Научная статья на тему 'КРЕАТИВНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

КРЕАТИВНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / КРЕАТИВНАЯ СРЕДА / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / CREATIVITY / PEDAGOGICAL CREATIVITY / DEVELOPMENT / CREATIVE ENVIRONMENT / THE PROCESS OF THE CREATIVITY DEVELOPMENT / FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарова Евгения Анатольевна, Баканова Ирина Геннадьевна

Статья посвящена важному вопросу развития креативности будущих педагогов в ВУЗе и специфике ее нераздельной взаимосвязи с креативной средой. На основе теоретического анализа проблемы исследования креативная среда рассмотрена как условие развития креативности будущих педагогических работников в ВУЗе. Были выделены основные компоненты процесса создания креативной среды. Кроме того, был разработан проект творческого развития. Креативная среда определена как средство многофакторной детерминации развития креативной личности и основной фактор продуктивной креативной деятельности и активных проявлений креативной компетентности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елизарова Евгения Анатольевна, Баканова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR CREATIVITY DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS

The paper focuses on the important issue connected with future teacherscreativity development in higher educational institutions and the specifics of its interconnection with the creative environment. Theoretical analysis of the issue allowed considering the creative environment as the essential condition of future teachers creativity development. The basic components of the process of creating a creative environment are highlighted in the article. Additionally authors worked out a creative development project. The creative environment is defined as a means of multi-factor determination of creative personality development and as a fundamental factor of efficient creative activity and active manifestation of creative competence of future teachers.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

образования / Т.В. Дьячкова, И.А. Берсенева / Сб. статей Всероссийского педагогического форума «Всероссийский педагогический форум». Петрозаводск, 2020. - С. 8-11.

2. Закиева Р.Р. Формирование профессионального мировоззрения / Р.Р. Закиева / Проблемы современного образования. 2019. № 5. - С. 114-120.

3. Ле-ван Т.Н. Здоровьесозидающая функция педагога и профессиональная подготовка работников образования к ее реализации в системе российского образования / Т.Н. Ле-ван / Сб. статей 6-й Международной научно-практической конференции «Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций». Под общей редакцией Н.В. Третьяковой. 2016. - С. 90-95.

4. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровьесозидающая педагогика; теория, методология, опыт, перспективы развития / А.Г. Маджуга, И.А. Синицина. - М.: Логос, 2014. - 508 с.

5. Морозова Л.А., Кузина Н.Н. Внутрифирменное обучение педагогов как условие организации здоровьесозидающей образовательной среды школы / Л.А. Морозова, Н.Н. Кузина. - Вестник ТОГИРРО. 2015. № 1 (31). - С. 280-283.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов / М.: АРКТИ, 2010. - 272 с.

7. Хадиуллина Р.Р., Закиева Р.Р. Образовательная среда профессионального учебного заведения: индивидуальные системы обучения / Р.Р. Хадиуллина, Р.Р. Закиева / Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 1 (76). - С. 209-214.

8. Цибульникова В.Е. Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая среда как компонент образовательной среды школы // Наука и школа. № 1. 2018. - С. 156-165.

9. Ященко С.Г. Болезни системы кровообращения в Республике Крым: заболеваемость, смертность, экономические потери / С.Г. Ященко, С.В. Козуля, С.Ю. Рыбалко, И.Б. Бутырская / Таврический медико-биологический вестник. 2019. Т. 22. № 3. - С. 78-85.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Елизарова Евгения Анатольевна

ФГБОУ ВО Самарский государственный технический университет (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Баканова Ирина Геннадьевна

Самарский государственный университет путей сообщения (г. Самара)

КРЕАТИВНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена важному вопросу развития креативности будущих педагогов в ВУЗе и специфике ее нераздельной взаимосвязи с креативной средой. На основе теоретического анализа проблемы исследования креативная среда рассмотрена как условие развития креативности будущих педагогических работников в ВУЗе. Были выделены основные компоненты процесса создания креативной среды. Кроме того, был разработан проект творческого развития. Креативная среда определена как средство многофакторной детерминации развития креативной личности и основной фактор продуктивной креативной деятельности и активных проявлений креативной компетентности будущего специалиста.

