаторских технологий и материалов. Формирование у будущего ювелира профессионального интереса к творческой деятельности.

137

Section 7. Pedagogy

Ключевые слова: Профессиональная, образования, ювелир, изделия, искусства, творческая деятельность, композиция, мышления, учащиеся, проектирование, изготовления.

Профессиональное образование в области традиционного и прикладного искусства, в нашем случае ювелирного — это система знаний, умений, навыков творческой деятельности, обусловлен требованиями общества к специалистам этого профиля. Цель профессионального образования в ювелирном искусстве заключается в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности по полученной профессии а именно: развитый интеллект, сильная воля, хорошая память, способности: разумно действовать в различных обстоятельствах, связанных как с производственными, так и жизненными обстоятельствами; творчески мыслить, анализировать возникающие ситуации, оперативно со-мостоятельно принимать решения, предвидеть их последствия; адекватно оценивать себя и других а также сформированность высоких морально-нравственных качеств, этических и эстетических ценностей; настойчивость в достижении поставленной цели; независимость и умение отстаивать свои убеждения; а уверенность в своих силах; развитая потребность в самосовершенствовании; умение анализировать, контролировать и оценивать свои действие, понимать причины неудач, намечать пути и их устранения и предупреждения; находить способы повышения качества эффективности учебно- познавательной и профессиональной деятельности [4].

Проведенные исследования показали, что для достижения названных выше целей будущему ювелиру необходимо овладеть определенными умениями, которые включают эмоционально-мотивационный, ориентационно-планирующий, содержательно-операционный и контрольно-оценочный компоненты.

Эмоционально-мотивационный компонент — источник активности, побуждающий к деятельности. Он характеризуется эмоциональной окрашенностью и способствует развитию эстетической потребности в овладении умениями художественно- эстетической культуры; актуализации профессионального интереса к творческой деятельности; обогащению мотивов художественно эстетического познания; побуждению личности самоактуализации, что помогает в дальнейшем понимать и оценивать произведения искусства, формировать и развивать личностные художественно-творческое потребности и способности, понимать и использовать в деятельности условности языка произведений декоративно-прикладного искусства, опе-

рировать художественно-эстетическими понятиями при анализе произведений декоративно-прикладного искусства знать и использовать в анализе произведений ювелирного искусства понятия: мастерство, материал, приемы и способы обработки, народные традиции и т. д.

Ориентационно-планирующий компонент профессионального умения ювелира предполагает определение цели действий, их планирование и прогнозирование. Наши исследования показывают, что ведущими функциями этого компонента являются: формирование ценностной ориентации в выборе цели деятельности; развитие потребности решать творческие задачи и объективировать свой внутренний мир в формах художественно-эстетической деятельности. Содержательно-операционный компонент состоит из системы знаний о ювелирном искусстве и способах применения этих знаний на практике. Здесь основание функции: развитие практического, профессионального и системного мышления; формирование творческих способностей в конкретной деятельности; эмоциональное подкрепление профессионального интереса при реализации целей. Контрольно-оценочный компонент заключается в систематическом получении обратной информации о развитии знаний и художественно-практических умений учащегося на основе анализа результатов его деятельности с точки зрения эстетической оценки реализации замыслов; критического анализа творческого потенциала в профессиональной деятельности; навыков рефлексии; развития познавательного, профессионального интереса а также умения анализировать содержание произведений с позиций исторических и культурных традиций народного декоративно-прикладного искусства, понимания того, что оно является частью духовной культуры, культурных традиции.

Все перечисленные выше навыки позволяют будущим ювелирам овладеть конкретными умениями, в частности, по художественной обработке металлов с опорой на традиции народного декоративноприкладного искусства, умением определят идею по теме практического задания, выбирать материалы для создания художественного образа в изделии, качественно выполнять технологические операции с использованием традиций ювелирного искусства по художественной обработке материалов с учетам художественных средств и приемов, присущих опре-

138

Pedagogical model of professional education in jewelry art: basic parameters of the concept

деленным видам обработки металла, с использованием необходимых инструментов, технологических приемов, традиций изобразительно-символического оформления; умение осмысленно оценивать готовое изделие с учетом эстетических и технологических требований, а также соответствования идее произведения целостному художественному образу.

