ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ■ ТЕХНОЛОГИИ ■
УДК 378.4
ББК 74.489
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА
О. В. Гордиенко
Аннотация. В статье раскрываются основные теоретические идеи креативного подхода к развитию лингвометодического мышления студента-словесника, который основан на идеях разграничения креативного и творческого в лингвометодике; интегративной целостности субъектной (личностной) позиции и аксиологических (ценностных) ориентациях студента с целью развития, саморазвития и самореализации студента как профессионально и духовно развитого будущего профессионала в области преподавания русского языка. В статье приведены данные об основных истоках креативного подхода, даны разграничения понятий «творчество» и «креативность», предложены дефиниции «лингвометодическое творчество» и «лингво-методическая креативность», описана система социально-педагогических условий повышения эффективности развития лингвометодического мышления студента-словесника в вузе на основе креативного подхода, включающая как внутренние, так и внешние условия, а также описаны основные компоненты подхода как методологической категории: трансформированный целевой компонент, обогащенное содержание, видоизмененные основополагающие принципы, новые методы и приемы.
Ключевые слова: творчество, креативность, креативный подход, лингвометодическое творчество, лингвометодическая креативность.
THEORETICAL BASIS OF A CREATIVE APPROACH
TO THE DEVELOPMENT OF LINGUISTIC AND METHODICAL
THINKING OF A STUDENT-PHILOLOGIST
O. V. Gordienko
Abstract. The article reveals the main theoretical ideas of a creative approach to the development of linguistic methodology, which is based on the ideas of differences between creative and artistic thinking; integrity of the subject (personal) position and axiological (value) orientation of the student with the aim of development, self-development and self-realization of the student as a professionally and spiritually developed future professional in the field of teaching Russian language. The article provides data on the main sources
of the creative approach, gives a distinction between the concepts of "art" and "creativity", offers the definitions of "linguistic and methodical creativity" and "linguistic and methodical art", describes a system of socio-pedagogical conditions for improving the development of linguistic and methodical thinking of university students at the basis of the creative approach, which includes both internal and external conditions, and also describes the main components of the approach as a methodical category: transformed target component, enriched content, modified fundamental principles, new methods and techniques.
Keywords: art, creativity, creative approach, linguistic and methodical art, linguistic and methodical creativity.
Креативный подход рассматривается нами в рамках вузовской методики подготовки будущих учителей русского языка. Вузовская методика подготовки специалистов в области преподавания русского языка как научная область в целом уже сложилась как отдельная отрасль педагогики и даже имеет свою историю. К этой проблеме обращались многие известные лингвометодисты, начиная со второй половины ХХ в. [1-6 и др.]; проводились конференции, целиком посвященные проблеме вузовской лингвометодики [напр.: 7-9 и др.]; выпускались различные сборники материалов [напр.: 10-13 и др.]; издавались пособия для обеспечения прак-тико-ориентированных занятий по методике преподавания русского языка и самостоятельной работы студентов [3; 14-16 и др.]; в последние 15 лет этой теме посвящались серьезные исследования на уровне докторских диссертаций [17-19 и др.].
Но проблеме креативного подхода к формированию профессионального мышления учителя русского языка в этих работах не уделено должного внимания, в то время как теоретическая и практическая разработка такого подхода в методике обусловлена целым рядом факторов: во-первых, глобализацией и стремительной технологизацией и информационным развитием общества, где выигрывает не человек знания (знания слишком быстро устаревают), а человек умелого профессионального действия, построенного на умении быстро анализировать ситуацию и принимать грамотное решение, поэтому учи-
тель русского языка должен не только владеть лингвометодическими знаниями и умениями, но и быть готов на основе знаний эффективно разрешать лингвометоди-ческие проблемные ситуации; во-вторых, необходимостью учета в системе образования индивидуального образовательного маршрута, связанного с большим объемом выбора стратегий и направлений личностного развития, что возможно при сформи-рованности креативного отношения к профессии, поэтому в лингвометодической подготовке учителя русского языка должны учитываться все аспекты креативной линг-вометодической деятельности; в-третьих, требованиями современного общества к подготовке учителя (в том числе учителя русского языка), ориентированного на формирование креативной личности ученика (см. ФЗ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 п. 4; «Стратегия 2020»; Национальная доктрина образования РФ (2000-2025 гг.); Профессиональный стандарт педагога и др.), поэтому и сам учитель должен быть креативной личностью. Кроме того, в целом ряде документов, например, в «Стратегии 2020» напрямую говорится о необходимости формирования «креативного класса людей творческого труда, создающих инновации уже в ходе своей обычной работы», так как именно такие люди «будут обеспечивать решающие конкурентные преимущества в соревновании экономик XXI века» [20]. Педагоги (А. Г. Алейников, Т. А. Дронова и др.) даже отмечают вступление педагогики в новый тип педагогической цивилизации - креативно-
педагогический, требующий подготовки нового типа учителя - креативно мыслящего [21; 22].
Еще одно немаловажное замечание связано с необходимостью введения креативного подхода и, соответственно, с разграничением понятий «креативность» и «творчество» и понятий «лингвометодиче-ское творчество» и «лингвометодическая креативность».
В современной науке существует довольно значительное количество определений понятий «креативность» и «творчество», но все их можно свести к трем основным концепциям.
Согласно первой концепции, эти понятия используют как синонимы [23-25 и др.]. Приверженцы второй концепции выбирают одно из понятий, причем в российской традиции, как правило, превалирует использование термина «творчество» [26-31 и др.], а при переводе работ зарубежных исследователей чаще используют «креативность» [32-36 и др.] В третьей концепции эти два понятия четко разводятся [3741 и др.].
