Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК ОСНОВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК ОСНОВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность в образовательном процессе / креативная образовательная среда / развитие креативных умений / креативные навыки / креативность студентов / цифровая образовательная среда / creativity in the process of education / creative educational environment / creative abilities development / creative skills / students’ creativity / digital educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарова Евгения Анатольевна

Статья представляет собой обзор современных исследований, посвященных креативности студентов и ее влиянию на образовательный процесс. Цель исследования комплексный анализ роли развития креативности в современном образовательном процессе. Отмечено, что креативность имеет большое значение в контексте образования, так как данное качество влияет на успешность студентов, степень их мотивации и способность к творческому мышлению. Автор рассматривает понятие креативности в современных условиях, а также выделяются креативные характеристики студентов. Особое внимание уделяется значению развития креативных способностей в современном образовании и их влиянию на успешность обучения, коммуникативные навыки, а также формирование soft skills и профессиональной идентичности студентов. Автор детально анализирует роль информационных технологий в развитии креативных умений, а также рассматривает особенности креативности в контексте дистанционного обучения. Материал также дает характеристику влияния уровня креативности на освоение иноязычных компетенций и изучение иностранного языка. В статье акцентируется внимание на методах оценки уровня креативных умений студентов высших учебных заведений, подчеркивается важность необходимости организации креативной образовательной среды. Помимо этого, автор обращает внимание на психологические и социальные факторы, влияющие на развитие креативных способностей студентов. В результате исследования была выделена специфика формирования креативности современных студентов в цифровой образовательной среде ВУЗа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is the overview of students’ creativity and its influence on educational process. The aim of the research is the integral analysis of the role of the creativity development in the modern educational process. It is noticed that creativity has the strong sense in the scope of education as it influences on students ‘progress, their motivation and creative thinking ability. The notion of creativity is studied in present context and students’ creative characteristic features are marked out. Particular emphasis is done on the value of creative abilities development and their impact on students’ learning progress, soft skills and professional identity. The role of IT in creative abilities development, besides creativity particularities are considered in the realm of distance learning. The influence of creativity on foreign language skills and learning is emphasized in the paper. Estimation methods of the level of students’ creative abilities are exposed in the research; also authors urge the importance of formation of creative educational environment. Moreover, authors give special attention to psychological and social factors influencing the development of students’ creative abilities. As the result of the research specific features of students’ creativity formation in digital educational environment of higher educational institutions are distinguished.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК ОСНОВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Елизарова Евгения Анатольевна

ФГБОУ ВО Самарский государственный технический университет (г. Самара)

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК ОСНОВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Статья представляет собой обзор современных исследований, посвященных креативности студентов и ее влиянию на образовательный процесс. Цель исследования - комплексный анализ роли развития креативности в современном образовательном процессе. Отмечено, что креативность имеет большое значение в контексте образования, так как данное качество влияет на успешность студентов, степень их мотивации и способность к творческому мышлению. Автор рассматривает понятие креативности в современных условиях, а также выделяются креативные характеристики студентов. Особое внимание уделяется значению развития креативных способностей в современном образовании и их влиянию на успешность обучения, коммуникативные навыки, а также формирование soft skills и профессиональной идентичности студентов. Автор детально анализирует роль информационных технологий в развитии креативных умений, а также рассматривает особенности креативности в контексте дистанционного обучения. Материал также дает характеристику влияния уровня креативности на освоение иноязычных компетенций и изучение иностранного языка. В статье акцентируется внимание на методах оценки уровня креативных умений студентов высших учебных заведений, подчеркивается важность необходимости организации креативной образовательной среды. Помимо этого, автор обращает внимание на психологические и социальные факторы, влияющие на развитие креативных способностей студентов. В результате исследования была выделена специфика формирования креативности современных студентов в цифровой образовательной среде ВУЗа.

Ключевые слова: креативность в образовательном процессе, креативная образовательная среда, развитие креативных умений, креативные навыки, креативность студентов, цифровая образовательная среда.

