образовании: Сборник научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. "Инновации в экономике и образовании на базе технологических решений "1С", Москва, 31 января - 1 февраля 2017 года -М., 2017. -С.132-136.
2. Заборовская С.В. Использование систем электронного документооборота при обучении студен-тов//Ученые записки ИСГЗ. -2014. -№1(1). -С.207-211.
3. Сахаева С.И. Активные методы обучения как один из аспектов подготовки специалистов социогуманитарной сферы /С.И.Сахаева //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2014. -№1.-С.77-80.
4. Сахаева С.И. Облачные сервисы как инструмент переподготовки специалистов социогуманитарной сфе-ры/С.И. Сахаева//Ученые записки ИСГЗ, 2015. -№ 1. - С.478-483
5. Сахаева С.И. Продукты фирмы «1С» как инструмент формирования ИТ-компетенций бакалавров специальности «Прикладная информатика (в дизайне) в КГИК/ /Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. «Применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования», Москва, 2-3 февраля 2016 г. -М., 2016. -С.141-144.
6. Сахаева С.И. Об опыте формирования IT-компетенций у студентов специальности «Прикладная информатика (в дизайне)/С.И.Сахаева/ /Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015.-№3.-С.111-115.
7. Сахаева С.И. Информационные технологии как один из инструментов подготовки бакалаврова специальности «Прикладная информатика (в дизайне) в КазГУКИ/С.И. Сахаева//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2015. -№ 1. -С. 91-94.
8. Сахаева С.И. Сетевые технологии как составляющие современного вуза//Ученые записки ИСГЗ. -2014. -№1(2). -С.337-342
9. ФГОС ВПО. [Электронный ресурс] - URL:http://www.gnesin-academy.ru/userphoto/File/UMO/071600GFOS Estrada_b.pdf.
10.Профстандарт: руководителя организации культуры и искусства [Электронный ресурс]. - URL:http:// book.uraic.ru/files/metod/profstandart_rukovoditel.pdf
УДК 796.06
АМ.Хайрутдинов
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРА НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ
В статье рассматривается проблема педагогической компетентности тренера на этапе спортивного совершенствования спортсменов; выявляются факторы, влияющие на достижение высоких результатов; выявляется роль наставника в процессе формирования разнообразных способностей спортсмена (сила, выносливость, скоро-стно-силовые проявления, ловкость, создание тактических комбинаций, способность работать в группе и т.д.).
Ключевые слова: педагогическая компетентность тренера, педагогическая задача, продуктивность, результативность, эффективность, праксеология.
Albert M.Khayrutdinov PEDAGOGIC COMPETENCE OF THE TRAINER AT THE STAGE OF SPORTS PERFECTION OF ATHLETES
This article deals with the problem of pedagogical competence of a coach at the stage of sportsmen's sports improvement; factors that influence achieving high results; the role of a coach in forming some specific skills of a sportsman are identified (strength, endurance, speed-strength manifestations, dexterity, establishment of tactic combinations, ability to team-working, etc.) The author is reasoning about the subject of inability of a sportsman, even if he is physically and intellectually mature, to manage the training process on his own. The more mature he becomes as personality, the more expert and competent should be the person executing the function of a mentor and coach. Thus, the main pedagocical aim that an expert and competent mentor and coach should accomplish is to master all the structural components of his work along with its modifying potential. first of all, these are the notions that reveal an ideal image of the activity as a landmark for its future translation into action. Secondly, these are instrumental notions revealing the ways to identify the above mentioned features, particularly evaluation and self-esteem of pedagocical activity. Thirdly, these are the features, indicating the qualities of these or those actions, manifesting themselves when pedagocical activity is well-organized and contibuting to its successful functioning on the whole. The fourth group comprises with the features marking the ruling and regulating methods for pedagogical activity. In the article the author comes to common conclusion that a tutor-coach should have the following characteristics: democratic views; spacious mind; high intelligence level; consolidated pedagogical knowledge and skills; hold unconditional respect and authority as a person who achieved much and proved his devotion to his kind of sport; ability to
gain a psychological insight into a sportsman; he should also be determined and exigent.