Для первых двух концепций основанием является, во-первых, российская традиция в творчестве видеть одновременно результат творческой деятельности и творческий процесс, а также способность к его производству (правда, многие ученые, такие как Д. Б. Богоявленская, Я. А. Пономарев и др., все-таки для разграничения разных аспектов творчества используют дополнительно термин «творческость»), во-вторых, особенности перевода с английского языка слов "creative" "creativity" "creative work", которые часто переводятся как «творчество» и «творческий» (но и в английском языке с этими словами в научной сфере тоже есть разногласия: согласно словарю "Merriam-Webstefs Collegiate Dictionary" употребление слова "creative" зафиксировано начиная с 1678 г. и одновременно обозначает как «творческий», так и «отмеченный способностью или возможностью создавать»; а слово "creativity" употребляется с 1875 г. и обозначает одновременно
«творчество» и «креативность»), в-третьих, тесная взаимосвязанность этих понятий, поэтому многие отказываются от их разграничения (например, в статье А. И. Остроумова и О. Ф. Остроумовой «Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования в России» говорится, что «понятия творчества и креативности весьма близки, и вполне правомерно их отождествление, так как креативность вне творчества невозможна») [24, с. 150].
Понятие «творчество» рассматривалось в разных его аспектах, начиная с античности, а понятие «креативность» как феномен психологии сложилось в 1950-е гг., и введение его связано с работами Л. Терсто-уна, Дж. Гилфорда и П. Торренса. Согласно их выводам, невозможно соотносить результаты тестов интеллекта и тестов на разрешение проблемных ситуаций, отсутствие связи между способностью к обучению человека и его возможностями к креативной деятельности, поэтому было предложено считать креативность специфическим видом способностей человека. Идея оказалась продуктивной и быстро стала популярной, к 1960-м гг., как замечает С. Тейлор, насчитывалось уже более 60 определений креативности, многие из которых далеко ушли от изначального.
Сегодня определений креативности в науке стало еще больше, но, к сожалению, общепринятого ее понимания нет. Существуют концепции креативности, определяющие ее через наличие у человека особой способности (Х. Гейвин, Н. С. Лейтес, Н. Роджерс и др.); дивергентного мышления (Дж. Гилфорд, О. К. Тихомиров и др.); когнитивных свойств (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, С. А. Медник, Я. А. Пономарёв и др.); определенных черт личности (А. Адлер, Т. Амбайл, К. Мартиндейл, Е. Е. Туник и др.); генетической предрасположенности (И. В. Равич-Щербо); а также как деятельность по созданию творческого продукта (В. Г. Каменская, И. Е. Мельникова др.); фактор одаренности (В. Н. Дружинин); характеристика интеллектуальной сферы (Г. Ай-зенк) и т. д.
Наиболее эффективным, на наш взгляд, представляется системное рассмотрение креативности как многоаспектного феномена (Т. А. Барышева, Л. Б. Ермолаева-Томи-на, Ю. А. Жигалов, Л. Г. Почебут и др.) и выделение, вслед за М. А. Холодной, креативности в узком и широком значении. Креативность в узком значении - это дивергентное мышление (операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), основанное на готовности выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова -это способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон, А. Матейко), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы в знаниях и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Э. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд).
Единой концепции, связанной с разведением понятий «творчество» и «креативность», тоже нет.
Основные различия между творчеством и креативностью, согласно Л. Б. Ер-молаевой-Томиной, состоят в следующим: 1) творчество - это процесс, а креативность -личностное качество, 2) творческие задатки изначально заложены у каждого человека, а креативность в основном формируется за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, 3) творчество, как правило, проявляется только в одном виде деятельности, связанном со специальными способностями, а креативность как личностная характеристика проявляется во всех видах деятельности человека [37, с. 65-68]. Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов тоже предложили разводить «творчество» и «креативность» на основе того, что творчество - процесс и результат, а креативность - «субъектная детерминанта творчества». Обоснование своей позиции они мотивируют тем, что «в продуктах творчества
реализуется не только креативность, но и изменение самой деятельности под воздействием объективных условий» [42, с. 57]. Е. П. Ильин, отчасти соглашаясь с этой позицией, писал: «...творчество не есть только креативность. Но и креативность не есть только субъективная детерминанта творчества. Она является, прежде всего, творческой способностью» [39, с. 173].
К этим противопоставлениям можно добавить идеи В. Н. Дружинина, Р. Мэй, А. Ротенберга, Е. Я. Басина о том, что признаками творческого акта являются бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, божественное озарение, а также измененность сознания, а креативности - разумность, сознательность. О бессознательном и иррациональном акте творчества писали как известные художники и писатели (И. Бах, А. де Виньи, Микеланджело, Моцарт и др.), так и философы (Платон, Блаженный Августин, Фома Аквинский; А. Бергсон, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев, Д. Н. Овсянико-Куликовский и др.) [43-45 и др. ].
Еще одна идея разграничения творчества и креативности основана на объективной и субъективной новизне. Объективная новизна, согласно В. И. Загвязинскому, связана с получением результата деятельности, полезного для всего мира, исходя из имеющейся во всем мире на момент получения этого результата информации об известных аналогичных достижениях в конкретной области человеческой деятельности (новизна для всех, общественная значимость, высокая социальная оценка) [46, с. 5-14]; субъективная новизна основана на приобретении индивидуумом новообразований [31; 47; 48 и др.]: в процессе преобразующей деятельности «человек видоизменяет себя самого» (новизна для себя). Аналогично считают и психологи [39; 49-51 и др.], которые утверждают, что творчество - «нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но в историю развития науки, искусства и т. д.» [50, с. 478], то есть в творчестве есть объективная новизна; а
креативность, согласно Б. Эдвардс, подразумевает «творческий потенциал личности, способность находить нестандартные решения проблем», «способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения, привнесение в жизнь нечто нового для индивида» [цит. по: 38, с. 24-25]; креативность характеризуется поисками множественных решений проблемы, способностью отказаться от традиционного ее разрешения, в креативности новизна носит субъективный характер.
