Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕЛИГИОЗНОГО ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕЛИГИОЗНОГО ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая культура / религия / педагогическое просвещение родителей / исламское образование / процесс обучения / pedagogical culture / religion / pedagogical education of parents / Islamic education / learning process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р М. Эхаева

В статье рассматривается проблема развития религиозного исламского образования России в контексте формирования и функционирования педагогической культуры родителей. Исламское религиозное образование активно развивается в нашей многоконфессиональной стране. Это отражается в открытии исламских университетов, институтов, медресе, академий, онлайн-школ: Московского исламского института, Российского исламского университета, Болгарской исламской академии, первой исламской онлайн-школы «Умакласс» и др. В то же время рост учебных исламских заведений порождает проблему их эффективной аттестации, создания единых учебных программ и образовательных стандартов, унификации документов о квалификации и т. п. Эти проблемы артикулированы в Концепции развития исламского образования в России, разработанной Советом по исламскому образованию при Совете муфтиев России. Автор настоящей статьи полагает, что, помимо вышеуказанных проблем, принципиально важной является и проблема формирования эффективного и продуктивного обучающего процесса (системы обучения). Для ее решения предложено организовать процесс обучения в религиозных исламских учреждениях на основе комплексной концепции обучения (К-модель), разработанной отечественными учеными из Московского международного университета, Комплексного НИИ РАН и НП «Лаборатория когнитивных исследований сознания им. Саид-Махдихона Сатторова». К-модель нацелена на гармонизацию образовательного процесса. Она базируется на принципах плюрализма, свободы мысли и свободы выбора, методического сомнения, практицизма, ответственности и гармонического развития личности. Авторский коллектив считает, что внедрение К-модели в систему обучения в религиозных исламских заведениях позволит повысить эффективность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE (WITH REGARD TO RELIGIOUS ISLAMIC EDUCATION)

The article deals with a problem of development of religious Islamic education in Russia in the context of the formation and functioning of the pedagogical culture of parents. The rapid development of religious Islamic education in the country is noted, reflected in the opening of Islamic universities, academies, and online schools: the Moscow Islamic Institute, the Russian Islamic University, the Bulgarian Islamic Academy, and the first Islamic online school “Umaklass.” At the same time, the growth of Islamic educational institutions highlights the problem of their effective certification, the creation of unified curricula and standards for them, the unification of qualification documents, the allocation of educational stages, etc. These issues are clearly articulated in the Concept of the Development of Islamic Education in Russia, developed by the Council for Islamic Education under the Council of Muftis of Russia. The researchers believe that in addition to the above mentioned problems, a problem of forming an effective and productive learning process (learning system) is also fundamentally important. To solve it, a comprehensive learning concept (K-model) has been proposed, developed by scientists from Moscow International University, the Integrated Research Institute of the Russian Academy of Sciences and the NP “Laboratory for Cognitive Research of Consciousness named after Said is Mahdihona Sattorova.” The K-model is aimed at harmonizing the educational process. It is based on the principles of pluralism, freedom of thought and freedom of choice, methodological doubt, practicality, responsibility and harmonious personal development. The introduction of the K-model into the educational system in religious Islamic institutions will increase the effectiveness of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕЛИГИОЗНОГО ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

6. Shorina T.V. Opyt ispol'zovaniya sredstv vizualizacii informacii v prepodavanii kursa «Informacionnye tehnologii v upravlenii personalom». Uchenye zapiski ISGZ. 2014; T. 12, № 1-1: 403-407.

7. Verbickij A.A. Kontekstnyjpodhod kpovysheniyu kachestva obrazovaniya v Rossii i SShA: monografiya. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2019.

8. Malacion S.F., Kucenko S.M. Virtual'naya model' obuchayuschegosya. Russian Journal of Education and Psychology. 2021; T. 12, № 4-2: 147-151.

9. Shorina T.V. Realizaciya vizual'nyh komponentov informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2022; № 4: 229-235.

10. Natal'son A.V. Professional'naya podgotovka specialista v sfere energetiki v kontekste kompetentnostnogo podhoda. Russian Journal of Education and Psychology. 2023; T. 14, № 2-3: 78-82.

