Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ КИТАЯ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СРЕДСТВА «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦИГУН»'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ КИТАЯ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СРЕДСТВА «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦИГУН» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦИГУН / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чжан Шаотун, Губа В.П., Хуан Юнь, Романов В.А.

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность применения национального средства «Оздоровительный цигун» для улучшения функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов с ограниченными физическими возможностями и оптимизации их психического здоровья. Методика и организация исследования. В экспериментальной работе приняли участие 30 студентов университета Чжэнчжоу СИАС, которые представили справку о больничном диагнозе категории А и выше. Испытуемые были поделены на три категории: инвалидность (23,3%), период восстановления после травмы (26,7%) и болезни (50%). Эксперимент длится два семестра, всего 36 недель, каждый семестр - 18 недель, два занятия в неделю - продолжительность 90 мин. Обучение в процессе эксперимента осуществлялось с помощью учебного контента Health Qigong. Содержание экспериментального контента включало изучение истории здоровья и меридианов, часто используемых точек и теоретических основ здоровья цигун в ТКМ, а также применение упражнений цигун в соответствии с их функциями: деятельность плеч и шеи, позвоночника, сила конечностей, равновесие, функционирование желудка и т.д. Результаты исследования и выводы. Применение национального средства «Оздоровительный цигун» позволяет улучшить функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов с ограниченными физическими возможностями и оптимизировать их психическое здоровье. У студентов существенно снизились показатели диастолического артериального давления, межличностной чувствительности, депрессии, симптомы тревоги, а также улучшились значения жизненной емкости легких, что свидетельствует о высокой эффективности предлагаемого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чжан Шаотун, Губа В.П., Хуан Юнь, Романов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH QIGONG TO CORRECT PHYSICAL AND MENTAL HEALTH OF CHINESE STUDENTS

Objective of the study was to experimentally substantiate the benefits of the national Chinese Qigong gymnastics for the cardiovascular and respiratory systems of college students with physical disabilities, as well as for their mental health. Methods and structure of the study. The experiment involved 30 students from Zhengzhou SIAS University with the proven cases of Category A or higher. The subjects were divided into 3 categories: disability (23.3%), recovery of damage (26.7%), and illness (50%). The experiment was run for two semesters (a total of 36 weeks, 18 weeks each semester), the training sessions were conducted twice a week for 90 minutes. The Health Qigong contents were used in the process of training of the examined students. These contents included: the study of the history of health and meridians; the study of the frequently used points; the study of the theoretical basis of health in Qigong in Traditional Chinese Medicine; the application of Qigong exercises according to their functions (development of the muscle strength of the shoulders, neck, spine, and limbs, balancing skills, functions of the stomach, etc.). Results and conclusions. Health Qigong practices in application to students with physical disabilities were found to improve their cardiovascular and respiratory system functionality rates, as well as their mental health rates, which was proved by a significant decrease in the diastolic blood pressure rates, interpersonal sensitivity, depression, and anxiety levels, and enhanced lung capacity, thus indicating the high effectiveness of the proposed approach.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ КИТАЯ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СРЕДСТВА «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦИГУН»»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ КИТАЯ С ПОМОЩЬЮ НАЦИОНАЛЬНОГО СРЕДСТВА «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦИГУН»

УДК/UDC 796.011.3

Информация для связи с автором: 249289253@qq.com

Поступила в редакцию 04.08.2020 г.

Доктор наук, профессор Чжан Шаотун1

Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа3, 5

Хуан Юнь2

Доктор педагогических наук, профессор В. А. Романов4

1Академия физической культуры Чжэнчжоуского университета, Чжэнчжоу, Китай

2Чжэнчжоуский университет СИАС, Чжэнчжоу, Китай 3Смоленский государственный университет, Смоленск 4Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого 5Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

HEALTH QiGONG ТО CORRECT PHYSiCAL AND MENTAL HEALTH OF CHiNESE STUDENTS

Dr. of Sciences, Professor Zhang Shaotong1 Dr. Hab., Professor V.P. Guba3 Huang Yun2