Критериями творчества большинство ученых (Г. Грубер и Д. Воллейс, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, М. Г. Ярошевский и др.) признают: 1) онтологический аспект, то есть отношение творческого продукта к вещам того же класса в рамках данной культуры; 2) аксиологический, то есть место и роль творческого продукта в системе социальных
ценностей; 3) праксиологический и эстетический: степень мастерства исполнения; критериями креативности, по мнению ученых (А. Адлер, Т. Амбайл, П. Торренс, Б. Эдвардс и др.), являются более практичные индикаторы: умение оперировать противоречивой информацией, выявление в информации более глубоких смыслов и следствий, высокая мотивированность на поиск разрешения проблемы, генерирование нескольких идей, построенных на модификациях ранее известных решений и др.
Обобщенные данные по оппозициям «творчество»/«креативность» можно представить в таблице.
Исходя из вышесказанного, под творчеством необходимо понимать социально обусловленную созидательную деятельность человека, в которой представлены все присущие принципиально новому, ори-
Таблица 1
Различия в понимании творчества и креативности
Основание для разделения Творчество Креативность
По сути понимания Процесс и результат, деятельность по созданию оригинального продукта Личностное качество, способность, творческий потенциал личности
По оппозиции природное — социальное Творческие задатки по природе изначально заложены у каждого человека Креативность в основном формируется за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации
По признакам сознательности-бессознательности Бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, измененность сознания, сверхрациональный мыслительный процесс Разумность, сознательность
По проявленности в видах деятельности Проявляется только в одном виде деятельности, связанном со специальными способностями Проявляется во всех видах деятельности человека
По характеру новизны Имеет объективную новизну, общественную значимость Имеет субъективную новизну, связанную с индивидуальными новообразованиями
По критериям и индикаторам Принципиальная новизна с позиций развития культуры, социальная значимость, оцениваемая как благо для человека и человечества, степень мастерства исполнения Проявляется в умении находить нестандартные решения проблем, умение отказаться от традиционного решения и предлагать множественные решения
гинальному продукту компоненты и которая направлена на порождение эстетически совершенных культурных ценностей; а под креативностью - способности личности, выражающиеся в готовности к созданию новых идей, порождению нескольких предложений по разрешению проблемы одновременно, поиск новых вариантов и модификаций решения. Креативность как особая творческая способность проявляется и реализуется в творческом процессе.
Таким образом, лингвометодическое творчество - процесс и результат деятельности студентов по созданию нового лингвометодического законченного продукта, являющегося результатом исследовательской деятельности и имеющего оригинальные компоненты (лингвометодический проект, методическая разработка, составление глоссария, написание научной статьи или эссе на лингвометодическую тему и др.), имеющего ценность не только для автора, но и для лингвометодического сообщества в целом; лингвометодическая креативность - способность студентов на основе знания лингвометодической теории и собственного когнитивного опыта предлагать множественные решения, находить оригинальные разрешения лингвометоди-ческим проблемным ситуациям в условиях новизны, неопределенности, неполноты данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблемы. Соответственно, задания, задачи и проблемные вопросы, направленные на развитие креативности, следует называть креативно-ориентированными, завершением их выполнения необходимо считать предложенное решение с его рефлексивным анализом, а задания, связанные с изготовлением лингвометодического продукта, - творческими.
Для формирования лингвометодиче-ской креативности студентов необходимо в процессе преподавания курса методики русского языка создать особые социально-педагогические условия, связанные с постоянным решением студентом профессионально-ориентированных задач, основанных как на работе с новой лингвометодиче-
ской информацией, так и разрешением проблемных лингвометодических ситуаций на основе теории и осознания своего когнитивного опыта с возможностью многовариантного решения.
Нами предлагается следующая система социально-педагогических условий повышения эффективности развития лингвоме-тодического мышления студента-словесника в вузе на основе креативного подхода, включающая как внутренние, так и внешние условия:
• построение лингвометодической подготовки будущего учителя русского языка на основе учета его когнитивного развития;
• постоянное включение на занятиях лингвометодического цикла студента-словесника в ситуацию профессиональных проб;
• построение занятий с учетом необходимости разрешения проблемных лингвометодических ситуаций;
• внимание на всех этапах разрешения проблемной лингвометодической ситуации к креативной составляющей;
• рефлексивный анализ каждого профессионального действия;
• выбор решения на основе субъектного и ценностного смыслов;
• благоприятный психологический климат на занятиях;
• поддержка решений студентов со стороны преподавателя;
• ориентация студентов со стороны преподавателя на успешное разрешение проблемной лингвометодической ситуации.
Этим задачам и условиям призван удовлетворять креативный подход к лингвометодической подготовке будущего учителя русского языка, под которой предлагаем понимать стратегию обучения студентов методике преподавания русского языка с акцентом на создание условий развития у студентов, будущих учителей русского языка, лингвометодической креативности и формированием лингвомето-дического мышления, в связи с чем традиционные категории методики (цели, содержание, принципы, методы и средства) бу-
дут модифицированы с учетом внесения дополнительных компонентов.