Статья поступила в редакцию 19.05.24

УДК 378

Ekhaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

PEDAGOGICAL CULTURE OF PARENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE (WITH REGARD TO RELIGIOUS ISLAMIC EDUCATION). The article deals with a problem of development of religious Islamic education in Russia in the context of the formation and functioning of the pedagogical culture of parents. The rapid development of religious Islamic education in the country is noted, reflected in the opening of Islamic universities, academies, and online schools: the Moscow Islamic Institute, the Russian Islamic University, the Bulgarian Islamic Academy, and the first Islamic online school "Umaklass." At the same time, the growth of Islamic educational institutions highlights the problem of their effective certification, the creation of unified curricula and standards for them, the unification of qualification documents, the allocation of educational stages, etc. These issues are clearly articulated in the Concept of the Development of Islamic Education in Russia, developed by the Council for Islamic Education under the Council of Muftis of Russia. The researchers believe that in addition to the above mentioned problems, a problem of forming an effective and productive learning process (learning system) is also fundamentally important. To solve it, a comprehensive learning concept (K-model) has been proposed, developed by scientists from Moscow International University, the Integrated Research Institute of the Russian Academy of Sciences and the NP "Laboratory for Cognitive Research of Consciousness named after Said is Mahdihona Sattorova." The K-model is aimed at harmonizing the educational process. It is based on the principles of pluralism, freedom of thought and freedom of choice, methodological doubt, practicality, responsibility and harmonious personal development. The introduction of the K-model into the educational system in religious Islamic institutions will increase the effectiveness of the educational process.

Key words: pedagogical culture, religion, pedagogical education of parents, Islamic education, learning process

Р.М. Эхаееа. канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии Чеченского государственного университета имени А. Кадырова, г. Грозный,

E-mail: raisa.exaeva.65@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕЛИГИОЗНОГО ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

В статье рассматривается проблема развития религиозного исламского образования России в контексте формирования и функционирования педагогической культуры родителей. Исламское религиозное образование активно развивается в нашей многоконфессиональной стране. Это отражается в открытии исламских университетов, институтов, медресе, академий, онлайн-школ: Московского исламского института, Российского исламского университета, Болгарской исламской академии, первой исламской онлайн-школы «Умакласс» и др. В то же время рост учебных исламских заведений порождает проблему их эффективной аттестации, создания единых учебных программ и образовательных стандартов, унификации документов о квалификации и т. п. Эти проблемы артикулированы в Концепции развития исламского образования в России, разработанной Советом по исламскому образованию при Совете муфтиев России. Автор настоящей статьи полагает, что, помимо вышеуказанных проблем, принципиально важной является и проблема формирования эффективного и продуктивного обучающего процесса (системы обучения). Для ее решения предложено организовать процесс обучения в религиозных исламских учреждениях на основе комплексной концепции обучения (К-модель), разработанной отечественными учеными из Московского международного университета, Комплексного НИИ РАН и НП «Лаборатория когнитивных исследований сознания им. Саид-Махдихона Сатторова». К-модель нацелена на гармонизацию образовательного процесса. Она базируется на принципах плюрализма, свободы мысли и свободы выбора, методического сомнения, практицизма, ответственности и гармонического развития личности. Авторский коллектив считает, что внедрение К-модели в систему обучения в религиозных исламских заведениях позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогическая культура, религия, педагогическое просвещение родителей, исламское образование, процесс обучения

Актуальность исследования определяется тем, что в течение последних 20 лет в России наблюдается активное становление и развитие системы исламского образования. Бурный рост религиозных исламских учебных заведений в России начинается после распада СССР В 1998 году в Казани открыли Российский исламский институт В 1999 году в Москве был открыт Московский исламский институт. В 2017 году в Болгаре (Татарстан) по инициативе ДУМ России, ЦДУМ мусульман России и ДУМ Татарстана была создана Болгарская исламская академия. А недавно в сети Интернет была открыта первая мусульманская онлайн-школа «Умакласс».

В настоящее время при Совете муфтиев России функционирует Совет по исламскому образованию.

В 2024 году в целях создания целостной системы исламского образования Совет по исламскому образованию разработал концепцию развития исламского образования в России [1].

