Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая креативность / высшая школа / образовательная среда / перспективы / развитие / pedagogical creativity / higher educational institution / educational environment / prospects / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарова Евгения Анатольевна, Турлова Евгения Владимировна

В представленной статье авторами проведен анализ теоретических и практических аспектов креативности педагогов в качестве основы развития высшей школы. В частности, уточнена сущность ключевых теоретических понятий «педагогическое творчество», «педагогическая креативность». В статье исследованы проявления и основные характеристики педагогической креативности. Проведен сущностный анализ основных методик развития педагогической креативности. Выделена группа наиболее продуктивных техник, способствующих развитию творческого мышления. Приведены примеры реализации креативных методик. Авторами выявлены педагогические условия, при соблюдении которых может быть сформирована продуктивная креативная образовательная среда. В рамках высшей школы неотъемлемым условием является активное содействие руководством вузов расширению возможностей креативной образовательной среды. В завершении статьи исследованы перспективы массовой интеграции педагогической креативности с целью оптимизации процесса обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елизарова Евгения Анатольевна, Турлова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the paper authors conducted analysis of conceptual and practical aspects of pedagogical creativity as the basis of prospective development of higher educational institutions. The essence of key terms such as «pedagogical creativity» was defined. Pedagogical creativity signs and its characteristic features were studied in the paper. Essential analysis of main methods of pedagogical creativity development was carried out. The most effective techniques leading to creative thinking development were accentuated. Examples of actualization of creative teaching techniques are given. Pedagogical criteria forming productive creative educational environment were defined. The fundamental criterion within higher educational institutions is the hands-on assistance of the university authority to creative educational environment promotion. Prospects of pedagogical creativity mass integration were explored to optimize the educational process in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

- ЦОС позволяет более эффективно отслеживать прогресс студентов и предоставлять им обратную связь, что способствует развитию их креативных умений и мотивации к обучению;

- в ЦОС можно взаимодействовать с людьми и ресурсами со всего мира, что расширяет горизонты учащегося и способствует развитию креативного мышления.

Таким образом, исследование понятия креативности подчеркивает его важность в современной образовательной парадигме, позволяет лучше понимать природу и механизмы развития креативности у студентов, что является важным фактором для оптимизации образовательного процесса и подготовки студентов к современным требованиям рынка труда. Исследование креативности в контексте профессиональной деятельности подчеркивает ее значение в качестве ключевой компетенции для успешной карьеры. Анализ влияния развития креативности на обучение, мотивацию, развитие коммуникативных навыков, адаптивность и другие аспекты подчеркивает ценность развития креативности в современном образовательном процессе. Можно заключить, что в данный момент прослеживается особая необходимость интеграции креативных методов и задач в учебные планы и образовательные программы. Подводя итог, необходимо заключить, что на фоне тенденций высшего образования в контексте интеграции информационных технологий и дистанционного обучения, развитие креативных умений и творческих навыков имеет критическое значение в подготовке кадров для цифровой эпохи. В свою очередь, выявление психологических и социальных факторов, влияющих на креативность, помогает понять, как внутренняя мотивация, личностные особенности, групповая работа и культурные аспекты могут быть использованы для стимулирования креативного мышления.

Литература:

1. Алексюк, Ю.О. Развитие креативности у студентов поколения z в цифровой среде / Ю.О. Алексюк // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - № 2(220). - С. 85-90

2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

3. Костюк, A.A. Креативность как форма творчества информационной эпохи / A.A. Костюк // Logos et Praxis. - 2019. -Т. 18, № 4. - С. 96-101

4. Масланов, Е.В. Креативность и цифровизация / Е.В. Масланов // Эпистемология и философия науки. - 2022. -Т. 59, № З.-С. 38-45

5. Матраева, А.Д. Аспекты развития креативности современного российского студенчества / А.Д. Матраева // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 4. - С. 350-356

6. Мосина, М.А. Методика формирования иноязычной креативной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка / М.А. Мосина, М. А. Дворецкая // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 9. - С. 27-33

7. Пронина, З.Ю. Креативность в экономике знаний / 3. Ю. Пронина // Креативная экономика. - 2018. - Т. 12, № 11,-С. 1725-1732