Компонентами подхода как методологической категории являются трансформированный целевой компонент, обогащенное содержание, видоизмененные основополагающие принципы, новые методы и приемы, особые технологии и средства. Рассмотрим с позиции креативного подхода эти основные лингвометодические категории.
Предметом креативного подхода является процесс креативной лингвометодиче-ской подготовки будущего учителя русского языка. Основным объектом креативного подхода является студент-словесник, у которого в процессе лингвометодической подготовки при креативном подходе развиваются когнитивный и личностный компоненты применительно к будущей профессиональной деятельности, то есть развиваются новообразования, нацеленные на формирование новых лингвометодических знаний и умений, а также приобретение креативного когнитивного опыта.
В ходе реализации креативного подхода происходит трансформация целевого компонента, формирование готовности студентов к креативному применению фундаментальных лингвометодических знаний и умений, сформированных в ходе изучения лингвометодики в профессиональной деятельности, а также развитие креативной личности учителя-лингвиста. При креативном подходе акцент делается на развитие способностей к многовариативному разрешению проблемной лингвометодической ситуации, развитие способностей к рефлексии, связанной с самоанализом, самопознанием, то есть приобретению опыта объективного самооценивания и саморегуляции поведения в профессиональной среде, поиску ценностных смыслов, извлекаемых из ситуации всеми участниками процесса, усиление мотивации к освоению профессии учителя. Креативный подход создает возможности для решения следующих задач: развитие креативности как способности к креативной деятельности у будущего учителя русского языка; совершенствова-
ние его мышления и становление лингво-методического мышления как разновидности практического профессионального мышления; креативное овладение современными образовательными моделями и технологиями в области преподавания русского языка в школе; приобретение опыта на основе профессиональных проб познавательного взаимодействия участников образовательного процесса; формирование более высокой мотивации, рефлексивно-аналитической деятельности, развитие системы личностного ценностного отношения к профессиональным действиям.
Креативный подход, с одной стороны, опирается на традиционную методику и дидактику, поэтому руководствуется общедидактическими принципами (научности, наглядности, системности и последовательности, сознательности и активности, прочности знаний, доступности, индивидуального подхода, связи теории с практикой) и общеметодическими принципами (профессиональной направленности, вариативности, фундаментальности, связь научной и учебной деятельности, профессионально-личностного развития, практикоориенти-рованности), но добавляет к ним свои частнометодические принципы, исходящие из концепции креативности:
• принцип субъектности развития лингвометодического мышления студента-словесника (развитие способности к самодетерминации при поиске решений проблемных лингвометодических ситуаций, основанных на реальных профессиональных ситуациях);
• принцип создания условий для профессиональных проб (с основой на теоретические знания, полученные в ходе изучения методики, обеспечение необходимости поиска нескольких разных решений возникшей ситуации с обоснованием каждого из них и принятием одного как наиболее отвечающего ситуации);
• принцип создания мотивации поиска решений (обеспечение условий возникновения желания креативных поисков решения, их рефлексивного анализа);
• принцип ретроспективно-перспективного изучения лингвометодической проблемы (обращение к истории методики, изучение подходов и идей, которые ранее предлагались лингвометодистами, анализ их с позиции современности, выявление лакун в проблеме и проектирование возможных путей их решения);
• принцип лингвометодического взгляда на ситуацию со стороны на поведение учителя и опора на познавательный опыт студентов (опора на имеющийся у студентов опыт изучения русского языка в школе, анализ лингвометодического поведения учителя и их познавательного опыта в качестве учеников, осмысление, выявление его сильных и слабых сторон);
• принцип всестороннего анализа лингвометодической ситуации (учет при разрешении проблемной лингвометодиче-ской ситуации всех ее составляющих и выявление рисков ее развития);
• принцип вариативности решения лингвометодической ситуации (рассмотрение всех вариантов решения лингвомето-дической ситуации, анализ решений);
• принцип креативности (опора на креативные способности студентов);
• принцип чередования аналитической и эвристической деятельности (следование логике при продуцировании идей);
• принцип активизации компонентов креативности и когнитивного мышления (принятие во внимание необходимости опоры на когнитивные схемы и механизмы поиска креативных решений);
• принцип трансформации, интерио-ризации и экстериоризации системы ценностных ориентаций (оценка лингвомето-дической информации и всех предложенных вариантов разрешения лингвометоди-ческих ситуаций с позиции ценности);
• принцип обязательной рефлексивности каждого этапа разрешения ситуации и выполнения профессиональной роли учителя русского языка (рассмотрение лингвометодических действий с позиции самоанализа, выявление и коррекция собственных неверных идей и действий).
Содержание лингвометодической подготовки при креативном подходе тоже немного видоизменяется: в традиционной системе знаний, умений и способов деятельности, овладение которыми составляет суть профессиональной подготовки, появляются новые компоненты, ориентированные на креативность.
В традиционном понятии «лингвометодическое умение», под которым понимается освоенные студентами лингвометодиче-ские способы деятельности, должны появиться новые группы умений, связанные с развитием креативных способностей будущих учителей русского языка. Помимо выделяемых традиционно профессионально-методических умений [1; 4; 52; 53 и др.] следует выделить общекультурные умения, необходимые учителю русского языка, а профессионально-методические умения разбить на подгруппы. Перечислим все полученные типы и виды лингвометодиче-скихумений.
