Научная статья на тему 'Педагогическая интеракция в условиях полиэтнической образовательной среды вуза'

Педагогическая интеракция в условиях полиэтнической образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКЦИЯ / ИНТЕРАКЦИОНИЗМ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРАКЦИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / INTERACTIONISM / INTERPERSONAL COMMUNICATION / DIALOGUE / PEDAGOGICAL INTERACTION / MULTI-ETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTERCULTURAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевалова Алена Анатольевна

Статья посвящена теоретическому анализу проблемы педагогической интеракции в отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, социологии и педагогики. В статье раскрывается зарождение феномена интеракции как социального взаимодействия и впоследствии как коммуникативного действия, рассматриваемого в работах зарубежных философов и социологов. Автором анализируется идея диалогической природы интеракции, описанная в трудах античных мыслителей, философов IX и XX веков, а также современных исследователей в области образования. Особое внимание в статье уделяется актуальным подходам к педагогической интеракции как целенаправленному взаимодействию участников процесса, предполагающее взаимообогащение, проявление творческой активности, трансформацию личностных и социальных качеств, повышению уровня мотивации и самооценки. Для осуществления эффективного субъект-субъектного взаимодействия современными педагогами активно используются разнообразные формы и методы интерактивного обучения, активизацию роли которого определили тенденции компьютеризации и информатизации всех областей современного мира и образования в частности. Актуализации проблемы педагогической интеракции в условиях полиэтнической образовательной среды вуза способствовало продвижение образовательных услуг, предлагаемых российскими вузами, на международный рынок, что повлекло за собой значительное увеличение числа иностранных студентов в высших учебных заведениях на территории России. Кроме того, изменения в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования определяют необходимость пересмотра содержания педагогического взаимодействия. В связи с этим в статье предлагается рабочее понятие педагогической интеракции, осуществляемой в процессе обучения иностранному языку в условиях полиэтнической образовательной среды вуза, которое будет использовано в дальнейшей исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical interaction in the multi-ethnic educational environment of the university

The article is devoted to the theoretical analysis of the problem of pedagogical interaction described in domestic and foreign studies in the field of philosophy, sociology and pedagogy. The article reveals the origin of interaction as a social phenomenon and subsequently as a communicative action, considered in the work of foreign philosophers and sociologists. The author analyzes the idea of dialogical nature of interaction described in the work of ancient thinkers, philosophers of IX and XX centuries, as well as modern researchers in the field of education. Particular emphasis is placed on the current approaches to pedagogical interaction as a purposeful interaction of the participants, involving mutual development, creative activity, transformation of personal and social qualities, increase of motivation and self-esteem. In order to promote effective subject-subject interaction modern teachers actively use a variety of forms and methods of interactive learning, whose active role was determined by the trend of computerization of all areas of the modern world including education. The actualization of the problem of pedagogical interaction in a multi-ethnic educational environment of the university was caused by the promotion of educational services offered by Russian higher educational establishments to the international market, which led to a significant increase in the number of foreign students in higher education institutions in Russia. In addition, changes in the Federal State Educational Standard of higher education determine the need to revise the content of pedagogical interaction. In this regard, the article proposes a working definition of pedagogical interaction provided in the process of teaching a foreign language in a multi-ethnic educational environment of the university, which will be used in our further research.

Текст научной работы на тему «Педагогическая интеракция в условиях полиэтнической образовательной среды вуза»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 13.02.2019; опубликована 04.04.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Перевалова А.А. Педагогическая интеракция в условиях полиэтнической образовательной среды вуза // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Perevalova A.A. (2019). Pedagogical interaction in the multi-ethnic educational environment of the university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN119.pdf (in Russian)

Статья выполнена в рамках проекта № 19-013-00805 А «Модели педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в полиэтнической среде вуза» при финансовой поддержке фонда РФФИ

УДК 378.14 ГРНТИ 14.35.07

Перевалова Алена Анатольевна

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», Кемерово, Россия Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций

Доцент кафедры «Иностранных языков» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: aljona_04@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9467-4107 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=406188 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57202903753

Педагогическая интеракция в условиях полиэтнической образовательной среды вуза

Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу проблемы педагогической интеракции в отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, социологии и педагогики. В статье раскрывается зарождение феномена интеракции как социального взаимодействия и впоследствии как коммуникативного действия, рассматриваемого в работах зарубежных философов и социологов. Автором анализируется идея диалогической природы интеракции, описанная в трудах античных мыслителей, философов IX и XX веков, а также современных исследователей в области образования.

Особое внимание в статье уделяется актуальным подходам к педагогической интеракции как целенаправленному взаимодействию участников процесса, предполагающее взаимообогащение, проявление творческой активности, трансформацию личностных и социальных качеств, повышению уровня мотивации и самооценки. Для осуществления эффективного субъект-субъектного взаимодействия современными педагогами активно используются разнообразные формы и методы интерактивного обучения, активизацию роли которого определили тенденции компьютеризации и информатизации всех областей современного мира и образования в частности.