Dr. Hab., Professor V^. Romanov4

1Academy of Physical Education, Zhengzhou University, Zhengzhou, China 2Zhengzhou SIAS University, Zhengzhou, China 3Smolensky State University, Smolensk 4Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula 5Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Аннотация

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность применения национального средства «Оздоровительный цигун» для улучшения функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов с ограниченными физическими возможностями и оптимизации их психического здоровья. Методика и организация исследования. В экспериментальной работе приняли участие 30 студентов университета Чжэнчжоу СИАС, которые представили справку о больничном диагнозе категории А и выше. Испытуемые были поделены на три категории: инвалидность (23,3%), период восстановления после травмы (26,7%) и болезни (50%). Эксперимент длится два семестра, всего 36 недель, каждый семестр - 18 недель, два занятия в неделю - продолжительность 90 мин. Обучение в процессе эксперимента осуществлялось с помощью учебного контента Health Qigong. Содержание экспериментального контента включало изучение истории здоровья и меридианов, часто используемых точек и теоретических основ здоровья цигун в ТКМ, а также применение упражнений цигун в соответствии с их функциями: деятельность плеч и шеи, позвоночника, сила конечностей, равновесие, функционирование желудка и т.д. Результаты исследования и выводы. Применение национального средства «Оздоровительный цигун» позволяет улучшить функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов с ограниченными физическими возможностями и оптимизировать их психическое здоровье. У студентов существенно снизились показатели диастолического артериального давления, межличностной чувствительности, депрессии, симптомы тревоги, а также улучшились значения жизненной емкости легких, что свидетельствует о высокой эффективности предлагаемого подхода.

Ключевые слова: оздоровительный цигун, студенты колледжа, физическое и психологическое состояние.

Abstract

Objective of the study was to experimentally substantiate the benefits of the national Chinese Qigong gymnastics for the cardiovascular and respiratory systems of college students with physical disabilities, as well as for their mental health.

Methods and structure of the study. The experiment involved 30 students from Zhengzhou SIAS University with the proven cases of Category A or higher. The subjects were divided into 3 categories: disability (23.3%), recovery of damage (26.7%), and illness (50%). The experiment was run for two semesters (a total of 36 weeks, 18 weeks each semester), the training sessions were conducted twice a week for 90 minutes. The Health Qigong contents were used in the process of training of the examined students. These contents included: the study of the history of health and meridians; the study of the frequently used points; the study of the theoretical basis of health in Qigong in Traditional Chinese Medicine; the application of Qigong exercises according to their functions (development of the muscle strength of the shoulders, neck, spine, and limbs, balancing skills, functions of the stomach, etc.).

Results and conclusions. Health Qigong practices in application to students with physical disabilities were found to improve their cardiovascular and respiratory system functionality rates, as well as their mental health rates, which was proved by a significant decrease in the diastolic blood pressure rates, interpersonal sensitivity, depression, and anxiety levels, and enhanced lung capacity, thus indicating the high effectiveness of the proposed approach.

Keywords: Health Qigong, college students, physical and mental health.

Таблица 1. Сравнительная таблица результатов испытаний показателей физической функции до, во время и после эксперимента

¡и

V-□

. ±i и

га у

г.

ч—

. О OJ

га

V-

■ -О С

га

^

О (U .с Н

Показатели Перед экспериментом (X±SD) В конце первого семестра ( XX ±SD) В конце второго семестра ( XX ±SD)

ЧСС, уд/мин 84,32±12,41 81,56±11,71 80,16±7,38

АД, мм рт. ст. СД 112,56±13,35 110,64±9,66 110,12±8,98

ДД 78,10±8,38 77,45±8,70 71,12±8,66*

ЖЕЛ, л 2310,56±630,56 2598,64±630,36** 2684,59±584,97**

Примечание: * р<0,05, ** р<0,01

Введение. В системе образования Китая к студентам с ограниченными физическими возможностями относят тех, которые имеют физические недостатки, травмы конечностей, хронические заболевания, а также находятся на стадии восстановления после травмы [5]. С расширением квот на зачисление в колледжи и университеты число студентов с ограниченными физическими возможностями из года в год увеличивается [2]. В связи с этим организация физического воспитания для студентов колледжа с ограниченными физическими возможностями является актуальной проблемой. Health Qigong («Оздоровительный цигун») - это аэробные упражнения низкой и средней интенсивности с простыми и легкими движениями, в основном интегрированные из фитнеса. Упражнения оказывают существенное влияние на коррекцию тела, дыхание и настройку сердца.

