Б01: 10.12731/2218-7405-2017-4-38-55 УДК 37.377
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОНОГОРОДА
БелослудцеваН.В.
В статье на основе анализа подходов к понятию «модель» и особенностей моногорода, предложена педагогическая модель, состоящая из 4 блоков: целевого, содержательного, процессуального, результативно-оценочного. Выделены особенности моногорода. Целевой блок модели состоит из цели, задач, методологических подходов и принципов. Содержательный блок включает содержание образования (теоретическое и практическое), 4 этапа формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода, компоненты готовности. Процессуальный блок отвечает за обеспечение организации образовательной деятельности. Результативно-оценочный блок предполагает проведение промежуточных и контрольных аналитических процедур, исследований результативности проводимых мероприятий в ходе взаимодействия субъектов образовательного процесса, описание методов, критериев и уровней готовности к профессиональной деятельности.
Цель. Статья посвящена актуальной в условиях социально-экономической ситуации теме профессионального образования. Предметом анализа выступает процесс моделирования готовности к профессиональной деятельности. Автор ставит целью представить педагогическую модель формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода.
Метод или методология проведения работы. Методология работы предполагает использование анализа и синтеза материалов исследований, а также собственно метод моделирования.
Результаты. В ходе исследования разработана педагогическая модель, приведены ее содержательные характеристики.
Область применения результатов. Результаты могут быть применены педагогами в образовательном процессе профессионального образования.
Ключевые слова: формирование готовности к профессиональной деятельности; моногород; педагогическая модель; компоненты, критерии и уровни готовности.
PEDAGOGICAL MODEL OF PREPARING STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN SINGLE-INDUSTRY TOWNS
Belosludtseva N.V.
Based on the study of the concept of a 'model ' and the peculiarities of single-industry towns the article suggests a pedagogical model consisting of 4 units related to goal-setting, concept, process and estimating. In the course of study the peculiarities of single-industry towns have been detected. The goal-setting unit specifies tasks, methodological approaches and principles. The concept unit specifies the content of education (theoretical and practical) and describes 4 stages of preparing students of secondary professional educational institutions for professional activity in single-industry towns and specifies the necessary components. The unit related to process describes how educationalprocess is organized. The unit related to estimating dwells on intermediate and final estimate and analysis, the study of obtained results, description of methods, criteria and levels of readiness for professional activity.
Goal. The article is devoted to the issue of professional education, which is especially topical in present-day socio-economic conditions. The process of simulating the readiness of students for professional activities is analysed. The author aims at presenting pedagogical model of
preparing the students of secondary professional educational institutions for professional activity in single-industry towns.
Methods and Methodology. Analysis and synthesis of the materials as well as the method of simulation are used as the main instruments.
Results. A pedagogical model has been elaborated in the course of study and its characteristics have been specified.
Scope of Application. The results can be of use for teachers at professional educational institutions.
Keywords: preparing for professional activity; single-industry town; pedagogical model; components, criteria and levels of readiness.
Готовность студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем в условиях моногорода, которая обусловлена повышением требований к молодым специалистам со стороны работодателей. Перед профессиональным образованием стоит задача подготовки кадров высокой квалификации, конкурентоспособных, профессионально мобильных в изменяющихся условиях.
Целью «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года» является создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих, среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества, гибко реагируя на социально-экономические изменения [15].
Моногорода - населенные пункты, в которых основная часть жителей трудится на одном или нескольких градообразующих предприятиях. Проблемой моногородов является не только узкая направленность подготовки специалистов для одной отрасли или градообразующего производства, но и связанные с этим высокий уровень безработицы и малая мобильность трудовых ресурсов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден перечень монопрофильных муниципальных образований, который включает 319 моногородов [12].
С целью результативности формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода нами разработана педагогическая модель.
В литературе дается много определений понятиям «модель» и «моделирование». Научное обоснование педагогическое моделирование получило в работах С.И. Архангельского, В.Г. Афанасьева, А.Н. Кочергина, И.Б. Новика, В.А. Штоффа и др. [1, 2, 9, 11, 16]. В.А. Штофф под моделью понимает мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [16].
При разработке модели формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода мы приняли за основу определение модели данное Ми-хеевым В.И.: «Педагогическая модель - это модель педагогической деятельности, в которой представлен замысел ожидаемого результата, определен его смысл, дана характеристика средств и условий, необходимых для реализации ожидаемого результата, указаны субъекты деятельности [10].
Таким образом, педагогическая модель формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода подразумевает определенную организацию образовательной деятельности, направленную на приобретение студентами знаний, умений, опыта практической деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность студентов к профессиональной деятельности в условиях моногорода.