Актуализации проблемы педагогической интеракции в условиях полиэтнической образовательной среды вуза способствовало продвижение образовательных услуг, предлагаемых российскими вузами, на международный рынок, что повлекло за собой значительное увеличение числа иностранных студентов в высших учебных заведениях на

территории России. Кроме того, изменения в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования определяют необходимость пересмотра содержания педагогического взаимодействия. В связи с этим в статье предлагается рабочее понятие педагогической интеракции, осуществляемой в процессе обучения иностранному языку в условиях полиэтнической образовательной среды вуза, которое будет использовано в дальнейшей исследовательской работе.

Ключевые слова: интеракция; интеракционизм; межличностное взаимодействие; диалог; педагогическая интеракция; полиэтническая образовательная среда; межкультурное взаимодействие

В рамках реализации одной из приоритетных задач «Концепции развития образования РФ до 2020 года» российские институты высшего образования активно работают над созданием условий повышения уровня востребованности образовательных услуг в международном образовательном пространстве и привлечения иностранных студентов с целью усиления международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, утвержденный Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам стратегический проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (краткое наименование - «Экспорт российского образования») определил ориентацию российских вузов на интернационализацию образовательной деятельности, создание благоприятных условий для иностранных граждан в период их обучения в российских образовательных учреждениях1.

Реализация комплекса мер по продвижению экспорта образовательных услуг способствовала резкому увеличению притока иностранных студентов в российские высшие учебные заведения и, тем самым, актуализировало осуществление педагогической интеракции в условиях полиэтнической образовательной среды вуза.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что внедрение эффективной модели педагогической интеракции в процесс обучения иностранному языку в вузе позволит развить способность осуществлять профессионально-деловую коммуникацию на иностранном языке, овладеть навыками конструктивной совместной деятельности с целью обмена информацией и опыта, организации и оптимизации определенного вида предметной деятельности (учебной, научной и т. п.), направленной на достижение результата, в сотрудничестве с представителями различных культур. Выдвижение данной гипотезы обусловило изучение феномена интеракции в целом, и природы педагогической интеракции в частности.

Анализ проблемы педагогической интеракции в отечественных и зарубежных исследованиях показал достаточно активное исследование данной проблемы в различных научных областях, тем самым определяя основные подходы: социологический, философский, психолого-педагогический, лингвистический.

Природа феномена интеракции как социального взаимодействия рассматриваются в работах американского философа, психолога и социолога Джорджа Г. Мида, раскрывающего теорию личности и основы теории социальной коммуникации с точки зрения социального бихевиоризма, крупнейшим представителем которого он являлся на рубеже 19-20 веков. Дж. Мид рассматривает личность как активного разумного деятельного субъекта, процесс формирования которого происходит с помощью символов, приобретаемых и изменяющихся в процессе интеракции [1; 2]. Впоследствии его идеи были развиты Г. Блумером, получив

1 Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» в редакции протокола от 30 мая 2017 года №6 http://government.ru/news/28013/ (дата обращения: 29.03.2019).

https://mir-nauki.com

название «символический интеракционизм», который, учитывая своеобразие интеракции, придает ей определяющее значение. В процессе интеракции происходит формирование человеческого поведения благодаря принятию роли другого, взаимному распознаванию и интерпретации совместных действий [3].

Понятие интеракции как коммуникативного действия было введено в гуманитарные дисциплины немецким философом и социологом Юргеном Хабермасом, который раскрывает его как взаимодействие двух и более коммуникантов, ориентированное на понимание ситуации социального действия, согласования плана действий и сами действия, взаимопонимание и обоюдное признание личностной ценности, чем собственно определяется уровень достигнутого согласия [4].

Принимая за основу существующую полисную систему государственности, Сократ и его последователи, работали над созданием идеальной модели общества, положившее начало гуманистического направления в философии и педагогики, где ключевой деятельностью является переживание, приводящее к личностным изменениям [5]. Идеи сократического диалога, как метода критического и творческого мышления, способствующего раскрытию в человеке прекрасного и разумного, и позволяющего совместно осмысленно решать проблемы, развивать любознательность и вырабатывать собственное суждение [6], активно обсуждаются современными исследователями и используются в области педагогики, психологии и психоанализа. Именно диалогический (полисубъектный) подход, наряду с личностно-деятельностным, был определен нами в качестве научного основания проблемы педагогической интеракции.

Модели взаимодействия в системе образования на протяжении веков претерпевали значительные изменения (от директивной до интерактивной), чему во многом способствовал уровень развития общества, философии, науки, социальной культуры и мировоззрения.

