Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / PEDAGOGICAL CULTURE / SOCIAL PEDAGOGUE / SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMPONENTS OF PEDAGOGICAL CULTURE / PROFESSIONAL TRAINING OF A SOCIAL PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустаева Ф.А., Хабибова Н.Е.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения феномена педагогической культуры социального педагога в связи с повышением требований к профессиональной деятельности специалиста в современных условиях развития отечественного образования. Цель статьи заключается в исследовании понятия и структурных элементов педагогической культуры социального педагога на основе анализа научной литературы и определении ведущих факторов в становлении будущего социального педагога, формировании его педагогической культуры в процессе профессиональной подготовки на основе результатов социологических исследований. Проведенный анализ литературных источников позволил авторам выявить компоненты педагогической культуры социального педагога, обосновать особенности формирования педагогической культуры в процессе профессиональной подготовки специалиста. Доказано, что особенности педагогической культуры социального педагога обусловлены спецификой его профессиональной деятельности. Результаты исследования представлены в материалах двух эмпирических исследований (методом анкетного опроса), проведенных в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы. Статья предназначена для работников системы высшего образования, руководителей образовательных организаций, исследователей в области социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CULTURE OF A SOCIAL PEDAGOGUE UNDER MODERN CONDITIONS OF RUSSIAN EDUCATION DEVELOPMENT

The relevance of the article is caused due to the need for studying the phenomenon of pedagogical culture of a social pedagogue in connection with the increasing requirements for professional activity of a specialist in modern conditions of Russian education development. The purpose of the article is to study the concept and structural elements of the pedagogical culture of a social pedagogue based on the analysis of scientific literature and to determine the leading factors in the formation of a future social pedagogue, the formation of his pedagogical culture in the process of professional training based on the results of sociological research. The conducted analysis of literary resources allowed the authors to identify the components of the pedagogical culture of a social pedagogue, to justify the features of the formation of pedagogical culture in the process of professional training of a specialist. It is proved that the features of the pedagogical culture of a social pedagogue are determined by the specifics of his professional activity. The results of the study are presented in the materials of two empirical studies (by questionnaire survey) conducted at the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah. The article is intended for employees of the higher education system, heads of educational organizations, and researchers in the field of social pedagogy.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.013.42

Педагогическая культура социального педагога в современных условиях развития отечественного образования

Pedagogical Culture of a Social Pedagogue under Modern Conditions of Russian Education Development

Мустаева Ф.А., Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, fmust@mail.ru

Хабибова Н.Е., Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, khabibova@mail.ru

Mustaeva F., Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, fmust@mail.ru Khabibova N., Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, khabibova@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.005

Ключевые слова: педагогическая культура, социальный педагог, социально-педагогическая деятельность, компетентностный подход, компоненты педагогической культуры, профессиональная подготовка социального педагога.

Keywords: pedagogical culture, a social pedagogue, social-pedagogical activity, a competence-based approach, components ofpedagogical culture, professional training of a social pedagogue.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения феномена педагогической культуры социального педагога в связи с повышением требований к профессиональной деятельности специалиста в современных условиях развития отечественного образования. Цель статьи заключается в исследовании понятия и структурных элементов педагогической культуры социального педагога на основе анализа научной литературы и определении ведущих факторов в становлении будущего социального педагога, формировании его педагогической культуры в процессе профессиональной подготовки на основе результатов социологических исследований. Проведенный анализ литературных источников позволил авторам выявить компоненты педагогической культуры социального педагога, обосновать особенности формирования педагогической культуры в процессе профессиональной подготовки специалиста. Доказано, что особенности педагогической культуры социального педагога обусловлены спецификой его профессиональной деятельности. Результаты исследования представлены в материалах двух эмпирических исследований (методом анкетного опроса), проведенных в Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы. Статья предназначена для работников системы высшего образования, руководителей образовательных организаций, исследователей в области социальной педагогики.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the need for studying the phenomenon ofpedagogical culture of a social pedagogue in connection with the increasing requirements for professional activity of a specialist in modern conditions of Russian education development. The purpose of the article is to study the concept and structural elements of the pedagogical culture of a social pedagogue based on the analysis of scientific literature and to determine the leading factors in the formation of a future social pedagogue, the formation of his pedagogical culture in the process of professional training based on the results of sociological research. The conducted analysis of literary resources allowed the authors to identify the components of the pedagogical culture of a social pedagogue, to justify the features of the formation of pedagogical culture in the process of professional training of a specialist. It is proved that the features of the pedagogical culture of a social pedagogue are determined by the specifics of his professional activity. The results of the study are presented in the materials of two empirical studies (by questionnaire survey) conducted at the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah. The article is intended for employees of the higher education system, heads of educational organizations, and researchers in the field of social pedagogy.