Кроме того в соответствии с изученными материалами [5; 2] установлено, что ювелир-специалист в области художественного проектирования ювелирных украшений, основанных на традициях культуры изготовления, должен: иметь специфическое мировоззрение, нацеленное на художественное проектирование и изготовление современных украшений с учетом требований потребителей; обладать развитым композиционным мышлением способностью творчески использовать имеющиеся материалы для создания конкурентоспособного ювелирного изделия.

Из всего сказанного следует, что образовательный процесс в области ювелирного искусства, основанный на традициях культуры, должен осуществляться на основе уровневой градации процесса обучения; деятельностного подхода к профессиональному образованию; прогнозирования результатов при выполнении эталонных требований к профессиональным качествам художника-ювелира. В концепции для каждого предмета, включенного в учебный план, разработаны программы практик, научно-методические рекомендации и программа итоговой государственной аттестации для специальности “3211214-Мастер по ювелирным изделием”. Это означает, что преподаватель колледжа не просто автоматически повторяет методику народного мастера, он ее осмысливает, творчески перерабатывает, анализирует и использует в соответствии с программами документами и требованиями времени и профессиональной подготовки. Так, учебные планы среднего профессионального образования в области ювелирного искусства по специальности «Мастер по ювелирным изделием» для обучающихся на базе 9 классов кроме общеобразовательных предметов предусматривают изучение таких дисциплин как: эстетика, личность и общество, родной язык, культура речи и делопроизводство на государственном языке, иностранный язык, основы экономики, правоведения, информатика и информационные технологии. В блоке обще профессиональных дисциплин изучаются основы цветоведения, пластическая анатомия, художественная обработка цветных металлов. В блоке специальных дисциплин: рисунок, живопись, скульптура, основы композиции, традиционное при-

кладное искусство, народный орнамент, декоративная графика и скульптура, современные проблемы традиционного прикладного искусства. Учебный план по специальности «3211210-Художник-мастер ювелирных изделий» специализация — ювелирное искусство со сроками обучения три года предусматривает изучение иностранного языка, философии, политологии, правоведения, родной язык, культура речи и делопроизводство на государственном языке, основы экономики. Общепрофессиональные дисциплины включают: основы бизнеса и предпринимательства, пластическая анатомия, проектирования, цветоведение и колористику. Специальные дисциплины включают: художественная обработка цветных металлов, практическая занятия в мастерской и т. д.

Все названные выше знания формируют у учащихся умения и навыки- разрабатывать оригинальные по художественному замыслу и исполнению произведения, творчески решать композиционные, колористические и технические задачи, а также обобщать и использовать народные традиции, отечественный и зарубежный опыт, современные достижения в области художественной культуры и технической эстетики. Познавая общие законы профессиональной художественной школы, выпускники колледжей получают профессию художника-мастера ювелирных изделий традиционного прикладного искусства, что, по сути в корне отличается от станкового профессионального образования. Дальнейшее их обучение и художественное образование может быть основано по нашему мнению на тех образовательных принципах в декоративно- прикладном искусстве, которые издавна существовали на Востоке. Необходимо отметить, что уже с первого курса колледжа учащиеся приобщаются к декоративному образному восприятию предметной среды, для чего анализируя форму, характер изображаемого объекта и используя различные технические художественные примы создают собственные декоративные композиции, что позволяет проникать в корни традиционного прикладного искусства, дает возможность разобраться в художественных стилях, воспитывает художественный вкус. Занятия по мастерству позволяют убедиться в том, что материальное воплощение разработанных творческих идей представляет собой законченное уникальное изделие-плод ручного художественного труда.