8. Стукаленко, Н.М. Исследование креативных характеристик личности обучающихся / Н.М. Стукаленко, И.А. Просандеева//Наука и реальность. -2021. -№4(8). - С. 161-164

9. Шаропов, Ш.А. Потенциальные возможности образования в формировании креативности студентов / Ш.А. Шаропов, С.Б. Бобоева // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. -2019. -№ 2(59). -С. 195-199

10. Щербакова, Е.Е. Проблема формирования необходимых качеств креативности для студентов вуза в условиях непрерывного образования / Е.Е. Щербакова, М.В. Львова, A.B. Плешков // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-3. - С. 267-269

Педагогика

УДК 37.013.46

кандидат педагогических наук, доцент Елизарова Евгения Анатольевна

ФГБОУ ВО Самарский государственный технический университет (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Турлова Евгения Владимировна

ФГБОУ ВО Оренбургский государственный университет (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В представленной статье авторами проведен анализ теоретических и практических аспектов креативности педагогов в качестве основы развития высшей школы. В частности, уточнена сущность ключевых теоретических понятий «педагогическое творчество», «педагогическая креативность». В статье исследованы проявления и основные характеристики педагогической креативности. Проведен сущностный анализ основных методик развития педагогической креативности. Выделена группа наиболее продуктивных техник, способствующих развитию творческого мышления. Приведены примеры реализации креативных методик. Авторами выявлены педагогические условия, при соблюдении которых может быть сформирована продуктивная креативная образовательная среда. В рамках высшей школы неотъемлемым условием является активное содействие руководством вузов расширению возможностей креативной образовательной среды. В завершении статьи исследованы перспективы массовой интеграции педагогической креативности с целью оптимизации процесса обучения в высшей школе.

Ключевые слова: педагогическая креативность, высшая школа, образовательная среда, перспективы, развитие. Annotation. In the paper authors conducted analysis of conceptual and practical aspects of pedagogical creativity as the basis of prospective development of higher educational institutions. The essence of key terms such as «pedagogical creativity» was defined. Pedagogical creativity signs and its characteristic features were studied in the paper. Essential analysis of main methods of pedagogical creativity development was carried out. The most effective techniques leading to creative thinking development were accentuated. Examples of actualization of creative teaching techniques are given. Pedagogical criteria forming productive creative educational environment were defined. The fundamental criterion within higher educational institutions is the hands-on assistance of the university authority to creative educational environment promotion. Prospects of pedagogical creativity mass integration were explored to optimize the educational process in higher educational institutions.

Key words: pedagogical creativity, higher educational institution, educational environment, prospects, development.

Введение. Актуальность исследуемой тематики базируется на том, что современная система образования претерпела ряд изменений, оказавших влияние как на требования к формированию учебных программ, так и к компетенциям педагогов. Педагогическая креативность является одним из наиболее значимых качеств, способствующих оптимизации

образовательного процесса, а также конкурентных позиций самого педагога. Следовательно, изучение понятия педагогической креативности, её значимости и средств развития, является ключевым для изучения.

Педагогическая креативность напрямую связана с профессиональной компетентностью педагога. Педагогическое творчество определяется непрерывным процессом, так как педагог всегда включен в творческий процесс: поиск новых решений, решение задач, оптимизация учебного процесса, методическое творчество, коммуникативное творчество, импровизация [3]. Все вышеперечисленное составляет ежедневную работу педагогов высшей школы.

В рамках исследования особенностей педагогической креативности был проведен анализ научных трудов российских и зарубежных теоретиков (Д.Б. Богоявленская, А.Маслоу, В.А. Сластенин, П.С. Подымова, Ф. Тейлор).

Изложение основного материала статьи. Педагогическое творчество заключается в том, чтобы видеть связи между предметами. Традиционные предметы, преподаваемые отдельно на коротких уроках по времени, плюс упор на обучение, основанное на оценивании, являются анафемой [2] Установление же интегративных связей между преподаваемыми дисциплинами будетявляться проявлением педагогического мастерства и креативности.

В качестве неотъемлемых характеристик педагогической креативности необходимо выделить:

- интеллект;

- знания;

- индивидуальность педагога;

- мотивация;

- критический стиль мышления [1, С. 93].