Введение. В современных условиях развития педагогической помощи нуждающимся стало

отечественного образования видоизменяется объективной потребностью общества, в котором

деятельность социальных педагогов, институт почти в одночасье произошло резкое расслоение

которых был официально введен в России в 1991 населения. В образовательных учреждениях стали

году, в эпоху перестроечных перемен, когда массово вводить ставки социальных педагогов

оказание квалифицированной социально- как специалистов, компетентных в вопросах

оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи детям, подросткам, молодым людям, родителям.

За почти 30 лет деятельности института социальных педагогов естественным образом произошли существенные изменения и в содержании, формах, методах работы специалистов, и в отношении общества к профессии социального педагога, сказавшемся на востребованности таких специалистов, и в социальном заказе на их профессиональную подготовку.

В ходе исследований, проведенных Институтом социальной педагогики РАО, выявлены тенденции развития отечественного института социальных педагогов за последние годы. В качестве позитивных тенденций названы: расширение поля профессиональной деятельности специалистов, охватывающего различные типы учреждений образования и социальной защиты; общественное признание профессии в большинстве регионов России; рост профессионализма социальных педагогов и повышение их авторитета в педагогической среде. Вместе с тем имеются и негативные тенденции, и, к сожалению, их значительно больше, это: процесс активного сокращения ставок социальных педагогов в образовательных учреждениях, особенно сельских; сложность трудоустройства значительного числа выпускников вузов, с одной стороны, и с другой, отсутствие мотивации у определенной части выпускников вузов работать социальными педагогами из-за крайне низкой зарплаты, невысокого престижа профессии в обществе; выполнение социальными педагогами образовательных учреждений несвойственных им функций и др. [1, с.186].

Несмотря на выявленные негативные тенденции в деятельности социальных педагогов, следует признать, что профессия социального педагога остается востребованной в современных условиях развития отечественного образования, что общество предъявляет повышенные требования к педагогическим кадрам вообще и к социальному педагогу в частности. А востребованным сегодня может быть только компетентный специалист, владеющий мастерством и педагогической культурой. Актуальность исследования педагогической культуры социального педагога определяется следующими обстоятельствами:

- во-первых, необходимостью уточнения смысловых характеристик феномена

педагогической культуры социального педагога;

- во-вторых, операциональным определением понятия педагогической культуры в аспекте социально-педагогической деятельности, т.е. пониманием феномена педагогической культуры как позволяющего обозначить и определить степень соответствия развитости личности, профессиональной подготовленности социального педагога и требований к его профессиональной деятельности;

- в-третьих, пониманием того, что профессиональное становление социального педагога и, соответственно, формирование его педагогической культуры - это сложный, длительный и противоречивый процесс, который включает в себя различные содержательные и структурные компоненты. А потому цели подготовки социального педагога являются комплексными и направлены на когнитивное и личностное, индивидуальное и социальное развитие студента, а обучение будущего социального педагога в вузе носит практико-ориентированный характер;

- в-четвертых, признанием факта, что содержание профессиональной деятельности социального педагога, непосредственно влияющее на формирование его педагогической культуры, необходимо рассматривать во взаимосвязи требований к деятельности специалиста, определяемых в таких нормативно-правовых документах, как Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, Квалификационная характеристика социального педагога, Профессиональные стандарты специалиста в области воспитания и специалиста по работе с семьей, и др.;

- в-пятых, пониманием того, что специфика профессиональной деятельности, определяемая в компетентностях (умениях) социального педагога, отражается также в содержательных характеристиках педагогической культуры социального педагога.