Причем в процессе обучения мастерству изготовления изделий народного искусства применяются как формы индивидуального ученичества (личност-но- ориентированный подход), так и коллективного обучения, как методы “из-под руки”, так и способ те-

139

Section 7. Pedagogy

оретического обучения, соединенный с практической деятельностью обучающегося. Особенным принципом с четким соблюдением последовательности овладения мастерством: от копирования лучших образцов мастеров к исполнению собственных творческих работ. Овладение новой техникой происходит по уже пройденному пути, что способствует формированию навыков высокопрофессионального изготовления изделий с применением старинных технологий и включением современных декоративных материалов и приемов художественного оформления изделий.

Обучение проектированию ювелирных изделий начинается с освоения дисциплины «Основы композиции» и заканчивается проектированием дипломной работы. Процесс обучения этому предмету нацелен на то, чтобы та композиция, которую графически выполнил учащийся, могла быть выполнена на базе учебной мастерской собственноручно, по руководством преподавателей по мастерству. Изготовление проекта в материале, металле — главный показатель успеха проекта, выполненного графически на бумаге. «Основы композиции» — это начальный курс, где происходит ознакомление с законами и приемами композиции, с особенностями орнаментальной композиции. «Технология подготовки ювелирных изделий» — базовый курс по подготовке художника- ювелира построен так, чтобы в процессе обучения будущие ювелиры познакомились с особенностями ювелирной композиции, усвоили основополагающие принципы построения композиции штучных ювелирных изделий и комплектов в разных техниках изготовления. Курс «Основы композиции» включает изучение основных законов и понятий композиции, а также нескольких тем: «Геометрический орнамент », «Растительный орнамент» и «Овладение основами проектной графики». Задача педагога — научить учащегося мыслить творчески, введя как индивидуальные, так и коллективные беседы, вовлекая в них как можно больше учащихся группы, чтобы наглядно продемонстрировать отношение обучающихся к своей деятельности и деятельности других, акцентируя внимание как на традициях, так и инновациях в области дизайна и развития новых технологий. Для художественно-творческого развитии ювелиров нам представляется целесообразным проводить разного вида просмотры, выставки и творческие конкурсы с их дальнейшим обсуждением, что позволяет учащемуся анализировать собственную работу, искать аргументы в ползу ее состоятельности.

Особое место в обучении учащихся имеют межпредметные связи между общими и специальными

художественными предметами, в частности, благодаря взаимодействию художественных дисциплин как основы творческого проектирования художественных изделий с занятиями специальной композицией, а также теснейшей связи рисунка, живопись и композиции с обучением мастерству [1] что по мнению Н. В. Севрюковой является необходимым условием подготовки высокообразованного специалиста в области ювелирного искусства [3]. Она же рекомендуют задания по проектированию отдельных ювелирных украшений серег, кольцо, броши, браслета, колье выстраивать по принципу от простых к более сложным изделиям. При этом надо соблюдать определенную последовательность работы над проектом: первый этап — сбор материала (зарисовка, копия). Его цель — выявить многообразие конструктивных приемов, использования декора, вставок, видов закрепок камней

и. т.д. Второй этап — разработка темы. Общую тему диктует преподаватель, а учащийся выбирает конкретную по своему желанию. Темы первого раздела программы «Специальная композиция» нацелены на развитие творческого мышления студентов и совершенствование ранее приобретенных умений и навыков работать с металлом и ювелирными вставками. Их последовательность и содержание разработаны с целью овладения учащимися теоретическими знаниями по данному виду искусства и совершенствованию у них умений проектировать композиции отдельных ювелирных изделий и несложных гарнитуров с использованием вставок стандартных форм и размеров. На заключительном этапе создается композиция отдельного ювелирного изделия или гарнитура, подбирается оптимальный вариант технологического решения для изготовления изделия, выполняется графический проект изделия на планшете. Всему этому обязательно предшествует серьезная подготовительная работа преподавателем, который помогает найти наиболее удачное решение, подобрать верный материал. Здесь большую роль играют наглядные материалы, которые необходимо широко использовать на уроках проектирования, поскольку знакомят учащихся с другими работами, расширяют их представления о ювелирном искусстве, получают стимул к формированию новых идей, проектов, в которых проявляется их собственная фантазия. Все вышеперечисленное в комплексе с теоретическими знаниями развивает зрительную память и воображение учащихся, что позволяет повышать профессиональные качества будущего художника-ювелира в исполнительском мастерстве. Здесь необходимо оговориться, что выбирая задание для учащегося или одобряя то, что он

