Научная статья на тему 'Педагогическая модель формирования социальной компетентности муниципальных служащих'

Педагогическая модель формирования социальной компетентности муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / SOCIAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL MODEL / MUNICIPAL SERVANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухортова Татьяна Александровна, Лидак Людмила Валентиновна

Представлен анализ понятия «социальная компетентность». Разработана педагогическая модель социальной компетентности муниципальных служащих, включающая конативные, когнитивные и коммуникативные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF MUNICIPAL SERVANTS

The article analyzes the concept of “social competence”. The authors introduce the pedagogical model of social competence of municipal servants, which includes conative, cognitive and communicative competences.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель формирования социальной компетентности муниципальных служащих»

УДК 316.343.655 ББК Ю98-6+Ю980.9

ГСНТИ 14.35.09

Код ВАК 13.00.02; 13.00.01

Лидак Людмила Валентиновна,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедры педагогики, Пятигорский государственный лингвистический университет; 357532, г. Пятигорск, Ставропольский край, пр. Калинина, 9; e-mail: info@pglu.ru

Мухортова Татьяна Александровна,

аспирант, кафедра педагогики, Пятигорский государственный лингвистический университет; 357401, Ставропольский край, г. Железноводск, ул. Чапаева, д. 22, к. 23; e-mail: info@pglu.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная компетентность; педагогическая модель; муниципальный служащий.

АННОТАЦИЯ. Представлен анализ понятия «социальная компетентность». Разработана педагогическая модель социальной компетентности муниципальных служащих, включающая конативные, когнитивные и коммуникативные компетенции.

Mukhortova Tatiana Aleksandrovna,

Post-graduate Student, Department of Pedagogy, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia.

Lidak Lyudmila Valentinovna,

Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of Pedagogy, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia.

PEDAGOGICAL MODEL THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF MUNICIPAL SERVANTS

KEY WORDS: social competence; pedagogical model; municipal servant.

ABSTRACT. The article analyzes the concept of “social competence”. The authors introduce the pedagogical model of social competence of municipal servants, which includes conative, cognitive and communicative competences.

В

настоящее время одним из основных направлений реформирования российской государственности является обеспечение условий для осуществления социально-экономического развития, ориентированного на создание эффективной и гибкой системы управления государством. В данном контексте особую роль приобретает институт местного самоуправления, отражающий систему взаимоотношений между населением и властью.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя и реализуется в осуществлении народом властных полномочий, организацию которых обеспечивает муниципальная служба. Профессиональный характер муниципальной службы определяет основные квалификационные требования к муниципальным служащим, содержанию их знаний, умений и навыков. Принцип профессионализма и компетентности муниципального служащего закреплен в Федеральном законе от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и предполагает совершенствование профессиональных навыков в процессе служебной деятельности.

Перечень квалификационных требований, предъявляемых к гражданам, заме-

щающим муниципальные должности, представлен в статье 9 Федерального закона. К ним относятся: уровень профессионального образования, стаж муниципальной службы, профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей [7].

Сегодня современному обществу требуются профессионалы, обладающие социальными знаниями, коммуникативными умениями, владеющие методами саморегуляции, способные работать в команде, обучать и мотивировать персонал, гибко реагировать на внешние и внутренние изменения среды. Таким образом, профессионализм и профессиональная компетентность муниципальных служащих становятся ключевым фактором обеспечения эффективного функционирования системы государственного и местного самоуправления.

Разделяя точку зрения М. А. Чошанова, отметим, что компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, критическое мышление и адаптация к изменяющимся условиям [8].

Актуальная потребность в квалифицированных кадрах нашла свое отражение в компетентностном подходе, отражающем современные направления и перспективы

© Лидак Л. В., Мухортова Т. А., 2014

развития образовательного процесса, политики государства в сфере образования, а также социальной жизни в целом. Цель компетентностного подхода - обеспечить качество образования, повысить профессиональный уровень специалистов (Д. А. Иванов, В. К. Загвоздкин, И. А. Зимняя и др.).