Особую актуальность исследуемой нами проблемы придает и сложившаяся в России социальная ситуация как в целом в последние годы, так и в условиях распространения коронавирусной инфекции в последние месяцы.

Одной из глобальных проблем современности ученые называют проблему сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Ускоренное развитие техногенной цивилизации усложняет проблему социализации и формирования личности. Усиливающиеся психические нагрузки,

с которыми все чаще сталкивается человек в современном техногенном мире, способствуют накоплению у него отрицательных эмоций. Все это не может не сказаться на психике подрастающего поколения [2, с.25]. В условиях вышеназванной проблемы сохранения человеческой личности, особенно если речь идет о личности ребенка, подростка, молодого человека, усиливается социальная значимость профессии социального педагога как специалиста, призванного оказывать посильную психолого-педагогическую помощь

нуждающимся в ней людям.

В условиях пандемии, перехода образовательных организаций на дистанционный формат обучения видоизменилась деятельность социальных педагогов, вынужденных дистанционно консультировать обучающихся и их родителей, а также больше времени уделять социальному патронажу, посещая семьи, требующие усиленного педагогического внимания. А это, в свою очередь, повышает требования к профессиональной деятельности специалиста, усиливая при этом значимость его педагогической культуры.

Методология исследования. Обозначим основные теоретико-методологические

положения, лежащие в основе нашего исследования. Введение в научно-педагогический обиход понятия «педагогическая культура» связано с работами С.И. Архангельского, В.Л. Бенина, Г.И. Гайсиной, З.Ф. Есаревой, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевич, Г.И. Хозяинова и др.

Однако, нам представляется целесообразным начать с определения культуры как социологической категории. Л.Н. Коган трактует культуру как определенную сферу общественной жизни, представляющую собой живой процесс человеческой деятельности, которая включает производство, сохранение, распределение и потребление духовных ценностей, при этом каждый из перечисленных элементов характеризуется степенью участия самых широких народных масс [3, с.4]. Отметим те основные положения социологии культуры Л.Н. Когана [4, с.6-8], которые представляют интерес в русле исследования проблемы педагогической культуры социального педагога:

- культура представляет собой «человеческий срез» истории, который отражает все изменения человека в ходе исторического развития;

- культура - достояние всего человечества, включающее в себя все лучшее и ценное, созданное национальными культурами;

- культура может рассматриваться как общественная система сущностных сил человека в процессе его социальной деятельности;

- культура - нормативная система, предъявляющая требования общества к человеку;

- культура является средством социализации личности;

- культура - сфера свободы личности, являющаяся залогом ее самостоятельности и суверенности;

- культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека;

- именно благодаря культуре человек получает возможность добиться мастерства в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, культура представляет собой весьма сложную и внутренне противоречивую систему.

Однако, как справедливо отмечает С.Т. Сагитов, на сегодняшний день ни в официальных документах, ни в научной литературе, ни в общественном сознании не сложилось понимания культуры как отрасли духовного производства, формирующей человеческий капитал общества. И это, в свою очередь, тормозит приведение в действие рычагов управления культурным развитием [5, с.38].

Отметим, что и в педагогической науке на сегодняшний день нет общепринятого определения педагогической культуры, существуют разные подходы к его трактовке. Нам это представляется вполне обоснованным в силу сложности данного феномена и в связи с этим возможности каждым ученым высказывать свое авторское видение данного понятия.

