Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ 12-14 ЛЕТ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ 12-14 ЛЕТ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ДЗЮДОИСТЫ 12-14 ЛЕТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / ТАКТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радин Дмитрий Викторович

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию педагогической модели подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет на основе использования тактических комплексов атакующих действий. В ходе обоснования модели подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет с использованием тактических комплексов атакующих действий были разработаны основные характеристики учебно-тренировочной программы. Для этого были сформулированы приоритетные задачи подготовки для каждого дзюдоиста по результатам диагностики его показателей. Кроме того была разработана программа подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям, в которой были указаны направленность, содержание, объем и интенсивность выбранных тренировочных средств и методов в рамках одного учебно-тренировочного занятия, а также всего этапа подготовки к соревнованиям в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радин Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF TRAINING OF YOUNG JUDOKAS AGED 12-14 YEARS, USING TACTICAL COMPLEXES OF ATTACKING ACTIONS

The article presents the results of research of the author on substantiation of pedagogical model of training of young judokas of 12-14 years on the basis of use of tactical complexes of attacking actions. During substantiation of the model of preparation of young judokas of 12-14 years by using the tactical complexes of attacking actions basic characteristics of educational and training program were developed. For this purpose the priority tasks of preparation for each judokas on results of diagnostics of its indicators were formulated. In addition, a program for training young judokas for competitions was developed, which indicated the orientation, content, volume and intensity of the selected training facilities and methods within one training session, as well as the entire stage of preparation for competitions as a whole.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ 12-14 ЛЕТ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ»

8. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Kazakov, D.A., Sibgatulina, F.R., Shulgin, A.M. and Krasnov, R.B. (2020), "Physiological Basis of Rehabilitation for Ulnar Neuritis", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13 (2), pp. 585-590, http://dx.doi.org/10.13005/bpj/1921.

9. Karpov, V.Yu. (2003), Management of the educational process at the university with the use of physical culture and sports, VectorBuk, St. Petersburg.

10. Morozov, A.P. (2013), Comprehensive control of physical fitness of highly qualified runners with hearing impairment for short and medium distances, dissertation, Moscow

11. Myakotnykh, V.V. and Karpov, V.Yu. (2009), "Technology of health improvement of students of a higher educational institution of a tourist profile, taking into account the peculiarities of their professional and educational activities", Bulletin of the Sochi State University of Tourism and Resort Business, No.1 (7), pp. 118-126.

12. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Batrakova, I.A., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Rysa-kova, O.G. (2020), "Physiologically Significant Rehabilitation Measures for Acute Respiratory Viral Infection", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 13(2), pp. 537-542, http://dx.doi.org/10.13005/bpj/1915.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.06.2021

УДК 37.013

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ 12-14 ЛЕТ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ

ДЕЙСТВИЙ

Дмитрий Викторович Радин, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию педагогической модели подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет на основе использования тактических комплексов атакующих действий. В ходе обоснования модели подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет с использованием тактических комплексов атакующих действий были разработаны основные характеристики учебно-тренировочной программы. Для этого были сформулированы приоритетные задачи подготовки для каждого дзюдоиста по результатам диагностики его показателей. Кроме того была разработана программа подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям, в которой были указаны направленность, содержание, объем и интенсивность выбранных тренировочных средств и методов в рамках одного учебно-тренировочного занятия, а также всего этапа подготовки к соревнованиям в целом.

Ключевые слова: юные дзюдоисты 12-14 лет; педагогическая модель подготовки; специальная тренировка; тактические комплексы атакующих действий.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p256-260

PEDAGOGICAL MODEL OF TRAINING OF YOUNG JUDOKAS AGED 12-14 YEARS, USING TACTICAL COMPLEXES OF ATTACKING ACTIONS

Dmitry Viktorovich Radin, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Abstract

The article presents the results of research of the author on substantiation of pedagogical model of training of young judokas of 12-14 years on the basis of use of tactical complexes of attacking actions. During substantiation of the model of preparation of young judokas of 12-14 years by using the tactical complexes of attacking actions basic characteristics of educational and training program were developed. For this purpose the priority tasks of preparation for each judokas on results of diagnostics of its indicators

were formulated. In addition, a program for training young judokas for competitions was developed, which indicated the orientation, content, volume and intensity of the selected training facilities and methods within one training session, as well as the entire stage of preparation for competitions as a whole.

Keywords: young judokas 12-14 years, pedagogical model of training, special training, tactical complexes of attacking actions.

В настоящее время в дзюдо наблюдаются существенные изменения организации и методики тренировочного процесса спортсменов. Это связано с повышением требований к уровню их технической, тактической, психологической и функциональной готовности. [1, 2]. Для достижения успеха в дзюдо необходимо применять самые современные методы тренировки, постоянно изучать научный и практический опыт подготовки спортсменов с юношеского возраста [2]. Использование практического опыта подготовки спортсменов с юношеского возраста позволит более качественно готовить дзюдоистов к соревновательной деятельности. [1, 2].