Ключевые слова: креативность, педагогическая креативность, развитие, креативная среда, процесс развития креативности, будущие педагоги.

Annotation. The paper focuses on the important issue connected with future teachers' creativity development in higher educational institutions and the specifics of its interconnection with the creative environment. Theoretical analysis of the issue allowed considering the creative environment as the essential condition of future teachers creativity development. The basic components of the process of creating a creative environment are highlighted in the article. Additionally authors worked out a creative development project. The creative environment is defined as a means of multi-factor determination of creative personality development and as a fundamental factor of efficient creative activity and active manifestation of creative competence of future teachers.

Keywords: creativity, pedagogical creativity, development, creative environment, the process of the creativity development, future teachers.

Введение. Усложнение задач и способов решения проблемы педагогических кадров обусловливают острую потребность в теоретическом обосновании креативности как важной характеристики профессионализма современного педагога, создание необходимых условий для реализации личностно ориентированного обучения в практике высшей школы и экспериментальной проверке методики учебного процесса, что позволяет преодолеть противоречия между требованиями, которые усложняются, к педагогической профессии и способностью выпускников педуниверситета творчески работать в выбранной профессиональной сфере, использовать многогранность своей личности в решении профессиональных задач.

Главным требованием современного образования является его ориентация на человека как основную ценность. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования является не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности.

Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании мы будем рассматривать креативную среду как успешное условие для формирования креативности будущих педагогов, ведь это среда, в которой происходит всестороннее гармоничное развитие обучения, воспитание через сохранение и улучшение физического, духовного, эмоционального, эстетического, интеллектуального здоровья, дисциплину и обязательность, способность импровизировать, креативно мыслить, совершенствовать себя, берясь за все, что интересно [3, с. 309]. Другое утверждение подает Т.В. Яковенко, указывая, что это та среда, в которой человек учится не только владеть свободой выбора путей к достижению поставленной цели, но и сам принимает активное участие в формировании системы образовательных целей, в целеполагании [9, с. 168].

Анализируя в целом многогранное понятие образовательной среды, следует акцентировать внимание на том, что его наименее целесообразно рассматривать как «систему влияний и условий формирования

личности по заданному образцу» [7, с. 33]. Однако как и любое поликультурное образование, она является определенной индивидуальной средой для личности и построения ее собственного «Я», обеспечивающей создание условий для актуализации внутреннего мира будущего специалиста, его личностного роста, самореализации, самоактуализации, становления его самосознания. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: она одновременно предстает продуктом и творцом своей среды, которая дает физическую основу для жизни и делает успешным интеллектуальное, нравственное, общественное, духовное и творческое развитие.

Движущими силами саморазвития личности являются внутренние противоречия, поэтому образовательная среда должна быть «насыщена» творческими ситуациями, в которых присутствует определенная степень неопределенности, что способствует саморазвитию и самоактуализации личности будущего специалиста.

Саморазвитие личности во многом зависит от индивидуализации образовательной среды. Любой человек «заполнен» своим собственным ментальным опытом, который и предопределяет характер его активности в тех или иных конкретных ситуациях. Состав и строение этого опыта у каждого человека разные, поэтому люди различаются по познавательным возможностям, темпераменту, когнитивным стилям, биоритмам, психосоциотипам.

Следовательно, формирование креативности студентов - будущих педагогов имеет два взаимосвязанных аспекта:

1. Повышение продуктивности интеллектуальной деятельности за счет формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи;

2. Рост индивидуального своеобразия на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, когнитивных стилей, избирательности учебного материала [1, с. 57].