Так, профессор В.Л. Бенин (руководитель уфимской научной школы «Педагогическая культурология») отмечает, что педагогическая культура проникает во все «поры» общества, и если, с одной стороны, это особая подсистема и особый вид культуры, то с другой, как элемент она присутствует в каждом из видов культуры, связывая его с системой социального наследования [6, с.104]. Уровень педагогической культуры специалиста определяется тем, в какой мере он способен выполнять роль педагога, и зависит от жизненного опыта человека; объема знаний, которыми он обладает; умений и навыков передачи детям своих знаний [там же, с. 107].

Обратимся к трудам других современных отечественных ученых. С их точки зрения, педагогическая культура - это:

- часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности,

необходимые для социализации личности школьника и реализации образовательно-воспитательного процесса [7, с.39];

- интегративное качество личности педагога, соединяющее в себе интеллектуально-гностический, деятельностный и эмоциональный компоненты, а также такой способ организации образовательного процесса, в котором обеспечивается полнота овладения учащимися знаниями, умениями и инструментарием для организации самовоспитания и самообразования, а также полнота развития личности самого педагога [8, с.78-79];

- синтез природных и приобретенных личностных свойств педагога, обеспечивающих высокий уровень его деятельности [9, с.165];

- интегративное профессионально-личностное качество педагога, сочетающее в себе ценностное отношение к детям и педагогической деятельности, стремление к инновациям и творчеству и состоящее из взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-творческого [10, с.8].

Множество различных подходов к определению феномена педагогической культуры свидетельствует о сложности данного явления, его безусловной актуальности и необходимости дальнейшего научного исследования феномена. Тем более, что наряду с исследуемой нами категорией существует и понятие профессионально-педагогической культуры.

В концепции профессора Исаева И.Ф. профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности педагога в процессе его профессиональной деятельности и общения, направленных на освоение, разработку и трансляцию педагогических ценностей и технологий. Содержание профессионально-педагогической культуры представлено тремя компонентами: аксиологическим,

технологическим и личностно-творческим. В свою очередь, каждый компонент имеет свою структуру, образованную педагогическими ценностями, образовательными технологиями, индивидуально-личностными свойствами и характеристиками [11, с.9].

Гайсина Г.И., исследуя педагогическое образование как феномен культуротворчества, в качестве субъекта профессионально -педагогической культуры называет интегральную характеристику личности педагога, который на высоком уровне внутренне детерминированной сознательности и активности осуществляет освоение и потребление артефактов

профессионально-педагогической культуры, а также реализует свое культуротворческое начало, проектируя культурно-образовательное

пространство для саморазвития личности школьника [12, с.158].

Определение педагогической культуры социального педагога основано на результатах исследований учеными общего понятия педагогической культуры. Мы предприняли попытку определить педагогическую культуру социального педагога как сложноорганизованную систему, которая качественно характеризует работу специалиста, компетентного в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи детям и взрослым, и которая представляет собой единство профессиональной деятельности педагога по передаче школьникам накопленного им социального опыта и результатов этой деятельности, выразившихся в оказанных социально-педагогических услугах, это совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов социально-педагогической деятельности, это синтез природных и приобретенных личностных свойств специалиста, обеспечивающих высокий уровень его профессиональной деятельности.

Педагогическая культура социального педагога включает в себя следующие компоненты, сформулированные нами на основе компонентов педагогической культуры педагога [см.: 13, с.35-36]: педагогическая направленность в личности социального педагога; совокупность личностных качеств социального педагога (любовь и уважение к людям, доброжелательность, целеустремленность,

тактичность, толерантность, выдержка, высокая работоспособность и др.); широкий кругозор, профессиональная компетентность, психолого-педагогическая эрудиция социального педагога; умение сочетать профессиональную деятельность социального педагога с поиском путей ее совершенствования; совокупность развитых интеллектуальных и организаторских качеств социального педагога; умения прогнозирования, проектирования, моделирования социально-педагогической деятельности.