В исследованиях З. А. Аксютиной справедливо отмечено, что компетентностный подход отражает единство целей образования и профессиональной деятельности, предполагает обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности [1, с. 114].

Базовыми понятиями компетентностного подхода являются понятия «компетенция» и «компетентность». Анализ психологопедагогической литературы позволяет предположить, что некоторые авторы связывают компетентность в большей степени с личностными характеристиками (В. Н. Введенский, Дж. Равен, Г. П. Щедровицкий и др.), а компетенцию - с конкретной профессиональной деятельностью, которая служит основой для дальнейшего формирования и развития компетентностей.

Понятие «компетентность» трактуется в научной литературе довольно неоднозначно: как качество личности (В. В. Адольф, Р. Х. Панарин и др.), как характеристика человека и его квалификации (Е. Б. Арци-шевская, М. К. Кабардов и др.), как уровень образованности (Г. Н. Сериков, А. Д. Щекату-нов и др.), как система знаний, умений, ценностных ориентаций, мотивов (Т. К. Браже,

А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина, М. А. Чоша-нов и др.), как уровень образования, опыта в профессиональной области (Б. С. Гер-шунский и др.), как соответствующее поведение человека (Дж. Равен и др.) [3, с. 27].

В настоящее время в области социальных, психологических и педагогических наук понятие «компетентность» наиболее часто используется в контексте профессиональной деятельности, которая предполагает наличие у специалиста ряда профессиональных компетенций, отражающих уровень его способности к успешному выполнению служебных обязанностей.

В соотношении профессионализма с различными аспектами зрелости специалиста исследователи традиционно выделяют следующие виды профессиональной компетентности: специальную, личностную, индивидуальную и социальную (А. К. Маркова, В. Г. Максимова, В. А. Сластенин и др.).

Характерной особенностью деятельности органов муниципальной власти является не только осуществление функций управления, но и функции обеспечения связи между местным самоуправлением и обществом, а также реализация интересов,

прав и свобод граждан. В рамках профессиональной деятельности муниципальный служащий обязан эффективно выстраивать межличностное общение с гражданами, предотвращать возникновение противоречий и конфликтных ситуаций, а также формировать у субъектов взаимодействия позитивный образ чиновника. Современный муниципальный служащий не только должен обладать высоким уровнем специальных знаний и умений, но и быть компетентным и профессионально ориентированным в области человеческих отношений. Чем качественнее будет подготовлен специалист, тем успешнее будет его профессиональная деятельность.

Изложенное выше позволяет сделать промежуточный вывод о том, что социальная компетентность муниципальных служащих является одним из важнейших видов компетентностей по следующим основаниям: во-первых, все компетенции формируются в социуме и носят социальный характер возникновения; во-вторых, социальная компетентность обеспечивает успешную адаптацию специалиста к социуму, позволяет достичь профессиональный и личный успех (И. А. Зимняя и др.); в-третьих, она интегрирует в себе другие виды профессиональных компетенций и является интегративным системным качеством муниципального служащего (Т. Б. Беляева и др.).

В настоящее время феномен социальной компетентности малоизучен и представляет широкий интерес для зарубежных и отечественных исследователей. Анализ проблемы социальной компетентности нашел свое отражение не только в педагогике, но и в философии. Так, Э. Дюркгейм справедливо полагал, что значительную роль в личностном понимании смысла «Я компетентен» играют особенности конкретной стадии, которую переживает человечество.

В. Дильтей считал, что влияние цивилизации всегда опосредовано личностным познавательным успехом человека в познании духовных связей бытия с вечными законами, определяющими направленность самовыражения человека. Э. Шпрангер определяет компетентность как возможность осуществления человеком поиска своего места в социальной сфере [5, с. 136].