Одной из самых сложных проблем в процессе создания перспективных моделей тренировки в юношеском дзюдо является отсутствие единой теории, дающей целостное представление о закономерностях становления спортивного мастерства у юных дзюдоистов 12-14 лет. На данный момент проблема создания перспективных моделей тренировки для юных дзюдоистов 12-14 лет находится в стадии разработки и остается не решенной. Это связано с разными взглядами на эту проблему. Одни тренеры и ученые предлагают основное внимание уделять развитию физических качеств у юных дзюдоистов этого возраста, другие предлагают совершенствовать техническое и тактическое мастерство на основе использования тактических комплексов атакующих действий. Поэтому подготовке юных дзюдоистов 12-14 лет на основе использования тактических комплексов атакующих действий должно уделяться самое пристальное внимание.

В основу подхода к решению данной задачи нами была положена система подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет, которая основана на диагностике слабых и сильных сторон в подготовке спортсменов, с использованием тактических комплексов атакующих действий (рисунок 1).

На первом этапе исследования нами были установлены характеристики текущего состояния юных дзюдоистов 12-14 лет. Для этого проводилась диагностика исходного уровня готовности юных дзюдоистов. Затем исследовалась динамика соревновательных результатов, стилевых особенностей ведения соревновательного поединка дзюдоистом по содержанию технического и тактического арсенала, характеристик функциональной и психической подготовленности организма, физического состояния спортсменов.

С целью получения разных характеристик технико-тактической подготовленности и разработки педагогической модели подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет на основе тактических комплексов атакующих действий нами были проанализированы видеозаписи 87 соревновательных поединков на разных Всероссийских соревнованиях. Все показатели дзюдоистов были разделены на три уровня.

На первом уровне определялись наиболее характерные показатели соревновательной деятельности в дзюдо с применением следующих педагогических параметров: активность, надежность, результативность, комплексность, общая вариативность атакующих действий и их эффективная вариативность.

На втором уровне определялись основные показатели физической и технико-тактической подготовленности дзюдоистов: скорость проведения комбинации, дальность толчка набивного мяча весом 4 кг правой и левой рукой, время выполнения 10 бросков партнера через бедро передней подножкой, подхватом, через спину и 10 бросков партнера через грудь за 2 минуты.

На третьем уровне определялись показатели функциональной, психологической подготовленности, а также морфологические параметры и особенности: тест на общую физическую подготовленность PWC-170, время простой реакции, реакция антиципации,

тотальные размеры тела, его пропорции, наличие жировой массы. Оценивалась удель -наямасса тела, состояние сводов стопы, осанка, а также степень развития чувства времени.

Рисунок 1 - Педагогическая модель подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет с использованием тактических

комплексов атакующих действий

Каждая тренировочная нагрузка характеризовалась показателями объема и интенсивности в соответствии с выбранным средством тренировки. Объем нагрузки оценивался временем выполнения задания; интенсивность оценивалась по частоте сердечных сокращений, измеряемой сразу после выполнения тренировочного задания, и количеству выполненных технических действий в одном задании. При этом объем тренировочной нагрузки у всех спортсменов практически не различался, а динамика объема тренировочных нагрузок достигала своего максимума на заключительном этапе перед соревнованиями. Интенсивность суммарной нагрузки рассчитывалась с учетом морфологических и функциональных параметров юных дзюдоистов.

В ходе обоснования модели подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет с использованием тактических комплексов атакующих действий были разработаны основные характеристики учебно-тренировочной программы. Для этого были сформулированы приоритетные задачи подготовки для каждого дзюдоиста по результатам диагностики его показателей. Кроме того была разработана программа подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям, в которой были указаны направленность, содержание, объем и интенсивность выбранных тренировочных средств и методов в рамках одного учебно-тренировочного занятия, а также всего этапа подготовки к соревнованиям в целом.

На заключительном этапе создания модели тренировки юных дзюдоистов 12-14 лет была разработана система текущего и итогового контроля над выполнением запланированной учебно-тренировочной программы. Для этого проводился ежедневный мониторинг физического состояния спортсменов, а также его динамики по морфологическим и функциональным параметрам уровня и резерва тренированности. Основными показателями итогового контроля являлся сравнительный анализ начальных характеристик и в конце этапа подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям. Показанный результат на соревнованиях являлся объективным показателем результативности разработанной модели подготовки юных дзюдоистов.

В ходе подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям проводилась коррекция параметров интенсивности, объема и характера тренировочных нагрузок с учетом их физиологической направленности в намеченной программе. Это обеспечивало реализацию индивидуального подхода к тренировочному процессу юных дзюдоистов 12-14 лет.