Результаты исследования. Для решения задач исследования использовались следующие методы:

- теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической научной литературы по проблемам, связанным с темой исследования;

- изучение нормативно-правовых документов в области профессиональной подготовки в системе высшего образования;

- логический и системный анализ учебно-методических материалов (программ, учебно-тематических планов, учебников и учебных пособий);

- анкетный опрос студентов.

Эмпирическое исследование проведено в

Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы методом анкетного опроса. В нем приняли участие 20 студентов дневной и 20 студентов заочной форм обучения по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»,

профиль «Психология и социальная педагогика».

Как справедливо замечает Баженова Н., действующая в вузе модель образовательного пространства, составляющие социокультурной

среды не могут быть статичными - элементы должны подвергаться мониторингу и анализу. Одним из чувствительных индикаторов является мнение самих субъектов этой среды [14, с.188]. В нашем случае ими являются студенты.

Отметим, что все 40 респондентов (100%) однозначно заявили, что социальный педагог должен владеть педагогической культурой.

Исходя из того, что формированию педагогической культуры способствуют профессиональные компетенции, мы предложили студентам выделить наиболее значимые, с их точки зрения, компетенции социального педагога. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Профессиональные компетенции социального педагога

№ п/п Характеристика профессиональных компетенций Студенты очного отделения Студенты ОЗО

1 Аналитические умения (анализировать педагогические явления) 16 19

2 Прогностические умения (выдвигать педагогические цели и задачи, предвидеть результат, возможные отклонения и нежелательные явления и др.) 16 20

3 Рефлексивные умения (анализировать собственную педагогическую деятельность, осмысливать ее положительные и отрицательные стороны, степень влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблем) 16 20

4 Гностические (познавательные) умения (владеть информацией, работать с разными видами информации в решении педагогических задач) 14 18

5 Коммуникативные умения (устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, коллегами, родителями, адекватно разрешать конфликты в педагогической работе и др.) 16 20

6 Организационные умения (создать условия для организации общественно полезной деятельности воспитанников) 16 16

7 Прикладные умения: исследовательские (сбор, анализ, подготовка аналитических материалов, разработка программ), социально-правовые (консультирование по правовым вопросам, общественная защита), социально-психологические (психологическая диагностика, психотерапия), социально-творческие (художественное творчество, спортивные умения и др.) 12 19

8 Психотехнические умения (владение своим психо-эмоциональным состоянием, мимика и пантомимика, культура речи и др.) 14 19

9 Личностно-творческие умения (педагогическая эрудиция, готовность к целеполаганию, анализу, проектированию и планированию деятельности, индивидуальный стиль и др.) 12 20

В данной таблице мы представили отдельно ответы студентов очного и заочного отделений. Как видим, почти в каждой из компетенций количество заочников доминирует. И это вполне объяснимо: большинство студентов заочного отделения работают, причем чаще всего в сфере образования, то есть являются практикующими педагогами, а следовательно, осознают на практике значимость профессиональных компетенций. С точки зрения

наших респондентов, наиболее значимыми компетенциями социального педагога названы прогностические, рефлексивные, коммуникативные и аналитические умения. А вот прикладные умения отметили только 12 студентов очного отделения, что, на наш взгляд, объясняется их недостаточной осведомленностью современного образовательного процесса, так скажем, «изнутри».