Разделяя точку зрения Е. И. Фастовой, отметим, что понятие социальной компетентности интегрирует уровень знаний и степень владения способами социального взаимодействия и собственного саморазвития, а также ценностно-смысловое отношение к проблемам, связанным с жизнью и отношениями людей в обществе, их взаимодействием и саморазвитием.

По мнению Е. И. Фастовой, в имеющихся исследованиях социальная компетентность не всегда рассматривалась как гуманитарно целостный феномен. Ряд зарубежных исследователей определяют сущность социальной компетентности посредством следующих характеристик:

- деятельностно-поведенческие - адекватность и пригодность специалиста к действию (J.C. Wiemann, 1989), способность к эффективному поведению (Spitzberg, 1989);

- адаптивные - способность к адаптации, сотрудничеству и контролю ситуации (Parks, 1994);

- личностные - совокупность базовых личностных показателей, детерминирующих эффективность действий на работе и других ситуациях (McClelland, 1993);

- социокоммуникативные - повседневная эффективность индивидуума во взаимодействии со своим окружением (Зиглер и др.) [6, с. 97-98].

В отечественной педагогике и психологии при изучении феномена социальной компетентности особое внимание уделяется характеристикам личности служащего, определяющем эффективность его действий во взаимодействии с социумом. Социальная компетентность трактуется как целостное интегративно-личностное качество, обуславливающее успешность гуманитарного развития человека, результатом которого проектируется развитие самости и социум-ности личности в их единстве и взаимосвязи (С. А. Комиссарова, В. М. Симонов и др.) [6, с. 97-98].

Таким образом, следует отметить, что в современной науке отсутствует единое понимание и определение феномена «социальная компетентность» ввиду сложности и интегра-тивности данного явления. Анализ научной литературы позволил систематизировать его основные трактовки, в которых социальная компетентность понимается как:

- способность служащего эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности (А. Голфрид, Р. Дзурилла и др.);

- проявление повседневной эффективности во взаимодействии со своим окружением (Д. Зиглер и др.);

- осознание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность (Е. В. Коблянская и др.);

- определенный уровень адаптивности человека к эффективному выполнению заданной социальной роли (Н. И. Белоцерковец и др.);

- наличие социального опыта, адекватного определенной системе социальных отношений и обеспечивающего возможности для самореализации в этой системе (В. М. Басова) [2, с. 98];

- владение уровнем общественноисторического и поликультурного опыта в контексте социальной ситуации развития как психологического результата взаимосвязанного развития ее личностного, когнитивного, поведенческого и мотивационно-ценностного компонентов (А. Г. Асмо-лов, Г. У. Солдатова и др.) [6, с. 98].

Анализ существующих подходов позволил сформулировать социальную компетентность муниципальных служащих в системе власти органов местного самоуправления как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие муниципальному служащему быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

Значительный вклад в определение понятия «социальная компетентность» внесла И. А. Зимняя, которая предложила выделить три группы социальной компетентности:

1) компетентности, относящиеся к самому служащему как к личности, субъекту деятельности, общения;

2) компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию служащего и социальной сферы;

3) компетентности, относящиеся к деятельности сотрудника [2, с. 98].

Таким образом, эффективность реализации стратегических целей и задач местного самоуправления напрямую зависит от социальной компетентности чиновника, являющейся неотъемлемой частью его профессионализма в целом. Представленный теоретический анализ позволил сделать промежуточный вывод о том, что возможность эффективно взаимодействовать с населением, решать профессиональные задачи и проигрывать различные социальные роли позволит изменить устойчивое негативное отношение народа к власти, сформировать образ успешного и позитивного муниципального служащего.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме послужил основанием для разработки педагогический модели социальной компетентности муниципальных служащих, предполагающей наличие комплекса структурных компонентов.