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность применения национального средства «Оздоровительный цигун» для улучшения функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов с ограниченными физическими возможностями и оптимизации их психического здоровья.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 30 студентов университета Чжэнчжоу СИАС, которые представили справку о больничном диагнозе категории А и выше. Испытуемые были поделены на три категории: имеющие инвалидность (23,3 %), восстанавливающиеся после травмы (26,7 %) и имеющие хронические болезни (50 %).

Эксперимент длился два семестра, всего 36 недель, каждый семестр - 18 недель, два занятия в неделю - продолжительность 90 мин. Обучение в процессе эксперимента осуществлялось с помощью учебного контента Health Qigong. Содержание экспериментального контента включало изучение истории здоровья цигун и меридианов, часто используемых точек и теоретических основ здоровья цигун в ТКМ, а также применение упражнений «цигун» в соответствии с их функциями: деятельность плеч и шеи, позвоночника, сила конечностей, равновесие, функционирование желудка и т. д.

Для оценки физических способностей применялись следующие показатели в тестовых заданиях: индекс массы тела (ИМТ), окружность талии и бедер, отношение талии к бедрам (WHR), показатели ЧСС в состоянии покоя, артериальное давление (АД), жизненная емкость легких, сгибание вперед, сила сцепления, независимое положение с закрытыми глазами. Психологические показатели: опросник по самооценке симптомов (SCL-90).

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что ИМТ студентов незначительно изменился до и после эксперимента, но существенных различий не обнаружено (р>0,05). Отношение талии к бедрам является важным показателем для определения центрального ожирения. Как показало исследование, у студентов до и после эксперимента этот показатель уменьшился, но существенной разницы не наблюдалось (р>0,05). В ходе эксперимента форма тела испытуемых практически не изменилась. Это означает, что «Оздоровительный цигун» не оказал существенного влияния на потерю жировой массы у студентов.

Установлено, что после эксперимента ЧСС в покое систолическое артериальное давление (СД) несколько снизилось,

Таблица 2. Сравнение показателей шкалы SCL-90 до и после эксперимента

Индекс Перед экспериментом X ±SD После эксперимента X ±SD

Соматизация 1,58±0,46 1,26±0,41**

Обсессивно-компуль-сивные симптомы 2,11±0,47 1,42±0,36**

Межличностная чувствительность 1,79±0,56 1,35±0,34**

Депрессия 1,72±0,48 1,24±0,46**

Тревожность 1,60±0,46 1,25±0,40**

Враждебность 1,39±0,51 1,27±0,31

Террор 1,49±0,58 1,35±0,43

Параноик 1,46±0,50 1,31±0,35

Психотический 1,49±0,57 1,38±0,39

Диета, сон и т.д. 1,42±0,36 1,33±0,40

но значимых различий не наблюдалось (р>0,05), а диасто-лическое артериальное давление (ДД) уменьшилось значительно (р<0,05, табл. 1).

После двух семестров занятий с помощью национального китайского средства «Оздоровительный цигун» снизились возбудимость сердечных симпатических нервов в спокойном состоянии и кровяное давление, увеличилась жизненная емкость легких (ЖЕЛ) испытуемых. Наблюдалось значительное различие показателей функционального состояния до, во время и после эксперимента (р<0,01, табл. 1).

Исследования позволили установить, что показатели равновесия и силовых способностей у студентов в результате применения национального китайского средства «Оздоровительный цигун» достоверно возросли только к концу второго семестра (р<0,01). Такая динамика результатов свидетельствует о том, что применение в физическом воспитании студентов национального средства «Оздоровительный цигун» не обеспечивает должного эффекта. «Оздоровительный цигун», характеризующийся медленным выполнением движений, сочетающих периоды активного напряжения и расслабления, обеспечивает увеличение показателей мышечной силы студентов [3].