Согласно этой концепции, исламское образование разделяется на 6 ступеней:

1. Начальное религиозное образование (сроки обучения - от 2 до 4 лет). Реализуется, как правило, в мактабах (воскресных школах). Задача обучения -дать учащимся общие представления об исламе (основы ислама).

2. Среднее религиозное образование (сроки обучения - от 2 до 3 лет). Реализуется в медресе (вечерних школах). Задача обучения - подготовка младшего религиозного персонала в храмах (например, муэдзинов - служителей, исполняющих молитвенный призыв (азан)).

3. Среднее профессиональное религиозное образование (сроки обучения - от 3 до 4 лет). Реализуется в колледжах. Задача обучения на данном этапе - подготовка среднего религиозного персонала в храмах (например, имамов -духовных лиц, осуществляющих богослужения и общее руководство мечетями).

4. Высшее религиозное образование (сроки обучения - 4-5 лет). Реализуется в исламских институтах (например, Исламском институте города Сунжа). Задача обучения - подготовка высшего религиозного персонала (имам-хатыбов, вузовских преподавателей и др.).

5. Высшее светское образование с религиозной (исламской) программой (сроки обучения от 4 до 5 лет). Реализуется в исламских университетах (например, в Казанском исламском университете или Российском исламском университете) в рамках освоения программ бакалавриата или специалитета. Задача обучения - подготовка бакалавров (специалистов) в области исламской теологии, педагогики и т. п.

6. Высшее светское образование с религиозной (исламской) программой в рамках магистратуры (сроки обучения 2 года). Задача - подготовка магистров, способных осуществлять научно-педагогическую деятельность.

Для каждой из 6 ступеней образования Советом по исламскому образованию разработаны стандарты, утверждены примерные учебные планы и программы обучения. Кроме того, данная концепция предусматривает аттестацию исламских учебных заведений, создание единых образцов дипломов о высшем исламском образовании и т. д.

Заместитель председателя Совета муфтиев России, председатель Совета по исламскому образованию Марат Муртазин полагает, что реализация Концепции развития исламского образования в России займет не менее 3-х лет [1].

Автор настоящей статьи поддерживает данную инициативу Совета по исламскому образованию и предлагает при разработке и внедрении моделей организации обучающего процесса (системы обучения) в исламских учебных заведениях опираться на комплексную концепцию обучения (К-модель), разработанную нашими отечественными учеными (к тому же - мусульманами по вероисповеданию). Именно комплексная концепция является, на наш взгляд,

наиболее эффективной, удобной и продуктивной моделью организации процесса обучения.

Кроме того, внедрение К-модели обучения в систему религиозного исламского образования необходимо осуществлять с учетом формирования и развития педагогической культуры родителей.

Таким образом, цель настоящего исследования - разработать эффективную и продуктивную систему обучения в религиозных исламских образовательных организациях на базе комплексной концепции обучения (К-модели) с учетом формирования и развития педагогической культуры родителей.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующего круга задач:

1. Раскрыть основные положения комплексной концепции обучения.

2. Проанализировать образовательный процесс в религиозных исламских заведениях.

3. Распределить учебные предметы в 4 блока в соответствии с комплексной концепцией обучения и составить примерный план расписания занятий.

Научная новизна исследования заключается в разработке новой системы обучения в религиозных исламских учебных заведениях на базе комплексной концепции обучения (К-модели) с учетом формирования и развития педагогической культуры родителей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы для развития различных педагогических теорий.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для реализации концепции развития исламского образования в России, разработанной Советом по исламскому образованию.

В предыдущей статье мы дали краткую характеристику комплексной концепции обучения.

Комплексная концепция обучения (или К-модель) была разработана в XXI веке учеными Московского международного университета, Комплексного НИИ РАН и Лаборатории когнитивных исследований сознания имени Саид-Махдихона Сатторова (Sattorov names Laboratory for Cognitive Research) [2].

Комплексная концепция обучения является простым и эффективным инструментом гармоничной организации учебного процесса.

