Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования социальной компетентности учащихся младших классов'

Педагогическая модель формирования социальной компетентности учащихся младших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крузе-брукс О. А.

Раскрывается понятие социальной компетентности младших школьников и выделяются ее компоненты: коммуникативный, мотивационно-ценностный, деятельностный и рефлексивный. Представлена педагогическая модель формирования социальной компетентности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования социальной компетентности учащихся младших классов»

УДК 37.035

О.А.Крузе-Брукс

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

This article covers the specific components of social competency for elementary school children and describes the importance of its development during school years. The pedagogical model showing the best way to promote and develop social competency of school children is presented and some elements of this model is described in details.

Становление социальной компетентности рассматривается как взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации, в результате которых формируется социально активная индивидуальность ребенка, способного к эффективному взаимодействию со средой, к самоактуализации и самореализации в ней, но не противопоставляющего себя социуму и сохраняющего предметом своей первой потребности другого человека как ценности. Социализация и индивидуализация, заключенные в диалектическое единство в процессе социального развития, все время «атакуют» это единство с точек, задающих их противоположность, поскольку долженствование как норма социальной жизни наталкивается порой на независимость — норму индивидуализации [1].

Социальная компетентность младшего школьника состоит в активном творческом освоении социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также в творческом присвоении ребенком основных этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Такое определение социальной компетентности дает представление об этических нормах как основе социальных отношений; о деятельностной основе приобщения ребенка к культуре, принятым в обществе этическим нормам; о понимании значимости социальной компетентности как для внутреннего мира человека, так и для встраивания и встраиваемости ребенка в мир отношений.

Успешное формирование социальной компетентности младших школьников немыслимо без знания содержания ее компонентов: коммуникативного, мотивационно-ценностного, деятельностного и рефлексивного.

Коммуникативный компонент состоит в умении учащихся устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми; в способности принимать различные социальные роли в соответствии с конкретной ситуацией с учетом этических норм; в умении слышать и понимать точку зрения другого, согласовывая совместные действия или невмешательство в эти действия; в умении инициировать, включиться и поддержать диалог, свободно высказывать собственное мнение; в адаптации стиля общения к определенной коммуникативной ситуации.

Мотивационно-ценностный компонент рассматривается нами как признание как ценности себя и

процесса общения с другими людьми; согласование мотивов собственных действий и действий других людей; интерес к общению, соотношение своей деятельности с согласованными ценностями и целями других субъектов общения; владение собственной системой ценностно-смысловых регуляторов действий в общении с окружающими его людьми; наличие внешней и внутренней мотивации к общению и совместной групповой деятельности, когда сверстник выступает и как средство успешности совместной деятельности, и как ее цель.

Деятельностный компонент включает в себя умение учащегося определять для себя цели совместной познавательной, учебной, игровой, трудовой и творческой деятельности; способность самоорганизоваться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой, способность управлять бесконфликтным поведением и способами общения; умение осуществлять взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностей.

Рефлексивный компонент социальной компетентности младшего школьника включает в себя умение анализировать действия (поступки) и прогнозировать их результаты в соответствии с согласованными целями и ценностями; осознание результатов индивидуальных и кооперативных действий; способность к корректировке индивидуальных и кооперативных действий в соответствии с поставленной целью; умение объяснить (осознать) свои состояние, потребности, желания; осознанный отбор и оформление информации, необходимой для кооперативного взаимодействия с другими детьми.

Процесс формирования социальной компетентности младших школьников можно организовать в рамках реализации специально разработанной педагогической модели.

Метод моделирования широко используется в педагогических исследованиях благодаря многообразию его гносеологических функций. Изучение педагогических явлений и процессов осуществляется на специальном объекте — модели, являющейся промежуточным звеном между субъектом — педагогом-исследователем и предметом исследования [2]. Причем педагогическая модель понимается учеными различно: как динамическая модель на основе базисных векторов, как структурная модель, как структурнофункциональная модель, как технологическая модель, как дидактическая и т.п. Т.С.Панина делает вы-

вод о том, что существует два подхода к построению модели какой-либо деятельности педагога: от «профессии» и от «личности» [3].

В первом случае (профессиографическом) выбор основных профессионально значимых свойств осуществляется на основании требований, предъявляемых профессией к данному специалисту. Во втором случае (персонологическом) выбираются базовые профессионально значимые характеристики, исходя из общепсихологических представлений о личности, при этом имеется в виду ее многофакторная структура. В обоих случаях степень соответствия реально сформированной системы профессионально значимых качеств личности эталонным моделям может быть интерпретирована как мера психологической подготовленности преподавателя к профессиональной деятельности.