Общекультурные умения связаны с умениями в области:
• учебно-интеллектуальной деятельности (находить и обрабатывать источники информации, наблюдать, выделять общие признаки лингвометодических явлений, объединять лингвометодические явления и факты по общим признакам, дифференцировать и систематизировать их, устанавливать аналогии, сопоставлять и противопоставлять лингвометодические явления и факты, сравнивать новую информацию с уже известной, отделять существенные факты от несущественных, обобщать, классифицировать, синтезировать лингвомето-дический материал, выделять причинно-следственные связи, корректно выбирать соответствующие поставленным целям средства, способы и методы достижения цели, группировать и перегруппировать материал, интерпретировать учебный материал и др.);
• учебно-коммуникативной деятельности (аргументировать свою точку зрения на лингвометодическое явление или факт, вести научные дискуссии, взаимодейство-
вать с участниками лингвометодической ситуации, публично выступать с научными сообщениями, защищать свои научные лингвометодические идеи и др.);
• учебно-организационной деятельности (планировать и осуществлять в соответствии с намеченным планом текущую учебную и научно-исследовательскую деятельность, осуществлять самоконтроль и самоанализ своей деятельности, нахождение и коррекция собственных ошибочных суждений и действий и др.).
Профессионально-методические умения студента в области лингвометодических дисциплин связаны со специфическими видами деятельности учителя русского языка в школе: комплекс умений, связанных:
• с проектированием учебного процесса (определение стратегических и тактических целей обучения с учетом особенностей конкретного класса, группировка целей в соответствии с этапами обучения, формулирование целей раздела, темы, урока с учетом характера языкового и речевого материала, типов и видов формируемых умений, особенностей класса, типа урока и др.);
• с системой умений, ориентированных на образовательную деятельность, в том числе отбор содержания (подбирать учебный материал для реализации намеченных целей урока и цикла уроков с учетом трудностей его усвоения, особенностей класса, перспективами дальнейшей его связи с новыми речеведческими и языковыми темами и др.), средств (выстраивать урок на основе владения особенностями методического аппарата учебника, отбирать эффективные средства обучения в соответствии с темой, типом урока, особенностями класса, проводить урок с использованием различных средств обучения, в том числе компьютерных, мультимедийных и др.) и методов (отбирать для конкретного урока оптимальные методы обучения и контроля с учетом типа знаний и формируемого умения) обучения;
• с умениями, направленными на формирование у школьников мотивов учения, реализацию урока русского языка, рефлек-
сию своей профессиональной деятельности и др.
• с умениями разрешать проблемные лингвометодические ситуации.
Применительно к формированию линг-вометодического мышления мы бы предложили ко всем выделенным группам добавить группы когнитивных лингвометодических умений:
• умение на основе прототипа опознавать проблемную лингвометодическую ситуацию, умение на основе фрейма включать новую лингвометодическую информацию в систему уже имеющихся знаний и умений, умение осознанно воспринимать новое с учетом влияния прошлых восприятий;
• умение на основе познавательных стилей перерабатывать полученную линг-вометодическую информацию, умение фиксировать ее различными способами;
• умение видеть ценность полученной лингвометодической информации для решения лингвометодических задач;
• умение применять полученные лингвометодические знания к решению проблемных лингвометодических ситуаций, умение использовать познавательные алгоритмы для использования информации при решении лингвометодических задач; умение выстраивать связи между новым и уже имеющимся опытом, умение при анализе проблемной лингвометодической ситуации опираться на ее ретроспективную и текущую историю, умение принимать решение на основе теории и всестороннего анализа ситуации, умение предвосхищать возможные пути ее развития.
А применительно к креативной составляющей добавить еще креативно ориентированные умения:
• умение анализировать лингвомето-дическую информацию с учетом креативного ее осмысления и ценностного потенциала;
• умение принимать лингвометодиче-ские решения на основе ценностного взгляда на нее;
• умение проводить рефлексию своей лингвометодической деятельности.
Для развития всей совокупности перечисленных лингвометодических умений методы и приемы развития лингвометоди-ческого мышления студента-словесника тоже должны подвергнуться некоторой модификации. Креативный подход базируется на сочетании традиционных и инновационных методов и приемов, построенных с учетом как репродуктивных (чтение лингвометодических источников; ответ на вопросы репродуктивного характера; выполнение заданий репродуктивного характера, построенных на аналитической работе и др.), так и продуктивных (анализ лингвометодических текстов; лингвометодиче-ская интерпретация лингвистического текста; лингвометодический анализ текста; сравнительный анализ лингвометодиче-ских источников; составление фреймов -лингвометодических понятий, фреймов -логико-смысловых лингвометодических схем, фреймов - моделей, схем лингвометодических подходов, теорий; составление интеллектуальных карт; составление фокусированных диалектических заметок; ин-серт; корнельский прием конспектирования; составление проспекта темы; ответы на проблемные лингвометодические вопросы; написание энциклопедической статьи по одной из проблем современной лингвометодики в электронную энциклопедию по лингвометодике; поиск альтернатив по лингвометодической теме; составление многомерных матриц («метод морфологического ящика») лингвометодической темы; составление облака ключевых слов, идей, тем и аспектов, имеющих отношение к лингвометодической теме; преобразования лингвометодических образов; символизация лингвометодических понятий, идей; составление кластеров лингвометодических понятий, идей, теорий; реконструкции стереотипов; метафоризация лингвометодиче-ского понятия, идеи, теории и др.), исследовательских (выполнение лингвометодических заданий исследовательского характера; решение лингвометодических задач (кейсов); выполнение лингвометодических проектов; моделирование, проектирование
и сценирование профессиональных действий и др.), рефлексивных (эссе, портфолио и др.) формах работы. Более подробно о методах и приемах креативного подхода написано в нашей монографии [54].