Разработка педагогической модели формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода позволила нам логически выстроить образовательную деятельность. Метод моделирования позволил содержательно раскрыть суть модели и представить ее графически (Рисунок 1).
Рис. 1. Педагогическая модель формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода
Содержание образования по профессиям и специальностям в учреждениях СПО определяется ФГОС, требованиями работодателей и профессиональными стандартами. В связи с тем, что по ряду профессий нет профессиональных стандартов, то формирование содержания подготовки квалифицированных рабочих осуществляется на основе интегрирования требований ФГОС и требований работодателей, выявленных в процессе исследования конкретного сектора рынка труда. При разработке модели мы постарались учесть происходящие изменения в сфере профессионального образования, а также особенности моногорода и их влияние на формирование готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности.
К особенностям моногорода, в контексте нашего исследования, мы отнесли:
- узкий спектр социальных ролей населения, который характеризуется ограниченностью выбора профессий, профессиональное образование ориентировано на подготовку кадров для градообразующей отрасли;
- миграция населения - отток молодежи на учебу и последующую работу в большие города, отсутствие уверенности в трудоустройстве по полученной профессии, специальности;
- демографическая ситуация - высокая смертность населения и низкая рождаемость;
- менталитет населения, который проявляется узостью и ограниченностью сознания населения, проявляемых в консерватизме и поведенческой инертности, иждивенческим настроением, ожиданием от градообразующего предприятия решения существующих проблем, нежеланием и неспособностью менять профессию, не мобильностью, как результатом ориентации на градообразующее предприятие.
В нашем исследовании педагогическая модель формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода рассматривается как сложная целостная система, которая представлена совокупностью взаимосвязанных блоков: целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный.
Целевой блок позволяет определить цель и наметить задачи, взаимосвязь и детализацию всех компонентов модели. Цель исследуемого процесса - формирование готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода. Мы исходим из понимания цели как идеального, сознательно планируемого результата образовательной деятельности. Поставленная цель реализуется через решение следующих задач: формирование мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-практического, оценочно-рефлексивного компонентов готовности студентов к профессиональной деятельности.
При построении модели мы опирались на идеи системного, ком-петентностного и личностно - деятельностного подходов.
С позиции системного подхода формирование готовности к профессиональной деятельности в условиях моногорода мы рассматриваем как сложную педагогическую систему, представленную единством взаимосвязанных и относительно устойчивых элементов, исследование этой системы подразумевает изучение ее структурных компонентов, связей и отношений.
Компетентностный подход направлен на организацию образовательного пространства, ориентированного на реализацию принципов, целей, содержания образования, обеспечивающего формирование выпускника, умеющего решать различной сложности проблемы, способного адаптироваться в сложных социальных обстоятельствах.
Личностно-деятельностный подход предполагает создание благоприятной среды для личностного развития посредством деятельности. Образовательная деятельность рассматривается с учетом активной целенаправленной деятельности его участников и результаты обучения, воспитания и развитие личности достигаются в результате деятельности. При организации образовательной деятельности на основе личностно-деятельностного подхода делается акцент на обучении умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике.
Основываясь на системном, компетентностном и личностно-дея-тельностном подходах, мы определили основные принципы модели:
- принцип мобильности направлен на формирование компетенций (социальной, профессиональной и др.), которые являются одними из показателей формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода; приобретение и накопление личностью опыта реализации и изменения собственной образовательной и будущей профессиональной деятельности с учетом вновь возникающих условий;
- принцип направленности на профессиональное самоопределение предполагает ориентацию содержания профессионального образования на мотивацию к самореализации своего личностного потенциала в профессиональной деятельности, а также формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста;
- принцип интеграции учебных дисциплин и профессиональных модулей предполагает формирование необходимых представлений, знаний и умений в системе, в определенном порядке и во взаимосвязи на основе мировоззренческого обобщения знаний смежных дисциплин; способствует интенсификации, систематизации, оптимизации образовательной деятельности; предполагает совершенствование в области профессиональной деятельности, в том числе и средствами самообразования;
- принцип активности и познавательной самостоятельности студентов как субъектов образовательной деятельности направлен на интенсивную умственную деятельность и познавательную самостоятельность в процессе обучения и применение знаний, умений в практической деятельности студентов, осознание себя в качестве активного субъекта образовательной деятельности, что является необходимым условием процесса формирования готовности к профессиональной деятельности в условиях моногорода.
- принцип рефлексивности направлен на достижение максимального осознания студентом себя как субъекта професси-
ональной деятельности, усвоения содержания процесса обучения и развития личностных структур, необходимых для формирования компонентов готовности к профессиональной деятельности.