Ее предтечей называют доктора философии из Московского международного университета М.Р. Махаева, который переосмыслил современный образовательный опыт и пришел к выводу, что современная система образования слишком сильно заточена на том, чтобы механически давать обучающимся множество знаний, которые к тому же мало связаны друг с другом. Образно выражаясь, ученикам дают отдельные фрагменты мозаики, но не учат их видеть всю картину в целом и самостоятельно ее собирать. Решение этой проблемы он видел в гармонизации процесса обучения, когда трансляция знаний уравновешивается развитием мышления, воображения, эстетических чувств, навыков и умений, ощущений моральной ответственности, самосознания и т. п. Это позволит воспитать гармоничную личность, обладающую необходимым минимумом знаний

и способную самостоятельно выстраивать «картины мира», регулировать свое отношение к миру, продуктивно взаимодействовать с ним. Философ предположил наличие некоторых базовых элементов образовательного опыта, синергия которых способствовала бы гармонизации учебного процесса.

Интуитивно он насчитал 4 таких базовых элементов, которые назвал комплексными блоками учебного процесса.

Таким образом, основу всякого гармоничного учебного процесса составляют четыре комплексных блока, которые должны присутствовать в системе обучения в равных долях.

1. Блок знаний. Включает в себя знания фактов, законов, теорий, концепций и т. п. Блок знаний значительно представлен в традиционной системе образования. Именно его чрезмерное господство в системе обучения стало одним из поводов к созданию альтернативной модели обучения.

2. Методологический блок состоит из многообразных технологий развития мышления, воображения, памяти и др. когнитивных функций, необходимых для критической работы с информацией.

3. Блок практических навыков и умений конституируется разного рода навыками: социальными (умение работать в коллективах, управлять, воспитывать и т. п.), когнитивными (умение писать тексты, проводить исследования, заполнять декларации и т. п.), техническими (умение ремонтировать, управлять транспортным средством, производить перестановки и т. п.) и др.

4. Блок моральной и гражданской ответственности включает в себя систему норм и правил (этических, юридических), которыми должен руководствоваться каждый благородный гражданин, человек; в рамках этого блока прививаются общечеловеческие и национальные ценности (человеколюбие, толерантность, добросовестность) [3].

Каждый блок имеет собственные задачи.

Блок «знания» транслирует фундаментальные знания и направлен на пополнение общества знающими гражданами (знатоками, эрудитами).

Методологический блок направлен на формирование правильного и критического мышления в соответствии с законами логики, развитие творческих способностей личности.

Блок практических навыков и умений дает социуму высококвалифицированных специалистов, мастеров, экспертов, а блок моральной и гражданской ответственности - ответственного гражданина: рефлексирующего, обладающего высокой нравственностью, совершающего благородные поступки.

Разумеется, что между блоками нет непроходимых и жестких границ. Многие из блоков имеют и общие свойства. Блок «знание» можно было бы назвать фундаментом для остальных. Действительно, знание первично во многих отношениях, ведь все начинается с получения знаний.

Принципы комплексной концепции обучения являются достаточно универсальными и прилагаются к различным образовательным практикам и к различным видам образования (в том числе и к религиозному образованию) [4].

Учебный процесс в религиозных образовательных организациях в соответствии с комплексной концепцией обучения должен строиться из расчета 1 урок

Таблица 1

Блоки Предметы

Основы шариата Основы теологии История ислама Арабский язык (язык Корана)

Знания (1) - базовые знания в области шариата (харам, халял, мубах); - знания об основных правовых школах и течениях; - изучение правил омовения; - изучение основ намаза; - изучение правил поста; - основные знания о закате; - знание о хадже; - знание исламского этикета - элементарные знания столпов веры (имана); - базовые знания об Аллахе (имена, сыфаты); - основные знания об ангелах; - знания о Священных книгах; - знания о пророках; - знания о Судном дне; - знания о Предопределении - знания об основных этапах становления ислама; - знания о первых праведных халифах; - знания об истории ислама в регионе (крае), где находится мактаб - знание алфавита арабского языка; - знание грамматики арабского (основные сведения); - изучение базовой лексики арабского языка

Решение задач (кейсов)

Методология (2) - решение задач (кейсов) по теме «Шариат» - решение задач (кейсов) по теме «Теология» - решение задач (кейсов) по теме «История ислама» - решение задач (кейсов) по теме «Арабский язык» (язык Корана)