Annotation. The paper is the overview of students' creativity and its influence on educational process. The aim of the research is the integral analysis of the role of the creativity development in the modern educational process. It is noticed that creativity has the strong sense in the scope of education as it influences on students 'progress, their motivation and creative thinking ability. The notion of creativity is studied in present context and students' creative characteristic features are marked out. Particular emphasis is done on the value of creative abilities development and their impact on students' learning progress, soft skills and professional identity. The role of IT in creative abilities development, besides creativity particularities are considered in the realm of distance learning. The influence of creativity on foreign language skills and learning is emphasized in the paper. Estimation methods of the level of students' creative abilities are exposed in the research; also authors urge the importance of formation of creative educational environment. Moreover, authors give special attention to psychological and social factors influencing the development of students' creative abilities. As the result of the research specific features of students' creativity formation in digital educational environment of higher educational institutions are distinguished.

Key words: creativity in the process of education, creative educational environment, creative abilities development, creative skills, students' creativity, digital educational environment.

Введение. В современном мире на передний план выходит креативность, играющая ключевую роль в поиске инновационных и эффективных решений для различных проблем. Студенты, обладающие высоким уровнем креативности, могут эффективнее справляться с вызовами цифровой эпохи. В свою очередь, современный рынок труда стремится к найму высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющейся среде и внедрять инновации в бизнес-процессы. Тенденции в современном высшем образовании обостряют внимание к данной проблеме, так как креативность становится навыком, который делает выпускников более конкурентоспособными.

Кроме того, на фоне развития информационных технологий и цифровой трансформации, становятся востребованными навыки, связанные с креативностью, такие как дизайн, разработка контента, работа с искусственным интеллектом, требующие от студента креативного мышления. Стоит отметить, что несмотря на сравнительно небольшое количество исследований в прошлом, проблема развития креативности в университетской среде стала привлекать все больше внимания ученых в последние годы, что свидетельствует о растущем интересе к данной проблеме и необходимости ее более глубокого изучения. На сегодняшний день существует ряд работ, посвященных обсуждению методов и подходов к развитию креативности среди студентов, а также значительное внимание уделяется ее роли в междисциплинарных областях, что позволяет понимать, как она может быть применена в разных сферах. Цель данного исследования состоит в комплексном анализе роли развития креативности в современном образовательном процессе.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе в научной литературе фигурирует большое количество интерпретаций креативности, что обуславливается тем, что креативность является многогранной концепцией, поэтому исследователи в разных сферах применяют разные подходы к трактовке данного понятия. Согласно определению в педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой, под креативностью понимается уровень творческой одаренности, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [2, С. 112]. Согласно исследованию Ю.О. Алексюк, у современных студентов задания с креативной составляющей вызывают отторжение ввиду больших временных затрат и неопределенности в оценивании результатов [1, С. 89]. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает задача организации учебного пространства, которое бы способствовало развитию креативности у молодых специалистов.

Успешность специалиста в значительной степени зависит от его способности генерировать новые идеи, демонстрировать гибкость и эффективно адаптироваться к профессиональным ситуациям. Можно сказать, что креативная среда способствует развитию креативных навыков, которые молодые специалисты смогут успешно применять в будущей профессиональной деятельности, а также стимулирует интерес к учебным предметам и разнообразным формам обучения. В образовательной парадигме креативность может быть рассмотрена как процесс, включающий генерацию идеи, их разработку и воплощение в конечный продукт, способность к свободному и ассоциативному мышлению, способности видеть вещи с нескольких точек зрения и находить нестандартные решения проблем. Креативность также часто связывают с созданием чего-то нового, оригинального и инновационного. По мнению З.Ю. Прониной, креативный процесс рассматривается как составляющая инновационного процесса, в рамках которого возникает оригинальный продукт, созданный с использованием уникальных материалов, действий и креативного поведения субъектов [7, С. 1726].