Креативности «обучают» с помощью различных педагогических приемов и подходов, основанных на исследованиях. Тем не менее, педагогические подходы всегда хороши настолько, насколько хороши люди, которые их преподают, и многие учителя возвращаются к преподаванию, а не к исследованиям, из-за нехватки времени и других практических соображений [6]. Также педагогика часто рабски доводится до догмы, что тоже может убить творчество.

Креативные техники представляют собой методы, которые способствуют творческому мышлению и связанным с ним навыкам, таким как генерация идей, непредубежденность и решение проблем. Педагог, который сталкивается с проблемой на рабочем месте, может использовать эти методы, чтобы переосмыслить проблему и разработать творческие подходы для ее решения. Анализ основных методик развития педагогической креативности позволил выделить группу наиболее продуктивных:

1. Мозговой штурм. Мозговой штурм - распространенный метод генерирования идей, и вы можете найти различные упражнения и подходы для реализации этого метода. С помощью этой техники цель состоит в том, чтобы произвести как можно больше идей в течение определенного периода времени. Например, группа может установить 5-минутный таймер и позволить участникам поделиться каждой идеей, которая им придет в голову, какой бы необычной она ни казалась. После обмена мнениями группа может обсудить эти идеи вслух, чтобы определить, какие из них лучше всего подходят для нужд проекта.

2. Негативный мозговой штурм. В отрицательном мозговом штурме участники создают список «плохих» решений проблемы, которую они хотят решить. Этот метод может привести к творческим решениям, когда группы выявляют препятствия и работают над их устранением. Например, у команды может быть цель улучшить продажи. Участники могут предлагать «плохие» идеи, которые делают продукт дороже или менее функциональным. Как и при мозговом штурме, группа может установить таймер и написать как можно больше идей. Затем они могут обсудить идеи в группе и определить, как превратить эти негативные идеи в позитивные.

3. Мозговое письмо. Мозговое письмо работает аналогично мозговому штурму и способствует генерированию идей в групповой обстановке. На сеансе мозгового письма группа определяет постановку проблемы или основную идею, связанную с их проектом. Затем каждый участник самостоятельно составляет список идей или потенциальных решений. Этот метод может помочь поощрить участие людей, которым неудобно делиться своими мыслями вслух. После того, как участники закончат записывать свои идеи, ведущий может собрать и распределить списки по группе. Принимающие участники просматривают список и генерируют дополнительные идеи, либо развивая первоначальные идеи, либо записывая несвязанные идеи. Некоторые варианты могут устанавливать ограничение по времени или определенное количество идей, которые участники должны написать в каждом раунде. В конце, группа может обсудить эти идеи вместе, чтобы определить наиболее жизнеспособные решения.

4. Случайные слова. Техника случайных слов просит участников назвать слово или фразу, связанную с проблемой, которую они хотят решить. Например, группа, надеющаяся улучшить командную работу в своем отделе, может написать слово «командная работа» в центре доски. Либо индивидуально, либо в группе участники составляют список слов или фраз, связанных с этим понятием. Некоторые соответствующие слова могут включать общение, слушание, поддержку, позитивность и сотрудничество. Этот метод помогает участникам определить идеи, связанные с проблемой, которую они хотят решить, что может помочь им разделить абстрактные проблемы на практические задачи.

5. Галерейный метод. В методе галереи лидер группы готовит станции либо с помощью личных досок, либо с помощью флип-чарта. У каждого участника есть назначенная станция, где они записывают все свои идеи, связанные с постановкой проблемы или центральной концепцией. Через несколько минут участники ходят по комнате, чтобы посмотреть и сделать заметки о станциях других участников. Затем они возвращаются на свою исходную станцию и продолжают развивать свои первоначальные идеи, используя для вдохновения идеи других членов группы. Этот метод может помочь стимулировать альтернативные взгляды на проблему или решение и укрепить идеи людей.

6. Раскадровка. Команды часто используют раскадровку для планирования рекламных кампаний, видеоконтента, деловых предложений или презентаций. С помощью этой техники участники создают план проекта, который они разрабатывают. Этот план может содержать как письменные, так и визуальные элементы, и на данном этапе его необязательно заполнять. Этот творческий метод помогает участникам систематизировать свои идеи до того, как они будут запущены в производство. Формат схемы позволяет легко изменять структуру историй, позволяя командам добавлять или удалять сегменты по мере развития своих идей.