В рамках применения креативного подхода к развитию лингвометодического мышления будущего учителя русского языка в педагогическом вузе выделяются такие его особенности, как поиск не единственно правильного разрешения проблемной ситуации, а множества решений и выбор оптимального на основе рефлексивного анализа с позиции ценностных смыслов для всех участников ситуации, становление субъектности студента через приобретение при разрешении каждой ситуации личностных смыслов, трансформацию процессов экстериоризации и интериоризации (внешних причин деятельности и внутренних условий), усиление мотивации освоения профессии учителя русского языка через самоопределение, самопознание, саморазвитие и самореализацию будущего учителя русского языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка и ее терминология // Русский язык в школе. 1980. № 1. С. 3-8.
2. Баранов М. Т. Совершенствование методической подготовки по русскому языку студентов-филологов. Архангельск: АГПИ, 1982.
3. Блинов Г. И., Панов Б. Т. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка. М.: Просвещение, 1986. 224 с.
4. Дейкина А. Д. Подходы к обучению русскому языку // Глоссарий методических терминов и понятий (Русский язык, Литература): опыт построения терминосистемы / под общ. ред. Е. Р. Ядровской, А. И. Дунева. СПб.: Свое изд-во, 2015. С. 29-34.
5. Приступа Г. Н. Краткий курс методики русского языка. Рязань: Изд-во Рязанского пед. ин-та, 1975. 379 с.
6. Успенский М. Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. пси-хол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. 192 с.
7. Профессионально-методическая подготовка студентов в педуниверситете и педвузе: тез. докл. участников межвуз. науч.-практ. конф. (8-9 апр. 1996 г) / сост. А. Д. Дейкина. М.: МПГУ 1996. 68 с.
8. Современный учитель русского языка: его научно-методическая подготовка, учебно-научная речь, общение с детьми в учебном процессе. М.: МИГУ, 1999. 80 с.
9. Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития: материалы Межвузовской научно-практической конференции, 1718 марта 2006 г. / сост. А. Д. Дейкина, Е. Г. Шатова, Л. Ю. Комиссарова. М.: МИГУ, 2007. 175 с.
10. Методика самостоятельной работы студентов в системе заочного обучения. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. 182 с.
11. О методической подготовке будущих учителей русского языка: материалы Всерос. семинара преподавателей методики рус. яз. пед. ин-тов, провед. М-вом просвещения РСФСР в апр. 1971 г. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973. 116 с.
12. Методические рекомендации к проведению занятий по методике преподавания русского языка в вузе. М.: МГПИ, 1983. 114 с.
13. Самостоятельная работа студентов на занятиях по методике русского языка. М.: МГПИ, 1985. 129 с.
14. Напольнова Т. В., Пустовалов П. С. Практикум по методике преподавания русского языка. М.: Просвещение, 1976. 176 с.
15. Грибанская Е. Э., Лозинская Т. П., Новикова Л. И. Задания и методические рекомендации к лабораторным занятиям по методике русского языка. Брянск: БГПУ, 1998. 42 с.
16. Гац И. Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях. М.: Дрофа, 2007. 287 с.
17. Табаченко Т. С. Оптимизация профессиональной подготовки студентов-филологов по методике преподавания русского языка на основе процессуально-когнитивного подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. М.,
2007. 54 с.
18. Синичкина Н. Е. Формирование линг-вометодической компетенции будущего учителя родного русского языка в современном вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. Великий Новгород, 2010. 47 с.
19. Исаева Н. А. Современные стратегии лингвометодической подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Русский язык»): дис. ...д-ра. пед. наук: 13.00.02. М., 2016. 479 с.
20. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года («Стратегии 2020») // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
21. Алейников А. Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. 1989. № 12. С. 29-34.
22. Дронова Т. А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательной среде вуз: моногр. 2-е изд. М.: Изд-во Московского психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,
2008. 368 с.
23. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: дис. д-ра пед. наук. СПб., 2010. 490 с.
24. Остроумов А. И., Остроумова О. Ф. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2 (28). С. 149-153.
25. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления: креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 1997. 44 с.
26. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
27. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 127 с.
28. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.
29. Моляко В. А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание УССР, 1978. 47 с.
30. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.
31. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. 224 с.
32. Амабайл Т. М., Леонард Д. Креативное мышление в бизнесе. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 227 с.
33. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Лекция, прочитанная в Стенфорд-ском университете 13 апреля 1959 г. // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.
34. Роу А.-Дж. Креативное мышление. М.: NT Press, 2007. 174 с.
35. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. М.: Карьера Пресс, 2013. 516 с.
36. Торренс Э. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб.: Речь, 2006. 176 с.
37. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М.: МОСУ, 2003. 302 с.
38. Иванченко Г. В., Казарян М. Ю., Ко-шелева Н. В. Творчество, профессионализм, духовность имплицитные концепции. М.: Смысл, 2012. 191 с.
39. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
40. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2006. 688 с.
41. Николаева Е. И. Психология детского творчества. СПб: Речь, 2006. 219 с.
42. Барышева Т. А., ЖигаловЮ. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: СПГУТД, 2006. 257 с.
43. Дружинин В. Н.Общие творческие способности // Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000. 368 с.
44. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. М.: Ин-т общегу-манитар. исслед., 2001. 27 с.
45. Басин Е. Я. Двуликий Янус: о природе творческой личности. М.: Гуманитарий, 2009. 238 с.
46. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. Тюмень, 1990. С. 5-14.
