Stolyar Konstantin Eduardovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, stolyaratushino. com, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova,
Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tanv-I56'a rambler.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova,
Andryushchenko Lilia Borisovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of Department, andryushenko-lilamail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova,
Vitko Sergey Yurievich, senior teacher, persona2()() amail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova
УДК 796.011:378.1
КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К.Е. Токарева
Раскрыты особенности построения коммуникации бакалавра физической культуры в оздоровительной тренировке, способствующие его успеху в профессиональной деятельности. Установлено, что ее эффективность определяется построением тренировки с учетом гендерных различий, возрастных возможностей и изменений, происходящих в процессе инволюции организма, состоянии здоровья, в уровне физической подготовленности, индивидуально-типологических и личностных различиях.
Ключевые слова: оздоровительная тренировка, тренер, субъекты тренировки, коммуникативно-речевые умения.
В силу современных тенденций развития общественных отношений физкультурно-оздоровительная деятельность становится полифункциональным феноменом социально-культурной деятельности современного человека. Поэтому все больше внимания уделяется развитию коммерческих физкультурно-оздоровительных организаций - центров, клубов, студий аэробики и секций; увеличивается выпуск популярной литературы и другой продукции; разрабатываются все больше новых технологий и фитнес-программ.
Все более доступным становится выбор любого вида физической активности, предоставляемого в соответствии с потребностями, материальными возможностями и уровнем подготовленности, но требующего в определенной степени профессионального сопровождения специалиста - тренера, владеющего огромным арсеналом умений и навыков, а также практического опыта организации физкультурного процесса [2, С. 21-34; 9, С. 123-130; 10, С. 67-75].
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что спрос на квалифицированные физкультурные кадры, владеющие инновационными оздоровительными технологиями и умеющие привлечь разный контингент субъектов в сферу физической культуры, будет увеличиваться по мере признания обществом развития физической культуры и фитнеса.
В этом направлении работает и система высшего образования, которая априори призвана удовлетворять социальный заказ меняющегося динамического общества, и трансформируется в сторону личностно-ориентированного образования, направленного на подготовку разностороннего профессионала, формирование готовности в сфере профессиональной деятельности, и на создание учебной и профессиональной мобильности.
Научным сообществом непрерывно осуществляется поиск путей, способствующих улучшению профессиональной подготовки кадров в современном, в том числе и физкультурном образовании [3, С. 27-42; 6, С. 56-60; 9, С. 123-130; 10, С. 67]. При организации физкультурно-оздоровительной деятельности своих подопечных тренеру необходимо учитывать огромное количество факторов, которые влияют на её эффективность, в частности, учитывать гендерные различия, возрастные возможности и изменения, происходящие в процессе инволюции организма, состояние здоровья; уровень физической подготовленности, индивидуально-типологические и личностные различия [1, С. 3-5; 5, С. 151158; 6. С. 56-60]. Однако общей характерной особенностью большинства исследований в этой области, является отсутствие в них глубокого анализа функциональных особенностей специфической деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта, в частности, тренеров в рамках оздоровительной тренировки.
Для определения основных аспектов, которые в большей степени влияют на успех тренера и проводимого им занятия, мы провели массовый опрос участников тренировок: тренеров, руководителей физкультурно-оздоровительных организаций, занимающихся, студентов - будущих тренеров. В анкете предоставлен перечень из 32 характеристик профессиональной деятельности тренера. Задача респондента выбрать 10 характеристик, которые для них составляют наибольшую важность в процессе взаимодействия с тренером. В результате обобщенного анализа результатов опроса установлено, что сфере физической культуры необходим квалифицированный профессионал, владеющий всеми компетенциями современного уровня, готовый к осуществлению профессиональной деятельности в различных экономических условиях и способный адаптироваться к новациям, а при необходимости производить их.
Проведенный опрос и анализ теоретических источников позволил охарактеризовать деятельность современного тренера оздоровительной
тренировки как сложный полифункциональный комплекс, включающий в себя множество составляющих. Однако наблюдается такой парадокс, что среди соискателей на должность фитнес-тренера редко встречаются дипломированные бакалавры или специалисты физической культуры. Выяснение причин сложившейся ситуации осуществлялось на основании анкеты, разработанной информационным агентством ИТАР-ТАСС-Урал для проекта «Образование: как воспитать элиту?» и адаптированной нами в рамках исследуемых проблем. В круг вопросов включены следующие варианты:
• Желаете ли Вы после окончания вуза работать по профессии?
• Почему Вы не желаете работать по профессии? (можно выбрать несколько вариантов ответов).
Варианты ответов:
• во время учебы понял (а), что интересен другой вид деятельности;
• это низкооплачиваемый вид деятельности;
• нет или затруднен карьерный рост;
• знаний, полученных во время учебы недостаточно для работы по профессии;
• не престижно заниматься этим видом деятельности, другое.