140

Pedagogical model of professional education in jewelry art: basic parameters of the concept

выбрал сам, педагог должен научить его главному — добиваться профессионального мастерства, совершенствования своих умений, создавать оригинальные композиции, гармонично сочетая их с использованием орнаментов и мотивов из различных декоративно-прикладных областей.

Проектирование дипломного проекта — завершающий этап работы учащегося над проектированиям ювелирных изделий или композиций. Выбор темы проектирования определяется личным желанием учащегося, его интересами и мотивами. Самой сложной задачей при этом является определение комплектности изделий, объединенных общей темой: их числа, формы, соотношения между собой. Для успешного выполнения дипломного проекта используется различный материал: фотографии, альбомы, журналы по ювелирному искусству с произведениями художников-ювелиров, изделия народного декоративно-прикладного искусства, т. к. дипломное проектирование — это подведение итогов пройденного за все годы обучения. На дипломное проектирование учащиеся создают проект комплекта из двух ювелирных украшений, который должен иметь высокое качество. Дизайн, пропорции и художественное исполнение должны находиться на мастерском уровне: углы лапок креплений пропорциональны, симметричны относительно всех элементов, все поверхности отполированы, отсутствуют признаки швов или припоя, посадка камней надежна, а камни должны располагаться на одном уровне. Кроме того оцениваются: степень осознанности замысла; изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения, желательно с аргументацией со стороны учащихся; степень выражения главной мысли; соответствие композиционного решения технологичности выполнения в материале, что играет огромную роль в воспитании чувства реальности выполнения изделия.

Итак, понятие образования в системе народных художественных промыслов входят познавательнопросветительная деятельность по конкретному виду народного декоративно-прикладного искусства и художественно-педагогическое образование. Это означает, что в ходе обучения необходимо создать условия для развития у учащихся мировоззренческих установок на художественное проектирование и изготовление современных украшений с учетом требований потребителей; основ композиционного мышлениям; стремления творчески использовать весь арсенал имеющихся материалов для создания конкурентоспособного ювелирного изделия; умений вести целенаправленный поиск нестандартных решений с использованием как традиционных, так и новаторских технологий и материалов т. е., комплекс педагогических условий для эффективного функционирования современной модели образования в ювелирном искусстве, который включает: формирование профессиональных умений будущего ювелира; использование сочетания традиционных и инновационных форм и методов организации обучения; формирование у будущего ювелира профессионального интереса к творческой деятельности.

В целом, теоретическое исследование проблемы разработки педагогической модели профессионального образования будущих ювелиров позволило подтвердить предположение о значимости использования в этом процессе принципов деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, что создает условия для реализации принципа профессиональной мобильности и предусматривает развитие способности у будущего специалиста быстро осваивать умения и навыки, поддерживать стремление к самообразованию и профессиональному совершенствованию.

Список литературы:

1. Григоревская Е. Б. Междисциплинарный подход к преподаванию общехудожественных дисциплин в профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства//Традиционное прикладное искусство и образование. Материалы 11 науч. практ.конф. - Спб: ВШНИ,2005.

2. Максимович В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. - М.: Флинта, 2000.

3. Севрюкова Н. В. Методика преподавания композиции в подготовке художников-ювелиров//Традиционное прикладное искусство и образование: материалы 11 межд. науч.-практ. коф. - СПб: ВШНИ, 2005.

4. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения. - М.: Форум-Инфра, 2007.

5. Торшина И. Б. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования в технических университетах Рос-сии.//Традиционное прикладное искусство и образование: материалы 11 межд. науч.-практ. коф. - СПб: ВШНИ, 2005.

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.