Идеи диалогического взаимодействия, лежащего в основе интеракции и получившие развитие в работах классиков философии диалога (М. Бубера, Г. Марселя, Ф. Розенцвейга, Ф. Эбнера и др.), повлияли на развитие диалогической педагогики онтологического направления, одной из главных задач которой является воспитание личности, способной находиться в диалоге с окружающим миром и самим собой, реагировать на диалогическую ситуацию, рационально мыслить и рефлексировать, меняться, иметь развитое чувство Я и т. п.

Понятие диалогизма, впоследствии рассмотренное в трудах М.М. Бахтина и В.С. Библера, имеет некоторые характеристики, отражающие, с одной стороны, исключительность личности участников диалога в конкретном социокультурном контексте, и глубокая внутреннюю «нераздельность», с другой. М.М. Бахтин раскрывает диалог как фактор детерминации личности и способ гуманитарного познания действительности, бытия человека в мире [8; 9].

Открытый диалог между педагогом и обучающимся явился одной из основных идей педагогика сотрудничества, появление которой послужило стимулом для инновационных процессов в области образования и гуманизации образовательной системы. Субъекты образовательного процесса являются равноправными партнерами, взаимодействующие в режиме диалога, способствующего творческому поиску и приобретению знаний и опыта, и осуществляемого в ходе совместной деятельности, сотрудничестве и при поддержке педагога.

Диалоговая культура определяется установленными социально-общественными отношениями и исторически сложившимися формами коммуникации. Принципы и нормы поведения и общения формируются в процессе воспитания, обучения и повседневного взаимодействия с окружающими людьми в социуме, что позволяет адекватно

[7].

https://mir-nauki.com

интерпретировать, давать оценку способам действия другого и предвосхищать возможные ответные действия коммуниканта.

В современном образовательном процессе педагогами активно исследуются и используются различные формы диалога, в котором формируются и проявляются мыслительные, познавательные и творческие способности обучающихся, повышается самооценка, трансформируются и обогащаются личностные и социальные качества, формирующие личность.

По мнению Б.А. Тахохова, условиями эффективной коммуникации как «единства взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом отношений между ними, установок, намерений и целей» [10, с. 114] являются: стремление к общению, способность оценивать уровень взаимопонимания и проникать в коммуникативный замысел собеседника, умение изменять способ языкового представления, и знание норм этикетного речевого общения [10].

Тенденции современного компьютеризированного мира определили активизацию роли интерактивного обучения, его принципов, форм и методов. Под интерактивным обучением понимается совместный процесс познания; активное субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, в ходе которого происходит их взаимообогащение и взаимообучение как равнозначных субъектов, формирование нового опыта с последующим его теоретическим осмыслением через применение [11; 12].

Педагогическая интеракция в современном образовательном процессе рассматривается как целенаправленное взаимодействие его участников с приложением их личностного опыта, и характеризующееся активной коммуникацией, присутствием и сменой разных видов деятельности, осмыслением и анализом собственной деятельности и результатов взаимодействия, совершенствованием имеющихся знаний, умений, навыков, компетенций, а также приобретением новых [13; 14; 15]. Следует отметить, что педагогическую интеракцию отличает наличие чётко заданной цели, обоюдная заинтересованность участников интеракции во взаимодействии, постижение взаимовлияния субъектов друг на друга, прогнозируемость результатов взаимодействия и возможность их оценки.

Рассматривая педагогическую интеракцию через категорию отношения, Петренко М.А. определяет ее как «процесс и результат взаимовлияний, взаимотворений, взаимодействий в образовании, направленный на развитие творческой активности, личностный и духовный рост участников, и система их значимых отношений» [16, с. 192].

Автор отмечает, что данная деятельность осуществляется исключительно добровольно, достаточно продолжительная по времени, затрагивает все личностные аспекты ее участников, базируется на внутренней мотивации и желании личностного роста. В основе этой деятельности лежит принцип творческой активности личности, реализуемый на трех онтологических уровнях: природном, социальном, духовном. Для осуществления эффективной интеракции применяются интерактивные технологии развития творческой активности личности, используется мотивационный потенциал обратной связи. Кроме того, такая деятельность формирует у субъектов интеракции способность к самоорганизации и рефлексии; повышает уровень творческой свободы личности; и является значимым условием личностного, профессионального и карьерного роста.

Поскольку педагогическая интеракция находится в зависимости от социокультурной среды, педагогу необходимо использовать не только собственные опыт и знания, но и ее возможности для реализации продуктивного межличностного взаимодействия субъектов, способствующие творческой трансформации, совершенствованию действительности и самого участника интеракции [16].

https://mir-nauki.com

В условиях сложившегося - в силу глобальной международной миграции и расширения межкультурного взаимодействия - полиэтнического образовательного пространства возникает необходимость исследования педагогической интеракции в контексте диалога культур и межкультурной коммуникации. Данное взаимодействие предполагает формирование межкультурной толерантности, позитивного отношения к индивидуальным особенностям различных культур, создание условий для интеграции обучающихся в культуры других народов; взаимообогащение национальных культур с безусловным сохранением собственной этнической самобытности.