Проведенный опрос среди студентов орловских вузов, обучающихся
по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура и 49.03.03 -Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, показал, что 1/3 студентов после окончания вуза не собираются работать по профессии, ещё столько же затрудняются ответить. Причем, наиболее типичными причинами нежелания работать по профессии являются: потеря интереса к виду деятельности, низкая оплата труда при трудоустройстве, недостаток профессиональных знаний, полученных в процессе обучения. Только каждый третий студент планирует заниматься профессиональной деятельностью в рамках своего направления подготовки, а к числу ведущих факторов такого выбора относятся: интерес к виду деятельности, престижность профессии, необходимость реализации полученных знаний.
При этом отзывы о тренерах, прошедших вузовскую подготовку, но не имеющих трудового стажа в этой области, указывают на следующие слабые стороны: ригидность, неспособность привлечь занимающихся к занятиям и взаимодействовать с ними, пассивность в установлении контакта, трудности в общении, отсутствие заинтересованности в достижениях клиента, недостаточная творческая компонента [2, С. 21-34; 4, С. 60-65; 8. С. 282-304].
Таким образом, выявленные социально-экономические особенности и недостатки в профессиональной деятельности тренера в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности, особенно в коммерческом секторе, требуют усовершенствования отдельных аспектов профессиональной подготовки будущих бакалавров физической культуры. В
частности, тренер должен уметь строить эффективное профессиональное взаимодействие на основе развернутого использования коммуникативных навыков и включенности субъекта во взаимодействие.
Умение взаимодействовать как своего рода отношения паритета в сочетании с разумной требовательностью, обменом информацией познавательного и аффективно-оценочного характера, строится на таком профессиональном поведении, которое позволяет учитывать интересы и потребности субъектов оздоровительной тренировки, но не в разрез с ее задачами и целями.
Коммуникативно-речевые умения особенно актуальны в самом процессе взаимодействия непосредственно во время тренировки. Их развитие обусловлено спецификой профессионального взаимодействия и дефицитом времени, которое отводится на объяснение задания (так как занятия имеют высокую моторную плотность). Здесь необходимо грамотно строить фразы, пользоваться профессиональной терминологией, лаконично и четко произносить команды; в речи должен отсутствовать разговорный диалект. Объяснения упражнений будут доступными и понятными, если используется правильная тональность, выразительность, паузы и динамика звучания голоса.
Тестирование студентов на констатирующем этапе эксперимента показало их наименьшую осведомленность в области социально-психологических, дифференциально-психологических и аутопсихо-логических основ полисубъектного взаимодействия. Выявлены недостатки взаимоотношений, межличностного восприятия и взаимопонимания, психологии личности и малой группы, индивидуально-типологических и мотивационных различий субъектов тренировки. В процессе педагогического наблюдения установлены неверные представления самими студентами о своих сильных и слабых сторонах личности, выявлена низкая информированность о механизмах и закономерностях профессионального саморазвития.
Из групп студентов, принимающих участие в эксперименте, 53 % респондентов контрольной выборки и 40 % экспериментальной отличались средним уровнем проявления данного показателя. Низкий уровень наблюдался у 47 % респондентов контрольной группы и 60 % экспериментальной. Высоких результатов зафиксировано не было.
Для низкого уровня развития коммуникативно-речевых способностей студентов характерна неграмотная речь, ошибки в ударениях, злоупотребление разговорным диалектом, плохая дикция, неуверенное произношение команд, слабое владение профессиональной терминологией. Непосредственно в процессе взаимодействия с субъектами физкультурно-оздоровительной деятельности они склонны осуждать неправильные действий или ошибки занимающихся, при этом не умеют правильно объяснять технику выполнения упражнения, пользуясь доступными
аналогиями. В худшем случае в их поведении проявляются критические замечания, бестактность, недовольные жесты, порицания по отношению к субъектам тренировки.
Средний уровень развития коммуникативно-речевых способностей говорит об относительно правильном произношении команд и использовании профессиональной терминологии. Редко в речи встречаются лишние междометия, затрудняющие восприятие («блин», «типа», «как бы», «ну» и т. д.). В целом объяснения и указания доступны субъектам тренировки, наблюдается развитая вербалика. Однако непосредственно в процессе проведения тренировки такие респонденты практически не используют приемы, стимулирующие деятельность занимающихся (одобрительные жесты, восхищение, положительное подкрепление).
Таким образом, исходный уровень свидетельствует о низкой коммуникативно-речевой подготовленности к взаимодействию будущих бакалавров физической культуры с субъектами оздоровительных тренировок. В процессе диагностики было выявлено, что многие студенты испытывают трудности с высказыванием собственных мыслей, с установлением контакта с группой занимающихся, с объяснением и одновременным показом физических упражнений, теряют время при исправлении своих ошибок и применяют много неоправданных жестов и слов.
