Научная статья на тему 'Педагогическая импровизация в полисубъектной организации оздоровительной тренировки бакалавра физической культуры'

Педагогическая импровизация в полисубъектной организации оздоровительной тренировки бакалавра физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА / ПОЛИСУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / ТРЕНЕР / КЛИЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева К. Е., Макеева В. С.

Обеспечение полисубъектной организации оздоровительной тренировки в профессиональной деятельности бакалавра физической культуры требует от него ряда развитых профессионально важных качеств и умений, в том числе высокой готовности к педагогической импровизации. Это связано с тем, что в силу современных реалий он все чаще превращается в персонального тренера отдельного клиента. В статье дается характеристика сущности, структура педагогической импровизации и ее место в полисубъектной организации оздоровительной тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токарева К. Е., Макеева В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая импровизация в полисубъектной организации оздоровительной тренировки бакалавра физической культуры»

УДК 796.035: 37

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ В ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2015 К. Е. Токарева1, В. С. Макеева2

1 аспирантка

e-mail: ksenia_tokareva1990@mail.ru

Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс

2докт. пед. наук, профессор профессор каф. физической подготовки и спорта e-mail: vera_191@mail.ru

Российский государственный социальный университет

Обеспечение полисубъектной организации оздоровительной тренировки в профессиональной деятельности бакалавра физической культуры требует от него ряда развитых профессионально важных качеств и умений, в том числе высокой готовности к педагогической импровизации. Это связано с тем, что в силу современных реалий он все чаще превращается в персонального тренера отдельного клиента. В статье дается характеристика сущности, структура педагогической импровизации и ее место в полисубъектной организации оздоровительной тренировки.

Ключевые слова: оздоровительная тренировка, полисубъектная организация,

педагогическая импровизация, тренер, клиент.

Специфика полисубъектной организации оздоровительной тренировки бакалавра физической культуры требует от него проявления должного уровня интеллектуального, моторного, коммуникативного компонентов деятельности; распознавания текущего физического состояния человека по внешним проявлениям; владения знаниями основ диетологии и особенностей восстановления работоспособности после травм и болезней; а также владеть умениями педагогической импровизации [Деркач, Исаев 1981; Поливаев 2014].

В соответствии с реалиями современности его профессиональная деятельность перетекает в сторону обеспечения индивидуального подхода в обучении и тренировке клиентов к роли «персонального» тренера. При этом ему необходимо сохранить или повысить мотивацию клиентов к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдая ведущий принцип физического воспитания «не навреди». В процессе занятий необходимо уметь не идти «на поводу клиента» в его ничем не поддержанных мотивах к получению быстрого результата; находить неожиданные педагогические решения и уметь их воплощать на практике с учетом состояния здоровья и физической подготовленности клиента.

Целью настоящего исследования является определение места педагогической импровизации в полисубъектной организации оздоровительной тренировки бакалавра физической культуры.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Методы исследования - теоретический анализ проблемы, включая обсуждение вопросов, касающихся истории исследований, современной теории образования.

В профессиональной деятельности бакалавра физической культуры основной целью оздоровительной тренировки является не только здоровьесбережение и улучшение физического состояния занимающегося. Решается ряд педагогических задач, включающих обучение (двигательным действиям) и воспитание качеств личности своего подопечного. Такая широта поставленных задач ставит перед ним задачу быть еще более «широким и полным текстом», быть тем самым «словарем, энциклопедией, руководством» для клиента, содержать в своем мышлении множественные языки и смыслы, которыми мыслит сознание клиента или стремиться к их пониманию, то есть быть «текстом текстов» [Там же].

В исследованиях, раскрывающих сущность импровизации, она чаще всего рассматривается в контексте творчества, реже педагогической деятельности, но бакалавр физической культуры нуждается в ней с обеих позиций.