47. Брушлинский А. В. Субъект, мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. 392 с.
48. Новоселов С. А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.
49. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление личности. М.: Прогресс, 1994. 479 с.
50. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007.
51. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 14-25.
52. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: пособие для студентов пед. вузов и колледжей. М.: Академия, 1999. 272 с.
53. Острикова Т. А. Научно-методическое обеспечение самостоятельной профессиональной подготовки студентов-словесников. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2006. 264 с.
54. Гордиенко О. В. Креативно ориентированная методика как фактор развития профессионального мышления будущего учителя русского языка. М.: Прометей, 2017. 164 с.
REFERENCES
1. Baranov M. T. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka i ee terminologiya. Russ-kiy yazyk v shkole. 1980, No. 1, pp. 3-8.
2. Baranov M. T. Sovershenstvovanie metodicheskoy podgotovki po russkomu yazyku studentov-filologov. Arkhangelsk: AGPI, 1982.
3. Blinov G. I., Panov B. T. Prakticheskie i laboratornye zanyatiya po metodike russkogo yazyka. Moscow: Prosveshche-nie, 1986. 224 p.
4. Deykina A. D. Podkhody k obucheniyu russkomu yazyku. In: Yadrovskaya E. R., Dunev A. I. (eds.) Glossariy metod-icheskikh terminov i ponyatiy (Russkiy yazyk, Literatura): opyt postroeniya ter-minosistemy. St. Petersburg: Svoe izd-vo, 2015. Pp. 29-34.
5. Pristupa G. N. Kratkiy kurs metodiki russkogo yazyka. Ryazan: Izd-vo Ry-azanskogo ped. in-ta, 1975. 379 p.
6. Uspenskiy M. B. Kurs sovremennogo russkogo yazyka v pedagogicheskom vuze: ucheb. posobie. Moscow: Izd-vo Mosk. psikhol.-sotsial. in-ta; Voronezh: Izd-vo NPO MODEK, 2004. 192 p.
7. Deykina A. D. (comp.) Professionalno-metodicheskaya podgotovka studentov v peduniversitete i pedvuze. Proceedings of interuniversity scientific-practical conference (8-9 Apr. 1996). Moscow: MPGU, 1996. 68 p.
8. Sovremennyy uchitel russkogo yazyka: ego nauchno-metodicheskaya podgotov-ka, uchebno-nauchnaya rech, obshchenie s detmi v uchebnom protsesse. Moscow: MPGU, 1999. 80 p.
9. Deykina A. D., Shatova E. G., Komissa-rova L. Yu. (comp.) Vuzovskie formy obucheniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Proceedings of In-teruniversity scientific-practical conference, 17-18 Mar. 2006. Moscow: MPGU, 2007. 175 p.
10. Metodika samostoyatelnoy raboty stu-dentov v sisteme zaochnogo obucheniya. Leningrad: LGPI im. A. I. Gertsena, 1971. 182 p.
11. O metodicheskoy podgotovke budush-chikh uchiteley russkogo yazyka. Proceedings of All-Russian seminar... 1971 Apr. Leningrad: LGPI im. A. I. Gertsena, 1973. 116 p.
12. Metodicheskie rekomendatsii k prove-deniyu zanyatiy po metodike prepodavaniya russkogo yazyka v vuze. Moscow: MGPI, 1983. 114 p.
13. Samostoyatelnaya rabota studentov na zanyatiyakh po metodike russkogo ya-zyka. Moscow: MGPI, 1985. 129 p.
14. Napolnova T. V., Pustovalov P. S. Praktikum po metodike prepodavaniya russkogo yazyka. Moscow: Prosveshchenie, 1976. 176 p.
15. Gribanskaya E. E., Lozinskaya T. P., Novikova L. I. Zadaniya i metodicheskie rekomendatsii k laboratornym zanyati-yam po metodike russkogo yazyka. Bryansk: BGPU, 1998. 42 p.
16. Gats I. Yu. Metodika russkogo yazyka v zadachakh i uprazhneniyakh. Moscow: Drofa, 2007. 287 p.
17. Tabachenko T. S. Optimizatsiya profession-alnoy podgotovki studentov-filologov po metodike prepodavaniya russkogo yazyka na osnove protsessualno-kognitivnogo pod-khoda. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 2007. 54 p.
18. Sinichkina N. E. Formirovanie lingvome-todicheskoy kompetentsii budushchego uchitelya rodnogo russkogo yazyka v sovremennom vuze. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Velikiy Novgorod, 2010. 47 p.
19. Isaeva N. A. Sovremennye strategii lingvometodicheskoy podgotovki baka-lavra pedagogicheskogo obrazovaniya (profil "Russkiy yazyk"). ScD dissertation (Education). Moscow, 2016. 479 p.
20. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda ("Strategii 2020"). In: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsultant Plyus".
21. Aleynikov A. G. O kreativnoy peda-gogike. Vestnik vysshey shkoly. 1989, No. 12, pp. 29-34.
22. Dronova T. A. Formirovanie integralno-kreativnogo stilya myshleniya budush-chikh pedagogov v obrazovatelnoy srede vuz: monogr. Moscow: Izd-vo Moskovsk-ogo psikhol.-sotsial. in-ta; Voronezh: Iz-datelstvo NPO «MODEK», 2008. 368 p.
23. Bryakova I. E. Metodicheskaya sistema formirovaniya kreativnoy kompetentnosti studentov-filologov pedagogicheskogo vuza. Extended abstract of ScD dissertation (Education). St. Petersbyrg10. 490 s.