Система принципов регулирует процесс формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода и выступает в качестве нормативов, определяющих деятельность субъектов процесса обучения, а также структуру содержания, методов и форм организации.
Следующим блоком модели является содержательный блок, который составляет содержание образования и выступает одним из основных средств развития профессиональных знаний (теоретическое обучение), умений и практического опыта (практическое обучение), формирование общих и профессиональных компетенций. Содержательный блок включает четыре этапа формирования готовности студентов учреждения СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода.
На подготовительном этапе проводится профориентационная работа со школьниками по формированию готовности к осознанному выбору профессии, что особенно важно в условиях моногорода.
Анкетирование учащихся 9-х классов, проведенное в общеобразовательных организациях г. Ленинска-Кузнецкого показало, что у многих не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии, нет устойчивой мотивации к осознанному выбору профессии, который они чаще делают под влиянием родителей и сверстников. В связи с чем необходимо способствовать приобретению учащимися практического опыта не в абстрактно-познавательной деятельности, а максимально приблизить ее к реалиям рыночной экономики, культуре, социуму, профессиональной деятельности, что возможно при взаимодействии общеобразовательных организаций разных типов и видов с привлечением работодателей.
На втором этапе - организационно-проектировочном, осуществляется адаптация первокурсников к специфике профессионального обучения в техникуме, формирование мотивации студентов
к будущей профессиональной деятельности путем становления интересов, склонностей и профессионального самоопределения.
На третьем - организационно-деятельностном этапе, осуществляется организация профессиональной деятельности студентов на учебной и производственной практиках, способствующих овладению опытом практической деятельности.
Четвертый этап - контрольно-корректирующий, является определяющим в формировании готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода. На данном этапе по завершению производственной практики студенты оформляют дневники и прикладывают отзывы наставников практики, выполняют дипломный проект с последующей его защитой, оформляют портфолио. По результатам экзамена квалификационного студентам присваивают разряды.
Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности проводится на основе установленных в модели задач, происходит целенаправленное формирование мотивационно-цен-ностного, когнитивного, деятельностно-практического и оценочно-рефлексивного компонентов.
Процессуальный блок модели включает обеспечение организации образовательной деятельности, в котором выделены организационно-управленческое, технологическое, кадровое и ресурсное обеспечение, необходимые для формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода.
Организационно-управленческое обеспечение направлено на создание условий и возможностей, способствующих раскрытию личностного потенциала студентов в процессе образовательной деятельности и формирования готовности к профессиональной деятельности в учреждениях СПО. Для организационно-управленческого обеспечения необходимо:
- создать структурное подразделение, осуществляющее координацию действий и мероприятий, направленных на формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях моногорода;
- организовать взаимодействие учреждений СПО с муниципальными органами управления, работодателями, центром занятости и общественностью, которое предполагает развитие государственно-частного партнерства;
- повысить качество образовательной деятельности, в том числе учебных и производственных практик студентов.
Кадровое обеспечение является одним из основных требований к реализации основной профессиональной образовательной программы и по отдельным специальностям СПО должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин. Для преподавателей профессионального цикла обязательным требованием является наличие опыта в соответствующей профессиональной деятельности, систематическое повышение квалификации и прохождение стажировок на предприятиях отрасли.
Технологическое обеспечение предполагает применение практи-ко-ориентированных технологий, активных и интерактивных форм обучения, внеаудиторную самостоятельную работу для формирования общих и профессиональных компетенций студентов.
Ресурсное обеспечение включает материально-техническое оснащение образовательной деятельности, оснащение лабораторий, мастерских, спортивных залов и использование базы социальных партнеров, разработку учебно-методического комплекса. Согласно требованиям ФГОС СПО реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки студенты должны быть обеспечены доступом к сети Интернет, учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий) [14].
Таким образом, соответствие комплекса учебно-методического обеспечения требованиям ФГОС СПО оказывает существенное влияние на качество подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, и зависит от методиче-
ского потенциала педагогических работников, ресурсного, технологического, организационно-управленческого обеспечения, являясь взаимосвязанными, взаимообусловленными составляющими в обеспечении образовательной деятельности учреждений СПО, непосредственно влияющими на формирование готовности студентов к профессиональной деятельности.
Следующий блок модели - результативно-оценочный, предполагает проведение промежуточных и контрольных аналитических процедур, и исследований результативности проводимых мероприятий в ходе взаимодействия субъектов образовательного процесса, включает описание методов, критериев и уровней сформированно-сти готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода. Данный блок модели разработан с учетом современных требований рынка труда к подготовке специалистов, отраженных во ФГОС СПО по направлениям подготовки проводимой в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум».