С

О

Ц

И

А

Л

Ь

Н

А

Я

К

О

М

П

Е

Т

Е

Н

Т

Н

О

С

Т

Ь

К

Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

И,

К

Д

Р

У

Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

М

У,

К

С

Е

Б

Е

Л

И

А

§

С

Я

А

О

Е &

Я Я Я О Е

§Д 2 № Я о

°ТЛ

и и н

3 Й Й > ЙҐ о

Я Я Я М О Я 0т д И

Е®

Я=и т о

В И

И Я Я Я

О

к о

Л

Я'

С

о

Б

Й

Рисунок 1. Теоретическая модель социальной компетентности муниципальных служащих (модель трех «к»)

Предложенная теоретическая модель социальной компетентности муниципальных служащих «Модель трех «К»» определяет взаимосвязь трех структурных компонентов: когнитивного, коммуникативного и конативного.

Первым структурным компонентом данной модели является когнитивный компонент, который складывается из таких когнитивных компетенций - знания, умения и навыки муниципального служащего. Когнитивная составляющая социальной компетентности муниципального служащего определена набором базовых профессиональных знаний, умений и навыков, которые будущий чиновник приобретает в процессе обучения в высших учебных заведениях при усвоении им образовательных стандартов. Указанный выше структурный блок формирует профессиональное мировоззрение чиновника, оказывает влияние на успешную адаптацию в социальной сфере и является платформой для специальных базовых знаний. Набор специальных знаний, умений и навыков муниципального служащего складывается из знания основ

нормативного правового законодательства, планирования профессиональной карьеры, вопросов делового этикета и пр.

Исследование показало, что для достижения высокого уровня профессионализма, реализации стратегических задач муниципального управления, оказания качественных услуг населению необходимо совершенствование структурного компонента в системе непрерывного образования муниципальных служащих. В качестве педагогических детерминант формирования и развития когнитивного компонента социальной компетентности муниципальных служащих на первый план выходят:

- курсы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, в основе которых - актуальные профессионально-образовательные потребности чиновников;

- разработка программ по подготовке и переподготовке специалистов;

- проведение обучающих семинаров, вебинаров, тренингов, конференций по обмену профессиональным опытом;

- аттестация муниципальных служащих.

Следующим компонентом представленной теоретической модели социальной компетентности муниципальных служащих является коммуникативный компонент, включающий в себя соответствующие коммуникативные компетенции - знания, умения и навыки специалистов. Особенностью данного компонента социальной компетентности чиновников является интерактивное общение с руководством, коллегами и населением в рамках осуществления профессиональной деятельности в органах местного самоуправления. Содержание коммуникативных компетенций социальной компетентности в структуре предложенной модели предполагает владение чиновником соответствующих коммуникативных, интерактивных и перцептивных навыков. К их числу относятся:

- возможность эффективно устанавливать межличностные связи и отношения субъектами общения внутренней и внешней среды;

- способность вести деловую беседу, осуществлять качественное консультирование населения в пределах своих полномочий;

- профессионализм в эмоциональном, деловом, публичном, дискуссионном общении;

- умение конструктивно разрешать противоречия и конфликтные ситуации;

- воспринимать человека человеком.

На наш взгляд, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций муниципальных служащих позволит изменить исторически сложившееся негативное отношение к данному социальному классу, сформировать собственную базу правил поведения, отраженных в нормативных догматах и негласных традициях.

Личность муниципального служащего в системе управления является носителем культуры в целом как системы общественных норм и ценностей, так и корпоративной культуры, отражающей только ей присущие субъективные черты. Сегодня современный чиновник отличается от своих исторических предшественников начитанностью, образованностью, умением применять в профессиональной деятельности информационные технологии, но любовь и уважение к населению лежат в основе его служения обществу.

Реализация и применение коммуникативных компетенций в профессиональной деятельности чиновника позволят сформировать положительный образ муниципального служащего и повысить уровень его корпоративной культуры.

В качестве третьего структурного компонента социальной компетентности муниципальной служащих в разработанной теоретической модели выделен конативный

компонент, который определяется набором следующих знаний, умений и навыков:

- способность адекватно оценивать свой профессиональный уровень, соответствие личных достижений требованиям и нормам;

- самоотношение и самооценка успехов личной профессиональной деятельности, проектирование карьерного роста;

- умение выполнять профессиональную деятельность, готовность к действию, совершенствованию, профессиональному росту и самомотивации;

- формирование системы внутренних установок и ценностей, направленных на самосовершенствование, личностное и профессиональное развитие.