К концу формирующего этапа эксперимента достоверно более высокие результаты были получены в экспериментальной группе (при р=0,01), где прирост доли респондентов с высоким уровнем развития специальных коммуникативно-речевых умений составил 37 %, в то время как в контрольной - лишь 13 %; со средним уровнем на 23 и 34 % соответственно; количество испытуемых с низким уровнем снизилось в экспериментальной группе на 60 %, а в контрольной - на 47 %.
Таким образом, только на выходе из эксперимента были зафиксированы испытуемые с высокими оценками. Они характеризовались свободным владением профессиональной лексикой и терминологией, выразительной речью, грамотным построением фраз, доступным объяснением упражнений, применением для пояснения образных и жизненных примеров, развитой коммуникативной культурой.
Полагаем, что такой результат во многом обусловлен целенаправленным использованием упражнений развивающего модуля, способствующими формированию речевой гибкости, четкости произношения, экспрессивности речи, красноречия. Дыхательные упражнения позволили отработать техники управления дыхательным аппаратом. Артикуляционные упражнения развивали умения чётко и выразительно произносить различные звуки. Использование в рамках квазипрофессионального модуля цикла упражнений на развитие координации речи и речевого дыхания непосредственно в движении, участие в мастер-классах опытных тренеров, изучение особенностей работы
с клиентами фитнес-клубов, отработка умений убедительной коммуникации (одобрительные жесты, восхищение, положительное подкрепление) способствовали, на наш взгляд, формированию коммуникативной культуры будущих бакалавров физической культуры.
Список литературы
1. Голомолзина В.П., Бондарь С.Б., Левушкин С.П. Реализация индивидуально-типологического подхода в физической подготовке студенток с ослабленным здоровьем на основе учета особенностей телосложения: монография. Ульяновск: УГСХА, 2011. 164 с.
2. Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида // Физ. культура индивида. Ульяновск: УлГУ, 2004. С. 21-34.
3. Конопкин О.А. Теоретико-эмпирические исследования: структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. 2005. Т. 2. № 1. С. 27-42.
4. Макеева В.С., Мостовая Т.Н. Формирование неречевого общения в образовательном пространстве физической культуры // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2008. № 3. С. 60-65.
5. Макеева В.С., Токарева К.Е., Пушкина В.Н. Развитие организации полилога субъектов оздоровительной тренировки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 179. С. 151-158.
6. Мещерякова Д.С. Специфика управления полисубъектным взаимодействием «педагог-учащиеся» в инновационной образовательной организации // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2015. №6. С. 56-60.
7. Прыгин Г.С. Функциональная структура системы самоуправления деятельностью // Личность и индивидуальность в психологическом исследовании. М., 1981. №52. С. 42-47.
8. Прыгин Г.С., Олейник Н.С. Исследование особенностей внутригруппового взаимодействия субъектов с различными регуляторно-типологическими особенностями // Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / под ред. В.И. Моросановой. М.: Психологический ин-т РАО, 2006. С. 282-304.
9. Формирование готовности бакалавра сферы физической культуры к полисубъектной организации оздоровительной тренировки / В.С. Макеева [и др.] // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 5(132). С. 123-130.
10. Хусаинова А.А. Модель развития готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися // Психология и педагогика современного образования в России: сб. статей IX Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В.В. Сохранова-Преображенского. 2015. С. 67-75.
Токарева Ксения Евгеньевна, ст. преподаватель, ksenia_tokareva1990@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный областной университет
COMMUNICA TIVE PREPARA TION OF THE FUTURE THE BACHELOR OF PHYSICAL CULTURE TO THE ORGANIZATION OF SPORT FOR HEALTH
К.Е. Tokareva
The peculiarities of constructing the communication of the bachelor of physical culture in health training, which contribute to its success in professional activity, are revealed. It has been established that its effectiveness is determined by the construction of training taking into account gender differences, age opportunities and changes occurring in the process of involution of the body, the state of health; level of physical readiness, individual typological and personal differences.
Key words: formation of health, educational objects, communications, speech opportunities.
Tokareva Ksenia Evgenyevna, senior teacher, ksenia lokareva199((a.maiL ru, Russia, Moscow State Regional University
УДК 796.011
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Д.В. Фонарев, Е.А. Фонарева, И.И. Файзрахманов
Представлены результаты многолетнего эксперимента спортивной ориентации в условиях муниципального кластера спортивно ориентированного физического воспитания. Дано описание структуры муниципального кластера и содержания каждого этапа организации спортивной ориентации. Оценка результативности экспериментальной деятельности проводилась на основе критериев управленческой, педагогической и экономической направленностей.
Ключевые слова: спортизированный подход, школьники, кластер, физическое воспитание, управление физической культурой и спортом.
Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением россиян основных ценностей спортивной культуры, обеспечивающих сохранение физического здоровья, и формирование потребности в занятиях избранным видом спорта.
В то же время существующая отечественная система физического воспитания, сформированная еще в советское время, по своему содержанию заданных компонентов не может быть эффективной в силу объективных причин. Между тем ее совершенствованию было посвящено большое количество работ. Ряд авторов предлагали модернизировать «теоретико-