Личностные качества социального педагога также отражают уровень его педагогической культуры. С точки зрения наших респондентов, социальный педагог должен обладать: чувством собственного достоинства и уважения достоинства другого человека (35 чел.), личной и социальной ответственностью (32), вежливостью (30), терпимостью (26), готовностью понять других людей и прийти им на помощь (24), эмоциональной устойчивостью (14), обостренным чувством добра и справедливости (11). Хочется надеяться, что наши респонденты считают необходимым наличие у социального педагога чувства добра и справедливости, но, по-видимому, оно не обязательно должно быть обостренным, поэтому его отметили лишь 11 студентов из 40 опрошенных. Нам также представляется, что студенты недооценили эмоциональную устойчивость социального

педагога. Так как объектом профессиональной деятельности специалиста являются отнюдь не самые ординарные, а зачастую, проблемные, так называемые «трудные», неуравновешенные люди, то эмоциональная устойчивость очень даже необходима социальному педагогу в его общении с разными людьми и в различных, порой непредвиденных ситуациях.

Одним из самых важных для нас вопросов в данном эмпирическом исследовании был вопрос о компонентах педагогической культуры. И в нашей анкете он звучал таким образом: «Педагогическая культура включает в себя множество компонентов. Выберите те варианты ответов, которые, с Вашей точки зрения, характеризуют (определяют) феномен педагогической культуры социального педагога (возможны несколько вариантов ответов)». Ответы студентов представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Компоненты педагогической культуры социального педагога

№ п/п Составляющие педагогической культуры Студенты очного отделения Студенты ОЗО

1. Педагогическая направленность в личности социального педагога (предрасположенность к социально-педагогической деятельности) 4 17

2. Совокупность личностных качеств социального педагога (любовь и уважение к людям, доброжелательность, целеустремленность, тактичность, толерантность, выдержка, высокая работоспособность и др.) 16 8

3. Широкий кругозор, профессиональная компетентность, психолого-педагогическая эрудиция социального педагога 8 10

4. Умение сочетать профессиональную деятельность социального педагога с поиском путей ее совершенствования 8 8

5. Совокупность развитых интеллектуальных и организаторских качеств социального педагога 8 8

6. Умения прогнозирования, проектирования, моделирования социально-педагогической деятельности 15 18

По результатам таблицы нас несколько удивила позиция студентов очного отделения: лишь 4 человека назвали в качестве компонента педагогической культуры педагогическую направленность в личности социального педагога, в то время как в ответах заочников, наоборот, чувствуется предпочтение этого компонента (17 чел.). И вообще, имея установку на возможность выбора нескольких вариантов ответов студентами, мы ожидали значительно более высокие результаты по данному вопросу. Что касается такого компонента, как совокупность личностных качеств социального педагога, то, наоборот, большинство очников отдает ему предпочтение (16 чел.). И достаточно высокие показатели у такого компонента, как умения прогнозирования, проектирования,

моделирования социально-педагогической

деятельности (15 очников и 18 заочников). Хочется надеяться, что, ответив на вопросы анкеты и задумавшись о составляющих педагогической культуры, будущие социальные педагоги будут стремиться к формированию и совершенствованию своей педагогической культуры в практической деятельности в образовательном учреждении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нам было также важно мнение студентов о том, от кого (от чего), с точки зрения респондентов, в большей степени зависит формирование педагогической культуры и становление социального педагога как компетентного специалиста. Большинство (32 чел.) ответов: от самого социального педагога, его желания стать специалистом и постоянно совершенствовать свое мастерство. 8 человек сказали, что от условий, в которых работает

социальный педагог, 6 студентов - от индивидуальных особенностей социального педагога, 3 респондента - от вуза, в котором социальный педагог получил образование. В общем-то ответы на данный вопрос нас в основном удовлетворили, так как мы солидарны со студентами в том, что становление мастера своего дела в большей степени зависит от самого человека: при желании можно многого добиться.

Мы считаем, что, прежде всего, социальный педагог как специалист формируется в процессе профессиональной подготовки. Поэтому в ходе эмпирического исследования нам было интересно узнать от студентов, что наиболее важно для них в профессиональной подготовке социального педагога. Организацию педагогической практики в соответствии с профессией социального педагога назвали 29 респондентов, высокий уровень преподавания в вузе - 20 человек, участие студентов в научно-исследовательской деятельности - 9, спецсеминары с правом свободного выбора их изучения - 8, использование в учебном процессе инновационных технологий - 7 и самостоятельную работу студента со специальной литературой - 4 человека.