Его взаимодействие с клиентом, как педагога, протекает в субъект-субъектных отношениях, характеризуется большой долей непредсказуемости интеракций, требующих быстрого анализа ситуации и принятия решений в условиях ограниченного времени. В ходе тренировки нередко возникают непредвиденные обстоятельства, такие как ухудшение физического или психического состояния клиента, сложности в выполнении упражнений, отсутствие в определенное время свободного инвентаря и др. Это требует оперативного решения возникающих задач, в том числе и импровизации, корректировки, поправки действий, и даже полной смены плана-конспекта тренировки. Неподготовленный к импровизации тренер будет игнорировать неожиданности, «комкать» решение

поставленных задач. Если тренер подходит творчески к тому, чем он занимается, то момент импровизации неизбежен.

На основе анализа теоретических источников выявлено, что способность к импровизации в полисубъектной организации оздоровительной тренировки выступает как творческие способности личности, как системное образование, комплекс индивидуальнопсихологических особенностей по быстрому, самостоятельному поиску оригинального решения без подготовки - предварительного осмысления внезапно возникшей проблемы в самых разнообразных ее условиях [Баранова 1994; Харькин 1992; Щербакова 2014]. Она выступает не только как определенные природные предпосылки, но и является результатом воздействия социальной среды, культуры, требований, ценностных ориентаций и устремлений, имеет выраженный возрастной аспект, характеризуется скоростью, завершенностью, оригинальностью и самостоятельностью проявлений [Раев 1983; Сляднев 1999]. Любая импровизация также основывается на знаниях, умениях и навыках и является результатом мышления [Берикханова 1998; Бочарова 1998; Судженко 1993].

Хорошо спланированная и организованная импровизация снимает напряжение, актуализирует знания самого тренера, делает тренировочный процесс ненавязчивым, привлекательным для клиента.

Импровизация - вид и компонент сиюминутной публичной деятельности, в результате которой создается новый продукт [Щербакова 2014]. Возникновение импровизации происходит при нестыковке первоначальных замыслов тренера и возникшей ситуации непосредственно в ходе взаимодействия с клиентом, а также выявлении противоречий между проектом тренировки и объектно-субъектными условиями его реализации. А.А. Сляднев отмечает, что полное отсутствие элементов

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 4 (36)

Токарева К. Е., Макеева В. С. Педагогическая импровизация в полисубъектной организации

оздоровительной тренировки бакалавра физической культуры

импровизации в педагогической деятельности свидетельствует о профессиональной непригодности [Сляднев 1999].

Педагогическая импровизация тренера в полисубъектной организации оздоровительной тренировки в зависимости от творческих педагогических установок и ощущений тренера включает: оперативную оценку возникающих ситуаций, поступков своего подопечного, собственной деятельности, принятие решения на основе предшествующего опыта, педагогические и специальные знания, эрудицию, интуитивный поиск и работу в меняющихся обстоятельствах, корректировку собственной деятельности и пр.

Различные подходы к классификации педагогической импровизации рассматривают ее как «стандартную», осуществляемую в типовых, стандартных методах разрешения конкретных педагогических ситуаций, и «творческую», в виде нешаблонных способов воздействия на клиентов или новых сочетаний уже известных способов.

Опираясь на подход В.А. Кан-Калика, можно выделить следующие варианты педагогической импровизации, которые мы представили в адаптированном виде относительно профессиональной деятельности тренера оздоровительной тренировки.

1. Импровизация, вызванная косвенными факторами, в частности, ситуация или проблема, неожиданно возникшая в ходе тренировки. Здесь главную роль играет практическое мышление и эмоциональная устойчивость тренера оздоровительной тренировки. Источником служат корректирующие факторы педагогического творчества. В импровизации этого типа важную роль играет готовность тренера:

- к предварительному моделированию возможных непредвиденных моментов, которые могут возникнуть в ходе тренировки;

- пониманию неизбежности импровизационных моментов в непосредственном взаимодействии с клиентом;

- быстрой и адекватной реакции на неожиданно возникающую педагогическую задачу [Кан-Калик 1987].

2. Импровизация «изнутри», возможность которой определяется индивидуально-

творческими особенностями тренера. Например, во время подготовки к занятию или в ходе его реализации тренер неожиданно находит нужный материал для импровизации, возникший в результате ассоциации, воспоминания, аналогии и т. п. Своеобразие импровизации «изнутри» является условием глубокой, искренней увлеченности процессом оздоровительной тренировки. В.Н. Харькин назвал это явление «инсайт», в котором выделил два звена: инсайт как неожиданное интуитивное обнаружение идеи,

парадоксальной мысли в процессе занятия и - интуитивно-логический выбор пути ее воплощения. При этом подчеркивается, что мгновенному нахождению способа педагогического воздействия всегда предшествует накопление и анализ фактов [Харькин 1992].