Каждый человек сегодня объективно нуждается в создании условий, которые бы способствовали интеллектуальному и творческому его развитию. Такие условия могут быть созданы в креативной образовательной среде, обеспечивающей максимальную степень индивидуализации за счет широкого использования информационных технологий [4, с. 112]. Эта среда предоставляет будущему специалисту возможность (самостоятельного или во взаимодействии с педагогом) развития индивидуализированной образовательной траектории. Содержание образования, формы и методы развития креативной личности будущего специалиста в образовательной среде должны максимально сочетаться с особенностями студента в направлении учета интеллектуального развития личности, его когнитивного стиля и ментального общественного опыта.

Критериями оценки эффективности тех или иных форм и методов обучения должны быть не только показатели, учитывающие степень овладения знаниями, умениями и навыками, но и показатели сформированности определенных личностных качеств, характеризующих разные аспекты развития интеллекта, духовности, творческих способностей студентов [5, с. 75]. Соответственно оценивание превращается из одномерного в сложный многомерный, многогранный процесс, который наиболее полно учитывает особенности формирования креативной личности.

Особое внимание в образовательной среде на основе информационных технологий следует уделять формированию креативности студентов. При этом креативность понимают как интегральную устойчивую характеристику личности, определяющую ее способности к творчеству, принятию нового, нестандартному созидательному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей [2, с. 149]. Основная цель креативной образовательной среды - «разбудить» в человеке творца и максимально развить в нем заложенный творческий потенциал.

Креативная среда должна не только предоставлять возможность каждому студенту на любом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, но и (а это, по нашему мнению, главное) развить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку. Основными требованиями к креативной среде является высокая степень неопределенности и проблемности, мотивированное творчество, восприятие учебного материала в полной мере и применение полученных знаний в активной креативно-профессиональной деятельности [6, с. 124].

Именно поэтому основой результативности развития креативности студентов-педагогов в процессе профессионального образования будет проявляться использование креативной среды, в котором:

Учитываются психолого-педагогические закономерности развития креативных способностей, знаний, умений, которые служат основой успешного развития креативной компетентности будущего педагога;

Обеспечивается творческий характер учебно-воспитательной деятельности будущих педагогов в ВУЗе;

Происходит использование в различных процессах развития креативности будущего специалиста различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, в частности, уровня развития их творческих способностей, профиля обучения; подготовка к применению элементов дистанционной формы обучения с целью получения качественного профессионального образования; систематическое привлечение студентов к творческой самостоятельной работе, целесообразное соотношение различных форм организации учебно-воспитательной деятельности студентов.

В процессе создания креативной среды можно выделить следующие блоки:

Организационно-деятельностый блок: особенности организации обучения студентов и совместной деятельности в системах «студент - студент», «студент - студент - преподаватель», направленной на создание творческой учебной среды.

Содержательный блок: особенности структуры и содержания учебного материала.

Операционный блок: особенности оперирования учебным материалом.

Мотивационно-личностный блок: особенности работы преподавателя в процессе организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов; специфика влияния (и самовоздействия) на личность студента с целью развития у будущих педагогов креативности.

В каждом из блоков целесообразно выделить несколько аспектов.

1. Организационно-деятельностый блок. В зависимости от организации учебно-познавательного процесса и роли в нем студента одинаковое содержание и объем учебного материала, что предлагается, может обуславливать и разный тип мышления (эмпирическое или теоретическое), и разные его уровни

(репродуктивное, реконструктивное, вариативное, творческое), привлечение студентов к систематической работе в творческих группах, создание предпосылок для творческой, исследовательской деятельности.

2. Содержательный блок. Разнообразие спецкурсов по профильным дисциплинам; системное использование творческих заданий на исследование и привлечение студентов - будущих педагогов к самостоятельному поиску проблем для исследования; использование систем задач, уровень сложности которых постепенно повышается за счет вариативности условия для повышения уровня развития творческого мышления студентов; частое использование в процессе профессионального обучения студентов задач на сообразительность, прогнозирование, на развитие воображения, интуиции; возможность применения оригинальных, нестандартных подходов в процессе решения проблем профессионального характера.