В практике научного исследования эти два подхода чаще всего пересекаются, взаимодополняют-ся как на этапе подготовки к профессиональной деятельности, так и в процессе ее осуществления [4].

Развития социальных компетентностей младших школьников происходит через определенный тип обучения с элементами присущими любой дидактической системе — целями, закономерностями, принципами, содержанием, формами, методами, системой контроля и оценки результатов обучения. Это потребовало разработки особой дидактической модели.

На основе сопоставительного анализа исторического и современного опыта нами выделены основные принципы построения педагогической модели организации деятельности для развития социальных компетентностей младших школьников: коммуникация, мотивация, деятельность и рефлексия.

Сконструированная нами педагогическая модель представляет собой совокупность таких компонентов, как цель обучения, содержание обучения, методы обучения, средства обучения, методы контроля и оценки результатов обучения, результат обучения, деятельность педагога, учебная деятельность школьников, формы организации обучения, дидактические принципы, которые задают определенную стратегию обучения.

Цель: формирование компонентов социальной компетентности у учащихся младшего школьного возраста.

Содержание процесса формирования социальной компетентности состоит в активном творческом освоении социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также в творческом присвоении ребенком основных этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутри-личностных социальных позиций, отношений.

К методам обучения относятся: дискуссия, эвристическая беседа, работа с текстом, проекты, творческое домашнее задание, анализ и синтез информации, групповое расследование, разграничение достижений команд учащихся, специальные методы («Учимся вместе», «Пила»).

Средства обучения: создание учителем учебных коммуникативных ситуаций, разработка группо-

вых заданий, дифференцированная работа в группах. К средствам кооперативного обучения можно отнести те дидактические шаги, которые должен пройти как учитель, так и ученик для организации процесса кооперации: осознание как учителем, так и учащимися необходимости овладеть требуемыми умениями; ясное понимание учащимися сущности обучения, выработка умений говорить спокойным голосом, поддерживать друг друга в совместной работе и т.д.; создание учителем учебных коммуникативных ситуаций, разработка групповых заданий; поддержка учителем учащихся в дальнейшем овладении ими умениями и их совершенствовании.

Приемы: создание групп по мотивам и способностям учащихся; создание проблемных ситуаций; интеграция по способу учебной и внеучебной деятельности; обеспечение роли учителя как фасилита-тора, а не основного источника получения знаний; дифференциация и индивидуализация организации процесса формирования социальных компетентностей.

К педагогическим условиям формирования социальной компетентности младших школьников в процессе учебной кооперации относятся дифференциация и индивидуализация процесса формирования социальных компетентностей, кооперация, организация субъект-субъектных отношений, создание ситуации успеха, создание коммуникативных ситуаций.

Организационные условия: учет концептуальных принципов формирования социальных компетентностей; учебная кооперация; развивающая среда; интеграция учебной и внеучебной работы; интеграция предметов с учетом развития социальной компетентности; обеспечение роли учителя как помощника, а не основного источника получения знания.

Методы контроля и оценивания результатов: анкетирование, тестирование, экспертная оценка, ситуативные проверки.

Результаты реализации педагогической модели: повышение качества образования, сформированная система компонентов социальной компетентности младшего школьника.

Необходимо выделить две составляющие социальной компетентности: активное творческое освоение социальных отношений через взаимодействие и присвоение ребенком основных этических норм.

Активное творческое освоение социальных отношений через взаимодействие включает в себя умение устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми), понимать мотивы собственных действий и действий других людей, принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации, управлять своим поведением и общением, анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков, регулировать конфликты, работать самостоятельно и сотрудничать в группе, противостоять неуверенности и сложности, делать выбор и принимать решения, организовывать работу, извлекать пользу из опыта своего и других людей. А присвоение ребенком основных этических

норм предусматривает вежливость в общении, уважение к старшим, умение слушать и не перебивать, умение критиковать идеи людей, а не самих людей и т.д.

Таким образом, в предложенной нами педагогической модели определены границы необходимого содержания социальных компетентностей младших школьников, разработаны методы, приемы, средства формирования их социальной компетентности в реальном образовательном процессе.

1. Белобородов Н.В. Социальное творчество учащихся как фактор успешной самореализации личности: М.: АПКиПРО, 2GG4. 1З4 с.

2. Михеев В.И. Моделирование и методы теории изменений в педагогике. М.: Высшая школа, 19S7. 19S с.

3. Панина Т.С. Дис. ... докт. пед. наук. В.Новгород, 2GGG.

Т.1. З24 с.

4. Федотова Г. А. Творческое саморазвитие учителей сель-

ской школы. В.Новгород: НовГУ, 2GG4. 192 с.

Зб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.