Key words: pedagogic competence of trainer, pedagogic aim, effectiveness, production, efficiency, praxeology.
Одним из важнейших факторов, влияющих на достижение высоких спортивных результатов, является педагогическая компетентность тренера. Безусловно, роль наставника в процессе формирования разнообразных способностей спортсмена (сила, выносливость, скоростно-силовые проявления, ловкость, создание тактических комбинаций, способность работать в группе и т.д.) будет варьироваться в зависимости от того, с какой возрастной категорией он осуществляет работу. В спортивных кругах
бытует мнение о том, что на этапе спортивного совершенствования, к примеру, у учащихся высшей школы, влияние тренера, его авторитет не столь значимы, поскольку спортсмен, находясь в стадии физической и интеллектуальной зрелости, способен самостоятельно руководить своим тренировочным процессом. На наш взгляд, такая точка зрения не имеет под собой достаточных оснований и представляется непрофессиональной, дилетантской. Напротив, чем более зрелой становится личность спортсмена, тем более грамотным, компетентным должен быть человек, выполняющий функции педагога-наставника, тренера.
Специфика любой педагогической деятельности связана с ее устремленностью к образованию (поддержанию) в человеке его человеческой сущности. В связи с этим смысловая и содержательно-целевая уникальность педагогической деятельности заключается, во-первых, в ее онтологичности (врожденности человеку и человечеству), во-вторых, в объективной соотнесенности с развитием человеческого качества в его философском понимании. Главная педагогическая задача, стоящая перед профессиональным, компетентным тренером-наставником, заключается в овладении всеми структурными компонентами своей деятельности, а также ее преобразующим потенциалом.
Хотелось бы напомнить, что психолого-педагогическая готовность к педагогической деятельности предполагает наличие следующих аспектов. Во-первых, это сформированность педагогического сознания (представление о себе («я» концепция), я-идеальное; представление о воспитаннике; представление о содержании деятельности тренера-наставника (обучение, воспитание, развитие). Во-вторых, владение педагогической технологией (знание дидактики, технологий воспитания) и техникой (такт, голос, умение распределить внимание, методика преподавания, владение техникой педагогического общения).
В зависимости от характеризуемого аспекта деятельности педагога можно выстроить несколько смысловых рядов. Первый составляют понятия, раскрывающие идеальный образ деятельности, представляющий собой определенный ориентир для последующего практического воплощения. Только зная, какой именно должна стать деятельность, мы можем целенаправленно ее осуществлять, стремясь к тому, чтобы соответствовать в своих действиях заданным образцовым характеристикам. К таким характеристикам относятся: качество; успешность; продуктивность; результативность; эффективность.
Второй уровень составят так называемые инструментальные понятия, отражающие способы выявления указанных характеристик, в частности это оценка и самооценка педагогической деятельности. Далее следуют характеристики, связанные с конкретизацией способов, которыми эта оценка может осуществляться: педагогическая рефлексия, педагогический анализ и т.п.
Третий уровень характеристик указывает на свойства тех или иных действий, проявляющиеся при правильной организации педагогической деятельности, способствующие тому, чтобы в целом она осуществлялась успешно. Среди них выделяются: целесообразность; целенаправленность; проективность, способность производить с их помощью достойное будущее; конструктивность; нормирован-ность; технологичность; методичность; оснащенность деятельности необходимыми средствами; практичность; осмысленность.
Отдельную четвертую группу составляют характеристики, обозначающие способы нормирования и регламентации педагогической активности. К ним относятся закономерность, закон, принцип, правило, подход, программа, план. Будучи общенаучными и междисциплинарными понятиями, они содержательно конкретизируются применительно к той отрасли педагогической деятельности, в которой наставник может полно и всесторонне проявить их возможности. Речь идет о таких понятиях, как «дидактические принципы», «принципы воспитания», «возрастные закономерности развития», «личностно ориентированный подход», «программа модернизации образования», «план воспитательной работы» и т.д.