3. Операционный блок. Особенности оперирования теоретическими знаниями на различных этапах процесса обучения существенно влияют на развитие креативности будущих педагогов; применение заданий на развитие способности трансформировать информацию, модели на формирование оперативности и легкости перехода от одного понятия к другому, на перенос акцентов; формирование интегративности мышления (самостоятельное установление связей внутри темы, внутрипредметных и межпредметных связей); запоминание материала на основе его творческого применения, трансформирования; использование ассоциаций, метафор; использование заданий на формирование оперативности мышления (автоматизация умений без возникновения вредного автоматизма), на развитие способности пользоваться результатами предыдущих задач для выполнения последующих, на преодоление стереотипов.

4. Мотивационно-личностный блок. Направлен на сочетание традиционных и инновационных технологий обучения; формирование сознательного отношения к самосовершенствованию; развитие у студентов способности ставить перед собой цель; организация самообразования на творческом уровне.

Эти блоки взаимосвязаны и взаимообусловлены, они предоставляют возможность будущим педагогам гибко адаптироваться в процессе создания креативной образовательной среды и конкретных условий овладения профессиональной деятельностью. Для формирования в ВУЗе креативной среды мы предложили внедрение проекта креативного развития «Креативность+творчество», что поможет развитию единого творчески-деятельностного пространства для реализации креативных способностей, знаний и умений будущих педагогов.

Проект креативного развития будущих педагогов «КРЕАТИВНОСТЬ + ТВОРЧЕСТВО» Пояснительная записка

Проект креативного развития - это план, последовательность конкретных действий, ограниченных во времени, направленных на повышение креативного потенциала участников проекта. Проекты креативного развития являются научно-методическим сопровождением межкурсового периода профессионального развития будущих педагогов.

Обоснование проекта. Актуальность проекта обусловлена требованием современного общества в квалифицированных, компетентных, креативных специалистах педагогической сферы деятельности.

Особенности проекта

Формы и методы работы

Привлекать креативно-творческих студентов к непрерывному процессу самосовершенствования через увеличение операционного творческого поля, системное использование методов креативного обучения: кейсовый метод, мозговой штурм (атака), инверсия, синектика.

Участники проекта

Реализация проекта предусматривает консолидацию усилий всего педагогического коллектива ВУЗа. Участниками программы являются администрация ВУЗа, преподаватели, тьюторы, будущие педагоги.

Ожидаемый результат

Организовать учебно-воспитательный процесс, используя креативные методы обучения, оказать помощь творческим студентам, учитывая их уровень интеллектуального и социального развития. Акцентировать внимание на использовании креативных методов, направить их на возможности, которые ранее были не определены или не использованы; уважение к желанию студентов креативно работать; предоставление студенту свободы выбора; индивидуализацию обучения в зависимости от особенностей студента; создание условий для конкретного воплощения творческой идеи; поощрение работы над проектами-предложениями самих студентов; уважение потенциальных креативных возможностей студентов; создание креативной среды, которая будет способствовать формированию креативности будущих педагогов.

Участники проекта отчитываются о приобретенном опыте в творческом портфолио, в котором описывают процесс собственного креативно-профессионального роста и его результаты. В форме отчета делают выводы об успешности или неуспешности проекта.

Реализация проекта даст возможность будущим педагогам развить творчество и креативность в процессе креативной образовательной деятельности. При этом заметим, что разнообразная по содержанию и формам креативная образовательная среда дает возможность студентам раскрыть себя, самореализоваться, а, следовательно, образовательная среда становится такой, которая развивает, создает эталоны профессионального поведения и деятельности (Е. Бондаревская, В. Давыдов, И. Зимняя, Г. Кириллова, А. Кочетов, Т. Шамова, И. Якиманская та др.) [8, с. 140].

Поэтому креативная образовательная среда как целостная структура, развивающаяся и самоорганизующаяся система, предстает средством многофакторной детерминации развития креативной личности, основным фактором продуктивной креативной деятельности и активных проявлений креативной компетентности будущего специалиста.