Несмотря на то что этот вариант импровизации имеет в значительной степени эмоционально-чувственный характер, он требует кропотливой подготовительной работы, мобилизующей всю творческую структуру личности тренера.

3. Импровизация, вызванная логикой составления и презентации плана-конспекта тренировки. Она осуществляется за счет процесса активного педагогического мышления тренера. Импровизация диктуется внезапным возникновением таких зависимостей в логике развития материала, которые не были предусмотрены заранее.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

4. Импровизация, основанная на самоанализе тренером своих действий и восприятии их его клиентом. Этот вариант воплощает в себе известное единство логикопедагогического и эмоционально-чувственного начал.

5. Импровизация, связанная с творческим поиском тренера, граничащая с педагогическим открытием. Важную роль здесь играет механизм интуиции, «озарения», когда возникает более эффективное решение педагогической проблемы, не найденное в процессе предварительной подготовки, но явившееся следствием длительной мыслительной работы. Это не противоречит идеям о возможности управления творческим процессом [Кан-Калик 1987].

Таким образом, можно констатировать, что педагогическая импровизация является важнейшей составляющей полисубъектной организации оздоровительной тренировки. Благодаря умелой импровизации в оздоровительной тренировке, требующей от клиента нередко тяжелой «физической» работы, механизм взаимодействия определяется тем, как представления тренера «накладываются» на представления клиента, как осознается участниками вклад каждого в общую деятельность, как они понимают друг друга и как это все проявляется в принятии совместного решения и в конечном счете - в результате деятельности. Такой подход дает эффект функциональной результативности процесса тренировки за счет пересечения субъективных миров его участников, в котором клиенты встают в позицию активного субъекта как по смыслу, так и по функционально-ролевому назначению. Ситуация успеха, возникающая в результате умелой импровизации, формирует у тренера стремление к самообразованию, к более четкому определению своей «самости»; сглаживает страхи и проблемы, возникающие у молодого тренера, которые нередко снижают интерес к своей профессиональной деятельности. А со стороны клиента возникает не только осознание своей позиции, своей уникальности, но и желание обнаружить и предъявить внутренние смыслы другим людям, своим коллегам и друзьям.

Навыки и умения педагогической импровизации позволяют тренеру иметь сформированную установку принять смысл другого в его умении (у)слышать, (у)видеть клиента со всех сторон, войти с ним в информационный и эмоциональный резонанс, найти общий язык, понятный обоим, особенно во взаимодействии с трудными клиентами.

Библиографический список

Баранова А. С. Подготовка будущих учителей к педагогической имровизации // Станауленне i развщце творчай асобы: зборшк матэрыялау канферэнцьп / пад агульнай рэд. П.П. Каваленю, В.1. Секуна, В.Ф. Чарушына. Мн.: Нац. 1нстытут адукацып, 1994. С. 28-33.

Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация в школьном учебном процессе // Реформа школы и развитие педагогического творчества учителей / под ред. В.И. Загвязинского. Тюмень, 1998. С. 78.

Бочарова, Т. И. Импровизация в речи учителя // Дидакт. 1998. № 4. С. 64-67.

Деркач А.А. Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: Физкультура и спорт. 1981. 375 с.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

Поливаев А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре // Молодой ученый. 2014. № 18. С. 627-629.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 4 (36)

Токарева К. Е., Макеева В. С. Педагогическая импровизация в полисубъектной организации

оздоровительной тренировки бакалавра физической культуры

Раев А.И. Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности // Проблема развития познавательных способностей. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. С. 21-32.

Сляднев А.А. Профессиональная подготовка студентов к импровизационнопедагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 1999.

Судженко Г.Н. Диагностические задачи как средство определения коммуникативно-импровизационных способностей будущего педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1993. 22 с.

Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. М.: МИП «NB Магистр», 1992. 160 с.

Щербакова Т.Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 13-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.