Психологическое состояние студентов оценивалось с помощью опросника по самооценке симптомов ^^-90). Анализ данных табл. 2 показал, что у исследуемых студентов такие психологические признаки самооценки, как враждебность, террор, паранойяльность, психотизм, диета и сон, в процессе педагогического эксперимента достоверно не изменились (р>0,05).

Практика использования успокаивающей музыки в рамках применения национального китайского средства «Оздоровительный цигун» показала, что у студентов в ходе педагогического эксперимента произошло достоверное улучшение таких психологических признаков, как соматизация, межличностная чувствительность, обсессивно-компульсивные симптомы, депрессия и тревожность (р<0,01).

В результате применения национального китайского средства «Оздоровительный цигун» у студентов колледжа удалось стабилизировать психологические признаки и привести организм в расслабленное и естественное состояние, что положительно отразилось на физическом здоровье испытуемых [3, 4, 6].

68

http://www.teoriya.ru

№5^ 2021 Май | May

Вывод. Реформы физического воспитания в колледжах Китая должны быть более системными и обоснованными. Применение национального китайского средства «Оздоровительный цигун» в системе физического воспитания студентов колледжей должно обуславливаться индивидуальными особенностями занимающихся, с целью эффективного укрепления их физического и психологического здоровья.

Литература

1. Ван Жуйюань. Физические упражнения / Жуйюань Ван, Цюань-шэн Су. - Пекин: Народная спортивная пресса, 2012. - 127 с.

2. Ван Цзюнь. Теория фитнеса и практика уязвимых групп / Цзюнь Ван. - Пекин: China Atomic Energy Publishing & Media Co., Ltd., 2011. - 128 с.

3. Конг Ямин. Прогресс клинических исследований Health Qigong Yijinjing / Ямин Конг, Цзюньтао Ян, Чжицзюнь Ши // Китайский информационный журнал по традиционной китайской медицине. -2019. - № 26 (2). - С. 133-136.

4. Лин Рувэй. Обзор исследований в области здравоохранения «Цигун Ба Дуань Цзинь» по вопросам укрепления психического здоровья / Рувэй Лин, Вэй Гао, Чуан Дай // Современная спортивная наука и техника. - 2018. - № 8 (06). - С. 173-175.

5. Лю Ченг. Курс физического воспитания уязвимых групп / Ченг Лю, Сюхуа Ли. - Гуанчжоу: Издательство Сунь Ятсена, 2007. -110 с.

6. Пей Юэ. Сравнительное исследование влияния Цигун Ба Дуань Джин и Цзинь Цзин на физическое и психологическое здоровье студентов / Юэ Пей. - Нанкин: Нанкинский институт физкультуры, 2018. - С. 58-66.

7. Су Юйшен. Предварительное обсуждение влияния Baduanjin на психическое здоровье студентов младших курсов в боль-

нице китайской медицины / Юйшен Су. - Фучжоу: Фуцзян-ский университет традиционной китайской медицины, 2014. - С.72-77.

References

1. Wang Rui Yuan, Su Quan Sheng Fizicheskie uprazhneniya [Exercise]. Beijing: People's Sports Press, 2012. 127 p.

2. Wang Jun. Teoriya fitnesa i praktika uyazvimykh grupp [Fitness theory and practice of vulnerable groups]. Beijing: China Atomic Energy Publishing & Media Co., Ltd., 2011. 128 p.

3. Kong Yaming, Yang Juntao, Shi Zhijun. Progress klinicheskih issle-dovaniy Health Qigong Yijinjing [Progress in Clinical Research Health Qigong Yijinjing]. Chinese Information Journal on Traditional Chinese Medicine. 2019. No. 26 (2). pp. 133-136.

4. Lin Ruwei, Gao Wei, Dai Chuan. Obzor issledovaniy v oblasti zdra-vookhraneniya «Tsigun Ba Duan Tszin» po voprosam ukrepleniya psikhicheskogo zdorovya [Review of Health Research in Qigong Ba Duan Jin on Mental Health Promotion]. Sovremennaya sportivnaya nauka i tekhnika. 2018. No. 8 (06). pp. 173-175.

5. Liu Cheng, Li Xiu Hua. Kurs fizicheskogo vospitaniya uyazvimykh grupp [Physical Education Course for Vulnerable Groups]. Guangzhou: Sun Yatsen publ., 2007. 110 p.