7. Ролевая игра. В технике ролевой игры участники принимают образы персонажей и представляют проблемы и решения с их точек зрения. Например, команда разработчиков продукта может принять образ потенциального клиента. Размышление о продукте с точки зрения клиента может помочь в разработке идей и решений, отвечающих его желаниям и потребностям. В зависимости от ситуации участники могут разыграть роль нескольких персонажей, чтобы посмотреть на проблему с разных точек зрения, например пользователь-новичок или опытный пользователь.

8. «Да и...». Техника «да, и...» родом из мира импровизационного театра. Команды могут позаимствовать этот метод, чтобы способствовать спонтанному развитию идей. Начиная с одного слова, фразы или концепции, участники расширяют исходное утверждение, отвечая «да, и...». Участники могут чувствовать себя более комфортно, делясь идеями, когда понимают, что их не осудят и не откажут. Например, первый участник может начать с утверждения: «Наша цель -

улучшить нашу окончательную систему управления». Второй участник может дополнить идею, сказав: «Да, и мы можем улучшить нашу систему управления файлами, разработав электронную таблицу для отслеживания историй оценок учащихся». Участники добавляют к этим заявлениям до тех пор, пока они не будут удовлетворены выработанными идеями или решениями.

9. Интеллект-карты. При составлении карты разума участники пишут формулировку проблемы в центре доски или листа бумаги. Затем они добавляют связанные концепции или решения в область, окружающую формулировку проблемы, проводя линии между ними, чтобы отметить связи. Участники могут добавить еще одну группу фраз, которые описывают, как они планируют достичь предложенных концепций или решений, снова связывая этот слой с предыдущим. Этот инструмент для создания идей представляет собой сеть идей и то, как они соединяются, позволяя участникам визуализировать взаимосвязь между их идеями.

10. Реверсия. С помощью техники реверсирования участники берут проблемный вопрос и переворачивают его. Например, команда может захотеть снизить текучесть кадров. В этом упражнении участники задавали вопрос: «Как мы можем увеличить текучесть кадров?» Отвечая на этот вопрос, команда определяет факторы, способствующие возникновению этой проблемы, такие как внедрение негативной культуры или переутомление сотрудников. Эти ответы демонстрируют, чего делать не следует, позволяя участникам разработать решения, которые уменьшат эти способствующие факторы и снизят текучесть кадров. В этом сценарии они могут подумать о стратегиях распределения управляемых рабочих нагрузок и создания более позитивной рабочей среды.

11. Доски настроения. Доска настроения - это коллаж, который может содержать изображения, текст и образцы материалов, часто используемые художниками и дизайнерами. Тем не менее, мудборды могут служить источником вдохновения для других рабочих проектов. Организации могут использовать этот инструмент для отображения абстрактных понятий в более осязаемом формате. Например, команда может создать доску настроения при разработке маркетинговых стратегий для нового продукта. Они могут использовать фирменные цвета и соответствующие фразы, которые они хотят, чтобы их кампания доносила до потребителей. Они также могут использовать изображения, которые представляют то, что они хотят, чтобы аудитория чувствовала, например, улыбающихся людей.

12. Метафорическое мышление. Метафоры сравнивают две или более вещей и могут быть буквальными или концептуальными. Например, карта может служить метафорой места, поскольку она представляет это место. Люди могут использовать метафоры, чтобы устанавливать связи между концепциями и генерировать идеи на их основе. Они также могут использовать метафоры, чтобы сделать абстрактные понятия более осязаемыми.

13. Сходства и различия. Этот метод предлагает участникам выбрать два объекта. Первый объект представляет проблему, которую они хотят решить, а второй объект связан с ней. Например, если человек хочет улучшить свое управление временем, он может выбрать часы для представления проблемы, а календарь представляет связанный объект. Человек создает список сходств между двумя объектами, за которым следует список их различий. Оба объекта отслеживают время, но часы фокусируются на секундах, минутах и часах, а календарь - на датах. Человек может использовать эти сходства или различия, чтобы вызвать идеи, которые помогут более эффективно управлять своим временем, например, планировать свои задачи по часам или планировать свою неделю заранее.