На этапе подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям основным средством тренировки являлись физические упражнения, которые были связаны по различным параметрам с показателями эффективности соревновательной деятельности. В соответствии с этим, все тренировочные средства были разделены на пять основных групп:

1. Обще развивающие упражнения составляли около 30% от всего объема тренировочных нагрузок данного этапа. При этом их выполнение характеризовалось низкой или средней интенсивностью. Исключение составляли кроссы и спринты, где частота сердечных сокращений достигала 200 ударов в минуту. Было установлено, что такие нагрузки обладают значительным тренировочным эффектом. [2, 3]. Широко применялись упражнения с отягощениями, а также из легкой и тяжелой атлетики, спортивные игры. Данные упражнения выполнялись в подготовительной и заключительной частях занятий.

2. Применялись специально-подготовительные упражнения. Основу данной группы составляли упражнения, имитирующие различные аспекты атакующих действий. Они выполнялись с дополнительными отягощениями или без них. Основной объем специально-подготовительных упражнений проводился в ходе основного, стабилизационного и соревновательного этапов подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет.

3. Третью группу составили упражнения на снарядах. В качестве снарядов, как правило, использовались манекены для борьбы. Упражнения на манекенах для борьбы способствовали увеличению анаэробной выносливости. Данные упражнения проводились на протяжении всего периода подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям. По мере приближения к соревнованиям постепенно уменьшался объем нагрузки, а ее интенсивность увеличивалась.

4. Упражнения на совершенствование технико-тактического мастерства с партнером составляли 45-50% от всего тренировочного объема. Выполнялись такие упражнения в виде различных учебно-тренировочных заданий и поединков. Такие поединки проводились с ограниченным применением спортсменом заданным набором технико-тактических комплексов атакующих действий.

По результатам видеоанализа соревновательных поединков выяснилось, что комбинации атакующих действий у дзюдоистов составляют около 50% всего объема технических действий. Используя упражнения на совершенствование технико-тактического мастерства с партнером в рамках подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям, мы реализовали обучение комбинациям, с использованием тактических комплексов атакующих действий по следующей методике:

• обучение отдельным приемам борьбы, входящим в изучаемую комбинацию атакующих действий, проводилось в строгом соответствии со структурой процесса подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям;

• обучение комбинации атакующих действий осуществлялось с постепенным увеличением интенсивности и усложнением условий выполнения;

• концептуальное моделирование соревновательной ситуации заключалось в выборе тактических комплексов атакующих действий;

• применение тактических комплексов атакующих действий проводилось в условиях учебно-тренировочных схваток;

• эффективность применения тактических комплексов атакующих действий осуществлялась в условиях соревновательного поединка.

5. Соревновательные упражнения включали в себя учебно-тренировочные схватки, близкие по интенсивности к соревновательному поединку. Тактические комплексы атакующих действий применялись непосредственно в ходе участия юных дзюдоистов в соревнованиях. Примерно за 10 дней до начала соревнований учебно-тренировочные схватки проводились с судейством и с имитацией зрительского шума. Кроме того, учебно-тренировочные схватки проводились со сменой противников через определенные промежутки времени.

Эффективность разработанной педагогической модели подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет на основе использования тактических комплексов атакующих действий проверялась в процессе соревнований. По итогам соревнований общее количество призеров в экспериментальной группе увеличилось на 47% по сравнению с контрольной группой.

ВЫВОД. Разработанная нами модель подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет на основе использования тактических комплексов атакующих действий показала высокую эффективность и может быть внедрена в тренировочный процесс данной категории спортсменов. Эта модель может быть рекомендована для тренеров при планировании и разработке учебно-тренировочных программ, а также при выборе тренировочных средств и методов для подготовки юных дзюдоистов к соревнованиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Радин, Д.В. Факторы, определяющие необходимость использования тактических комплексов атакующих действий в процессе подготовки юных дзюдоистов 12-14 лет/ Д.В. Радин, А.А. Фомичев, Е.А. Морозов, К.И. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 178-182.

2. Bolotin, А.Е. Factor structure of technical preparedness of judokas of various somatic types. / А.Е. Bolotin, V. V. Bakayev, V. S. Vasilyeva, А.А. Bobrishev // Journal of Human Sport and Exercise, 2019. - 14(4proc). - рр. 698-705.

REFERENCES

1. Radin, D.V., Fomichev A.A., Morozov E.A., Romanov K.I. (2020). "Factors determining the need to use tactical complexes of attacking actions in the process of training young judokas 12-14 years old", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 190, No. 12, pp. 178-182.

2. Bolotin, A., Bakayev, V., Vasilyeva, V., and Bobrishev, A. (2019), "Factor structure of technical preparedness of judokas of various somatic types", Journal of Human Sport and Exercise, 14(4proc), рр. 698-705.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.05.2021

УДК 796.325

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ

Андрей Викторович Родин, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Владимировна Луганская, старший преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.