6. Pei Yue. Sravnitelnoe issledovanie zdorovya Tsigun Ba Duan Dzhin i I Tszin Tszin o fizicheskom i psikhologicheskom vozdeystvii studentok [Comparative health study of Qigong Ba Duan Jing and I Jin Jing based on physical and psychological impact on female students]. Nanjing: Nanjing Institute of Physical Education publ., 2018. pp. 58-66.

7. Su Yusheng. Predvaritelnoe obsuzhdenie vliyaniya Baduanjin na psikhicheskoe zdorovye studentov mladshikh kursov v bolnitse kitay-skoy meditsiny [Preliminary discussion of impact of Baduanjin on mental health of undergraduate students at Chinese Medicine Hospital]. Fuzhou: Fujiang University of Traditional Chinese Medicine publ., 2014. pp. 72-77.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ВЛИЯНИЕ ПЛИОМЕТРИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ МЫШЦ НОГ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Меркулова1

Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Чичерин1 Кандидат биологических наук, доцент А.В. Турманидзе1, 2

Тосударственный университет управления, Москва

2Омский государственный университет им Ф.М. Достоевского, Омск

УДК/UDC 796/799

Ключевые слова: баскетбол, сила, мощность, прыжки.

Введение. Баскетбол предполагает широкий спектр использования физических упражнений в тренировке спортсменов разного уровня [1, 2]. Наиболее эффективным средством развития скоростно-силовых характеристик мышц нижних конечностей на современном этапе становятся плио-метрические упражнения [3].

Цель исследования - экспериментально определить влияние плиометрических упражнений на рост силовых параметров ног студентов нефизкультурных вузов отделения спортивного совершенствования, специализирующихся в баскетболе.

Методика и организация исследования. В состав экспериментальной группы вошли студенты университета очной формы обучения в возрасте 18,4±1,5 лет в количестве 12 человек. Определение силовых особенностей мышц нижних конечностей произведено при помощи тестового прыжка, моделирующего защитные действия под кольцом, на основе применения силоизмерительного комплекса ВЫех.

Результаты исследования и их обсуждение. Оценка ско-ростно-силовых характеристик студентов-баскетболистов указала на быстрое и надежное задействование нервно-мышечного потенциала по критерию высоты в динамике реализации

PLYOMETRiC EXERCiSES TO BUiLD LEG MUSCLE STRENGTH iN BASKETBALL STUDENTS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PhD, Associate Professor I.V. Merkulova1 PhD, Associate Professor V.P. Chicherin1 PhD, Associate Professor A.V. Turmanidze1, 2 1State University of Management, Moscow 2Dostoevsky Omsk State University, Omsk

Поступила в редакцию 03.04.2021 г.

эксперимента - 0,16±0,01 м и 0,22±0,02 м, до и после соответственно (p<0,05). При выполнении серии прыжков был определен высокий уровень прироста скоростно-силовой выносливости с реализацией в 72,8±3,7 %, что характеризует увеличение двигательного потенциала обучающихся. В ходе тестирования силовых способностей мышц бедра нами выявлено достоверное повышение максимальных значений в сегменте передней поверхности (228,2±32,1 Н-м) над аналогичными показателями задней поверхности бедра (92,6±8,0 Н-м) по сравнению с исходным уровнем (p<0,01).

Вывод. Для эффективного развития максимальной силы мышц нижних конечностей необходимо использовать прыжковые упражнения с различным диапазоном усилий и высоты. Тренировка, моделирующая соревновательные нагрузки на отдельную группу мышц ног, должна быть включена в основную часть занятия в объеме двух раз в неделю по 15 минут.

Литература

1. Соколов А.М. Классификация методов построения тренировочного процесса студентов непрофильных вузов, занимающихся баскетболом / А.М. Соколов, А.Н. Толстых, В.В. Бронникова // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 3. - С. 81.

2. Кузнецов А.А. Баскетбол. Настольная книга тренера / А.А. Кузнецов. - М.: Олимпия-Человек, 2010. - 311 с.

Информация для связи с авторами: anton.turmanidze@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.