Именно поэтому мы можем определить факторы креативной среды, которые имеют развивающее влияние на креативность:

1. нерегламентованность поведения;

2. предметно-информационная обогащенность;

3. наличие образцов креативного поведения.

Заметим, что основной целью креативной среды является создание почвы для формирования у будущих педагогов креативных способностей, синтезирование креативных знаний и развитие креативных умений, что предстает основой креативной компетентности будущих педагогов. Креативная среда должна не только предоставлять возможность каждому студенту на любом образовательном уровне развить исходный

креативный потенциал, но и сформировать потребность в обретении креативной компетентности как специалиста педагогической сферы.

Основными требованиями к креативной среде, которая будет служить основным условием процесса развития креативности будущих педагогов, на сегодняшний день являются:

- поддержка личностного пространства креативно-творческого студента;

- поддержание мотивации личности к креативной деятельности;

- высокая степень неопределенности и проблемности творческого процесса;

- возможность принятия многовариантных проблемных решений.

Поэтому креативная среда как определенное организационно-педагогическое условие предстает средством многофакторной детерминации процесса развития креативности личности будущего педагога и является фактором достижения креативной компетентности будущего специалиста педагогической сферы деятельности.

Выводы. Следовательно, анализ креативной среды как условия системы развития креативности будущих педагогов позволяет сделать некоторые выводы.

1. Креативная среда - это среда, в которой происходит всестороннее гармоничное развитие обучения, воспитания через сохранение и улучшение физического, духовного, эмоционального, эстетического, интеллектуального здоровья, дисциплину и обязательность, способность импровизировать, креативно мыслить, совершенствовать себя.

2. Целью креативной среды является создать почву для формирования у будущих педагогов креативных способностей, синтезировать креативные знания и развить креативные умения, что предстает основой креативной компетентности будущего педагога.

3. Креативная среда как организационно-педагогическое условие, развивающаяся и самоорганизующаяся система, служит средством многофакторной детерминации развития креативной личности, является основным фактором продуктивной креативной деятельности и активных проявлений креативной компетентности будущего специалиста.

4. Основными требованиями к креативной среде предстают: поддержка личностного пространства креативно-творческого студента; мотивации личности к креативной деятельности, неопределенность и проблемность творческого процесса, принятия многовариантных проблемных решений.

На основе современных педагогических исследований мы сделали вывод, что репродуктивная деятельность специалистов не соответствует требованиям современного общества. На сегодняшний день одной из задач профессиональной подготовки специалистов в ВУЗе является развитие креативного специалиста в своей сфере деятельности, который обладает определенными личностными свойствами (открытость опыту, креативность мышления, целеустремленность, результативность, стремление к творческой самореализации и самоактуализации).

Литература:

1. Анисимова Т.С., Назарова Н.В. Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - №. S7. - С. 56-60.

2. Бакланов К.В., Потапов Д.А. Система психологического сопровождения развития креативности будущих педагогов // Bulletin of the International Centre of Art and Education. - 2016. - №. 2. - С. 146-152.

3. Дондокова Р.Б., Посходиева Д.В. Развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения в педагогическом вузе // ИСОМ. 2015. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-studentov-v-protsesse-obucheniya-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 13.07.2020).

4. Королева Л.Ю. Проблема формирования креативной личности в психолого-педагогических исследованиях // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2016. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-kreativnoy-lichnosti-v-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 14.07.2020).

5. Корчагина М.В., Жаткин Д.Н. Креативность как основа педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. -Т. 2. - №. 1. - С. 75.

6. Любарт Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. - М.: Когито-Центр, 2015. - 211 с.

7. Мороз В.В. Креативность преподавателя как условие развития креативности студентов университета // Перспективы науки. - 2015. - №. 1. - С. 31-34.

8. Яковенко Т.В. Проектирование креативной образовательной среды как условие формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Психолого-педагогическое сопровождение образования, профессионального образования, дополнительного образования, летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. - 2019. - С. 138-141.

9. Яковенко Т.В. Концептуальная модель формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - Т. 25. - №. 3. - С. 166-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.