Студентам было предложено проранжировать по степени значимости общие характеристики социального педагога. На первое место студенты поставили высокий уровень гуманитарных, общенаучных, общепрофессиональных,

специальных знаний, на втором месте стоит научная, методическая и практическая подготовка (умение самостоятельно принимать

профессиональные решения, непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы экономической и социальной жизни общества), затем идут владение государственным языком, умение использовать в профессиональной деятельности как минимум один иностранный язык и потребность в постоянном

профессиональном, культурном, физическом самосовершенствовании.

Заключение. Современная система отечественного образования претерпевает серьезные изменения, именуемые кризисом образования. Ряд ученых склоняется к мысли о кризисе педагогической культуры. Под влиянием социальных процессов видоизменяется и деятельность социальных педагогов

образовательных организаций. Выявлены позитивные и негативные тенденции развития отечественного института социальных педагогов за последние годы. В этих условиях востребованным может быть только компетентный в вопросах оказания психолого-педагогической помощи специалист, владеющий педагогической культурой.

Исследование проблемы педагогической культуры основано на учении о культуре как социологической категории. В силу сложности феномена педагогической культуры в современной науке существуют различные подходы к его трактовке. Особенности педагогической культуры в аспекте социально-педагогической деятельности обусловлены спецификой профессиональной деятельности специалиста.

Результаты проведенного эмпирического исследования методом анкетного опроса студентов вуза, обучающихся по профилю «Психология и социальная педагогика», подтвердили основные теоретические положения, продемонстрировали отношение студентов к вопросам формирования их педагогической культуры в процессе профессиональной подготовки, выявили некоторые проблемы, связанные с формированием педагогической культуры будущих специалистов социальной сферы, что, в свою очередь, позволяет определить перспективы дальнейшего исследования проблемы педагогической культуры в аспекте социально-педагогической деятельности.

Литература:

1. Гурьянова М.П. Институт социальных педагогов в современной России: системный анализ: сборник трудов / М.П. Гурьянова // Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты / Материалы Междунар. научно-практической конференции; науч. ред. В.Г. Бочарова; ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. - М., СПб.: Нестор-История, 2014. - С. 183-192.

2. Фатыхова Р.М. Гуманитарная парадигма современного сообразования / Р.М. Фатыхова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2017. - № 3(70). - С. 25-31.

3. Коган Л.Н. Духовное производство и культура: сборник статей / Л.Н Коган // Вопросы духовной культуры советских рабочих; отв. ред. Л.Н. Коган и М.П. Козлов. Вып. 1. - Свердловск: РИСО УФАН СССР, 1969. - С. 3-18.

4. Коган Л.Н. Социология культуры: учеб. пособие / Л.Н. Коган. - Екатеринбург: УрГУ, 1992. - 120 с.

5. Сагитов С.Т. Культура как объект социологического познания / С.Т. Сагитов // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 4. - С. 33-39.

6. Бенин В.Л. Культура. Образование. Толерантность: монография / Б.Л. Бенин. - Уфа: БГПУ, 2011. - 192 с.

7. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1999. - № 3. - С. 37-43.

8. Соколова Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография / Л.Б. Соколова // Оренбург: ОГПУ, 2003. - 352 с.

9. Колмогорова И.В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя / И. В. Колмогорова // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 60. - С. 163-167.

10. Качалов Д.В. Система формирования педагогической культуры у студентов вуза - будущих учителей в инновационной образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Д.В. Качалов. - Шуя, 2011. - 40 с.

11. Исаев И.Ф. Развитие научных представлений о профессионально-педагогической культуре

преподавателя в советский и постсоветский периоды (1917-2017 гг.) / И.Ф. Исаев // Профессионально-педагогическая культура: опыт прошлого - вызовы современности / Материалы VI международной научно-практической конференции. - Белгород: Издательский дом «Белгород», 2017. - С. 3-10.