Следующая группа понятий, которыми оперирует педагогика, направленная на успех, позволяет анализировать и оценивать деятельность педагога с точки зрения полноты и совершенства ее структуры. Сюда входят педагогические цели, задачи, методы, средства, формы, результаты, но уже в свете системного знания об общих принципах и способах рациональных, целесообразных, успешных действий, получившего название праксеология.
Далее выделим отдельно характеристики, определяющие организационно-процессуальную сторону педагогического поведения. Это стратегия педагогической деятельности, логика педагогической деятельности, педагогическая тактика, профессиональные действия, методика, педагогическая технология и техника.
И, наконец, выделяется круг понятий, на базе которых можно изучать и описывать продуктивность функциональных ролей и позиций тренера-наставника в тренировочном процессе: педагогическая ситуация, педагогическое взаимодействие, педагогическая функция и профессионально-педа-
гогическая позиция.
Безусловно, все сказанное выше следует адаптировать к специфическим условиям спортивного тренировочного процесса. Вместе с тем, очевидно, что тренер-педагог должен обладать следующим набором характеристик: демократичностью взглядов; широким кругозором; высоким интеллектуальным уровнем; прочностью профессиональных знаний, навыков, умений; пользоваться безусловным авторитетом (на наш взгляд, авторитет вовсе не предполагает необходимости соглашаться во всем с тем или иным решением), уважением, как человек многого добившийся и доказавший любовь к своему виду спорта; способностью разобраться в психологии спортсмена, решительностью, требовательностью. Именно тренер должен воспитать в своих воспитанниках настойчивость, целеустремленность, силу воли, выдержку; должен суметь сплотить подчас довольно разнообразный, разнохарактерный коллектив, при этом демонстрируя самокритичность, принципиальность.
Безусловно, для спортсменов, находящихся на этапе спортивного совершенствования, принципиально важен как авторитет тренера, так и знание им теории и практики спорта, умение видеть все передовое в методике, тактике, способность не слепо копировать новаторские методики, а творчески применять их в работе.
Кроме того, принципиально важно, что тренер-педагог был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, обладал бы не только теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и умел вникать в психологию руководимых им спортсменов, всего спортивного коллектива. Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.
Успешность коллективной деятельности спортивной команды во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от стиля и формы его руководства. Необходимым условием эффективности спортивной деятельности, высокой сплочённости команды является способность тренера совмещать демократический и авторитарный типы управления и организации работы со спортсменами. Известно, что данная проблема интересует не только исключительно спортсменов, но и психологов, занимающихся проблемами управления в области преподавания.
Авторитарное управление командой, когда вопросы выбора стратегии и тактики командных действий решаются без учета мнения команды, не только не обеспечивает сплоченности спортивного коллектива, но и приводит к худшей спортивной результативности. Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных эмоциональных состояний, ведь во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним раздражителям. Вид недовольного тренера, а тем более какие-либо неэтичные замечания могут вызвать негативную реакцию как самого спортсмена, так и всей команды. Важно думать о том, насколько воспитанники доверяют своему наставнику, насколько свободно они могут делиться с ним своими проблемами, сомнениями, размышлениями, ведь думающий, мудрый педагог-наставник всегда должен помнить о моральном, нравственном, эмоциональном климате в команде.
Вместе с тем, говоря об этапе спортивного совершенствования, следует учитывать необходимость сотворчества. Тренер и воспитанники должны одинаково отвечать за принимаемые решения, за допущенные ошибки, только такие взаимоотношения позволят достичь эмоционально зрелого поведения.
Всем своим внешним видом, формами обращения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.
Подводя итоги сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что представления об идеальном тренере существуют как у спортсменов, так и у педагога-наставника. Однако успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, каково отношение тренера к спортсменам, насколько сплоченный коллектив представляет собой команда, а все это в конечном итоге определяется педагогическим мастерством наставника.
Список литературы
1. Колесников И.А. Педагогическая праксеология / И.А Колесников, Е.В. Титова. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 256 с.
2.Мамедов З. Особенности личностных качеств спортивного тренера // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2015. - №3. - С.37-40.