В целях наблюдения за динамикой формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода разработан критериально-оценочный аппарат, отвечающий следующим требованиям:
- критерии должны отражать динамику формирования готовности студентов к профессиональной деятельности;
- с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы;
- критерии должны быть раскрыты через ряд качественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия;
- качественные показатели должны выступать в единстве с количественными.
Мы выделили следующие критерии в соответствии с компонентами готовности: мотивационный, гностический, операциональный, рефлексивный. Дадим характеристику критериям, показателям и
уровням сформированности готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода:
- мотивационный критерий готовности мы определяем первым и системообразующим. Система мотивов выполняет регулятивную функцию в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности и способствует формированию устойчивого интереса, стремления к профессиональному развитию. Данный критерий определяется степенью понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии; ценностным отношением студентов к будущей профессиональной деятельности;
- гностический критерий готовности определяет развитие представлений студентов о предстоящей профессиональной деятельности (образ профессии), сформированность теоретических знаний, умение связать учебный материал с практикой;
- операциональный критерий готовности заключается в овладении профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, способности соотнесения студентами своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии;
- рефлексивный критерий готовности предполагает прогнозирование и адекватную оценку своих действий и их результата, а также оценку своей подготовленности к профессиональной деятельности в условиях моногорода.
Необходимость использования показателей готовности на всех этапах подготовки к профессиональной деятельности определяется тем, что, во-первых, уровень готовности на предшествующем этапе предопределяет успешность продвижения на последующих этапах, во-вторых, определение готовности на ранних этапах позволят своевременно вносить необходимые коррективы в профессиональную подготовку специалиста. Так, изучение уровня готовности к профессиональной деятельности на профориентационном этапе позволяет установить понимание правильности выбора профессии для общества и личности, правильность общих представлений о
профессии, направленность интересов, владение некоторыми элементами профессиональной деятельности и т.д.
Для анализа сформированности готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода мы выделили три уровня: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень характеризуется высокой степенью подготовленности к профессиональной деятельности, что проявляется в усвоении теоретических знаний и практических умений студентов использовать знания в ходе решения профессиональных задач, наличие устойчивых мотивов и профессионально-ценностных ориентаций, обеспечивающих целенаправленное овладение деятельностью, потребность в творческом самовыражении, умении мобилизовать свои силы и преодолевать трудности на пути к достижению цели.
Средний уровень характеризуется осознанием необходимости получения знаний и навыков, необходимых для осуществления будущей профессиональной деятельности, интересом к обучению, студенты имеют достаточный уровень знаний, видят перспективы по использованию приобретенных знаний и навыков в профессиональной деятельности, но требуют постоянного руководства и контроля со стороны преподавателя.
Низкий уровень характеризуется отсутствием познавательного интереса в процессе профессиональной подготовки, нежеланием использовать свой опыт и знания, недостаточно сформированными умениями и навыками, необходимыми для выполнения будущей профессиональной деятельности.
Результатом моделируемого процесса выступает достижение поставленной цели - сформированность готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода.
Под готовностью к профессиональной деятельности мы понимаем динамическое целостное состояние личности, как многокомпонентное системное образование, включающее мотиваци-онно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический и оценочно-рефлексивный компоненты.
Таким образом, разработанная педагогическая модель формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода предстает в виде целостной, динамической системы, отражающей цель, содержание, компоненты, результат и является открытой для постоянного обновления.
Список литературы
1. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш.шк., 1976. 200 с.
2. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1982. С. 26-46.
3. Белова Е.Н. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников шахтерского города: автореф. дисс. ... канд.пед.наук : 13.00.01. Кемерово. 2004. 22 с.
4. Губанова М.И. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников: Монография. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2003. 220 с.
5. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике: попытка осмысления. URL: http://do.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=883/ (дата обращения: 07.04.2015).
6. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество (Educational Technology and Society). 2007. № 10 (3). С. 361-365.
7. Колесникова О.А., Здоровцова Л.В. Особенности рынка монопрофильных городов //Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 2 (25). Воронеж: ИПЦ «Научная Книга». С. 123-126.
8. Кокшенева Е.А. Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. 13.00.08. Кемерово. 2010. 23 с.
9. Кочергин А.Н. Моделирование мышления. М.: Политиздат, 1969. 224 с.
10. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и научных работников, занимающихся вопросами методики педагогических исследований. М.: Высшая школа, 1987. 200 с.
11. Новик И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. 335 с.
12. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвязин-ского. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 352 с.
13. Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов): распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. № 1398-р. URL: http:// government.ru/media/files/41d4f68fb74d798eae71.pdf (дата обращения: 22.02.2015).
14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N 384 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания» / п. 7.16 Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant. ru/70706902/ (дата обращения: 22.05.2016).
15. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://edu.inesnet.ru/wp-content/ uploads/2013/11/strategy_06.pdf (дата обращения: 17.11.2016).
16. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.Л.: Наука, 1966. 301 с.
References
1. Arkhangel'skiy S.I. Lektsii po nauchnoy organizatsii uchebnogo pro-tsessa v vysshey shkole [Lectures on the scientific organization of the educational process in higher education]. M.: Vyssh.shk., 1976. 200 p.
2. Afanas'ev V.G. Sistemnye issledovaniya: Metodologicheskieproblemy. Ezhegodnik [System researches: Methodological problems. Yearbook]. M.: Nauka, 1982, рр. 26-46.
3. Belova E.N. Formirovanie tsennostnykh orientatsiy starsheklassnikov shakhterskogo goroda [Formation of value orientations of high school students of the mining city]. Kemerovo. 2004. 22 p.
4. Gubanova M.I. Formirovanie gotovnosti budushchego uchitelya k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu sotsial'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [Formation of the future teacher's readiness for pedagogical support of social self-determination of senior pupils]. Kemerovo: Izd-vo GOU «KRIRPO», 2003. 220 p.
5. Dakhin A.N. Modelirovanie v pedagogike: popytka osmysleniya [Modeling in pedagogy: an attempt at comprehension]. http://do.nspu.ru/mod/ resource/view.php?id=883/
6. Ibragimov G.I. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational Technology and Society]. 2007. № 10 (3), pp. 361-365.
7. Kolesnikova O.A., Zdorovtsova L.V. Region: sistemy, ekonomika, uprav-lenie. 2014. № 2 (25). Voronezh: IPTs «Nauchnaya Kniga», pp. 123-126.
8. Koksheneva E.A. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k budushchey professional'noy deyatel'nosti [Formation of students' readiness for future professional activity]. Kemerovo. 2010. 23 p.
9. Kochergin A.N. Modelirovanie myshleniya [Modeling of thinking]. M.: Politizdat, 1969. 224 p.
10. Mikheev V.I. Modelirovanie i metody teorii izmereniy v pedagogike: nauch.-metod. posobie dlya pedagogov-issledovateley, matematikov, aspi-rantov i nauchnykh rabotnikov, zanimayushchikhsya voprosami metodiki pedagogicheskikh issledovaniy [Modeling and methods of measurement theory in pedagogy: scientific-method. A manual for educators, researchers, mathematicians, graduate students and researchers involved in pedagogical research methods]. M.: Vysshaya shkola, 1987. 200 p.
11. Novik I.B. O modelirovanii slozhnykh system [On the modeling of complex systems]. M.: Mysl', 1965. 335 p.
12. Zagvyazinskiy I.N., Emel'yanova I.N. Pedagogika [Pedagogy] / Zagvyaz-insky V.I. (ed.). M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2012. 352 p.
13. Perechen' monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovaniy Rossiyskoy Federatsii (monogorodov): rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 iyulya 2014 g. № 1398-r [List of mono-profile munici-
pal entities of the Russian Federation (single-industry towns): Order of the Government of the Russian Federation No. 1398-r of July 29, 2014]. http://government.ru/media/files/41d4f68fb74d798eae71.pdf
14. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 aprelya 2014 g. N 384 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'no-go standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 19.02.10 Tekhnologiya produktsii obshchestvennogo pitaniya» / p. 7.16 Sistema GARANT [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of April 22, 2014 N 384 "On the approval of the federal state educational standard of secondary vocational education on specialty 19.02.10 Technology of public catering products" / p. 7.16 GARANT system]. http://base.garant.ru/70706902/
15. Strategiya razvitiya sistemy podgotovki rabochikh kadrov i formiro-vaniya prikladnykh kvalifikatsiy v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Strategy for the development of the system of training of personnel and the development of applied qualifications in the Russian Federation for the period until 2020]. http://edu.inesnet.ru/wp-content/ uploads/2013/11/strategy_06.pdf
16. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya [Modeling and Philosophy]. M.L.: Nauka, 1966. 301 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Белослудцева Наталья Викторовна, аспирант
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования
ул. Тухачевского, 38а, г. Кемерово, 650070, Российская Федерация
belosludceva.75@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Belosludtseva Natalya Viktorovna, post-graduate student
Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development 38а, Tukhachevsky Str., Kemerovo, 650070, Russian Federation belosludceva.75@mail.ru