12. Гайсина Г.И. Культурологический и компетентностный подходы в личностно-профессиональном развитии будущего педагога / Г.И. Гайсина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2008. - Т. 1. - № 13. - С. 158-161.

13. Мандель Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. - Изд. 2-е, стер. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 261 с.

14. Bazhenova N. Pedagogic Environment: Looking from Inside. Sociological Aspect / N. Bazhenova // Scientific Enquiry in the Contemporary World: Theoretical Basics and Innovative Approach. - FL, USA, L&L Publishing. - 2012. - Vol. 2. - P. 188-191.

References:

1. Guryanova M.P. Institute of social pedagogues in modern Russia: system analysis / M.P. Guryanova // Social and pedagogical professional education in the global world: modern priorities: proceedings of the international scientific and practical conference / scientific ed. by V.G. Bocharova / Institute of social pedagogy of the Russian Academy of Sciences - St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2014, p. 183192.

2. Fatykhova R.M. Humanitarian paradigm of modern co-education / R.M. Fatykhova // Pedagogical journal of Bashkortostan. - 2017. - № 3 (70). - P. 25-31.

3. Kogan L.N. Spiritual production and culture / L.N. Kogan // Questions of spiritual culture of soviet workers: Collection of articles / Ed. by L.N. Kogan and M.P. Kozlov. Issue 1. - Sverdlovsk: RISO ufan USSR, 1969. -P. 3-18.

4. Kogan L.N. Sociology of culture: Textbook / L.N. Kogan. - Yekaterinburg: The Ural State University, 1992. -120 p.

5. Sagitov S.T. Culture as an object of sociological knowledge / S.T. Sagitov // Higher education today. - 2018. - № 4. - P. 33-39.

6. Benin V.L. Culture. Education. Tolerance: monograph / B.L. Benin. - Ufa: BSPU, 2011. - 192 p.

7. Bondarevskaya E.V. Pedagogical culture as a social and personal value / E.V. Bondarevskaya // Pedagogy. -1999. - № 3. - P. 37-43.

8. Sokolova L.B. Formation of the culture of teacher's pedagogical activity: monograph / L.B. Sokolova // Orenburg: OGPU, 2003. - 352 p.

9. Kolmogorova I.V. Cultural approach to the formation of teacher's pedagogical culture / I.V. Kolmogorova // Proceedings of the Ural state University. -2008. - № 60. - P. 163-167.

10. Kachalov D.V. System of formation of pedagogical culture among university students - future teachers in innovative educational environment: author's abstract. ... doctor of pedagogical sciences / D.V. Kachalov. - Shuya, 2011. - 40 p.

11. Isaev I.F. Development of scientific ideas about the professional and pedagogical culture of a teacher in the soviet and post-soviet periods (1917-2017) / I.F. Isaev // Professional and pedagogical culture: past experience -challenges of the present. Materials of the VI international scientific and practical conference. - Belgorod: Belgorod publishing house, 2017. - P. 3-10.

12. Gaisina G.I. Cultural and competence approaches in the personal and professional development of a future teacher / G.I. Gaisina // Psychological and pedagogical journal Gaudeamus. - 2008. - Vol. 1. - № 13. - P. 158161.

13. Mandel B.R. Modern and traditional technologies of pedagogical skill: a textbook for undergraduates / B.R. Mandel. - 2nd ed., ster. - Moscow; Berlin: Direct-Media, 2019. - 261 p.

14. Bazhenova N. Pedagogic Environment: Looking from Inside. Sociological Aspect / N. Bazhenova // Scientific Enquiry in the Contemporary World: Theoretical Basics and Innovative Approach. - FL, USA, L&L Publishing. - 2012. - Vol. 2. - P. 188-191.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.