Согласно А.А. Костюк, информационное общество рассматривается в контексте развития креативных способностей личности, в связи с тем, что ключевым ресурсом становятся знания индивида и его способность к творческой деятельности [3, С. 97]. Можно предположить, что это объясняется ростом важности образования, инноваций и интеллектуального

капитала в современном мире, где умение анализировать, синтезировать и применять знания становится ключевой компетенцией. Кроме того, исследователи сходятся во мнении, что человек постоянно сталкивается с нестандартными ситуациями, эффективное решение которых зависит от его креативности [8, С. 163]. Таким образом, развитие креативности становится важным аспектом адаптации к изменяющимся требованиям и возможностям информационного общества.

Согласно А.Д. Матраевой, в студенческий период у индивида проявляются значительные возможности для личностного развития [5, С. 28]. Обучение на этапе высшего уровня способствует увеличению уровня общей культуры человека, что в свою очередь стимулирует его стремление к творческому освоению учебных предметов, формированию и развитию практических навыков, предпринимательской активности и инициативы, что существенно влияет на процесс самореализации. Данные особенности подчеркивают необходимость использования специальных методов, подходов и образовательных технологий, способствующих максимальному раскрытию и реализации креативного потенциала личности.

Оценка креативных умений помогает образовательным учреждениям формировать более качественные и релевантные программы обучения Измерение уровня креативности может быть важной частью оценки результатов образовательной программы, особенно в областях, где креативность имеет ключевое значение, например, в искусствах, дизайне, научных исследованиях и инновационных проектах. Выбор методов и инструментов диагностики креативности зависит от целей и контекста образовательной программы, а также от характера креативных задач, с которыми студенты сталкиваются. Методы и инструменты оценки включают в себя: тест творческого мышления Э.П. Торренса (Torrance Test Creative Thinking), креативные тесты Ф. Вильямса (набор тестов Creativity Assessment Packet), тест отдаленных ассоциаций С. Медника на креативное мышление (The Remote Associates Test), опросник креативности Д. Джонсона.

Н.М. Стукаленко выделяет следующие характеристики креативности личности обучающихся: дивергентное мышление, способность к синтезу, выявлению сходств и отличий, творчеству, создание чего-то новейшего и уникального, выход за границы существующих познаний, легкость генерирования идей, богатое воображение [8, С. 163]. С другой стороны, развитие креативных способностей играет значительную роль в современном образовании, воздействуя на следующие аспекты. Креативные молодые специалисты обладают следующими характеристиками:

• открыты для нового опыта, стремятся познакомиться с разнообразными культурами, областями знаний и способами мышления;

• часто более успешны в обучении, лучше справляются с учебными заданиями, так как они способны на нестандартные и более эффективные подходы к решению задач;

• обладают гибким мышлением и способностью адаптироваться к переменам, мотивированы к творческой деятельности и стремятся к поиску новаторских решений;

• креативность требует сотрудничества и обмена идеями, поэтому такие студенты умеют работать в команде и вдохновлять других на совместную работу, что способствует развитию коммуникативных навыков;

• повышенная мотивация к обучению, так как творческие задания могут приносить студентам удовлетворение и уверенность;

• студенты с высокими показателями креативности способны максимально раскрыть свой творческий потенциал;

• высокоразвитые мягкие навыки (soft skills), важные для успешной карьеры, а также профессиональная идентичность и адаптивность.

Ряд ученых также отмечает влияние уровня креативности на освоение иноязычных компетенций, а также изучение английского языка в качестве инструмента развития креативности. Стоит отметить, что коммуникация на иностранном языке стала ключевой основой для создания методики формирования иноязычной креативной компетентности в процессе обучения иностранному языку [15, С. 27].

Нельзя не подчеркнуть, что информационные технологии играют значительную роль в современном образовательном процессе, способствуя развитию креативных и творческих умений. По мнению Е.В. Масланова, в современном цифровом обществе существуют социальные предпосылки для стимулирования креативности благодаря значительному увеличению скорости обмена информацией, создающей возможность для распространения собственныхдостижений [4, С. 42].