Умения и навыки

Практические навыки и умения (3) - умение делать омовение; - умение правильно совершать намаз; - умение правильно поститься; - умение совершать хадж - умение совершать намаз так, как будто ученик видит перед собой Всевышнего; - тасаввуф, - тавасуль, - ихлас - умение работать с архивными источниками - умение читать по слогам; - умение читать Коран (первые маленькие суры); - умение изъяснять на арабском (элементарные фразы)

Моральная и гражданская ответственность (4) - сознание себя мусульманином -членом своей Уммы, ответственным гражданином своего края и своей страны (социальное самосознание) - осознание себя мусульманином -рабом Божьим, который живет ради довольства Всевышнего - осознание себя частью Уммы, история которой начинается на Аравийском полуострове в VI веке (историческое самосознание) - осознание себя человеком, читающим прямую речь Всевышнего

Примерный план (схема) занятий для учащихся мактабов

Таблица 2

Примерное расписание занятий в мактабах

№ Дни недели

п/п Понедельник Вторник Среда Четверг

1 Основы шариата (блок 1) История ислама (блок 1) Основы теологии (блок 1) Арабский язык (блок 1)

2 Решение задач (кейсов) (блок 2) Решение задач (кейсов) (блок 2) Решение задач (кейсов) (блок 2) Решение задач (кейсов) (блок 2)

3 Умение, навыки (блок 3) Умение, навыки (блок 3) Умение, навыки (блок 3) Умение, навыки (блок 3)

4 Этикет (блок 4) Этикет (блок 4) Этикет (блок 4) Этикет (блок 4)

(1 лекция) по каждому из четырех блоков; если учебная нагрузка включает в себя 8 предметов ежедневно, то они должны распределяться по схеме 2-2-2-2 (то есть по два предмета по каждому блоку).

Для образца составим примерный план (схему) занятий для учащихся мак-табов (это первая ступень образования).

Как уже было отмечено выше, в мактабах (начальное религиозное образование) ученики получают самые общие представления об исламе.

В табл. 1 представлена примерная схема занятий для мактабов, которая составлена с соблюдением принципа гармонии.

Как мы уже подчеркнули выше, расписание занятий должно выстраиваться из расчета не более 4 предметов в день, и каждый предмет должен иметь связь с одним из четырех блоков. То есть каждый день обучения должен быть насыщен четырьмя блоками: ученики получают знания (блок 1), развивают когнитивные функции (блок 2), осваивают навыки и умения (блок 3) и формируют чувство ответственности (блок 4).

Примерное расписание занятий в мактабах может иметь следующий вид (табл. 2):

Пятница:

День закрепления знаний

Как видно из этого списка, уроки распределены так, чтобы соблюдалась гармония. Например, в понедельник учащиеся получают знания по основам шариата, затем решают задачи (кейсы), связанные с пройденной темой (задачи на знание шариата), затем их учат конкретным навыкам (например, делать омовение или зикр) и этикету (адабу), когда на конкретных примерах из реальной жизни показывают, как мусульманин должен вести себя в обществе и в семье. То есть знаниевый блок не доминирует в системе обучения. Он равнозначен с остальными блоками. Учащиеся получают знания, затем тренируют мышление, решая простые и сложные задачи, а далее получают конкретные навыки и умения, затем изучают этикет (адаб). В пятницу (день Джума в исламе) учащиеся могут просто повторять пройденное.

С каждой новой ступенью религиозного образования количество предметов постепенно увеличивается. С одной стороны, имеет место вектор расширения

Библиографический список

(новые знания, умения, навыки и др.), а с другой - вектор углубления (предметы изучаются более детально).

Кроме того, с переходом на уровень среднего религиозного образования и высшего религиозного образования помимо собственно религиозных предметов можно давать и светские предметы.

Для полноты картины наша концепция должна быть привязана к феномену педагогической культуры родителей.

Педагогическая культура родителей отражает уровень их подготовленности к воспитанию детей, который зависит от образованности, жизненного опыта и психологических особенностей родителей [5; 6; 7].

Родители-мусульмане должны осознавать, что воспитывать детей они обязаны в соответствии с шариатом (Кораном и Сунной).