Ключевым блоком данной теоретической модели является рефлексия муниципальными служащими процесса реализации личной социальной компетентности в рамках осуществления профессиональной деятельности. Рефлексивно-оценочная

функция профессиональной деятельности предполагает рефлексию совместной социальной активности, владение рефлексивной деятельностью и ценностно-смысловое восприятие себя и других в процессе трудовой деятельности, а также оценку перспектив в сфере социального взаимодействия и саморазвития.

Концепция успешной реализации представленной теоретической модели базируется на формировании приоритетов научнорефлексивного анализа профессиональной деятельности муниципального служащего. В данном контексте феномен рефлексии рассматривается как склонность чиновника к анализу своих переживаний, осмыслению собственной деятельности и форм ее осуществления, а также самооценке личностного и профессионального роста, особенностей своего культурного пространства.

В основе данных рассуждений лежит одно из направлений научной школы Л. В. Лидак, определяющее рефлексию в качестве условия для самосознания и развития менталитета, в состав которого входит психологическая пригодность личности и ее профессиональная компетентность [4, с. 6]. Согласно предложенной концепции, профессиональное развитие муниципального служащего невозможно представить вне его личностного рефлексивного самосознания. Рефлексивное знание о себе зависит от общественных норм, социокультурного окружения, системы отношений и обучения, в которых осуществляется профессиональная деятельность чиновника.

Теоретическая модель социальной компетентности муниципальных служащих «Модель трех «К»» определяет в качестве

основных элементов рефлексивного анализа деятельности чиновников следующие:

- профессиональная рефлексия (рефлексия в профессиональной деятельности;

- кооперативно-коммуникативная рефлексия (рефлексия в общении с коллегами и населением);

- личностная рефлексия (рефлексия во взаимодействии с собой).

Профессиональная рефлексия предполагает способность муниципальных служащих оценить и осознать цели и содержание профессиональной деятельности, а также пути и методы достижения целей и задач. Кооперативно-коммуникативная рефлексия позволит муниципальному служащему сформировать собственную систему корпоративных ценностей и идентифицировать себя с населением, на благо которого на-

правлена его профессиональная деятельность. Личностная рефлексия выступает катализатором таких процессов, как формирование личностного и профессионального роста путем анализа и оценки на индивидуальном уровне «Я» - образа, развития самосознания, детерминирующего изменение личностно-мотивационной позиции.

Подводя итог изложенному выше, отметим, что применение предложенной теоретической модели социальной компетентности муниципальных служащих позволит совершенствовать их когнитивные, коммуникативные и конативные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности, а также адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с населением.

ЛИТЕРАТУРА

3. Аксютина З. А. Социально-педагогическая компетентность как цель и результат углубленной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6-2. С. 114-119.

4. Бейлина Н. С. Сущность понятия «социальная компетентность» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3-32, том 2, с. 97-99.

5. Колычева З. И. Социальная компетентность педагога в свете модернизации образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2003. № 6. Т. 3. С. 26-35.

6. Лидак Л. В. Педагог как объект научной психологии. Ставрополь : Кн. изд-во, 2000.

7. Старкова Д. В. Процесс формирования социальных компетентностей воспитанников сельских детских домов // Вестник Томского государственного педагогического университета = TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITIN. 2010. № 11. С. 136-138.

8. Фастова Е. И. Социальная компетентность подростка: функции и компоненты // Известия Вол-гогр. гос. пед. ун-та. 2009. № 01. С. 96-100.

9. Федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2007/03/07/sluzhba-d0k.html (дата обращения: 28.01.2014).

10. Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие. М. : Народное образование, 1996.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. О. А. Алимурадов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.