Высшее учебное заведение играет ключевую роль в развитии креативности студентов и формировании креативной образовательной среды, независимо от их области обучения. Процесс формирования креативных компетенций также зависит от методов преподавания и подходов, используемых преподавателями. По оценке Е.Е. Щербаковой, основной проблемой взаимодействия преподавателя и студентов, является отсутствие креативного элемента в применяемых методиках [10, С. 267]. Важно, чтобы высшие учебные заведения продолжали совершенствовать методики обучения, чтобы эффективно развивать креативные умения студентов и готовить их к вызовам современного мира. Например, на данный момент в магистратуре ИТМО реализуется модуль «Креативные технологии». По мнению Ш.Ш. Шаропова, в настоящее время особое внимание уделяется осмыслению новых задач и направлений в образовании, и в качестве оптимального пути развития выделяется инновационное креативное образование [9, С. 198].

Психологические факторы, оказывающие влияние на развитие креативных способностей студентов, включают в себя внутренние мотивационные факторы, такие как внутренняя убежденность, страсть к творчеству и личные цели, а также личностные особенности, такие как гибкость мышления, способность к саморефлексии и открытость к новым опытам. Кроме того, образовательная среда и преподаватели имеют значительное влияние на развитие креативных умений, предоставляя возможности для творческого самовыражения.

Социальные факторы, воздействующие на развитие креативной деятельности студентов, включают в себя взаимодействие со сверстниками, участие в групповых проектах и коллективном творчестве, что способствует обмену идеями и вдохновению. Культурные и социокультурные аспекты также оказывают влияние, формируя контекст и ценности, которые могут поощрять или ограничивать креативные процессы. Роль семьи и общества заключается в стимулировании развития креативности, создании поддерживающей среды и признании ее ценности как средства инновации и развития.

Выводы. На наш взгляд, можно выделить следующие особенности формирования креативности современных студентов в цифровой образовательной среде (ЦОС) ВУЗа:

- ЦОС предоставляет доступ к множеству интерактивных учебных ресурсов, что способствует более глубокому и самостоятельному изучению материала и развитию творческих и креативных навыков;

- индивидуализация обучения в соответствии с потребностями и способностям каждого студента, позволяющая активизировать его творческий и креативный потенциал;

- использование мультимедийного контента позволяет стимулировать творческое мышление студентов и развивать их способность к креативной визуализации и восприятию информации;

- в ЦОС студенты могут применять в обучении современные технологии, такие как программное обеспечение для дизайна, виртуальную реальность и другие инструменты, чтобы реализовывать свои творческие идеи;

- ЦОС способствует сотрудничеству студентов и обмену знаниями через онлайн-платформы и социальные сети, что может стимулировать креативное мышление;

- ЦОС позволяет более эффективно отслеживать прогресс студентов и предоставлять им обратную связь, что способствует развитию их креативных умений и мотивации к обучению;

- в ЦОС можно взаимодействовать с людьми и ресурсами со всего мира, что расширяет горизонты учащегося и способствует развитию креативного мышления.

Таким образом, исследование понятия креативности подчеркивает его важность в современной образовательной парадигме, позволяет лучше понимать природу и механизмы развития креативности у студентов, что является важным фактором для оптимизации образовательного процесса и подготовки студентов к современным требованиям рынка труда. Исследование креативности в контексте профессиональной деятельности подчеркивает ее значение в качестве ключевой компетенции для успешной карьеры. Анализ влияния развития креативности на обучение, мотивацию, развитие коммуникативных навыков, адаптивность и другие аспекты подчеркивает ценность развития креативности в современном образовательном процессе. Можно заключить, что в данный момент прослеживается особая необходимость интеграции креативных методов и задач в учебные планы и образовательные программы. Подводя итог, необходимо заключить, что на фоне тенденций высшего образования в контексте интеграции информационных технологий и дистанционного обучения, развитие креативных умений и творческих навыков имеет критическое значение в подготовке кадров для цифровой эпохи. В свою очередь, выявление психологических и социальных факторов, влияющих на креативность, помогает понять, как внутренняя мотивация, личностные особенности, групповая работа и культурные аспекты могут быть использованы для стимулирования креативного мышления.