Родители обязаны понимать, что их дети должны не только получать знания, но и навыки и умения, развивать свои интеллектуальные способности и знать этикет (адаб).

Родителям необходимо принять тот факт, что только образование, основанное на принципах гармонии, способно принести пользу их потомству.

Таким образом, в настоящем исследовании мы констатировали, что религиозное исламское образование действительно развивается бурными темпами в нашей многонациональной стране. Основными центрами исламского образования в России является столица - Москва, а также Казань и Махачкала.

Рост количества исламских образовательных учреждений актуализировал ряд проблем, одной из важнейших среди которых является вопрос об организации продуктивной системы обучения в этих учреждениях.

В статье была предложена новая система обучения в религиозных исламских образовательных организациях на базе комплексной концепции обучения (К-модели) с учетом формирования и развития педагогической культуры родителей.

Прикладная значимость результатов настоящего исследования будет состоять в том, что они могут быть использованы в Концепции развития исламского образования, разработанной Советом по исламскому образованию при Совете муфтиев России.

1. Концепция развития исламского образования в России. Available at: https://muslim.ru/articles/281/8580/

2. Махаев М.Р, Матыева А.Р Абрис комплексной концепции обучения. Вестник КНИИ РАН. Серия: Социальные и гуманитарные науки. 2022; № 2: 124-131.

3. Mamalova Kh., Makhaev M.R., Akhmadova Z. Foundations of the comprehensive concept of learning. SHS Web of Conferences. 2023; № 164: 400105.

4. Makhaev M.R., Mamalova Kh., Alipkhanova F. Implementation of a comprehensive concept of education in the system of environmental education. SHS Web of Conferences. 2023; № 172: 01033.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Грицай Л.А. Феномен родительской культуры в структуре педагогического знания. Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2014; № 4: 44-51.

6. Жуковская Т.В. Педагогическая культура родителей как часть общей культуры человека. Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2011; № 5: 139-141.

7. Мадаминов ГМ. Педагогическая культура родителей: содержание, компоненты и критерии. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018; № 2: 50-55.

References

1. Koncepciya razvitiya islamskogo obrazovaniya v Rossii. Available at: https://muslim.ru/articles/281/8580/

2. Mahaev M.R., Matyeva A.R. Abris kompleksnoj koncepcii obucheniya. Vestnik KNII RAN. Seriya: Social'nye i gumanitarnye nauki. 2022; № 2: 124-131.

3. Mamalova Kh., Makhaev M.R., Akhmadova Z. Foundations of the comprehensive concept of learning. SHS Web of Conferences. 2023; № 164: 400105.

4. Makhaev M.R., Mamalova Kh., Alipkhanova F. Implementation of a comprehensive concept of education in the system of environmental education. SHS Web of Conferences. 2023; № 172: 01033.

5. Gricaj L.A. Fenomen roditel'skoj kul'tury v strukture pedagogicheskogo znaniya. Kul'tura iobrazovanie: nauchno-informacionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. 2014; № 4: 44-51.

6. Zhukovskaya T.V. Pedagogicheskaya kul'tura roditelej kak chast' obschej kul'tury cheloveka. Trudy BGTU. Seriya 6: Istoriya, filosofiya. 2011; № 5: 139-141.

7. Madaminov G.M. Pedagogicheskaya kul'tura roditelej: soderzhanie, komponenty i kriterii. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2018; № 2: 50-55.

Статья поступила в редакцию 27.05.24

УДК 373.31

Yakovleva S.S., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: sargy.yakovleva@mail.ru

TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S LITERARY CREATIVITY. Research on the development of children's literary creativity is very valuable and relevant in modern education. The ability to develop creative thinking in children today is one of the important aspects of their education, as it contributes to the development of personality, the formation of artistic perception of the world and the development of communication skills. The study of the specifics of literary creativity in children and the pedagogical conditions of its development allows to identify key aspects that contribute to the formation of children's interest in reading, the development of their imagination and creative abilities. Taking into account the interests of children, integrating various types of activities, a variety of techniques and methods - all this helps to organize effective pedagogical work on the development of children's literary creativity. Highlighting the role of fairy tale creation by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.