24. Ostroumov A. I., Ostroumova O. F. Kreativnost i kreativnoe obuchenie kak slagaemye modernizatsii obrazovaniya v Rossii. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul-turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013, No. 2 (28), pp. 149-153.
25. Tunik E. E. Psikhodiagnostika tvorchesk-ogo myshleniya: kreativnye testy. St. Petersburg: Didaktika Plyus, 1997. 44 p.
26. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey. Moscow: Akademiya, 2002. 320 p.
27. Luk A. N. Psikhologiya tvorchestva. Moscow: Nauka, 1978. 127 p.
28. Matyushkin A. M. Kontseptsiya tvor-cheskoy odarennosti. Voprosy psikholo-gii. 1989. № 6. S. 29-33.
29. Molyako V. A. Psikhologiya tvorcheskoy deyatelnosti. Kiev: Znanie USSR, 1978. 47 p.
30. Ponomarev Ya. A. Psikhologiya tvorchestva. Moscow: Nauka, 1976. 304 p.
31. Yakovleva E. L. Psikhologiya razvitiya tvorcheskogo potentsiala lichnosti. Moscow: Flinta, 1997. 224 p.
32. Amabile T. M., Leonard D. Kreativnoe myshlenie v biznese. Moscow: Alpina Biznes Buks, 2006. 227 p. (in Russian)
33. Guilford J. Tri storony intellekta. Lektsi-ya, prochitannaya v Stenfordskom uni-versitete 13 aprelya 1959 g. In: Matyush-kin A. M. (ed.) Psikhologiya myshleniya. Moscow: Progress, 1965. Pp. 433-456. (in Russian)
34. Row A.-J. Kreativnoe myshlenie. Moscow: NT Press, 2007. 174 p. (in Russian)
35. Csikszentmihalyi M. Kreativnost. Potok i psikhologiya otkrytiy i izobreteniy. Moscow: Karyera Press, 2013. 516 p. (in Russian)
36. Torrance E. Diagnostika kreativnosti. Metodicheskoe rukovodstvo. St. Petersburg: Rech, 2006. 176 p. (in Russian)
37. Ermolaeva-Tomina L. B. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva. Moscow: MOSU, 2003. 302 p.
38. Ivanchenko G. V., Kazaryan M. Yu., Ko-sheleva N. V. Tvorchestvo, professional-izm, dukhovnost implitsitnye kontseptsii. Moscow: Smysl, 2012. 191 p.
39. Ilyin E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. St. Petersburg: Piter, 2009. 448 p.
40. Kashapov M. M. Psikhologiya tvorchesk-ogo myshleniya professionala. Moscow: PER SE, 2006. 688 s.
41. Nikolaeva E. I. Psikhologiya detskogo tvorchestva. St. Petersburg: Rech, 2006. 219 p.
42. Barysheva T. A., Zhigalov Yu. A. Psik-hologo-pedagogicheskie osnovy razviti-ya kreativnosti. St. Petersburg: SP-GUTD, 2006. 257 p.
43. Druzhinin V. N. Obshchie tvorcheskie sposobnosti. Psikhologiya obshchikh sposobnostey. St. Petersburg: Piter, 2000. 368 p.
44. R. Muzhestvo tvorit: ocherk psikhologii tvorchestva. Moscow: In-t obshchegu-manitar. issled., 2001. 27 p. (in Russian)
45. Basin E. Ya. Dvulikiy Yanus: o prirode tvorcheskoy lichnosti. Moscow: Gumani-tariy, 2009. 238 p.
46. Zagvyazinskiy V. I. Innovatsionnye protsessy v obrazovanii i pedagogiches-kaya nauka. In: Innovatsionnye protsessy v obrazovanii. Coll. of scient. works. Tyumen, 1990. Pp. 5-14.
47. Brushlinskiy A. V. Subyekt, myshlenie, uchenie, voobrazhenie. Moscow: In-t prakt. psikhologii, 1996. 392 p.
48. Novoselov S. A. Razvitie tekhnicheskogo tvorchestva v uchrezhdenii professional-nogo obrazovaniya: sistemnyy podkhod.
Ekaterinburg: Izd-vo Ural.gos. prof.-ped. un-ta, 1997.
49. Rogers C. Vzglyad na psikhoterapiyu, stanovlenie lichnosti. Moscow: Progress, 1994. 479 p. (in Russian)
50. Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psik-hologii. St. Petersburg: Piter, 2007.
51. Yaroshevskiy M. G. Psikhologiya tvorchest-va i tvorchestvo v psikhologii. Voprosy psik-hologii. 1985, No. 6, pp. 14-25.
52. Lvov M. R. Slovar-spravochnikpo meto-dike russkogo yazyka: posobie dlya stu-
dentov ped. vuzov i kolledzhey. Moscow: Akademiya, 1999. 272 p.
53. Ostrikova T. A. Nauchno-metodicheskoe obespechenie samostoyatelnoy profes-sionalnoy podgotovki studentov-slovesn-ikov. Abakan: Izd-vo Khakasskogo gos. un-ta im. N. F. Katanova, 2006. 264 p.
54. Gordienko O. V. Kreativnoorientirovan-naya metodika kak faktor razvitiya pro-fessionalnogo myshleniya budushchego uchitelya russkogo yazyka. Moscow: Prometey, 2017. 164 p.
Гордиенко Оксана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры методики преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: ov.gordienko@mpgu.su
Gordienko Oxana V., PhD in Education, Associate Professor, Methods of Teaching Russian Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
e-mail: ov.gordienko@mpgu.su
Статья поступила в редакцию 08.08.2019 The article was received on 08.08.2019