Литература:

1. Алексюк, Ю.О. Развитие креативности у студентов поколения z в цифровой среде / Ю.О. Алексюк // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. - № 2(220). - С. 85-90

2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

3. Костюк, A.A. Креативность как форма творчества информационной эпохи / A.A. Костюк // Logos et Praxis. - 2019. -Т. 18, № 4. - С. 96-101

4. Масланов, Е.В. Креативность и цифровизация / Е.В. Масланов // Эпистемология и философия науки. - 2022. -Т. 59, № З.-С. 38-45

5. Матраева, А.Д. Аспекты развития креативности современного российского студенчества / А.Д. Матраева // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 4. - С. 350-356

6. Мосина, М.А. Методика формирования иноязычной креативной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка / М.А. Мосина, М. А. Дворецкая // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 9. - С. 27-33

7. Пронина, З.Ю. Креативность в экономике знаний / 3. Ю. Пронина // Креативная экономика. - 2018. - Т. 12, № 11,-С. 1725-1732

8. Стукаленко, Н.М. Исследование креативных характеристик личности обучающихся / Н.М. Стукаленко, И.А. Просандеева//Наука и реальность. -2021. -№4(8). - С. 161-164

9. Шаропов, Ш.А. Потенциальные возможности образования в формировании креативности студентов / Ш.А. Шаропов, С.Б. Бобоева // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. -2019. -№ 2(59). -С. 195-199

10. Щербакова, Е.Е. Проблема формирования необходимых качеств креативности для студентов вуза в условиях непрерывного образования / Е.Е. Щербакова, М.В. Львова, A.B. Плешков // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-3. - С. 267-269

Педагогика

УДК 37.013.46

кандидат педагогических наук, доцент Елизарова Евгения Анатольевна

ФГБОУ ВО Самарский государственный технический университет (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Турлова Евгения Владимировна

ФГБОУ ВО Оренбургский государственный университет (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В представленной статье авторами проведен анализ теоретических и практических аспектов креативности педагогов в качестве основы развития высшей школы. В частности, уточнена сущность ключевых теоретических понятий «педагогическое творчество», «педагогическая креативность». В статье исследованы проявления и основные характеристики педагогической креативности. Проведен сущностный анализ основных методик развития педагогической креативности. Выделена группа наиболее продуктивных техник, способствующих развитию творческого мышления. Приведены примеры реализации креативных методик. Авторами выявлены педагогические условия, при соблюдении которых может быть сформирована продуктивная креативная образовательная среда. В рамках высшей школы неотъемлемым условием является активное содействие руководством вузов расширению возможностей креативной образовательной среды. В завершении статьи исследованы перспективы массовой интеграции педагогической креативности с целью оптимизации процесса обучения в высшей школе.

Ключевые слова: педагогическая креативность, высшая школа, образовательная среда, перспективы, развитие. Annotation. In the paper authors conducted analysis of conceptual and practical aspects of pedagogical creativity as the basis of prospective development of higher educational institutions. The essence of key terms such as «pedagogical creativity» was defined. Pedagogical creativity signs and its characteristic features were studied in the paper. Essential analysis of main methods of pedagogical creativity development was carried out. The most effective techniques leading to creative thinking development were accentuated. Examples of actualization of creative teaching techniques are given. Pedagogical criteria forming productive creative educational environment were defined. The fundamental criterion within higher educational institutions is the hands-on assistance of the university authority to creative educational environment promotion. Prospects of pedagogical creativity mass integration were explored to optimize the educational process in higher educational institutions.

Key words: pedagogical creativity, higher educational institution, educational environment, prospects, development.

Введение. Актуальность исследуемой тематики базируется на том, что современная система образования претерпела ряд изменений, оказавших влияние как на требования к формированию учебных программ, так и к компетенциям педагогов. Педагогическая креативность является одним из наиболее значимых качеств, способствующих оптимизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.