14. Идеальный конечный результат. Метод идеального конечного результата работает как в индивидуальных, так и в групповых условиях. С помощью этого метода решения проблем участники определяют постановку проблемы, а затем описывают ее идеальное решение. При обсуждении идеального конечного результата участники не должны учитывать такие ограничения, как сроки или бюджет. Этот метод позволяет им представить наилучший способ решения проблемы, не позволяя ограничениям вмешиваться. Как только они разработают потенциальные идеи, они смогут сосредоточиться на жизнеспособных вариантах.

Стоит акцентировать внимание на том, что в рамках высшей школы, креативная среда будет сформирована при соблюдении следующих педагогических условий:

1. образование воспринимается как важная и интересная деятельность для учащихся и педагогов;

2. студенты чувствуют, что их ценят, любят и уважают;

3. студенты активны в аудитории;

4. обучающиеся чувствуют, что группа и высшая школа принадлежат им;

5. педагоги выступают в роли консультантов, тренеров и источников знаний;

6. студенты чувствуют, что они могут открыто обсуждать свои проблемы;

7. руководство вуза активно содействует расширению возможностей креативной образовательной среды;

8. обучение имеет отношение к студенческой жизни [4].

Выводы. Таким образом, образование в двадцать первом веке - это процесс обучения, ориентированный на учащихся, который включает в себя элементы общения, критического мышления, творчества, сотрудничества и ценностей. Следовательно, именно креативные педагоги должны быть готовы сыграть решающую роль в обучении студентов двадцать первого века.

В контексте образования творчество необходимо для преподавания и обучения. Преподаватели должны проявлять творческий подход к обучению, чтобы привлекать и удерживать внимание обучающихся, а также чтобы они оставались мотивированными в группе. Творческое обучение может сделать обучение бодрящим, осмысленным и реалистичным.

На основании вышеизложенного важно обозначить, то, что педагогическая креативность, оказывает прямое влияние на эффективность образовательного процесса в высшей школе. Как следствие, развитие соответствующей компетенции у современных преподавателей, является одной из ключевых задач руководства высших учебных заведений. Перспектива исследований в анализируемой области должна базироваться на формировании креативного мышления педагогов, а также проблемах и трудностях, которые возникают как при форсировании педагогической креативности, так и в разработке креативных программ ведения образовательного процесса.

Литература:

1. Аренко, A.A.K вопросу о креативности и способах ее изучения и измерения / A.A. Аренко // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал, - 2020,-№ 3. - С. 93-103

2. Елизарова, Е.А. Основы развития педагогической креативности в методике преподавания / Е.А. Елизарова, ИГ. Баканова, И.Г. Сысуева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(3). - С. 58-60

3. Ибраимов, Х.И. Креативность как одна из характеристик личности будущего педагога / Х.И. Ибрагимов // Наука, образование и культура. - 2018. - №3 (27). - С. 44-47

4. Никитина, В.К Методика преподавания в высшей школе / В.К. Никитина // Столыпинский вестник. - 2023. - №2 -С. 748-755

5. Психолого-педагогические особенности преподавания общетехнических дисциплин в современной высшей школе / Н.Г. Вильданова, Э.Ш. Пмаева, O.E. Зубкова, М.Р. Исмагилов // Проблемы современного педагогического образования. -2017. -№54(4). -С.22-30

6. Шамов А.Н. Формирование научно-исследовательской апперцепции на третьем уровне высшего образования / А.Н. Шамов // Гаудеамус. - 2020. - №2 (44). - С. 25-32

Педагогика

УДК 371

аспирант Заварзин Николай Павлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (г. Тамбов)

ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассмотрена проблема подготовки подростков к военной службе в современных условиях российской действительности. Проведен анализ дефиниции «военная служба», что позволило констатировать, что изучаемый феномен сопряжен с вооруженной защитой Отечества, характеризуется значительной сложностью, опасностью и повышенным риском для жизни и здоровья субъекта, стрессогенностью и напряженностью всех сил организма при выполнении поставленных боевых задач с применением силы и техники. Раскрыты ведущие характеристики военной службы, что определяет значимость педагогического обеспечения подготовки к воинской службе, начиная с подросткового возраста. Выявлены характерные черты подросткового возраста, как значимого периода для готовности к военной службе. Наиболее важными чертами подросткового возраста выступают физическое, интеллектуальное, социальное, психическое, личностное и духовное развитие, становление нравственно-патриотических идеалов и интересов на основе освоения разнообразных сфер социальной практики и традиционных российских духовно-нравственных ценностей общества. Обоснована идея о том, что воспитание патриотизма и гражданственности - это неотъемлемый процесс подготовки подростков к военной службе и формирования полноценной и духовно насыщенной личности. При этом взаимосвязь воспитания патриотизма и гражданственности - это многосторонний процесс, который включает в себя самообразование личности, формирование гражданских позиций, уважение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также характеризует уровень воспитания общества в целом. Установлено, что воинская служба предъявляет особые требования к подросткам, будущим воинам, их духовно-культурному содержанию и высоким показателям уровневых характеристик готовности к служению Родине, установкам к состоянию психического, социального и физического здоровья, морально-психологическим качествам. Анализ изучаемой проблемы показал, что при подготовке подростков к военной службе в роли одной из базисных составляющих выступает система образования, позволяющая воспитать истинного патриота в духе преданности Отечеству, будущего защитника Родины.

Ключевые слова: подготовка подростков, военная служба, патриотическое воспитание, патриотизм, гражданственность, ценности служения и защиты Отечества, ответственность за будущее России.

Annotation. The article deals with the problem of preparing teenagers for military service in the modern conditions of Russian reality. The analysis of the definition of "military service" was carried out, which made it possible to state that the phenomenon under study is associated with the armed defense of the Fatherland, is characterized by significant complexity, danger and increased risk to the life and health of the subject, stress and tension of all the forces of the body when performing the assigned combat missions with the use of force and technology. The leading characteristics of military service are revealed, which determines the importance of pedagogical support for preparation for military service, starting from adolescence. The characteristic features of adolescence are revealed as a significant period for readiness for military service. The most important features of adolescence are physical, intellectual, social, mental, personal and spiritual development, the formation of moral and patriotic ideals and interests based on the development of various areas of social practice and traditional Russian spiritual and moral values of society. The idea that the education of patriotism and citizenship is an integral process of preparing adolescents for military service and the formation of a full-fledged and spiritually rich personality is substantiated. At the same time, the relationship between the education of patriotism and citizenship is a multilateral process that includes self-education of the individual, the formation of civic positions, respect for the protection of the rights and freedoms of man and citizen, and also characterizes the level of education of society as a whole. It has been established that military service makes special demands on adolescents, future soldiers, their spiritual and cultural content and high levels of readiness to serve the Motherland, attitudes to the state of mental, social and physical health, moral and psychological qualities. An analysis of the problem under study showed that in preparing adolescents for military service, one of the basic components is the education system, which allows educating a true patriot in the spirit of devotion to the Fatherland, the future defender of the Motherland.

Key words: training of teenagers, military service, patriotic education, patriotism, citizenship, values of service and defense of the Fatherland, responsibility for the future of Russia.

Введение. Современная социально-экономическая, политическая и социокультурная ситуация в обществе, которая связана с нестабильностью в мире, угрозами развитию нашего государства, попытками девальвации традиционных духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, оказывают негативное влияние на сознание и поведение молодых людей, В общественном сознании получили широкое распространение такие качества как равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Эти отрицательные факторы резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма и необходимо принятие кардинальных мер для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

К тому же современное образование становится все сложнее и необходимо воспитывать подрастающее поколение в духе высокой морали, внимательности к ближним, уважения к закону и готовности к нуждам своей страны. Обучение этическому и нравственному поведению, забота о здоровье, физическая подготовка приведет к тому, что подростки будут охотнее готовиться к военной службе и легче воспринимать трудности при выполнении своих обязанностей. Следовательно, подготовка подростков к военной службе является важной научно-педагогической проблемой, которая требует тщательного изучения в современных условиях.

Изложение основного материала статьи. На протяжении веков воинская служба играла огромную роль в жизни общества. На современном этапе она также остается одной из самых важных отраслей деятельности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.