В нашем исследовании под педагогической интеракцией, осуществляемой в условиях полиэтнической среды вуза, мы будем понимать целенаправленное, продуктивное, равноправное межличностное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса как представителей различных культур, предполагающее развитие способности осуществлять профессионально-деловую коммуникацию в поликультурном пространстве, а также формирование межкультурной толерантности.

В ходе дальнейшего исследования планируется изучение особенностей и типичных форм педагогической интеракции, обусловленных этническими особенностями групп, в процессе обучения иностранному языку; разработка оптимальных этнообусловленных моделей педагогической интеракции, повышающих эффективность процесса обучения иностранному языку в полиэтнической среде вуза; экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абельс Х. Интеракция. Идентичность. Презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. яз. под общей редакцией Н.А. Головина и В. В. Козловского. Издательство «Алетейя» (СПб.), 2000 - 272 с.

2. Mead G. Geist, Identität und Gesellschaft / Mit einer Einleitung herausgegeben von Ch. Morris. - Frankfurt am Main, 1973.

3. Blumer H. Der methodologische Standort des symbolischen Interaktionismus // Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit. Reinbek, 1973. Bd. 1.

4. Habermas J. The Theory of Communicative Action / McCarthy T. (ed.) Boston: Beacon Press, 1987b. V. 2. - 462 с.

5. Петренко М.А. Культурно-исторические модели интеракции в образовании// Человек и образование. 2009. № 3(20). С. 107-113.

6. Иванова О.Э., Точилкина Т.Г. Сократический диалог как обучение совместному решению проблем // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2017. Том 6. № 3(20). С. 108-111.

7. Ермолаева Е.Б. Основные характеристики диалогического взаимодействия (к определению актуальных задач педагогики диалога) // Образование и наука. 2012. № 7(96). С. 18-34.

8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советский писатель, 1963. - 363 с.

9. Богуславская С.М. Диалог в трудах М.М. Бахтина // Вестник ОГУ. 2011. №7(126). С.17-23.

10. Тахохов Б.А. Роль диалога в формировании личности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4(13). С. 113-115.

11. Ерина Л.С. Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку // Вестник Московского университета МВД России. 2010. №3. С. 21-23.

12. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. 2007. № 6(48). С. 32-41.

13. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Педагогическая интеракция как способ профессиональной адаптации педагога // Вектор науки ТГУ. 2012. № 2(9). С. 7376.

14. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Интерактивная педагогика: учебно -методическое пособие. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2012. - 190 с.

15. M.V. Vinogradova, L.I. Yyakovyuk, N.V. Zenina. Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction // Revista ESPACIOS. - Vol. 39 (Number 30) Year

2018. - P.25. - http://www.revistaespacios.com/a18v39n30/18393025.html.

16. Петренко М.А. Теория педагогической интеракции. Монография. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009 г. - 168 с.

https://mir-nauki.com

Perevalova Alena Anatolievna

Kemerovo state university, Kemerovo, Russia Institute of philology, foreign languages and media communication

E-mail: aljona_04@mail.ru

Pedagogical interaction in the multi-ethnic educational environment of the university

Abstract. The article is devoted to the theoretical analysis of the problem of pedagogical interaction described in domestic and foreign studies in the field of philosophy, sociology and pedagogy. The article reveals the origin of interaction as a social phenomenon and subsequently as a communicative action, considered in the work of foreign philosophers and sociologists. The author analyzes the idea of dialogical nature of interaction described in the work of ancient thinkers, philosophers of IX and XX centuries, as well as modern researchers in the field of education.

Particular emphasis is placed on the current approaches to pedagogical interaction as a purposeful interaction of the participants, involving mutual development, creative activity, transformation of personal and social qualities, increase of motivation and self-esteem. In order to promote effective subject-subject interaction modern teachers actively use a variety of forms and methods of interactive learning, whose active role was determined by the trend of computerization of all areas of the modern world including education.

The actualization of the problem of pedagogical interaction in a multi-ethnic educational environment of the university was caused by the promotion of educational services offered by Russian higher educational establishments to the international market, which led to a significant increase in the number of foreign students in higher education institutions in Russia. In addition, changes in the Federal State Educational Standard of higher education determine the need to revise the content of pedagogical interaction. In this regard, the article proposes a working definition of pedagogical interaction provided in the process of teaching a foreign language in a multi-ethnic educational environment of the university, which will be used in our further research.

Keywords: interaction; interactionism; interpersonal communication; dialogue; pedagogical interaction; multi-ethnic educational environment; intercultural interaction

63PDMN119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.